Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава XI
Уход, сбережение и размещение пожарного оборудования
А. Основные положения
396. Правильная эксплуатация пожарного и спасательного оборудования обеспечивает:
безотказность в работе пожарной техники, установок, приборов и аппаратов пожаротушения, специального снаряжения и оборудования, состоящих на вооружении подразделений противопожарной защиты и спасательных работ, а также находящихся на объектах воинских частей (гарнизонов);
сохранность и долговечность техники и оборудования.
397. Ответственность за правильную эксплуатацию пожарной техники, оборудования и средств спасания несут:
в команде (расчете) противопожарной защиты и спасательных работ - начальник команды (расчета);
в подразделениях, службах, на объектах, на технике - командиры подразделений, начальники служб, мастерских, цехов, клубов, лабораторий и других объектов.
398. При эксплуатации пожарных автомобилей (мотопомп), приборов и аппаратов пожаротушения должны строго выполняться инструкции по их эксплуатации.
Списание пожарного оборудования, пришедшего в негодность вследствие истечения сроков службы, порчи на пожаре или от стихийных бедствий, производится на общих основаниях со списанием другого военного имущества, но при обязательном участии в работе комиссии начальника службы противопожарной защиты и спасательных работ воинской части.
За утерю, порчу или приведение пожарного оборудования в негодность виновные привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности согласно действующим положениям.
Все пожарное оборудование, находящееся в воинской части, закрепляется за подразделениями, а в последних - за помещениями и включается в опись хранимого имущества.
Все виды ремонта пожарного оборудования и текущий ремонт пожарной техники производятся воинскими частями своими силами.
399. Измерительные приборы, установленные на пожарном оборудовании, должны ежегодно подвергаться проверке и испытанию в лабораториях метрологической службы.
400. Пожарные рукава, огнетушители, а также другое оборудование и снаряжение команд (расчетов), применение которых связано с необходимостью соблюдать меры безопасности (лестницы, спасательные веревки, пожарные пояса и карабины), должны подвергаться периодическим испытаниям в соответствии с требованиями настоящего Руководства.
В. Эксплуатация средств пожаротушения
Эксплуатация огнетушителей
Общие требования
409. Огнетушители должны постоянно содержаться в исправном состояний и быть готовыми к действию.
Каждому огнетушителю при вводе в эксплуатацию присваивается порядковый номер, который наносится белой краской на корпус огнетушителя. На ручных пенных огнетушителях номер ставится со стороны спрыска на 10 мм выше ранта, на других видах огнетушителей - на 10 мм ниже трафарета. Высота цифр 50 мм. Толщина линии 3 мм.
Под этими номерами учитывается техническое состояние огнетушителей в штатном противопожарном подразделении.
Учет технического состояния огнетушителей (зарядка, испытание) ведется в книге учета технического состояния пожарного оборудования, инструмента и снаряжения команды, расчета согласно приложению N 19 к настоящему Руководству. Все огнетушители не реже одного раза в неделю должны быть осмотрены.
При осмотре проверяются: исправность корпуса и арматуры, целость пломбы, надежность подвески огнетушителя, наличие к нему свободного доступа.
Для контроля за постоянной готовностью огнетушителя к действию и наличием в нем заряда каждый огнетушитель независимо от типа должен быть опломбирован и иметь бирку с датой зарядки.
Пенные огнетушители
410. Корпуса пенных огнетушителей ежегодно проверяются на прочность гидравлическим давлением 20 кгс/см2 (2 МПа).
Качество зарядов огнетушителей проверяется в сроки, установленные инструкциями заводов-изготовителей и настоящим Руководством, но не реже одного раза в год.
Пенные огнетушители обеспечиваются металлической шпилькой для прочистки спрыска при его засорении, которая подвешивается к ручке корпуса огнетушителя.
Для обеспечения сохранности и безотказности работы пенных огнетушителей в зимних условиях необходимо:
огнетушители, размещенные на территории вне зданий и в неотапливаемых помещениях, перенести в ближайшие отапливаемые помещения, местонахождение их обозначить указателями "Здесь огнетушители";
в местностях с теплым и умеренным климатом допускается хранить огнетушители в специальных тепляках, заглубленных в землю и утепленных соломенными матами, сухими опилками и другими материалами.
