Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Б. Предназначение, права и обязанности подразделений службы
Служба пожарно-спасательная и местной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации
5. Деятельность Службы осуществляется в соответствии с Положением о Службе пожарно-спасательной и местной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации, введенным в действие приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации 1992 года N 7.
Кроме того, на Службу пожарно-спасательную и местной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации возлагается ведение статистического учета пожаров, происшедших в Вооруженных Силах Российской Федерации, и последствий от них.
Службы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации
6. Службы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации предназначены для непосредственного руководства в специальном отношении органами управления и подразделениями служб округов, флотов, армий, флотилий, гарнизонов, соединений, воинских частей, подчиненных видам Вооруженных Сил Российской Федерации, родам войск, главным и центральным управлениям, а также для выполнения комплекса организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение пожаров и их тушение, совершенствование местной обороны и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций*(4), повышение живучести объектов, создание условий для защиты и эвакуации людей, вооружения, техники и материальных ценностей в чрезвычайных ситуациях в условиях мирного и военного времени.
7. На службы видов Вооруженных Сил Российской Федерации (родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации) возлагается:
проверка организации и состояния противопожарной защиты и местной обороны на военных объектах, осуществление контроля за соблюдением на этих объектах действующего законодательства и нормативных документов по пожарной безопасности, а также направленных на повышение живучести объектов в чрезвычайных ситуациях в условиях мирного и военного времени;
контроль за выполнением в воинских частях требований руководящих документов по вопросам противопожарной защиты, направленных на предотвращение пожаров и совершенствование местной обороны, повышение живучести объектов в чрезвычайных ситуациях в условиях мирного и военного времени;
анализ пожарной безопасности и состояния местной обороны, разработка и организация проведения мероприятий по противопожарной защите и местной обороне;
разработка проектов приказов, директив, организационно-методических указаний и инструкций по противопожарной защите и местной обороне;
участие в организации ликвидации крупных пожаров, защиты личного состава и объектов соответствующих вида Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск, главного или центрального управления Министерства обороны Российской Федерации, военных городков при угрозе возникновения производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, применения противником средств поражения, а также их последствий, оказания помощи пострадавшему личному составу, проведения первоочередных спасательных и других неотложных работ;
участие в расследовании причин и обстоятельств возникновения пожаров, производственных аварий и катастроф, происшедших на объектах соответствующих вида Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск, главного или центрального управления Министерства обороны Российской Федерации, их учет, анализ и разработка мероприятий, направленных на устранение этих причин и условий, способствовавших возникновению происшествий. Форма акта расследования обстоятельств и причин возникновения пожара приведена в приложении N 1 к настоящему Руководству;
своевременное представление достоверной информации о происшедших пожарах, авариях, катастрофах, других чрезвычайных ситуациях и причинах их возникновения в Службу пожарно-спасательную и местной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации. Инструкция о порядке статистического учета пожаров и последствий от них в Вооруженных Силах Российской Федерации приведена в приложении N 2 к настоящему Руководству;
руководство в специальном отношении органами управления и подразделениями служб, контроль за поддержанием в постоянной готовности сил и средств противопожарной защиты и местной обороны;
организация работы по развитию пожарно-прикладного спорта среди личного состава команд противопожарной защиты и спасательных работ и проведение соревнований на первенство видов Вооруженных Сил Российской Федерации (родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации);
контроль за проведением противопожарной подготовки личного состава воинских частей, подготовкой командно-начальствующего и руководящего состава местной обороны, проведением сборов, учений, занятий и тренировок, в том числе с личным составом отделов и служб центрального аппарата соответствующих вида Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск, главного или центрального управления Министерства обороны Российской Федерации;
представление в установленном порядке расчетов-заявок на пожарную технику, оборудование, средства спасания и другое имущество противопожарной защиты сооружений, а также нестандартное оборудование для них;
участие в распределении указанных средств;
контроль за правильной эксплуатацией, хранением и своевременной заменой пожарной техники, специального оборудования и имущества противопожарной защиты и местной обороны;
рассмотрение и согласование в части выполнения требований пожарной безопасности и местной обороны технических заданий и проектной документации на строительство и реконструкцию объектов Министерства обороны Российской Федерации*(5), участие в работе государственных комиссий по приемке; в эксплуатацию войсковых объектов;
планирование мероприятий для подчиненных в специальном отношении органов управления и служб и осуществление контроля за их выполнением;
участие в подготовке предложений по совершенствованию организационно-штатной структуры службы соответствующих вида Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск, главного или центрального управления Министерства обороны Российской Федерации и подчиненных ей в специальном отношении органов управления и подразделений, а также по подбору и расстановке кадров;
организация взаимодействия между службой соответствующих вида Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск, главного или центрального управления Министерства обороны Российской Федерации и противопожарными и аварийно-спасательными службами других министерств и ведомств Российской Федерации, а также с территориальными органами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
организация и проведение учебно-методических сборов с офицерами службы соответствующих вида Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск, главного или центрального управления Министерства обороны Российской Федерации;
руководство изобретательской и рационализаторской работой подчиненных организаций и подразделений служб в области противопожарной защиты и местной обороны.
