Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 Характеристика текущего состояния сферы социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты. Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее так же - автономный округ).
Социальная защита населения является одним из важных направлений инвестиций в человеческий капитал в автономном округе.
Основные направления деятельности Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депсоцразвития Югры) - поддержка семей с детьми, детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, граждан пожилого возраста и инвалидов, малообеспеченных граждан, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение доступности и качества социальных услуг.
Систему социальной защиты населения автономного округа образуют:
Депсоцразвития Югры;
60 учреждений (53 учреждения социального обслуживания, 5 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Методический центр развития социального обслуживания", "Центр социальных выплат Югры" с 14 филиалами в 22 муниципальных образованиях автономного округа).
Важнейшим направлением деятельности Депсоцразвития Югры является обеспечение стабильного назначения и выплаты всех видов социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Автономный округ характеризуется широкой системой мер социальной поддержки (91 вид), предоставление которых основывается на принципах адресности, но без учёта принципа приоритетности, то есть получение одного вида поддержки не исключает получения другого вида по иным основаниям, что положительно отражается на благосостоянии, качестве жизни населения Югры.
По состоянию на 1 июля 2013 года меры социальной поддержки получили 290,8 тыс. человек - 18,29 % от общей численности населения автономного округа.
Реализация государственных полномочий осуществляется с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе посредством использования:
единого прикладного программного обеспечения "Автоматизированная система обработки информации" (ППО АСОИ) при реализации мер социальной поддержки;
единой автоматизированной информационной системы учреждений социального обслуживания населения (АИС УСОН) при организации социального обслуживания граждан.
Депсоцразвития Югры принимает необходимые меры по сохранению уровня социальных гарантий, совершенствованию подходов при предоставлении мер социальной поддержки, развитию новых форм и видов услуг, предоставляемых населению учреждениями, подведомственными Депсоцразвития Югры, и оптимизации их сети.
Социальная поддержка населения
Социальная поддержка граждан автономного округа имеет целевой адресный характер, способствует повышению уровня и качества жизни населения автономного округа.
Социальная поддержка в отношении семей с детьми носит, прежде всего, демографически ориентированный характер, направленный на стимулирование рождаемости.
За счет средств бюджета автономного округа предоставляются 5 видов единовременных пособий при рождении ребенка (детей), ежемесячная денежная выплата семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей и дополнительная мера социальной поддержки семей, имеющих детей, в виде "югорского семейного капитала".
Ввиду проводимой политики наблюдается ежегодное увеличение числа рождений в автономном округе. В 2012 году число рождений составило 27 812 человек, что на 9,5 % выше показателя 2011 года.
Приоритетным направлением социальной поддержки является поддержка многодетных семей. Ежегодно число многодетных семей, проживающих в автономном округе, увеличивается в среднем на 15 %.
Ряд мер социальной поддержки позволяет поддержать уровень жизни малоимущих семей с детьми, а также способствует преодолению социальной исключенности детей-инвалидов и детей, потерявших кормильца.
В 2012 году наблюдается снижение численности семей, имеющих детей, со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума на 13,6 % или 5 076 семей по сравнению с 2011 годом.
Число детей-инвалидов, детей, потерявших кормильца, получающих ежемесячное социальное пособие, в 2012 году сохранилось на уровне 2011 года.
Более 110 тысяч семей, проживающих в автономном округе, получают меры социальной поддержки.
В Югре действуют 5 казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домов), 23 учреждения социального обслуживания семьи и детей (социальную реабилитацию детей-инвалидов осуществляют 10 реабилитационных центров и 7 отделений в центрах помощи семье и детям).
Ежегодно в стационарные учреждения помещаются до 900 подростков. В среднем ежемесячно в учреждениях проживают от 300 до 400 детей, из них 80 % возвращаются в родные семьи.
Общая численность детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2012 году снизилась на 8 % по сравнению с 2011 годом и составила 66 321 ребенок (в 2011 году - 72 330 детей).
По состоянию на 1 июля 2013 года в Югре зарегистрированы 7 388 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 369 - воспитанники интернатных учреждений. В 5 803 семьях граждан воспитываются 7 010 детей (2011 год - 6 619), что составляет 94,9 % по отношению к общему числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 1 июля 2012 года - 93 %). В отношении 9 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа зарегистрированных, органы опеки и попечительства в установленном порядке осуществляли процедуру оформления в семьи либо в учреждения.
