Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Программные мероприятия
Программные мероприятия, способствующие развитию конкуренции на территории Югры могут быть систематизированы следующим образом: системные мероприятия, воздействующие на конкурентную ситуацию на территории Югры; мероприятия в разрезе отдельных отраслей с учетом специфики и проблем отдельных рынков, а также действующих целевых программ автономного округа, направленных на развитие соответствующих рынков; мероприятия в сфере торговли, в том числе направленные на развитие различных форматов осуществления торговой деятельности
1. Системные мероприятия, воздействующие на конкурентную
ситуацию на территории Югры
Данная группа мероприятий ориентирована на комплексное развитие конкурентной среды на территории автономного округа в целом. Она предполагает защиту конкуренции с помощью:
совершенствования антимонопольного регулирования на основе проведения контрольных мероприятий, оценки практики применения антимонопольного законодательства и оценки конкурентной среды на социально значимых рынках;
сокращения административных барьеров. Для обеспечения открытости, гласности и прозрачности государственных закупок на территории Югры необходимо развитие автоматизированной системы управления закупками АИС ГЗ, позволяющей в едином информационном поле осуществлять взаимосвязь с государственными и муниципальными заказчиками, производить комплексную автоматизацию операций планирования, размещения и исполнения заказов, оперативно получать любые сведения о государственных закупках, осуществлять координацию и контроль за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков в вопросах размещения заказов;
развития информационной и транспортной инфраструктуры. Транспортное сообщение будет обеспечиваться за счет создания сети автомобильных дорог общего пользования автономного округа. Развитие информационной инфраструктуры базируется на установлении системы документооборота, формировании и поддержании в актуальном состоянии реестра объема свободных мощностей для выявления ресурсов подключения к инженерным сетям;
регулирования сферы малого и среднего предпринимательства и инвестиций. Развитие малого и среднего предпринимательства необходимо для расширения количества хозяйствующих субъектов и повышения уровня их деловой активности. Данная группа мероприятий способствует созданию благоприятных условий для реализации приоритетных инвестиционных проектов, формирования условий для диверсификации экономики, повышения доли производств с высокой долей добавленной стоимости.
2. Мероприятия в разрезе отдельных отраслей с учетом специфики и проблем отдельных рынков, а также действующих целевых программ автономного округа, направленных на развитие соответствующих рынков
2.1. Развитие конкуренции в сфере ЖКХ
Для реализации комплекса мер в сфере жилищно-коммунального хозяйства принят закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года N 56-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие и 0 округа - Югры на 2005-2012 годы", в связи с чем создание конкурентной среды в жилищно-коммунальном комплексе заметно активизировалось.
По-видимому, в предыдущем абзаце имелся в виду Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 6 июля 2005 г. N 56-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 - 2012 годы"
Одним из главных направлений совершенствования экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе является снижение доли участия государства и формирование существенного количества предприятий частного сектора. В сфере ЖКХ необходима реализация следующих мероприятий:
формирование системы тарифообразования, направленной на привлечение в отрасль за деньги частных инвестиций, переход к долгосрочным методам тарифного регулирования с применением метода доходности инвестированного капитала, стимулирование снижения издержек организаций коммунального комплекса;
организация совместно с потребителями и иными заинтересованными сторонами мониторинга за соблюдением условий договоров на подключение и поставку ресурсов естественных монополий;
активизация привлечения частных операторов к управлению муниципальной коммунальной инфраструктурой на основе использования концессионных соглашений.
мониторинг реформы ЖКХ в части содействия самоорганизации граждан и развития бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
стимулирование энергоэффективности, замены производственных мощностей оборудованием, материалами и агрегатами нового поколения, развитие рынка услуг управляющих и энергосервисных компаний;
обеспечение информационной прозрачности деятельности организаций коммунального комплекса.
2.2. Развитие конкуренции на строительном рынке округа
Объем работ, выполняемых по виду деятельности "Строительство", по оценке в 2009 году составит 145,2 млрд. рублей или 82,2 % к соответствующему периоду предыдущего года в сопоставимых ценах. В рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в автономном округе реализуются целевые программы "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы и "Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2012 годы. Правительство автономного округа поддерживает развитие системы ипотечного кредитования за счет финансирования из окружного бюджета выдачи ипотечных кредитов населению на возвратной основе.
На строительном рынке округа необходимо следующее:
создание условий для увеличения количества организаций, занимающихся строительством, производством и поставкой строительных материалов и конструкций;
исключение возможности злоупотреблений при размещении подрядов на выполнение СМР;
организационная поддержка частного спроса на новое жильё по социально приемлемым ценам, включая механизмы ипотечного кредитования, внедрение новых технологий строительства с учетом климатических условий;
обеспечение участия организаций, занимающихся строительством, производством и поставкой строительных материалов и конструкций, в программах развития муниципальной инфраструктуры.
