Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава XII
Основы организации и руководства местной обороной
А. Общие положения
454. Местная оборона - составная часть системы общегосударственных мероприятий, реализуемых командованием Вооруженных Сил Российской Федерации, штатными и нештатными органами управления и силами с целью организации защиты личного состава воинских частей, предприятий, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации*(13), а также населения военных городков*(14) от опасностей, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера*(15).
455. Организация и ведение местной обороны осуществляются в соответствии с действующим законодательством, настоящим Руководством и другими нормативными правовыми актами по вопросам гражданской и местной обороны.
456. Основными задачами местной обороны являются:
организация и проведение мероприятий по обеспечению защиты личного состава объектов местной обороны и населения военных городков от опасностей, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР);
участие в разработке и выполнении мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования (живучести) объектов местной обороны (далее, если не оговорено особо, - объекты);
создание и поддержание в постоянной готовности нештатных органов управления, сил и средств местной обороны;
подготовка руководящего состава, органов управления и сил по местной обороне, обучение гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и населения военных городков способам защиты от опасностей, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях.
Выполнение задач местной обороны осуществляется во взаимосвязи с повседневной деятельностью, боевой готовностью и мобилизационным развертыванием войск и сил флота.
457. Успешное выполнение задач местной обороны достигается: способностью сил и средств к действиям по своему предназначению; своевременным оповещением личного состава объектов и населения военных городков о всех видах опасностей, возникающих при военных действиях, а также об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций; постоянным знанием обстановки, высокой оперативностью и надежностью управления силами местной обороны; четкой постановкой задач исполнителям; наличием резерва сил и средств; своевременным проведением мероприятий по всем видам обеспечения.
458. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляется на объектах специально созданными силами и средствами объектов; в военных городках - силами и средствами воинских частей, в ведении которых они находятся, или другими выделенными для этих целей силами (средствами).
Наиболее сложные и специфические работы, требующие особой подготовки личного состава и применения специальной техники, выполняются частями и подразделениями Вооруженных Сил и гражданской обороны Российской Федерации.
459. К объектам местной обороны относятся: арсеналы, военные базы, заводы (фабрики) и склады; узлы связи и приемо-передающие центры Генерального штаба и видов Вооруженных Сил Российской Федерации; испытательные полигоны, проектные и научно-исследовательские институты и организации; военно-учебные заведения; суворовские и нахимовское военные училища; госпитали, поликлиники, санатории, пансионаты, турбазы; типографии, Дома офицеров, театры, музеи, студии; предприятия военной торговли; квартирно-эксплуатационные части районов и другие воинские части, предприятия, учреждения и организации Министерства обороны Российской Федерации.
Военные городки (отдельные жилые дома), находящиеся в ведении объектов и стоящие на балансе квартирно-эксплуатационных органов Министерства обороны Российской Федерации, являются составной частью этих объектов.
460. Решениями соответствующих должностных лиц к объектам местной обороны могут быть отнесены военные городки воинских частей в комплексе с расположенными на их территории учреждениями медицинского, общественного, социального и культурно-бытового назначения, а также других учреждений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации.
461. Объекты местной обороны подразделяются на объекты центрального, окружного и флотского подчинения.
462. Объекты центрального подчинения по вопросам организации и ведения местной обороны подчиняются также командующим войсками военных округов, флотами, начальникам гарнизонов, в территориальных границах которых (в зонах флотов) они располагаются.
463. Для объектов центрального подчинения по решению их прямых начальников порядок подчиненности по вопросам организации и ведения местной обороны может определяться особо.
464. Объекты местной обороны, на территории и за пределами которых последствия происшедших на них аварий могут повлечь за собой человеческие жертвы, а также нанести ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей относятся к потенциально опасным.
465. Объекты местной обороны, не входящие в состав разрядных гарнизонов*(16), относятся к отдельно стоящим объектам.
466. Объекты местной обороны в зависимости от важности и предназначения подразделяются на объекты особой важности, первой, второй категории и некатегорированные.
467. В гарнизонах, имеющих в своем составе два и более объекта местной обороны, планируются и выполняются задачи местной обороны.
468. Гарнизоны в зависимости от количества расположенных в их границах объектов местной обороны подразделяются на разряды: I разряд - 15 и более объектов; II разряд - 10-14 объектов; III разряд - 6-9 объектов; IV разряд - от 2 до 5 объектов.
Для выполнения задач местной обороны имеющиеся в гарнизонах и на объектах коммунально-бытовые учреждения и предприятия подготавливаются в качестве учреждений местной обороны.
469. Гарнизоны, объекты местной обороны, военные городки и учреждения местной обороны объявляются соответствующими перечнями.
Порядок разработки перечней, а также категорирования определяется особо.