Сформированная система нормативных правовых актов в сфере защиты прав и законных интересов детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, система мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, принявших на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, позволила достичь за период с 2006 по 2012 годы следующие результаты:
доля воспитывающихся в семьях граждан детей, оставшихся без попечения родителей, в общем числе детей, оставшихся без попечения родителей, увеличилась с 76 % до 94,3 %;
сократилась в 3,6 раза (с 1 439 детей до 402 детей) численность детей, состоящих на учете в региональном банке данных и воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
увеличилось с 86 до 1 082 число детей, воспитывающихся в приемных семьях.
Организация отдыха и оздоровления детей
Организация отдыха и оздоровления в автономном округе рассматривается как одно из основных направлений социальной политики в отношении детей. Ежегодно организуется отдых и оздоровление воспитанников государственных учреждений автономного округа, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и малообеспеченных семей, проживающих в стационарных учреждениях, находящихся на социальной реабилитации в условиях дневного пребывания, а также состоящих на патронатном учете.
Основным результатом организации летнего отдыха детей является показатель оздоровительного эффекта. По итогам 2012 года его наибольший эффект отмечается в детских загородных оздоровительных учреждениях - 93 % (в учреждениях с дневным пребыванием детей - 81,5 %), что подтверждает необходимость развития материально-технической базы детских загородных оздоровительных учреждений, действующих в автономном округе.
Реализация мероприятий, направленных на улучшение материально-технической базы 6-ти детских загородных оздоровительных учреждений, находящихся в собственности муниципальных образований автономного округа, будет являться решением проблем их развития.
Несмотря на принимаемые меры, остается ряд нерешенных проблем:
1) необходимость преодоления межведомственных барьеров в решении вопросов, касающихся семей с детьми, индивидуальной реабилитации находящихся в социально опасном положении, выявления детей, права и законные интересы которых нарушены, и организации реабилитационной работы с ними;
2) потребность в повышении квалификации и профессионального уровня специалистов учреждений, работающих с детьми;
3) недостаточная оснащенность учреждений социальной сферы реабилитационным и специализированным оборудованием для детей-инвалидов, в том числе аутичных детей;
4) обеспечение доступности услуг семьям с детьми, проживающим в отдаленных районах автономного округа;
5) обеспечение детям равных условий и возможностей на отдых и оздоровление вне зависимости от благосостояния семьи.
Вызывает тревогу проблема социального сиротства. Только 7 % детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях, - круглые сироты, у остальных родители живы. Существующие формы семейного устройства детей-сирот требуют дальнейшего развития. Неэффективно осуществляется профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, с целью предотвращения лишения родителей родительских прав. Требует совершенствования деятельность по восстановлению в родительских правах и возвращению ребенка в семью после ее социальной реабилитации.
Особого внимания требует укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, формирование в сознании подрастающего поколения системы ценностей, связанной с семьей и рождением детей, здоровым образом жизни, профилактика вредных привычек, а также информационная, консультационная, сервисная поддержка родителей в их заботе о детях.
Многолетняя практика реализации целевой программы "Дети Югры" подтвердила необходимость дальнейшей работы на основе межведомственного и комплексного подхода к решению проблем детства, развитию потенциала детей в автономном округе, по обеспечению их прав и законных интересов.
Обозначенные проблемы в период 2014 - 2020 годов являются основанием для определения приоритетных направлений реализации системы последовательных и взаимоувязанных мер по улучшению положения детей, семей с детьми в автономном округе, созданию благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития, своевременного включения в социально значимую деятельность.
Социальная поддержка граждан старшего поколения
Социальная поддержка граждан старшего поколения (тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, приравненных к ним, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, ветеранов труда) в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа осуществляется при достижении пенсионного возраста.
На 1 января 2013 года численность пенсионеров в автономном округе составила 363 472 человека. Большая часть пенсионеров является неработающими - 200 905 человек или 55,3 %. В региональный регистр получателей мер социальной поддержки включены 92 709 граждан пенсионного возраста, относящихся к льготным категориям.
Гражданам старшего поколения из числа названных категорий предоставляется социальная поддержка в форме ежемесячной денежной выплаты, компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячного денежного обеспечения, ежегодной выплаты на оздоровление, компенсации расходов за междугородный проезд, направленная на повышение уровня их доходов, здоровьесбережение.
