Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Важным фактором успешного социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ), повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления.
Нарастающая глобализация мировой экономики и сохраняющаяся высокая зависимость экономического развития автономного округа от конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов повышают требования к точности и своевременности среднесрочных и долгосрочных прогнозов, ставят задачу создания систем "предупреждения", предполагающих возможность своевременной разработки и реализации мер, обеспечивающих сохранение заданной траектории социально-экономического развития.
Стратегический подход к управлению социально-экономическим развитием автономного округа в целом, а также в отдельных секторах экономики, повышает значимость разработки долгосрочного прогноза социально-экономического развития, являющегося основой для планирования деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа и определения основных параметров долгосрочных бюджетных проектировок с учетом демографических и социально-экономических тенденций развития.
Важным шагом на пути формирования системы государственного стратегического управления является регламентация процессов государственного управления.
В систему стратегического управления автономного округа входят действующие целеполагающие документы:
1. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп (далее также - Стратегия 2030), которая закрепляет систему мер государственного управления, опирается на долгосрочные приоритеты и направлена на развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения автономного округа в результате осуществления позитивных структурных изменений в экономике.
2. На основании схемы территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 24 декабря 2007 года N 349-п, муниципальными образованиями автономного округа разрабатываются схемы территориального планирования и генеральные планы муниципальных образований автономного округа.
3. Государственные программы автономного округа.
В основе системы стратегического управления лежит оценка фактического состояния социально-экономического положения автономного округа.
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в автономном округе в 2012 году, характеризовалась сохранением позитивных тенденций в социальной сфере и отраслях реального сектора экономики.
По предварительной оценке объем валового регионального продукта увеличился на 0,68 %. По итогам года прирост инвестиций в сопоставимых ценах - 5,2 %. Увеличены объемы производства сельского хозяйства на 6,2 %, строительства жилья на 34,9 %. Увеличился оборот розничной торговли на 8,8 %.
В 2012 году объем промышленного производства составил 2,8 трлн. рублей, индекс промышленного производства - 98 % к уровню 2011 года. Снижение индекса промышленного производства связано со снижением индекса в "добыче полезных ископаемых", которая в структуре промышленного производства занимает более 90 %. При этом в 2012 году на территории автономного округа добыто нефти 259,9 млн. тонн, что на 1,2 % ниже уровня 2011 года, что связанно с объективными изменениями в структуре извлекаемых запасов месторождений, с недостатком ресурсных мощностей из-за постепенного истощения старых месторождений, замедления темпа ввода в эксплуатацию новых месторождений. Тем не менее, темпы снижения объемов добычи нефти замедлились с 7 млн. тонн в 2009 году до 3 млн. тонн в 2012 году. В среднесрочном периоде ежегодный тренд на снижение сохранится в объеме всего 1,0 %.
Реальный сектор экономики по итогам 2012 года достиг результатов: в лесопромышленном комплексе увеличилось производство новых видов продукции: древесных плит на 14,7 %; плит МДФ на 58 %, малоэтажных деревянных домов на 13,2 %, дверных блоков на 41,6 %, в агропромышленном комплексе с 2010 года наблюдается прирост продукции по всем направлениям.
Повышается роль в экономике автономного округа малого предпринимательства, за 2012 год:
на 2 % увеличилось количество субъектов малого и среднего предпринимательства, 64 % созданных малых предприятий организованы молодыми людьми;
на 8,1 % увеличился оборот субъектов малого и среднего предпринимательства, составив 369,1 млрд. рублей;
на 1 % увеличилось количество работающих, малым бизнесом создано 5857 новых рабочих мест.
По итогам года достигнут высокий уровень жилищного строительства. Впервые с 1989 года введено более 1 миллиона кв. м жилья.
Положительным результатам способствовала инвестиционная политика, проводимая в автономном округе. В 2012 году в автономный округ инвестировано 669,9 млрд. рублей.
Рынок труда продемонстрировал положительные тенденции:
снижение уровня регистрируемой безработицы до 0,6 % от экономически активного населения (в Российской Федерации - 1,4 %) - это самый низкий уровень за всю историю автономного округа;
создание временных и постоянных рабочих мест 28,5 тыс. единиц, в том числе 5,9 тыс. субъектами малого бизнеса.
По итогам 2012 года международное агентство Standard&Poor's в марте 2013 года подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг эмитента автономного округа "ВВВ" и рейтинг по национальной шкале на уровне "ruAAA". Прогноз изменения рейтингов - "Стабильный".
По анализу ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации, проведенному Министерством регионального развития Российской Федерации, по итогам января-декабря 2012 года автономный округ по сводному индексу социально-экономического развития занял 2 место среди субъектов Российской Федерации (2011 год - 3 место в рейтинге субъектов Российской Федерации).
