Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
1.Социально-экономическое положение автономного округа
Программа является проектом переселения и будет реализована на всей территории автономного округа в соответствии с действующим законодательством автономного округа.
Автономный округ входит в состав Уральского федерального округа (далее - УрФО) и располагается в центральной части Западной Сибири.
Площадь территории автономного округа составляет 534,8 тыс. кв. км.
Предварительная оценка численности населения автономного округа на начало 2013 года составила 1583,9 тыс. чел. (3 место в УрФО и 27 место в Российской Федерации). Это самый крупный по численности населения регион, территория которого приравнена к районам Крайнего Севера.
Автономный округ характеризуется высокой степенью урбанизации. Доля городского населения на начало 2013 года составила 91,8 %.
В состав автономного округа входят 106 муниципальных образований, в том числе 13 городских округов, 26 городских и 58 сельских поселений.
По предварительным итогам 2012 года автономный округ сохранил свои лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации:
I место:
по производству электроэнергии,
по добыче нефти
II место:
по объёму промышленного производства,
по добыче газа,
по поступлению налогов в бюджетную систему Российской Федерации
III место:
по объёму инвестиций в основной капитал.
Автономный округ является основным нефтегазоносным регионом Российской Федерации и обеспечивает около 8 % мировой и 50 % российской добычи нефти.
Специфика экономики автономного округа - моноотраслевая с сырьевой направленностью.
Среди наиболее развивающихся отраслей экономики на сегодняшний день можно выделить: добычу полезных ископаемых, химическое производство, энергетику, а также строительство.
По основным видам промышленной продукции доля автономного округа в общем объеме производства Российской Федерации по итогам 2012 года составила:
нефть - 50,2 %;
газ - не менее 4,9 %;
электроэнергия - 8 %.
Ресурсы автономного округа обеспечивают энергетическую безопасность страны, создают необходимую базу для дальнейшего развития хозяйственного комплекса, лежат в основе ее экспортного потенциала.
По разведанным и подтвержденным запасам углеводородного сырья, возможностям добычи, состоянию производственной инфраструктуры и рентабельности освоения автономный округ остается на ближайшие десятилетия основной стратегической ресурсной базой углеводородного сырья России.
По предварительным данным автономного учреждения автономного округа "Научно-аналитический центр рационального недропользования имени В.И. Шпильмана" по итогам 2012 года добыча нефти на месторождениях автономного округа снизилась на 1,0 % и составила 259,9 млн. тонн. Объем добычи нефти прогнозируется в 2013 году в размере 255,2, в 2014 - 253,5, в 2015 - 250,9 млн. тонн соответственно.
Объем добычи газа природного и попутного составил 32,2 млрд. куб. м, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 2,4 %.
Организациями электроэнергетики автономного округа в 2012 году произведено электроэнергии 83,6 млрд. кВт. ч или 99 % к 2011 году.
С учетом прогнозируемого развития экономики автономного округа производство электроэнергии к 2015 году намечается в объеме 99,8 млрд. кВт. ч (117,1 % к 2011 году) и электропотребление внутреннего рынка увеличится до 66,5 млрд. кВт. ч (101,6 % к 2011 году).
Автономный округ не является по своим климатическим особенностям территорией благоприятного земледелия, численность сельского населения - 8,4 % от всего населения региона.
При этом именно в сельских населенных пунктах наиболее высокий уровень безработицы и низкая заработная плата. В целях создания равных стартовых возможностей для предпринимателей в сельских населенных пунктах в автономном округе проводится политика государственной поддержки агропромышленного комплекса и ставится задача по увеличению количества вновь создаваемых малых форм хозяйствования, самозанятости населения.
По итогам 2012 года эта задача решена. Объем продукции сельского хозяйства по оценке составил в действующих ценах 9,0 млрд. рублей. Индекс производства - 106,2 %.
В результате оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям из бюджетов всех уровней в 2012 году выделены средства в объеме около 1,6 млрд. рублей, в результате чего достигнуты положительные показатели практически по всем видам продукции, создано 57 крестьянских хозяйств и 699 новых рабочих мест.
В автономном округе создан мощный лесопромышленный комплекс, позволяющий перерабатывать и производить высококачественную лесопродукцию - более 130 лесозаготовительных и лесоперерабатывающих организаций.
