Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
Постановление
Об утверждении Положения о деятельности подразделений муниципальной пожарной охраны
В целях организации деятельности муниципальной пожарной охраны на территории муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) постановляю:
1. Утвердить Положение о деятельности подразделений муниципальной пожарной охраны.
2. Утвердить План мероприятий по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
3. Разработанные документы, согласно Плану мероприятий по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности, согласовать с подразделением противопожарной службы субъекта Российской Федерации в срок до_________200__года.
4. Постановление вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.
Положение
о деятельности подразделений муниципальной пожарной охраны
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет общие требования к организации деятельности муниципальных пожарных подразделений (частей).
1.2. В своей деятельности муниципальные пожарные части руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и настоящим Положением.
1.3. Подразделения муниципальной пожарной охраны входят в состав пожарной охраны на соответствующей территории. Привлечение их к тушению пожаров осуществляется на основании утвержденных планов привлечения сил и средств в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
2. Организация деятельности муниципальной пожарной охраны
2.1. Подразделение организует деятельность в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением, согласованным с Государственной противопожарной службой (далее - ГПС).
2.2. Структура, штаты и техническая оснащенность муниципальных подразделений пожарной охраны определяются органами местного самоуправления из расчета:
- подразделения муниципальной пожарной охраны создаются в населенных пунктах, расположенных на расстоянии далее 12 км от мест дислокации подразделений ГПС (в городах - далее 3 км);
- в создаваемых подразделениях организуется круглосуточное дежурство личного состава с использованием пожарной либо приспособленной для целей пожаротушения техники;
- зона деятельности подразделений муниципальной пожарной охраны по организации пожаротушения в сельской местности на территории муниципального образования определяется в радиусе 12 км (в городах - в пределах городского поселения);
- численность муниципальной пожарной охраны определяется из расчета: одна единица на каждые 200 чел. населения сельского поселения и не менее 12 чел. в подразделении муниципальной пожарной охраны городского поселения.
3. Основные задачи
3.1. На муниципальную пожарную охрану возлагается задача по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющаяся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
3.2. Организация тушения пожаров регламентируется Боевым уставом пожарной охраны и другими документами, утвержденными в установленном порядке.
3.3. Для решения возложенных на пожарную охрану задач разрабатываются необходимые документы, в том числе:
- должностные инструкции;
- программа и расписания занятий по последующей подготовке работников муниципальной пожарной охраны;
- копии документов предварительного планирования боевых действий по тушению пожаров (оперативные планы, карточки пожаротушения), находящиеся в ОГПС (ПЧ) района.
Перечисленные и иные документы, регламентирующие организацию деятельности подразделения, разрабатываются применительно к нормативным актам ГПС.
4. Требования к работникам муниципальной пожарной охраны
4.1. На работников муниципальной пожарной охраны распространяется законодательство о труде, государственное социальное страхование.
4.2. Работники муниципальной пожарной охраны должны иметь соответствующую подготовку для допуска к тушению пожаров.
4.3. Работники муниципальной пожарной охраны, не прошедшие первоначальное обучение, к самостоятельной работе не допускаются.
4.4. Последующая подготовка работников муниципальной пожарной охраны осуществляется руководителем подразделения муниципальной пожарной охраны. В ходе последующей подготовки работники должны изучить документы, регламентирующие организацию пожаротушения, а также пожарную опасность объектов, расположенных на охраняемой территории, и правила по охране труда.
4.5. Программа последующей подготовки согласовывается с начальником территориальной пожарной охраны и должна предусматривать проведение теоретических и практических занятий.
4.6. Руководитель подразделения муниципальной пожарной охраны должен проходить стажировку в территориальном подразделении ГПС с периодичностью не реже одного раза в три года.
4.7. Работники муниципальной пожарной охраны, выполняющие работы по эксплуатации пожарных машин и средств связи, должны иметь соответствующую квалификацию.
