Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава XIII
Выполнение задач местной обороны
А. Организация и проведение мероприятий по обеспечению защиты личного состава объектов и населения военных городков от опасностей, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях
479. Организация и проведение мероприятий по обеспечению защиты личного состава объектов местной обороны и населения военных городков от опасностей, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях, предусматривает проведение следующих основных мероприятий: оповещение; укрытие в защитных сооружениях; использование средств индивидуальной защиты; рассредоточение; применение режимов защиты в условиях радиоактивного заражения местности; проведение работ по светомаскировке.
480. Оповещение организуется и проводится во всех звеньях управления с целью своевременного выполнения мероприятий местной обороны при различных степенях боевой готовности и доведения до органов управления, личного состава объектов и населения военных городков соответствующих сигналов и речевой информации об опасностях, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях.
Порядок передачи и доведения сигналов оповещения о приведении объектов в высшие степени боевой готовности устанавливается Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.
481. Передача речевой информации является одним из основных способов оповещения личного состава объектов и населения военных городков и предусматривает использование государственных сетей, проводного, радио- и телевизионного вещания, а также гарнизонных сетей связи и объектовых радиотрансляционных средств.
482. На объекте местной обороны (в районе рассредоточения) и в жилой зоне военного городка для привлечения внимания оповещаемых перед передачей речевой информации включаются электросирены, которые дублируются производственными гудками и другими сигнальными средствами. Звучание электросирен означает подачу предупредительного сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!", по которому оповещаемые обязаны включить радио-, радиотрансляционные или телевизионные приемники для прослушивания экстренного сообщения.
483. Речевые сообщения разрабатываются на случай возникновения и минования опасности:
ракетного и авиационного нападения противника;
угрозы радиоактивного, химического и других видов заражения;
возникновения чрезвычайных ситуаций.
484. Тексты речевых сообщений разрабатываются заблаговременно, а порядок их доведения определяется соответствующими инструкциями дежурному персоналу.
485. На потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях создаются локальные системы оповещения.
Локальные системы оповещения предназначены для оперативного доведения сигналов и речевой информации до всех лиц, находящихся, проживающих или работающих в зонах возможных поражений, возникающих при авариях на потенциально опасных объектах.
Границы действия этих систем устанавливаются исходя из оценки возможной обстановки, возникающей при авариях на объектах.
Основу локальных систем оповещения, как правило, составляют существующие системы оповещения и связи объектов и гарнизонов.
При необходимости и по согласованию с территориальными органами гражданской обороны в состав локальных систем могут включаться элементы систем оповещения гражданской обороны.
Рекомендации по созданию локальных систем оповещения для подчиненных потенциально опасных объектов разрабатываются главными штабами видов Вооруженных Сил Российской Федерации.
486. Укрытие в защитных сооружениях является основным способом защиты личного состава объектов и населения военных городков от опасностей, возникающих при военных действиях.
При чрезвычайных ситуациях основным способом защиты личного состава объектов и населения военных городков является вывод (вывоз) их из опасной зоны.
487. Защитные сооружения на объектах строятся заблаговременно в мирное время по разработанным и прошедшим экспертизу проектам.
В тех случаях, когда строительство защитных сооружений по каким-либо причинам невозможно или не завершено, по согласованию с территориальными органами гражданской обороны допускается использование защитных сооружений гражданской обороны.
488. На объектах в одном из защитных сооружений оборудуются пункты управления объектов.
489. Все защитные сооружения должны обеспечивать непрерывное пребывание в них укрываемых в течение двух суток.
С этой целью в защитных сооружениях создаются запасы питьевой воды, продовольствия и медикаментов. Порядок их закладки определен строительными нормами проектирования защитных сооружений и инструкциями по приемке, учету и эксплуатации защитных сооружений местной обороны.
490. К защитным сооружениям относятся убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ), защитные свойства, места строительства и вместимость, объемно-планировочные и конструктивные решения которых, а также требования к специальному и санитарно-техническому оборудованию, их эксплуатации и поддержанию в готовности определяются нормативными документами по этим вопросам.
491. Убежища представляют собой сооружения, обеспечивающие защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения (без учета прямого попадания).
Защита укрываемых от воздействия ударной волны и проникающей радиации обеспечивается прочными ограждающими конструкциями, установкой противовзрывных устройств на входах, отверстиях вентиляционных и газовых систем.
Защита от действия отравляющих веществ (ОВ), радиоактивной пыли, бактериальных средств и сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), высоких температур и продуктов горения при пожарах достигается путем герметизации убежищ, оснащения системы фильтровентиляции специальным оборудованием (противопыльными фильтрами, фильтрами-поглотителями), а также созданием режима регенерации внутреннего воздуха и подпора.
492. Укрытию в убежищах подлежат наибольшие работающие смены объектов, продолжающих в военное время производственно хозяйственную деятельность в пределах зон возможных сильных разрушений категорированных городов и объектов особой важности.
493. Противорадиационные укрытия представляют собой сооружения, обеспечивающие защиту укрываемых от воздействия ионизирующих излучений, а в зонах возможных слабых разрушений также от расчетного для ПРУ избыточного давления во фронте воздушной ударной волны 0,2 кгс/см2.
494. Укрытию в противорадиационных укрытиях подлежит весь личный состав объектов и население военных городков, находящиеся вне зон возможных сильных разрушений категорированных городов и объектов особой важности.
495. При недостаточной вместимости имеющихся на объектах защитных сооружений на недостающее количество укрываемых осуществляется строительство быстровозводимых убежищ (БВУ) и противорадиационных укрытий (БВПРУ), а также укрытий простейшего типа.
496. Быстровозводимые защитные сооружения (БВУ, БВПРУ) строятся силами объектов в установленные сроки по заранее разработанным проектам с использованием серийных элементов промышленного и гражданского строительства, а также конструкций, изготавливаемых в оснастке изделий каталогов общероссийской номенклатуры и специальных сборных железобетонных элементов и лесоматериалов.
Быстровозводимые защитные сооружения оборудуются простейшими средствами воздухоснабжения, водоснабжения, канализации, освещения и связи.
497. Укрытия простейшего типа представляют собой сооружения, обеспечивающие защиту укрываемых от светового излучения и обломков разрушенных зданий, а также снижающие воздействие проникающей радиации, ударной волны ядерного взрыва и радиоактивного излучения на зараженной местности.
К укрытиям простейшего типа относятся специально построенные щели, а также подвалы и другие помещения, приспособленные для защиты людей.
498. Щели (рис. 1, 2 приложения N 30 к настоящему Руководству) отрываются в грунте, при этом в течение первых 12 часов оборудуются открытые щели, а в последующие 12 часов они перекрываются. Вместимость щелей - 10-15 человек.
Перекрытие и одежда крутостей строящихся щелей должны выдерживать нагрузку от веса грунтовой застилки толщиной 50-60 см, бокового давления грунта и воздействия ударной волны на поверхности земли 0,5-1 кгс/см2.
