Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к Положению о согласовании
порядка осуществления производственного
контроля в области обращения с отходами,
на объектах хозяйственной и иной деятельности,
за которыми осуществляется региональный
государственный экологический надзор
на территории Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Структура
Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, на объектах хозяйственной и иной деятельности, за которыми осуществляется региональный государственный экологический надзор на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, на объектах хозяйственной и иной деятельности, за которыми осуществляется региональный государственный экологический надзор на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Порядок) включает:
1. Титульный лист.
2. Оглавление, где приводятся наименование и последовательность расположения разделов Порядка, с указанием номеров страниц.
3. Назначение и область применения Порядка.
4. Основные термины и понятия.
5. Перечень нормативных правовых актов и нормативно-технических документов Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на основании которых разработан Порядок
6. Цели и задачи производственного контроля в области обращения с отходами:
6.1. Целями производственного контроля в области обращения с отходами является обеспечение:
соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами;
выполнения корпоративных программ в области охраны окружающей среды;
соблюдения в процессе производственной и иной деятельности технологических нормативов образования отходов;
соблюдения в процессе хозяйственной деятельности принципов рационального использования и восстановления природных ресурсов;
выполнения планов мероприятий по охране окружающей среды;
соблюдения природоохранных требований
в области обращения с отходами производства и потребления, установленных разрешительной документацией;
своевременного и оперативного устранения причин возможных аварийных ситуаций, связанных с негативным сверхнормативным/сверхлимитным воздействием на окружающую среду;
получения данных о текущих воздействиях на окружающую среду для заполнения форм первичной учетной документации;
оперативного информирования руководства и персонала о случаях нарушений природоохранных требований, а также о причинах установленных нарушений;
соблюдения требований к полноте и достоверности сведений в области охраны окружающей среды, используемых при расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, представляемых в органы исполнительной власти, осуществляющие государственный экологический надзор, и органы государственного статистического наблюдения;
получения первичной информации для планирования работ по наладке и модернизации технологического оборудования.
6.2. Основными задачами производственного контроля в области обращения с отходами являются:
проверка соблюдения требований, условий, ограничений, установленных законами, иными нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды, разрешительными документами в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
контроль за соблюдением нормативов и лимитов воздействий на окружающую среду, установленным соответствующими разрешениями, договорами, лицензиями и т.п.;
подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств;
предупреждение вреда, наносимого окружающей среде в результате деятельности предприятия;
контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль;
проверка выполнения планов и мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
обеспечение эффективной работы систем природоохранного оборудования, средств предупреждения и ликвидации последствий нарушения технологии производства и техногенных катастроф;
оперативное и своевременное представление необходимой и достаточной информации, предусмотренной системой управления охраной окружающей среды на предприятии;
своевременное предоставление достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды.
7. Характеристика производственной деятельности:
7.1. Общие сведения о юридическом лице: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ);
сведения о территориально обособленных подразделениях (филиалы, отделения);
юридический и фактический адрес юридического лица и его территориально обособленных подразделений (филиалы, отделения);
номера телефонов, факса, адрес электронной почты;
данные о постановке на учет в налоговом органе - идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет, серия и номер свидетельства;
коды ОКПО, ОКОПФ, ОКФС, ОКВЭД, ОКАТО;
штатная и фактическая численность персонала;
должность, Ф.И.О. руководителя;
должность, Ф.И.О. ответственного лица за природоохранную деятельность;
сведения о разработчике, номера телефонов, факса, адрес электронной почты;
реквизиты лицензии (для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности). Указанные сведения рекомендуется оформлять в виде таблицы.
7.2. Структура предприятия.
7.3. Описание природно-климатической и физико-географической специфики территории, на которой размещены объекты, связанные с обращением с отходами (для хозяйствующих субъектов, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов размещения отходов - полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.).
7.4. Организационная структура, обеспечивающая проведение производственного контроля:
7.4.1. Организационной структурой является экологическая служба предприятия.
7.4.2. Экологическая служба может представлять собой специализированное подразделение (отдел, бюро, группа и др.) или отдельное должностное лицо. Структура, штатная численность и состав экологической службы определяется в зависимости от видов деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, видов воздействий на окружающую природную среду, региональных особенностей состояния окружающей среды и требований к ее охране, необходимости ведения первичного учета по формам федерального статистического наблюдения и др.
8. Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы:
8.1. Перечень и характеристика образующихся отходов с описанием мест временного накопления отходов.
8.2. Сведения о производственных процессах как источниках образования отходов (представляются в текстовой форме или в виде блок-схем по каждому производственному участку).