В лесопромышленном комплексе в 2012 году произведено:
древесины необработанной 1 301,9 тыс. куб. м или 92,1 % по отношению к 2011 году;
пиломатериалов - 280,5 тыс. куб. м или 94,0 % по отношению к 2011 году.
Увеличился объем производства древесно-стружечной плиты на 14,6 % в результате выхода на 80 % проектной мощности открытого акционерного общества "Югра-плит", древесноволокнистой плиты средней плотности на 6,8 %, блоков дверных в сборе на 41,9 %.
В январе-декабре 2012 году в автономный округ по оценке инвестировано 669,9 млрд. рублей, при этом увеличение к уровню 2011 года в сопоставимых ценах составило 5,2 %. Основную долю в структуре инвестиций по источникам финансирования занимают собственные средства организаций -81,6 %, привлеченные средства - 18,4 %, в том числе бюджетные средства - 5,3 %.
В автономном округе внедряется стандарт деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (далее - Стандарт). Стандарт призван улучшить инвестиционный климат в автономном округе и, с учетом лучших региональных практик, создать необходимый минимум условий для увеличения притока инвестиций в автономный округ.
Главным приоритетом развития строительной индустрии автономного округа в прогнозном периоде является создание новых и техническое перевооружение существующих производств по выпуску строительных материалов, что является необходимым для обеспечения возрастающих объемов строительных работ в последующие годы в рамках реализации национальных проектов.
По итогам года объем ввода жилья составил 1021 тыс. кв. м.
В результате обеспеченность жильем среднестатистического гражданина автономного округа в 2012 году составила 19,6 кв. метров, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 0,6 м. В среднесрочном периоде на строительство жилья прогнозируется ежегодно направлять около 15 млрд. рублей, что позволит увеличить обеспеченность населения жильем в автономном округе в 2015 году до 20,9 кв. м.
Наиболее полная информация об истории, климатических условиях, общественно-политической жизни, экономическом развитии автономного округа представлена на едином официальном сайте государственных органов автономного округа: http://www.admhmao.ru.
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена государственная программа
Численность населения автономного округа составляет немногим более 1 % от общей численности населения Российской Федерации, в 2008 году (на конец года) она составила 1504,3*(1) тыс. человек, в 2009 году -1521,21 тыс. человек, в 2010 году численность населения с учетом окончательных данных проведенной в 2010 году всероссийской переписи населения составила 1537,1 тыс. человек.
Численность постоянного населения на 1 января 2012 года составила 1561,2 тыс. человек (48,9 % составляют мужчины и 51,1 % женщины), увеличившись за последние три года на 40,0 тыс. человек или на 2,6 %.
Средний возраст населения автономного округа на 1 января 2012 составил для обоих полов 33,8 года (2009 год - 33,9 года), для мужчин - 32,8 года (2009 год - 32,9 года), для женщин - 34,9 года (2009 год - 34,9 года) (в Российской Федерации - для обоих полов 39,2 лет, для мужчин - 36,5 лет, для женщин - 41,5 года).
Население автономного округа помолодело в 2011 году на 0,1 года по сравнению с 2009 годом. В ближайшей перспективе в соответствии с прогнозом социально-экономического развития автономного округа средний возраст населения будет увеличиваться, что может вызвать дефицит рабочей силы на рынке труда.
На начало 2012 года значение показателя численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте составило - 1061,3 тыс. человек, в последующие годы планового периода (до 2015 года) их число будет постепенно снижаться и к 2015 году составит 1047,78 тыс. человек. В связи с чем, в экономику автономного округа планируется привлечь около 45,0 тыс. человек - иностранных трудовых мигрантов.
В настоящее время 52,2 тыс. человек - работающие граждане, находящиеся за пределами трудоспособного возраста*(2). К базовому 2011 году численность трудовых ресурсов в 2015 году увеличится на 1,4 %.
Естественный прирост населения за 2011 год составил - 15325 человек, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 11,6 % (2009 год - 13733 человека, 2010 год - 14642 человека). За январь - декабрь 2012 года показатель естественного прироста составляет 17737 человек (январь - декабрь 2011 года - 15325 человек).
По данным Департамента экономического развития автономного округа на весь прогнозный период с 2012 по 2014 годы наблюдается стабильно высокий показатель естественного прироста и к 2014 году он составит 17351 человек.
Миграционный прирост населения за 2012 год составил 4999 человек (за 2011 год - 8779 человек).
