См. письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
от 7 апреля 2006 г. N 08-190/12
Настоящая Инструкция разработана на основании Положения о проведении единого государственного экзамена (приказ Минобразования России от 09.04.2002 N 1306, зарегистрирован Минюстом России 08.05.2002 N 3420) и с учетом рекомендаций Рособрнадзора в целях защиты прав выпускников общеобразовательных учреждений (далее - выпускников) и поступающих в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования (далее - поступающих), участвующих в едином государственном экзамене (далее - ЕГЭ), регламентации действий конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации, уполномоченной обеспечивать соблюдение единых требований и разрешение спорных вопросов при оценке экзаменационных работ в рамках ЕГЭ.
Настоящая Инструкция может быть без изменения основного содержания дополнена положениями, отражающими особенности конкретного субъекта Российской Федерации, принимающего участие в эксперименте по введению ЕГЭ.
2. Инструкция для председателя комиссии
Председатель комиссии должен
2.1. При организации работы комиссии:
2.1.1. Организовать работу комиссии в соответствии с установленными процедурами и сроками рассмотрения апелляций.
2.1.2. Организовать взаимодействие с ГЭК, РЦОИ и предметными комиссиями (подкомиссиями) ГЭК (далее - предметные комиссии).
2.1.3. Организовать информирование выпускников (поступающих) и/или их родителей (законных представителей), а также руководителей образовательных учреждений о результатах рассмотрения апелляций.
2.1.4. Обеспечить хранение документов строгой отчетности в течение текущего года:
- апелляций;
- журнала (листа) регистрации апелляций;
- заключений о результатах служебного расследования апелляции по процедуре;
- заключений экспертов о правильности оценивания ответов на задания типа С;
- протоколов рассмотрения апелляций.
2.2. При рассмотрении апелляции по процедуре:
2.2.1. Получить от ответственного секретаря апелляцию по процедуре (форма 2-ППЭ) и заключение о результатах служебного расследования апелляции по процедуре (форма 3-ППЭ).
2.2.2. Назначить время рассмотрения апелляции комиссией.
2.2.3. Совместно с членами комиссии рассмотреть поданную апелляцию и определить соответствие изложенных в апелляции фактов реальной ситуации в ППЭ.
2.2.4. Утвердить решение комиссии:
- об отклонении апелляции, если комиссия признала факты, изложенные в апелляции, несущественными или не имеющими место;
- об удовлетворении апелляции, если факты, изложенные в апелляции, оказали существенное негативное влияние на результаты ЕГЭ.
Примечание. В случае удовлетворения апелляции результат сдачи ЕГЭ аннулируется, и ГЭК обязана назначить выпускнику (поступающему) другой (резервный) день сдачи ЕГЭ по данному общеобразовательному предмету.
2.2.5. Удостоверить своей подписью решение комиссии в протоколе рассмотрения апелляции по процедуре (форма 3-АП) и организовать передачу копий протокола в ГЭК и РЦОИ.
2.3. При рассмотрении апелляции по результатам:
2.3.1. Получить от ответственного секретаря апелляцию по результатам (форма 1-АП) и материалы апелляции:
- копии бланка регистрации, бланков ответов N 1 и N 2, бланков протоколов проверки экспертами ответов на задания с развернутым ответом (далее - бланк-протокол);
- листы распознавания каждого из перечисленных бланков;
- протокол рассмотрения апелляции (форма 2-АП) и приложение с внесенной информацией о выпускнике (поступающем) и информацией о правильности распознавания меток в бланках ЕГЭ;
- заключение экспертов о правильности оценивания ответов на задания типа С.
Примечание. В исключительных случаях дополнительно к материалам апелляции председатель комиссии может затребовать у РЦОИ копии бланка ответов N 2 выпускника (поступающего) с удаленной областью регистрации, проверенные экспертами.
2.3.2. Назначить время рассмотрения апелляции.
2.3.3. Совместно с членами комиссии рассмотреть апелляцию:
2.3.3.1. В присутствии выпускника (поступающего) и/или его родителя (законного представителя):
- предъявить выпускнику (поступающему) и/или его родителю (законному представителю) копии бланка регистрации, бланков ответов N 1 и N 2, бланка-протокола, а также листы распознавания бланков.