Б. Руководство местной обороной
470. Руководство местной обороной в Вооруженных Силах Российской Федерации основывается на повседневной деятельности командования, направленной на поддержание готовности органов управления, сил и средств местной обороны к выполнению задач местной обороны, а также на организацию и проведение мероприятий по обеспечению защиты личного состава объектов и населения военных городков от опасностей, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях.
471. Общее руководство местной обороной в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации.
472. Руководство местной обороной и непосредственную ответственность за ее состояние и готовность в видах Вооруженных Сил Российской Федерации, родах войск, округах, группе войск, на флотах, в объединениях и соединениях (кроме общевойсковых и танковых), в главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской Федерации, в гарнизонах и на объектах осуществляют и несут соответствующие главнокомандующие, командующие, командиры и начальники. Они являются начальниками местной обороны соответствующих видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, округов, группы войск, флотов, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, объединений и соединений, гарнизонов, объектов и выполняют свои функции в соответствии с настоящим Руководством.
473. Руководство местной обороной осуществляется через штатные и нештатные органы управления.
В органах военного управления, где создание служб пожарно-спасательных и местной обороны не предусмотрено, для организации и выполнения задач местной обороны создаются штатные органы управления или вводятся штатные должности офицеров (гражданского персонала) по местной обороне:
в главных и центральных управлениях, управлениях (службах, отделах) Министерства обороны Российской Федерации, видов Вооруженных Сил Российской Федерации, округов, флотов, имеющих в подчинении 10 объектов местной обороны и более, - помощник соответствующего начальника по местной обороне*(17);
в объединениях и соединениях (кроме общевойсковых и танковых), военно-морских базах первого разряда - офицер по местной обороне;
в гарнизонах, имеющих в своем составе 10 объектов местной обороны и более, в штате военной комендатуры - помощник военного коменданта по местной обороне;
в основных пунктах базирования сил флота - группа (отделение) местной обороны;
в гарнизонах городов Москвы и Санкт-Петербурга в штате военной комендатуры - отделение местной обороны;
на объектах местной обороны при численности личного состава 100 человек и более - начальник штаба местной обороны*(17).
В. Обязанности руководящего состава местной обороны
474. Главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующие (начальники) родами войск, войсками округов, группой войск, флотами, начальники главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующие объединениями, командиры воинских частей и начальники объектов несут персональную ответственность за организацию и выполнение задач местной обороны в подчиненных им органах военного управления, гарнизонах и на объектах, а также в военных городках.
На них возлагаются:
принятие решения на организацию и выполнение задач местной обороны;
утверждение планов местной обороны (планов защиты) и контроль за их выполнением подчиненными штабами, управлениями, гарнизонами, воинскими частями и объектами;
определение порядка работы объектов в военное время;
категорирование гарнизонов и объектов, определение литеров формирований. Утверждение перечней объектов*(18), учреждений местной обороны и военных городков;
организация годового, перспективного и на расчетный год планирования;
организация всестороннего обеспечения выполняемых задач местной обороны;
контроль за проведением мероприятий, направленных на повышение устойчивости работы (живучести) при проектировании новых, реконструкции и расширении действующих объектов;
создание (на потенциально опасных объектах) локальных систем оповещения;
обеспечение строительства, содержания и эксплуатации защитных сооружений;
организация рассредоточения личного состава объектов;
организация управления местной обороной гарнизонов и объектов;
организация взаимодействия с территориальными органами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий*(19);
организация подготовки руководящего состава, органов управления и сил по местной обороне, обучение гражданского персонала и населения военных городков способам защиты от опасностей, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях;
организация и контроль за проведением мероприятий по защите населения военных городков;
проверка состояния и готовности местной обороны.
475. На командующих войсками военных округов, флотами кроме обязанностей, изложенных в статье 474 настоящего Руководства, возлагается:
организация оповещения гарнизонов, объектов и военных городков об угрозе нападения противника, опасности радиоактивного, химического и бактериологического заражения, о введении высших степеней боевой готовности, начале рассредоточения, а также об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
контроль за включением объектов местной обороны в локальные системы оповещения потенциально опасных объектов народного хозяйства, расположенных на территории военного округа (в зоне флота);
организация обеспечения формирований местной обороны имуществом, а личного состава объектов и населения военных городков средствами индивидуальной защиты;
организация проведения инженерно-технических, противорадиационных, противохимических, противопожарных, лечебно-эвакуационных, противоэпидемических, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий;
организация подготовки руководящего состава местной обороны на окружных (флотских) сборах и курсах территориальных органов гражданской обороны;
организация обеспечения питанием, питьевой водой и предметами первой необходимости личного состава и населения, задействованных на решении задач местной обороны.
476. Начальник гарнизона отвечает за организацию и выполнение задач местной обороны на объектах гарнизона.
