Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 1 апреля 2009 г. N 118-рп
Методика оценки эффективности деятельности органов местного
самоуправления городских округов и муниципальных районов
автономного округа
1. Общие положения
1.1. Целью настоящей Методики является формирование единых подходов к мониторингу оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (далее - органы местного самоуправления), посредством оценки эффективности расходования бюджетных средств, динамики изменения показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития муниципального образования, степень внедрения методов и принципов управления, обеспечивающих переход к более результативным моделям муниципального управления.
1.2. Методика устанавливает основные и переходные положения, систему показателей, алгоритм и метод расчета оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
1.3. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления заключается в сравнительном анализе показателей муниципальных образований по достигнутому уровню за отчетный период и (или) динамике изменений. Достигнутый уровень определяется значением соответствующего показателя в отчетном году. Динамика изменений определяется как отношение значений достигнутого уровня соответствующего показателя в отчетном и базовом годах. Базовый год определяется как год, предшествующий отчетному году.
1.4. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления осуществляется на основании данных, представленных в докладах глав местных администраций городских округов и муниципальных районов и дополнительных показателей, представленных Комитетом информационного мониторинга автономного округа.
1.5. Оценка эффективности определяется на основе значений показателей, характеризующих деятельность органов местного самоуправления, сгруппированных по следующим сферам:
социально-экономическое развитие;
обеспечение здоровья;
образование;
физическая культура, спорт и культура;
жилищно-коммунальное хозяйство;
организация муниципального управления и эффективность органов местного самоуправления в области экономического развития.
1.6. Показатели, отражающие социально-экономическое развитие, участвуют в расчете оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Вместе с тем, учитывая, что они являются макроэкономическими показателями, значения которых напрямую не зависят от деятельности органов местного самоуправления, при математическом расчете их влияние на конечный результат оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления сведено к нулю (см. таблицу 2 пункта 2.1 раздела 2 настоящей Методики). Информация используется для анализа динамики изменений показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития муниципального образования, при этом полученные сведения носят справочный характер.
1.7. В установленных сферах деятельности рассчитывается уровень эффективности, представляющий собой совокупность уровней по 4 направлениям, характеризующим:
результативность деятельности органов местного самоуправления;
эффективность расходования бюджетных средств органами местного самоуправления;
оценку населением результатов деятельности органов местного самоуправления;
экспертную оценку деятельности органов местного самоуправления.
1.8. Уровень результативности, эффективности расходования бюджетных средств, оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления, экспертной оценки рассчитывается как сумма показателей в соответствующих сферах. В случае отсутствия значения показателя по городскому округу и муниципальному району за отчетный год значению показателя деятельности органов местного самоуправления в установленной сфере деятельности присваивается нулевое значение.
1.9. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления представляет собой значение комплексного интегрального показателя, складывающегося из значений интегральных базовых показателей в соответствующих сферах. Значения интегральных базовых показателей представляют собой сумму значений интегральных показателей в соответствующих направлениях сферы. Значения интегральных показателей, характеризующих соответствующее направление сферы, формируются посредством суммирования значений частных показателей, отражающих значение одного показателя в соответствующих направлениях.
Перечень показателей, используемых для определения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, определен в приложении к настоящей методике
1.10. Результаты комплексного интегрального показателя оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления являются основанием для предоставления грантов муниципальным районом и городским округам в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей их деятельности.
1.11. Также на основании полученного результата динамики изменений эффективности деятельности оценивается уровень компетенции и профессионализма органов местного самоуправления муниципальных образований по следующим критериям:
оценка "Эффективная деятельность органов местного самоуправления" - устанавливается для муниципальных образований, у которых динамика изменений по темпам роста составила от 5% и выше;
оценка "Стабильная деятельность органов местного самоуправления" - устанавливается для муниципальных образований, у которых динамика изменений по темпам роста составила _ 0-5%;
оценка "Удовлетворительная деятельность органов местного самоуправления" - устанавливается для муниципальных образований, у которых динамика изменений по темпам роста составила от 5% и ниже.
