Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы труда и занятости в автономном округе
Ситуация на рынке труда автономного округа
Ситуация на рынке труда автономного округа в течение 2010 - 2012 годов свидетельствует о положительных тенденциях.
По данным обследования населения по проблемам занятости среднегодовая численность занятых в экономике автономного округа составила в 2010 году - 847,0 тыс. чел., в 2011 году - 846,7 тыс. чел., в 2012 году - 862,9 тыс. чел. В 2011 году по сравнению с 2010 годом численность занятых практичеси# не изменилась, в 2012 году по отношению к предыдущему году число занятых выросло на 16,2 тыс. человек, или на 1,9 %.
Численность безработных по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) (в среднем за год) в рассматриваемый период имеет тенденции к снижению: 2010 год - 68,6 тыс. человек, 2011 год - 56,9 тыс. человек, 2012 год - 49,9 тыс. человек.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом число безработных по МОТ снизилось на 11,7 тыс. человек или на 17,1 %, в 2012 году по сравнению с 2011 годом снижение составило 7,0 тыс. человек, или 12,3 %. Соответственно снизился уровень безработицы по МОТ и составил в среднем за 2012 год 5,5 % (2010 год - 7,5 %, 2011 год - 6,3 %).
Ситуация на регистрируемом рынке труда автономного округа в 2012 году также сохраняла позитивную динамику и характеризовалась снижением: численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, численности официально зарегистрированных безработных, уровня регистрируемой безработицы, напряженности на рынке труда автономного округа.
Снижение численности граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, свидетельствует о снижении напряженности на рынке труда автономного округа, в 2012 году их число составило 49,6 тыс. человек и снизилось с предыдущим годом в 1,2 раза (2011 год - 60,1 тыс. человек). Доля граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, в общей численности экономически активного населения автономного округа снизилась в 2012 году до 5,5 %, что также подтверждает стабилизацию ситуации на рынке труда автономного округа (в 2011 году - 6,6 %).
Признаны безработными 17,3 тыс. человек, что на 30,8 % меньше аналогичного показателя 2011 года (2011 год - 25,0 тыс. человек).
По состоянию на 31 декабря 2012 года (по сравнению с 1 январем 2012 года):
численность зарегистрированных безработных снизилась на 34,1 % и составила 5274 человека (на 1 января 2012 года - 7998 человек);
уровень регистрируемой безработицы снизился на 0,29 процентных пункта и составил 0,58 % (на 1 января 2012 года - 0,87 %);
коэффициент напряженности по числу незанятых граждан на одну заявленную вакансию снизился до 0,4 (на 1 января 2012 года - 0,5);
спрос работодателей на рабочую силу снизился на 6,8 %, но при этом остается высоким и составляет 20,6 тыс. свободных рабочих мест, что превышает число безработных в 4 раза (на 1 января 2012 года - 22,1 тыс. единиц).
В 2013 году положительные тенденции на рынке труда автономного округа сохраняются. Об этом свидетельствует увеличение численности экономически активного населения и занятого населения, снижение безработных и уровня безработицы по МОТ, снижение основных показателей регистрируемого рынка труда.
По данным обследования населения по проблемам занятости численность занятых в экономике в среднем за март-май 2013 года увеличилась на 7,1 тыс. человек и составила 857,3 тыс. человек, число безработных по МОТ снизилось на 8,2 тыс. человек и составило 44,8 тыс. человек (март-май 2012 года - 850,2 тыс. человек и 53,0 тыс. человек соответственно). Уровень безработицы по МОТ снизился с 5,9 % за март - май 2012 года до 5,0 % за март - май 2013 года.
По оперативным данным на 1 июля 2013 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения автономного округа, составила 4249 человек, по сравнению с началом 2013 года их число снизилось на 19,4 %, уровень регистрируемой безработицы снизился до 0,47 %. Количество заявленных работодателями вакансий выросло на 5,2 % и составило 21690 единиц, коэффициент напряженности составил 0,3 незанятых на 1 вакансию.
Развитие экономики автономного округа сопровождается ростом потребности работодателей в рабочей силе, повышением качества предлагаемых вакантных рабочих мест (с более высоким уровнем зарплаты и условий труда). В 2012 году совокупный спрос на рабочую силу увеличился на 1,7 % и составил 126631 свободное рабочее место (2011 год - 124519 вакансий).