Он обязан:
разрабатывать и представлять на утверждение командующему войсками военного округа (флотом) план местной обороны гарнизона;
организовывать взаимодействие с территориальными органами гражданской обороны и воинскими частями при выполнении задач местной обороны;
создавать и лично руководить подготовкой и работой штаба местной обороны гарнизона;
организовывать оповещение объектов и населения военных городков об угрозе нападения противника, опасности радиоактивного, химического и бактериологического заражения, о введении степеней боевой готовности, начале рассредоточения и эвакуации, а также об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
организовывать проведение инженерно-технических, противорадиационных, противохимических, противопожарных, лечебно-эвакуационных, противоэпидемических, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в гарнизоне;
организовывать проведение мероприятий по рассредоточению личного состава;
контролировать правильность эксплуатации защитных сооружений;
организовывать защиту населения военных городков;
составлять перечень учреждений местной обороны гарнизона;
руководить проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организовывать обеспечение питанием, питьевой водой и предметами первой необходимости личного состава объектов и населения военных городков, задействованных при выполнении задач местной обороны;
организовывать и лично участвовать в подготовке руководящего состава, органов управления и сил местной обороны, обучении гражданского персонала и населения военных городков способам защиты от опасностей, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях;
организовывать размещение и оказание медицинской помощи пострадавшим;
представлять отчеты и донесения о состоянии местной обороны в соответствии с табелем срочных донесений;
организовывать проверки состояния местной обороны объектов гарнизона.
477. Начальник объекта отвечает за подготовку объекта к местной обороне и осуществляет повседневное руководство и управление местной обороной на объекте.
Он обязан:
разрабатывать и представлять на утверждение план местной обороны объекта;
обеспечивать своевременное оповещение личного состава объекта и населения военного городка об угрозе нападения противника, радиоактивного, химического, бактериологического заражения, а также об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
создавать (на потенциально опасных объектах) и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения;
создавать и поддерживать в постоянной готовности штаб и формирования местной обороны объекта, лично руководить работой штаба;
создавать на объекте учреждения местной обороны, осуществлять контроль за их укомплектованностью личным составом, оснащением соответствующими средствами и готовностью к развертыванию;
организовывать подготовку штаба и формирования по местной обороне, обучение гражданского персонала, не вошедшего в формирование, и населения военного городка способам защиты от опасностей, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях;
организовывать проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования (живучести) объекта;
планировать и организовывать строительство защитных сооружений, обеспечивать постоянную готовность защитных сооружений к приему укрываемых;
организовывать обеспечение личного состава объекта и населения военного городка средствами индивидуальной защиты, осуществлять контроль за их хранением и определять порядок их выдачи;
организовывать обеспечение личного состава объекта медикаментами, продовольствием и водой при размещении его в защитных сооружениях;
организовывать рассредоточение (вывод) личного состава объекта и населения военного городка в загородную (безопасную) зону;
организовывать проведение на объекте инженерно-технических, противохимических, противопожарных, лечебно-эвакуационных, противоэпидемических, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий;
организовывать подготовку объекта к переводу на особый режим работы в военное время и безаварийному прекращению производственной деятельности при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
организовывать выполнение мероприятий по светомаскировке;
организовывать контроль за радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением территорий объекта и военного городка, дозиметрический контроль личного состава и населения военного городка;
лично руководить проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организовывать взаимодействие с воинскими частями гарнизона и территориальными органами гражданской обороны;
представлять отчеты и донесения о состоянии местной обороны в соответствии с табелем срочных донесений.
478. Командир воинской части, имеющий в своем ведении военный городок, отвечает за обеспечение защиты населения от опасностей, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях.
Он обязан:
разрабатывать и представлять на утверждение план защиты населения военного городка;
обеспечивать своевременное оповещение населения военного городка об угрозе нападения противника, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, а также об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
организовывать обучение неработающего населения военного городка способам защиты от опасностей, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях;
создать консультационный пункт на территории военного городка;
планировать и организовывать строительство защитных сооружений для населения военного городка. Обеспечивать постоянную готовность защитных сооружений к приему укрываемых;
организовывать вывод неработающего населения военных городков в безопасную зону;
организовывать обеспечение неработающего населения военного городка средствами индивидуальной защиты, осуществлять контроль за их хранением и определять порядок их выдачи в установленные сроки;
организовывать контроль за радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением территории военного городка, дозиметрический контроль населения военного городка;
организовывать выполнение мероприятий по светомаскировке;
принимать решения и руководить проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ, организовывать взаимодействие с воинскими частями гарнизона и территориальными органами гражданской обороны;
назначить должностное лицо для исполнения перечисленных обязанностей в случае убытия воинской части из пункта постоянной дислокации по готовности;
представлять отчеты и донесения о состоянии защиты населения военного городка в соответствии с табелем срочных донесений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.