5. Полномочия начальника муниципальной пожарной охраны
5.1. Руководство деятельностью муниципальной пожарной части осуществляется начальником подразделения.
5.2. Начальник подразделения назначается органом местного самоуправления и работает во взаимодействии с подразделением ГПС муниципального образования.
5.3. Начальник подразделения несет ответственность за организацию оперативно-служебной деятельности подразделения.
5.4. Организует взаимодействие со службами муниципального образования и ГПС по вопросам организации тушения пожаров.
5.5. Обеспечивает подбор и расстановку кадров пожарной охраны, их профессиональную подготовку, соблюдение законности и дисциплины.
5.6. Применяет поощрения и налагает дисциплинарные взыскания на работников муниципальной пожарной охраны.
5.7. На основании нормативов и лимитов штатной численности вносит в органы местного самоуправления предложения по изменению штатов муниципальной пожарной охраны.
5.8. Информирует органы местного самоуправления о состоянии исправности противопожарного водоснабжения, средств связи и автотранспортных сообщений.
5.9. Занимается вопросами финансово-хозяйственной деятельности муниципальной пожарной охраны в объеме выделенного финансирования.
5.10. Выезжает на пожары, места аварий и в соответствии с требованиями Боевого устава пожарной охраны руководит тушением пожаров.
5.11. Обеспечивает содержание в постоянной готовности техники и пожарно-технического вооружения.
5.12. Организует и ведет прием граждан, рассматривает предложения, заявления, жалобы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Схема организации и принципы построения пожарной охраны
Основные принципы создания пожарной охраны городских и сельских поселений
1. Каждое городское и сельское поселение должно быть защищено одним или несколькими подразделениями пожарной охраны, дислоцированными в этом населенном пункте или на расстоянии, определяемом допустимым временем прибытия к месту пожара. Виды пожарной охраны определяются в соответствии с федеральным законодательством и решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Городские и сельские поселения могут защищаться пожарной охраной одного или нескольких видов:
противопожарной службой субъекта Российской Федерации;
муниципальной пожарной охраной;
ведомственной пожарной охраной;
частной пожарной охраной;
добровольной пожарной охраной.
2. Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо и иметь производственные, складские, вспомогательные, общественные и другие здания и сооружения, необходимые для эффективного выполнения стоящих перед пожарной охраной задач по организации и осуществлению профилактики пожаров, спасению людей и имущества при пожарах, организации и осуществлению тушения пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.
Противопожарная служба субъекта Российской Федерации
1. Подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации, осуществляющие профилактику пожаров и (или) их тушение в городских и сельских поселениях, должны создаваться в административных центрах муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации, а также в других населенных пунктах с численностью не менее 25 тыс. чел., в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Численность личного состава подразделений противопожарной службы субъекта Российской Федерации, участвующего в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, определяется из расчета: не менее одной единицы на каждые 650 чел. населения, а участвующего в осуществлении профилактики пожаров - из расчета: в городских поселениях - одна единица на 10 тыс. чел. населения, в сельских поселениях - одна единица на 8 тыс. чел. населения.
Допускается численность личного состава указанных подразделений определять расчетом в зависимости от пожарной опасности объектов защиты на территории субъекта Российской Федерации с учетом технико-экономического уровня развития региона.
3. Дислокация подразделений пожарной охраны на территории городских и сельских поселений субъекта Российской Федерации определяется расчетом в зависимости от степени пожарной опасности объектов защиты и целей выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожара (проведения аварийно-спасательных работ) или устанавливается исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях не превышает 10 мин, а в сельских поселениях - 20 мин.
4. Порядок и методика расчетного определения мест дислокации подразделений противопожарной службы субъекта Российской Федерации на территории городских и сельских поселений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Муниципальная пожарная охрана
1. Подразделения муниципальной пожарной охраны, осуществляющие тушение пожаров, должны создаваться в городских и сельских поселениях муниципального образования, время прибытия в которые подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации превышает значения, установленные настоящим Положением.