2.3. Развитие конкуренции в системе образования
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в сфере образования Югры внедряются инновации, создаются качественно новые условия обучения, осуществляется поддержка лидеров среди образовательных учреждений, учащихся, педагогов. Мероприятия окружной программы "Развитие образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2008-2010 годы" направлены на следующее:
развитие и совершенствование образовательной сферы, повышение качества жизни населения, формирование целостной территориальной системы образования: от дошкольного до высшего и послевузовского профессионального образования;
обновление инфраструктуры образования путем внедрения информационных технологий, оснащение учреждений компьютерной техникой и цифровыми ресурсами, программными средствами;
внедрение новых механизмов управления образованием на всех уровнях.
В системе образования требуется:
формирование системы стимулов для повышения качества образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями предприятиям, организациям и органам государственной власти и местного самоуправления;
создание и развитие практики заказа образовательных услуг для органов государственной власти и местного самоуправления на основе конкурсных процедур;
стимулирование предпринимательской инициативы в сфере создания частных дошкольных образовательных учреждений (детские сады, ясли), вместе с разработкой регламентов и стандартов, упрощающих процедуру получения разрешительной документации.
2.4. Развитие конкуренции в сфере здравоохранения
Продолжается реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на территории Югры на 2008-2012 годы, а также окружных целевых программ по приоритетным направлениям развития здравоохранения (например, программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2007-2011 годы"); развивается и совершенствуется первичная медико-санитарная помощь; внедряется высокотехнологичная медицинская помощь; продолжается развитие частно-государственного партнерства; действует и развивается система добровольного медицинского страхования.
В сфере здравоохранения следует:
обеспечивать условия, способствующие материально-техническому перевооружению лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности;
увеличивать объёмы оказания высокотехнологичной медицинской помощи на основе расширения материально-технической базы, внедрения инновационных технологий и кадрового обеспечения;
создавать условия для выхода на рынок частных поставщиков медицинских услуг.
2.5. Развитие конкуренции в сфере социальной поддержки
Обеспечению социальной поддержки населения способствует реализация программы "Социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2010-2014 годы", которая направлена на повышение качества и уровня жизни инвалидов и эффективно решает проблемы инвалидов в автономном округе. Вместе с тем, сфера социального обслуживания в таких сегментах как работа с престарелыми людьми или инвалидами, представлена в автономном округе исключительно государственными или муниципальными организациями и учреждениями. При этом спрос на соответствующие услуги существенно превышает предложение, что делает данную сферу привлекательной для частных инвесторов, которые смогут обеспечить качественный сервис по перевозке, уходу, бытовому обслуживанию указанных групп населения.
В социальной сфере следует:
стимулировать вход на рынок частных поставщиков услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов;
обеспечить информационную поддержку и нормативно-правовое обеспечение процесса привлечения негосударственных участников рынка.
2.6. Развитие конкуренции в сфере дорожного и транспортного хозяйства
Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования на территории автономного округа на начало 2009 года составила 2698 км. По развитости наземных сетей округ резко отстает от среднероссийских показателей - на 1000 кв. км территории приходится 6 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (в России 37 км). В структуре транспорта преобладает трубопроводный, железнодорожный и водный. Вместе с тем присутствует фактор сезонности - протяженность зимних дорог и ледовых переправ округа составляет 3220 км. Несмотря на интенсивное строительство автодорог (в 2008 году введено в эксплуатацию 115 км автомобильных дорог), более половины населенных пунктов не имеют постоянной транспортной связи.
В сфере дорожного и транспортного хозяйства необходимо:
исключение возможности злоупотреблений при размещении заказов на строительство и обслуживание автодорог, организацию авто- и авиаперевозок;
способствование улучшению инвестиционной привлекательности строительства частных платных дорог;
стимулирование развития предприятиями альтернативных видов наземного и воздушного транспорта.
2.7. Развитие конкуренции в сфере туризма
В настоящее время подавляющее большинство туристских фирм Югры работает по направлениям выездного туризма. В автономном округе имеются возможности для продвижения конгрессно-выставочного, этнографического, культурно-исторического, спортивного, экстремального, экологического, рекреационного и водного туризма. Препятствием для развития туризма в округе выступает неразвитость транспортной инфраструктуры и "туристического бренда" автономного округа. В 2008 году началась реализация окружной программы "Развитие туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2008-2013 годы.
В сфере туризма требуется:
организация анализа и исключение избыточных административных барьеров при выделении земельных участков под строительство объектов туристской инфраструктуры и согласовании проектно-сметных документаций;
формирование и продвижение "туристического бренда" Югры с целью развития конкуренции на рынке туристических услуг.
2.8. Развитие конкуренции в сфере сельского хозяйства
С целью устойчивого развития сельских территорий, создания общих условий функционирования развития сельского хозяйства, развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства и достижения финансовой устойчивости сельского хозяйства в регионе реализуются программы "Развитие сельского хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2008-2012 годы" и "Комплексное развитие сельских населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2008-2012 годы.
