Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 января 2005 г. N 1 05/201-04
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Голомолзина А.Н.,
начальника Управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Евраева М.Я.,
заместителя начальника Управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Ефимова В.В.,
начальника отдела локальных монополий и ЖКХ Управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Беляева Д.Е.,
главного специалиста отдела локальных монополий и ЖКХ Управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Акимовой И.В.,
главного специалиста отдела административного производства Правового управления Чесноковой Т.Н.,
заместителя начальника Аналитического управления Ульянова А.С.
главного специалиста отдела судебной работы Правового управления Родионовой М.Н.,
в присутствии представителей от ОАО "Мосэнерго" Бородулина А.Ю., Кравченко М.Е., Шандора Ю.Н., Макарьина М.А., Крихелли P.P.; от ГУП "Жилкомсервис" Евсеева М.Л.; от Правительства г. Москвы Тулениновой М.А.; от Региональной энергетической комиссии г. Москвы Кириллова О.В., Семененко Б.Я.; от Федеральной службы по тарифам Стародубова Д.В.,
рассмотрев дело N 105/201-04 о нарушении ОАО "Мосэнерго" (Раушская наб., д. 8, г. Москва, 115035) пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон "О конкуренции") установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение ГУП "Жилкомсервис" (от 21.06.2004 вх. N 12477) о действиях ОАО "Мосэнерго", ущемляющих интересы ГУП "Жилкомсервис", создания дискриминационных условий деятельности, а также нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
ГУП "Жилкомсервис".
Согласно представленным материалам, ГУП "Жилкомсервис" является жилищной организацией в обязанности которой входит осуществление функций управления жилым и нежилым фондом, в том числе заключение договоров на обеспечение теплоснабжения жилых домов.
ОАО "Мосэнерго" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку и реализацию тепловой энергии.
ГУП "Жилкомсервис" является организацией-посредником, основной задачей которого, согласно пунктам 2.1 и 2.2.4 Устава, является организация эксплуатации жилищного фонда, обеспечения нормальных условий проживания в нем жильцов, а также сбор коммунальных платежей с граждан за использование находящегося в введении ГУП "Жилкомсервис" жилого и нежилого фондов. По информации ГУП "Жилкомсервис" тепловая энергия, поставляемая согласно заключенному с ОАО "Мосэнерго" договору N 0828030 от 01.10.1997 г., поступает в жилой дом по адресу Б. Тульская, д. 2 (жилая и нежилая часть), в здание школы, здание детского сада по адресу М. Тульская д. 17, здание кабельной сети по адресу М. Тульская, д. 4.
К объему тепловой энергии, поступающей в школу, детский сад, здание кабельной сети, нежилую и жилую часть дома ОАО "Мосэнерго" применяет различные тарифы в зависимости от того, кто является ее конечным потребителем. К объему тепловой энергии, поступающему в школу и детский сад, ОАО "Мосэнерго" применяет тариф "Бюджетные организации", к объему тепловой энергии, поступающему в здание кабельной сети, применяется тариф "Промышленные предприятия", к нежилой части дома по ул. Б. Тульская применяется тариф "Прочие потребители" (в нежилой части дома расположены различные коммерческие организации не промышленного характера), к теплу, поступающему в жилую часть дома, ОАО "Мосэнерго" применяет тариф "Жилищные организации" (платежное требование N 45008 от 10.02.2004 г. и др. в материалах дела).
Представитель ГУП "Жилкомсервис" на заседании Комиссии заявил, что описанные действия ОАО "Мосэнерго" направлены на неправомерное требование передачи финансовых средств, путем применения тарифа "Жилищные организации" к тепловой энергии, поступающей в жилую часть дома, а не тарифа "Население, ЖСК, ТСЖ, творческие мастерские", нарушают установленный нормативными актами порядок ценообразования, что является нарушением пункта 1 статьи 5 Закона "О конкуренции".
РЭК г. Москвы.
