Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблем развития ЛПК автономного округа
Экономика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в силу природных особенностей территории имеет ярко выраженный моноотраслевой характер, основой которого является добыча и реализация углеводородного сырья. В округе добывается более половины нефти (53,5%) от всего добываемого в Российской Федерации объёма.
Лесопромышленный комплекс в общем промышленном потенциале округа составляет менее процента от валового регионального продукта, что следует признать недостаточным.
Лесосырьевые ресурсы округа оцениваются достаточно высоко, что является основой для повышения удельного веса лесопромышленного комплекса в его экономике.
Последние лесоустроительные работы с охватом всей территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проводились второй и третьей Новосибирскими экспедициями и Омской экспедицией ФГУП "Западно-Сибирское лесоустроительное предприятие" в период 1996 - 2001 гг. Леса Югры полностью приведены в известность. В 2001 году получена Электронная карта лесов всего автономного округа.
С 2006 года Ханты-Мансийский автономный округ - Югра приступил к повторному лесоустройству.
В 2007 году лесоустроительные работы проводились за счет средств субвенций из федерального бюджета и средств субъекта Российской Федерации, в 2008 году - из средств субъекта Российской Федерации, в 2009 году - из средств субъекта Российской Федерации - средств арендаторов.
Остановить цикл лесоустройства, на сегодня, недопустимо, так как необходимы достоверные и точные данные для разработки лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов, организации использования лесов, ведения государственного лесного реестра, а также контроля за охраной, защитой лесного фонда, рациональным, эффективным и своевременным воспроизводством лесов. Данные материалов лесоустройства должны быть жестко привязаны к действительному отображению границ арендованных лесных участков, материалам съемки границ объектов нефтегазодобычи.
Объективная необходимость в проведении очередного лесоустройства лесничеств, обусловлена несколькими причинами:
1. Закончился ревизионный период лесоустройства - 10 лет, и, соответственно, срок действия материалов лесоустройства.
2. В настоящее время изменилось правовое поле, - действует Лесной кодекс РФ (2007), новая Лесоустроительная инструкция, утвержденная приказом МПР России от 06.02.2008 N 31, а так же изменились возрасты рубок лесообразующих пород в соответствии с приказом Рослесхоза от 19.02.2008 N 37.
3. В 2008 году разработан, утвержден и введен в действие Лесной план Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и лесохозяйственные регламенты лесничеств.
4. В соответствии с приказом Рослесхоза от 24.04.2008 N 132 утверждены новые границы лесничеств.
5. В 2008 году проведены работы по проектированию границ ценных лесов, эксплуатационных лесов, утвержденные приказом Рослесхоза от 27.04.2010 N 164, которые необходимо отразить в материалах лесоустройства.
6. В 2008-2009 годах начаты работы по постановке на кадастровый учет земель лесного фонда. Тенденции в лесном и земельном законодательстве предполагают, что кадастровые паспорта на лесные участки должны соответствовать материалам лесоустройства.
На землях лесного фонда произошли значительные изменения как в результате стихийных факторов, так и в результате их использования.
В настоящее время лесопромышленный комплекс недостаточно растёт по объёмным показателям, слабо диверсифицирован, в его составе преобладают заготовка древесины и производство пиломатериалов. Уровень его развития не соответствует имеющейся сырьевой базе.
Объёмы заготовки древесины, являющиеся основой для развития деревообрабатывающей промышленности, остаются за последние годы на одном уровне - 1,7-1,9 млн. куб. м (без учёта рубок при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых).
Производственные мощности лесопромышленного комплекса по территории округа размещены неравномерно: в наибольшей степени они находятся в более освоенных западных районах (Советский, Кондинский, Октябрьский), в восточных районах (Сургутский, Нижневартовский, Нефтеюганский), более богатых лесными ресурсами, их значительно меньше.
Из 130 предприятий лесопромышленного комплекса на долю крупных приходится 10 процентов, концентрация производства остаётся достаточно низкой.
В автономном округе опережающими темпами по сравнению с заготовкой древесины развивается лесопильно-деревоперерабатывающая промышленность.
Основной причиной, ограничивающей рост объема заготовки древесины, является недостаточно развитая транспортная инфраструктура, низкая концентрация спелого леса, особо сложные природно-географические условия.