2. Система расчета комплексного интегрального показателя
2.1. Система расчета комплексного интегрального показателя заключается в построении упорядоченных рейтингов муниципальных районов и городских округов на основе показателей, отражающих различные сферы деятельности органов местного самоуправления.
Комплексный интегральный показатель рассчитывается методом ранговой оценки по 6 базовым интегральным показателям, 20 интегральным показателям и 104 частным показателям, сгруппированным следующим образом:
Таблица 1
Сферы деятельности |
Базовый интегральный |
Интегральный показатель |
Частный показатель |
Социально-экономическое развитие |
1 |
1 |
13 |
Обеспечение здоровья |
1 |
4 |
22 |
Образование |
1 |
4 |
18 |
Физическая культура, спорт и культура |
1 |
4 |
7 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1 |
3 |
18 |
Организация муниципального управления и эффективность органов местного самоуправления в области экономического развития |
1 |
4 |
26 |
Итого |
6 |
20 |
104 |
Показатели упорядочиваются по убыванию (чем больше, тем лучше) или по возрастанию (чем меньше, тем лучше). Положительным показателям задается упорядочение по убыванию, отрицательным показателям - по возрастанию.
Всем интегральным показателям задается упорядочение по возрастанию, так как они представляют собой некоторую обобщенную оценку - коэффициент, который представлен в виде дробного числового значения от 1,00 до 22,00, характеризующего отклонение значения по данному муниципальному образованию от наилучшего значения среди всех муниципальных образований. Чем меньше значение коэффициента, тем меньше отклонение от лидера, тем предпочтительнее положение данного муниципального образования среди муниципальных образований, принимающих участие в ранжировании.
Для расчета комплексного интегрального показателя, базовым интегральным и интегральным показателям присваиваются следующие весовые коэффициенты.
Таблица 2
Название сферы |
Значение весового коэффициента к показателю |
||||
Базовый интегральный |
Интегральный показатель |
||||
результативности |
эффективности расходования бюджетных средств |
оценки населением деятельности органов местного самоуправления |
экспертной оценки |
||
Социально-экономическое развитие |
0 |
0 |
- |
- |
- |
Обеспечение здоровья, образование, организация муниципального управления и эффективность органов местного самоуправления в области экономического развития |
0,22 |
0,35 |
0,45 |
0,1 |
0,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
0,22 |
0,45 |
0,45 |
- |
0,1 |
Физическая культура, спорт и культура |
0,12 |
0,35 |
0,45 |
0,1 |
0,1 |
2.2. Комплексный интегральный показатель определяется по формуле:
,
где:
Ор - комплексный интегральный показатель эффективности муниципального образования;
Орэ - базовый интегральный показатель эффективности в сфере социально-экономического развития по муниципальному образованию;
Орз - базовый интегральный показатель эффективности в сфере обеспечения здоровья по муниципальному образованию;
Оро - базовый интегральный показатель эффективности в сфере образования по муниципальному образованию;
Орк - базовый интегральный показатель эффективности в сфере физической культуры, спорта и культуры по муниципальному образованию;
Орж - базовый интегральный показатель эффективности в сфере жилищно-коммунального комплекса по муниципальному образованию;
Орм - базовый интегральный показатель эффективности в сфере муниципального управления и эффективности органов местного самоуправления в области экономического развития по муниципальному образованию.
2.3. Базовый интегральный показатель эффективности в сферах обеспечения здоровья, образования, физической культуры, спорта и культуры, организации муниципального управления и эффективности органов власти в области экономического развития, определяется по формуле:
,
где:
Ир - интегральный показатель результативности;
Ид - интегральный показатель эффективности расходования бюджетных средств;
Опр - интегральный показатель оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления муниципального образования;
Иэ - интегральный показатель экспертной оценки.
2.4. Базовый интегральный показатель эффективности в сфере жилищно-коммунального комплекса определяется по формуле:
.
2.5. Интегральный показатель результативности, эффективности расходования бюджетных средств, оценки населением деятельности органов местного самоуправления, экспертной оценки соответственно определяется по формуле:
,
где:
Ирчj - частный показатель в соответствующих направлениях.