2. Численность личного состава подразделений муниципальной пожарной охраны, участвующего в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, определяется из расчета: не менее одной единицы на каждые 900 чел. населения, а участвующего в осуществлении профилактики пожаров - из расчета: в городских поселениях - одна единица на 10 тыс. чел. населения, в сельских поселениях - одна единица на 8 тыс. чел. населения.
Допускается численность личного состава указанных подразделений определять расчетом в зависимости от пожарной опасности объектов защиты на территории муниципального образования с учетом его технико-экономического развития.
3. Дислокация оперативных подразделений пожарной охраны на территории муниципальных образований определяется расчетом в зависимости от степени пожарной опасности объектов защиты и целей выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожара (проведения аварийно-спасательных работ) или устанавливается исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях не превышает 10 мин.
4. Порядок и методика расчетного определения мест дислокации подразделений муниципальной пожарной охраны на территории городских и сельских поселений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Добровольная пожарная охрана
1. Подразделения (дружины, команды) добровольной пожарной охраны по охране городских и сельских поселений создаются в населенных пунктах, в которых отсутствуют другие виды пожарной охраны, а время прибытия подразделений муниципальной пожарной охраны превышает 10 мин.
2. Минимальная численность добровольных пожарных на территории муниципального образования устанавливается из расчета: один добровольный пожарный на каждые 160 чел. населения. При этом минимальная численность подразделения добровольной пожарной охраны должна устанавливаться в зависимости от вида и количества пожарной техники, находящейся в боевом расчете, и нормативной численности боевых расчетов.
3. Дислокация подразделений добровольной пожарной охраны на территории муниципальных образований определяется расчетом в зависимости от степени пожарной опасности объектов защиты и целей выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожара (проведения аварийно-спасательных работ) или устанавливается исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях не превышает 10 мин.
4. Порядок и методика расчетного определения мест дислокации подразделений добровольной пожарной охраны на территории городских и сельских поселений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Частная пожарная охрана
1. Подразделения частной пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются собственником в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Численность оперативных подразделений частной пожарной охраны устанавливается собственником при условии полного укомплектования боевого расчета пожарными машинами.
3. Дислокация подразделений частной пожарной охраны определяется собственником самостоятельно исходя из необходимости прибытия к объекту защиты, с которым заключен договор на обслуживание, не более чем за 10 мин.
Ресурсы пожарной охраны городских и сельских поселений
1. Необходимое число оперативных подразделений пожарной охраны городских и сельских поселений (пожарных депо в населенных пунктах) и общее число пожарных автомобилей, находящихся на их вооружении, определяется по табл. 1, а соотношение основных и специальных пожарных автомобилей - по табл. 2. Для населенных пунктов, параметры которых не приведены в табл. 1, определение количества пожарных депо и пожарных автомобилей в них должно осуществляться расчетом, порядок и методика которого определяются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
2. В зависимости от количества единиц основных и специальных пожарных автомобилей и средств связи, находящихся на вооружении пожарной охраны городских и сельских поселений, должны создаваться подразделения технической службы:
производственно-технические центры - свыше 400 ед. техники;
отряды технической службы - от 200 до 400 ед. техники;
части технической службы, не входящие в состав производственно-технических центров и отрядов, - от 50 до 200 ед. техники;
отдельные посты технической службы - до 50 ед. техники.