По итогам 2012 года автономный округ сохранил свои лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации:
I место:
по добыче нефти;
по производству электроэнергии.
II место:
по объёму промышленного производства;
по добыче газа;
по поступлению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
III место - по объёму инвестиций в основной капитал.
Позитивные изменения в экономическом развитии определили успехи в социальной сфере.
Среднедушевые денежные доходы населения в 2012 году обеспечили 3,6 бюджета прожиточного минимума, в номинале это 34203,8 рубля. Реальные располагаемые денежные доходы населения впервые превысили докризисный уровень, составив 102,8 % (Россия - 104,2 %).
В номинальном выражении среднедушевые денежные доходы населения автономного округа на протяжении ряда лет остаются одними из самых высоких в Российской Федерации (за 2012 год - 6 место по Российской Федерации после Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, г. Москвы, Чукотского автономного округа, Магаданской области).
По итогам года средняя заработная плата составила 51,1 тыс. рублей, что в реальном исчислении выше на 8,6 % (Россия - 7,8 %).
В целях увеличения уровня доходов граждан, имеющих право на пенсионное обеспечение, трудовые пенсии были проиндексированы дважды: 1 февраля - на 7 % и 1 апреля - на 3,4 %. Социальные пенсии 1 апреля 2012 года были увеличены на 14,1 %, размеры ежемесячных денежных выплат - на 6,5 %. В результате доход пенсионера автономного округа обеспечивает 1,8 бюджета прожиточного минимума. Средний размер дополнительной пенсии из бюджета региона на 1 января 2013 года составил 1077 рублей (1 января 2012 года - 1010,9 рублей).
Стимулирование дополнительного пенсионного обеспечения для работников организаций всех форм собственности является одним из приоритетных направлений развития системы пенсионного обеспечения в автономном округе.
В результате к 2020 году большая часть жителей трудоспособного возраста будет охвачена дополнительным пенсионным обеспечением.
Значительное усиление роли корпоративных пенсионных систем, созданных на долевых принципах финансирования за счет средств работодателей всех видов бизнеса (крупного, среднего, малого), а также бюджета, определено в качестве важнейшего направления развития новой пенсионной системы Российской Федерации на период до 2030 г.
Для повышения уровня социальной защищенности населения и улучшения качества жизни пенсионеров Правительством автономного округа внедряется Пенсионный стандарт Югры, направленный на достижение следующих ориентиров:
формирования у граждан активного, мотивированного поведения в отношении своей будущей пенсии и повышение пенсионной культуры населения автономного округа;
стимулирование работодателей и граждан к формированию дополнительной (негосударственной) пенсии;
вовлечение крупных и средних предприятий в систему дополнительного пенсионного обеспечения для своих работников.
В настоящее время ни в одном другом регионе России нет аналогов созданной в автономном округе системы дополнительного пенсионного обеспечения.
Реализация столь масштабного проекта выявила необходимость переосмысления и анализа проблем, с которыми столкнулись субъекты и участники указанной системы.
Необходимо оценить размеры финансовых обязательств и соответствующих рисков, возникающих у Правительства автономного округа при реализации подпрограммы дополнительного пенсионного обеспечения.
В оптимизации нуждаются процессы, непосредственно связанные с ростом затрат бюджета автономного округа на финансирование дополнительного пенсионного обеспечения.
В качестве наиболее действенной меры для этого необходимо разработать предложения по дальнейшему государственному стимулированию формирования добровольных пенсионных накоплений граждан и работодателей.
Требуется также оценить существующие методы и приемы управления, применяемые при реализации дополнительного пенсионного обеспечения, и разработать предложения по их совершенствованию.
Решение указанных вопросов позволит создать условия для формирования гражданами автономного округа пенсий, соответствующих международным стандартам, обеспечить финансовую устойчивость и сбалансированность пенсионной системы автономного округа, а также повысить социальную защищенность населения автономного округа.
Стратегией 2030 в качестве основного "драйвера" инновационного развития региональной экономики указана активная инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов, которые в свою очередь будут являться основой для достижения долгосрочной конкурентоспособности автономного округа в национальном и мировом масштабе. Формирование благоприятного инвестиционного климата является обязательным условием устойчивого развития автономного округа - именно достижение указанной цели должно стать приоритетными направлениями деятельности всех исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа.
В области обеспечения благоприятного инвестиционного климата Стратегия 2030 направлена на повышение инвестиционной привлекательности автономного округа, формирование благоприятных условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику автономного округа, расширение источников инвестирования и повышения их эффективности, развитие региональной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить задачи:
повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;
выявление инфраструктурных возможностей для реализации инвестиционных проектов;
вовлечение природно-ресурсного потенциала в инвестиционный процесс;
развитие кадрового потенциала для обеспечения инвестиционных процессов.