2.6. Динамика изменений комплексного интегрального показателя определяется по формуле:
,
где:
Ор1 - комплексный интегральный показатель в отчетном году;
Ор0 - комплексный интегральный показатель в базовом году.
Динамика изменений по базовым интегральным показателям рассчитывается аналогично вышеуказанной формуле.
2.7. Все показатели (комплексный интегральный, базовый интегральный, интегральный, частный), участвующие в расчете подлежат рейтинговому ранжированию в разрезе муниципальных образований. Расчет рейтингов производится по методу ранговой оценки, через автоматизированную информационную систему (АИС) "Сравнительный анализ муниципальных образований автономного округа".
2.8. Метод ранговой оценки
В основу сравнительного анализа муниципальных образований положены следующие виды обобщающих оценок, используемые в экономической теории:
целочисленный ранг;
совокупный целочисленный ранг с учётом весов показателей;
дробный ранг;
совокупный дробный ранг с учётом весов показателей;
обобщённый индикатор состояния;
среднее значение обобщенного индикатора состояния.
2.8.1. Целочисленный ранг численно равен тому месту (от 1 до N), которое займет данный регион при сортировке по выбранному показателю и заданном упорядочении.
2.8.2. Совокупный целочисленный ранг с учётом весов показателей обозначается . Для каждой строки-региона считается сумма всех целочисленных рангов с учётом весовых коэффициентов показателей.
После этого для столбца суммы рангов считается целочисленный ранг (упорядочение по возрастанию). Результатом этой операции будет совокупный целочисленный ранг с учетом весов показателей .
2.8.3. Дробный ранг обозначается и вычисляется по следующим формулам:
;
;
где
- дробный ранг при упорядочении по убыванию,
а - по возрастанию.
Y - значение показателя;
Max и Min - соответственно наибольшее и наименьшее значение показателя в группе;
N - количество объектов ранжирования - муниципальных образований.
2.8.4. Совокупный дробный ранг с учётом весов показателей обозначается Gd. Для каждого объекта ранжирования сначала считается сумма всех дробных рангов.
После этого для столбца суммы рангов считается дробный ранг (упорядочение по возрастанию). Результатом этой операции будет совокупный дробный ранг с учетом весов показателей.
2.8.5. Обобщённый индикатор состояния обозначается I. Сложная задача оценивания не только относительного положения региона среди ранжируемых, но и абсолютные значения показателей, участвующих в сопоставлении решается при помощи обобщённого индикатора состояния. Данный показатель учитывает относительную ценность каждого показателя и совокупный дробный ранг для регионов. Чем выше значение обобщённого индикатора, тем лучше состояние региона на фоне других.
где:
N - количество регионов;
- весовые коэффициенты для каждого показателя;
M - количество показателей, применяемых при сопоставлении;
- сумма дробных рангов.
Обобщённый индикатор состояния позволяет естественным образом отслеживать динамику состояния объекта даже в том случае, когда распределение мест при ранжировании остаётся неизменным. Таким образом, этот индикатор может использоваться при сопоставлении прошлого и текущего периода с целью исследования, увеличился либо уменьшился разрыв между лидирующим объектом и аутсайдерами ранжирования. Используя обобщённый индикатор состояния для сопоставления различных регионов по данным одного временного периода между собой, одновременно может быть решена задача сравнительного анализа динамики состояния этих регионов за несколько отчётных периодов. Этот вид обобщённой оценки состояния характеризуется высокой степенью универсальности для различных видов оценивания, обобщая выбранные характеристики регионов в соответствии с заданной для них степенью важности.
2.8.6. Среднее значение обобщенного индикатора состояния вычисляется как среднее арифметическое обобщенного индикатора состояния:
3. Переходные положения
3.1. По итогам 2008 года оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления рассчитывается за достигнутый уровень эффективности, а в последующие годы - за динамику изменений оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
3.2. В определении оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2008 год экспертная оценка не участвует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.