Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения переданы с 1 января 2007 года для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Статьей 7.1. Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" определены полномочия, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень государственных услуг в области содействия занятости населения.
В связи с тем, что данный перечень охватывает определенные категории населения и предусматривает условия предоставления государственных услуг в области содействия занятости, в соответствии со статьей 26.3.1. Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, в автономном округе разрабатываются и реализуются программы содействия занятости населения.
В связи с окончанием срока действия долгосрочной целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие занятости населения" на 2008 - 2010 годы", утвержденной Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 октября 2007 года N 141-оз, разработан проект целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие занятости населения на 2011 - 2013 годы".
Стабилизация ситуации на рынке труда, снижение уровня зарегистрированной безработицы до "докризисного" уровня - 1,13% экономически активного населения на середину августа 2010 года против 2,49% в пик роста безработицы на конец апреля 2009 года, позволяет снизить активность антикризисных мероприятий и разработать мероприятия, позволяющие расширить категории населения, получающие поддержку в области содействия занятости, стимулировать работодателей и население к созданию рабочих мест.
В автономном округе существует дифференциация территориальных рынков труда по обеспеченности рабочими местами и численности незанятого в экономике населения, безработных граждан, состоящих на учете в центрах занятости.
Территориальные рынки труда (муниципальных образований) различны по обеспеченности рабочими местами и наличию свободных рабочих мест (вакансий, заявляемых в органы службы занятости населения). В наиболее сложном положении находятся непромышленные районы автономного округа и отдельные города с моноструктурной экономикой. В Березовском, Ханты-Мансийском, Советском и Кондинском районах показатель коэффициента напряженности (соотношение числа незанятого населения, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы к числу заявленных вакансий) достигает 30 человек на 1 свободное рабочее место. Высокие показатели напряженности традиционно отмечаются в городах Урай (на конец 2009 года - 30,8 человек/рабочее место), Нягань (13,1 чел./рабочее место), Когалым (11,1 чел./рабочее место), Радужный (10,1 чел./рабочее место).
Организация временных работ для категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и организация общественных работ позволяет практически круглый год создавать условия для временной занятости в районах округа для отдельных категорий граждан, не желающих вносить кардинальные перемены в уровень своей профессиональной подготовки. Для моногородов, где проживает более квалифицированное население, необходимо развивать малый бизнес, содействовать безработным гражданам в развитии предпринимательской инициативы.
Ежегодно в органы службы занятости населения автономного округа обращается 20 тысяч несовершеннолетних с целью найти работу в свободное от учебы время. В связи с тем, что не все подростки имеют возможность выехать за пределы округа, основной поток обращений несовершеннолетних в поиске работы, как правило, приходится на период летних каникул. Порядка 90 процентов подростков, обратившихся в поиске работы, трудоустраиваются при содействии органов службы занятости населения на временные работы, получая не только доход за свой труд, но и навыки трудовой деятельности и взаимоотношений в коллективе.
Еще одна проблема - трудоустройство выпускников образовательных учреждений профессионального образования.
Наличие опыта работы по специальности является в настоящее время практически обязательным требованием работодателей к претендентам на рабочие места. Его отсутствие, зачастую, затрудняет трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования разного уровня. В органы службы занятости населения автономного округа ежегодно за содействием в поиске работы обращается три - четыре тысячи выпускников образовательных учреждений разного уровня. Ежегодно среди выпускников учреждений профессионального образования автономного округа риск быть нетрудоустроенными имеют порядка 10-12%, или 700-900 человек. Стимулирование работодателя к созданию рабочего места для выпускника является взаимовыгодным сотрудничеством как для выпускника (получение необходимого для профессиональной деятельности опыта), так и для работодателя (возможность получить специалиста с минимальным количеством затрат).
Ежегодно в органы службы занятости населения обращается порядка 3,0-3,5 тысяч лиц с ограниченными возможностями. Показатели трудоустройства данной категории граждан ниже, чем остальных категорий населения, так как при организации рабочих мест необходимо создавать определенные условия для осуществления трудовой деятельности данной категории. Необходимы мероприятия по созданию таких условий и стимулированию работодателей к созданию рабочих мест для инвалидов.
Благодаря увеличению охвата безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения услугами по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, за последние пять лет значительно снизилась доля безработных граждан, не имеющих профессионального образования, с 58,1% на конец 2005 года до 44,1% к концу 2009 года и 45,4% на конец первого квартала 2010 года. Вместе с тем, доля безработных граждан, состоящих на учете, без профессионального образования значительна, особенно в сельской местности и районах автономного округа.
Обозначенные проблемы и направления для их решения одновременно являются частью мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, и в случае ухудшения ситуации на рынке труда, в зависимости от тенденций, возможно, потребуется внесение изменений только в части изменения объемов финансирования Программы.
Применение метода программно - целевого программирования обусловлено многолетней положительной практикой его использования и достигнутыми результатами, а также комплексностью подхода к решению обозначенных проблем. Утвержденные мероприятия и определенные меры поддержки позволяют выстраивать долгосрочные взаимоотношения с работодателями по решению проблем рынка труда.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре программы содействия занятости населения начали разрабатываться и реализовываться с 1995 года, став эффективным инструментарием для позитивного воздействия на регистрируемый рынок труда. В соответствии с меняющимися условиями и ситуацией на рынке труда, вносились изменения в цели, задачи и мероприятия программ.
Реализация программы автономного округа "Содействие занятости населения" на 2008 - 2010 годы" в 2008 и 2009 годах позволила увеличить число граждан, получающих услуги в области содействия занятости населения. В 2008 году благодаря реализации Программы увеличился охват населения автономного округа мероприятиями в области содействия занятости населения в 1,2 раза по сравнению с 2007 годом и в 1,3 раза по мероприятиям временного трудоустройства. В этом же году получили возможность пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации не только безработные, но и граждане, находящиеся под угрозой увольнения, а также женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.
В 2009 году с учетом ситуации, которая складывалась на рынке труда, были приняты меры и внесены изменения в Программу в части оказания поддержки работодателя. В целях снижения напряженности на рынке труда автономного округа и стимулирования создания временных рабочих мест в Программу были включены мероприятия по ежемесячной компенсации расходов работодателя по оплате труда работников и начислениям на компенсируемый фонд оплаты труда при организации временных рабочих мест. Реализация Программы в 2009 году позволила не допустить значительного роста напряженности на рынке труда Югры, способствовала поддержке предприятий автономного округа и незанятого населения. Работодатели, организовавшие временные рабочие места, получили поддержку в виде компенсации расходов по оплате труда в сумме 27828,3 тыс. рублей, в 1,3 раза увеличилась численность граждан, трудоустроенных при помощи органов службы занятости населения, в том числе в 1,7 раза - трудоустроенных безработных граждан. Удалось сдержать рост безработицы в пределах 22,5 тысяч человек и уровень регистрируемой безработицы в пределах 2,5%. Со второго полугодия 2009 года ситуация начала стабилизироваться, к концу года число зарегистрированных безработных сократилось до 15,6 тысяч человек, уровень регистрируемой безработицы - до 1,7%.
По итогам оценки результативности и эффективности за 2009 год долгосрочных целевых программ автономного округа, проведенной Департаментом экономический политики автономного округа, действующей в настоящее время программе автономного округа "Содействие занятости населения" на 2008 - 2010 годы была присвоена оценка "хорошо", и в дальнейшем рекомендовано продолжить её реализацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.