При понижении температуры воздуха ниже -10°С состояние огнетушителей периодически проверяется.
Углекислотные огнетушители
411. Перед размещением углекислотных переносных огнетушителей по объектам необходимо их взвесить для определения сохранности массы заряда. Повторные контрольные взвешивания производить не реже одного раза в год и при повреждениях пломбы. Полученную массу сличать с массой огнетушителя (без раструба), указанной на вентиле, и определять массу заряда.
При недостатке (утечке) углекислоты 10% и более от номинальной массы заряда огнетушители сдаются для подзарядки или перезарядки.
При хранении и эксплуатации передвижных огнетушителей масса заряда контролируется не реже одного раза в год и при повреждениях пломбы на весах с точностью до 0,1 кг, при этом утечка заряда из каждого баллона не должна превышать в течение двух лет 0,2 кг.
При эксплуатации углекислотной установки (ОУ-400) необходимо один раз в год проверять сжатым воздухом герметичность коммуникации и соединения коллектора, а также определять массу двуокиси углерода в баллонах. При утечке свыше 2 кг двуокиси углерода баллон следует зарядить, а при большей утечке заменить запорно-пусковое устройство баллона.
Корпуса углекислотных огнетушителей на специальных пунктах гостехнадзора подвергаются испытаниям не реже одного раза в пять лет гидравлическим давлением 225 кгс/см2 (22,5 МПа). Около горловины баллона выбиваются цифры с указанием даты проведенного и следующего испытаний. Эксплуатация огнетушителей с просроченными сроками службы баллона не допускается.
Углекислотные огнетушители, размещаемые вне зданий, должны быть защищены от атмосферных осадков и солнечных лучей.
Порошковые огнетушители
412. Заряженные огнетушители при хранении и транспортировке могут находиться как в вертикальном, так и в горизонтальном положениях. Корпуса порошковых огнетушителей ОПУ-5, ОПУ-10 подвергаются гидравлическому испытанию 20 кгс/см2 (2 МПа) на зарядных станциях не реже одного раза в два года.
К зарядке порошковых огнетушителей допускаются лица, имеющие доступ к работам с сосудами, находящимися под давлением. Все работы по зарядке огнетушителей должны выполнять два человека в специальной одежде и индивидуальных средствах защиты (респиратор, очки, хлопчатобумажные перчатки, головной убор).
При эксплуатации порошковых огнетушителей не допускаются:
хранение вблизи нагревательных приборов;
попадание на огнетушитель атмосферных осадков, прямых солнечных лучей, воздействия агрессивных сред, влаги;
нанесение ударов по корпусу и по баллону со сжатым газом.
Воздушно-пенные огнетушители
413. Для проверки кратности пены у воздушно-пенных огнетушителей берут 100 см3 водного раствора пенообразователя (4 - 6%), заливают его в стеклянный цилиндр объемом не менее 1000 см3, взбалтывают вручную в течение 30 секунд и определяют объем пены. Кратность - отношение объема полученной пены к объему водного раствора пенообразователя - должна быть не менее 5. При меньшей кратности водный раствор пенообразователя заменяют новым.
Корпуса воздушно-пенных огнетушителей подвергаются испытаниям гидравлическим давлением для ОВП-5 - 20 кгс/см2 (2 МПа), ОПВ-10 - 25 кгс/см2 (2,5 МПа) по методике, изложенной для пенных огнетушителей, кроме ОВПУ-250, корпус которого испытывается один раз в шесть лет.
Хладоновые (аэрозольные) огнетушители
414. При эксплуатации хладоновых (аэрозольных) огнетушителей не допускаются их падение и установка вблизи источников нагревания. Давление в баллоне огнетушителя проверяется манометром, навертываемым через переходник на штуцер огнетушителя. При давлении ниже 0,6 МПа баллон дозаряжается рабочим газом. Корпуса хладоновых (аэрозольных) огнетушителей подвергаются испытаниям на специальных пунктах гостехнадзора не реже одного раза в три года гидравлическим давлением 25 кгс/см2 (2,5 МПа).
Эксплуатация зарядных станций
415. Эксплуатация зарядных станций должна проводиться в строгом соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.