На пожарно-спасательную службу Военно-Морского Флота дополнительно возлагается контроль за организацией учебной деятельности 132 школы младших специалистов.
8. Начальник службы соответствующих вида Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск, главного или центрального управления Министерства обороны Российской Федерации подчинен соответствующим заместителю главнокомандующего видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующего (начальника) родом войск, начальника главного или центрального управления Министерства обороны Российской Федерации.
Он несет ответственность за своевременное и качественное выполнение задач, возложенных на службу, а также за боевую и мобилизационную готовность, обучение и воспитание непосредственно подчиненного личного состава.
9. Начальник службы соответствующих вида Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск, главного или центрального управления Министерства обороны Российской Федерации имеет право:
давать указания по специальным вопросам органам и подразделениям службы соответствующих вида Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск, главного или центрального управления Министерства обороны Российской Федерации и проводить проверку их деятельности;
давать заключения на списание пожарной техники и специального оборудования и имущества, пришедших в негодность по истечении сроков службы или другим причинам, в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации;
проверять организацию и состояние противопожарной защиты и местной обороны, боеготовность подчиненных в специальном отношении противопожарных подразделений и формирований местной обороны и давать обязательные для исполнения всеми должностными лицами воинских частей предписания (предложения) по устранению выявленных недостатков;
объявлять учебные пожарные тревоги и проводить внезапные проверки по вопросам местной обороны в проверяемых гарнизонах и воинских частях с вызовом сил и средств, предусмотренных соответствующими планами противопожарной защиты и местной обороны;
требовать от органов военного управления представления необходимых сведений и документов, характеризующих состояние противопожарной защиты и местной обороны подчиненных этим органам объектов, а также планов защиты населения военных городков;
приостанавливать полностью или частично работу объектов воинских частей, производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей.
10. Обязанности других должностных лиц службы разрабатываются начальником службы в пределах возложенных на службу задач и утверждаются соответствующими заместителем главнокомандующего видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующего (начальника) родом войск, начальника главного или центрального управления Министерства обороны Российской Федерации.
11. Службы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, главных или центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации являются самостоятельными органами военного управления. Они имеют свою гербовую печать и угловой штамп.
Структура и численность личного состава служб определяются их штатом.
Службы округов, флотов
12. Службы округов и флотов предназначены для непосредственного руководства в специальном отношении органами управления и подразделениями служб районов, гарнизонов, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, размещенных на территории округа, флота, а также для выполнения комплекса организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение пожаров и их тушение, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, повышение живучести объектов, создание условий для защиты и эвакуации людей, вооружения, техники и материальных ценностей в чрезвычайных ситуациях в условиях мирного и военного времени.
