Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
По состоянию на 1 января 2010 года в состав автономного округа входит 205 населенных пунктов, в том числе 16 городов окружного и районного подчинения.
К настоящему времени электроснабжение всех городов автономного округа осуществляется централизованно по электрическим сетям от энергоисточников Сургутская ГРЭС-1 ОАО "Оптовая генерирующая компания-2", Сургутская ГРЭС-2 ОАО "Оптовая генерирующая компания-4", Нижневартовская ГРЭС ОАО "Оптовая генерирующая компания-1".
Кроме того, полностью снабжаются электроэнергией от Тюменской энергосистемы все населенные пункты Советского и Нефтеюганского районов. В Сургутском, Кондинском и Нижневартовском районах в децентрализованном секторе электроснабжения находится незначительное количество населенных пунктов.
По состоянию на 1 января 2010 года в семи районах округа 61 населенный пункт не имеет централизованного электроснабжения, в том числе все населенные пункты Березовского района. Электроснабжение указанных населенных пунктов осуществляется от автономных электростанций.
Существующее состояние электроснабжения населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по районам с указанием количества населенных пунктов централизованного и автономного электроснабжения приведено в таблице 1.
Таблица 1
Наименование районов |
Количество населенных пунктов |
||
всего |
из них по состоянию на 1 января 2010 года |
||
с централизованным электроснабжением |
с автономным электроснабжением |
||
1. Белоярский район |
12 |
8 |
4 |
2. Березовский район |
26 |
- |
26 |
3. Кондинский район |
28 |
25 |
3 |
4. Нижневартовский район |
28 |
24 |
4 |
5. Октябрьский район |
24 |
19 |
5 |
6. Сургутский район |
28 |
25 |
3 |
7. Ханты-Мансийский район |
34 |
18 |
16 |
8. Нефтеюганский район |
13 |
13 |
- |
9. Советский район |
12 |
12 |
- |
Итого |
205 |
144 |
61 |
Одной из наиболее острых проблем является полное отсутствие централизованного электроснабжения Березовского района. В отдельных поселках, расположенных на его территории, при компрессорных станциях (КС) магистральных газопроводов, Пунгинской станции подземного хранения газа, в Игриме и Березово работают газотурбинные или газодвигательные электростанции (ГТЭС или ГДЭС), использующие в качестве топлива природный газ из системы магистральных газопроводов и Березовского месторождения. Они работают круглосуточно.
Снабжение электрической энергией остальных населенных пунктов Березовского района осуществляется от дизельных электростанций (ДЭС), наиболее крупная из которых расположена в с. Саранпауль (мощностью 4 МВт с агрегатами 5х0,8 МВт).
Основными проблемами при эксплуатации ДЭС в условиях отсутствия дорог являются:
доставка в населенные пункты дизель-генераторов;
сезонный завоз дизельного топлива, который возможен только в летнюю навигацию водным путем;
высокая себестоимость электрической энергии, вырабатываемой ДЭС;
нестабильное и некачественное снабжение потребителей электрической энергией.
Только в населенных пунктах Саранпауль, Сосьва, Анеево, Ванзетур, Теги, Няксимволь ДЭС работают круглосуточно, в остальных населенных пунктах они работают по 12 и менее часов в сутки.
В настоящее время актуальность опережающего развития централизованной электроэнергетики Березовского района обусловлена перспективами проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", в основе которого заложено использование природно-ресурсного потенциала Приполярного и Полярного Урала.
В связи с чем, настоящей программой предусматривается сооружение структурообразующих центров питания и линий электропередачи в Березовском районе за счет внебюджетных привлекаемых инвестиций.
В данный момент, существующий спрос (существующие потребители) на электрическую мощность на Приполярном Урале определяется потреблением в быту и по месту занятости населения (на промыслах, на трубопроводном транспорте) и составляет порядка 33-35 МВт.