К работе на зарядных станциях допускаются только специально назначенные лица, прошедшие подготовку, знающие устройство станций и порядок работы на них.
Помещение, где установлена зарядная станция, должно иметь достаточное освещение, предупредительные надписи и плакаты по технике безопасности. В зарядном помещении на видном месте вывешивается инструкция по технике безопасности и находятся два фильтрующих противогаза, постоянно подготовленных к работе.
Помещение зарядной станции должно быть оборудовано принудительной приточно-вытяжной вентиляцией с кратностью воздухообмена не менее 6. Заборное отверстие воздуховода вытяжной вентиляции должно находиться на высоте 0,3 м от уровня пола. В случае прекращения действия вытяжной вентиляции дальнейшая работа на станции должна быть прекращена.
Окна и двери помещения, где установлена зарядная станция, должны открываться наружу. Во время зарядки двери не должны быть запертыми на замки или запоры.
При внезапном выключении напряжения следует немедленно отключить станцию от электросети.
При аварийном прорыве углекислоты или других компонентов в помещение обслуживающему персоналу необходимо немедленно надеть противогазы, выключить подачу электроэнергии, закрыть все вентили и покинуть помещение.
При обрыве питающего трубопровода или срабатывании предохранительного клапана (мембраны) станции или предохранительной мембраны наполняемого огнетушителя немедленно прекратить подачу компонентов.
При обнаружении признаков отравления (головокружение, тошнота, головные боли) следует прекратить работу на станции и обратиться к врачу.
416. В процессе эксплуатации станции запрещается:
включать станцию в работу без заземления;
оставлять работающую станцию без присмотра;
превышать в системах трубопроводов и в наполняемых баллонах предельно допустимое давление;
прикасаться руками к движущимся механизмам и деталям;
заряжать огнетушители, у которых истек срок освидетельствования баллонов инспекцией гостехнадзора, заряжать баллоны, не имеющие установленного клейма или имеющие повреждения корпусов (коррозию, заметные изменения форм, повреждения резьбовой части запорного устройства и др.);
хранить жидкие огнетушащие компоненты (бромистый этил, хладон) в открытых сосудах, размещать огнетушители или воздушные баллоны вблизи приборов отопления.
Эксплуатация приборов воздушно-пенного тушения
417. При эксплуатации генераторов пены средней кратности и воздушно-пенных стволов необходимо:
тщательно промывать их водой после применения;
ежедневно при смене пожарного наряда осматривать генераторы и стволы, обращая особое внимание на состояние пакета сеток и центробежного распылителя, генератора.
418. Для безотказной работы пеносмесителей необходимо ежедневно проверять внешним осмотром исправность вентилей, дозирующих устройств и не допускать появления ржавчины.
После каждой работы пеносмеситель промывать водой, не допуская кристаллизации раствора пенообразователя в насадке, запорных и дозирующих устройствах.
419. Запасы пенообразователя хранить в закрытой таре при температуре не ниже +5°С (запрещается хранить пенообразователь в таре из-под нефтепродуктов).
Пенообразователь (кроме вывозимого на пожарных автомобилях) должен храниться вблизи тех сооружений и хранилищ, тушение которых при возникновении пожара производится воздушно-механической пеной в таре, доступной для забора пожарным автомобилем с помощью дополнительного шланга.
На пожарных автомобилях пенообразователь хранится в специальных баках. Качество пенообразователя проверяется один раз в год. Кратность пенообразователя можно также определить и с помощью генератора пены типа ГПС-600. При этом кратность пены должна быть не менее 70,0.
Эксплуатация внутренних пожарных кранов
420. Для обеспечения правильной эксплуатации внутренних пожарных кранов необходимо:
каждый кран оборудовать исправным рукавом с навязанными соединительными головками и стволом; рукав и ствол размещать в шкафчике под пломбой или в металлической корзине;
все оборудование пожарных кранов (рукав, стволы, головки) содержать в чистоте; рукав должен быть примкнутым к крану, а ствол - подсоединенным к рукаву;
над каждым пожарным краном должна быть надпись: "Пожарный кран N____" или "ПК N ____"; если кран находится в шкафчике, надпись делается на дверце шкафчика;
еженедельно проверять исправность пожарных кранов осмотром (без разъединения головок) и не реже двух раз в год (осень, весна) производить проверку действия крана с пуском воды, но при этом предварительно отсоединять рукав.
