Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Программные мероприятия
Для реализации поставленной цели и решения задач Программы, достижение планируемых значений целевых показателей Программы предусмотрено через выполнение программных мероприятий, указанных в таблице 2, 3.
Экологическое обоснование намечаемой деятельности при реализации
программных решений с перечнем природоохранных мероприятий
Реализация намечаемой деятельности не приведёт к возникновению негативного воздействия на окружающую среду и не окажет значимой нагрузки на её компоненты.
По всем объектам строительства будет разрабатываться проектная документация, проводиться государственная экспертиза проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вследствие реализации программных решений будет произведёно возмещение ущерба окружающей природной среде, причинённого в процессе строительства и эксплуатации объектов, будет организован и осуществлён производственный экологический контроль.
В составе проектов планируется разработка разделов "Охрана окружающей среды".
Принятые в проекте технические решения будут представлены комплексом технологических, технических и организационных мероприятий, направленных в первую очередь на повышение эксплуатационной надежности, противопожарной и экологической безопасности.
Раздел "Охрана окружающей среды" разрабатывается в соответствии с природоохранным законодательством Российской Федерации, требованиями нормативно-методических документов, инструкций, стандартов, ГОСТов, регламентирующих или отражающих требования по охране окружающей среды при строительстве и эксплуатации объектов.
В представленных разделах будут рассмотрены проектные решения по охране атмосферного воздуха от загрязнения, охране водоемов от загрязнения и истощения, охране земельных ресурсов, охране окружающей среды при складировании (утилизации) отходов промышленного производства, расчетным путем определены: уровень загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами, содержащимися в выбросах предприятий; количество отходов производства и потребления, образующихся при строительстве и эксплуатации проектируемых объектов.
В оценке воздействия на ландшафты, почвы, растительный и животный мир будет приведен анализ возможных форм воздействия и последствий проведения проектируемых работ, а также предусмотрены необходимые природоохранные мероприятия и разработаны проектные решения по рекультивации нарушенных земель.
Мероприятия по охране окружающей среды, заложенные в проектных материалах, при неукоснительном соблюдении сведут к минимуму воздействие проектируемых объектов при их строительстве и эксплуатации.
Охрана, рациональное использование земельных ресурсов.
Строительство проектируемых объектов окажет прямое влияние на состояние природно-территориальных комплексов за счёт техногенной нагрузки, которая заключается в изъятии земельных участков из общего пользования и естественных природных циклов с преобразование существующего рельефа.
Основными критериями выбора участка работ должны быть приняты: минимизация ущерба, причиняемого окружающей природной среде; обеспечение высокой надежности и безаварийности в период эксплуатации.
При этом необходимо учитывать инженерно-геологические условия района строительства, применяемые методы производства строительно-монтажных работ.
Выбор участков строительства будет произведен на основе анализа особенностей рельефа местности, грунтовых условий и характера естественных и искусственных препятствий, с использованием топографических материалов, материалов инженерных изысканий.
Площади отвода земельных участков будут определены в соответствии с нормами отвода земель под строительство объектов.
На стадии выбора участков под строительство объектов будут получены согласования с землепользователем, контролирующими и, в том числе, природоохранными службами.
Охрана земельных ресурсов будет предусмотрена путем реализации следующих мероприятий:
проведение работ в границах территории, отведённой под строительство;
минимализация норм изъятия земель под строительство проектируемых объектов;
укрепление откосов насыпи автодорог, откосов площадок и обвалований посевом трав по слою плодородного (торфяного питательного) грунта толщиной 0,15 м;
сбор бытовых и строительных отходов в контейнеры с последующим вывозом в специально отведённые места;
соблюдение правил пожарной безопасности при производстве строительных работ;
проведение работ по рекультивации нарушенных земель в соответствии с решениями, принятыми в проекте.
Надежность, безопасность и безаварийность работы будет обеспечена на стадии проектирования путем выбора участка, материалов, комплектующих, основных технических решений, методов и технологии строительства.
Таким образом, при соблюдении всех предусмотренных рабочим проектом организационных и технических мероприятий по защите компонентов экосистемы, выполнении всех намечаемых природоохранных мероприятий, соблюдении правил строительства и эксплуатации отрицательное воздействие на окружающую среду будет минимальным.