Отраслевая структура заявленной потребности в 2012 году по сравнению
с 2011 годом изменилась в сторону увеличения в сферах: операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, здравоохранение, производство и распределение электроэнергии, газа и воды; в сторону уменьшения потребности в сферах: строительство, образование, предоставление коммунальных и социальных услуг, обрабатывающие производства.
По категориям персонала (квалифицированные (неквалифицированные) рабочие/служащие) структура кадровой потребности организаций автономного округа сложилась в следующих пропорциях:
54,0 % (или 68335 рабочих мест) составляли вакансии по профессиям квалифицированных рабочих (2011 год - 49,4 %);
26,9 % (или 34080 рабочих мест) - вакансии по неквалифицированным рабочим местам (2011 год - 30,2 %);
19,1 % (или 24216 рабочих мест) - вакансии по должностям служащих (2011 год - 20,4 %).
По сравнению с предыдущим годом доля вакансий для замещения квалифицированных рабочих профессий увеличилась на 4,6 %, доли вакансий по неквалифицированным рабочим и должностям служащих снизились на 3,3 % и 1,3 % соответственно. Увеличение доли вакансий по квалифицированным рабочим профессиям свидетельствует об оживлении производственной сферы в экономике автономного округа.
В 2012 году сохраняется несоответствие спроса и предложения рабочей силы, наблюдаемое в предыдущие года, которое заключается как в территориальном, так и в профессионально-квалификационном дисбалансе спроса и предложения рабочей силы.
Профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы выражается с одной стороны в недостатке квалифицированных кадров, с другой - в их переизбытке. Недостаток квалифицированных кадров наблюдался как в производственных, так и в непроизводственных отраслях. В производственных отраслях дефицит квалифицированных кадров наблюдался в строительстве, нефтедобыче, электроэнергетике, в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование.
При содействии органов службы занятости населения трудоустроено 29,6 тыс. человек или 59,7 % от числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (2011 год - 33,7 тыс. человек или 56,2 %), удельный вес трудоустроенных в 2012 году на 3,5 % больше, чем он был в 2011 году.
В автономном округе с 1995 года начали разрабатываться и реализовываться программы содействия занятости населения, став эффективным инструментарием для позитивного воздействия на регистрируемый рынок труда.
В соответствии с меняющимися условиями и ситуацией на рынке труда устанавливались цели, задачи программ, определялись их мероприятия.
Реализация мероприятий программы содействия занятости населения является одним из методов стабилизации ситуации на рынке труда муниципальных образований автономного округа, особенно в монотерриториях.
Организация временных работ для категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и организация общественных работ позволяют практически круглый год создавать условия для временной занятости в муниципальных образованиях автономного округа для отдельных категорий граждан, не имеющих определенного уровня профессиональной подготовки.
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время способствует профилактике правонарушений, приобретению подростками навыков трудовой деятельности и взаимоотношений в коллективе.
Еще одна проблема - трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Наличие опыта работы по специальности является в настоящее время практически обязательным требованием работодателей к претендентам на рабочие места. Его отсутствие, зачастую, затрудняет трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
В органы службы занятости населения автономного округа ежегодно за содействием в поиске работы обращаются порядка 2,5 тысяч выпускников, среди которых риск быть нетрудоустроенными ежегодно имеют порядка 9 - 10 % или 200 - 250 человек. Стимулирование работодателя к созданию рабочего места для выпускника является взаимовыгодным сотрудничеством выпускника (получение необходимого для профессиональной деятельности опыта), так и работодателя (возможность получить специалиста с минимальным количеством затрат).
Ежегодно в органы службы занятости населения автономного округа обращаются порядка 2,1 тысяч лиц с ограниченными возможностями. Показатели трудоустройства данной категории граждан ниже, чем остальных категорий населения, так как при организации рабочих мест необходимо создавать определенные условия для осуществления трудовой деятельности лиц данной категории. Необходимы мероприятия по созданию таких условий и стимулированию работодателей к созданию рабочих мест для инвалидов.