421. Для проверки кранов с пуском воды целесообразно применять специальную заглушку, соединенную с манометром, что позволит одновременно установить величину напора воды в пожарном кране.
Гидравлическое испытание рукавов внутренних пожарных кранов производить один раз в год.
После испытания рукава сматываются на новую складку, смещенную на угол 90° от старой.
Эксплуатация источников противопожарного водоснабжения
422. При эксплуатации пожарных гидрантов необходимо:
местонахождение гидрантов обозначать указательными знаками в соответствии с ГОСТом 12.301-81;
в летнее время один раз в два месяца и перед утеплением на зиму проверять с пуском воды;
проверять внешним осмотром один раз в неделю.
Результаты проверок гидрантов заносят в ведомость пожарного наряда; выявленные недостатки устраняют силами квартирно-эксплуатационной службы.
При температуре воздуха -15°С и ниже запрещается открывать крышки колодцев в целях проверки технического состояния гидрантов.
423. Для предохранения пожарных гидрантов от замерзания необходимо тщательно их проверить, а при необходимости отремонтировать, удалить из колодцев воду и утеплить.
Для утепления гидрантов применять торфяную крошку, мох, сухие древесные опилки, сено и т.п.
424. Гидранты утеплять следующим способом:
сделать в колодце гидранта на глубине 50-80 см дощатый настил, на который уложить утеплитель до верха стояка гидранта; в настиле предварительно вырезать отверстие размером 15x15 см и над ним установить такого же сечения дощатый футляр с крышкой, предназначенный для откачки воды из колодца;
при утеплении гидрантов ленинградского образца дощатый настил устраивать между стенками колодца и направляющим футляром гидранта, предварительно смазав солидолом или тавотом пазы горловины колодца.
Гидранты можно утеплять также путем устройства над ними деревянных футляров, засыпанных утеплителем.
Крышки гидрантов очищать от снега каждый раз после снегопада, а на проезжей части дорог - ежедневно.
425. Для предохранения пожарных водоемов от замерзания необходимо до наступления зимнего периода надежно утеплять их, руководствуясь следующим:
в нижней части горловины водоема установить одну плотно подогнанную крышку, над ней на расстоянии 25-50 см вторую (верхнюю), обитую снизу мешковиной; между крышками уложить мешок с утеплителем, крышки должны быть снабжены прочными ручками, а мешки с утеплителем перевязаны накрест веревкой для быстрого их изъятия из горловины;
при диаметре горловины более 80 см в нижней крышке вырезать отверстие для пропуска всасывающего рукава; над отверстием на распорках установить деревянный футляр с крышкой, не доходящей до верхней крышки на 20-25 см; пространство между футляром и стенками горловины засыпать утеплителем;
наружные открытые части водоема и горловины (не полностью углубленные в землю) покрыть слоем опилок толщиной не менее 30 см;
имеющиеся в водоемах вентиляционные трубы наглухо заделать и утеплить;
проверку водоемов производить не реже одного раза в неделю; при обнаружении на поверхности воды в водоеме ледяной корки разбить ее;
металлические цистерны, используемые для хранения пожарного запаса воды, зарывать в землю и утеплять.
426. Для быстрого использования в зимних условиях естественных водоемов необходимо:
в местах, наиболее удобных для установки пожарных автомобилей, устроить прорубь, в которую опустить деревянную бочку, бочка должна быть без течи и опущена дном на 20 см ниже льда; для устойчивости бочку обсыпать снегом, который, поливая водой, заморозить; бочку закрыть крышкой и сверху утеплить;
место нахождения проруби обозначается указателем.
Г. Эксплуатация пожарных рукавов и рукавного оборудования
Эксплуатация всасывающих рукавов
427. Всасывающие рукава предназначены для забора воды из различных водоисточников, они должны быть всегда исправными и не подвергаться сжатию при работе пожарного насоса на всасывание.