Примечание. Выпускник (поступающий) должен подтвердить, что ему предъявлены копии заполненных им бланков ответов, и удостовериться в правильности распознавания меток, что должно быть отмечено в соответствующих полях протокола рассмотрения апелляции вместе с датой рассмотрения и подписью выпускника (поступающего);
- в случае обнаружения комиссией или РЦОИ ошибок в распознавании меток в бланках ЕГЭ зафиксировать в приложении к протоколу рассмотрения апелляции (форма 2-АП) соответствующие корректировки;
- в случае возникновения у выпускника (поступающего) претензий к оцениванию ответов на задания типа С совместно с экспертами, составившими заключение о правильности оценивания ответов на задания типа С, рассмотреть претензии выпускника (поступающего);
- в случае обнаружения комиссией ошибок в оценивании ответов на задания типа С зафиксировать в приложении к протоколу рассмотрения апелляции (форма 2-АП) соответствующие корректировки.
2.3.3.2. В отсутствии выпускника (поступающего) и/или его родителя (законного представителя):
- рассмотреть представленные материалы апелляции;
- в случае обнаружения комиссией или РЦОИ ошибок в распознавании меток в бланках ЕГЭ зафиксировать в приложении к протоколу рассмотрения апелляции (форма 2-АП) соответствующие корректировки;
- в случае обнаружения комиссией ошибок в оценивании ответов на задания типа С зафиксировать в приложении к протоколу рассмотрения апелляции (форма 2-АП) соответствующие корректировки.
2.3.4. Утвердить решение комиссии:
- об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов (отметок);
- об удовлетворении апелляции и направлении решения в Федеральный центр тестирования для пересчета баллов (отметки) с учетом утвержденных комиссией корректировок.
Примечание. Баллы могут быть не изменены, изменены в сторону увеличения или в сторону уменьшения.
2.3.5. Удостоверить своей подписью протокол и приложение к протоколу рассмотрения апелляции по результатам и организовать передачу копии протокола с приложением в РЦОИ (если апелляция была отклонена, то приложение к протоколу апелляции не прикладывается) для передачи их электронного изображения в Федеральный центр тестирования.
2.3.6. Получить из РЦОИ:
- протокол и приложение протокола рассмотрения апелляции;
- протокол проверки результатов ЕГЭ, полученный из Федерального центра тестирования, содержащий пересчитанный в результате корректировок (утвержденных комиссией) итоговый балл выпускника (поступающего).
2.3.7. Организовать передачу протокола в ГЭК для утверждения результатов ЕГЭ выпускника (поступающего).
2.4. Организовать ознакомление выпускников (поступающих) с результатами рассмотрения апелляций.
3. Инструкция для членов комиссии
Члены комиссии должны
3.1. При рассмотрении апелляции по процедуре:
3.1.1. Получить от ответственного секретаря копии апелляции по процедуре (форма 2-ППЭ) и заключения о результатах служебного расследования апелляции по процедуре (форма 3-ППЭ), а также информацию о времени рассмотрения апелляции.
3.1.2. Присутствовать на заседании комиссии в назначенное время.
3.1.3. Рассмотреть поданную апелляцию и определить соответствие изложенных в апелляции фактов реальной ситуации в ППЭ.
3.1.4. Вынести свое решение:
- об отклонении апелляции, если комиссия признала обстоятельства, изложенные в апелляции, несущественными или не имеющими место;
- об удовлетворении апелляции, если факты, изложенные в апелляции, оказали существенное негативное влияние на результаты ЕГЭ.
3.1.5. Удостоверить своей подписью решение комиссии в протоколе рассмотрения апелляции по процедуре (форма 3-АП).
3.2. При рассмотрении апелляции по результатам:
3.2.1. Получить от ответственного секретаря копию апелляции и материалы апелляции (см. п.2.3.1), а также информацию о времени рассмотрения апелляции.
3.2.2. Прийти в назначенное время на заседание комиссии.
3.2.3. Рассмотреть представленные материалы апелляции.
3.2.4. В случае обнаружения комиссией или РЦОИ ошибок в распознавании меток в бланках ЕГЭ подтвердить соответствующие корректировки.