Размеры элементов настила перекрытия щели определяются по табл. 1 приложения N 30 к настоящему Руководству.
499. Подвалы и другие заглубленные подземные помещения и сооружения (рис. 3 приложения N 30 к настоящему Руководству), приспосабливаемые под простейшие укрытия, должны быть достаточно прочными; с ограждающими конструкциями из несгораемых материалов и не иметь транзитных коммуникаций (трубопроводов отопления и водоснабжения диаметром более 70 мм, паропроводов диаметром более 50 мм, газопроводов диаметром более 40 мм, кабелей высокого напряжения). Вместимость укрытия в подвале здания рекомендуется принимать 50-300 человек.
При приспособлении подвалов и сооружений под простейшие укрытия выполняются следующие основные работы: усиление перекрытия, заделка проемов в стенах и перекрытии, установка защитных дверей на входах, устройство аварийного выхода за пределы зоны возможного обрушения зданий, обеспечение естественной вентиляции, оборудование простейшего санитарного узла.
Нагрузка на перекрытие подвала от обрушения конструкций зданий принимается:
в зданиях любой этажности с металлическим или железобетонным каркасом и в зданиях высотой до двух этажей - 1000 кгс/м2;
в зданиях высотой до четырех этажей - 1800 кгс/м2;
в зданиях высотой более четырех этажей - 2500 кгс/м2.
500. Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ) осуществляется с целью предотвращения попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств, оказания самопомощи и взаимопомощи при ранениях, ожогах, а также для ослабления воздействия отравляющих веществ, бактериальных средств и ионизирующих излучений на человека.
Порядок использования СИЗ личным составом объектов местной обороны и населением военных городков определен соответствующими руководствами, наставлениями и инструкциями.
501. Средства индивидуальной защиты подразделяются: на средства защиты органов дыхания; средства защиты кожи и средства защиты глаз и медицинские средства.
502. К средствам защиты органов дыхания относятся фильтрующие и изолирующие противогазы, респираторы, комплекты дополнительного патрона, а также противопыльные тканевые маски и ватно-марлевые повязки.
503. К средствам защиты кожи относятся одежда фильтрующего (общевойсковой комплексный защитный костюм ОКЗК) и изолирующего типа (общевойсковой защитный костюм ОЗК, костюм легкий защитный Л-1 и защитный комбинезон, а также резиновые сапоги и перчатки). К средствам защиты глаз относятся защитные очки ОПФ (ОФ).
504. К медицинским средствам индивидуальной защиты относятся аптечки индивидуальные (АИ), индивидуальные противохимические пакеты (ИПП), пакеты перевязочные индивидуальные (ППИ).
505. Средства индивидуальной защиты для личного состава хранятся на рабочих местах или на складах, а для населения военных городков на складах объектов (воинских частей, в ведении которых находятся военные городки) или на складах резерва.
Ответственность за организацию выдачи, хранения, технического обслуживания и поддержание в постоянной готовности к использованию средств индивидуальной защиты, а также своевременное их Получение и доставку со складов резерва несут начальники объектов (командиры воинских частей). Порядок хранения и техническое обслуживание определяются соответствующими инструкциями.
506. Организация, порядок и сроки выдачи средств индивидуальной защиты, а также их подгонка и техническая проверка определяются планами местной обороны объектов и планами защиты населения военных городков. Сроки выдачи СИЗ должны быть минимальными.
Оборудование и оснащение пунктов выдачи средств индивидуальной защиты, количество привлекаемых на них личного состава, транспорта и сроки выдачи зависят от конкретных условий.
507. Рассредоточение организуется и проводится с целью снижения потерь личного состава объектов от опасностей, возникающих при военных действиях.
Под рассредоточением понимается организованный вывоз (вывод) личного состава объектов местной обороны, продолжающих производственную деятельность в военное время, из категорированных городов, а также зон возможных сильных разрушений объектов особой важности, с размещением их для проживания и отдыха в загородной зоне.
508. Под загородной зоной понимается территория в пределах границ республики, края, области, расположенная вне зон возможных разрушений, опасного химического заражения, катастрофического затопления, а также вне зон возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) и пригодная для жизнедеятельности рассредоточиваемого личного состава.
509. Каждому объекту местной обороны, личный состав которого подлежит рассредоточению, в загородной зоне назначается район рассредоточения.
510. Районы рассредоточения должны обеспечивать безопасность пребывания и иметь необходимый жилой фонд для размещения личного состава объектов и членов их семей; находиться на удалении, обеспечивающем минимальные затраты на переезд личного состава для работы на объекте (в оба конца не более 4-5 часов); удовлетворять необходимым потребностям в медицинском, продовольственном и коммунально-бытовом обеспечении.
Члены семей личного состава объектов местной обороны подлежат рассредоточению, как правило, совместно с главами семей. Однако при недостаточной емкости районов рассредоточения они могут размещаться в более отдаленных пунктах загородной зоны, но на тех же направлениях, на которых размещается личный состав объектов.
511. Для планирования рассредоточения личного состава объектов определяются:
численность личного состава объектов и членов их семей, подлежащих рассредоточению;
район размещения и места проживания в загородной зоне;
маршруты выдвижения;
пункты организации питания и снабжения предметами первой необходимости;
пункты медицинского обслуживания; потребность в защитных сооружениях и наличие помещений в районе размещения, пригодных для приспособления под защитные сооружения в установленные сроки; потребность в транспортных средствах для проведения рассредоточения и доставки личного состава на рабочие места.
512. Рассредоточение осуществляется в тесном взаимодействии с территориальными органами власти, на которые возложена обязанность выделения районов рассредоточения для объектов местной обороны, оформление и выдача ордера на них.
513. Для проведения рассредоточения используются все виды транспорта, находящегося в распоряжении объектов, и транспорт индивидуального пользования, а также транспорт предприятий народного хозяйства, выделяемый объектам по планам взаимодействия. Часть рассредоточиваемых может выводиться пешим порядком, колоннами по дорогам, не занятым другими перевозками, или по обозначенным маршрутам и колонным путям.
Для организации движения колонн разрабатываются схемы маршрутов, на которых указывают составы колонн, маршруты движения, исходные пункты, пункты регулирования движения и время их прохождения, районы и продолжительность привалов, медицинские пункты и пункты обогрева, сигналы управления и оповещения.
514. Прием и размещение рассредоточиваемого личного состава в загородной зоне осуществляются группами рассредоточения совместно с представителями местных органов исполнительной власти.
515. Военнослужащие и гражданский персонал после вывоза и расселения их в загородной зоне посменно выезжают на объекты, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых.
516. Снабжение рассредоточиваемого личного состава объектов и членов их семей продуктами питания, предметами первой необходимости, их медицинского обслуживания осуществляется довольствующими органами Министерства обороны Российской Федерации совместно с местными органами исполнительной власти. Первые двое суток питание рассредоточиваемых организуется из личных запасов.