В соответствии с постановлением РЭК г. Москвы от 08.12.2003 N 79 "Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Мосэнерго" потребителям г. Москвы в 2004 году" установлены следующие тарифы: "Население, ЖСК, ТСЖ, творческие мастерские (с НДС)" - 175 руб./Гкал, "Жилищные организации" - 325 руб./Гкал. Разбивку по категориям потребителей, с утверждением соответствующих тарифов РЭК г. Москвы устанавливала и в предыдущие 2002, 2003 годы.
Из представленного РЭК г. Москвы отзыва по настоящему делу (от 23.11.2004 вх. N 25539) следует, что в соответствии с установленными тарифами, ОАО "Мосэнерго" обязано рассчитывать объем поставленной жилищным организациям тепловой энергии для нужд населения по тарифу "Население", а плату за потребляемую жилищной организацией тепловую энергию для собственных нужд по тарифу "Жилищные организации". Для этого, счета на оплату потребляемой тепловой энергии, ОАО "Мосэнерго" должно выставлять раздельно по группам потребителей, для чего необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в существующие, либо вновь заключаемые договоры энергоснабжения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.03.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливает тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "14.04.95"
В соответствии с пунктом 54 раздела V Основ ценообразования в отношении тепловой и электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных Федеральной службы по тарифам Российской Федерации предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на указанную тепловую энергию, а также тарифы на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" постановление регулирующего органа включает в себя величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей.
Кроме того, согласно постановлению Федеральной службы по тарифам Российской Федерации N 66-э/1 от 25.08.2003 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2004 год" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию по соответствующим субъектам Российской Федерации, предусматривая, при необходимости, их календарную разбивку, а также разбивку по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
Представитель РЭК г. Москвы на заседании Комиссии заявил, что при расчете необходимой валовой выручки при установлении тарифов с разбивкой по указанным группам потребителей для ОАО "Мосэнерго" выпадающих расходов не предусмотрено, а также обратил внимание Комиссии на то, что ни одно постановление РЭК г. Москвы об установлении тарифов не было обжаловано ОАО "Мосэнерго" в установленном порядке.
РЭК г. Москвы считает, что для ОАО "Мосэнерго" установлены экономически обоснованные тарифы.
По мнению РЭК г. Москвы ОАО "Мосэнерго", применяя при осуществлении с ГУП "Жилкомсервис" расчетов за тепловую энергию, поступающую на нужды населения, тариф, установленный для группы "Жилищные организации", нарушает статью 5 Закона "О конкуренции" и поддерживает позицию ГУП "Жилкомсервис".
Правительство г. Москвы.
В настоящее время, Управление городского заказа г. Москвы на основании постановления Правительства г. Москвы от 26.12.2000 N 1009 возмещает муниципальным организациям, оплачивающим ОАО "Мосэнерго" тепловую энергию по тарифу "Жилищные организации" разницу между оплатой населением тепловой энергии по тарифу "Население".
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что законодательством Российской Федерации прямо не установлена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления по возмещению разницы в тарифах на поставляемую населению тепловую энергию организациям, осуществляющим управление обслуживанием жилого фонда.
Представитель Правительства г. Москвы на заседании Комиссии заявил, что позицию Правительства г. Москвы по рассматриваемому вопросу доверяет высказать РЭК г. Москвы, при этом указав, что поддерживает требования ГУП "Жилкомсервис" в полном объеме.
Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России).
Представитель ФСТ России на заседании Комиссии подтвердил полномочия РЭК г. Москвы, как органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по установлению тарифов с разбивкой по категориям потребителей.
Также представитель ФСТ России указал на то, что в пункте 17 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных постановлением ФЭК России от 31.07.2002 N 49-э/8 не выделяется тарифная группа "Население", пояснив в тоже время, что данное положение носит рекомендательный характер.
Вместе с тем, ФСТ России считает, что своими действиями ОАО "Мосэнерго" не нарушает антимонопольное законодательство.
Также, Комиссия отмечает, что позиция ФСТ России по данному вопросу также высказывалась в официальных письмах (письма в материалах дела N 13-578 от 17.06.2003 г., N 13-669 от 01.07.2003 г., N ЮЯ-3904/11 от 29.10.2003 г.) из которых следует, что позиция ФСТ России по рассматриваемому вопросу неоднозначна и отличается от изложенной представителем ФСТ России, на Комиссии.