В перспективе до 2020 г при реализации регионального проекта "Урал промышленный - Урал полярный" на Приполярном Урале появятся новые потребители электроэнергии:
магистральный железнодорожный транспорт (новая железная дорога Обская - Полуночное);
добыча и обогащение Северо-Сосьвинских бурых углей (топливная промышленность);
добыча и обогащение рудного сырья для чёрной и цветной металлургии, химии и промышленности строительных материалов. В связи с чем, общая потребность в электроэнергии по новым и существующим потребителям в зоне Приполярного Урала значительно возрастет, по предварительным оценкам до величин порядка 55-67 МВт к 2015 году и 210-235 МВт к 2020 году.
На первом этапе в части развития электроэнергетической инфраструктуры для освоения горно-рудной промышленности Приполярного Урала необходимо создание двух локальных энергорайонов на базе автономных электростанций в пос. Приполярный при КС Приполярная мощностью 122 МВт с двумя двухцепными ВЛ-110 кВ до Саранпауля и Усть-Маньи. и п.г.т. Игрим мощностью 20 МВт с двухцепной ВЛ-110 кВ Игрим - Саранпауль.
В дальнейшем их планируется присоединить к энергосистеме автономного округа через двухцепную ВЛ-110 кВ Игрим - Пунга - Приобье, что обеспечит возможность передачи в Приуральский энергорайон для потребителей приполярного Урала из Тюменской энергосистемы до 75 МВт электрической мощности.
В период 2015 - 2020 г.г. после строительства угольных разрезов и появления товарных объемов Северо-Сосьвинских углей их можно будет использовать в качестве топлива для мощных ТЭС, сооружаемых на Приполярном Урале вблизи месторождений и железной дороги Полуночное - Обская.
В перспективе, с учетом запасов и годовой производительности угольных разрезов на территории Приполярного Урала возможно сооружение электростанций общей мощностью 4800 МВт.
Дополнительный ввод мощности в объеме 4800 МВт, 2020-2030 годах, позволит существенно повысить надежность электроснабжения потребителей Уральского федерального округа, так как Энергетической стратегией России до 2030 года обозначено, что рост электропотребления к 2030 году составит порядка 2-2,6 раза.
Выдачу мощности от электростанций предполагается организовать на напряжениях 500 кВ в следующих направлениях:
в направлении Ямало-Ненецкого автономного округа по ВЛ 500 кВ Люльинская ТЭС-Обская;
Тюменской энергосистемы по ВЛ 500 кВ на ПС Ильково;
в направлении Свердловской энергосистемы по ВЛ 500 кВ на ПС БАЗ, Сосьва и Катаба.
В соответствии с программой путем строительства двухцепной ВЛ-110 кВ Игрим - Березово с ПС 110 кВ и ВЛ-110 кВ Сергино - Пунга - Игрим планируется присоединение в период до 2013 года первого энергоузла на базе ГТЭС мощностью 20 МВт в п. Игрим к сектору централизованного электроснабжения автономного округа и электрическим сетям Няганьского энергорайона энергосистемы округа.
Строительство программного объекта линии электропередачи 110 кВ Игрим - Саранпауль с ПС 110 кВ также в дальнейшем дает возможность присоединения запланированного к строительству второго энергоузла автономного округа, включающего в себя ГТЭС мощностью 122 МВт в п. Приполярный с ВЛ 110 кВ Саранпауль-Приполярный - Усть-Манья с ПС 110 кВ.
В результате крупные объекты генерации ГТЭС в п. Приполярный, Няганьская ГРЭС, будут соединены между собой по ВЛ-110 кВ Игрим-Саранпауль, тем самым создадут предпосылки для системной надежности электроснабжения района, в дальнейшем появиться возможность использования мощности не только на внутреннее потребление населенных пунктов автономного округа, а также реализации электроэнергии на рынки соседних энергодефицитных регионов Урала и Сибири и получения дополнительной прибыли.
Внутрипоселковые электрические сети 0.4-6-10 кВ населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры введены в эксплуатацию в семидесятые годы и ранее, в основном выполнены на деревянных опорах и эксплуатируются в сложных климатических условиях.