Наиболее востребованными являются услуги по оздоровлению (за 2008-2012 годы численность получателей увеличилась почти в 2 раза, 80 % от общего количества оздоровленных граждан - ветераны труда).
Темпы роста численности ветеранов труда, бюджетные возможности не позволяют удовлетворить существующую потребность.
В настоящее время выполняется работа по поэтапному реформированию мер социальной поддержки.
Все действующие в автономном округе нормы государственной социальной поддержки граждан объединены в проекте закона автономного округа "О Социальном кодексе Югры", который в настоящее время проходит процедуру общественного обсуждения.
Проект предполагает систематизацию и частичное реформирование норм действующего законодательства автономного округа в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан.
В частности:
в целях синхронизации законодательства автономного округа с федеральным предлагается пересмотреть кратность предоставления компенсации расходов за междугородный проезд с 1 раза в год до 1 раза в два года (Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" устанавливает компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно 1 раз в 2 года, предоставляемую Пенсионным фондом Российской Федерации);
услуги по оздоровлению планируется предоставлять только на базе учреждений социального обслуживания автономного округа, лечебно-профилактических учреждений, расположенных в автономном округе.
В соответствии с законодательством автономного округа ряд социальных выплат направлен на улучшение уровня жизни граждан, чей доход ниже величины прожиточного минимума. В 2012 году социальная поддержка оказана более 85 тыс. граждан.
Численность получателей дополнительных мер социальной помощи (единовременной помощи при возникновении экстремальной жизненной ситуации, единовременной помощи для выхода на самообеспечение, срочной единовременной помощи) ежегодно сокращается (в 2012 году - 11 378 получателей, в 2011 - 12 874, в 2010 - 15 154), при этом доля малообеспеченного населения, обращающегося за единовременной помощью, в динамике трех лет увеличилась на 3,8 %, что свидетельствует о наличии трудной жизненной ситуации, с которой граждане не могут справиться самостоятельно, являясь получателями гарантированных мер социальной поддержки.
Предоставление компенсаций затрат на воспитание, обучение и образование детей-инвалидов, инвалидов и родителей (законных представителей) детей-инвалидов на получение профессионального образования позволяет реализовать права детей-инвалидов, отдельных категорий инвалидов на получение образования.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2012 году получили 40 040 семей, из них 19 723 семьи или 49,3 % являются малообеспеченными. Полностью освобождены от оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги 6 208 семей.
Основными получателями субсидии являются одиноко проживающие граждане (34 %) и семьи, состоящие из трех и более человек (24 %), от общего числа получателей субсидии.
Предоставление гражданам субсидий, полностью либо частично покрывающих расходы семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг, позволяет значительно снизить нагрузку на семейный бюджет, что в свою очередь дает возможность направить сэкономленные средства на иные нужды и потребности семьи.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 20 июня 2014 г. N 227-п в подраздел "Социальное обслуживание населения" раздела 1 настоящего приложения внесены изменения
Социальное обслуживание населения
Социальное обслуживание населения представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальным обслуживанием в 2012 году охвачены 175 782 гражданина пожилого возраста и инвалида, предоставлены более 30 млн. социальных услуг.
На 1 июля 2013 года система учреждений, находящихся в собственности автономного округа и ведении Депсоцразвития Югры, включает 60 учреждений, в том числе:
29 учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
24 учреждения социального обслуживания семьи и детей.
Сеть учреждений, подведомственных Депсоцразвития Югры, сформирована с учётом географических особенностей, транспортной схемы, численности населения муниципальных образований автономного округа, что обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях, на дому и охватывает различные категории и группы населения.
Общее число фактически развернутых коек в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов составляет 790 единиц (590 койко-мест общего типа, 200 койко-мест психоневрологического типа).
Приоритетным направлением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является оказание услуг на дому. Данная форма предоставления социальных услуг является более социально ориентированной, поскольку сохраняет привычную среду обитания для граждан, а также более экономичной, по сравнению со стационарным социальным обслуживанием.
В автономном округе ежегодно увеличивается спрос на предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных и социально-медицинских услуг на дому. За последние 3 года количество обслуживаемых на дому увеличилось на 8 % и составляет в 2013 году 4 506 человек. В 2012 году отделениями социального обслуживания на дому предоставлены услуги 2 341 гражданину пожилого возраста и инвалиду (в 2011 году - 2 545 гражданам), специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому предоставлены услуги 2 165 гражданам (в 2011 году - 2203 гражданам), отделениями срочного социального обслуживания - 142 004 гражданам (в 2011 году - 128 023 гражданам).
