Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1.1. Административные барьеры
Снижение административных барьеров является одним из приоритетов политики в сфере конкуренции. Их негативное воздействие на конкурентную среду может проявляется через подавление предпринимательской инициативы, повышение непроизводственных издержек, создание условий для коррупции.
С целью повышения открытости и прозрачности процедур разработки и принятия государственных решений в автономном округе, создания действенного механизма влияния субъектов предпринимательской деятельности и иных представителей гражданского общества на подготовку и принятие решений в области государственного регулирования, затрагивающих их права и законные интересы, постановлением Губернатора автономного округа от 8 декабря 2005 года создана комиссия по проведению административной реформы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Комиссия). Комиссия является коллегиальным органом, согласующим интересы всех заинтересованных сторон по вопросам реализации административной реформы в автономном округе.
Также Комиссией по реализации административной реформы проводится системная работа, направленная на внедрение механизмов управления по результатам, следствием которой станет 100% внедрение механизмов в органах исполнительной власти, 80% - в организациях, подведомственных органам исполнительной власти округа.
Кроме того, внедряются механизмы стандартизации и регламентации, направленные на повышение степени удовлетворенности граждан и организаций качеством и доступностью государственных услуг. Возрастает количество стандартов государственных услуг и административных регламентов исполнения государственных функций. На территориях муниципальных образований формируются региональные комплексные центры предоставления государственных и муниципальных услуг населению и организациям.
В части оптимизации функций органов исполнительной власти и противодействия коррупции работа Комиссии по реализации административной реформы направлена на устранение избыточных и дублирующих функций, снижение доли обоснованных жалоб на действия и решения должностных лиц и исполнительных органов государственной власти, снижение количества государственных контрактов, размещенных путем проведения торгов, в ходе исполнения которых возникли рекламации, по отношению к государственным контрактам, размещенным путем проведения торгов, снижение количества нарушений, выявленных в ходе проведения плановых и внеплановых проверок по отношению к количеству проверок.
Административная реформа предполагает модернизацию системы информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти автономного округа, включающую создание информационно-технологической инфраструктуры, внедрение государственных информационных систем, создание государственных информационных ресурсов для обеспечения повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, повышения эффективности государственного управления.
Достигнутые результаты проводимой административной реформы включают существенное сокращение степени вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в деятельность субъектов предпринимательства, в том числе за счет устранения барьеров в виде лицензирования, экспертизы, регистрации, контроля и надзора.
Согласно федеральному законодательству лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления, при этом более короткие сроки могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензионная палата автономного округа предоставляет лицензии в течение 10 дней в отношении следующих видов экономической деятельности: заготовка, переработка и реализация лома черных и цветных металлов; розничной продажи алкогольной продукции. По состоянию на конец 2009 года в реестре лицензий содержится действующих 1780 лицензий, разрешающих осуществление деятельности на 3490 объектах. Сведения из реестра лицензий размещаются на официальном веб-сайте органов государственной власти автономного округа на странице Лицензионной Палаты. Необходимо продолжить работу по регламентации остальных государственных функций в сфере лицензирования.
Для оценки наличия административных барьеров на территории автономного округа был проведен опрос в период с 1 по 10 декабря 2009 г. посредством электронной рассылки 920 анкет в адрес предприятий и организаций автономного округа. Количество ответивших респондентов составило 489, что превышает порог репрезентативности выборки. Географический ареал выборки ограничен 13 городскими округами. Как показывают результаты опроса субъектов хозяйственной деятельности и институтов, представляющих их интересы, проведенного при разработке Программы, из всех видов взаимодействия наиболее обременительным является подключение к сетям (электроэнергия, газ, водоснабжение и т. п. ), а также получение государственной поддержки в виде субсидий, целевых займов и т. п. Максимальные затраты характерны для получения разрешений на строительство, регистрации недвижимого имущества и сделок с ним и подключения к сетям. Наиболее длительной является процедура получения разрешений на строительство (см. табл. ).