Коммунально-бытовое обслуживание рассредоточиваемого личного состава и членов их семей возлагается на местные коммунально-бытовые учреждения (мастерские, парикмахерские, бани, прачечные). Трудоустройство населения, не работающего на объектах местной обороны, осуществляется на предприятиях, вывезенных в данный район из города и продолжающих работу в военное время, а также в сельском хозяйстве.
517. Выполнение задач по эвакуации личного состава объектов и населения военных городков в планы местной обороны не включается.
518. Применение режимов защиты личного состава объектов (поведение населения военных городков) в условиях радиоактивного заражения местности предусматривает порядок действий людей и использование ими средств и способов защиты, а также максимальное снижение возможных доз облучения.
Режимы определяют последовательность и продолжительность использования защитных свойств жилых и производственных помещений, ограничение пребывания людей на открытой местности, порядок использования средств индивидуальной защиты, противорадиационных препаратов и антидотов, осуществление контроля облучения.
Расчет режимов деятельности (проживания) на зараженной территории осуществляется заблаговременно на основе оценки возможной радиационной обстановки на территории гарнизона, объекта.
При введении режимов деятельности (проживания) производится их уточнение на основе реально возникшей обстановки.
519. Работы по светомаскировке объектов, порядок, способы, средства и сроки их проведения определяются соответствующими строительными нормами и правилами (СНиП).
Световая маскировка предусматривается в двух режимах - частичного и полного затемнения.
Технологические средства, обеспечивающие отключение источников света, включение дежурного освещения в автоматическом или полуавтоматическом режимах, как правило, предусматриваются при проектировании и строительстве объектов местной обороны.
Материалы для выполнения светомаскировочных мероприятий, проводимых в угрожаемый период силами личного состава объектов и населения военных городков, накапливаются заблаговременно в мирное время, а работы по светомаскировке проводятся в сроки, определяемые планами местной обороны объектов (планами защиты населения военных городков).
Б. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ
520. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы проводятся на объектах местной обороны и в военных городках с целью: спасания людей и оказания помощи пострадавшим; локализации аварий и устранения повреждений, препятствующих проведению аварийно-спасательных работ.
521. Аварийно-спасательные работы включают: ведение разведки участков проведения работ; локализацию и тушение пожаров на участках проведения работ и путях подхода к ним; розыск пораженных и извлечение их из-под завалов поврежденных и горящих зданий, загазованных и задымленных помещений; вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасание находящихся в них людей, а также подачу воздуха в заваленные защитные сооружения; оказание первой медицинской, а при возможности - доврачебной и врачебной помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; вывод населения из опасных зон (сильно зараженных и затапливаемых районов) в безопасные или менее зараженные районы; санитарную обработку людей и обеззараживание их одежды; специальную обработку участков территории, отдельных помещений, необходимого оборудования и техники.
522. Неотложные работы включают: устройство проходов и проездов в завалах и на зараженных участках; локализацию аварий и устранение повреждений на газовых, энергетических и других сетях, укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом, препятствующих безопасному движению и проведению аварийно-спасательных работ; ремонт поврежденных защитных сооружений.
523. Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах местной обороны и в военных городках кроме формирований привлекается личный состав объектов, не вошедший в состав формирований, личный состав воинских частей и гражданской обороны, привлечение которых предусмотрено планами местной обороны, а также население военных городков.
При возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время решением начальника гарнизона объектовые формирования местной обороны могут привлекаться для проведения работ по ликвидации последствий производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, возникших на объектах гарнизона.
Последовательность и методы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте определяются начальником местной обороны объекта в зависимости от обстановки, сложившейся на территории объекта, характера разрушений зданий и сооружений, наличия повреждений на коммунально-энергетических и технических сетях, радиоактивного и химического заражения, характера и интенсивности пожаров, а также других факторов и условий, влияющих на проведение работ.
Перед проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ устанавливаются наиболее целесообразные способы действия формирований, определяются порядок использования машин и механизмов, места их сосредоточения и развертывания.
В первую очередь проводятся работы по устройству проездов и проходов к защитным сооружениям, поврежденным зданиям и сооружениям, где могут находиться люди, а также местам аварий, которые препятствуют проведению спасательных работ. Одновременно организуются работы на путях вывода людей из опасных зон.
524. Порядок организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, рекомендации по ведению отдельных видов работ при ликвидации последствий производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при ликвидации последствий применения противником современных средств поражения изложен в Руководстве по действиям органов управления формирований и учреждений местной обороны гарнизонов и объектов.
В. Повышение устойчивости функционирования (живучести) объектов местной обороны
525. Под устойчивостью работы объекта местной обороны понимается его способность в условиях военного времени выпускать установленные виды продукции в объемах и номенклатуре, предусмотренных соответствующими планами.
Для объектов непроизводственного характера под устойчивостью работы понимается способность выполнять возложенные на них задачи в тех же условиях.
526. Повышение устойчивости работы объекта достигается заблаговременным проведением комплекса инженерно-технических, технологических и организационных мероприятий, направленных на максимальное снижение воздействия различных поражающих факторов, способных нарушить производственный процесс при опасностях, возникающих в военное время.
527. Проведение инженерно-технических мероприятий обеспечивает повышение устойчивости производственных зданий и сооружений, оборудования, коммунально-энергетических сетей и включает:
строительство защитных сооружений для личного состава;
применение для строительства новых и реконструкции существующих зданий и сооружений жестких каркасных конструкций с легким заполнением и легким перекрытием;
размещение наиболее ответственных участков производства, энергетических установок в частично или полностью заглубленных помещениях, а ценного и уникального оборудования, приборов, документации - в специальных защитных сооружениях, а при невозможности их демонтажа - обеспечение защитными каркасами;
использование подземных выработок для размещения в них отдельных цехов, энергоустановок, хранилищ жидкого топлива и газа;
установку приспособлений для защиты станочного оборудования от повреждений при разрушении ограждающих конструкций;
защиту энергетических коммуникаций путем их подземной прокладки;
обеспечение подключения распределительной электрической сети к нескольким независимым источникам электроснабжения;
создание на объекте резерва стационарных или передвижных электростанций, организацию их защиты путем оборудования защитных навесов, капониров и других укрытий;
создание на теплоэлектростанциях, в котельных запасов топлива и подготовку их к работе на резервных видах топлива;
защиту источников водоснабжения, создание и защиту запасов питьевой воды.