Рекультивация нарушенных земель
Рекультивации подлежат нарушенные земли, передаваемые в краткосрочную аренду на период строительства.
Рекультивация земель будет выполнена на основании ВСН 014-89 и Лесоводственных требований. При выборе направлений рекультивации, исходя из целевого использования земель, учтены требования ГОСТ 17.5.1.01-83, ГОСТ 17.5.1.02-85 и ГОСТ 17.5.1.03-86.
В проектных материалах будут приведены площади земель, подлежащих рекультивации, определены объемы и рекомендованы сроки проведения работ.
Для оценки объемов необходимых рекультивационных работ необходимо использовать информацию, полученную при мониторинге источников загрязнения, а также при натурном обследовании нарушенных участков.
Основными нормативными документами, определяющими требования к качеству проведения рекультивационных работ, являются:
Регламент на приемку земель, временно использованных при разведке, обустройстве и эксплуатации нефтяных месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе (ВНИИЛМ, Тюменская лесная опытная станция, 1994 г., Ханты-Мансийск, 1994 г.);
Положение о порядке передачи рекультивированных земель землепользователям предприятиями, организациями и учреждениями, разрабатывающими месторождения полезных ископаемых и торфа, проводящими геологоразведочные, изыскательские, строительные и иные работы, связанные с нарушением почвенного покрова (Минсельхоз СССР, 18.02.77);
Лесоводственные требования к размещению, строительству и эксплуатации объектов нефтегазодобычи на землях лесного фонда в таежных лесах Западной Сибири (утверждены ЛХТПО "Тюменьлесхоз" 22.02.90);
ГОСТ 17.5.3.04-83* "Земли. Общие требования к рекультивации земель";
ГОСТ 17.5.3.05-84 "Рекультивация земель. Общие требования к землеванию";
ГОСТ 17.5.1.02-85 "Классификация нарушенных земель для рекультивации";
ГОСТ 17.4.3.01-83 "Почвы. Общие требования к отбору проб";
ГОСТ 17.4.4.02-84 "Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа".
После проверки соответствия проведенных рекультивационных работ проектной документации оценивается качественное состояние компонентов окружающей природной среды на контролируемом участке. В первую очередь проводится визуальный осмотр участка на предмет отсутствия разливов нефти и солончаков, любых производственных отходов.
При этом отбираются пробы почв, донных отложений, поверхностных и грунтовых вод (отбор проб атмосферного воздуха и снега не производится). Результаты анализов не должны показывать превышения ПДК по всем основным параметрам.
Рекультивация нарушенных участков земель, изъятых на период строительства объектов, согласно ГОСТ 17.5.3.04-83 и Приказа Минприроды Российской Федерации от 22.12.1995 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" будет проведена в два этапа - технический и биологический.
При проведении технического этапа рекультивации земель должны быть выполнены следующие основные работы:
очистка территории от строительного и бытового мусора;
предварительное снятие почвенно-растительного слоя (далее - ПРС) (мощность снимаемого ПРС составляет 0,2 м. Снятие ПРС предусматривается и на землях долгосрочной аренды с последующим складированием во временные отвалы в полосе отвода);
планировка (выравнивание) поверхности нарушенных земель;
нанесение ПРС на рекультивируемые площади.
Биологический этап рекультивации осуществляется после завершения технического этапа и направлен на восстановление плодородия нарушенных земель и естественного растительного покрова.
Принятие надлежащих природоохранных мероприятий с последующим восстановлением территории сведут к минимуму наносимый ущерб и предотвратят деградацию земель в дальнейшем.
Охрана атмосферного воздуха.
В разделе будет дана характеристика источников загрязнения атмосферы (далее - ИЗА) в процессе строительства и эксплуатации месторождения, расчетным путем определена величина выбросов загрязняющих веществ (далее - ЗВ) в атмосферу, предложены нормативы предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) загрязняющих веществ, оценен уровень загрязнения атмосферы (в процессе эксплуатации месторождения), рассчитаны платежи в текущих ценах за выбросы ЗВ в атмосферу.
Величина выбросов ЗВ в атмосферу будет определена нормативно-расчетным методом по утвержденным нормативно-методическим документам.