Таблица 1
Необходимое количество пожарных депо и общее количество пожарных автомобилей в населенных пунктах
Площадь территории поселения, тыс. га |
Общее количество пожарных депо (числитель, ед.) и общее количество пожарных автомобилей в пожарных депо на соответствующее количество выездов (знаменатель, ед.) в зависимости от численности населения (тыс. чел.) в населенном пункте |
|||||||
до 5 | от 5 до 30 | от 30 до 50 | от 50 до 100 | от 100 до 250 | от 250 до 500 | от 500 до 750 | от 750 до 1000 | |
До 2 | 1 ----- 1x3 |
1 ----- 1x6 |
2 --------- 1x8+1x6 |
|||||
От 2 до 4 | 2 ----------- 1x6+1x4 |
3 ------------- 1x8+1x6+1x4 |
3 ----------- 1x8+2x6 |
|||||
От 4 до 6 | 4 ---------- 1x8+3x6 |
6 --------------- 1x8+3x6+2x2 |
||||||
От 6 до 8 | 5 | 7 | 8 | |||||
1x8+3x6+1x2 | 1x8+4x6+2x2 | 1x8+5x6+1x4+1x2 | ||||||
От 8 до 10 | 8 | 9 | 10 | |||||
1x8+5x6+1x4+1x2 | 1x8+6x6+1x4+1x2 | 1x8+6x6+1x4+2x2 | ||||||
От 10 до 12 | 9 | 10 | 12 | |||||
1x8+6x6+1x4+1x2 | 1x8+7x6+1x4+1x2 | 2x8+7x6+1x4+2x2 | ||||||
От 12 до 14 | 11 | 14 | ||||||
1x8+8x6+1x4+1x2 | 2x8+8x6+1x4+3x2 | |||||||
От 14 до 16 | 12 | 16 | 18 | |||||
# х8+8х6+2х4+1х2 | # х8+8х6+2х4+4х2 | # х8 + 4х6 + 2х4 + 10х2 | ||||||
От 16 до 20 | 18 | 20 | ||||||
2x8+8x6+2x4+6x2 | 2x8+8x6+2x4+8x2 | |||||||
От 20 до 25 | 20 | 22 | ||||||
2x8+8x6+2x4+8x2 | 2x8 + 6x6 + 2x4 + 12x2 | |||||||
От 25 до 30 | 22 | 25 | ||||||
#х8 + 6х6 + 2х4 + 12х2 | # х8 + 8х6 + 3х4 + 12х2 | |||||||
От 30 до 35 | 28 ---------------------- 3x8 + 8x6 + 2x4 + 15x2 |
Таблица 2
Количество основных и специальных пожарных автомобилей в населенных пунктах
Численность населения в населенном пункте, тыс. чел. |
Количество основных и специальных автомобилей, ед. |
||||
Автоцистерны в боевом расчете |
Автоцистерны в резерве |
Автомобили быстрого реагирования |
Специальные пожарные автомобили в боевом расчете |
Специальные пожарные автомобили в резерве |
|
До 5 |
1 |
- |
1 |
- |
- |
От 5 до 30 |
2-3 |
1-2 |
1 |
1 |
- |
От 30 до 50 |
4-5 |
2-3 |
1-2 |
1 |
- |
От 50 до 100 |
5-7 |
3 |
2-3 |
1-2 |
1 |
От 100 до 250 |
8-16 |
4-8 |
3-7 |
2-3 |
1 |
От 250 до 500 |
14-20 |
6-10 |
6-10 |
3-5 |
1-2 |
От 500 до 750 |
18-24 |
8-12 |
9-12 |
4-6 |
1-2 |
От 750 до 1000 |
22-28 |
10-15 |
10-14 |
5-8 |
2-3 |
Примечания: 1 Количество основных и специальных пожарных автомобилей определяется в интервале значений, приведенных в табл. 1, пропорционально численности населения в населенном пункте.
2. Вид специальных пожарных автомобилей и необходимость создания их резерва определяются в зависимости от особенностей населенного пункта (природно-климатических условий, этажности зданий, пожарной опасности объектов, размещенных в городе) и объектов в зоне обслуживания пожарного депо.
Основные принципы защиты организаций от пожаров подразделениями пожарной охраны
Защита организаций от пожаров может осуществляться подразделениями:
Государственной противопожарной службы;
муниципальной пожарной охраны;
ведомственной пожарной охраны;
частной пожарной охраны;
добровольной пожарной охраны.