528. Технологические мероприятия проводятся с целью изменения технологического процесса, способствующего упрощению производства продукции, и исключения возникновения вторичных поражающих факторов и включают:
максимальное сокращение запасов сильнодействующих, ядовитых, огнеопасных и агрессивных жидкостей, взрывчатых веществ и химикатов;
создание систем автоматического пожаротушения и нейтрализации в местах хранения огнеопасных и сильнодействующих ядовитых веществ;
внедрение систем безаварийной остановки опасных производств и технологических установок с непрерывным технологическим процессом;
создание в укрытиях запасов сырья, комплектующих изделий, оборудования, позволяющих продолжать работу в случае дезорганизации снабжения;
организацию рассредоточения материальных средств;
подготовку к быстрому восстановлению нарушенного производства.
529. Организационные мероприятия предусматривают разработку и планирование действий руководящего состава, органов управления и сил местной обороны по организации защиты личного состава объекта, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Проведение этих мероприятий предусматривает:
создание надежной и оперативной системы управления;
постоянную готовность органов управления, сил и средств местной обороны к действиям по предназначению;
обеспеченность формирований местной обороны вооружением и имуществом;
подготовку дежурных смен к действиям по оповещению личного состава объекта и населения военного городка;
разработку плана местной обороны, его постоянную корректировку и выполнение;
подготовку населения военного городка к действиям по защите от опасностей, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях.
530. На каждом объекте, исходя из его назначения, размещения и специфики производственной деятельности, мероприятия по повышению устойчивости могут быть различными.
531. Руководящий и командно-начальствующий состав объекта в вопросах планирования и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение устойчивости работы (живучести) объекта, участвует в соответствии со своими функциональными обязанностями.
Г. Создание и поддержание в постоянной готовности нештатных органов управления, сил и средств местной обороны
Организация и предназначение нештатных органов управления и сил местной обороны
532. В гарнизонах и на объектах местной обороны создаются нештатные органы управления (штабы, службы) и силы (формирования, учреждения) местной обороны.
Нештатные штабы гарнизонов и объектов предназначаются для непосредственного управления силами и организации выполнения задач местной обороны.
Службы местной обороны: инженерная; радиационной, химической и биологической защиты; медицинская; противопожарной защиты и комендантская создаются в гарнизонах и на объектах с целью обеспечения выполнения специальных мероприятий и подготовки для этого сил и средств.
Нештатные формирования местной обороны объектов - отряды или команды - предназначаются для выполнения задач по защите личного состава от опасностей, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях, а также проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, как правило, на тех объектах, где они созданы.
Отряды и команды местной обороны состоят из подразделений: спасательных; аварийно-технических; радиационной, химической и биологической защиты; медицинских; пожаротушения и комендантских.
Для обеспечения и обслуживания органов управления и сил местной обороны создаются подразделения разведки, связи, материально-технический склад и расчеты по обслуживанию защитных сооружений (пунктов управления).
Нештатные органы управления и подразделения обеспечения и обслуживания местной обороны гарнизонов создаются на базе штатных военных комендатур.
При отсутствии в гарнизоне штатной военной комендатуры руководство местной обороной начальник гарнизона осуществляет через штаб и службы соединения (воинской части), заведения, учреждения и организации, командиром (начальником) которой он является. На случай убытия этого соединения (воинской части), заведения, учреждения и организации из гарнизона заблаговременно в мирное время подготавливаются дублирующий штаб и службы местной обороны из числа предприятий, учреждений и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, остающихся в гарнизоне.
533. Органы управления и силы местной обороны объектов*(20) создаются на всех объектах при численности личного состава 100 человек и более, на объектах с меньшей численностью личного состава решением начальников объектов создаются сокращенные спасательные, связи, разведки, медицинские и другие подразделения (группы, отделения, расчеты).
534. В обособленных военных городках, отнесенных к объектам местной обороны, создаются органы управления и одно или несколько формирований местной обороны, исходя из условий размещения и общей численности личного состава учреждений социального и культурно-бытового назначения, а также других учреждений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, расположенных в этих городках.
535. Органы управления и формирования местной обороны объектов определяются соответствующими литерами А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, которые устанавливаются в зависимости от общей численности личного состава объекта (военнослужащих и гражданского персонала):
литер А - 2500-3000 человек;
литер Б - 2000-2500 человек;
литер В - 1800-2000 человек;
литер Г - 1300-1800 человек;
литер Д - 900-1300 человек;
литер Е - 600- 900 человек;
литер Ж - 400- 600 человек;
литер З - 200- 400 человек;
литер И - 100- 200 человек.
При определении литера формирования в общую численность объекта не включаются;
личный состав приданных воинских частей и подразделений;
переменный состав военно-образовательных учреждений профессиональной подготовки;
личный состав воинских частей, расположенных в обособленных военных городках, отнесенных к объектам местной обороны.
На объектах с численностью личного состава 3000 человек и более создаются два отряда местной обороны:
от 3000 до 4000 человек - отряды по литерам А и Г;
от 4000 человек и более - отряды по литерам А и Б.
В состав штабов местной обороны объектов в этом случае вводятся два-три помощника начальника штаба и назначаются помощники начальников служб.
536. В отдельных случаях, исходя из конкретных особенностей, на объектах могут создаваться органы управления и формирования местной обороны на один литер выше или ниже предусмотренного. Такие объекты оговариваются примечанием в соответствующих перечнях, а принятое решение по ним согласовывается со Службой пожарно-спасательной и местной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации.
537. На объектах, размещенных в нескольких удаленных один от другого пунктах, в каждом из них может создаваться самостоятельный отряд (команда) местной обороны, литер которого определяется, исходя из численности личного состава объекта, работающего в данном пункте.
538. В военных госпиталях и санаториях кроме отрядов и команд местной обороны дополнительно создаются врачебно-сестринские бригады, предназначенные для усиления объектовых медицинских формирований. Состав бригады 5-7 человек (2 врача и 3-5 медицинских сестер).
Количество бригад определяется в зависимости от штатной коечной вместимости госпиталя (санатория) до 200 коек - одна бригада; от 200 до 400 коек - две бригады; свыше 400 коек - на каждые последующие 100 штатных коек - одна бригада.
539. В военно-медицинских учреждениях начальники медицинской службы объектов не назначаются и медицинские подразделения в составе отрядов и команд не создаются.
540. В гарнизонах и на объектах для обеспечения выполнения задач местной обороны на базе существующих производственных химических и специальных лабораторий, медицинских и коммунально-бытовых учреждений и предприятий создаются учреждения местной обороны: пункты первой медицинской помощи, санитарно-обмывочные пункты, химические и медицинские лаборатории, пункты обеззараживания одежды и техники.
Подготовка к работе учреждений местной обороны осуществляется силами гражданского персонала, работающего в организациях, на базе которых они развертываются.
Кроме того, создание учреждений местной обороны гарнизонов и объектов осуществляется по решению соответствующих начальников, а сведения о их создании представляются в донесениях в вышестоящие органы управления по подчиненности.
541. Схемы организационно-штатной структуры органов управления и сил местной обороны гарнизонов и объектов приведены в приложении N 31 к настоящему Руководству.
