Правила
безопасности при перевозке взрывчатых материалов автомобильным транспортом
ПБ-13-78-94
(утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России
от 8 ноября 1994 г. N 57)
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 августа 2006 г. N 760 настоящие Правила признаны утратившими силу
1. Общие положения
1.1. Правила безопасности при перевозке взрывчатых материалов автомобильным транспортом устанавливают в дополнение к Единым правилам безопасности при взрывных работах специальные требования к технологическим перемещениям промышленных взрывчатых материалов (ВМ) автомобильным транспортом, независимо от ведомственной принадлежности подконтрольного Госгортехнадзору России предприятия-владельца*, по дорогам на земной поверхности в Российской Федерации и определяют основные положения по безопасной организации и техническому обеспечению перевозок. Перевозка ВМ должна осуществляться по исправным дорогам, отвечающим требованиям соответствующих строительных норм и правил.
1.2. К взрывчатым материалам промышленного назначения относятся взрывчатые и пиротехнические вещества и составы, а также взрывчатые изделия с ними, в том числе средства инициирования, снаряженные прострелочные и взрывные аппараты. При этом:
к взрывчатым веществам (ВВ) относятся химические вещества или смеси веществ, способные под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению с выделением большого количества тепло- и газообразных продуктов;
к пиротехническим веществам относятся индивидуальные вещества или смеси веществ, предназначенные для производства внешних эффектов (световых, тепловых, звуковых или реактивных) в результате недетонирующих экзотермических реакций;
к взрывчатым изделиям относятся изделия, содержащие одно или несколько взрывчатых или пиротехнических составов.
Примечание. Возможность и условия перевозки взрывчатого материала автомобильным транспортом указываются в решении Госгортехнадзора России о его допуске к испытаниям или применению.
1.3. Согласно ГОСТ 19433-88 и § 8 Единых правил безопасности при взрывных работах, а также другим нормативным, в том числе международным, документам промышленные взрывчатые материалы по степени опасности при перевозке относятся к классу 1. Класс 1 - взрывчатые материалы - подразделяется на подклассы, указанные в табл. 1.
Таблица 1
Подклассы взрывчатых материалов
1.4. Все ВМ по степени опасности при обращении с ними, в том числе при перевозке, подразделяются на группы, согласно табл. 2
Таблица 2
Классификация ВМ по степени опасности при обращении (перевозке)
Примечания.
1. Принадлежность конкретного ВМ к группе совместимости, а также подклассу определяется разработчиком, подтверждается организацией-экспертом по безопасности работ и в обязательном порядке указывается в стандартах или технических условиях (ТУ) и инструкциях (руководствах) по применению, а также в соответствующих решениях Госгортехнадзора России.
2. Взрывчатые материалы различных групп должны перевозиться раздельно.
Допускается совместная перевозка автомобильным транспортом ВМ групп В, С, D, Е, G, N и S при условии выполнения следующих требований:
а) ВМ одной группы совместимости, но разных подклассов можно перевозить совместно при условии применения к ним в целом мер безопасности как к ВМ, имеющим подкласс 1.1;
б) ВМ групп совместимости С, D и Е можно перевозить совместно при выполнении требований, установленных для подкласса с меньшим номером, отнесенного к группе совместимости Е (если перевозится груз этой группы) или С (при отсутствии ВМ группы Е);
в) ВМ группы совместимости S можно перевозить совместно с ВМ других указанных групп совместимости;
г) ВМ группы совместимости N, как правило, не должны перевозиться с ВМ других групп совместимости, кроме S. Однако, если ВМ группы совместимости N перевозятся с ВМ групп совместимости С, D и Е, то все они должны рассматриваться как имеющие группу совместимости D.
1.5. Наименования ВМ, их подклассы и группы совместимости приведены в приложении 1. Они могут уточняться в разрешениях Госгортехнадзора России и подлежат указанию в нормативной и эксплуатационной документации.
1.6. В специальном автомобиле, оснащенном средствами локализации взрыва (локализаторами), могут совместно перевозиться ВМ различных подклассов.