Очередность на получение социальных услуг на дому отсутствует. Однако, учитывая, что ресурсы данной сферы используются максимально, резервы исчерпаны. В 2012 году введены инновационные формы и методы работы: оказание социальных услуг с учетом индивидуальной оценки нуждаемости граждан пожилого возраста и инвалидов, применение бригадного метода обслуживания на дому.
Для социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий в автономном округе создана сеть учреждений различного типа, в том числе отделения ночного пребывания, центры социальной адаптации и пр., где нуждающимся предоставляется возможность для временного пребывания. В учреждениях (отделениях) для лиц без определенного места жительства в автономном округе функционируют 336 койко-мест.
Депсоцразвития Югры, осуществляя полномочия по социальному обслуживанию населения, совершенствует условия предоставления социальных услуг, расширяет их спектр, внедряет в работу с населением новые социальные технологии.
К числу внедренных стационарозамещающих технологий относятся, например, такие социальные технологии, как предоставление и обеспечение сертификатов на оплату услуг по уходу за одинокими тяжелобольными гражданами (с начала реализации технологии выдано 63 сертификата); приемная семья для пожилого гражданина (действуют 85 приёмных семей); надомное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов посредством социальных бригад.
В целях развития рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги, создания благоприятных условий для развития негосударственных организаций в сфере социальной поддержки населения предполагается реализация пилотного проекта "Резиденция для пожилых" (далее - Проект) с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Проектом предусмотрена передача частным инвесторам отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов на 11 койкомест бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Комплексный центр социального обслуживания населения "Сфера", город Югорск (далее - отделение) на условиях аренды для организации пансионата, ориентированного на одиноких граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе в связи с частичной или полной утратой возможности к самообслуживанию и (или) передвижению.
Отделение располагается в отдельно стоящем капитальном здании, имеет приборы учёта потребляемых энергоресурсов, оснащено необходимым оборудованием и мягким инвентарем.
В 2013 году 40 гражданам пожилого возраста и инвалидам в условиях отделения предоставлено 114 270 социальных услуг. Расходы на содержание отделения в 2013 году составили 9 311,1 тыс. руб.
Размер арендной платы за использование помещений отделения для реализации пилотного проекта "Резиденция для пожилых" будет определен по результатам торгов на право заключения договора аренды имущества, находящегося в государственной собственности Ханты-мансийского автономного округа - Югры, в соответствии с Порядком передачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 сентября 2010 года N 223-п.
Содержание граждан в пансионате будет осуществляться:
за счет средств граждан или их родственников, законных представителей, спонсоров в размере 100%;
за счет средств граждан, не превышающих 75% размера пенсии и сертификата на оплату услуг по уходу за гражданином в стационарных условиях, выдаваемого органами социальной защиты за счет средств, предусмотренных настоящей государственной программой.
Материально-техническая база действующих учреждений социального обслуживания населения в автономном округе не в полной мере отвечает современным требованиям, предъявляемым к объектам социальной сферы, в частности к качеству предоставляемых услуг населению, обеспечению санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности. Большинство учреждений расположены в приспособленных зданиях, построенных в 1970 - 1980 годы.
В неудовлетворительном состоянии находятся помещения учреждений социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий, размещенные в приспособленных ветхих деревянных зданиях. Из 17 занимаемых помещений нуждаются в реконструкции 2, находятся в аварийном состоянии 2, размещаются в ветхих зданиях 10.
Не обеспечена в полном объеме потребность населения автономного округа в специализированных стационарных учреждениях: детском доме-интернате для детей с физическими недостатками, специальном доме-интернате для престарелых граждан и инвалидов, психоневрологическом интернате.
Перспективной схемой развития и размещения учреждений социального обслуживания населения в автономном округе на 2012 - 2020 годы (распоряжение Правительства автономного округа от 30 сентября 2011 года N 555-рп "О перспективной схеме развития и размещения учреждений социального обслуживания населения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2012 - 2020 годы") предусмотрено поэтапное строительство и реконструкция учреждений, что позволит устранить диспропорции в развитии социального обслуживания различных групп населения, полностью обеспечить существующий и ожидаемый спрос граждан пожилого возраста, инвалидов на стационарное социальное обслуживание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.