Благодаря увеличению охвата безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, услугами профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, за последние 3 года доля безработных граждан, не имеющих профессионального образования, сохраняется на одном уровне и составляет 44 %. Вместе с тем доля безработных граждан, состоящих на учете, без профессионального образования значительна, особенно в сельской местности и районах автономного округа.
Немаловажной проблемой является трудоустройство лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и лиц, осужденных к исполнению наказания в виде лишения свободы.
За время отбывания наказания осужденные утрачивают социально полезные связи, не готовы решать проблемы в изменившемся обществе.
Обозначенные проблемы и направления для их решения являются частью мероприятий, включенных в Программу.
Характеристика текущего состояния условий и охраны труда
Неблагоприятные условия труда являются причиной высокого уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Ежегодно в автономном округе получают травмы на производстве более 500 человек, регистрируется более 130 случаев профессиональных заболеваний, более 100 человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья и профзаболевания.
Число работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам в организациях автономного округа увеличилось с 15,6 % в 1999 году до 29,8 % в 2012 году. Количество работников пользующихся различными льготами за работу в неблагоприятных условиях труда, составляет более 200 тыс. человек. Ежегодно в автономном округе порядка 3 тыс. человек уходят на пенсию, досрочно назначаемую за работу в тяжелых и вредных условиях труда.
Состояние охраны труда на большинстве промышленных организаций, количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда объективно создают ситуацию, когда с ростом промышленного производства будут соответственно расти показатели производственного травматизма и количество несчастных случаев на производстве. Ситуация усугубляется тем, что некогда единая система государственного управления охраной труда, эффективно работавшая в советские годы, сейчас представляет собой лишь отдельные бессистемные фрагменты, уцелевшие в тех организациях, которые сохранили прежнюю систему охраны труда, поскольку за годы либерализации экономики и изменения структуры собственности новой эффективно работающей системы не создано. Есть лишь отдельные образцы международных стандартов охраны труда и управления профессиональными рисками, локально создаваемые современным менеджментом в рамках корпоративной социальной ответственности на ряде ведущих организаций автономного округа, ориентированных на мировой уровень ведения бизнеса. Этот опыт требует систематизации и широкого внедрения.
Основной принцип действующей в настоящее время системы социального страхования состоит в том, что риск, связанный с необходимостью предоставления возмещения по несчастным случаям на производстве, несет страховщик. Компенсация предоставляется по факту трудового увечья, производственной травмы пострадавшего работника, а не по причине наличия виновного. Такая схема приводит к отсутствию экономической заинтересованности сторон социально-трудовых отношений в проведении профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда, охрану здоровья и социальную защиту работников.
Между тем за годы индустриального развития Российской Федерации социально-демографическая ситуация существенно изменилась, основой трудовых ресурсов индустриально развитой экономии составляет промышленно-производственный персонал, профессионально-квалификационные требования к которому растут в связи с необходимостью обеспечения дальнейшего экономического развития и перехода страны на новый, постиндустриальный уровень. В ходе социально-экономических реформ и приватизации сформировался новый класс работодателей. Все это обуславливает новые требования к качеству рабочего места и условиям труда, поскольку восполнение выбытия рабочей силы по причине производственного травматизма и заболеваемости обходится все дороже. Экономические потери от отсутствия заболевшего работника на рабочем месте в масштабах страны исчисляются миллиардами рублей.
Одна из серьезных проблем в том, что действующая в настоящее время система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Анализ влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников в организациях практически не проводится; фиксируются лишь последствия, приведшие к несчастным случаям, а не причины их возникновения. Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев. Приоритетность компенсационных мер по возмещению вреда пострадавшим на производстве в ущерб превентивным мерам является причиной ситуации, когда обеспечение профилактических и защитных мероприятий по охране труда производится по остаточному принципу. Отсутствие механизмов правовой защиты здоровья работников на производстве и эффективных методов контроля и надзора привело не только к усилению тенденции сокрытия информации о неблагоприятных условиях труда и риске повреждений их здоровья, но и к допуску работников к профессиональной деятельности без учета, а порой и вопреки медицинским показаниям. Так, ежегодно в автономном округе более 100 человек погибают на производстве по причине общего заболевания, напрямую не связанного с производственной деятельностью.