В отдельных случаях, с письменного разрешения главного инженера предприятия (шахты, рудника, карьера и т. п.), на автомобилях общего назначения, оборудованных для перевозки ВМ, допускается совместная перевозка взрывчатых материалов, в том числе взрывчатых веществ, средств инициирования, прострелочных и взрывных аппаратов со складов ВМ к местам работ, а также с базисных на расходные склады в количествах, установленных Едиными правилами безопасности при взрывных работах.
При этом детонаторы должны размещаться в передней части кузова автомобиля в специальном плотно закрывающемся ящике с внутренними войлочными, резиновыми, пенопластовыми или другими мягкими прокладками со всех сторон. Взрывчатые вещества следует размещать в конце кузова и отделять от ящиков с детонаторами способами, исключающими передачу детонации.
Пороха и перфораторные заряды при совместной перевозке должны находиться в заводской упаковке или размещаться в специальной таре (ящиках), исключающей удары и трение ВМ друг о друга. Ящики с порохом и зарядами должны размещаться на расстоянии не менее 0,5 м от других ВМ и прочно закрепляться.
1.7. Предприятия (организации), осуществляющие перевозку ВМ, должны иметь сертификаты на транспортные средства, соответствующие лицензиям на перевозку, и осуществлять страхование перевозимых грузов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Подготовка ВМ к перевозке. Упаковка. Маркировка. Знаки опасности
2.1. К перевозке автомобильным транспортом допускаются ВМ, изготовленные в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и упакованные в тару, предусмотренную стандартами или техническими условиями на ВМ.
Вид, тип и исполнение упаковки (тары) определяются разработчиком ВМ с учетом Рекомендаций по перевозке опасных грузов Комитета экспертов ООН и требований нормативных документов.
2.2. Грузоотправитель обязан подготовить ВМ к перевозке таким образом, чтобы обеспечивалась их транспортабельность, сохранность и безопасность транспортирования.
Упаковка (тара) должна быть исправной, закрыта, опломбирована и иметь соответствующую маркировку.
Находящиеся в таре ВМ следует укладывать и закреплять так, чтобы исключить их внутреннее перемещение.
2.3. Каждая грузовая единица, наряду с маркировкой, установленной нормативно-технической документацией на конкретные виды ВМ, и транспортной маркировкой по ГОСТ 14192-77 "Маркировка грузов", должна иметь маркировку согласно ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", а также ГОСТ 14839.20-77 "Вещества взрывчатые промышленные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение".
Взамен ГОСТ 14192-77 постановлением Госстандарта РФ от 18 июня 1997 г. N 219 введен в действие с 1 января 1998 г. ГОСТ 14192-96
2.4. Знаки опасности, наносимые на упаковку (тару), в зависимости от подкласса выполняются в соответствии с черт. 1 а, 1б, 1в, 1г приложения 2.
Способы и материалы для нанесения маркировки должны соответствовать ГОСТ 14192-77.
2.5. Перевозка порожней тары из-под ВМ как неопасного груза разрешается на общих основаниях после очистки и осмотра только при наличии в товарно-транспортном документе отметки "Тара очищена, безопасна" и подписи должностного лица организации, производившей ее осмотр (руководившего очисткой), с указанием его должности, а также даты подписания.
Тара из-под ВМ, содержащих жидкие нитроэфиры, кроме того, должна быть осмотрена на отсутствие следов эксудата и промыта щелочной водой.
Перевозка неочищенной тары запрещается.
3. Погрузка и выгрузка ВМ
3.1. Погрузка и разгрузка транспортных средств с ВМ должны выполняться с максимальной осторожностью в специально отведенных и оборудованных местах.
Перевозимый груз должен быть уложен таким образом, чтобы исключить падение, соударение упаковок с ВМ и удары их о борта кузова транспортного средства.
3.2. Загрузка транспортного средства ВМ должна осуществляться согласно схемам размещения и крепления груза, содержащимся в нормативно-технической документации, утвержденной уполномоченным на это руководителем соответствующей службы предприятия, осуществляющего перевозку. При этом груз должен быть расположен симметрично относительно продольной оси кузова и равномерно (по массе) по всей площади. Работы должны выполняться под непосредственным руководством и контролем ответственного за погрузку лица, назначенного приказом.
3.3. До сдачи груза к отправлению, а также в процессе погрузки ВМ должны быть тщательно осмотрены грузоотправителем с целью проверки правильности упаковки, качества тары, целостности пломб и печатей, соответствия указанных на грузе и в перевозочных документах данных, которые требуются нормативно-технической документацией на ВМ, в том числе маркировки и массы груза.