При эксплуатации всасывающих рукавов необходимо:
запасные рукава хранить в сухих проветриваемых помещениях и предохранять их от прямых солнечных лучей;
рукава укладывать прямолинейно на полках;
на пожарных автомобилях рукава размещать каждый в своем пенале;
предохранять рукава от попадания на них бензина, керосина, минеральных масел и других веществ, разрушающих резину, а также от механических повреждений;
при навязке соединительных головок на рукава обеспечивать плотное их прилегание к рукавам, исключающее возможность пропуска воздуха в рукавную линию при работе насоса на всасывание;
после каждого случая работы всасывающие рукава тщательно очищать от грязи, промывать и просушивать.
428. Всасывающие рукава испытывают только на разряжение, величина которого должна быть равной 80 кПа (602 мм рт. ст.). При этом падение разряжения в рукаве не должно превышать 13,3 кПа (100 мм рт. ст.) за 2,5 мин.
Отсутствие деформации и отслаивания на внутренней поверхности проверяют осмотром на свет рукава.
На наружной поверхности рукава не должно быть сплющиваний и изломов.
Напорно-всасывающие рукава, используемые для работы от гидранта, испытывают на разряжение и гидравлическое давление.
429. Ремонт всасывающих рукавов в зависимости от их состояния и степени повреждения выполняется силами противопожарных подразделений.
Ремонту подлежат рукава с наличием повреждений (проколы, обрыв проволочной спирали, смятие, местное гниение наружных слоев ткани и т.п.).
Не подлежат ремонту и списываются как негодные рукава с сильно поврежденной поверхностью (разрывы и отслаивание резины), с поломкой спирали.
Для ремонта всасывающих рукавов в противопожарном подразделении должны быть: резиновый клей, куски холста (мешковины), пропитанные вулканизированной резиной или резиновым клеем, и стальная проволока.
Эксплуатация напорных рукавов
430. Напорные рукава выполняются из льняных, хлопчатобумажных, синтетических волокон или из их смесей.
Для гидроизоляции внутреннюю поверхность рукавов покрывают слоем резины или латекса.
Прорезиненные рукава требуют тщательного контроля за их состоянием (учитывать возможность порчи слоя резины при длительной их эксплуатации и сушке).
Каждые шесть месяцев следует выполнять перекатку рукавов всех типов. Новая складка не должна проходить по старому шву.
431. В зависимости от величины допустимого гидравлического давления (прочности) рукава разделяются на четыре группы: облегченные, нормальные, усиленные и повышенной прочности.
Напорные рукава из синтетических нитей с гидроизоляционным внутренним или наружным защитным покрытием на группы прочности не подразделяются.
Каждая группа рукавов различается по цветным продольным нитям (просновкам) в ткани рукавов по всей их длине:
нормальный рукав имеет одну цветную просновку;
усиленный рукав - две цветные просновки на расстоянии 1 см одна от другой;
рукав повышенной прочности - три просновки различной расцветки;
облегченный рукав цветных просновок не имеет.
В пожарных командах рукава всех групп в зависимости от технического состояния (степени износа) разделяются на две основные категории - боевые и учебные.
Боевые рукава находятся на пожарных автомобилях, мотопомпах, ручных насосах, пожарных кранах и в резерве.
Учебные рукава используются для учебных и хозяйственных целей.
432. При эксплуатации рукавов необходимо:
новые рукава, поступившие в пожарную команду, для удобства применения нарезать длиной по 20 м, а рукава, предназначенные для внутренних пожарных кранов в зданиях, нарезать длиной 10 и 20 м, в зависимости от размеров помещений;
навязку соединительных головок на рукава производить на специальном станке, который должен быть в каждом противопожарном подразделении;
для навязки соединительных головок на рукава применять медную или отожженную стальную проволоку диаметром 1,5-2 мм; для большей прочности соединения рукава с головкой втулку головки перед навязкой смазывать суриком или другими густотертыми красками на масляной основе;
резервные рукава хранить в одинарной неплотной скатке на специальных стеллажах или в шкафах с отдельными ячейками для каждого рукава;
все рукава, входящие в комплект специального оборудования пожарных автомобилей и мотопомп (резервные и учебные), содержать исправными, чистыми и сухими;
предохранять рукава от механических повреждений и порчи едкими веществами.
433. На пожарных автомобилях напорные рукава должны быть в двойных скатках (пачках) в ящиках автомобилей.