13. На службы округов и флотов возлагаются:
разработка мероприятий по предупреждению пожаров и совершенствованию местной обороны гарнизонов, соединений, воинских частей, размещенных на территории соответствующего округа, флота;
проверка организации и состояния противопожарной защиты и местной обороны на объектах, расположенных на территории соответствующего округа, флота, и осуществление контроля за выполнением на этих объектах действующего законодательства и нормативных документов, направленных на предотвращение пожаров, повышение живучести объектов в чрезвычайных ситуациях в условиях мирного и военного времени;
участие в организации ликвидации пожаров, защиты личного состава объектов округа, флота и населения военных городков при угрозе возникновения и ликвидации последствий производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, применения противником современных средств поражения, оказания помощи пострадавшему личному составу, проведения первоочередных спасательных и других неотложных работ;
разработка проектов приказов, директив, организационно-методических указаний, пособий и других служебных документов по вопросам противопожарной защиты и местной обороны;
руководство специальной подготовкой подчиненных в специальном отношении противопожарных подразделений, нештатных формирований местной обороны и контроль за поддержанием в постоянной готовности сил и средств противопожарной защиты и местной обороны в гарнизонах и на объектах, размещенных на территории округа, флота;
расследование причин и обстоятельств возникновения пожаров, производственных аварий, катастроф, происшедших на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации, размещенных на территории округа, флота, их учет, анализ и разработка мероприятий, направленных на устранение причин и условий их возникновения. Форма акта расследования обстоятельств и причин возникновения пожара приведена в приложении N 1 к настоящему Руководству;
своевременное представление достоверной информации о происшедших пожарах, авариях, катастрофах, других чрезвычайных ситуациях и причинах их возникновения в Службу пожарно-спасательную и местной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации. Инструкция о порядке статистического учета пожаров и последствий от них в Вооруженных Силах Российской Федерации приведена в приложении N 2 к настоящему Руководству;
рассмотрение и согласование в части выполнения требований пожарной безопасности и местной обороны технических заданий и проектной документации на строительство и реконструкцию объектов округа, флота;
организация взаимодействия между службой округа, флота с территориальными органами управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарными и аварийно-спасательными службами других министерств и ведомств Российской Федерации;
подготовка предложений по организационно-штатным вопросам службы округа, флота и подчиненных ей в специальном отношении органов и подразделений, а также по подбору и расстановке кадров;
планирование и проведение учебно-методических сборов с руководящим составом подчиненных в специальном отношении противопожарных подразделений и местной обороны, обобщение и распространение передового опыта работы;
руководство спортивной работой среди личного состава военных команд противопожарной защиты и спасательных работ и проведение соревнований по пожарно-прикладным видам спорта на первенство округа, флота;
представление соответствующих расчетов-заявок о потребности, планировании и распределении пожарной техники, оборудования, средств спасания и другого имущества противопожарной защиты и местной обороны, а также конструкций защитных сооружений и нестандартного оборудования для них;
контроль за организацией и проведением занятий с личным составом воинских частей по противопожарной подготовке и местной обороне;
руководство рационализаторской и изобретательской работой в области противопожарной защиты и местной обороны;
обобщение данных и подготовка проектов нормативных документов по категорированию объектов местной обороны и военных городков;
учет потенциально опасных объектов местной обороны и контроль за созданием локальных систем оповещения на них*(6);
оценка возможной обстановки, складывающейся в гарнизонах и на объектах при чрезвычайных ситуациях в условиях мирного и военного времени, подготовка предложений по проведению первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
На службу округа, на территории которого дислоцируется 77 или 79 военная школа младших специалистов (пожарно-техническая), дополнительно возлагается контроль за организацией службы и учебной деятельностью соответствующих школ.
14. Начальник службы округа, флота подчинен первому заместителю командующего войсками округа, флотом. Он несет ответственность за своевременное и качественное выполнение задач, возложенных на службу, а также за боевую и мобилизационную готовность, обучение и воспитание непосредственного подчиненного личного состава.
