Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Описание целей и задач территориального планирования
Главной целью территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) является обеспечение устойчивого развития территории через формирование правовых инструментов реализации полномочий органов государственной власти. Территориальное планирование автономного округа - планирование развития его территории, включая определение функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных нужд автономного округа, зон с особыми условиями использования.
Конкретные задачи территориального планирования следуют из определения его назначения в Градостроительном кодексе Российской Федерации (часть 1 статьи 9): "Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.".
Это определение полностью соответствует основной целевой установке развития автономного округа, сформулированной в Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года": "_повышение качества жизни населения на основе устойчивого экономического роста, базирующегося на инновационных технологиях и глобальной конкурентоспособности, через развитие человеческого капитала, усиление инновационности экономики автономного округа, наращивание совокупных активов развития.".
Проектные предложения по территориальному планированию направлены на достижение устойчивого социально-экономического развития путем последующей реализации планируемых мероприятий органами исполнительной власти автономного округа через градостроительную, земельную, инвестиционную, экономическую политики.
Градостроительный кодекс Российской Федерации предполагает взаимную увязку мероприятий по территориальному планированию и землепользованию. В частности, определение зон размещения объектов капитального строительства должно учитывать категории земель, на которых предполагается их размещение.
Обоснованные в Схеме территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Схема) предложения по переводу земель или земельных участков из одной категорию в другую или изменению их границ имеют правовой характер и должны учитываться в конкретной правоприменительной практике при решении вопросов установления вида целевого использования земель, предоставлении земельных участков.
В Схеме в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации обоснованы предложения по изменению границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в их составе, а также даны основные направления изменения границ и предложения по преобразованию муниципальных образований автономного округа.
Принципы устойчивого развития территорий тесно связаны с задачами обеспечения экологического равновесия природно-ландшафтных комплексов. Для этого в Схеме проанализировано экологическое состояние территории автономного округа, развитие особо охраняемых природных территорий и обоснована необходимость создания новых особо охраняемых природных территорий регионального значения и изменения их границ.
Формирование новых территорий с природоохранными функциями позволит укрепить региональный экологический каркас, частью которого являются также особо охраняемые природные территории федерального и местного значения и территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов в условиях нарастания антропогенной нагрузки.
Изменение границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в их составе имеет целью наращивание и рациональное использование ценных в условиях автономного округа сельскохозяйственных земель и повышение уровня продовольственной самообеспеченности.
Важной задачей территориального планирования является установление и изменение в установленном законом порядке границ муниципальных образований. В перспективном периоде неизбежно произойдут изменения границ и статуса муниципальных образований автономного округа, связанные с изменением характера использования территории, системы расселения, развития транспортной инфраструктуры. В связи с этим в Схеме проанализированы возможные варианты таких изменений.
Необходимость учета множества факторов развития территории требует анализа ее комплексного развития, а также выявления ограничений по ее использованию.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации оценка комплексного развития территории тесно связана с задачами размещения объектов капитального строительства регионального значения и определением территорий, благоприятных для капитального строительства. Целью комплексного развития является взаимоувязанное развитие отраслей специализации и объектов капитального строительства регионального, федерального и местного значения. Оценка комплексного развития отражает уровень согласованности региональных интересов с федеральными задачами и иными интересами по использованию территории и определяет предпосылки для решения частных задач территориального планирования.
Целями и задачами комплексного развития территории автономного округа являются:
развитие производительных сил на основе сбалансированного учета социальных, экологических и экономических факторов;
формирование единого хозяйственного комплекса на основе согласованного развития ведущих и вспомогательных отраслей федеральной специализации, отраслей регионального значения, транспортной, инженерной и социальной инфраструктур;
взаимная увязка интересов промышленного освоения, традиционного природопользования, природоохранной деятельности для обеспечения устойчивого развития территории автономного округа.
Важной задачей территориального планирования автономного округа является выявление ограничений комплексного развития, которые утверждаются в составе карт (схем) территориального планирования. Ограничения комплексного развития территории автономного округа включают зоны с особыми условиями использования территорий: охранные зоны объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, гидрометеорологических станций, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны с особыми условиями использования территорий.
В составе ограничений устанавливаются факторы и границы территорий возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (мероприятия по защите территории, а также инженерной подготовке разрабатываются в документации по планировке территории).
Важным положением, утверждаемым в составе Схемы, является функциональное зонирование, которое разработано с учетом сложившейся хозяйственной специализации территории, задач комплексного использования природно-ресурсного потенциала, сохранения окружающей среды и рационального природопользования.
Необходимым условием комплексности и устойчивости социального и экономического развития территории является ее инфраструктурная обеспеченность. Поэтому одна из важнейших задач Схемы - определение направлений развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур регионального значения на основе оценки сложившегося уровня их развития и выделение зон размещения объектов капитального строительства регионального значения. При этом все объекты условно подразделяются на линейные, площадные и точечные.
Для выявления зон размещения объектов капитального строительства проведена укрупненная оценка территории по степени благоприятности для капитального строительства, учтено наличие ограничений, изучена специфика природных условий и особенности современного хозяйственного использования территории.
Интегральная оценка благоприятности территории для нового строительства включает природно-климатическую оценку, т.е. районирование территории автономного округа по степени сложности природных условий для строительства и дискомфортности проживания; оценку инженерно-транспортной обеспеченности наземными путями круглогодичного действия и размещения планировочных центров, оценку экологического состояния территории - выделение зон техногенного воздействия.
Основные направления развития территории автономного округа определены с учетом федеральных, региональных и местных интересов и их взаимной увязки, а также задач рационального природопользования, экологического оздоровления среды жизнедеятельности, учета интересов коренных малочисленных народов и иных задач.
В комплексных программах социально-экономического развития, схемах развития отраслей народного хозяйства, схемах развития и размещения производительных сил обосновываются приоритетные направления инвестиционной политики, а также реестр инвестиционных проектов. На основании этих предложений в Схеме проанализированы градостроительные условия возможного размещения объектов капитального строительства и определены зоны их размещения, а в последующей градостроительной и проектной документации устанавливаются градостроительные и архитектурные параметры планируемых объектов.
Таким образом, Схема является важным промежуточным звеном в обосновании и реализации инвестиционных программ и проектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.