3.4. Порядок погрузки, перегрузки и выгрузки ВМ должен исключать возможность столкновения рабочих, выполняющих работы, или задевания их грузом.
3.5. При раздельной перевозке ВМ загрузка специальных и специализированных автомобилей (см. раздел 6) допускается до полной грузоподъемности**, за исключением детонаторов, загрузка которых во всех случаях разрешается не более чем на две трети грузоподъемности и не более двух ящиков по высоте.
При совместной перевозке ВВ и СИ или СИ и ПВА загрузка автомобиля также не должна превышать 2/3 его грузоподъемности.
Ящики с ВМ должны укладываться плашмя, плотно друг к другу, мешки - клетью или вертикально, но не выше уровня бортов и покрываться специально предназначенной для этого тканью.
В случае перевозки ВМ в допущенных для этих целей специальных контейнерах последние могут выступать над уровнем бортов автомобиля.
Разрешается перевозка ВМ без упаковки со складов до мест взрывания в зарядных машинах, допущенных для этих целей Госгортехнадзором России.
3.6. Транспортные средства, предназначенные для перевозки ВМ, должны подаваться к местам погрузки (разгрузки) по одному в соответствии с требованиями инструкции по проведению погрузочно-разгрузочных работ, утвержденной руководителем предприятия. Ожидающие погрузку и загруженные автомобили должны находиться от мест погрузки (разгрузки) на расстоянии не менее 100 м и размещаться в разных местах. Груженые автомобили не должны задерживаться возле производственных зданий.
3.7. На время погрузочно-разгрузочных работ двигатель автомобиля, кроме зарядных машин в период заряжания скважин, должен быть выключен, автомобиль заторможен ручным тормозом, под колеса установлено не менее 2 противооткатных упоров, а водитель обязан покинуть кабину.
3.8. При перевозке ВМ, подлежащих частичной разгрузке или загрузке в пути следования, каждая партия взрывчатых материалов должна быть укреплена отдельно.
3.9. Запрещается применять для закрепления и покрытия груза легковоспламеняющиеся материалы.
3.10. Запрещается курить ближе 50 м от ВМ, предназначенных для погрузки-разгрузки, а также во время проведения погрузочно-разгрузочных работ с ними.
4. Порядок выбора и согласования маршрута перевозки ВМ
4.1. Выбор маршрута перевозки ВМ осуществляется предприятием, организующим их транспортирование.
4.2. При выборе маршрута перевозки необходимо руководствоваться следующим:
маршрут, по возможности, не должен проходить через населенные пункты и вблизи промышленных объектов, зон отдыха, природных заповедников и архитектурных памятников, объектов исторического и культурного наследия федерального значения;
в случае перевозки ВМ внутри крупных населенных пунктов маршрут, по возможности, не должен проходить вблизи зрелищных, культурно-просветительных, учебных, дошкольных и лечебных заведений;
в маршруте перевозки необходимо указывать места стоянок, заправок топливом и опасные участки дорог (опасные участки дороги указываются органами госавтоинспекции, согласовывающими маршрут перевозки; при этом должны учитываться ограничения на движение транспортного средства).
4.3. Маршруты перевозок ВМ подлежат подтверждению с последующим согласованием органами госавтоинспекции, на территории обслуживания, которых находятся предприятия, осуществляющие перевозку, или в которых временно зарегистрированы транспортные средства, перевозящие ВМ.
Для получения подтверждения маршрута предприятие, перевозящее ВМ, направляет соответствующему региональному органу госавтоинспекции сведения согласно перечню, приведенному в приложении 3. При этом должно обеспечиваться выполнение следующих требований:
а) при начале маршрута перевозки ВМ на территории республики (края, области) он подлежит подтверждению ГАИ УВД администрации республики (края, области). В случае продолжения маршрута по территории другой республики (края, области) подтверждение испрашивается также у соответствующего органа ГАИ УВД;
б) при начале и прохождении маршрута перевозки ВМ в пределах района, не входящего в состав города, сведения для получения подтверждения маршрута направляются в ГАИ ОВД администрации района;
в) при начале и прохождении маршрута перевозки в пределах города сведения для подтверждения маршрута следует направлять в ГАИ УВД (ОВД) администрации города.