15. Начальник службы округа, флота имеет право:
давать в пределах своих полномочий указания подчиненным органам и подразделениям противопожарной защиты и спасательных работ и местной обороны и проверять их деятельность;
проверять организацию и состояние противопожарной защиты и местной обороны, боеготовность противопожарных подразделений и формирований местной обороны, давать обязательные для исполнения всеми должностными лицами воинских частей предписания (предложения) по устранению выявленных недостатков;
объявлять учебные тревоги с вызовом сил и средств, предусмотренных планами противопожарной защиты и местной обороны;
давать заключения на списание пожарной техники, специального оборудования и имущества, пришедших в негодность по истечении сроков службы и другим причинам, в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации;
требовать от органов военного управления для ознакомления сведения и документы, характеризующие пожарную безопасность и состояние местной обороны, а также планы защиты населения военных городков;
при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на объектах воинских частей, приостанавливать полностью или частично работу объектов (отдельного производства), участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ.
16. Службы округов, флотов имеют свою гербовую печать и угловой штамп.
Структура и численность служб определяются штатом.
Службы противопожарной защиты и спасательных работ объединений (флотилий) и соединений
17. Службы противопожарной защиты и спасательных работ объединений (флотилий) и соединений предназначены для непосредственного руководства подчиненными в специальном отношении органами управления и подразделениями служб гарнизонов, воинских частей и контроля за организацией и состоянием противопожарной защиты в соответствующем объединении (на флотилии) и соединении.
18. На службу противопожарной защиты и спасательных работ объединений (флотилий) и соединений возлагаются:
проверка организации и состояния противопожарной защиты объектов объединения (флотилии) и соединения, осуществление контроля за соблюдением на этих объектах действующего законодательства и других нормативных документов по вопросам пожарной безопасности, направленных на повышение живучести объектов в чрезвычайных ситуациях в условиях мирного и военного времени;
анализ пожаров и состояния противопожарной защиты в воинских частях объединения (флотилии) и соединения, разработка мероприятий по предупреждению пожаров;
руководство специальной подготовкой штатных противопожарных подразделений, контроль за несением службы и боеготовностью штатных и нештатных противопожарных подразделений, проведение пожарно-тактических учений;
учет, расследование причин и обстоятельств возникновения пожаров. Своевременное представление информации о происшедших пожарах и причинах их возникновения в вышестоящие службы по подчиненности. Форма акта расследования обстоятельств и причин возникновения пожара приведена в приложении N 1 к настоящему Руководству. Инструкция о порядке статистического учета пожаров и последствий от них в Вооруженных Силах Российской Федерации приведена в приложении N 2 к настоящему Руководству;
руководство спортивной работой среди личного состава штатных противопожарных подразделений и проведение соревнований по пожарно-прикладному спорту;
оказание практической помощи командирам воинских частей в организации противопожарной защиты и обучении личного состава мерам пожарной безопасности и действиям при тушении пожаров;
организация и проведение инструктажей, учебно-методических сборов и занятий с начальниками штатных противопожарных подразделений, смотров нештатных пожарных команд и добровольных пожарных дружин;
участие в составлении заявок и распределение совместно с квартирно-эксплуатационной службой пожарно-технического оборудования и имущества по воинским частям, осуществление контроля за эксплуатацией указанных материально-технических средств;
контроль за выполнением противопожарных норм и правил при строительстве воинских зданий и участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию объектов объединений (флотилий) и соединений;
руководство рационализаторской и изобретательской работой в области противопожарной защиты;
контроль за работой пожарно-технических комиссий воинских частей и организацией противопожарной подготовки личного состава;
руководство тушением пожара.
19. Начальник службы объединения (флотилии) и соединения подчиняется первому заместителю командующего объединением (флотилией), заместителю командира соединения, а в специальном отношении руководствуется указаниями соответствующего начальника службы по подчиненности.
Он несет ответственность за организацию профилактики пожаров и подготовку личного состава штатных противопожарных подразделений объединения (флотилии) и соединения к действиям по тушению пожаров и спасанию людей.
20. На начальника службы флотилии кроме изложенного в статье 18 настоящего Руководства возлагаются:
контроль за пожарной безопасностью гидротехнических сооружений;
оказание помощи аварийно-спасательной службе в тушении пожаров на кораблях, вспомогательных судах и базовых плавучих средствах, стоящих у причалов, на берегу и в доках;
участие в разработке плана взаимодействия кораблей флота для оказания помощи при тушении пожаров на береговых объектах.