Комплектование нештатных органов управления и формирований местной обороны
542. Комплектование органов управления и формирований местной обороны личным составом производится без освобождения его от основной работы за счет военнослужащих, а также гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации: мужчин в возрасте от 18 до 60 и женщин от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационное предписание, инвалидов I, II и III групп, беременных женщин, женщин, имеющих ребенка до восьми лет, а также женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих ребенка до 3 лет.
Назначение личного состава в органы управления и формирования местной обороны осуществляется приказами начальников гарнизонов и объектов в соответствии с Расчетом комплектования нештатных штабов, служб и формирований местной обороны гарнизонов и объектов (приложение N 32 к настоящему Руководству).
Начальником штаба местной обороны гарнизона является военный комендант гарнизона.
В гарнизонах, где в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации назначены начальник связи гарнизона; начальник службы радиационной, химической и биологической защиты гарнизона; начальник медицинской службы гарнизона; начальник службы противопожарной защиты и спасательных работ гарнизона, эти должностные лица являются одновременно начальниками соответствующих служб местной обороны.
Начальником инженерной службы местной обороны гарнизона назначается начальник квартирно-эксплуатационной части гарнизона, а там, где такая должность не предусмотрена, другое должностное лицо по решению начальника гарнизона.
543. В нештатные органы управления и силы местной обороны объектов не зачисляются личный состав приданных воинских частей и подразделений, переменный личный состав военно-образовательных учреждений профессиональной подготовки*(21), в том числе личный состав воинских частей, расположенных в обособленных военных городках, отнесенных к объектам местной обороны.
544. Военнослужащие и гражданский персонал объектов включаются в формирования, как правило, в составе существующих штатных структурных подразделений.
Личный состав военизированной охраны и штатных воинских подразделений охраны включается в основном в комендантские подразделения.
545. Личный состав штатных противопожарных подразделений объектов в формирования местной обороны не зачисляется, штатные пожарные команды объектов используются совместно с нештатными подразделениями пожаротушения формирований местной обороны этих объектов.
546. В нештатные подразделения пожаротушения женщины не назначаются.
547. На объектах, работающих в несколько смен, формирования местной обороны укомплектовываются личным составом с таким расчетом, чтобы в каждой работающей смене были основные подразделения отряда (команды) в таком составе, который бы обеспечивал выполнение задач по предназначению.
548. Подразделения механизации и автомобильные подразделения создаются при наличии на объектах соответствующей техники (подъемных кранов, бульдозеров, экскаваторов, компрессорных станций, автомобилей и др.).
Обязанности должностных лиц органов управления местной обороны
549. Начальник штаба местной обороны гарнизона (объекта) несет ответственность за организацию и поддержание управления подразделениями формирования местной обороны, за готовность к проведению мероприятий защиты и успешное выполнение задач местной обороны, за планирование мероприятий местной обороны, за подготовку штаба, группы рассредоточения, подразделений обеспечения и обслуживания.
Начальник штаба гарнизона (объекта) подчиняется начальнику гарнизона (объекта), является его заместителем и прямым начальником всего личного состава, выполняющего задачи местной обороны.
При проведении в жизнь решений начальника гарнизона (объекта) начальник штаба местной обороны имеет право отдавать приказания подчиненным начальнику гарнизона (объекта) лицам от его имени по вопросам местной обороны. О всех наиболее важных отданных приказаниях начальник штаба местной обороны докладывает начальнику гарнизона (объекта).
Он обязан:
знать обстановку, задачи, поставленные начальником гарнизона (объекта) и вышестоящим штабом, ход выполнения задач местной обороны в гарнизоне (на объекте);
организовывать работу штаба и руководить ею, согласовывать работу начальников служб;
постоянно знать обстановку и степень готовности формирования местной обороны, а также контролировать ход выполнения поставленных ему задач;
проводить занятия по местной обороне с офицерами гарнизона (объекта);
разрабатывать и проводить в жизнь план местной обороны гарнизона (объекта);
организовывать связь штаба с объектами (подразделениями местной обороны), проверять состояние и боевую готовность средств связи;
организовывать сбор, анализ и обобщение данных об обстановке и докладывать о них начальнику гарнизона (объекта) и вышестоящему штабу;
готовить необходимые расчеты и предложения по организации и проведению мероприятий местной обороны;
доводить задачи до исполнителей, контролировать их выполнение, готовить донесения о ходе выполнения задач.
550. Заместитель начальника штаба местной обороны принимает непосредственное участие в организации и проведении мероприятий, возложенных на штаб местной обороны гарнизона (объекта), и отвечает за их своевременное и качественное выполнение. В отсутствие начальника штаба местной обороны выполняет его обязанности.
Он обязан:
участвовать в разработке плана местной обороны гарнизона (объектов);
осуществлять контроль за выполнением приказов, директив и указаний начальника гарнизона (объекта) и вышестоящего командования;
оказывать помощь лицам штаба и начальникам служб в выполнении поставленных задач;
организовывать и поддерживать взаимодействие с воинскими частями и органами ГО города (района);
изучать и обобщать донесения объектов (подразделений) и готовить донесения в вышестоящий штаб.
551. Начальник разведки местной обороны гарнизона (объекта) несет ответственность за организацию разведки, сбор, изучение и обобщение данных об обстановке в гарнизоне (на объекте). Эту задачу он выполняет совместно с другими должностными лицами штаба, начальниками служб и командирами разведывательных подразделений.
Он обязан:
участвовать в разработке плана местной обороны гарнизона (объекта);
знать потенциально опасные источники, их характеристики и возможность влияния на объект в чрезвычайных ситуациях;
планировать разведку, доводить задачи до исполнителей и осуществлять контроль за их выполнением;
лично руководить подготовкой подразделений разведки, осуществлять контроль за укомплектованностью их личным составом и обеспечением табельным имуществом, транспортом и другими материальными средствами;
проверять не реже двух раз в год наличие техники и имущества, закрепленных за подразделением разведки;
приводить в готовность и организовывать работу наблюдательных постов и разведывательных подразделений на маршрутах движения, на территории гарнизона (объекта);
собирать, изучать, обобщать и докладывать начальнику штаба разведывательные сведения, добываемые разведывательными подразделениями и поступающие от вышестоящего штаба и соседей;
организовывать взаимодействие с органами разведки гражданской обороны;
готовить разведывательные донесения для представления в вышестоящий штаб.
552. На основе решения начальника гарнизона (объекта) и указаний начальника штаба местной обороны начальник разведки разрабатывает план разведки, в котором указывает:
цель, задачи и объекты разведки;
силы и средства разведки, распределение их по задачам и объектам разведки;
сроки приведения в готовность сил и средств разведки;
сроки выполнения задач (начало и конец разведки);
организацию управления и связи, порядок представления донесений и докладов о результатах разведки и доведения разведывательной информации до подчиненных.