Органы госавтоинспекции в 10-дневный срок после получения указанных сведений высылают предприятию подтверждение уточненного маршрута перевозки с указанием сведений, перечисленных в приложении 3 к настоящим Правилам, или отказ с обоснованием.
На основании данных, содержащихся в подтверждении(ях), предприятие заполняет бланк(и) маршрута(ов) перевозки в трех экземплярах по форме согласно приложению 4 и вместе с документами, перечисленными в п. 4.4 настоящих Правил, направляет его в соответствующий орган госавтоинспекции для согласования.
При этом орган госавтоинспекции по месту расположения предприятия, осуществляющего перевозку ВМ, или месту временной регистрации транспортного средства, перевозящего ВМ, согласовывает маршрут перевозки взрывчатых материалов в пределах обслуживаемой территории только после представления заинтересованным предприятием копий согласованных маршрутов перевозки по всему намеченному пути движения.
Срок действия отдельного согласованного маршрута не должен превышать 12 месяцев.
4.4. В число документов, подлежащих дополнительному представлению в органы госавтоинспекции для согласования отдельного маршрута перевозки ВМ, входят:
копия разрешения органа внутренних дел на перевозку конкретных ВМ (с указанием срока перевозки);
копия разрешения Госгортехнадзора России на применение (испытание) каждого ВМ;
настоящие Правила;
копия свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке ВМ (см. п. 4.5) по форме согласно приложению 5.
Копии документов должны быть заверены в установленном порядке.
4.5. Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке ВМ выдается органом госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства либо по месту его временного учета.
4.6. Первые экземпляры согласованных маршрутов перевозки вместе с подтверждениями органов ГАИ о возможности прохождения транспортного средства с ВМ по другим регионам хранятся в органах госавтоинспекции, согласовавших маршруты, вторые - на предприятии, осуществляющем перевозку, третьи находятся у лица, ответственного за перевозку (см. п. 8.1), а при его отсутствии - у водителя.
4.7. В случае возникновения обстоятельств, требующих изменения согласованного маршрута, предприятие, осуществляющее перевозку ВМ, заблаговременно обязано согласовать новый с органом госавтоинспекции, согласовавшим прежний маршрут перевозки.
4.8. При проведении экстренных аварийно-спасательных работ, а также работ по ликвидации аварийных ситуаций перевозка ВМ может осуществляться без согласования маршрутов при наличии письменного разрешения первого руководителя предприятия - отправителя ВМ. О принятом решении органы госавтоинспекции заранее информируются по телефону для содействия скорейшему и безопасному проезду транспортных средств. Дата согласования с органами ГАИ, фамилия и должность работника ГАИ, согласовавшего перевозку, также указываются в разрешении руководителя предприятия - отправителя ВМ. Его подпись должна быть подтверждена в установленном порядке.
Количество одновременно перевозимых ВМ не должно превышать необходимого для ликвидации конкретной аварийной ситуации.
5. Организация передвижения транспортных средств при перевозке ВМ
5.1. Передвижение транспортных средств с ВМ должно осуществляться согласно маршруту перевозки в соответствии с требованиями Правил дорожного движения и настоящих Правил.
5.2. При перевозке ВМ скорость транспортных средств ограничивается Правилами дорожного движения. При хорошей видимости и нормальном состоянии дороги скорость не должна превышать 60 км/час.
При ухудшении видимости или состояния проезжей части дороги (пыль, туман, снегопад, дождь, гололед и т. п.) скорость движения должна быть уменьшена до значения, обеспечивающего безопасность движения.
5.3. При перевозке ВМ колонной между входящими в нее транспортными средствами необходимо соблюдать следующие дистанции:
при движении по горизонтальному участку дорог - не менее 50 м;
при движении в горной местности - не менее 300 м.
5.4. Во избежание буксования на грязной, вязкой и скользкой дороге на колеса транспортного средства должны быть надеты цепи противоскольжения или другие приспособления.
5.5. Транспортное средство, перевозящее ВМ, должно быть обеспечено топливом на весь путь следования без дозаправки.