Оценка видов административных взаимодействий респондентами
N п/п |
Вид административного взаимодействия |
Продолжительность*, дней |
Стоимость** |
Обременительность*** |
(низкая, умеренная, высокая, очень высокая) | ||||
1 |
Совершение действий, связанных с регистрацией или перерегистрацией бизнеса |
5-30 |
умеренная |
умеренная |
1 |
Получение лицензий |
60-180 |
умеренная |
умеренная |
2 |
Получение разрешений на строительство |
270-450 |
высокая |
умеренная |
3 |
Регистрация недвижимого имущества и сделок с ним |
30-60 |
высокая |
умеренная |
4 |
Подключение к сетям (электроэнергия, газ, водоснабжение и т. п. ). |
15-180 |
высокая |
высокая |
5 |
Получение государственной поддержки в виде субсидий, целевых займов и т. п. |
60-180 |
- |
высокая |
* В столбце приведен диапазон разброса ответов респондентов.
**Официально взимаемые платежи, сборы и пошлины. В столбце приведены преобладающие высказывания респондентов.
***Относительная величина сопряженных и вытекающих расходов. В столбце приведены преобладающие высказывания респондентов.
Сокращению административных барьеров в сфере взаимодействия между хозяйствующими субъектами и органами исполнительной власти может способствовать его оптимизация на основе создания "Электронного правительства", которое является наиболее эффективным способом реализации принципа "одного окна" и позволяет обеспечить максимальную информационную прозрачность процесса предоставления услуги.
Одним из барьеров является несовершенство налоговой системы с точки зрения администрирования обязанностей по уплате налогов и сборов, а также налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования (см. табл. ).
Оценка налогового бремени респондентами
N п/п |
Параметры |
Разброс значений |
1 |
Количество уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей (за исключением таможенных пошлин), ед. |
6-14 |
2 |
Налоговое бремя (отношение совокупных налоговых платежей за год к годовой выручке-нетто), % |
4-35 |
3 |
Объем времени, затрачиваемого на взаимодействие с налоговыми органами и внебюджетными фондами, чел. - час. в год |
От 100 до 500 |
Как видно из таблицы, количество налогов и сборов варьируется в интервале от 6 до 14 (при этом наиболее распространенный вариант ответа - 10 шт. ). Налоговое бремя достаточно дифференцировано и зависит от вида осуществляемой деятельности и системы налогообложения. Минимальный размер налогового бремени 4,9 % характерен субъектам малого предпринимательства, использующим упрощенную систему налогообложения с численностью работников не более 10 чел, а среднестатистическая величина бремени оценивается респондентами на уровне 17,5 %. Время, затрачиваемое на взаимодействие с налоговыми органами и внебюджетными фондами рассматривается как наиболее высокий барьер в связи с тем, что трудозатраты на выполнение обязанностей по уплате налогов и сборов достаточно высоки.
Оценивая доступность информации о государственных закупках, все респонденты отмечают, что информацию получить можно через веб-портал закупок и печатные средства массовой информации. Позитивные отзывы о работе веб-портала закупок были высказаны в ходе интервьюирования членов Мегионской ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса. 53% опрошенных предприятий участвовали в открытых конкурсах, закупках, торгах, аукционах, проводимых в интересах органов государственной власти или местного самоуправления и были признаны победителями. 28,6% респондентов из числа принимавших участие, но не признанных в качестве победителя отмечают, что заявка отклонена из-за несоответствия требованиям к ее оформлению и содержанию, 28,6% - из-за наличия претендентов, предложивших более привлекательные условия, 42,9% - иные причины.
Вывод. В результате реализации административной реформы проводятся системные мероприятия по сокращению административных барьеров. Представляется целесообразным сосредоточить дальнейшую деятельность на остающихся проблемах, имеющих локальный характер или связанных со спецификой деятельности отдельных предприятий и организаций. Для их решения необходимо продолжить работу по стимулированию предпринимательской инициативы и обеспечению информационной прозрачности процесса принятия решений в рамках разрешительных и согласовательных процедур, процесс осуществления которых должен быть регламентирован. Существенный вклад в снижение административных барьеров может внести расширение практики предоставления государственных услуг в электронной форме, в связи с чем необходимо активизировать деятельность по разработке и внедрению "Электронного правительства", оптимизирующего процесс взаимодействия между органами власти и получателями услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.