Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к Методическим рекомендациям
Перечень
основных превентивных мероприятий при наводнениях
1. Режимы проведения мероприятий:
1. Нормальная повседневная деятельность.
2. Прогнозируемая угроза возникновения ЧС.
3. Периоды ЧС и ликвидация последствий.
Мероприятия, осуществляемые на местном уровне |
Характеристика мероприятий, параметры их проведения |
Контроль за состоянием гидропостов на речках и водоемах данной территории и принятие мер по его развитию и совершенствованию |
Режимы 1, 2. Контроль за эффективностью функционирования гидрометеослужбы (в т.ч. сети гидропостов) на реках и водоемах Российской Федерации и принятие мер по ее укреплению и совершенствованию: создание системы комплексных наблюдений, обеспечивающих непрерывный сбор прогностических данных для региональных отделений Гидрометцентра, оснащение цифровым оборудованием, средствами вычислительной техники, электронной и межкомпьютерной связью. Сохранение существующей сети гидропостов, выделение финансовых и материально-технических ресурсов для поддержания их функционирования |
Создание, совершенствование и обеспечение функционирования системы непрерывного наблюдения за гидрологической обстановкой на реках и водоемах данной территории и оповещения об угрозе наводнения |
Режимы 1, 2. Использование данных традиционных и автоматизированных гидрометрических постов Гидрометцентра, показаний метеорологических радаров, данных спутникового наблюдения. Контроль за непревышением наблюдаемыми параметрами критических для конкретных ГТС, выдача предупреждения на проведение сброса воды по результатам наблюдения и расчетов Финансирование и техническое перевооружение системы наблюдения. Автоматизация процесса контроля за состоянием плотин, дамб и т.п. Согласование времени сброса воды из водохранилищ. Информирование и оповещение органов власти, ГОЧС и населения |
Прогнозирование возможной обстановки при ожидаемом наводнении и оповещение о результатах прогноза органов власти, учреждений, организаций, предприятий и населения |
Режимы 1, 2. Проведение расчетов по известным методикам, моделирование гидрологических процессов с использованием моделей и режимов реального времени. Проверка и уточнение проектных решений с учетом последних методических разработок. Задействование ГИС региональных центров ГОЧС. Доклад результатов расчета (прогноза) руководству МЧС, доведение его до ГУ ГОЧС, органов власти на местах. В случае возникновения реальной угрозы затопления - оповещение органов власти, ГОЧС и населения |
Подготовка к проведению мероприятий по эвакуации населения и материальных ценностей из зон возможного затопления (уточнение расчета сил и средств; организация взаимодействия с воинскими частями; проведение тренировок по действиям в случае наводнения и заблаговременное их проведение при угрозе) |
Режимы 1, 2, 3. Отработка планов проведения эвакуации. Определение мест размещения эвакуированного населения, порядка обеспечения его жизненно важных потребностей. Доведение до населения порядка действий и правил поведения в случае осуществления эвакуации. Установление порядка и норм обеспечения, определение источников финансирования эвакуационных мероприятий. Создание формирований транспортного и материального обеспечения. Проведение расчетов по определению потребности в транспортных средствах, ГСМ и ресурсах первоочередного жизнеобеспечения. Планомерное проведение эвакуации в случае возникновения реальной угрозы (по данным наблюдений и прогноза) |
Подсыпка и укрепление берегозащитных сооружений (ограждение дамб, обваловок и т.п.) |
Режимы 1, 2. Наличие технических решений на проведение работ. Определение мест выемки грунта, бутовых материалов и пр. Определение подрядных организаций на производство работ. Планирование работ. Обеспечение материально-техническими ресурсами работ по реконструкции ГТС |
Контроль за работой водохранилищ по приятию паводковых вод и регулированию стока |
Режимы 1, 2. Сезонный сброс воды из верхнего бьефа в соответствии с расчетами по данным многолетних наблюдений. Усиление контроля в предпаводковый и паводковый периоды, периоды половодья. Корректировка графика сброса воды по данным конкретного периода. Согласование на межрегиональном уровне графика сброса воды для крупных водохранилищ. Оперативное обобщение данных о наполнении водохранилищ и выработка предложений по времени и объему сброса для принятия решения ответственными лицами |
Подготовка мер по отводу паводковых вод, дноуглубительные и русловыпрямительные работы |
Режимы 1, 2. Проводятся по результатам гидрогеологических изысканий. Контроль за состоянием береговой линии, набережных в черте населенных пунктов. Разработка и планомерная реализация проектов производства работ для населенных пунктов, подверженных воздействию фактора. Использование местных строительных естественных и искусственных материалов. Завоз материалов и конструкций для производства работ (в случае необходимости). Контроль за своевременностью выполнения работ (готовность к паводковому периоду). СН.П 2.06.15-Й, СН.П 2.В1.14-ЯЗ |
Обследование и укрепление мостов, подготовка материалов и средств к их восстановлению. Планирование и подготовка к наводнению временных переправ |
Режимы 1, 3. Производятся специалистами визуально и с применением специального оборудования на предмет физической устойчивости и способности функционировать в экстремальных условиях. По результатам обследования принимается решение об усилении, о дублировании, выводе из эксплуатации и т.п. Решение согласуется (ведомства, владельцы, арендаторы и др.) |