При невозможности выполнения этого требования допускается проводить дозаправку топливом вне очереди на передвижных автозаправочных станциях (ПАЗС) или на автозаправочных станциях (АЗС) общего пользования в местах, указанных в маршруте перевозки.
Заправка на АЗС общего пользования осуществляется в соответствии с Правилами технической эксплуатации стационарных и передвижных автозаправочных станций (п. 12.19 "Заправка автомашин, груженных горючими или взрывоопасными грузами, производится на специально оборудованной площадке, расположенной на расстоянии не менее 24 м от АЗС, нефтепродуктами, полученными на АЗС в металлические канистры или через ПАЗС, специально выделенную для этих целей").
Дозаправка груженых ВМ газобалонных автомобилей не допускается.
5.6. При перевозке ВМ запрещается: остановка под линиями электропередачи;
остановка на мостах (под мостами) и в тоннелях;
преднамеренная остановка и стоянка в населенных пунктах.
Стоянки для отдыха указываются в маршруте перевозки и должны находиться вне населенных пунктов и в стороне от проезжих дорог - не ближе 100 м от дороги и 200 м от жилых строений и мест скопления людей (согласно специальному указанию - в случаях перевозки конверсионных изделий с ВВ в металлических оболочках). При этом остановка транспорта с ВМ вблизи любого другого транспортного средства запрещается.
5.7. Застигнутый грозой транспорт с ВМ должен быть остановлен на открытом месте на расстоянии не менее 200 м от леса и жилья. Автомашины следует располагать не ближе 50 м друг от друга. Люди, кроме необходимой охраны, на время грозы должны быть удалены от транспорта на расстояние не менее 200 м.
При невозможности выполнения этих требований лицо, ответственное за перевозку ВМ, принимает необходимые меры безопасности по своему усмотрению.
5.8. Запрещается стоянка транспортных средств с ВМ в гаражах, а также в иных не предназначенных для этих целей помещениях.
5.9. При переправах на паромах через реки и озера транспортные средства с ВМ должны перевозиться в первую очередь. В таких случаях присутствие на пароме других грузов и пассажиров запрещается.
5.10. Запрещается проезд автомобилей с ВМ ближе 300 м от пожаров и менее 50 м от "факелов" на нефтегазовых промыслах.
5.11. При выполнении взрывных работ в населенных пунктах ВМ должны перевозиться специализированными автомобилями с кузовом типа "фургон" (см. пп. 6.1, 6.10), а с 2000 года - только на специальных автомобилях.
5.12. При перевозке ВМ колонной транспортных средств, состоящей из 5 и более автомобилей, обязательно сопровождение автомобилем прикрытия.
Автомобиль прикрытия должен двигаться впереди сопровождаемых транспортных средств. При этом по отношению к сопровождаемым автомобиль прикрытия должен двигаться уступом с левой стороны таким образом, чтобы его габарит по ширине выступал за левый габарит сопровождаемых транспортных средств.
На автомобилях, перевозящих ВМ, в дневное время должны быть включены фары ближнего света.
5.13. Автомобиль прикрытия оборудуется проблесковым маячком желтого цвета, включение которого является дополнительным средством информации и не дает права преимущественного проезда.
5.14. При перевозке ВМ колонной, состоящей из 5 и более автомобилей, в ее составе, помимо автомобиля прикрытия, обязательно наличие резервного транспортного средства, приспособленного для перевозки ВМ. Резервное транспортное средство следует размещать в конце колонны.
6. Требования к техническому состоянию транспортных средств, перевозящих ВМ
6.1. ВМ могут перевозиться специальными, специализированными автомобилями*** и автомобилями общего назначения, приспособленными для этих целей, работающими на жидком или газообразном топливе.
При отсутствии проезжих дорог допускается перевозка ВМ тракторами или другим гусеничным транспортом. Способ перевозки, а также порядок оборудования таких транспортных средств с учетом специфических условий должны быть согласованы с Госгортехнадзором России.
6.2. У автомобилей, предназначенных и оборудованных для перевозки ВМ, а также автомобилей общего назначения, систематически (более двух раз в неделю) используемых для этих целей, выпускная труба глушителя должна быть вынесена в правую сторону перед радиатором.