Положительный миграционный прирост населения в автономном округе свидетельствует о достаточно высокой привлекательности автономного округа в пределах России и стран СНГ. Объяснением этого факта служат высокие доходы населения и развитая социальная политика в автономном округе.
По состоянию на 1 января 2013 года фактически на территории автономного округа пребывает 44,5 тыс. иностранных граждан, что на 25,8 % больше по сравнению с соответствующей датой 2011 года - 35,4 тыс. человек), временно проживает 6,7 тыс. иностранных граждан (на 1 января 2012 года - 6,6 тыс. граждан), постоянно - 5,8 тыс. человек (на 1 января 2012 года - 3,1 тыс. человек).
В целом демографическая ситуация, сложившаяся в автономном округе в 2011-2012 годы, имеет позитивный характер.
Ситуация на рынке труда автономного округа в течение 2010 - 2012 годов свидетельствует о положительных тенденциях. Реализуется комплекс мероприятий по обеспечению социальной стабильности, повышению занятости населения и защите от безработицы.
По данным обследования населения по проблемам занятости в последние три года среднегодовая численность занятых в экономике автономного округа имеет положительную динамику: 2009 год - 844,5 тыс. человек, 2010 год - 845,5 тыс. человек, 2011 год - 846,5 тыс. человек. В 2011 году численность занятого населения превысила среднегодовые данные 2009 года на 0,24 %, 2010 года - на 0,12 %.
Численность безработных по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) в среднем за 2011 год составила 57,0 тыс. человек и снизилась по сравнению с 2009 годом на 7,9 %, по сравнению с 2010 годом снизилась на 17,1 % (2009 год - 61,9 тыс. человек, 2010 год - 68,8 тыс. человек, 2011 год - 57,0 тыс. человек). Соответственно снизился уровень безработицы по МОТ и составил в среднем за 2011 год 6,3 % (2009 год - 6,8 %, 2010 год -7,5 %).
Положительные тенденции сохранились и в 2012 году. Об этом свидетельствует увеличение численности экономически активного населения и занятого населения автономного округа, снижение безработных и уровня безработицы по МОТ.
В среднем за октябрь - декабрь 2012 года численность экономически активного населения автономного округа по данным обследования населения по проблемам занятости населения составила 904,5 тыс. человек и увеличилась относительно аналогичного периода прошлого года на 1,1 тыс. человек (октябрь - декабрь 2011 года - 903,6 тыс. человек). При этом число занятых в экономике автономного округа увеличилось на 9,7 тыс. человек и составило 856,2 тыс. человек, число безработных по МОТ снизилось на 8,6 тыс. человек и составило 48,4 тыс. человек (октябрь - декабрь 2011 года - 846,5 тыс. человек и 57,0 тыс. человек соответственно). Уровень безработицы по МОТ снизился с 6,3 % в октябре - декабре 2011 года до 5,3 % в октябре - декабре 2012 года.
Ситуация на регистрируемом рынке труда автономного округа в 2012 году также сохраняла позитивную динамику и характеризовалась снижением: численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, численности официально зарегистрированных безработных, уровня регистрируемой безработицы, напряженности на рынке труда автономного округа.
Снижение численности граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, свидетельствует о снижении напряженности на рынке труда автономного округа. В 2012 году число граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, составило 49,6 тыс. человек и снизилось с предыдущим годом в 1,2 раза (2011 год - 60,1 тыс. человек).
Доля граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, в общей численности экономически активного населения автономного округа снизилась в 2012 году до 5,5 %, что также подтверждает стабилизацию ситуации на рынке труда автономного округа (в 2011 году - 6,6 %).
В 2012 году признано безработными 17,3 тыс. человек, что на 30,8 % меньше аналогичного показателя 2011 года (2011 год - 25,0 тыс. человек).
По состоянию на 31 декабря 2012 года (по сравнению с 1 январем 2012 года):
численность зарегистрированных безработных снизилась на 34,1 % и составила 5274 человека (на 1 января 2012 года - 7998 человек);
уровень регистрируемой безработицы снизился на 0,29 % и составил 0,58 % (на 1 января 2012 года - 0,87 %);
коэффициент напряженности на рынке труда по числу незанятых граждан на одну заявленную вакансию снизился до 0,4 (на 1 января 2012 года - 0,5);
спрос работодателей на рабочую силу снизился на 6,8 %, но при этом остается высоким и составил 20,6 тысяч свободных рабочих мест, что превышает число безработных граждан в 4 раза (на 1 января 2012 года - 22,1 тыс. единиц).
