Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к Методическим рекомендациям
Методические рекомендации
по созданию, содержанию и организации деятельности общественных спасательных формирований
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ, "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ, "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, постановлениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными документами.
Методические рекомендации предназначены для органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - орган управления по делам ГОЧС) при работе с общественными аварийно-спасательными формированиями, созданными по инициативе граждан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в целях принятия участия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
1. Основные понятия
1.1. Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
1.2. Общественные аварийно-спасательные формирования (далее - ОАСФ) создаются общественными объединениями, уставной задачей которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.3. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
1.4. Общественное объединение создается по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. В состав учредителей могут входить юридические лица - общественные объединения.
Решение о создании, формировании руководящих органов, об утверждении устава принимается на общем собрании (съезде, конференции).
С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным.
Создаваемые общественные объединения могут регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
1.5. Организационно-правовыми формами общественных объединений являются: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
1.6. Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений, образуя новые общественные объединения.
1.7. Для обеспечения выполнения уставных целей и задач общественные объединения, имеющие статус юридического лица, могут осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе культурно-просветительскую, издательскую, спортивно-оздоровительную, консультативную, правозащитную, юридическую, и иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
1.8. Спасатель-общественник - это гражданин, подготовленный и аттестованный на право ведения аварийно-спасательных работ, не являющийся сотрудником профессионального или членом нештатного аварийно-спасательного формирования.
2. Структура, оснащение, подготовка спасателей общественного аварийно-спасательного формирования
2.1. Для выполнения своих уставных целей по участию в ликвидации чрезвычайных ситуаций общественное объединение самостоятельно определяет организационную структуру ОАСФ, его техническое оснащение, решает задачи по подготовке спасателей, их аттестации, созданию необходимой материально-технической базы за счет собственных финансовых средств. Типовая структура ОАСФ приведена в приложении N 1. Типовой табель оснащения приведен в приложении N 2.
2.2. Для получения свидетельства на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях ОАСФ должно соответствовать следующим основным требованиям:
должно быть оснащено табельными техническими и транспортными средствами, обеспечивающими выполнение возложенных на него задач и функций по предупреждению и ликвидации ЧС;
должно иметь помещение и оборудование, обеспечивающее несение дежурства, надежную связь, систему оповещения личного состава, места для размещения транспорта, помещение для имущества (типовой перечень документации ОАСФ приведен в приложении N 3);
не менее половины спасателей, принимающих непосредственное участие в ликвидации последствий ЧС, должны быть аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с уставными задачами;
должно иметь учебно-материальную базу, позволяющую проводить все виды подготовки для обеспечения соответствующего уровня готовности к выполнению уставных задач.
2.3. Технические средства и транспорт, средства связи, помещения могут предоставляться ОАСФ его членами, приобретаться за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, спонсорской помощи, а также передаваться ОАСФ по договору аренды различными организациями.
2.4. Начальное обучение спасателей ОАСФ осуществляется по единой на территории Российской Федерации Программе первоначальной подготовки спасателей, утвержденной на заседании Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке (протокол N 1 от 25.02.99 г.). Обучение проводится по трем предметам: медицинской, противопожарной и психологической подготовкам (114-часовой курс).
Повышение квалификации спасателей ОАСФ проводится по программам профессиональной подготовки спасателей МЧС России, других министерств и ведомств, а также путем приобретения ими дополнительных специальностей (например, газоэлектросварщик, стропальщик, водолаз и т.д.) в специализированных учебных заведениях.
Обучение спасателей ОАСФ может проводиться на учебно-материальной базе учебно-методических центров, в учебных заведениях министерств, ведомств, организаций.
Обучение спасателей ОАСФ в учебных заведениях МЧС России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125 "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", постановлениями Минтруда России от 29 июня 1994 г. N 51 "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации" и от 15 июня 1995 г. N 31 "О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда Российской Федерации от 29 июня 1994 г. N 51".
В обучении спасателей ОАСФ по отдельным предметам (темам) подготовки могут принимать участие специалисты поисково-спасательных формирований МЧС России, профессиональных аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на добровольных началах или договорной основе.
По решению соответствующих должностных лиц спасатели-общественники и ОАСФ могут участвовать в тренировках, соревнованиях и учениях подразделений войск гражданской обороны и поисково-спасательных формирований МЧС России, профессиональных аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, проводимых по планам органов управления по делам ГОЧС.
Прохождение стажировок руководящего состава и спасателей ОАСФ в поисково-спасательных формированиях МЧС России, других аварийно-спасательных формированиях согласуется с должностными лицами этих формирований и не должно влиять на выполнение задач по предназначению.
2.5. Аттестация спасателей-общественников, а также ОАСФ производится в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей".
2.6. Организация данной работы возложена на Межведомственную комиссию, региональные, территориальные и ведомственные аттестационные комиссии. Перечень документов, представляемый для аттестации, содержится в "Квалификационных требованиях и методических рекомендациях по проведению аттестации АСС, АСФ и спасателей" (утверждены МАК 18.12.97 г., протокол N 4).
ОАСФ допускается к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях только с момента получения свидетельства на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ установленного образца.
2.7. ОАСФ, имеющее свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, подлежит обязательной регистрации.