Мероприятия, осуществляемые на местном уровне |
Характеристика мероприятий, параметры их проведения |
Подготовительные работы по организации оказания медицинской помощи пострадавшим людям, по первоочередному жизнеобеспечению, а также по защите сельскохозяйственных животных при угрозе наводнения |
Режимы 2, 3. Приведение в готовность больничной сети, развертывание дополнительных пунктов оказания медицинской помощи. Закрепление медицинского персонала за местами размещения эвакуируемых. Пополнение запасов медикаментов и средств оказания медицинской помощи. Выдвижение медицинских формирований к предполагаемым местам проведения аварийно-спасательных работ. Подготовка транспорта для лечебно-эвакуационного обеспечения населения в зоне ЧС. Организация взаимодействия с местными органами власти, аварийно-спасательными формированиями, милицией, войсковыми частями, лечебными учреждениями, предприятиями и организациями в зонах ЧС. Подготовка медперсонала по курсу "Медицина катастроф". Применение мобильных формирований первичного жизнеобеспечения и мобильных комплексов первичного жизнеобеспечения. Завоз продовольствия и предметов первой необходимости, гуманитарной помощи с применением авиации и судов маломерного флота при невозможности доставки автомобильным транспортом. Оборудование площадок разгрузки и хранения. Создание запасов в угрожаемый период. Обеспечение охраны и сохранности. Организация распределения. Определение безопасных мест размещения животных. Транспортное обеспечение в случае необходимости. Обеспечение кормами. Обеспечение охраны. Обеспечение сбора и транспортировки к местам потребления (переработки) сельхозпродукции (мяса, молока, яиц и т.п.) |
Проведение мероприятий по укреплению железных и автомобильных дорог, попадающих в зоны возможного затопления. Подготовка к организации временных объездных путей |
Режимы 2, 3. По результатам обследования принимается решение об усилении, о дублировании, выводе из эксплуатации и т.п. Решение согласуется (ведомства, владельцы, арендаторы и др.). Корректировка транспортной схемы производится по результатам разведки и обследования состояния транспортных коммуникаций и объектов в случае невозможности их дальнейшей эксплуатации. Производится за счет использования резервных маршрутов или сооружения временных транспортных коммуникаций. Увязка пунктов сопряжения различных видов транспорта по пунктам обслуживания населения и грузопотоков. Организация регулирования на новых маршрутах. Обеспечение регламентирующими знаками, указателями и т.п. |
Создание запасов средств для ликвидации последствий |
Режимы 1, 2. Анализ порядка и номенклатуры используемых материально-технических ресурсов при ликвидации ЧС для районов с частой повторяемостью по данным многолетних наблюдений. Выработка предложений по составу и объему создаваемых резервных запасов, порядку финансирования, подготовка заявок. Контроль за состоянием неснижаемых (нормируемых) запасов. Определение мест хранения и порядка доставки в район бедствия. Подготовка площадок для приема поступающих в ходе ликвидации ЧС грузов |
Подготовка к восстановлению поврежденных наводнением систем водо-, тепло-, энергоснабжения и связи, разрушенных или поврежденных дорог |
Режимы 1, 2. Разработка планов действий в условиях угрозы и в ходе ликвидации ЧС. Обеспечение материально-техническими ресурсами. Создание запасов резервных автономных источников энергоснабжения, тепла и т.п. Проведение учений и тренировок по переводу коммунально-энергетических объектов на особый режим функционирования, отработка нормативов перевода на особый режим (подготовка к переводу - не более 12 часов, непосредственно перевод - не более 6 часов). Создание запасов реагентов, расходных материалов. Согласование порядка обеспечения эвакуированного населения коммунально-энергетическими услугами |
Осуществление мер по укреплению и защите систем тепло- и электроснабжения, связи, дорог и других транспортных коммуникаций |
Режимы 1, 3. Изучение условий размещения объектов, трассировки трубопроводных сетей. Оценка риска повреждения и разрушения. Разработка и обоснование технических решений для конкретных объектов с учетом возможного характера воздействия ЧС на здания и сооружения объекта, технологический процесс. Увязка решений с общим комплексом мероприятий по предотвращению затоплений. Снижение вероятности возникновения вторичных факторов поражения за счет инженерных решений и введения особого технологического режима, снижения запасов опасных веществ, ограничения мощности производства. В некоторых случаях - остановка производства, прекращение деятельности, корректировка транспортной схемы |
Предварительное ослабление ледяного покрова для предотвращения образования заторов и зажоров |
Режимы 2, 3. Создание специальных команд для подрыва льда, обучение методике проведения взрывных работ на реках с различной ледовой обстановкой. Сертификация формирований. Экипировка и оснащение команд. Согласование порядка применения взрывного способа ликвидации заторов и порядка использования команд подрывников. Планирование доставки команд в места проведения взрывных работ. Проведение учений и тренировок. Применение ледокольного флота. Зачернение ледовых полей. Применение авиации для прицельного бомбометания по местам образования заторов |
2. Нормы обеспечения населения предметами первой необходимости
Примечания: 1. Приказ Минобороны России от 15.10.1992 г. N 200.