ОАО "Мосэнерго".
ОАО "Мосэнерго" внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке услуг по снабжению тепловой и электрической энергией по присоединенным сетям г. Москвы и Московской области долю более 35% (приказ территориального управления МАП России по г. Москве и Московской области от 14.01.99 N 21). Соответственно ОАО "Мосэнерго" занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке.
Представитель ОАО "Мосэнерго" на заседании Комиссии пояснил следующее.
Порядок ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии регламентируется следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральным законом от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии";
- Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными постановлением ФЭК России от 31.07.2002 N 49-э/8.
- Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами энергоснабжающая организация обязана осуществлять расчеты за электрическую и тепловую энергию со своими потребителями по утвержденным регулирующими органами тарифам (ценам) в зависимости от того к какой группе потребителей они относятся.
ОАО "Мосэнерго" считает, что ГУП "Жилкомсервис" является коммерческой жилищно-эксплуатационной организацией, осуществляющей обслуживание жилых домов, для которых РЭК г. Москвы установлена группа потребителей "Жилищные организации".
Кроме того, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными постановлением ФЭК России от 31.07.2002 N 49-э/8, а также главой VI Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, утверждены группы потребителей тепловой энергии, а также критерии отнесения потребителей тепловой энергии к определенной группе.
Исходя из того, что потребителем (абонентом) ОАО "Мосэнерго" в данном случае является непосредственно жилищная организация, а не население, то энергоснабжающая организация отпускала ей тепловую энергию по тарифам, установленным РЭК г. Москвы для группы потребителей "Жилищные организации".
Вышеуказанными законами и нормативными правовыми актами не предусмотрены условия отнесения коммерческих организаций по оплате тепловой энергии к группе потребителей "Население".
На вопрос представителя ГУП "Жилкомсервис" о том, каким критерием руководствуется ОАО "Мосэнерго" разбивая потребителей на категории при выставлении платежных требований об оплате тепловой энергии ГУП "Жилкомсервис", представитель ОАО "Мосэнерго" пояснил, что основным критерием является, кто занимает помещение.
ОАО "Мосэнерго" считает требования ГУП "Жилкомсервис" необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Комиссия учитывает, что рассматриваемая ситуация была предметом исследования в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (далее - ВАС РФ). Согласно вынесенному ВАС РФ определению от 04.02.2004 по делу N 1014/04, применение при расчетах с организациями, осуществляющими обслуживание жилого фонда, за тепловую энергию тарифа "Жилищные организации" является неверным, поскольку такие организации не являются потребителями тепловой энергии, поступающей в квартиры в жилом доме. Потребителями являются жильцы, а обслуживающая организация фактически осуществляет деятельность по сбору платежей с населения. По мнению ВАС РФ, данный факт следует учитывать при определении тарифов для расчетов за потребленную тепловую энергию.
Также, исходя из содержания указанного определения, следует, что иное применение тарифов означало бы, что теплоснабжение любых помещений, находящихся в жилом доме должно было бы осуществляться по тарифу "Жилищные организации" вне зависимости от субъекта, занимающего конкретное помещение. Подобное решение вопроса не соответствует законодательству, поскольку применение указанного тарифа обусловлено специфической деятельностью потребителя тепловой энергии, а именно - жилищной организации.
Следовательно, не имеет значения, кто осуществляет управление, эксплуатацию жилого фонда, сбор платежей населения за предоставление коммунальной услуги, юридическое лицо в виде товарищества собственников жилья, или домоуправление жилищно-строительного кооператива, или домоуправление или уполномоченная организация для управления ведомственным жилым фондом, для указанных организаций должны применяться тарифы для населения.
Кроме того, отсутствие практики применения прямых договоров между гражданами-собственниками жилья и энергоснабжающей организацией не означает, что в отношении граждан, проживающих в жилищно-строительных кооперативах, ведомственном жилом фонде и зарегистрировавших товарищество собственников жилья, т.е. независимо от вида права собственности жилого фонда, должны устанавливаться тарифы по оплате жилищно-коммунальных услуг на уровне тарифов для организаций.