2.8. Регистрацию ОАСФ установленным порядком осуществляют органы управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями.
При регистрации ОАСФ должно представить: копию устава, организационно-штатную структуру, ведомость укомплектования личным составом, схему оповещения, документы о наличии и состоянии оперативного транспорта, оборудования, снаряжения.
2.9. По согласованию с соответствующими должностными лицами ОАСФ добровольно может входить в состав резерва профессиональных аварийно-спасательных формирований.
3. Участие спасателей-общественников в мероприятиях, проводимых в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
3.1. С момента создания ОАСФ может осуществлять свою деятельность в соответствии с уставными целями.
3.2. Для реализации уставных целей и задач в соответствии с действующим законодательством ОАСФ может принимать участие в мероприятиях:
по пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организации различного масштаба слетов-соревнований "Школа безопасности", полевых лагерей "Юный спасатель";
содействию приобретению гражданами практических навыков и умения пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты;
проведению семинаров, консультаций по проблемам безопасности жизнедеятельности.
3.3. Свою деятельность ОАСФ может осуществлять самостоятельно или по согласованию совместно с другими общественными объединениями, организациями, профессиональными АСФ.
3.4. ОАСФ, спасатели-общественники добровольно могут участвовать в профилактических мероприятиях, проводимых поисково-спасательными формированиями МЧС России:
по обеспечению безопасности мест массового отдыха граждан, туристических маршрутов, их маркировке;
обеспечению безопасности туристических слетов, соревнований, других массовых мероприятий;
проведению занятий с детьми, учащимися, отдыхающими на турбазах по правилам поведения в экстремальных ситуациях.
4. Участие ОАСФ, спасателей-общественников в ликвидации чрезвычайных ситуаций
4.1. Работа ОАСФ по участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций организуется и проводится на основании договоров и соглашений, заключенных между ОАСФ и органами управления по делам ГОЧС.
4.2. Привлечение ОАСФ к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых ими объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;
по решению общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью ОАСФ, на основе запроса федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.3. Решение о привлечении ОАСФ (дежурной группы ОАСФ) к ликвидации чрезвычайной ситуации принимает зарегистрировавший его орган управления по делам ГОЧС.
В соответствии с разработанной схемой проводится оповещение ОАСФ и уточняется степень его готовности - количество спасателей ОАСФ, их экипировка и техническое оснащение, возможность работы в автономном режиме, время выезда на ликвидацию чрезвычайной ситуации. Порядок действий личного состава ОАСФ (дежурной группы ОАСФ) при получении сигналов о ЧС приведен в приложении N 4.
4.4. По прибытии на место начальник ОАСФ обязан доложить о своем прибытии руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации.
Дальнейшую работу ОАСФ осуществляет под руководством руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации. Порядок действий ОАСФ (дежурной группы ОАСФ) приведен в приложении N 5.
4.5. В связи с особым характером деятельности ОАСФ руководство им предполагает неукоснительное выполнение всеми его членами приказов и распоряжений, отдаваемых руководителем ОАСФ при их участии в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.6. В случаях, когда действия ОАСФ, спасателей-общественников в зоне чрезвычайной ситуации не соответствуют условиям и порядку производства аварийно-спасательных и других неотложных работ, руководители ликвидации чрезвычайной ситуации обязаны отстранить их от участия в работах.
4.7. Взаимодействие ОАСФ с другими силами организуется в процессе постановки задач с участием представителей взаимодействующих сил.
4.8. Возмещение расходов на перевозку и размещение привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций ОАСФ, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение, а также на оплату труда спасателей, выплату им вознаграждений, предоставление им дополнительно оплачиваемых отпусков, бесплатное медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производится в соответствии с договорами или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
4.9. Кроме выполнения работ, на проведение которых аттестованы спасатели-общественники, они могут участвовать (с их согласия) и в других мероприятиях по ликвидации чрезвычайной ситуации:
в разборке завалов, расчистке маршрутов движения техники (при наличии необходимого оборудования и создании условий безопасности);
сборе информации о нахождении людей в зоне чрезвычайной ситуации (опрос очевидцев):
поиске людей, пропавших без вести в условиях природной среды;
эвакуации пострадавшего населения;
мероприятиях по жизнеобеспечению пострадавшего населения (развертывание временных пунктов проживания, доставка воды, продуктов питания, медикаментов, уход за больными и престарелыми);
оказании помощи профессиональным АСФ в организации их жизнедеятельности на период проведения спасательных работ.
5. Учет ОАСФ и спасателей-общественников
5.1. Все ОАСФ и отдельные спасатели-общественники должны быть учтены при планировании мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учет формирований и спасателей-общественников ведется:
- в соответствующих органах управления по делам ГОЧС;
- в профессиональных АСФ при включении ОАСФ, спасателей-общественников в состав их резерва.
6. Контроль готовности ОАСФ к действиям при ликвидации чрезвычайных ситуаций
6.1. Контроль готовности ОАСФ к действиям при ликвидации чрезвычайных ситуаций производится органом управления по делам ГОЧС, а также региональными, территориальными, межведомственными аттестационными комиссиями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.