Непривлекательность условий труда на большинстве лесозаготовительных предприятий, недостаточный уровень заработной платы, слабо развитая социальная инфраструктура на территориях, где находятся лесозаготовительные предприятия, способствует утечке кадров и ограничивает приход новых работников в отрасль.
На сегодняшний день недостаточным является освоение расчетной лесосеки по автономному округу.
Распределение расчетной лесосеки и фактической рубки в 2009 году
Районы |
Расчетная лесосека на 2009-2010 г., тыс. куб. м |
В т.ч. по хвойному хозяйству, тыс. куб. м |
Фактическая рубка 2009 г., тыс. куб. м. |
В т.ч. по хвойному хозяйст-ву, тыс. куб. м |
В т.ч. по хвойно-му, % |
Освоение расчет-ной лесосеки, % |
Освоение по хвойному хозяйст-ву, % |
Кондинский |
2150,9 |
1099,3 |
164,1 |
77,89 |
47 |
7,6 |
7,1 |
Белоярский |
2680,1 |
2374,4 |
2,2 |
2,2 |
100 |
0,08 |
0,09 |
Берёзовский |
3156,9 |
2662,0 |
64,4 |
64,4 |
100 |
2 |
2,4 |
Нефтеюганский |
1665,5 |
493,3 |
130,4 |
32,06 |
25 |
7,8 |
6,5 |
Нижневартовский |
5075,1 |
3951,8 |
121,7 |
81,39 |
67 |
2,4 |
2,1 |
Октябрьский |
1722,6 |
1331,5 |
181,2 |
163,8 |
90 |
10,5 |
12,3 |
Советский |
2127,3 |
1824,9 |
821,2 |
816,1 |
99 |
38,6 |
44,7 |
Сургутский |
3538,9 |
1858 |
269,6 |
72,95 |
27 |
7,6 |
3,9 |
Ханты-Мансийский |
2539,6 |
1745,4 |
83,7 |
63,61 |
76 |
3,3 |
3,6 |
Итого по округу |
24656,9 |
17340,6 |
1838,5 |
1372,2 |
75 |
7,5 |
7,9 |
Действующие ведомственные нормативные документы, регламентирующие порядок исчисления лесосек, предусматривают включение всех участков спелого леса с запасом древесины на 1 га от 50 куб. м и более в расчёт пользования.
Для особых условий автономного округа, имеется в виду, прежде всего, заболоченность территории, этот показатель следует увеличивать в 2 раза (экспертная оценка), т.е. все лесные участки с запасом спелого леса менее 100 куб.м. на 1 га следует исключить из расчётной лесосеки, так как заготовка древесины на них нерентабельна.
Реализация указанного положения приведёт к сокращению расчётной лесосеки.
Анализ размера расчётной лесосеки по составляющим породам и видам лесоматериалов с учётом экономической доступности показывает, что реальный её размер для целей лесоэксплуатации составляет 19,4 млн. куб.м.
Указанная цифра рассматривается как верхний предел возможного объема заготовки древесины, достижение которого находится за пределами 2020 года.
Протяжённость дорог круглогодового действия на 1 тыс. га земель лесного фонда незначительна. В западных районах округа, где в настоящее время заготавливается около 56 % древесины от всего объёма по округу, этот показатель составляет 2,15 км (Советский район), в северных районах (Берёзовский, Белоярский), с удельным весом лесозаготовок около 1 % - 0,15-0,4 км и в центральных (Сургутский и Нижневартовский), где заготавливается около 20 % древесины - 0,55-0,72 км.
Преобладание спелых и перестойных лесов создаёт в округе комплекс проблем, снижающих положительное влияние лесных насаждений на окружающую природную среду. Перестойные леса, вследствие пониженного по сравнению с молодыми насаждениями, прироста древесной массы, обладают и более низкой способностью поглощения углекислого газа, способствуют возникновению пожароопасной ситуации. Рубки спелых и перестойных лесных насаждений в обоснованных объёмах и при соблюдении нормативных требований способствует положительным изменениям в состоянии лесов, увеличению видового разнообразия растительности и животного мира.
Основой лесного экспорта автономного округа являются в настоящее время пиломатериалы. Объём поставок достигает немногим более 200 тыс. куб. м, что составляет около 2 % от общероссийского экспорта этой продукции.
