Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы защиты населения и территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от угроз природного и техногенного характера
Одной из приоритетных задач стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) на долгосрочную перспективу, утверждённой распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп, является совершенствование системы предупреждения и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В условиях сохранения высокого уровня угрозы техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для устойчивого социально-экономического развития автономного округа одним из важных элементов обеспечения безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов.
Обеспечение условий для безопасной жизнедеятельности населения автономного округа, минимизация материального ущерба и снижение случаев гибели людей вследствие чрезвычайных ситуаций являются важнейшими факторами для сохранения экономического потенциала округа и повышения качества жизни населения.
Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре связана, прежде всего, со структурной спецификой хозяйственной деятельности и обусловлена достаточно высокой концентрацией предприятий топливно-энергетического комплекса, значительной протяжённостью сети трубопроводов региона, составляющей более 100 тыс. км. Основную долю выработки электроэнергии на территории автономного округа обеспечивают такие крупнейшие гидротехнические сооружения как Сургутская ГРЭС-1 филиал ОАО "ОГК-2", Сургутская ГРЭС-2 филиала ОАО "Э.ОН Россия", ЗАО "Нижневартовская ГРЭС", общей мощностью более 10,5 тыс. МВт. Существующая сеть автомобильных, железнодорожных, водных путей, интенсивное авиасообщение, с одной стороны, является одним из определяющих факторов экономического развития региона, а с другой - источником потенциальной опасности и возникновения чрезвычайных ситуаций.
Климат автономного округа резко континентальный, характеризующийся быстрой сменой погодных условий. Вследствие этого основными источниками природных чрезвычайных ситуаций на территории региона являются опасные гидрометеорологические явления.
Кроме того, на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляют деятельность 360 потенциально-опасных объектов (пожароопасных, взрывоопасных, химически-опасных). В перечень критически важных объектов, расположенных на территории автономного округа, входят 49 объектов федерального уровня. Более 300 предприятий и организаций осуществляют свою хозяйственную деятельность на территории автономного округа с использованием радиационных источников.
Анализ чрезвычайных ситуаций, произошедших в предыдущие годы, показал, что для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в большей степени характерны транспортные аварии и катастрофы, пожары, аварии на магистральных трубопроводах, аварии на электроэнергетических системах и тепловых сетях, природные чрезвычайные ситуации. Указанные чрезвычайные ситуации, как правило, сопровождаются гибелью людей, наличием пострадавших, причинением значительного материального ущерба. Кроме того, из года в год возрастает риск возникновения на территории автономного округа чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, связанными с добычей, транспортировкой и переработкой нефтепродуктов, а также риск биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. В течение ряда прошедших лет на территории автономного округа неоднократно вводились режимы чрезвычайных ситуаций как регионального, так и муниципального характера.
Актуальность проблемы заключается в обеспечении снижения рисков чрезвычайных ситуаций и потерь человеческого, природного и экономического потенциала путём концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях по созданию условий для безопасной жизнедеятельности и координации действий исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органов местного самоуправления.
В 2012 году на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказом МЧС России от 8 июля 2004 года N 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях" зарегистрировано 7 чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в которых погибли 12 человек, пострадали 45 человек.
В 2012 году профессиональными аварийно-спасательными службами и формированиями Казённого учреждения автономного округа "Центроспас - Югория" совершено 5464 выхода на аварийно-спасательные работы, спасено 519 человек, 4388 гражданам оказана помощь, проведено 545 профилактических мероприятий. Наиболее характерными видами аварийно-спасательных работ являлись ликвидация (локализация) чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте (ДТП), поисково-спасательные работы в природной среде, поиск и спасание пострадавших на внутренних акваториях.
Проблемным вопросом остаётся недостаточное техническое оснащение поисково-спасательных отрядов современным оборудованием, средствами связи, приборами, имуществом для ведения аварийно-спасательных работ, позволяющим своевременно и в полном объёме выполнять поставленные задачи как в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, так и в повседневной деятельности. Немаловажным при этом является повышение мобильности и безопасности личного состава поисково-спасательных отрядов, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.