Успешная реализация поставленных задач тесно связана с развитием инвестиционной деятельности предприятий всех видов экономической деятельности. Однако в целях эффективной реализации инвестиционной политики необходима концентрация административных и финансовых ресурсов для достижения стратегических ориентиров инвестиционного развития в приоритетных сферах экономической деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" (далее - Указ N 596) поставлены задачи в области улучшения условий ведения предпринимательской деятельности.
В развитие Указа N 596 распоряжением Правительства автономного округа от 24 ноября 2012 года N 700-рп утвержден план мероприятий по внедрению стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (далее - План). Мероприятия Плана направлены на улучшение инвестиционного климата в автономном округе посредством реализации комплекса мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона, защиты прав инвесторов, повышение прозрачности системы поддержки предпринимателей, подготовки необходимой инвесторам инфраструктуры, кадровое обеспечение инвестиционных проектов, поддержки продвижения на рынок инновационной продукции.
Роль инноваций в социально-экономическом развитии становится определяющим фактором устойчивого развития автономного округа. Особое значение в создании условий для перехода к формированию общества и экономики, основанных на знаниях, имеет региональная инновационная система.
Специфика формирования инновационной сферы в автономном округе состоит в том, что основу инновационной экономики составляет нефтегазодобывающая отрасль, в рамках которой малое и среднее предпринимательство практически не представлено. Так, среди малых и средних предприятий автономного округа доля инновационных компаний в 2011 году составляла лишь 0,02 %. В этих условиях актуальной становится задача стимулирования малых и средних предприятий автономного округа к созданию инновационных технологий, поддержка новых компаний на стадии становления инновационного бизнеса. Решить эту задачу призваны, в частности, такие мероприятия государственной программы как гранты начинающим инновационным компаниям, а также субсидии для возмещения части затрат малым и средним инновационным компаниям автономного округа.
Также проблемой является недостаточное развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в автономном округе. С одной стороны, созданы такие ее элементы как автономное учреждение автономного округа "Технопарк высоких технологий", окружной "Фонд поддержки предпринимательства", "Окружной бизнес-инкубатор". Однако необходимо формирование специализированных структур, которые призваны решать конкретные задачи по построению той или иной формы инновационного бизнеса. Такими элементами инфраструктуры инновационной деятельности должны стать Центр прототипирования, Центр кластерного развития, которые призваны решать системные задачи по формированию инновационной экономики.
Решение проблем в развитии инновационной среды малого и среднего предпринимательства должно быть системным, поэтому мероприятия государственной программы в этой сфере оказывают поддержку малому инновационному бизнесу на всех стадиях его развития.
В основу повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций в автономном округе, включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров.
Условием успеха реализации мероприятий по оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг является целенаправленное формирование новых механизмов работы органов власти автономного округа. Новые механизмы работы должны быть созданы органами власти автономного округа в соответствии с текущей деятельностью. Решение этой проблемы требует хорошо скоординированной работы различных исполнительных органов государственной власти автономного округа и значительных ресурсов. Именно поэтому программно-целевой метод является наиболее целесообразным способом решения поставленных задач.
В целях повышения доступности и качества государственных (муниципальных) услуг, снижения административных барьеров, повышения эффективности государственного управления реализуются мероприятия по:
совершенствованию нормативной правовой базы в сферах предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций по контролю (надзору);
оптимизации государственных и муниципальных услуг по всем сферам общественных отношений;
совершенствованию разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных отраслях;
повышению результативности деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 29 января 2011 года N 23-п "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" закончена разработка и утверждение административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг и муниципальных услуг. На сегодняшний день их 1209 единиц, из них более 80 % - муниципальные услуги - 970 регламентов и 239 государственных услуг.
В автономном округе развернута региональная инфраструктура электронного Правительства и обеспечена возможность получения в электронной форме с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (86.gosuslugi.ru, далее - Единый портал) 58 первоочередных государственных и муниципальных услуг (в сферах: здравоохранение; социальная защита населения; содействие занятости населения; запись актов гражданского состояния; культура; образование и наука, жилищно-коммунальное хозяйство, имущественно-земельные отношения, строительство и регулирование предпринимательской деятельности).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее - Указ N 601) доля жителей автономного округа, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг (далее также - МФЦ), к 2015 году должна составлять не менее 90 %.
