Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 30 декабря 2009 г. N 351-п
Положение
о региональной системе оценки качества образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о региональной системе оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования региональной системы оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ее организационную и функциональную структуру.
1.2. Положение распространяется на исполнительные органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные учреждения (организации) всех типов и видов, расположенные на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, за исключением образовательных учреждений, контроль качества образования в которых относится к полномочиям федеральных органов государственной власти (далее - образовательные учреждения).
1.3. Деятельность региональной системы оценки качества образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - РСОКО) строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.
1.4. В настоящем Положении используются следующие понятия:
качество образования - характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;
оценка качества образования - оценка качества образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, деятельности всей образовательной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на регионом и муниципальном уровнях;
РСОКО - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих объективную, достоверную, стандартизированную информацию и последующую оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, включая качество имеющихся ресурсов, качество образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.
1.5. Функциональная деятельность по оценке качества образования на каждом уровне образования характеризуется:
инвариантной составляющей, обеспечивающей интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования (федеральные государственные образовательные стандарты, региональные показатели оценки качества образования);
вариативной составляющей, которая обеспечивает собственные приоритеты развития качества образования автономного округа, муниципальных образований, отдельного образовательного учреждения и др.
1.6. РСОКО состоит из следующих функционально взаимосвязанных между собой элементов:
процедур оценки качества образования;
измерительных средств и измерений;
организационных структур, осуществляющих оценку качества образования;
показателей комплексной оценки качества образовательно-педагогической деятельности системы общего и профессионального образования, включающей группировку объектов оценивания, характеристику основных направлений оценивания и набор индикаторов, обеспечивающих оценку качества образования;
механизма организации комплексной оценки качества общего и профессионального образования автономного округа, включающего в себя описание последовательности действий, обеспечивающих проведение комплексной оценки качества образования, характеристику привлекаемых технологий, требования к системе организации сбора информации;
комплекса технологического обеспечения, включающего технологии, разработанные на федеральном и региональном уровнях.
1.7.Основными пользователями результатов деятельности РСОКО являются:
органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
территориальные органы федеральных органов государственной власти, осуществляющие государственный контроль;
автономные учреждения автономного округа, осуществляющие деятельность в сфере образования, и бюджетные учреждения автономного округа, подведомственные Департаменту образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Службе по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования;
учредители образовательных учреждений;
образовательные и иные учреждения, научные организации;
обучающиеся и их родители;
работодатели и их объединения;
общественные организации (объединения);
средства массовой информации;
иные граждане и организации, заинтересованные в оценке качества образования.
1.8. В рамках РСОКО могут проводиться диагностические и оценочные процедуры с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ). Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, определяются совместным приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
1.9. Объектами РСОКО являются:
образовательные учреждения (организации), указанные в пункте 1.2 настоящего Положения;
образовательные программы;
индивидуальные достижения обучающихся.
1.10. Участие в РСОКО муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных учреждений из числа указанных в пункте 1.2 настоящего Положения, кроме государственных образовательных учреждений автономного округа, осуществляется на добровольной основе.
II. Цели, задачи деятельности РСОКО
2.1. Целями деятельности РСОКО являются:
предоставление всем участникам образовательного процесса, обществу и его гражданским институтам достоверной информации о состоянии и развитии системы образования на уровне автономного округа, муниципального образования, образовательного учреждения, реализующего образовательные программы;
развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
повышение эффективности управления в системе образования.
2.2. Основными задачами РСОКО являются:
получение объективной и надежной информации о результатах деятельности системы образования на уровне региона, муниципального образования и образовательного учреждения, реализующего программы общего и профессионального образования;
создание системы инструментария, индикаторов и показателей оценивания качества образования (с методикой расчета и источниками получения данных), включающей региональный, муниципальный и институциональный уровни;
анализ качества образовательных услуг, предоставляемых отдельными образовательными учреждениями, муниципальными образовательными системами;
определение степени соответствия образовательных результатов обучающихся федеральным государственным требованиям или федеральным государственным образовательным стандартам;
информационное, методическое и техническое сопровождение процедур оценки качества образования;
формирование требований к качеству образования с учетом запросов субъектов внешней среды;
создание условий для государственно-общественной оценки качества образования, включая осуществление контроля за качеством образования в формах общественного наблюдения, общественной и профессиональной экспертизы;
совершенствование содержания и технологий образования;
совершенствование экономических механизмов в сфере образования;
обеспечение условий для принятия обоснованных управленческих решений на разных уровнях;
формирование механизмов, обеспечивающих решение приоритетных задач, поставленных перед системой образования автономного округа, и повышение качества образования.
2.3. В основу РСОКО положены принципы:
объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования в рамках действующего законодательства;
оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления региональной системой образования;
единства создаваемого пространства оценки качества образования и подходов на различных уровнях региональной системы образования в вопросах реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий, используемого инструментария);
технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
сопоставимости системы показателей с федеральными и международными аналогами;
доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования;
признания оценки качества образования механизмом организации изменения системы образования.
III. Организационная структура РСОКО
3.1. Участниками РСОКО являются:
Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
Служба по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
иные исполнительные органы государственной власти автономного округа;
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
образовательные учреждения;
общественные организации (объединения);
автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования";
автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт профессионального образования и изучения рынка труда";
бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр оценки качества образования".