Согласно санитарной классификации предприятий СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 будет определен размер санитарно-защитной зоны для объектов строительства.
С целью уменьшения и предотвращения загрязнения атмосферного воздуха при эксплуатации проектируемых сооружений будут предусмотрены технические решения, позволяющие свести до минимума вредное воздействие и предотвратить аварийные ситуации:
1. Для снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в период строительства необходима организация контроля состава выхлопных газов строительной техники и механизмов. При этом не допускается выход на объект механических транспортных средств, содержащих вредные вещества в выхлопах более допустимых, что регламентировано требованиями ГОСТ 17.2.3.02-78.
2. Выполнение плана предупредительных ремонтных и профилактических работ.
3. Своевременное освидетельствование и ремонт оборудования.
4. Строгое соблюдение технологического регламента на эксплуатацию объектов.
5. Производственный контроль службой эксплуатации опасных производственных объектов за состоянием технологического оборудования, трубопроводов, систем контроля и автоматизации, энергообеспечения, вентиляции, канализации, состоянием производственной территории в части путей эвакуации, доступа аварийных служб к местам выброса.
6. Планирование и проведение мероприятий по ликвидации аварийных ситуаций, организация системы обучения и тренировок действиям персонала по этим планам.
7. Незамедлительное реагирование на сигналы опасности, подаваемые средствами обнаружения пожара и загазованности.
8. Устранение дефектов, способных к развитию, сразу после их обнаружения.
9. Своевременное устранение замечаний и предписаний территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и других надзорных органов.
10. Проверка наличия и поддержание в готовности средств индивидуальной и коллективной защиты.
11. Повышение профессиональной подготовки производственного персонала.
12. Проведение регулярных учебных тревог с обслуживающим персоналом и членами аварийно-спасательной бригады с привлечением представителей территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
13. Проведение регулярной проверки готовности системы оповещения рабочих и служащих об аварийных ситуациях.
14. Проведение газоопасных и огнеопасных работ по наряд-допускам под руководством ответственного лица из числа инженерно-технических работников.
15. Поддержание в постоянной готовности сил и средств ликвидации последствий аварий.
В проекте будут даны рекомендации по контролю за соблюдением нормативов ПДВ.
Техническими решениями и организационными мероприятиями возможные негативные воздействия на окружающую среду будут сведены к минимуму и обеспечат надёжную безаварийную работу технологических объектов в течение всего периода эксплуатации.
Охрана водных ресурсов.
Наиболее хаpактеpными последствиями воздействия на водные ресурсы являются: повреждение берегов озёр, взмучивание воды, загрязнение поверхностных вод и прилегающих территорий отходами строительства.
При строительстве объектов в водоохранной зоне проектными материалами должны быть предусмотрены природоохранные мероприятия с соблюдением режима использования водоохранных зон (далее - ВЗ). В пределах ВЗ запрещается складирование мусора, заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей, размещение стоянок транспортных средств и других.
Программными мероприятиями предусматривается проектирование и строительство (реконструкция) водозащитных сооружений (противопаводковых дамб и берегоукрепительных сооружений).
Эксплуатация данных сооружений не предполагает технологических процессов, связанных с использованием природных и энергетических ресурсов, а также активного применения технических средств. В соответствии с правилами технической эксплуатации, потребуется проведение периодических осмотров сооружения и, при необходимости, его ремонт, в процессе которого может использоваться автотранспортная и строительная техника.
Учитывая эпизодический и кратковременный характер использования техники при эксплуатации берегозащитных сооружений, увеличения концентраций загрязняющих веществ в почве в районе проектируемого сооружения и в поверхностных стоках с территории берегоукрепления значительного воздействия на окружающую среду в период эксплуатации не ожидается.
В процессе строительства берегозащитных сооружений проектными материалами должны быть предусмотрены следующие природоохранные и водоохранные мероприятия:
применение при строительстве берегозащитных сооружений инертных материалов, отвечающих требованиям экологической безопасности (сертификация), что позволяет предотвратить загрязнение поверхностных вод и почвы;
проведение предупредительных мероприятий против возможных проливов горюче-смазочных материалов;
сбор подсланевых вод на судах в емкости и передача на специальные суда утилизации на очистных сооружениях.