Если расположение двигателя не позволяет провести такое переоборудование, допускается выводить выпускную трубу в правую сторону вне зон кузова (цистерны) и топливной коммуникации. В этом случае, а также при разовых перевозках ВМ на автомобилях общего назначения необходимо устанавливать на выпускную трубу искрогаситель серийного производства или изготовленный по технической документации, разработанной специализированной организацией, прошедший соответствующую экспертизу.
6.3. Перевозка ВМ на автосамосвалах запрещается.
В исключительных случаях по письменному разрешению руководителя предприятия, осуществляющего перевозку, допускается транспортирование тротила, аммиачноселитренных ВВ, в том числе с содержанием жидких нитроэфиров не свыше 15%, детонирующего и огнепроводного шнуров на автосамосвалах, не оборудованных системой подогрева кузова, при надежном креплении кузова, исключающем его опрокидывание, с установкой на выпускную трубу искрогасителя.
6.4. ВМ, за исключением детонаторов и дымного пороха, могут перевозиться на автоприцепах. При этом перевозка ВМ на одноосных прицепах, а также прицепах, не имеющих жесткой сцепки и тормозов, запрещается.
Допускается перевозка ВМ в специализированных фургонах-прицепах, комплектуемых со специальными автомобилями.
6.5. Металлические части кузова (днища и борта) автомобилей и автоприцепов, перевозящих ВМ, должны быть покрыты сплошным настилом из трудновоспламеняющегося материала, исключающего искрообразование. Дерево, применяемое для изготовления настила, необходимо пропитывать огнезащитным составом, рекомендованным специализированной экспертной организацией по безопасности работ.
6.6. Двигатель автомобиля, перевозящего ВМ, должен работать в нормальном режиме.
6.7. Топливный бак (кроме газовых баллонов) необходимо оборудовать металлическими щитками со стороны передней и задней стенок, а со стороны днища устанавливать стальную сетку с ячейками размером 10х10 мм (перфорированный лист); расстояние от топливного бака до щитков и сетки должно быть не менее 20 мм.
Топливный бак должен быть удален от двигателя, электрических проводов и выпускной трубы так, чтобы в случае утечки горючего оно выливалось непосредственно на землю.
6.8. Электрическое оборудование транспортных средств, перевозящих ВМ, должно отвечать следующим требованиям:
номинальное напряжение не должно превышать 24 В;
электрические цепи должны быть защищены от повышенных токов предохранителями заводского изготовления и размыкающим выключателем, приводимым в действие из кабины водителя;
электропроводка должна иметь надежную изоляцию, исключающую короткое замыкание, прочно крепиться и располагаться таким образом, чтобы она не могла быть повреждена от ударов и трения о части автотранспортного средства, а также была защищена от теплового воздействия выпускной системы;
электропроводка должна быть выполнена из проводов с бесшовной оболочкой, не подвергающейся коррозии.
6.9. Автомобиль необходимо оборудовать зеркалами заднего вида с обеих сторон. Водитель и лицо, сопровождающее груз, обязаны наблюдать за состоянием груза и немедленно принимать меры к устранению неисправностей, возникающих в пути следования.
6.10. У транспортного средства с кузовом типа "фургон", перевозящего ВМ, кузов должен быть полностью закрытым, прочным, не иметь щелей, внутренней электропроводки и отделяться от кабины водителя промежутком не менее 150 мм. Дерево, применяемое для изготовления кузова, необходимо пропитывать огнезащитным составом (см. п. 6.5). Для внутреннего покрытия следует использовать материалы, не вызывающие искр. Запрещается применять материалы, способные образовывать опасные соединения с перевозимым грузом.
Дверь фургона должна быть расположена с правой стороны автотранспортного средства. Допускается устройство двери в задней стенке фургона при условии оборудования сигнализацией, выведенной в кабину автомобиля и срабатывающей при открывании двери. Дверь должна запираться на внутренний замок и иметь приспособление, препятствующее ее открыванию в случае выхода замка из зацепления. Для внутреннего освещения фургона необходимо использовать светильник, плафон которого должен устанавливаться в верхней части передней стенки кузова с наружной электропроводкой, проложенной в защитном кожухе.
В автомобиле типа "передвижной склад ВМ" должны быть оборудованы рабочее место заведующего складом (раздатчика), а в переднем правом углу фургона - отсек для средств инициирования с дверью, открывающейся наружу.