Вид подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств организации, определяется ее собственником, если создание подразделения соответствующего вида пожарной охраны не установлено законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами.
Подразделения федеральной противопожарной службы создаются в организациях по решению Правительства Российской Федерации и содержатся за счет средств бюджета Российской Федерации.
Подразделения противопожарной службы субъектов Российской Федерации создаются в организациях, находящихся в собственности этих субъектов, по решению органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и содержатся за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Подразделения муниципальной пожарной охраны создаются в организациях, находящихся в муниципальной собственности, по решению органов местного самоуправления и содержатся за счет средств местного бюджета.
Подразделения частной пожарной охраны создаются в организациях или обслуживают эти организации в соответствии с договором между организацией и собственником частной пожарной охраны.
Подразделения ведомственной и добровольной пожарной охраны создаются в организациях по решению соответствующих федеральных органов исполнительной власти и (или) собственников организации и содержатся за счет средств этих организаций.
Организации, характеристики которых соответствуют критериям, приведенным в табл. 3 (в зависимости от культурной, исторической, информационной и уникальной ценности для Российской Федерации), табл. 4 (в зависимости от объемов выпускаемой, хранимой и перерабатываемой продукции) и табл. 5 (в зависимости от категорий зданий, сооружений по взрывопожарной и пожарной опасности, технико-экономических характеристик), в обязательном порядке создают подразделения ведомственной пожарной охраны, содержащиеся за счет средств этих организаций, или заключают договоры с подразделениями частной пожарной охраны на тушение пожаров. Указанные подразделения не создаются в этих организациях, если в соответствии с решением Правительства Российской Федерации в них предусмотрено создание подразделений федеральной противопожарной службы. Численность и техническая оснащенность подразделений ведомственной и частной пожарной охраны определяются применительно к нормативам, разработанным для подразделений Государственной противопожарной службы.
Допускается обслуживание одним подразделением пожарной охраны нескольких организаций, расположенных в зоне обслуживания указанного подразделения, время прибытия которого в любую точку зоны обслуживания не превышает 10 мин - в городских и 20 мин - в сельских поселениях.
Таблица 3
Перечень организаций, в которых в обязательном порядке создаются подразделения пожарной охраны (по критерию культурной, исторической, информационной и уникальной ценностей)
Таблица 4
Перечень
организаций, в которых в обязательном порядке создаются подразделения пожарной охраны (по критерию объема выпускаемой, хранимой, перерабатываемой продукции)
Таблица 5
Перечень
организаций, в которых в обязательном порядке создаются подразделения пожарной охраны (по критерию взрывопожарной и пожарной опасности и технико-экономических характеристик (1))
(1) Решение о создании подразделений пожарной охраны принимается при соответствии организации одновременно трем критериям, указанным в столбцах 3, 4 и 5, и при условии, если их создание не предусмотрено табл. 3 и 4.
Ресурсы подразделений пожарной охраны организаций
1. Для выполнения функций по тушению пожаров пожарная охрана организации должна быть оснащена соответствующей пожарной техникой и средствами связи применительно к нормативам, разработанным для специальных подразделений федеральной противопожарной службы.
2. Пожарная охрана должна быть оснащена пожарными автомобилями, если время прибытия подразделений пожарной охраны, привлекаемых к тушению пожара на объектах организации, превышает 5 мин.
3. Количество пожарных машин в боевом расчете подразделения пожарной охраны организации, необходимое для тушения пожаров на объектах организации, определяется по методике, утвержденной федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченным на решение вопросов пожарной безопасности, с учетом тактико-технических данных пожарных машин, приведенных в табл. 6.