Развитие экономики автономного округа сопровождается ростом потребности работодателей в рабочей силе, повышением качества предлагаемых вакантных рабочих мест (с более высоким уровнем заработной платы и условий труда).
В 2012 году совокупный спрос на рабочую силу увеличился на 1,7 % и составил 126631 свободное рабочее место (2011 год - 124519 вакансий).
По видам экономической деятельности кадровая потребность организаций, заявленная работодателями в органы службы занятости населения автономного округа в 2012 году, сложилась в следующих пропорциях:
строительство - 32685 единиц или 25,8 % от всех заявленных в отчетном периоде вакансий (2011 год - 31,5 %);
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 15309 единиц или 12,1 % (2011 год - 9,9 %);
добыча полезных ископаемых - 13800 единиц или 10,9 % (2011 год -8,9 %);
оптовая и розничная торговля - 12571 единица или 9,9 % (2011 год -7,5 %);
транспорт и связь - 10862 единицы или 8,6 % (2011 год - 6,6 %);
здравоохранение и предоставление социальных услуг - 8492 единицы или 6,7 % (2011 год - 6,1 %);
образование - 7055 единиц или 5,6 % (2011 год - 6,5 %);
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 6789 единиц или 5,4 % (2011 год - 6,2 %);
обрабатывающие производства - 4425 единиц или 3,5 % (2011 год -4,5 %);
производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 2832 единицы или 2,2 % (2011 год - 1,9 %).
Отраслевая структура заявленной потребности в рабочей силе в 2012 году по сравнению с 2011 годом изменилась в сторону увеличения в сферах: операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, здравоохранение, производство и распределение электроэнергии, газа и воды; в сторону уменьшения потребности в сферах: строительство, образование, предоставление коммунальных и социальных услуг, обрабатывающие производства.
По категориям персонала (квалифицированные (неквалифицированные) рабочие/служащие) структура кадровой потребности организаций автономного округа сложилась в следующих пропорциях:
54,0 % (или 68335 рабочих мест) составляли вакансии по профессиям квалифицированных рабочих (2011 год - 49,4 %);
26,9 % (или 34080 рабочих мест) - вакансии по неквалифицированным рабочим местам (2011 год - 30,2 %);
19,1 % (или 24216 рабочих мест) - вакансии по должностям служащих (2011 год - 20,4 %).
По сравнению с предыдущим годом доля вакансий для замещения квалифицированных рабочих профессий увеличилась на 4,6 %, доли вакансий по неквалифицированным рабочим и должностям служащих снизились на 3,3 % и 1,3 % соответственно. Увеличение доли вакансий по квалифицированным рабочим профессиям свидетельствует об оживлении производственной сферы в экономике автономного округа.
В 2012 году сохраняется несоответствие спроса и предложения рабочей силы, наблюдаемое в предыдущие года, которое заключается как в территориальном, так и в профессионально-квалификационном дисбалансе.
Профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы выражается, с одной стороны, в недостатке квалифицированных кадров, с другой - в их переизбытке. Недостаток квалифицированных кадров наблюдался как в производственных, так и в непроизводственных отраслях. В производственных отраслях дефицит квалифицированных кадров наблюдался в строительстве, нефтедобыче, электроэнергетике, в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование.
На основе приведенного выше анализа сферы социально-экономического развития автономного округа, принятие Программы обусловлено необходимостью обеспечения динамично развивающейся экономики автономного округа квалифицированной рабочей силой, сбалансированности предложения и спроса регионального рынка труда.
3. Оценка готовности автономного округа к приему участников Государственной программы и членов их семей
Оценка готовности автономного округа к приему участников Государственной программы приведена в приложении 3 к Программе.
Рынок труда
Трудоустройство участников Государственной программы планируется на имеющиеся в региональном банке вакансии с учетом профессии (специальности) участника Государственной программы.
Возможности трудоустройства соотечественников, решивших переехать на постоянное место жительства в автономный округ, распределяются по нескольким направлениям трудоустройства:
на имеющиеся вакансии;
занятие предпринимательской деятельностью;
занятие агропромышленным производством.