Количество рукавов "А" и "Б" на пожарных автомобилях и мотопомпах определяется нормами комплектации заводов-изготовителей и настоящего Руководства.
Пожарные рукава после начала эксплуатации ежегодно испытывать на прочность гидравлическим давлением.
Испытание рукавов гидравлическим давлением производить с учетом:
типа рукавов (прорезиненные, латексированные, льняные);
группы рукавов по прочности (облегченные, нормальные, усиленные, повышенной прочности).
434. Испытание льняных рукавов производить:
облегченных (льняной пряжи) диаметром 51 мм - на 8 ати (0,8 МПа);
нормальных (льняной пряжи) всех диаметров - на 15 ати (1,5 МПа);
усиленных всех диаметров - на 20 ати (2,0 МПа).
Испытание прорезиненных и латексированных рукавов всех диаметров производить:
а) прорезиненных:
нормальных - на 15 ати (1,5 МПа);
усиленных - на 18 ати (1,8 МПа);
повышенной прочности - на 20 ати (2,0 МПа);
б) латексированных - на 20 ати (2,0 МПа).
435. Испытание рукавов производить пожарным насосом или гидравлическим прессом следующим способом:
испытываемый рукав присоединить одним концом к насосу (гидравлическому прессу), снабженному контрольным манометром, а другим концом к заглушке с воздушным клапаном (краном); при отсутствии заглушки с воздушным клапаном применять перекрывной ствол;
для удаления воздуха рукав медленно наполнить водой, при этом кран на заглушке (стволе) должен быть открыт до полного выхода воздуха;
после выпуска воздуха закрыть кран на заглушке (стволе), повысить давление до 2/3 ати (0,06 МПа) в течение 3 минут;
постепенно поднимать давление (в течение 2 минут) до величины, на 25% менее указанной в статье 434 настоящего Руководства, и держать под этим давлением рукав 2 минуты (при этом рукав не должен пропускать воду в виде свищей, а давление не должно падать более чем на 1 ати (0,1 МПа) в течение 2 минут испытания);
после двухминутного испытания давление снизить до нуля, затем медленно в течение 3 минут (при испытании гидравлическим прессом в течение 5 минут) вновь поднять давление до предельной величины, указанной в статье 434 настоящего Руководства, и держать рукав под давлением еще 3 минуты, после чего испытание считать законченным;
записать результаты испытания в книгу учета технического состояния пожарного инструмента, оборудования и снаряжения.
436. Температура при сушке льняных рукавов не должна превышать +60°С, для прорезиненных +35°С.
Запрещается сушить рукава на батареях центрального отопления, отопительных и производственных печах.
Рукава во время сушки на открытом воздухе (особенно прорезиненные) не должны подвергаться действию прямых солнечных лучей.
437. Ремонт рукавов, имеющих повреждения (свищи, разрыв ткани), производить в зависимости от вида повреждения:
металлическими заклепками;
наложением заплат на специальном клее;
вулканизацией;
надеванием на поврежденное место подвижной муфты из куска старого рукава такого же диаметра.
При разрыве рукава возле соединительной головки вырезать поврежденный участок и навязать головку.
Ремонт рукавов заклепками разрешается производить при наличии небольших свищей размером не более 1-2 мм.
438. При ремонте рукавов специальным клеем необходимо:
очистить рукав вокруг разрыва от грязи и пыли и намазать клеем; после того, как клей впитается в ткань рукава, намазать вторично;
вырезать из холста, тонкой парусины или коленкора заплату размером на 20-30 мм больше разрыва, пропитав се клеем;
когда клей на рукаве подсохнет, место разрыва заштопать суровой ниткой, проколотить деревянным молотком, залить слоем клея и просушить в течение 20-30 минут;
вырезанную заплату вторично густо намазать клеем и сразу же положить на ремонтируемое место, прижать и загладить;
просушить отремонтированный рукав при комнатной температуре, после чего испытать его на гидравлическое давление.