Пиломатериалы имеют международный бренд "ЮГРА" и пользуются большим спросом - северная древесина имеет более высокие физико-механические качества по сравнению с древесиной, заготовленной в южных районах.
Предметом экспорта является шпонированный брус, рынок этой продукции успешно развивается. Автономный округ также экспортирует и поставляет в соседние регионы плиты МДФ.
Из западной части округа поставляются балансы в Свердловскую область, Пермский край.
Автономный округ не имеет своего производства бумаги, картона. Эта продукция завозится из соседних областей или импортируется. Также завозится мебель, объём производства и ассортимент которой не удовлетворяет растущий спрос населения.
Внутренний рынок округа в значительный степени обеспечен пиломатериалами собственного производства.
В целом для ЛПК Ханты-Мансийского автономного округа - Югры являются ключевыми следующие проблемы:
недостаточный уровень развития ЛПК, несоответствие его уровня имеющимся лесосырьевым ресурсам;
слабая диверсификация лесопромышленного комплекса.
Каждое муниципальное образование автономного округа имеет свою специфику ключевых проблем:
Берёзовский район - характеризуется слабым уровнем использования лесосырьевых ресурсов, крайне низкой концентрацией спелой древесины на единице площади, расчётная лесосека 3,2 млн. куб. м используется на 2%. Дальнейшее социально-экономическое развитие района и развитие лесопромышленного комплекса связано с реализацией мегапроекта "Урал промышленный - Урал Полярный".
Белоярский район - при расчётной лесосеке 2,7 млн. куб. м заготавливается порядка 2 тыс.куб.м. Основные причины: слабая транспортная освоенность, низкая производительность древостоев, значительная заболоченность территории.
Октябрьский район - занимает одно из ведущих мест в развитии ЛПК. Благоприятное географическое положение г. Нягани, имеющаяся транспортная сеть, социальная и инженерная инфраструктура позволили реализовать в районе крупный окружной инвестиционный проект: завод по производству шпонированного бруса ОАО "ЛВЛ - Югра". В перспективе район сохраняет ведущее место в ЛПК округа.
Советский район - характеризуется наиболее высоким для автономного округа уровнем использования лесосырьевых ресурсов и является традиционным лесопромышленным районом. Район имеет все необходимые условия для сохранения в перспективе лидирующих в округе позиций по развитию лесозаготовок и лесопереработки.
Кондинский район - лесная промышленность является ведущей отраслью экономики района. Программными направлениями предусматривается сбалансированное по ресурсам развитие лесопереработки, с учётом преобладания в районе мягколиственной древесины при ограниченности хвойной (производство большеформатной фанеры, древесных плит).
Ханты-Мансийский район - уровень лесоперерабатывающей промышленности не соответствует имеющимся лесосырьевым ресурсам, продукция имеет ограниченный выход на внешний рынок. В расчётной лесосеке высокий удельный вес имеют лиственные породы (31%). Комплекс факторов обусловил невысокий уровень экономически доступных лесосырьевых ресурсов района. Программой предусматриваются в составе ЛПК района сбалансированные с ресурсами объёмы заготовки древесины, производства пиломатериалов, производства деревянных домов. Образующийся избыток ресурсов заготовленной древесины рассматривается Программой в качестве одного из источников лесосырьевого обеспечения соседних районов.
Сургутский район - обладает наиболее высокими в округе ресурсами расчётной лесосеки (3,5 млн. куб. м) со значительным преобладанием лиственных пород (66%). Для эксплуатационного фонда района характерно деконцентрированное размещение лесосырьевых ресурсов, многие лесные участки расположены в транспортно недоступных местах. Учитывая эти особенности, возможно использование экономически доступных ресурсов соседних районов, например, в Нижневартовском районе.
Нижневартовский район - располагает самыми большими лесосырьевыми ресурсами (5,1 млн. куб. м) и наиболее низким уровнем их использования. Развитие ЛПК в районе потребует крупных инвестиционных вложений на организацию перерабатывающих производств, на заготовку и вывозку древесины, создание инфраструктуры (строительство дорог, жилья) лесозаготовительной промышленности.
Нефтеюганский район - ресурсы района характеризуются наиболее высоким удельным весом в расчётной лесосеке лиственных пород (70%) и наиболее низким уровнем её использования (7,8%). Район имеет выход на внешний рынок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.