553. Начальник службы оповещения и связи гарнизона (объекта) несет ответственность за постоянную готовность средств связи к использованию их в целях местной обороны, за организацию оповещения личного состава и населения военных городков и за поддержание подразделений связи в готовности к немедленному действию.
Он обязан:
участвовать в разработке плана местной обороны гарнизона (объекта), уточнять его по вопросам службы;
обеспечивать организацию и поддержание непрерывной связи на объекте;
разрабатывать схему оповещения и связи местной обороны гарнизона (объекта);
знать сигналы оповещения, способ их подачи и порядок действия по ним личного состава объекта и населения военного городка;
давать заявки в довольствующие органы на обеспечение средствами связи и оповещения;
согласовывать с территориальными органами гражданской обороны вопросы оповещения личного состава и населения военных городков;
осуществлять контроль за техническим состоянием средств связи и оповещения, организовывать их обслуживание и ремонт;
проверять подготовку подразделений связи и оповещения, принимать меры по их укомплектованию и повышению уровня специальной подготовки;
организовывать проведение мероприятий по повышению устойчивости работы средств оповещения и связи от воздействия современных средств поражения;
обеспечивать подразделения связи позывными и радиоданными, участвовать в разработке таблиц;
организовывать и поддерживать надежную и бесперебойную связь при переводе местной обороны на военное положение, при угрозе нападения противника и проведении спасательных и других неотложных работ;
проверять не реже двух раз в год наличие и исправность техники и имущества, закрепленных за подразделением связи.
554. Помощник начальника штаба местной обороны гарнизона (объекта) по оперативно-организационным (организационным) вопросам принимает непосредственное участие в планировании и организации выполнения основных мероприятий местной обороны в гарнизоне (на объекте).
Он обязан:
контролировать содержание пункта управления местной обороны гарнизона (объекта), организовывать его развертывание при переводе местной обороны на военное положение;
вести учет наличия и использования сил и средств местной обороны, состояния их готовности, а также учет доз радиоактивного облучения личного состава;
готовить совместно с начальниками служб предложения для принятия решения начальником гарнизона (объекта) на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ и распоряжения в соответствии с принятым решением;
собирать и обобщать данные об обстановке и докладывать их руководству местной обороны;
своевременно информировать лиц штаба, начальников служб, командиров формирований и подразделений об обстановке;
контролировать выполнение приказов и распоряжений начальника гарнизона (объекта) по местной обороне;
организовывать дежурство на пункте управления и осуществлять контроль за несением службы.
555. Помощник начальника штаба местной обороны гарнизона (объекта) по боевой подготовке несет ответственность за организацию обучения по местной обороне, контроля и помощи в обучении.
Он обязан:
планировать и организовывать подготовку по местной обороне руководящего состава гарнизона (объекта), личного состава штаба, служб, формирований и учреждений местной обороны, подразделений обеспечения и обслуживания, обучение способам защиты от оружия массового поражения гражданского персонала, не включенных в формирования, и населения военных городков;
разрабатывать методические материалы для проведения тактико-специальных занятий, штабных тренировок и учений;
готовить предложения начальнику штаба местной обороны гарнизона по созданию и развитию учебно-материальной базы (учебных городков, пунктов, классов, уголков), осуществлять контроль за поддержанием ее в постоянной готовности для проведения занятий и учений;
согласовывать с органами гражданской обороны вопросы использования материальной базы ГО для подготовки формирований местной обороны;
разрабатывать проекты приказов начальника гарнизона (объекта) по итогам и задачам обучения по местной обороне.
556. Помощник начальника штаба местной обороны гарнизона (объекта) по рассредоточению и эвакуации несет ответственность за организацию рассредоточения и эвакуации личного состава гарнизона (объекта).
Он обязан:
разрабатывать план рассредоточения и эвакуации военнослужащих, гражданского персонала и согласовывать его с территориальными органами ГО, систематически проверять его реальность и корректировать выполнение плана при проведении эвакомероприятий;
подготавливать руководящий состав штаба и служб к проведению эвакуационных мероприятий и организовывать работу группы рассредоточения (эвакокомиссии);
организовывать подготовку загородной зоны для размещения рассредоточиваемых (эвакуируемых);
осуществлять контроль за работой служб предприятий и учреждений гарнизона (объекта) по всестороннему обеспечению личного состава и населения в районах рассредоточения (эвакуации);
поддерживать связь и взаимодействие с эвакуационными органами гражданской обороны.
557. Начальники служб местной обороны гарнизона (объекта) подчиняются начальнику гарнизона (объекта).
Начальникам служб подчинены соответствующие учреждения местной обороны, а по специальным вопросам - также и подразделения формирований.
Они несут ответственность за выполнение мероприятий местной обороны по своей службе в гарнизоне (на объекте), за специальную подготовку подчиненных по службе подразделений формирований местной обороны и выполнение ими задач.
Планирование и проведение мероприятий местной обороны начальники служб осуществляют под руководством начальника гарнизона (объекта) и начальника штаба местной обороны.
558. Начальник инженерной службы местной обороны гарнизона (объекта) в дополнение к статье 557 настоящего Руководства несет ответственность за готовность защитных сооружений, специальную подготовку, оснащение спасательных (аварийно-спасательных) и аварийно-технических подразделений формирований местной обороны, подразделений обслуживания убежищ, расчета обслуживания пункта управления и выполнение ими задач.
Он обязан:
участвовать в разработке плана местной обороны гарнизона (объекта), уточнять его по вопросам службы;
прогнозировать инженерную обстановку в гарнизоне (на объекте);
определять силы и средства для проведения спасательных и других неотложных работ;
готовить предложения по планированию и организации строительства защитных сооружений для личного состава объектов (объекта) и населения военных городков;
осуществлять контроль за содержанием защитных сооружений;
руководить строительством быстровозводимых защитных сооружений и простейших укрытий;
организовывать и проводить инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости работы инженерных сооружений и сетей водоснабжения и др., локализации и быстрому устранению аварий на них;
организовывать разработку и проведение мероприятий по светомаскировке, накопление средств затемнения, контролировать выполнение требований нормативных документов и указаний по светомаскировке;
непосредственно руководить в ходе проведения спасательных и других неотложных работ работами по извлечению людей из-под завалов разрушенных зданий, из заваленных убежищ и укрытий, по локализации аварий на инженерных сетях и в сооружениях, по предотвращению затопления и скопления газа в убежищах и укрытиях, а также работами по добыче и очистке воды;
осуществлять контроль не реже 2 раз в год за правильным использованием и хранением средств инженерного вооружения формирований местной обороны, организовывать их ремонт.
559. Начальник службы радиационной, химической и биологической защиты местной обороны гарнизона (объекта) в дополнение к статье 557 настоящего Руководства несет ответственность за специальную подготовку и оснащение подразделений радиационной, химической и биологической защиты формирований местной обороны, а также химической лаборатории, пунктов обеззараживания одежды и транспорта и выполнение ими задач.