2. Рекомендации по оборудованию и жизнеобеспечению полевого палаточного лагеря для временного размещения эвакуированных и беженцев. - М.: ГКЧС, 1992.
3. Нормы обеспечения продуктами питания пострадавшего в ЧС населения
Примечания: 1. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения Российской Федерации. - М.: Медицина, 1992.
2. Сборник нормативных и инструктивных материалов по применению закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". - М., 1992.
4. Нормы обеспечения населения водой
Примечания: 1. ГОСТ 22.3.006-87 В. Нормы водоснабжения населения.
2. В числителе указаны нормы водоснабжения для питья взрослого населения и подростков (от 14 лет и старше), а в знаменателе - нормы для детей от 1 года до 14 лет и кормящих матерей.
5. Рекомендуемые комплекты одежды, белья и обуви для выдачи пострадавшему населению*
Время года |
Для мужчин |
Для женщин |
||
Наименование одежды, белья, обуви |
Количество |
Наименование одежды, белья, обуви |
Количество |
|
Лето |
Брюки |
1 |
Платье летнее |
1 |
|
Сорочки |
1 |
Чулки, пара |
1 |
|
Носки, пара |
1 |
Белье нательное |
|
|
Белье нательное (майки, трусы) |
1 |
(комплект из 2 предметов) |
1 |
|
Обувь летняя, пара |
1 |
Обувь летняя, пара |
1 |
Зима |
Пальто, куртка |
1 |
Пальто, куртка |
1 |
|
Костюм |
1 |
Платье, костюм |
1 |
|
Сорочка |
1 |
Белье нательное |
|
|
Белье нательное |
|
(комплект из 2 предметов) |
1 |
|
(комплект из 2 предметов) |
1 |
Чулки, пара |
1 |
|
Носки, пара |
1 |
Платок головной |
1 |
|
Шапка |
1 |
Шапка вязаная |
1 |
|
Обувь, пара |
1 |
Обувь, пара |
1 |
|
Перчатки, варежки, пара |
1 |
Перчатки, варежки, пара |
1 |
Весна, |
Плащ, куртка |
1 |
Плащ, куртка |
1 |
осень |
Костюм |
1 |
Платье, костюм |
1 |
|
Сорочка |
1 |
Белье нательное |
|
|
Белье нательное |
|
(комплект из 2 предметов) |
1 |
|
(комплект из 2 предметов) |
1 |
Чулки, пара |
1 |
|
Носки, пара |
1 |
Платок головной |
1 |
|
Головной убор (кепи, береты) |
1 |
Обувь, пара |
1 |
|
Обувь, пара |
1 |
|
|
* Приведенные в таблице комплекты одежды, белья и обуви рекомендованы Минторгом СССР. Отчет о НИР 88123. - М.: Минторг СССР, ВНИЭТсистем.
Запасы материальных средств чрезвычайного резервного фонда, используемого для организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, создаются органами местного самоуправления в соответствии:
- с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера".
Предлагаемые к развертыванию элементы полевого пункта временного размещения населения:
- пункт встречи;
- место высадки эвакуированного населения из автомобильного транспорта;
- администрация ПВР, пункт регистрации, стол справок;
- пункт вещевого обеспечения;
- склад вещевого имущества, предметов первой необходимости;
- место для умывания;
- пункт питания;
- пункт выдачи гуманитарной помощи;
- место размещения "матери и ребенка";
- место проживания эвакуированного населения на 100 человек (50x2);
- медицинский пункт;
- пункт социально-психологической помощи;
- туалеты.
Кроме перечисленных элементов назначаются посты регулирования, посты охраны общественного порядка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.