439. Для ремонта прорезиненных рукавов вулканизацией необходимо:
очистить рукав вокруг разрыва от грязи (пыли) и металлической щеткой придать ткани шероховатую поверхность;
место разрыва тщательно заштопать суровой ниткой и разровнять шов ударами деревянного молотка;
вырезать из тонкого чистого брезента заплату (с закругленными краями) размером, превышающим место разрыва на 20-25 мм с каждой стороны;
вырезать из сырой резины кусок, по размеру меньший на 5 мм во все стороны, чем заплата из брезента, и тщательно промыть с обеих сторон в бензине;
ремонтируемое место рукава и заплату из брезента густо намазать резиновым клеем 3-4 раза, давая каждый раз клею просохнуть;
резиновую заплату с одной стороны намазать клеем и после просыхания наложить заплату из брезента и, когда клей просохнет, наложить ее на ремонтируемое место рукава;
заплату из брезента и резины покрыть бумагой и прижимать горячим утюгом до тех пор, пока из-под заплаты не появится расплавленная резина; после этого утюг и бумагу снять и на их место поставить груз весом до 4 кг на срок до 24 часов;
отремонтированный рукав испытать на гидравлическое давление.
Ремонт рукавов надеванием на поврежденное место подвижной муфты производить при отсутствии возможности ремонтировать их вулканизацией или наложением заплат.
440. Каждый рукав, поступающий в эксплуатацию после навязки соединительной головки и гидравлического испытания, маркируется несмываемой краской.
Маркирование производится с помощью трафарета на удалении 1 м от каждой соединительной головки.
В маркировке указываются порядковый номер, длина рукава и номер пожарной команды (расчета).
Рукава, износившиеся и не пригодные для применения на пожарах, переводятся из боевых в учебные.
Обучение и тренировка личного состава пожарной команды с боевыми рукавами запрещаются.
Для различия напорных рукавов, состоящих на вооружении пожарной команды, наружная поверхность бортика соединительных рукавных головок на учебных рукавах должна быть окрашена в голубой цвет.
441. При содержании напорных рукавов в зимних условиях необходимо:
влажные рукава немедленно заменить сухими, а сырые просушить;
замерзшие рукава после доставки с пожара в здание пожарной команды предварительно оттаивать и лишь после этого раскатывать, чистить и просушивать;
при хранении рукавов в неотапливаемых помещениях систематически контролировать состояние прокладок; затвердевшие прокладки заменить.
Эксплуатация рукавных соединительных головок
442. Для обеспечения плотного, безотказного и быстрого смыкания соединительных головок при прокладке рукавных линий необходимо:
предохранять головки от удара и загрязнения, а также постоянно следить за наличием и исправностью уплотняющих резиновых колец;
выступающие поверхности резиновых уплотнительных колец во избежание их слипания между собой (когда головки сомкнуты) натирать мелом.
Для обеспечения перехода с одного диаметра или одного типа рукавных соединений на другой должны быть переходные головки.
Эксплуатация пожарных колонок
443. При эксплуатации колонки необходимо:
ежедневно проверять наличие и исправность прокладок;
не бросать колонку на землю и на твердые предметы, не ставить ее в грязь, песок и снег;
не навертывать колонку на пожарный гидрант в наклонном положении, так как это может привести к порче резьбы на колонке и гидранте;
не применять тяжелые предметы для ударов по ручкам и корпусу колонки при задержках в снятии колонки с гидранта;
не оставлять колонку грязной после применения.
На пожарных автомобилях колонки крепятся специальными зажимами, обеспечивающими быстрое и удобное их снятие.
Эксплуатация пожарных стволов и разветвлений
444. При эксплуатации пожарных стволов и разветвлений необходимо:
предохранять стволы и разветвления от механических повреждений;
при смене пожарных нарядов постоянно следить за наличием и состоянием прокладок.
Д. Эксплуатация ручных пожарных лестниц
445. При эксплуатации ручных пожарных лестниц (трехколенной лестницы, лестниц - палки и штурмовки) необходимо:
хранить их в сухих помещениях в стороне от приборов отопления и не оставлять под действием солнечных лучей во избежание рассыхания лестниц и снижения упругости тетив;
на пожарных автомобилях лестницы укладывать так, чтобы их тетивы при движении автомобилей не могли быть повреждены;
хранить лестницы в собранном виде, не допуская перекосов и нагрузок на тетивы и ступени;
постоянно следить за исправным состоянием лестниц (предупреждать появление ржавчины на металлических деталях или плесени на древесине);
при применении лестниц устанавливать их под углом к горизонту менее 75° и не допускать отклонения от вертикали; не разрешать резко опускать колена выдвижных лестниц и перегружать их;
после применения лестниц тщательно их осмотреть, протереть сухой тряпкой, а подвижные и трущиеся части смазать.