8.3. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов.
8.4. Сведения о транспортировании отходов (рекомендуется указать каким автотранспортом осуществляется транспортирование отходов (собственным или арендованным), а так же сведения о заправке и мойке собственного автотранспорта).
9. Организационная система производственного контроля, обязанности и права должностных лиц, ответственных за организацию производственного контроля.
10. Кадровое обеспечение системы производственного контроля профессиональной подготовкой кадров (порядок проведения повышения квалификации).
11. Объекты и порядок проведения производственного контроля в области обращения с отходами:
11.1. При осуществлении производственного контроля в области обращения с отходами регулярному наблюдению подлежат нормируемые параметры и характеристики:
технологических процессов и оборудования, связанных с образованием отходов; систем удаления отходов; объектов временного хранения (складирования) отходов на промышленных площадках;
объектов захоронения отходов (полигоны), находящиеся в ведении природопользователя;
систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящиеся в ведении природопользователя.
12. Контроль соблюдения требований законодательства за деятельностью в области обращения с отходами (инспекционный контроль экологической службы предприятия) и планы-графики производственного контроля:
12.1. Порядок проведения мероприятий по инспекционному контролю экологической службы предприятия (далее - инспекционный контроль) устанавливается в корпоративных документах предприятия. Данный раздел содержит: состав лиц, уполномоченных на подписание поручений на проведение проверок;
форма распорядительного документа о проведении инспекционного контроля (приказ, распоряжение и т.д.);
порядок уведомления должностных лиц контролируемого объекта о проведении мероприятий по контролю;
права и обязанности должностных лиц экологической службы, уполномоченных осуществлять инспекционный контроль;
перечень документов, представляемых должностными лицами контролируемого объекта для инспекционного контроля;
права, обязанности и ответственность руководителей (ответственных сотрудников), контролируемого объекта (структурных подразделений), ответственность за противодействие проверке или отказ от оформления ее результатов;
особенности оформления актов проверки; требования к оформлению и хранению внутренних документов контролируемого объекта;
порядок и сроки информирования заинтересованных лиц о результатах проверки;
особенности оформления результатов инспекционного контроля, осуществляемого одновременно с экоаналитическим контролем соблюдения природоохранных нормативов воздействия на окружающую среду;
перечень мер воздействия, применяемых по отношению к нарушителям;
порядок оформления предложений об устранении выявленных нарушений;
порядок повторных проверок исполнения выданных предписаний и внесенных предложений).
13. Контроль соблюдения ограничений воздействий (экоаналитический контроль) и планы-графики его осуществления (объекты размещения отходов - полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.):
13.1. Экоаналитический контроль за соблюдением природоохранных нормативов воздействия на окружающую среду осуществляется непосредственно на источниках негативного воздействия на окружающую среду, входящих в состав контролируемого объекта.
13.2. Процедура проведения мероприятия по экоаналитическому контролю в общем виде должна включать следующие этапы:
установление нормативного значения контролируемого показателя воздействия на окружающую среду согласно разрешительной документации;
первичный осмотр источника негативного воздействия на окружающую среду и регистрация технологических параметров его работы в момент проведения проверки;
контроль правильности расположения точек отбора проб;
проведение прямых измерений или отбор проб в соответствии с требованиями методик выполнения измерений (далее - МВИ);
в случае отбора проб - их регистрация, консервация, транспортировка для анализа и лабораторный анализ;
в случае использования инструментальных методов, в том числе автоматических приборов непрерывного действия, - фиксация результата измерений;
в случае использования расчетных и расчетно-аналитических методов - фиксация технологических параметров работы источника воздействия, необходимых для проведения расчетов;
расчет фактических значений нормируемых параметров воздействия на окружающую среду и их сравнение со значениями, установленными в разрешительной документации;
оформление актов отбора проб и/или протоколов измерений.
14. Контроль функционирования систем и устройств природоохранного назначения и планы-графики его осуществления:
14.1. Процедура контроля работоспособности и эффективности систем и устройств природоохранного назначения должна включать следующие этапы:
установление нормируемых показателей работы систем и устройств природоохранного назначения в соответствии с технической документацией и первичный осмотр систем и устройств;
контроль правильности расположения точек проведения измерений (точек отбора проб) и их оснащения;
определение технологических параметров работы систем и устройств природоохранного назначения;
отбор проб на входе и выходе систем и устройств природоохранного назначения;
расчет показателей эффективности работы систем и устройств и сравнение с паспортными значениями).