Таблица 6
Тактико-технические данные пожарных машин
Пожарная машина |
Максимальный расход воды, л/с, при численности личного состава пожарной охраны, чел. |
||
10 |
8 |
5 |
|
Пожарный автонасос с подачей насоса 40 л/с и более |
21-28 |
|
|
Пожарная автоцистерна с подачей насоса 40 л/с и более |
|
14-21 |
|
|
7 |
4. Для тушения пожаров на объектах организаций, на которых для тушения пожаров требуется повышенный расход воды и применение огнетушащих порошков и (или) газов, пожарная охрана должна быть оснащена специальными пожарными машинами.
При наличии на территории организации зданий и сооружений высотой 15 м и более подразделение пожарной охраны должно быть оснащено пожарной автолестницей (автоподъемником).
Количество пожарной техники на объектах транспортировки и хранения нефтепродуктов назначается в соответствии с табл. 7.
Таблица 7
Количество пожарных машин на объектах транспортировки и хранения нефтепродуктов
Наименование пожарной техники |
Склады нефтепродуктов общей вместимостью, тыс. м3 |
Насосные станции без резервуарного парка производительностью, млн. т в год |
|||
до 20 вкл. |
свыше 20 до 100 вкл. |
свыше 100 |
свыше 6 |
до 6 вкл. |
|
Автомобиль пенного тушения |
- |
1 |
2 |
1 |
- |
Мотопомпа |
- |
- |
- |
- |
1 |
5. Численность личного состава пожарной охраны, необходимая для работы на пожарных машинах, определяется исходя из тактико-технических данных находящихся на вооружении пожарных автомобилей.
6. При численности находящегося на дежурстве личного состава пожарной охраны предприятия 3 и более человек для выполнения работ по эвакуации людей и тушению пожара в непригодной для дыхания среде личный состав должен быть обеспечен изолирующими противогазами или противогазами на сжатом воздухе.
Количество противогазов определяется с учетом возможностей их индивидуального или группового использования и 100-процентного резерва.
7. Для организации управления пожарной охраной на объектах организации должна быть создана система связи, обеспечивающая:
немедленный вызов личного состава пожарной охраны для тушения пожара;
передачу распоряжений личному составу пожарной охраны, получение информации с места пожара и взаимодействие с привлекаемыми для тушения пожара подразделениями пожарной охраны. Для этого на объектах организации должен быть создан пункт связи, а личный состав пожарной охраны оснащен достаточным количеством средств радиосвязи (в том числе мобильные и носимые радиостанции).
8. Пункт связи должен быть обеспечен прямым каналом связи (телефон, радио) с центром управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны. Персонал, выполняющий обязанности по обеспечению связи, должен знать правила ее эксплуатации и порядок действий в случае получения информации о пожаре.
9. Пожарные автомобили должны быть обеспечены мобильной и двумя носимыми радиостанциями. Носимыми средствами связи должны быть обеспечены также руководитель тушения пожара и личный состав, осуществляющий дежурство и по условиям работы находящийся вне места постоянной дислокации пожарной охраны предприятия.
10. Личный состав пожарной охраны, находящийся на дежурстве, должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты, а также ручным пожарным инструментом, групповыми и индивидуальными электрическими фонарями.
Исходя из особенностей технологического процесса организации, личный состав пожарной охраны обеспечивается приборами радиационной разведки и дозиметрического контроля, а также химического контроля и газового анализа.
11. Пожарные машины должны быть размещены в пожарных депо, выполненных в соответствии с требованиями по проектированию зданий и сооружений пожарных депо.
Основные принципы организации деятельности подразделений пожарной охраны организаций
1. На подразделения пожарной охраны организаций возлагаются задачи по организации предупреждения пожаров и их тушению.
2. Организация предупреждения пожаров должна предусматривать:
ведомственный контроль за соблюдением на предприятии требований пожарной безопасности;
разработку и реализацию, в пределах предоставленной компетенции, мер пожарной безопасности.
3. Подразделения пожарной охраны организации осуществляют свою деятельность по предупреждению и тушению пожаров в соответствии с ведомственными нормативными документами, разработанными применительно к нормативным документам Государственной противопожарной службы.