3.2.5. В случае обнаружения комиссией ошибок в оценивании ответов на задания типа С принять соответствующие корректировки.
3.2.6. Вынести свое решение:
- об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов (отметок);
- об удовлетворении апелляции и направлении в Федеральный центр тестирования для пересчета баллов (отметки) (баллы могут быть изменены как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения).
3.2.7. Удостоверить своей подписью решение комиссии в протоколе и приложении к протоколу рассмотрения апелляции по результатам.
3.2.8. Удостоверить своей подписью пересчитанные Федеральным центром тестирования результаты ЕГЭ с учетом утвержденных комиссией корректировок выпускника (поступающего).
4. Инструкция для экспертов
Эксперты должны
4.1. Получить от ответственного секретаря копию бланка ответов N 2 и бланков-протоколов проверки работы.
4.2. Провести проверку работы выпускника (поступающего), а также проанализировать предыдущее оценивание работы.
4.3. Составить заключение о правильности оценивания ответов на задания типа С и передать его ответственному секретарю.
4.4. Присутствовать, при необходимости, во время рассмотрения апелляции.
4.5. В случае возникновения у выпускника (поступающего) претензий к оцениванию ответов на задания типа С дать соответствующие разъяснения.
5. Инструкция для ответственного секретаря комиссии
Ответственный секретарь должен
5.1. При подаче апелляции по процедуре:
5.1.1. Принять от уполномоченного представителя ГЭК апелляцию по процедуре (форма 2-ППЭ) и заключение о результатах служебного расследования апелляции по процедуре (форма 3-ППЭ).
5.1.2. Отметить поступление апелляции в журнале (листе) регистрации апелляций.
5.1.3. Поставить в соответствующих полях апелляции и заключения о результатах служебного расследования регистрационный номер.
5.1.4. Передать апелляцию и заключение о результатах служебного расследования председателю комиссии.
5.2. При подаче апелляции по результатам, если апелляция подается непосредственно в комиссию:
5.2.1. Предоставить выпускнику (поступающему) в двух экземплярах бланк апелляции по результатам (форма 1-АП) и помочь выпускнику (поступающему) ее заполнить.
5.2.2. Отметить поступление апелляции в журнале (листе) регистрации и поставить в соответствующих полях апелляции регистрационный номер.
5.2.3. Передать один экземпляр выпускнику (поступающему), другой - председателю комиссии.
5.3. При подаче апелляции по результатам, если апелляция подается в образовательное учреждение, в котором выпускник (поступающий) ознакомился с официальными результатами ЕГЭ:
5.3.1. Принять апелляцию от руководителя образовательного учреждения (возможна передача телефонограммой, по факсу или E-mail).
5.3.2. Отметить поступление апелляции в журнале (листе) регистрации и поставить в соответствующих полях апелляции регистрационный номер.
5.3.3. Передать апелляцию председателю комиссии.
5.4. При рассмотрении апелляции по процедуре:
5.4.1. Сообщить членам комиссии о времени рассмотрения апелляции.
5.4.2. Подготовить и передать председателю и членам комиссии копии апелляции и заключения о результатах служебного расследования.
5.4.3. Присутствовать во время рассмотрения апелляции.
5.4.4. Оформить решение комиссии в протоколе рассмотрения апелляции по процедуре (форма 3-ППЭ).
5.4.5. Передать копии протокола рассмотрения апелляции в ГЭК и РЦОИ.
5.5. При рассмотрении апелляции по результатам:
5.5.1. Заполнить регистрационную часть протокола рассмотрения апелляции (форма 2-АП) следующей информацией:
- регистрационный номер - код региона, код предмета, регистрационный номер апелляции;
- регион - код и название;
- предмет - код и название (в соответствии с кодировкой предметов, приведенной в приложении 2 "Правила заполнения бланков ЕГЭ" к Инструкции по организации проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации в 2006-2007 годах);
- ППЭ - код и название;
- номер аудитории ППЭ, в которой сдавался экзамен;
- код и наименование (в соответствии с региональной базой данных) образовательного учреждения выпускника или код и название ссуза/вуза, в который поступающий подавал документы;
- фамилия;
- имя;
- отчество;
- серия и номер документа, удостоверяющего личность выпускника (поступающего) (паспорта).