15. Требования безопасности и предупреждение аварий при обращении с отходами. Контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами:
15.1. Содержание мероприятий по контролю при ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами определяется в оперативном порядке непосредственно после получения уведомления о аварийной ситуации и зависит от тяжести ситуации.
15.2. Оценка последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами, фактическому загрязнению объектов окружающей среды на производственной площадке и в пределах зоны влияния производственного объекта осуществляется по соответствующим нормативным документам с применением МВИ содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды, допущенных к применению в установленном порядке. Для оперативной оценки последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами, допускается применение методов экспрессного (индикаторного) анализа. Для анализа проб природных объектов, отобранных для оценки последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами, допускается привлечение сторонних лабораторий, в область аккредитации которых входят соответствующие виды измерений.
16. Привлечение сторонних аккредитованных организаций к осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами:
16.1. К осуществлению производственного контроля на договорных условиях могут привлекаться сторонние аккредитованные организации, функции которых включаются в соответствующие документы о производственном контроле.
16.2. Лаборатории, осуществляющие производственный контроль для сторонних организаций на договорной (контрактной) основе, подлежат обязательной аккредитации в системе аккредитации аналитических лабораторий (СААЛ).
16.3. Аккредитованные испытательные лаборатории проводят исследования (испытания) и измерения в пределах своей области аккредитации. Область аккредитации аналитических лабораторий, участвующих в экоаналитическом контроле, должна включать те виды измерений, которые предусмотрены планами-графиками производственного контроля.
17. Ответственность за ненадлежащую организацию производственного контроля.
К Порядку прилагаются:
1. Положение об экологической службе юридического лица (отдел, бюро, группа и др.).
2. Положения о структурных подразделениях, лабораториях или должностные инструкции ответственных лиц, участвующих в осуществлении производственного контроля.
3. Результаты производственного контроля (акты отбора проб, протоколы результатов измерений, иные документы юридического лица, конкретизирующие способы проведения производственного контроля на предприятии).
4. Карта-схема мест временного размещения (хранения) отходов.
5. Копии свидетельства о метрологической аттестации для собственных лабораторий или копии свидетельства об аккредитации лабораторий при влеченных для проведения мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
6. План обучения и аттестации специалистов, подлежащих профессиональной подготовке и аттестации в области обращения с отходами производства и потребления.
7. Приказ (распоряжение) о лицах, допущенных к обращению с опасными отходами.
8. Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I-IV класса опасности.
9. Сведения, подтверждающие соответствующую квалификацию лиц, осуществляющих производственный контроль или привлекаемых для участия в мероприятиях по контролю.
10. Копии паспортов опасных отходов I - IV классов опасности. Хозяйствующим субъектам, на стадии получения лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами, необходимо представлять перечень заявленных для выполнения работ в области обращения с отходами (с указанием наименования, класса опасности и кода отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов).
11. Копии свидетельств, подтверждающих класс опасности отходов.
12. Перечень организаций, принимающих отходы, наличие у них лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами, копии договоров на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации отходов с приложением лицензии.
13. Информация о наличии установок по обезвреживанию, переработке, утилизации отходов (справка).
14. Информация о наличии программы мониторинга состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) и (или) объектах захоронения отходов. Результаты мониторинга за предыдущий год.
15. Заключения государственной экологической экспертизы проектной документации на объекты длительного размещения и захоронения отходов I-V классов опасности.
16. Свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (для хозяйствующих субъектов, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов размещения отходов).
17. Сведения о результатах предыдущих проверок, проведенных органами государственного экологического надзора, и выданных предписаниях об устранении нарушений природоохранного законодательства.
18. Если хозяйствующий субъект выступает в качестве арендодателя части производственных территорий, помещений или оборудования и предоставляет арендатору право размещать отходы на собственных объектах, то отходы арендатора должны быть включены в Порядок арендодателя. В случае, если арендатор самостоятельно осуществляет деятельность по обращению с отходами, к Порядку прилагаются документы, подтверждающие эти обязательства арендатора.
19. Разрешительные документы:
лицензия на осуществление деятельности в области обращения с отходами;
информация о наличии проекта нормативов образования отходов с приложением копии титульного листа и выдержки из проекта;
документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Примечание:
Обеспечение сбора и вывоза отходов, образующихся в результате деятельности хозяйствующих субъектов, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, является элементом содержания общего имущества многоквартирного дома (пп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491).
Если организация размещает отходы в контейнеры управляющей организации на основании заключенного договора, это не является деятельностью по накоплению отходов в том смысле, который придается ей Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Именно такая позиция выражена в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 13 марта 2012 года N 1 5331 /11, рассматривавшего аналогичный спор.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.