4. Тушение пожаров пожарной охраной организации, не оснащенной мобильной пожарной техникой, осуществляется имеющимися в организации средствами пожаротушения.
5. Для решения возложенных на пожарную охрану организации задач должны быть разработаны необходимые документы, в том числе:
положение о пожарной охране организации;
должностные инструкции личного состава пожарной охраны;
график дежурства личного состава пожарной охраны;
схемы, планы расположения в организации участков (секторов) с указанием порядка наблюдения за противопожарным состоянием объектов предприятия;
перечень пожарной техники и средств связи, а также порядок их эксплуатации;
расписание занятий по последующей подготовке личного состава пожарной охраны;
документы предварительного планирования боевых действий по тушению пожаров и взаимодействию со службами организации и подразделениями гарнизона пожарной охраны.
6. Численность пожарной охраны организации определяется ее учредителем с учетом сменности работы личного состава, необходимости его подмены на период отпусков и болезней.
7. В зависимости от штатной численности личного состава в организационную структуру пожарной охраны организации могут входить структурные подразделения по предупреждению пожаров, пожаротушению и ресурсному обеспечению. При численности личного состава структурного подразделения восемь и более человек в штат подразделения пожарной охраны вводят должности заместителя руководителя подразделения пожарной охраны по указанным направлениям. При численности личного состава пожарной охраны, находящегося на дежурстве, два и более человек вводят должности старших смен (начальников караулов).
8. При создании в организации двух и более подразделений пожарной охраны должен быть создан единый орган управления этими подразделениями или отряд пожарной охраны, в состав которого будут включены эти подразделения.
Требования к личному составу подразделений пожарной охраны
1. Личный состав пожарной охраны должен быть пригоден к выполнению возложенных на него задач, иметь необходимые знания и навыки для осуществления должностных обязанностей.
2. Личный состав пожарной охраны при поступлении на службу и периодически в течение прохождения службы должен проходить медицинское освидетельствование на предмет отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья для работы в пожарной охране.
3. Личный состав пожарной охраны должен пройти соответствующее специальное первоначальное обучение по программам подготовки личного состава Государственной противопожарной службы. Личный состав пожарной охраны, не прошедший первоначальное обучение, к самостоятельной работе не допускается.
4. Последующая подготовка личного состава пожарной охраны осуществляется руководителем пожарной охраны.
В ходе последующей подготовки личный состав должен изучать документы, регламентирующие организацию работы по предупреждению пожаров и их тушению, эксплуатации пожарной техники, а также пожарную опасность обслуживаемых объектов и правила по охране труда. Программа последующей подготовки должна предусматривать проведение теоретических и практических занятий.
Последующая подготовка должна планироваться таким образом, чтобы весь личный состав пожарной охраны не менее одного раза в квартал практически отрабатывал действия по тушению условных пожаров с использованием имеющейся в его распоряжении пожарной техники. Подразделения пожарной охраны должны участвовать в отработке планов пожаротушения и взаимодействии подразделений пожарной охраны, привлекаемых к тушению пожара на территории населенного пункта.
5. Руководитель пожарной охраны организации должен иметь:
высшее или среднее специальное образование пожарно-технического профиля;
высшее или среднее специальное образование и стаж работы в пожарной охране на руководящих должностях не менее пяти лет.
6. Руководящий состав пожарной охраны должен проходить обучение на курсах повышения квалификации не реже одного раза в пять лет.
7. Специальное первоначальное обучение и повышение квалификации личного состава пожарной охраны должны осуществляться в пожарно-технических учебных заведениях, учебных центрах и пунктах федерального органа исполнительной власти за счет средств организации.
8. Личный состав пожарной охраны, выполняющий работы по эксплуатации пожарных машин, изолирующих противогазов и средств связи, должен иметь соответствующую квалификацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.