Примечание. Форма 2-АП и приложение к ней могут быть распечатаны автоматизированно в РЦОИ при распечатке основных апелляционных материалов (см. п. 5.5.3). В этом случае поля, содержащие информацию о регионе, предмете, ППЭ, аудитории, образовательном учреждении, а также фамилия, имя, отчество и информация о документе, удостоверяющем личность выпускника (поступающего), заполняются автоматизированно.
5.5.2. Передать протокол рассмотрения апелляции руководителю РЦОИ.
5.5.3. Принять от руководителя РЦОИ материалы апелляции:
- копии бланка регистрации, бланков ответов N 1 и N 2, бланков-протоколов проверки работы;
- листы распознавания каждого из перечисленных бланков;
- протокол рассмотрения апелляции по результатам (форма 2-АП) и приложение с внесенной информацией о выпускнике (поступающем) и информацией о правильности распознавания меток в бланках ЕГЭ.
Примечание. В исключительных случаях дополнительно к материалам апелляции председатель комиссии может затребовать у РЦОИ копии бланка ответов N 2 выпускника (поступающего) с удаленной областью регистрации, проверенные экспертами.
5.5.4. Сообщить о времени рассмотрения апелляции членам комиссии, экспертам, а также выпускнику (поступающему) и/или его законному представителю.
5.5.5. Подготовить и передать председателю, членам комиссии и экспертам копии апелляции, материалы апелляции (см. п. 5.5.3).
5.5.6. Присутствовать во время рассмотрения апелляции.
5.5.7. Оформить решение комиссии и утвержденные корректировки в протоколе и приложении к протоколу рассмотрения апелляции.
5.5.8. Передать копию протокола рассмотрения апелляции (если апелляция была удовлетворена - с приложением) в РЦОИ для передачи в Федеральный центр тестирования.
5.5.9. Принять от руководителя РЦОИ и передать председателю комиссии протокол и приложение к протоколу рассмотрения апелляции с пересчитанными Федеральным центром тестирования результатами ЕГЭ выпускника (поступающего).
5.5.10. Получить от председателя комиссии подписанный протокол и приложение к протоколу и передать в ГЭК для утверждения результатов ЕГЭ выпускника (поступающего).
5.6. Оперативно информировать выпускников (поступающих) о результатах рассмотрения апелляций.
Руководитель Федеральной службы |
В.А. Болотов |
07 апреля 2006 г.
Согласовано
Директор Федерального |
В.А. Хлебников |
06 апреля 2006 г.
______________________________
* В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации помимо родителей к законным представителям относятся усыновители, опекуны и попечители.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях защиты прав выпускников общеобразовательных учреждений и поступающих в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, участвующих в едином государственном экзамене (ЕГЭ), разработана Инструкция, регламентирующая деятельность конфликтной комиссии субъекта РФ, уполномоченной обеспечивать соблюдение единых требований и разрешение спорных вопросов при оценке экзаменационных работ в рамках ЕГЭ.
Комиссия осуществляет работу в период проведения государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в ссузы и вузы и рассматривает апелляции выпускников (поступающих) по вопросам нарушения процедуры проведения ЕГЭ, которое могло оказать существенное негативное влияние на результаты ЕГЭ, а также по вопросам несогласия с выставленными баллами (отметкой).
Определен порядок подачи апелляций и их рассмотрения Комиссией.
Предусматривается, что ГЭК назначает служебное расследование в случае обнаружения фактов несоответствия и/или необоснованного изменения Комиссией баллов выпускника (поступающего) за задания типа С.
Инструкция регламентирует обязанности председателя Комиссии, членов Комиссии, экспертов и ответственного секретаря Комиссии.
Установлено, что без изменения основного содержания Инструкция может быть дополнена положениями, отражающими особенности конкретного субъекта РФ, принимающего участие в эксперименте по введению ЕГЭ.
Инструкции для конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации по рассмотрению апелляций при проведении единого государственного экзамена в 2006 - 2007 годах (утв. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 7 апреля 2006 г.)
Текст инструкции опубликован в журнале "Вестник образования", июнь 2006 г., N 12