Он обязан:
участвовать в разработке плана местной обороны гарнизона (объекта), уточнять его по вопросам службы;
прогнозировать радиационную и химическую обстановку в гарнизоне (на объекте) и оценивать ее по данным разведки;
проводить мероприятия по защите личного состава объектов (объекта) и населения военных городков от радиоактивного и химического заражения;
организовывать правильное использование и хранение средств индивидуальной защиты и другого химического имущества и своевременный их ремонт;
организовывать и осуществлять дозиметрический и химический контроль, дезактивацию и дегазацию техники, имущества, сооружений и местности;
организовывать проведение анализов различных проб на зараженность радиоактивными и отравляющими веществами;
обеспечивать ввод и соблюдение режимов радиационной защиты;
проверять не реже 2 раз в год состояние химического имущества в подразделениях и на складе объекта.
560. Начальник медицинской службы местной обороны гарнизона (объекта) в дополнение к статье 557 настоящего Руководства несет ответственность за специальную подготовку и оснащение медицинских подразделений формирований местной обороны, а также учреждений местной обороны - медицинских пунктов, санитарно-обмывочных пунктов, медицинских лабораторий - выполнение ими задач; участвует в разработке плана местной обороны гарнизона (объекта) и своевременно уточняет его по вопросам службы.
Он обязан:
оценивать медицинскую и эпидемическую обстановку;
планировать мероприятия по медицинской защите личного состава объектов и населения военных городков, организовывать и руководить проведением лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
осуществлять санитарно-гигиенический контроль за организацией питания и водоснабжения личного состава объектов и населения военных городков на зараженной территории, за санитарным состоянием убежищ и мест массового скопления людей;
контролировать проведение мероприятий по защите продовольствия и воды от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными (биологическими) средствами;
организовывать медицинскую разведку в гарнизоне (на объекте);
организовывать санитарный надзор за облучением личного состава формирований, соблюдением норм радиационной безопасности при ведении спасательных и других неотложных работ;
организовывать проведение работ по розыску пораженных и больных в очаге поражения, оказанию им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения;
организовывать медицинское наблюдение за личным составом, находившимся под воздействием радиоактивного излучения, отравляющих веществ и бактериальных (биологических) средств;
организовывать проведение санитарной обработки пораженного личного состава объектов (объекта) и населения военных городков;
осуществлять контроль за проведением обеззараживания продовольствия и воды;
осуществлять контроль за организацией питания и водоснабжения на зараженной местности;
проверять не реже 2 раз в год состояние медицинского имущества в подразделениях и на складе объекта.
561. Начальник противопожарной службы местной обороны гарнизона (объекта) в дополнение к статье 557 настоящего Руководства несет ответственность за специальную подготовку и оснащение подразделений пожаротушения формирований местной обороны и выполнение ими задач.
Он обязан:
участвовать в разработке плана местной обороны гарнизона (объекта), уточнять его по вопросам службы;
планировать противопожарные мероприятия и контролировать их выполнение в гарнизоне (на объекте) и в военных городках;
обеспечивать постоянную готовность к действию закрепленных за противопожарными подразделениями средств пожаротушения;
руководить тушением (локализацией) пожаров, возникших в результате стихийных бедствий, производственных аварий, нападения противника, и спасанием людей из горящих зданий и сооружений, а также действиями сил и средств противопожарной защиты;
проверять не реже 2 раз в год состояние техники и имущества квартирной службы в подразделениях и на складах объекта.
562. Начальник комендантской службы местной обороны гарнизона (объекта) в дополнение к статье 557 настоящего Руководства несет ответственность за специальную подготовку, оснащение комендантских подразделений формирований местной обороны и выполнение ими задач.
Он обязан:
участвовать в разработке плана местной обороны гарнизона (объекта), уточнять его по вопросам службы;
поддерживать общественный порядок, организовывать регулирование движения, усиление охраны материальных ценностей объектов (объекта) и личного имущества населения военных городков при угрозе нападения противника и при проведении спасательных и других неотложных работ, проводить мероприятия по предупреждению возникновения паники;
обеспечивать соблюдение режима светомаскировки и выполнение личным составом объектов (объекта) и населением военных городков правил поведения при угрозе нападения противника и по сигналам оповещения;
обеспечивать режим допуска в очаг поражения и соблюдение карантинного (обсервационного) режима в зонах бактериологического заражения;
обеспечивать общественный порядок при проведении рассредоточения личного состава объектов (объекта).
563. Помощник начальника местной обороны объекта по материально-техническому обеспечению несет ответственность за своевременное материально-техническое обеспечение мероприятий местной обороны, за подготовку и работу личного состава материально-технического склада местной обороны.
Он обязан:
планировать и руководить материально-техническим обеспечением мероприятий местной обороны;
организовывать накопление, хранение имущества местной обороны;
вести учет имущества местной обороны;
проверять не реже 2 раз в год наличие имущества местной обороны в подразделениях и на складе объекта;
организовывать обеспечение строительства быстровозводимых защитных сооружений и простейших укрытий строительными материалами, техникой и инструментом;
обеспечивать продовольствием, водой, специальным имуществом, транспортом и горючим формирования местной обороны и личный состав объекта в ходе проведения спасательных и других неотложных работ;
организовывать работу пунктов обеззараживания одежды и транспорта и санитарной обработки личного состава объектов (объекта) и населения военных городков;
организовывать рассредоточение запасов сырья, продовольствия и ценного оборудования при угрозе нападения противника.
564. Начальник группы анализа обстановки подчиняется начальнику штаба местной обороны объекта.
Он обязан:
собирать, изучать и анализировать данные обстановки в очагах поражения на объекте и близлежащих районах, прогнозировать возможное развитие и изменение обстановки;
готовить основные выводы из оценки обстановки и докладывать их начальнику штаба.
565. Начальник группы рассредоточения подчиняется начальнику штаба местной обороны объекта.
Он обязан:
систематически уточнять расчеты по рассредоточению гражданского персонала по сменам, цехам, отделам в соответствии с выделенными объекту транспортными средствами;
осуществлять контроль за подготовкой транспорта к рассредоточению личного состава;
участвовать в подготовке загородной зоны для размещения рассредоточиваемых, выявлять подвальные и другие заглубленные помещения, пригодные для оборудования под противорадиационные укрытия;
участвовать в организации оповещения, сбора гражданского персонала и членов его семей, регистрации на сборных эвакопунктах и посадке на транспорт;
вести установленный учет и отчетность.
566. Начальник расчета обслуживания пункта управления местной обороны гарнизона (объекта) подчиняется начальнику штаба местной обороны и несет ответственность за эксплуатацию и обеспечение бесперебойной работы всех инженерно-технических устройств и специального оборудования пункта управления, организацию и несение службы расчетом.