3.2. Организационно-технологическая схема функционирования РСОКО определяет деятельность на трех уровнях:
региональном;
муниципальном;
уровне образовательного учреждения.
3.2.1. Осуществление функций на региональном уровне:
анализ и принятие управленческих решений на основе информации, собранной по индикаторам и показателям, утвержденным совместным приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
сбор и обработка информации по лицензированию, государственной аккредитации образовательных учреждений, результатам государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9-х и 11-х (12-х) классов, итоговых окружных контрольных работ выпускников начальной школы;
предоставление результатов по итогам сбора и обработки полученных данных (сборники, аналитические отчеты и т.д.), необходимой аналитической информации для принятия решений и представления различным группам пользователей;
контроль качества представляемой информации.
3.2.2. Осуществление функций на муниципальном уровне:
принятие управленческих решений в системе образования муниципального образования в пределах установленной компетенции;
сбор и частичный анализ информации;
контроль качества представляемой информации.
3.2.3.Осуществление функций на уровне образовательных учреждений:
принятие управленческих решений на соответствующем уровне;
контроль качества представляемой информации.
3.3. Содержание РСОКО включает следующие блоки обеспечения:
нормативное;
организационное;
ресурсное (кадровые, технологические, методические, аппаратно-программные, финансовые).
IV. Функционирование системы управления РСОКО
Деятельность и полномочия участников РСОКО:
4.1. Участники РСОКО, отвечающие за управление качеством образования, обеспечение контроля и развитие системы оценки качества образования
4.1.1. Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
принятие (на основе аналитических материалов) управленческих решений по повышению качества образования;
принятие приказов и подготовка иных нормативных правовых актов автономного округа по вопросам функционирования системы РСОКО;
постановка задач на аналитическое обеспечение управления качества образования;
обеспечение исполнителей необходимой информацией;
обеспечение финансирования мероприятий РСОКО, включая ресурсное обеспечение подведомственных органов;
обеспечение подготовки/повышения квалификации педагогических кадров образовательных учреждений автономного округа и муниципальных образовательных учреждений, в том числе привлекаемых к оценке качества образования в качестве экспертов;
доведение до органов местного самоуправления, подведомственных учреждений результатов анализа достигнутых значений показателей, включая рейтинги образовательных систем, как по отдельным направлениям, так и комплексные;
доведение результатов РСОКО до органов государственно-общественного управления в сфере образования, публикация в средствах массовой информации, размещение в Интернете.
4.1.2. Служба по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба) в рамках своих полномочий согласно положению о Службе:
контроль за соблюдением образовательными учреждениями предусмотренных лицензионными требованиями условий, контроль содержания и качества результатов подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений, в том числе в ходе государственной (итоговой) аттестации, а также уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных учреждениях и их филиалах;
создание баз данных в рамках полномочий;
обеспечение финансирования за счет целевых средств, выделяемых для реализации мероприятий РСОКО, включая ресурсное обеспечение подведомственных учреждений (организаций);
обеспечение подготовки/повышения квалификации кадров специалистов Службы и подведомственного Службе бюджетного учреждения "Центр оценки качества образования", специалистов, привлекаемых к оценочным процедурам.
4.2. Участники РСОКО, обеспечивающие сбор, обработку данных
Информационно-аналитический центр автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования", автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт профессионального образования и изучения рынка труда", бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр оценки качества образования" осуществляют:
сбор данных: базы данных экспертов при проведении процедур лицензирования, аккредитации; разработчиков тестовых заданий; баз данных экспертов;
проведение или организация проведения дополнительных обследований для получения данных, необходимых для расчета индикаторов по дополнительному запросу вышестоящей организации;
верификация исходной информации;
внесение информации в базы данных;
контроль качества информации по результатам расчета индикаторов;
сопровождение баз данных;
формирование централизованного банка данных.
4.3.Участники РСОКО, обеспечивающие анализ данных
Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
анализ данных и подготовка рекомендаций по повышению качества образования, эффективности образования;
расчет частных и сводных рейтингов образовательных систем;
подготовка ежегодных отчетов;
подготовка аналитических записок и справок по запросам органов управления образованием и других потребителей информации о качестве образования, региональной системе образования;
подготовка материалов для публикаций в средствах массовой информации, издания специальных релизов, размещения на специализированных сайтах.
4.4. Общественные организации (объединения):
осуществление общественного контроля за качеством образования и деятельностью образовательных учреждений в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
подготовка предложений по формированию приоритетных направлений развития образования;
участие в формировании информационных запросов основных пользователей РСОКО;
участие в обсуждении системы индикаторов и показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования и системы образования;
участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе в лицензировании и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников;
участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках РСОКО;
осуществление контроля за реализацией РСОКО.
4.5. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
консолидируемый сбор данных по всем источникам;
ввод информации в базу данных;
контроль качества представляемой информации;
ведение и предоставление сведений на основе баз данных;
содействие реализации принципа общественного участия;
содействие в проведении мониторинговых, контрольно-оценочных процедур социологических исследований по вопросам качества образования;
первичный анализ данных.
4.6. Образовательные учреждения:
сбор, ведение и предоставление данных, корректировка, внесение изменений в базу данных (при необходимости);
контроль качества представляемой информации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 30 декабря 2009 г. N 351-п "О региональной системе оценки... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.