Трудоустройство участников Государственной программы возможно у отдельных работодателей с предоставлением жилья по факту наличия таких вакансий на момент их обращения.
Наиболее полная информация об имеющихся вакансиях в автономном округе для трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей представлена на:
информационном портале Федеральной службы по труду и занятости (http://www.trudvsem.ru), где информация классифицируется по регионам, профессиям, размеру заработной платы, дополнительным условиям, включая возможность переезда;
информационном портале Департамента труда и занятости населения автономного округа: http://job.dznhmao.ru (раздел "Ищу работу", подраздел "Поиск вакансий");
официальном сайте Департамента труда и занятости автономного округа http://www.deptrud.admhmao.ru (раздел "Для граждан", подраздел "Банк вакансий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в разрезе центров занятости населения").
Возможности занятия предпринимательской деятельностью соотечественниками, переселяющимися в автономный округ, определяются Гражданским кодексом Российской Федерации.
На территории автономного округа созданы условия для развития собственного бизнеса, поэтому участники Государственной программы после получения гражданства Российской Федерации смогут воспользоваться мерами поддержки, предусмотренными государственными программами автономного округа, направленными на поддержку и развитие среднего и малого предпринимательства.
Государственной программой автономного округа "Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы" предусмотрено мероприятие "Содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации".
Этим мероприятием предусмотрено предоставление безработному гражданину субсидии из средств бюджета автономного округа на организацию собственного дела в размере 88,2 тыс. рублей. Кроме того, в случае создания им дополнительных рабочих мест для трудоустройства других безработных граждан предоставляется субсидия в размере 88,2 тыс. рублей за каждое дополнительно созданное рабочее место.
Безработный гражданин предварительно перед получением субсидии имеет право на получение государственной услуги, включающей выявление способностей и готовности к осуществлению предпринимательской деятельности с помощью тестирования, получение консультационных услуг по вопросам подготовки технико-экономического обоснования проекта (бизнес-плана).
Подпрограммой VII "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы" предусмотрено оказание грантовой поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства.
Гранты начинающим предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос).
При предоставлении грантов должны соблюдаться следующие условия:
гранты направляются вновь зарегистрированным и действующим менее 1 года субъектам малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы;
выделена приоритетная целевая группа субъектов малого предпринимательства - получателей грантов: зарегистрированные безработные, работники, находящиеся под угрозой массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпуска без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников), работники градообразующих предприятий, особая категория Субъектов, военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, субъекты молодежного предпринимательства, субъекты малого предпринимательства, относящиеся к социальному предпринимательству;
размер грантов не превышает 300 тысяч рублей на одного получателя поддержки;
гранты предоставляются при условии софинансирования начинающим субъектом малого предпринимательства расходов на реализацию проекта в размере не менее 15 % от размера получаемого гранта;
гранты предоставляются после прохождения претендентом обучения (не менее 48 академических часов), при наличии бизнес-проекта, оцениваемого Комиссией;
гранты могут предоставляться в денежной и в натуральной (предоставление в безвозмездное пользование основных средств, предоставление помещений в безвозмездное пользование и т.п.) формах.
С целью устойчивого развития агропромышленного комплекса и сельских территорий автономного округа, повышения конкурентоспособности продукции, произведенной на территории автономного округа разработана и утверждена государственная программа автономного округа "Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2014 - 2020 годах".
В рамках вышеназванной государственной программы предусмотрены меры государственной поддержки:
грантовая поддержка индивидуальным предпринимателям, физическим лицам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременная помощь на бытовое обустройство;
грантовая поддержка крестьянским (фермерским) хозяйствам, прошедшим конкурсный отбор, на развитие семейных животноводческих ферм;
грантовая поддержка индивидуальным предпринимателям, физическим лицам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременная помощь на бытовое обустройство;
субсидия юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, общинам коренных малочисленных народов Севера, а также гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность в автономном округе на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам);
субсидия юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), а также крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность в автономном округе на возмещение части затрат на улучшение почвенного плодородия;
субсидия юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), а также крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность в автономном округе на возмещение части затрат на приобретение оборудования и семени быков-производителей для проведения искусственного осеменения;
субсидия юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность в автономном округе на возмещение части стоимости приобретенных племенных животных;
субсидия юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, общинам коренных малочисленных народов Севера, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность в
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.