21. Начальник службы объединения (флотилии) и соединения имеет право:
проводить проверки состояния противопожарной защиты в воинских частях, подчиненных соответственно объединению (флотилии), соединению, и давать командирам, начальникам и другим должностным лицам, ответственным за пожарную безопасность, предписания (предложения) по устранению выявленных недостатков;
объявлять учебные пожарные тревоги с вызовом сил и средств, предусмотренных соответствующими планами противопожарной защиты гарнизонов и воинских частей;
при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на объектах воинских частей, приостанавливать полностью или частично работу объекта (отдельного производства), участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.
22. Структура служб объединений (флотилий) и соединений и численность личного состава определяются их штатами.
Службы противопожарной защиты и спасательных работ районов (инспекторы противопожарной защиты районов)
23. Службы (инспекторы) противопожарной защиты и спасательных работ районов предназначены для непосредственного руководства подчиненными в специальном отношении штатными противопожарными подразделениями и контроля за организацией и состоянием противопожарной защиты во всех воинских частях, расположенных на территории закрепленных районов.
24. На службы противопожарной защиты и спасательных работ районов (инспекторов противопожарной защиты районов) возлагаются:
осуществление постоянного контроля за организацией и состоянием противопожарной защиты в воинских частях и оказание командирам частей практической помощи в ее совершенствовании и обучении личного состава воинских частей мерам пожарной безопасности и действиям по тушению пожаров;
руководство специальной подготовкой личного состава штатных противопожарных подразделений, контроль за несением службы штатными и нештатными противопожарными подразделениями и проверка их боеготовности;
учет пожаров в воинских частях и участие в расследовании обстоятельств и причин их возникновения. Форма акта расследования обстоятельств и причин возникновения пожара приведена в приложении N 1 к настоящему Руководству;
своевременное представление достоверной информации о происшедших пожарах по подчиненности. Инструкция о порядке статистического учета пожаров и последствий от них в Вооруженных Силах Российской Федерации приведена в приложении N 2 к настоящему Руководству;
руководство подготовкой личного состава штатных противопожарных подразделений по пожарно-прикладному виду спорта и проведение соревнований по этому виду;
организация и проведение инструктажей, учебно-методических сборов и занятий с начальниками противопожарных подразделений, добровольных пожарных дружин;
участие в составлении заявок и распределении совместно с довольствующими органами пожарной техники, специального оборудования и имущества по воинским частям, контроль за эксплуатацией указанных пожарно-технических средств;
рассмотрение и согласование в части выполнения требований пожарной безопасности проектной документации на строительство и реконструкцию воинских объектов на территории закрепленного района;
контроль за выполнением противопожарных норм и правил при строительстве воинских зданий и участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию объектов;
руководство рационализаторской и изобретательской работой в области противопожарной защиты в подчиненных им в специальном отношении противопожарных подразделениях;
контроль за работой пожарно-технических комиссий воинских частей и организацией противопожарной подготовки личного состава;
руководство тушением пожара.
25. Начальник службы (инспектор) противопожарной защиты и спасательных работ района непосредственно подчиняется начальнику службы пожарно-спасательной и местной обороны округа (флота).
Он несет ответственность за организацию работ по предупреждению пожаров и подготовку личного состава штатных противопожарных подразделений к действиям по тушению пожаров и спасанию людей.
26. Начальник службы (инспектор) противопожарной защиты и спасательных работ района имеет право:
давать командирам, начальникам и другим должностным лицам воинских частей предписания (предложения) по устранению выявленных недостатков по вопросам пожарной безопасности;
объявлять учебные пожарные тревоги с вызовом сил и средств, предусмотренных соответствующими планами противопожарной защиты гарнизонов и воинских частей, проводить пожарно-тактические учения;
при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на объектах воинских частей, приостанавливать полностью или частично работу объекта, участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ;
участвовать в работе комиссий для определения технического состояния противопожарного оборудования и имущества, пришедших в негодность по истечении сроков службы и другим причинам, давать соответствующие заключения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.