Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В условиях экономических и социально-культурных изменений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ) сформирована социально адаптированная нормативная правовая база в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства, отдыха и оздоровления детей, опеки и попечительства, создаются условия для интеграции в общество детей с ограниченными возможностями, сформирована система организационных мероприятий по оздоровлению и отдыху детей, в том числе детей-инвалидов, детей, оставшихся без родительского попечения, одаренных детей.
Многолетняя практика реализации региональной программы "Дети Югры" подтвердила необходимость дальнейшей работы на основе межведомственного и комплексного подхода к решению проблем детства, развитию потенциала детей в автономном округе, по обеспечению их прав и законных интересов.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре проживают 344 673 ребенка. По состоянию на 1 июля 2010 года в Югре зарегистрированы 3 651 ребенок (семей - 3 609) с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 18 лет; 5 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 587 - воспитанники интернатных учреждений, 9 из 10 детей - сирот воспитываются в семьях граждан. Число семей, находящихся в социально опасном положении, составляет 2 093, в них воспитываются 3 690 детей.
Социальную реабилитацию детей-инвалидов в автономном округе осуществляют 11 государственных учреждений социального обслуживания и 8 стационарных отделений в центрах помощи семье и детям.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре действуют 4 детских дома, 1 дом ребенка, 2 центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, а также 5 реабилитационных центров для несовершеннолетних и 9 стационарных отделений для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Создание системы комплексной реабилитации детей-инвалидов на базе ресурсных учреждений социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры способствовало сокращению числа детей с инвалидностью по сравнению с 01.01.2009 года на 837 человек, что составляет 19% от общего числа детей-инвалидов в автономном округе.
Обеспечение государственных гарантий и мер социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан, принявших детей на воспитание в свои семьи, пропаганда семейных форм устройства детей-сирот, разработка системы подбора, подготовки и сопровождения замещающих родителей позволили увеличить число детей, устроенных в семьи, на 3,5% по сравнению с 2008 годом, и сократить число воспитанников интернатных учреждений на 33%.
Благодаря обеспечению в полном объеме государственных гарантий и мер социальной поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям, а также внедрению современных технологий устройства детей - сирот в семьи сократилась общая численность детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, на 3,5%, с 7 158 детей в 2008 году до 7054 детей в 2010 году. Увеличилось количество усыновлённых детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства автономного округа, на 6,7%, с 1 946 детей в 2008 году до 2 076 детей в 2010 году. Возросло количество приёмных семей на 43%, с 350 семей в 2008 году до 606 семей в 2010 году.
В 2009 году в автономном округе внедрена участковая социальная работа, в результате число детей, находящихся в социально опасном положении, снизилось на 1 392 ребенка или на 27% за полтора года.
Несмотря на принимаемые меры, остается ряд нерешенных проблем:
1) необходимость преодоления межведомственных барьеров в решении вопросов, касающихся семей с детьми, выявления детей, права и законные интересы которых нарушены;
2) потребность в повышении квалификации и профессионального уровня специалистов учреждений, работающих с детьми;
3) недостаточная оснащенность учреждений социальной сферы реабилитационным и специализированным оборудованием для детей-инвалидов, в том числе аутичных детей;
4) обеспечение доступности услуг семьям с детьми, проживающим в отдаленных районах автономного округа;
5) обеспечение детям равных условий и возможностей на отдых и оздоровление вне зависимости от благосостояния семьи.
Вызывает тревогу проблема социального сиротства. Только 7 процентов детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях, - это круглые сироты, у остальных родители живы. Существующие формы семейного устройства детей-сирот требуют дальнейшего развития. Не эффективно осуществляется профилактическая работа с семьями, находящимися в кризисной ситуации, с целью предотвращения лишения родительских прав. Незначительно распространено восстановление в родительских правах и возвращение ребенка в семью после ее социальной реабилитации.
Важную роль в обеспечении интеллектуального будущего Югры и России играет система работы с одаренными детьми, охватывающая тысячи учащихся, участвующих в олимпиадах, фестивалях, конкурсах, смотрах, соревнованиях. Для победителей всероссийских и международных олимпиад должны создаваться особые условия для обучения, занятий спортом, олимпийской подготовкой; новые формы вовлечения в культурно созидательную деятельность.
Причины распространенности асоциальных явлений, антиобщественного поведения среди молодежи во многом связаны с негативной социализацией. Наиболее эффективным средством профилактики отклоняющегося поведения является поддержка и развитие социальной активности детей.