В сфере сельского хозяйства необходимо следующее:
разработка комплекса мер, направленных на создание региональных центров по приёмке, логистической и технологической переработке сельскохозяйственной продукции;
развитие инфраструктуры по сбыту сельскохозяйственной продукции, включая развитие сети снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
привлечение инвесторов в сферу растениеводства, животноводства и рыбоводства, а также в сферу переработки с целью частичного покрытия внутренней потребности округа в продукции этих отраслей;
модернизация и расширение производства продукции пригородного сельского хозяйства.
3. Мероприятия в сфере торговли, в том числе направленные
на развитие различных форматов осуществления торговой деятельности
По итогам 2008 года розничный товарооборот Югры составил 288,4 млрд. рублей (45,3% и 54,7% соответственно продовольственные и непродовольственные товары), индекс физического объема оборота розничной торговли составил 117,3%.
Ежегодно издается бизнес-справочник "Товаропроизводители и предприниматели (работодатели) Югры", проводится окружная выставка - ярмарка товаропроизводителей Югры "Товары земли Югорской". Основная цель выставки-ярмарки - демонстрация достижений, позитивных изменений, происходящих в экономике Югры, развитие рынка товаропроизводителей, освоение новых видов продукции и передовых технологий, в том числе и в сфере малого и среднего предпринимательства.
Следует отметить, что развитию торговли на территории Югры может способствовать расширение сетевых форм организации торгового обслуживания. В регионе прослеживается потребность в расширении количества крупных магазинов оптово-розничной торговли с высоким уровнем обслуживания клиентов и широким продуктовым ассортиментом. Привлечению данных компаний может способствовать упрощение порядка выделения земельных участков под строительство зданий, а также предоставление информации о прогнозах платежеспособного спроса населения на территории. Расширение количества предприятий подобного формата позволит увеличить объемы поставок продукции для субъектов малого предпринимательства и количество данных субъектов в регионе. Кроме того, устойчивые связи с сетевыми операторами отразятся на активизации деятельности девелоперов и ритейлеров. Вместе с тем, к допуску сетевых операторов необходимо подходить взвешенно, так как существенный рост их числа может оказать негативное влияние на развитие конкуренции на территории.
Из числа видов торговых центров (микрорайонных, локальных, региональных и суперрегиональных) наиболее перспективными следует считать микрорайонные и локальные. Микрорайонные торговые центры характеризуются общей площадью 5-7 тыс. кв. м, имеют продовольственный якорь - супермаркет или универсам. Его зона обслуживания - 10 мин. пешеходной и автомобильной доступности. Локальные торговые центры имеют площадь 15-45 тыс. м 2 с якорем - супермаркетом или гипермаркетом и галереей магазинов. Зона обслуживания - 15-30 мин. автомобильной доступности. При условии оценки экономической целесообразности возможно проведение работы по развитию инфраструктуры для создания регионального торгового центра на территории Югры с общей площадью 70-200 тыс. кв. м и продовольственным якорем - гипермаркетом, непродовольственными якорями и развлекательным комплексом в составе и зоной обслуживания более 30 мин. автомобильной доступности.
Анализируя формы торгового посредничества (операции по перепродаже, комиссионные операции, агентские операции, брокерские операции), следует отметить, что наиболее приемлемы операции по перепродаже (создание дилерской сети). Одной из разновидностей операций по перепродаже выступает франчайзинг, который является перспективным, но ограниченно доступным на данном этапе. Существует несколько типовых условий предоставления франшизы, выполнение которых в существующих условиях будет затруднительным:
регулируемая величина торговой наценки (единство ценовой политики) - розничная цена товаров в данном населенном пункте не может отличаться от цен в других населенных пунктах, как правило, более чем на 10 %. Таким образом, с учетом транспортных расходов и высокой стоимости арендной платы маржа продавца будет минимальной.
торговая точка должна располагаться в крупном торговом центре или в отдельном помещении, расположенном в месте с высокой "проходимостью".
торговая точка должна обеспечивать определенный объем продаж (устанавливается франчайзером на основе данных о численности населения; является фактором, определяющим маркетинговые усилия).
Развитие данного формата бизнеса можно рассматривать в качестве стратегического направления, реализация которого возможна только после осуществления мероприятий, предусмотренных Программой развития конкуренции территории Югры в 2010-2012 гг.
Разработка и реализация мероприятий по развитию конкуренции в сфере торговли, направленных на развитие различных форматов осуществления торговой деятельности, предполагает следующее:
обеспечение благоприятных условий для развития логистической сети в регионе.
продвижение продукции региональных товаропроизводителей, объемы которой будут увеличиваться по мере реализации программы, на межрегиональном и национальном уровне.
обеспечение благоприятных условий для входа на региональный рынок сетевых операторов оптово-розничной торговли.
формирование и развитие сети торгово-закупочных оптовых баз для обеспечения потребностей розничных поставщиков.
создание торговых центров и упрощение процедуры выделения земельных участков для объектов розничной торговли.
создание условий для допуска на рынок альтернативных перевозчиков в рамках логистической сети территории.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.