В целях исполнения Указа N 601 в автономном округе проведен комплекс мероприятий:
1) распоряжением Правительства автономного округа от 1 декабря 2012 года N 718-рп утвержден план мероприятий по организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и схема размещения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, их филиалов и отделений (офисов) привлекаемых организаций на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - схема размещения);
2) Комиссией по проведению административной реформы в автономном округе одобрен сводный перечень типовых муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг;
3) актуализирован перечень государственных услуг, предоставление которых организуется в МФЦ исполнительными органами государственной власти автономного округа (распоряжение Правительства автономного округа от 29 декабря 2012 года N 790-рп "О внесении изменений в приложение к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 июня 2012 года N 347-рп "О перечне государственных услуг, предоставление которых организуется в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры");
4) назначены ответственные за качество предоставления государственных и муниципальных услуг как на уровне автономного округа, так и на уровне исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа.
В соответствии со Схемой в срок до 2015 года должно быть создано 25 МФЦ, 17 филиалов МФЦ и привлечено 39 организаций. При этом количество окон должно составлять 386 единиц.
На 1 января 2013 года в автономном округе создано 15 МФЦ в городах Когалым, Мегион, Нижневартовск, Нягань, Пыть-Ях, Сургут, Урай, Югорск, Ханты-Мансийск, Березовском, Белоярском, Нефтеюганском, Советском и Сургутском районах, из них функционирует 5: в городах Урай, Ханты-Мансийск, Пыть-Ях, Мегион, Нефтеюганском районе.
До конца 2013 года планируется:
создать еще 4 МФЦ: в городах Лангепас, Радужный, в Кондинском, Октябрьском районах;
создать 5 филиалов МФЦ: в пгт. Высокий (МФЦ г. Мегион); пгт. Пионерский (МФЦ Советского района); в пгт. Барсово, пгт. Белый Яр и пгт. Нижнесортымский (МФЦ Сургутского района).
К концу 2013 года на территории автономного округа будет функционировать 19 МФЦ.
До конца 2014 года планируется создать и открыть 5 МФЦ в городах Нефтеюганск, Покачи, в городском поселении Федоровский Сургутского района и в Ханты-Мансийском районе.
До конца 2015 года - 1 МФЦ в городском поселении Пойковский Нефтеюганского района.
Потребительский рынок является индикатором происходящих в автономном округе социальных и экономических перемен, так как на долю потребительских расходов приходится около 70,7 % всех денежных расходов населения автономного округа.
Несмотря на то, что потребительский рынок автономного округа динамично развивается, остается еще ряд проблем, требующих решения.
Так, объемы реализации, ассортимент и качество товаров, стабильность их поставок в розничную торговую сеть напрямую зависят от состояния оптового звена. Оптовое звено продовольственных товаров в автономном округе представлено только 6 крупными предприятиями, которые размещены в городах Сургут, Нижневартовск, Нягань, что недостаточно, учитывая потребность предприятий розничной торговли. Поставки в розничную торговлю автономного округа осуществляются через оптовые склады других регионов Российской Федерации (города Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Москва). Недостаточное развитие оптовой торговли в автономном округе и зависимость от оптового звена других регионов отражается на качестве прогнозирования запасов товаров первой необходимости, стабильности ассортимента и, как следствие, вызывает колебания розничных цен.
Основные проблемы потребительского рынка автономного округа:
нехватка специализированных помещений торговой площадью более 50 м.2;
территориальные диспропорции в размещении предприятий торговли;
проблема обеспечения населения автономного округа, особенно той его части, которая проживает в труднодоступных и малонаселенных пунктах со сложной схемой товародвижения, основными социально значимыми продовольственными товарами первой необходимости по доступным ценам;
низкая обеспеченность населения торговыми объектами, высокая арендная плата торговых площадей - полноценное развитие конкуренции и потребительского рынка в такой ситуации ведет к большим рискам;
низкое качество имеющейся материально-технической базы торговой деятельности. Ряд зданий и сооружений не соответствуют нормам санитарного законодательства (планировка помещений приводит к пересечению встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей; недостаточный набор помещений).
Сегодня обеспеченность населения площадью торговых объектов в автономном округе составляет 823,6 м2 на 1000 жителей. При этом отмечается большая дифференциация уровня фактической обеспеченности населения в муниципальных образованиях автономного округа, в некоторых из них он не достигает минимального значения.
Недостаток стационарных торговых объектов обуславливает наличие некапитальной мелкой розницы (палатки, павильоны, киоски), где не обеспечивается необходимое качество предоставления услуг. Эта проблема может быть решена путем создания условий для появления стационарных, крупных, в том числе сетевых торговых объектов.
Особая роль в развитии конкуренции и потребительского рынка отводится ярмаркам, которые должны находиться в шаговой доступности для населения.
Необходимо создавать возможности для развития удаленной торговли, у которой требования к торговым площадям менее жесткие. При этом для ее развития, особенно для торговли свежим продовольствием, требуются системы оптовых рынков (терминалов).
Развитое оптовое звено - это основа для построения разноформатной торго
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.