Особого внимания требует укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, формирование в сознании подрастающего поколения системы ценностей, связанной с семьей и рождением детей, здоровым образом жизни, профилактика вредных привычек, а также информационная, консультационная, сервисная поддержка родителей в их заботе о детях.
Значительную роль в решении задачи оздоровления детей играет организация детской оздоровительной кампании, развитие инфраструктуры детского отдыха и оздоровления, эффективное использование базы учреждений социальной сферы в каникулярный период.
Особенности организации детской оздоровительной кампании 2010 года:
эффективное использование возможностей учреждений образования, культуры, социального обслуживания, спорта, здравоохранения в течение всего летнего периода;
увеличение показателей отдыха, оздоровления, занятости за счет использования малозатратных форм и технологий;
разработка нормативной правовой базы автономного округа в рамках реализации новых полномочий субъектов РФ по отдыху и оздоровлению детей;
применение технологий оздоровления детей на базе учреждений здравоохранения в г. Нефтеюганске: методика лечебного плавания для слепых и слабовидящих детей; школа для часто болеющих детей "Крепыш"; в г. Покачи: пенно - солодковые ванны при заболеваниях нервной системы; электрофорез цинка и серы при дисбактериозах; инфракрасный лазер при бронхолегочной патологии; г. Нягань: сухие углекислые ванны, "альфакапсула" и др.;
организация пилотной площадки по организации работы образовательно-культурно-спортивных комплексов на селе как здоровьесберегающей технологии (Нефтеюганский район);
реализация программы "Выходной в музее"; организация работы летних читальных залов; литературных ралли с целью выявления начитанных и эрудированных детей и подростков;
организация окружного детского спортивно-оздоровительного лагеря на базе автономного учреждения среднего профессионального образования автономного округа "Югорский колледж-интернат олимпийского резерва" в г. Ханты-Мансийске.
Показатели социальной результативности и экономической эффективности деятельности по организации отдыха, оздоровления детей, подростков и молодежи в автономном округе в 2010 году:
увеличение количества оздоровленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 100% от общего числа детей данной категории (в 2009 году - 97%);
увеличение количества оздоровленных детей-инвалидов до 65% от общего числа детей-инвалидов, проживающих на территории автономного округа (в 2009 году - 64%).
Необходимо дальнейшее развитие форм и видов организации детской оздоровительной кампании, сохранение положительных тенденций, наметившихся в последние годы, финансовое обеспечение условий, необходимых для устранения замечаний надзорных органов.
Особое внимание в автономном округе уделяется положению детей из числа малочисленных народов Севера. За последние 5 лет наблюдается: увеличение на 2% численности коренных малочисленных народов Севера, с 29 753 чел. в 2005 году до 30 348 чел. в 2009 году; увеличение в сравнении с 2008 годом коэффициентов естественного прироста на 0,9 промилле, с 13,1 промилле в 2008 году до 14,8 промилле в 2009 году; рождаемости на 0,7 промилле, с 22,8 промилле в 2008 году до 23,5 промилле в 2009 году; снижение общей заболеваемости детей из числа коренных малочисленных народов Севера с 2073,1 на 1000 чел. детского населения данной группы в 2007 году до 1871,7 на 1000 чел. детского населения данной группы в 2009 году; увеличение на 32% в сравнении с 2008 годом количества граждан из числа малочисленных народов Севера, получивших высшее и среднее образование за счет средств бюджета автономного округа (в 2009 году - 87 чел., в 2008 году - 66 чел.).
Важным направлением работы остается создание условий для реализации творческих способностей детей, подростков и молодежи малочисленных народов Севера; улучшения качества их жизни и здоровья; повышения этнического самосознания и самоопределения подрастающего поколения коренных народов Югры; обеспечения преемственности поколений, передачи опыта и традиций коренных малочисленных народов Севера автономного округа с целенаправленной систематической воспитательной работой; воссоздание этнической мобильности, этнокультурной и этноязыковой стабильности коренных малочисленных народов Севера в регионе посредством активного включения детей, подростков и молодежи в социально-экономическую, культурную жизнь коренных жителей Югры.
Обозначенные проблемы в период 2011 - 2013 годов являются основанием для определения приоритетных направлений реализации системы последовательных и взаимоувязанных мер по улучшению положения детей, семей с детьми в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, защите их прав и законных интересов, созданию благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития, своевременного включения в социально значимую деятельность.
Реализация Программы позволит компенсировать существующие противоречия в решении проблем семьи и детей, в том числе вопросов использования современных технологий работы с семьей и детьми с целью профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; снижения детской заболеваемости, инвалидности; поддержки одаренных детей; создания детям равных возможностей во всех сферах их жизнедеятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.