Актуальным для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры остаётся вопрос обеспечения безопасности людей на водных объектах. Беспрепятственность и доступность для стихийного и бесконтрольного купания населения в водоёмах автономного округа создаёт предпосылки для несчастных случаев на воде. Кроме того, вследствие достаточно массового распространения индивидуальных плавсредств (катеров, моторных лодок и др.), нарушения правил их использования значительно повышается угроза несчастных случаев на воде. Так, в 2012 году количество погибших на водных объектах в автономном округе составило 20 человек (в 2011 году - 17 чел.). Сложившееся положение обусловлено, в том числе, и недостаточным количеством пляжей, работающих в летний период (всего 15 пляжей на весь автономный округ), а также отсутствием спасательных постов в традиционных местах купания населения. В этой связи обеспечение безопасности пользования водоёмами, создание общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения и обучение населения, прежде всего, детей плаванию и приёмам спасения их на воде, профилактика и предупреждение несчастных случаев на воде являются приоритетными направлениями деятельности органов исполнительной власти автономного округа. Применение программно-целевого подхода к данной проблеме позволит обеспечить создание 44 общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения автономного округа, а их оснащение и обеспечение наглядной агитацией будет способствовать профилактике и предупреждению несчастных случаев на воде.
В ряду рисков, способных оказать серьезное негативное воздействие на развитие региона, стоит опасность возникновения чрезвычайных ситуаций радиационного характера, требующих, в свою очередь, проведения необходимого комплекса мероприятий, направленных на предупреждение повышенных уровней воздействия природных, техногенных и медицинских источников излучения на население и окружающую среду. Обеспечение и контроль состояния радиационной безопасности на территории автономного округа являются составляющими частями системы предупреждения и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
С учётом региональной специфики наличия на территории автономного округа 5 объектов подземных ядерных взрывов в мирных целях необходимо проведение работ по периодическому контролю радиационной обстановки в местах их проведения и на территориях населённых пунктов, к ним прилегающих. Необходимость периодического контроля состояния радиационной безопасности данных объектов диктуется ещё и тем, что вблизи них ведётся интенсивная нефтедобыча.
За последние несколько лет на территории автономного округа были обнаружены 6 неучтённых радиационных источников. Необходимо дальнейшее совершенствование региональной системы государственного учёта и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Данная система была организована не только в автономном округе, но и в целом на территории Российской Федерации с целью предотвращения потерь, незаконного оборота и хищения радиоактивных веществ, предоставления в установленном порядке органам исполнительной власти соответствующей информации о наличии и перемещении радиоактивных материалов, включая их экспорт и импорт, а также информационное обеспечение для принятия решений по обращению с радиоактивными веществами.
Федеральным законом от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" регламентируется проведение оценки состояния радиационной безопасности по ряду показателей, результаты которой ежегодно должны заноситься в радиационно-гигиенический паспорт территории. В соответствии с Порядком разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 года N 93, ведение радиационно-гигиенического паспорта территории осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ежегодное составление радиационно-гигиенического паспорта территории имеет своей целью не только получение целостного представления о радиационной обстановке на территории автономного округа, но и на его основе определение органами государственной власти приоритетных направлений в сфере обеспечения радиационной безопасности населения, проведение в случае необходимости своевременных и обоснованных защитных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Многие катастрофы и стихийные бедствия нельзя предупредить, поэтому мероприятия по минимизации ущерба и потерь от них являются важным элементом территориальной подсистемы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - территориальной подсистемы РСЧС). В основу здесь должны быть положены прогнозирование, своевременное предупреждение и информирование населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Поэтому мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, выполнение мероприятий по внедрению современных технологий в области мониторинга окружающей среды являются одними из приоритетных направлений по защите населения автономного округа, минимизации ущерба от стихийных бедствий.
В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организация мероприятий по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Поддержание в постоянной готовности к использованию территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения автономного округа осуществляется с целью оповещения населения автономного округа о чрезвычайных ситуациях.
В этой связи актуальным является приведение в готовность защитных сооружений гражданской обороны (убежищ, противорадиационных укрытий) для укрытия населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
В настоящее время в собственности автономного округа находится 16 противорадиационных укрытий и 1 убежище (защищённый стационар для нетранспортабельных больных), из них в г. Ханты-Мансийске 15 ед., в Ханты-Мансийском районе - 1 ед., в г. Сургуте - 1 защищённый стационар для нетранспортабельных больных.
В защитных сооружениях гражданской обороны необходимо проведение капитальных ремонтов и оснащение оборудованием в соответствии с требованиями и нормами инженерно-технических мероприятий гражданской обороны. Приведение в готовность защитных сооружений гражданской обороны позволит увеличить численность укрываемого населения в защитных сооружениях гражданской обороны до 3 590 человек и достигнуть 60 % готовности к приёму укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, находящихся в собственности автономного округа.
В целях координации сил и средств территориальной подсистемы РСЧС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в зоне чрезвычайных ситуаций и оперативного руководства силами и средствами в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ с места чрезвычайной ситуации, организации жизнеобеспечения пострадавшего населения необходимо доукомплектование подвижного пункта управления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также приобретение городка жизнеобеспечения населения автономного округа.