Несмотря на предусмотренные природоохранные мероприятия, производством берегоукрепительных работ будет нанесен ущерб рыбному хозяйству, складывающийся от потери кормовых организмов, который должен быть произведён специализированным институтом.
Природоохранные решения, заложенные в проекте, позволяют свести к минимуму негативное влияние на поверхностные и подземные воды при сооружении и эксплуатации объектов.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 23 декабря 2011 г. N 496-п в подраздел "Охрана окружающей среды при обращении с отходами" раздела 3 настоящего приложения внесены изменения
Охрана окружающей среды при обращении с отходами.
В составе раздела проектной документации должна быть представлена качественно-количественная характеристика образующихся отходов в период строительства и эксплуатации данного объекта, дан перечень образующихся отходов, с указанием кода и класса опасности, рассчитано количество, определены условия временного хранения и направления утилизации.
Классы опасности образующихся отходов будут приведены согласно Федеральному классификационному каталогу отходов.
Количественные показатели образующихся отходов при строительстве и эксплуатации должны быть рассчитаны на основании существующих методик и рекомендаций по расчету объемов отходов.
Для обеспечения нормального функционирования и экологической безопасности объектов строительства, связанных с размещением отходов, проектными решениями будет предусмотрен комплекс мероприятий:
планировка территории в соответствии с проектируемой организацией рельефа;
строительство хозяйственной зоны полигонов с размещением необходимых зданий и сооружений, а также площадки складирования и захоронения ТБО;
строительство проездов и площадок с твёрдым покрытием;
строительство ограждения по периметру площадки полигонов с распашными воротами на въезде;
благоустройство территории;
строительство режимной сети наблюдательных скважин;
строгий контроль состава принимаемых отходов;
проведение комплекса работ по рекультивации.
В целях устранения возможных негативных последствий в проектной документации на строительство полигонов должен быть запланирован комплекс специальных организационных и технологических мероприятий, основными из которых являются:
уровень затопляемости территории предусмотреть на 1 м выше максимального уровня грунтовых вод;
устройство противофильтрационного экрана по дну и откосам площадки складирования;
устройство ванны для дезинфекции ходовой части автомобилей;
устройство бетонированной площадки с отбортовкой для мытья контейнеров и мусоровозов;
устройство водоотводной канавы с приямком для сбора условно чистых дождевых стоков с поверхности хозяйственной зоны;
укладка водопропускных труб при строительстве подъездной автодороги для регулирования вод поверхностного стока (при необходимости);
контроль состояния грунтовых вод с использованием проектируемой сети наблюдательных скважин.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что благодаря предусмотренным мероприятиям в области обращения с отходами, реализация намечаемой деятельности не приведёт к возникновению негативного воздействия на окружающую среду и не окажет значимой нагрузки на её компоненты.
Таким образом, все принятые проектные решения не будут противоречить требованиям природоохранного законодательства.
Мероприятия по охране окружающей среды, заложенные в проектных материалах, при неукоснительном соблюдении будут сводить к минимуму воздействие проектируемых объектов при их строительстве и эксплуатации.
На основании вышеизложенного можно сделать заключение, что при соблюдении всех предусмотренных рабочим проектом организационных и технических мероприятий по защите компонентов экосистемы, выполнении всех намечаемых природоохранных мероприятий, соблюдении правил строительства и эксплуатации отрицательное воздействие на окружающую среду будет минимальным.
В целом на реализацию первоочередных мер по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности автономного округа на срок действия программы (2011 - 2015 годы) нужно ориентировочно 31 630 452 тыс. руб.
Реализация программы с учетом государственной поддержки позволит в соответствующей мере уравнять экологическое состояние Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Долгосрочная целевая программа была разработана и сформирована согласно указанным выше приоритетным проблемам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и стратегии их разрешения при участии предприятий, городов и районов.
Для обеспечения надлежащего состояния природной среды автономного округа необходимы общие действия по:
снижению техногенной нагрузки на природную среду и ресурсосбережение всеми субъектами хозяйственной деятельности;
реализации требований экологического законодательства на своей территории органами местного самоуправления;
осуществлению государственного контроля за состоянием природной среды и источниками его загрязнения и нарушения;
привлечению к охране окружающей природной среды населения автономного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.