Все пожарные лестницы один раз в год должны подвергаться испытанию на прочность в рабочем положении.
446. Испытание лестниц на прочность проводить в следующем порядке:
установить лестницу (трехколенную лестницу, лестницу-палку) на твердом грунте, прислонив к стене с уклоном в 75°, и каждое колено нагрузить посредине на обе тетивы грузом 100 кг (для лестницы-палки 120 кг) на 2 минуты;
среднее колено трехколенной лестницы нагрузить посредине на обе тетивы грузом 200 кг на 2 минуты;
штурмовую лестницу подвесить свободно за конец крюка и на обе тетивы (на высоте второй ступеньки снизу) нагрузить грузом по 180 кг на 2 минуты;
для испытания ступеней одну из них подвергнуть (посредине) нагрузке 200 кг на 2 минуты (лестницы-палки 120 кг); в штурмовой лестнице, подвешенной за крюк, испытать одну из ступеней, не имеющей металлических креплений, нагрузкой 200 кг на 2 минуты, приложенной к середине ступени.
При снятии груза после испытаний в лестницах и их деталях не должно быть повреждений или остаточного прогиба. Выдвижные лестницы должны свободно подниматься и опускаться, лестница-палка свободно раздвигаться, легко и плотно складываться.
447. При замене деталей применять материалы, соответствующие техническим условиям на изготовление лестниц. После каждого ремонта с заменой деталей лестницу подвергать испытаниям, как указано в предыдущей статье.
Е. Пожарные автомобили и мотопомпы
448. Боевая готовность пожарного автомобиля (мотопомпы) определяется технически исправным состоянием их узлов, систем и агрегатов, полной заправкой горюче-смазочными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованностью пожарно-техническим оборудованием и инструментом.
449. При эксплуатации пожарных автомобилей (мотопомп) всех типов необходимо:
для обслуживания назначить квалифицированных водителей (мотористов), хорошо знающих устройство автомобиля (мотопомпы) и правила их эксплуатации;
при смене пожарных нарядов проверять пожарные автомобили (мотопомпы) осмотром и опробованием двигателей и насосов;
содержать автомобили (мотопомпы) в исправном состоянии и постоянной готовности к действиям;
автомобили (мотопомпы) в зимнее время размещать в зданиях пожарных депо (отапливаемых помещениях).
450. Порядок эксплуатации и технического обслуживания пожарных автомобилей (мотопомп) всех типов предусмотрены инструкциями по их эксплуатации.
451. Техническое обслуживание N 1 и 2 пожарных автомобилей проводится в соответствии с Наставлением по автомобильной службе*(12) так же, как и для машин боевой и строевой групп.
Начальник команды (расчета) не реже двух раз в месяц обязан проверять техническое состояние пожарных автомобилей (мотопомп) и укомплектованность их пожарным оборудованием.
Проверку технического состояния пожарных автомобилей (мотопомп) планировать в парково-хозяйственные дни, проводимые в воинской части.
Проверка технического состояния пожарных автомобилей, состоящих в боевом расчете и находящихся в резерве, производится поочередно в разное время начальником команды (расчета) совместно с представителями автомобильной службы воинской части.
Выявленные в процессе проверки неисправности и недостатки в обслуживании автомобилей немедленно устраняются.
452. Личный состав боевого расчета под руководством командира отделения по возвращении с пожара (учения) обязан:
проверить состояние и исправность пожарного оборудования;
вымыть кузов автомобиля (мотопомпы) и протереть шасси;
укомплектовать автомобиль (мотопомпу) сухими исправными рукавами;
вымыть и просушить боевую одежду и снаряжение.
453. Запрещается выполнять техническое обслуживание автомобиля при работающем двигателе, за исключением случаев регулировки двигателя и проверки тормозов. Регулировку двигателя автомобиля производить при включенном ручном тормозе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.