Таким образом, именно все указанные обстоятельства и учитывала РЭК г. Москвы при принятии соответствующих постановлений об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Мосэнерго" потребителям г. Москвы.
Кроме того, в отношении ГУП "Жилкомсервис" арбитражным судом г. Москвы вынесено решение от 23.07.2004 г. по делу N А40-22539/04-60-236 (вступило в законную силу), которым с ОАО "Мосэнерго" в пользу ГУП "Жилкомсервис" взыскана переплата из-за применения ОАО "Мосэнерго" для ГУП "Жилкомсервис" тарифа "Жилищные организации", а не тарифа "Население", в расчетах за тепловую энергию, поступающую в жилые дома.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.09.2004 г. по делу N А40-444081/01-5-568 ОАО "Мосэнерго" было отказано в иске к ГУП "Жилкомсервис" о взыскании денежных средств, так как судом было установлено, что ОАО "Мосэнерго" неверно применяет тариф "Жилищные организации", а не тариф "Население" за тепловую энергию, поступающую в жилые дома.
Комиссия установила, в результате применения ОАО "Мосэнерго" в расчетах с ГУП "Жилкомсервис" за тепловую энергию, поступающую на нужды населения, тарифа "Жилищные организации", а не тарифа "Население", разница между суммой денежных средств уплаченных ГУП "Жилкомсервис" ОАО "Мосэнерго" и суммой, которая должна была быть выставлена в платежных требованиях при применении надлежащего тарифа, составила (платежные документы в материалах дела):
- за 2002 год 2 066 297,29 руб.;
- за период 2003 - 2004 г.г. 545 803,03 руб.;
Всего: 2 612 100,32 руб. что является доходом, полученным ОАО "Мосэнерго" в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, ОАО "Мосэнерго" злоупотребляет доминирующем положением, применяя для ГУП "Жилкомсервис" тариф "Жилищные организации", а не тариф "Население" при расчетах за потребляемую населением тепловую энергию. В результате таких действий со стороны ОАО "Мосэнерго", происходит ущемление интересов ГУП "Жилкомсервис", который несет убытки, что в перспективе может привести к нарушению его финансовой устойчивости.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в случае нарушения установленного порядка применения государственных регулируемых цен (тарифов) субъекты электроэнергетики и иные допустившие такое нарушение лица возмещают в соответствии с гражданским законодательством убытки, причиненные таким нарушением другим лицам, и несут иную, предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
Согласно статье 12 Закона "О конкуренции" антимонопольный орган вправе выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, в действиях ОАО "Мосэнерго" по применению тарифа "Жилищные организации" при расчетах с ГУП "Жилкомсервис" за тепловую энергию, поступающую на нужды населения, усматривается нарушение пункта 1 статьи 5 Закона "О конкуренции", в части злоупотребления доминирующим положением, ущемление интересов ГУП "Жилкомсервис" путем необоснованного требования передачи финансовых средств, а также нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона "О конкуренции", пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных приказом МАП России от 25.06.96 N 91, Комиссия решила:
1. Признать в действиях ОАО "Мосэнерго" нарушение пункта 1 статьи 5 Закона "О конкуренции", выразившихся в злоупотреблении доминирующем положением, ущемлении интересов ГУП "Жилкомсервис", а также нарушении установленного нормативными актами порядка ценообразования и необоснованного требования передачи финансовых средств, при расчетах за тепловую энергию с ГУП "Жилкомсервис".
2. Выдать ОАО "Мосэнерго" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства и недопущении действий, создающих угрозу нарушения антимонопольного законодательства.
3. Обязать ОАО "Мосэнерго" перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии |
А.Н. Голомолзин |
Члены комиссии: |
М.Я. Евраев |
В.В. Ефимов
Д.Е. Беляев
Т.Н. Чеснокова
А.С. Ульянов
М.Н. Родионова
И.В. Акимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 января 2005 г. N 1 05/201-04
Текст решения официально опубликован не был