Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52398-2005
"Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования"
(введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. N 296-ст)
Classification of automobile roads. General parameters and requirements
Дата введения 1 мая 2006 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования (далее - автомобильные дороги) и устанавливает их техническую классификацию.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 техническая классификация автомобильных дорог: Разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.
2.2 класс автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.
2.3 категория автомобильной дороги: Характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.
2.4 доступ на автомобильную дорогу: Возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.
3 Классы автомобильных дорог
3.1 Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:
- автомагистраль,
- скоростная дорога,
- дорога обычного типа (нескоростная дорога).
3.1.1 К классу "автомагистраль" относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.
3.1.2 К классу "скоростная дорога" относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.
3.1.3 К классу "дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога":
- имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
- доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V - 50 м друг от друга.
4 Категории автомобильных дорог
4.1 Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:
- количества и ширины полос движения;
- наличия центральной разделительной полосы;
- типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.
5 Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог
Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1.
Таблица 1
Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования
Класс автомобильной дороги |
Категория автомобильной дороги |
Общее количество полос движения |
Ширина полосы движения, м |
Центральная разделительная полоса |
Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками |
Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями |
Доступ на дорогу с примыкания в одном уровне |
Автомагистраль |
IA |
4 и более |
3,75 |
Обязательна |
В разных уровнях |
Не допускается |
|
Скоростная дорога |
IБ |
4 и более |
3,75 |
Допускается без пересечения прямого направления |
|||
Дорога обычного типа (нескоростная дорога) |
IB |
4 и более*(1) |
3,75 |
Обязательна |
Допускаются пересечения в одном уровне со светофорным регулированием |
В разных уровнях |
|
II |
4 |
3,5 |
Допускается отсутствие*(2) |
Допускается |
|||
2 или 3 *(3) |
3,75 |
Не требуется |
Допускаются пересечения в одном уровне*(4) |
||||
III |
2 |
3,5 |
|||||
IV |
2 |
3,0 |
Допускаются пересечения в одном уровне |
||||
V |
1 |
4,5 и более |
|||||
*(1) Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах. *(2) На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения. *(3)Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог. *(4) Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, "отнесенных" левых поворотов или пересечения кольцевого типа). |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. N 296-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Москва, Стандартинформ, 2006 г.
Дата введения 1 мая 2006 г.
Сведения о стандарте
1 Разработан Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО "Инжинирингинвест"
2 Внесен техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. N 296-ст
4 Введен впервые
Приказом Росстандарта от 8 ноября 2023 г. N 1349-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 декабря 2023 г.