Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1.2. Инфраструктурные ограничения конкуренции
Инфраструктурные ограничения конкуренции затрагивают такие ее виды, как транспортная, производственная, финансовая и информационная. В рамках данной классификации можно выделить следующие ограничения:
В транспортной инфраструктуре:
Наиболее значимым ограничением является географическая удаленность округа от наземных трансконтинентальных путей сообщения, ограниченный период речной навигации, неразвитое железнодорожное сообщение внутри округа, отсутствие наземного транспортного сообщения с рядом населенных пунктов, в частности:
отсутствие сквозного проезда в рамках широтного коридора Пермь - Серов - Ивдель - Ханты-Мансийск - Нижневартовск - Томск;
отсутствие круглогодичного наземного сообщения Березовского и Белоярского районов с центрами других районов и административным центром округа;
незавершенное строительство автодороги Тюмень - Нижняя Тавда - Междуреченский - Урай и далее на Советский, Белоярский.
Следствием выступает объективно высокий уровень транспортных расходов, подкрепленный монополизацией рынка авиаперевозок, что ограничивает возможности товарообмена и препятствует развитию конкуренции.
В производственной инфраструктуре
Недостаточная обеспеченность коммерческой недвижимостью, особенно вне крупных городов (Сургут, Ханты-Мансийск, Нижневартовск), препятствует развитию предпринимательства, определяя высокий уровень ставок арендной платы.
Отсутствие земельных участков с подведенными инженерными коммуникациями, а также износ существующей инженерной инфраструктуры оказывают непосредственное влияние как на возможность реализации новых инвестиционных проектов, так и на стабильное обеспечение тепловой и электроэнергией действующих организаций и населения, что в совокупности с ограничениями в транспортной инфраструктуре становится существенным препятствием для развития конкуренции.
Возможности строительства в автономном округе ограничены сложностями с выделением земельных участков, высокой стоимостью строительных материалов, труднодоступностью финансовых ресурсов, сложностью подключения к сетям и коммуникациям, в том числе по причине нехватки мощностей. Так, значительная часть сельских поселений Березовского, Октябрьского, Кондинского районов не имеет централизованного электроснабжения и обеспечивается электроэнергией от дизельных электростанций, имеющих невысокую мощность и неспособных обеспечить возрастающие нагрузки. Себестоимость вырабатываемой таким способом энергии в несколько раз выше по сравнению с централизованным энергоснабжением. В этих же районах автономного округа котельные установки работают на привозном угле, получаемом в рамках досрочного завоза.
Ограничивающим производственную деятельность хозяйствующих субъектов фактором являются различия по уровню доступности сетей связи и высокая стоимость пользования ими.
В информационной инфраструктуре
В автономном округе имеет место существенная дифференциация уровня развития информационной инфраструктуры между городскими и сельскими поселениями, Так, большинство из сельских поселений не имеет гарантированного доступа к ресурсам сети Интернет. Вследствие этого возникает недостаточная включенность субъектов хозяйственной деятельности в информационное пространство региона. Данный фактор является препятствием как на этапе становления предпринимательской деятельности, так и на этапе начала ее осуществления.
В финансовой инфраструктуре
Доступность финансовых ресурсов для предприятий Югры определяется такими экзогенными факторами, как состояние банковской системы в целом и кредитного рынка в частности. Последствия финансового кризиса определяют высокий уровень процентных ставок по кредитам и требований банков к потенциальным заемщикам. В своей совокупности данные ограничения оказывают негативное воздействие на показатели развития предпринимательства и обусловливают дополнительную нагрузку на бюджет округа. В этой связи представляется целесообразным формирование условий для входа на региональный рынок филиалов банков других регионов.
Для выявления наиболее влиятельных инфраструктурных ограничений для давно существующих предприятий и предприятий, находящихся на стадии становления был проведен опрос хозяйствующих субъектов Югры, в ходе которого были ранжированы факторы, оказывающие влияние на развитие конкуренции. Так, давно существующие предприятия указали на факторы, ограничивающие возможности географической и продуктовой диверсификации.
Возможности географического расширения сдерживаются следующими факторами (в порядке убывания частоты упоминаний респондентами):
неразвитая сопутствующая инфраструктура на локальных рынках (ограниченная мощность энергосетей, отсутствие или высокая стоимость производственных помещений, ограниченные возможности подключения к иным сетям);
отсутствие спроса на предполагаемых рынках;
высокие издержки, связанные с выходом на рынок;
неразвитая транспортная инфраструктура;
препятствия со стороны конкурентов или органов власти.
Возможности продуктовой диверсификации бизнеса ограничены следующими факторами (в порядке убывания частоты упоминаний респондентами):
нехватка финансовых ресурсов и низкая инвестиционная привлекательность;
нехватка квалифицированных кадров;
высокие предпринимательские риски;
отсутствие спроса в предполагаемом сегменте;
препятствия со стороны органов власти.
По данным опроса, наиболее существенными с точки зрения хозяйствующих субъектов, находящихся на этапе становления, являются финансовые ограничения, проявляющиеся в действующих условиях кредитования: высокая процентная ставка, требования банков по обеспечению возвратности кредитов. В этом плане заслуживают положительной оценки усилия Фонда поддержки предпринимательства округа по компенсации части процентной ставки по кредитам и займам, а также по предоставлению гарантий. С точки зрения хозяйствующих субъектов наиболее востребованным является предоставление гарантий перед контрагентами и банками, субсидирование процентных ставок и предоставление займов на выгодных условиях. В этом смысле можно утверждать, что деятельность по поддержке бизнеса способствует сокращению инфраструктурных ограничений.
Вывод. Инфраструктурные ограничения оказывают влияние как на создание предприятий, так и расширение деятельности уже существующих. Ограничения конкуренции, обусловленные состоянием инфраструктуры, требуют активизации деятельности со стороны органов исполнительной власти по дальнейшему развитию инфраструктуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.