Он обязан:
поддерживать в рабочем состоянии техническое оборудование пункта управления и его помещения;
следить за исправностью средств оповещения и связи, установленных на пункте управления;
руководить личным составом расчета обслуживания пункта управления и контролировать выполнение им своих обязанностей.
567. Заведующий материально-техническим складом местной обороны объекта подчиняется помощнику начальника местной обороны объекта по материально-техническому обеспечению (начальнику штаба местной обороны) и отвечает за сохранность и содержание материальных средств, хранящихся на складе.
Он обязан:
знать номенклатуру хранимого имущества, правила его хранения, вести учет;
обеспечивать сохранность имущества и пожарную безопасность на складе;
принимать имущество и готовить его к выдаче подразделениям;
контролировать температуру и влажность в хранилищах, проветривать их;
выдавать имущество при приведении формирований и учреждений местной обороны в готовность или по указанию командования объекта.
568. Командир отряда (команды) местной обороны несет ответственность за подготовку, воспитание, дисциплину и морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и поддержание в постоянной готовности формирования (отряда, команды).
Он обязан:
знать состояние отряда (команды), его задачи и возможности, наличие и состояние техники и имущества, состоящих на оснащении;
знать уровень подготовки и деловые качества подчиненных, их морально-психологическое состояние;
постоянно совершенствовать личную подготовку по местной обороне, организовывать и проводить занятия с личным составом по общей и специальной подготовке;
умело руководить работой отряда (команды) и постоянно поддерживать взаимодействие с другими формированиями;
решительно добиваться выполнения поставленных задач, проявлять инициативу, в случае необходимости самостоятельно принимать решения в соответствии с обстановкой, поощрять смелые, разумные и инициативные действия подчиненных;
осуществлять контроль за правильным использованием и сбережением имущества местной обороны, проверять его наличие, содержание и исправность перед каждым выходом на учение или занятие;
следить за соблюдением мер безопасности при проведении работ, а также своевременно принимать меры по защите личного состава от современных средств поражения;
организовывать материальное и техническое обеспечение формирования.
Для успешного выполнения задач при проведении спасательных и других неотложных работ командир отряда (команды) местной обороны обязан также постоянно изучать и знать:
возможные участки (объекты) работ и маршруты движения к ним;
характер застройки района и возможных участков (объектов) работ;
места нахождения защитных сооружений, их вместимость и техническую характеристику, а также пути подхода к ним при разрушении зданий и образовании завалов;
производственные особенности объекта, характер возможных спасательных и других неотложных работ;
места хранения сильнодействующих ядовитых веществ;
расположение коммунально-энергетических сетей и сооружений на участке (объекте) работ и прилегающей территории.
569. Рядовой состав подразделений (учреждений) местной обороны отвечает за точное и своевременное выполнение возложенных на него обязанностей и поставленных ему задач, а также за исправность и сохранность выданного ему имущества.
Он обязан:
образцово выполнять возложенные на него обязанности, овладевать всем, чему обучают командиры (начальники);
знать поражающие факторы современных средств поражения противника и способы защиты от них, установленные сигналы оповещения и порядок действий по ним;
знать задачу подразделения (учреждения), умело и быстро выполнять спасательные и другие неотложные работы;
содержать в исправности и постоянной готовности к применению закрепленные имущество и технику;
своевременно и точно выполнять приказы и распоряжения командиров (начальников), соблюдать порядок и дисциплину;
быть смелым, честным, инициативным, всегда готовым оказать помощь командиру и товарищам;
знать и строго соблюдать меры безопасности при работах;
уметь оказывать само- и взаимопомощь при ранениях, поражении (заражении) радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными (биологическими) средствами.
Д. Подготовка руководящего состава, органов управления и сил по местной обороне, обучение гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и населения военных городков способам защиты от опасностей, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях
570. Подготовка руководящего состава, органов управления и сил по местной обороне, а также обучение гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и населения военных городков способам защиты*(22) организуется и проводится с целью повышения их готовности к умелым и слаженным действиям в условиях опасностей, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях.
571. Подготовка по местной обороне проводится: с руководящим составом, командно-начальствующим и личным составом нештатных формирований и учреждений местной обороны, гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации, не входящим в формирования, и населением военных городков.
572. Подготовка по местной обороне включает: проведение учебных занятий; радиотренировок с подразделениями связи; штабных тренировок и командно-штабных учений с органами управления местной обороны гарнизонов и объектов; тактико-специальных учений с формированиями местной обороны объектов; комплексных и опытно-исследовательских учений с объектами местной обороны; учебно-методических сборов с руководителями занятий; специальных сборов со специалистами дефицитных специальностей формирований и учреждений местной обороны; совещаний с руководящим составом и штатными должностными лицами местной обороны.
573. Организация, цели, порядок и метод проведения, расчет часов, перечень и содержание тем занятий и тренировок определяются соответствующими документами.
Радиотренировки с подразделениями связи проводятся ежемесячно на объектах и в гарнизонах под руководством начальников штабов местной обороны.
Командно-штабные учения (КШУ) с органами управления местной обороны объектов - один раз в учебном году под руководством их прямых начальников.
Ежегодно, в одном-двух гарнизонах командно-штабные учения проводятся под руководством заместителя командующего войсками (силами) округа (флотом).
Штабные тренировки проводятся по одной в каждом периоде обучения под руководством начальников местной обороны гарнизонов и объектов.
Проведением тактико-специальных учений (ТСУ) с формированиями местной обороны или комплексных объектовых учений (КОУ), как правило, завершается учебный год.
ТСУ и КОУ проводятся под руководством начальников объектов.
КШУ, ТСУ и КОУ могут проводиться в ходе контрольных и инспекторских проверок.
Комплексные объектовые учения проводятся один раз в три года, в год, когда проводятся КОУ, ТСУ не проводятся.
Опытно-исследовательские учения проводятся по мере необходимости под руководством прямых начальников объектов местной обороны.
Темы, состав привлекаемых на учения органов управления и сил местной обороны, а также сроки и продолжительность их проведения определяют руководители учений.
Учебно-методические сборы с руководителями занятий проводятся накануне учебного года в гарнизонах и на объектах местной обороны.
Ежегодные специальные сборы с радиотелефонистами, химиками-разведчиками и дозиметристами проводятся в гарнизонах с привлечением на них личного состава этих специальностей отдельно стоящих объектов местной обороны*(23). Руководителями сборов назначаются соответствующие начальники служб гарнизонов.
Специальные сборы химиков-лаборантов химических лабораторий проводятся ежегодно в течение пяти дней под руководством начальников войск радиационной, химической и биологической защиты округов (флотов).
Совещания с руководящим составом и штатными должностными лицами местной обороны гарнизонов и объектов проводятся ежегодно по планам и под руководством начальников служб пожарно-спасательных и местной обороны округов, флотов.
574. Для организации подготовки по местной обороне на объектах оборудуются учебные классы, уголки и натурные участки (городки), а в военных городках - консультационные пункты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.