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров также являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Государственная противопожарная служба Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по состоянию на 1 января 2013 года составляет 5432 единицы личного состава, в том числе 3463 единицы Федеральной противопожарной службы МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, 1969 единиц противопожарной службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры казённого учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центроспас-Югория".
Ежегодно в автономном округе регистрируется свыше 2 тысяч пожаров, на которых погибает более 100 человек, получают травмы и увечья более 250 человек. Экономические потери с учётом косвенного ущерба оцениваются в 160 млн. руб. Так, в 2012 году в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре зарегистрировано 2348 пожаров. На каждом 26-ом пожаре погибал человек, на каждом 10-ом пожаре человек получал травмы. На пожарах погибло 90 человек, 240 человек получили травмы, причинён прямой материальный ущерб на сумму 167 135,4 тыс. руб.
В сравнении с аналогичным периодом 2011 года отмечается снижение:
- количества пожаров на 1,7 % (2011 г. - 2388 пожаров);
- количества погибших на 15,9 % (2011 г. - 107 человек);
- количества травмированных на 5,9 % (2011 г. - 255 человек);
- материального ущерба на 1,1 % (2011 г. - 168 926,3 тыс. руб.).
Показатель по произошедшим пожарам на 100 тысяч населения, проживающего в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, составляет 150,71, что на 24,6 % выше среднего показателя по Российской Федерации и на 16,3 % по Уральскому федеральному округу.
Показатель по погибшим на пожарах людям из расчёта на 100 тысяч проживающего на территории автономного округа населения составляет 5,78. Он ниже общероссийского показателя на 28,5 % и на 35,7 % - по Уральскому федеральному округу.
Показатель по травмированным на пожарах людям из расчёта на 100 тысяч проживающего на территории автономного округа населения составляет 15,4. Данный показатель выше общероссийского на 44,7 % и на 29,6 % выше показателя по Уральскому федеральному округу.
Частота пожаров отражает общий уровень пожарной безопасности и эффективность превентивных противопожарных мероприятий, деятельности надзорных органов и мер, предпринимаемых гражданами и собственниками недвижимого имущества.
Основными причинами недостаточного уровня обеспечения пожарной безопасности в автономном округе являются:
- неравномерное расположение пожарных подразделений противопожарной службы автономного округа по территории округа и их отсутствие в малочисленных и труднодоступных населённых пунктах;
- низкая материальная и техническая оснащённость подразделений противопожарной службы;
- недостаточная транспортная схема дорог с твёрдым покрытием.
Существующая инфраструктура и недостаточное техническое оснащение подразделений пожарной охраны не позволяют обеспечить устойчивое снижение основных показателей риска пожаров для населения, территорий и объектов.
Показатели гибели, травматизма людей и величина материального ущерба характеризуют эффективность деятельности подразделений пожарной охраны, задействованных в тушении пожаров, в том числе оперативность их реагирования, техническую оснащённость.
Анализ мер по обеспечению пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, осуществляемый органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, в целом свидетельствует о недостаточной координации, необходимой для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров. По итогам проверок надзорными органами населённых пунктов на обеспечение надлежащего противопожарного состояния требуется устройство источников наружного противопожарного водоснабжения.
Важнейшими показателями эффективности действий пожарной охраны являются время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации), временной показатель (время прибытия первого подразделения к месту пожара). Их сокращение непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).
Анализ статистических данных оперативной обстановки в автономном округе и показателей оперативного реагирования пожарных подразделений на тушение пожаров за последние годы показывает, что уровень защищённости населения, проживающего в сельской местности, от пожаров является недостаточным.
Тревожное положение с обеспечением пожарной безопасности складывается в отдалённых поселениях, жители которых лишены гарантированной нормативными правовыми актами Российской Федерации в области пожарной безопасности защиты личной собственности и жизни от пожаров.
Для обеспечения эффективного функционирования противопожарной службы требуется соответствующая материально-техническая база, а именно пожарные депо, тренировочные комплексы газодымозащитной службы, размещение которых осуществляется в границах селитебных территорий в соответствии с Генеральным планам застройки населённых пунктов и с учётом исключения воздействия на режим охраны природных объектов.
Необходимо оснащение действующих пожарных подразделений пожарной техникой и пожарным оборудованием, создание условий для кадрового обеспечения противопожарной службы, информированности и повышения уровня знаний населения в области пожарной безопасности.
В связи с этим должно существенно возрасти требование к системе противопожарной агитации и распространению знаний пожарной безопасности. Данная система является совокупностью сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами данной системы являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.