Морально и физически устаревшее оборудование внутрипоселковых сетей имеет низкие технические характеристики, не отвечает нормативным требованиям, часто выходит из строя и приводит к продолжительным перерывам в электроснабжении потребителей.
Из-за высокой степени износа (от 30 до 100 %) требуются значительные затраты на эксплуатацию и ремонтно-восстановительные работы внутрипоселковых электрических сетей.
Неблагополучное состояние электрических сетей в поселках не позволяет осуществлять подключение новых потребителей, вследствие чего сдерживается развитие местной промышленности и не улучшаются условия проживания населения.
В настоящее время муниципальными образованиями с имеющимися инвестиционными возможностями проводятся работы по реконструкции внутрипоселковых сетей 0.4-6-10 кВ.
По состоянию на 1 января 2011 года реконструкция внутри поселковых сетей за период с 1997 по 2010 гг. выполнена в 43 населенных пунктах и еще требуется в 108 населенных пунктах автономного округа, из них переводятся на централизованное электроснабжение 25 населенных пунктов.
Потребность в реконструкции внутрипоселковых электрических сетей 0.4-6-10 кВ населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры приведена в таблице 2.
Таблица 2
Наименование административных районов |
Всего населенных пунктов |
Из них по состоянию внутрипоселковой электрической сети на 1 января 2011 года |
||
реконструкция выполнена |
требуется реконструкция |
реконструкция предусмотрена программой |
||
1 Белоярский |
11 |
2 |
5 |
0 |
2 Березовский |
26 |
7 |
13 |
8 |
3 Кондинский |
27 |
8 |
16 |
2 |
4 Нижневартовский |
23 |
4 |
10 |
0 |
5 Октябрьский |
23 |
2 |
20 |
6 |
6 Сургутский |
25 |
- |
18 |
0 |
7 Ханты-Мансийский |
33 |
17 |
9 |
6 |
8 Нефтеюганский |
11 |
2 |
8 |
- |
9 Советский |
10 |
1 |
5 |
- |
Итого Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
189 |
43 |
108 |
22 |
Необходимость реконструкции внутрипоселковых электрических сетей обусловлена неудовлетворительным техническим состоянием и является одним из направлений в энергосберегающей политике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Реконструкция электрических сетей населенных пунктов автономного округа предусматривает реконструкцию, техническое перевооружение и дальнейшее развитие внутрипоселковых сетей, что обеспечит рациональное и эффективное использование энергетических ресурсов в каждом отдельном населенном пункте и в целом по округу.
В программе представлен ориентировочный объем капитальных вложений, необходимый для оказания содействия муниципальным образованиям в реконструкции электрических сетей населенных пунктов, которые переводятся или ранее были переведены на централизованное электроснабжение и электрические сети которых требуют реконструкции.
В связи со значительным моральным и физическим износом существующих электросетей населенных пунктов автономного округа, неудовлетворительным техническим состоянием, не обеспечивающим принятие по вновь построенным линиям электропередачи централизованного электроснабжения, требуется финансовая поддержка из средств бюджета автономного округа.
Также следует отметить, что тарифы на электрическую энергию в зоне децентрализованного электроснабжения колеблются от 3,57 руб./кВтч (без НДС), производимую газотурбинными электростанциями до 36,01 руб./кВтч (без НДС), вырабатываемую дизельными электростанциями.
При этом, в централизованной зоне электроснабжения регулируемые тарифы на низком уровне напряжения для потребителей с числом часов использования мощности менее 5000 часов составляют 2,19 руб./кВтч (без НДС), свободные (нерегулируемые) тарифы по состоянию на июнь 2010 года - 2,63 руб./кВтч (без НДС).
Таким образом, тарифы на электрическую энергию в зоне децентрализованного электроснабжения превышают регулируемые тарифы зоны централизованного электроснабжения в 1,63 - 16,4 раза.
В целях сохранения социальной стабильности необходимо обеспечить покрытие убытков энергоснабжающих организаций в зоне децентрализованного сектора Югры, возникающих в связи с реализацией услуг по социально ориентированным тарифам.
На эти цели в программе предусмотрены ресурсы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.