Игнорирование работодателями требований охраны труда во многом связано с декларативным характером большинства норм трудового права. Так, законодательством Российской Федерации установлены права работников на безопасные условия труда и обязанность работодателя их обеспечивать, а также предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда. Вместе с тем административный ресурс контроля и надзора за исполнением указанных норм трудового права практически исчерпан: численность государственных инспекторов по охране труда позволяет обеспечить проведение плановых профилактических мероприятий по предупреждению страховых случаев в расчете на организацию не чаще, чем 1 раз в 32 года. При этом, даже несмотря на это, в результате проверок выявляется порядка 28 тыс. правонарушений в сфере охраны труда в организациях автономного округа. Средний размер штрафа, налагаемого на работодателей за нарушения законодательства об охране труда, составляет 3 - 4 тыс. руб., что не является стимулом для совершенствования работы в этой сфере. Кроме того, действующая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает определение четкого списка нарушений законодательства о труде и об охране труда с определением дифференцированных по характеру нарушений штрафных санкций.
На федеральном уровне разрушена отраслевая система управления охраной труда, то есть система, при которой за каждым отраслевым министерством были закреплены полномочия по управлению охраной труда в соответствующей отрасли.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не до конца урегулированным остался вопрос исполнения полномочий в области охраны труда, предусмотренных отраслевым законодательством, органами местного самоуправления муниципальных образований.
Между тем, эффективно управлять вопросами улучшения условий и охраны труда возможно лишь при условии создания единой системы управления на основе взаимодействия.
Принят Закон автономного округа от 27 мая 2011 года N 57-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по организации сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей и по обеспечению методического руководства работой служб охраны труда в организациях", в соответствии с которым предусмотрено включение органов местного самоуправления в системную работу по улучшению условий и охраны труда.
Неудовлетворительное состояние и опасные тенденции развития "человеческой составляющей" в системе производительных сил Российской Федерации стала проблемой национальной безопасности, т.к. представляет серьёзную угрозу самостоятельности страны. Здоровье работающего населения непосредственно связано с условиями труда, а также с эффективностью функционирования социально-трудовых отношений и социальных институтов, в первую очередь систем здравоохранения в сфере труда и социального страхования.
Более того, до тех пор, пока ситуация в этой области не изменится, нельзя говорить всерьез не только о решении наших демографических и гуманитарных проблем, но и о дальнейших возможностях экономического роста и увеличении валового внутреннего продукта.
Программно-целевой метод наиболее эффективен в осуществлении государственной политики в области охраны труда, увеличения продолжительности жизни и улучшения здоровья работающего населения, проживающего в автономном округе.
Реализация мероприятий подпрограммы III "Улучшение условий и охраны труда в автономном округе" направлена на достижение основных показателей обеспечения качества жизни населения автономного округа, а именно: на сохранение народонаселения и здоровья самой активной, репродуктивной части общества и, как следствие, увеличения показателей продолжительности жизни, увеличения валового регионального продукта на душу населения, снижения доли государственных расходов на социальную деятельность, снижения количества инвалидов.
Характеристика текущего состояния процессов временной трудовой миграции
В автономном округе наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы, которая заключается как в территориальном, так и в профессионально-квалификационном дисбалансе спроса и предложения рабочей силы.
В связи с этим осуществляется привлечение работников из-за пределов автономного округа, в том числе иностранных работников.
Основным механизмом регулирования рынка иностранной рабочей силы является квотирование. Оно позволяет ежегодно определять потребность автономного округа в иностранных работниках в зависимости от ситуации сложившейся на региональном рынке труда.
В 2013 году квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу для автономного округа составила 50665 разрешений (2012 год - 60545 разрешений).
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание на 2013 год составила 200 единиц (2012 год - 90 единиц).
В отношении иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, по запросам Управления федеральной миграционной службы России по автономному округу в 2012 году из 2173 обращений за заключением о привлечении и об использовании иностранных работников подготовлены заключения, содержащие решение о целесообразности привлечения и использования 1898 иностранных граждан и о нецелесообразности привлечения и использования 275 иностранных работников. Основная причина принятия решений о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников - наличие кандидатов из числа российских граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.