Кузов специального автомобиля должен представлять собой конструкцию повышенной прочности, исключающую прострел пулей, и иметь встроенную систему пожаротушения. Окраска и оборудование кузова специального автомобиля должны соответствовать нормативно-технической документации.
6.11. Если в качестве покрытия открытых кузовов автомобилей, предназначенных для перевозки ВМ, используется ткань, то она должна быть трудновоспламеняющейся, непромокаемой, хорошо натянутой и перекрывать борта кузова не менее чем на 200 мм. Ткань должна закрепляться на специальных крюках и петлях, установленных на всех бортах кузова.
6.12. Техническое состояние и оборудование транспортных средств, перевозящих ВМ, должны отвечать требованиям правил и руководств по их технической эксплуатации с учетом необходимости охраны окружающей среды.
6.13. Каждое транспортное средство, предназначенное для перевозки ВМ, комплектуется:
красным флажком, прикрепляемым с левой стороны кабины;
противооткатными упорами, размеры которых должны соответствовать типу транспортного средства;
тремя огнетушителями вместимостью не менее 5 л каждый;
трудновоспламеняющейся непромокаемой тканью;
набором инструментов для мелкого (аварийного) ремонта транспортного средства;
мигающим фонарем красного цвета или знаком аварийной остановки;
двумя знаками "Въезд запрещен";
аптечкой;
комплектом цепей противоскольжения. Необходимость укомплектования цепями противоскольжения автомобилей с двумя или более ведущими мостами определяется техническим руководителем предприятия, осуществляющего перевозку ВМ.
В случае перевозки пиротехнических составов и изделий транспортное средство комплектуется лопатой и запасом сухого песка в количестве не менее 50 кг.
6.14. Перевозка ВМ на неисправных транспортных средствах, а также при наличии в кузовах посторонних изделий и материалов запрещается.
6.15. Ответственным лицом транспортного цеха (гаража), назначенным приказом, перед выпуском в рейс транспортного средства, предназначенного для перевозки ВМ, должно быть проверено его техническое состояние в присутствии водителя и в путевом листе сделана подтвержденная подписью отметка: "Автомобиль проверен, исправен и пригоден для перевозки ВМ". При отсутствии указанной записи выдача ВМ для перевозки запрещается. Перечень подлежащих проверке показателей технического состояния транспортного средства утверждается техническим руководителем предприятия.
На предприятиях (в организациях), ведущих взрывные работы (работы с ВМ), лица, ответственные за выпуск транспортного средства в рейс, должны быть аттестованы комиссией предприятия с участием представителей органов госгортехнадзора и ГАИ (по согласованию).
6.16. Транспортные средства, перевозящие ВМ, должны дважды в год представляться госавтоинспекции на техосмотр.
Техническое обслуживание транспортных средств, допущенных к перевозке ВМ, должно проводиться в установленном порядке, в том числе в автотранспортном цехе (гараже) предприятия, согласно требованиям эксплуатационной документации.
7. Требования к водителям транспортных средств, перевозящих ВМ
7.1. К вождению транспортных средств, на которых перевозятся ВМ, допускаются лица, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя не менее 3 лет и удостоверение соответствующей категории на право управления транспортным средством. Водитель должен пройти подготовку по специальной типовой (примерной) программе, разработанной Минтрансом России с участием заинтересованных министерств и ведомств, а также медицинский контроль. С ним должен быть проведен инструктаж по безопасности при перевозке ВМ. Инструктаж проводится при каждом изменении условий перевозки ВМ, но не реже одного раза в полугодие.
Примечание. Отметка о прохождении водителем специальной подготовки, инструктажа и медицинского контроля делается в свидетельстве по форме согласно приложению 6. Сроки прохождения медицинского переосвидетельствования определяются Минздравом России.
7.2. При перевозке ВМ водитель транспортного средства обязан соблюдать настоящие Правила и Правила дорожного движения.
7.3. В случае, когда при междугородных перевозках водитель вынужден управлять автомобилем более 12 часов, в рейс направляются два водителя.
7.4. Водитель, выполняющий перевозку ВМ, кроме документов, перечисленных в Правилах дорожного движения, обязан иметь при себе:
маршрут перевозки (по форме согласно приложению 4);
свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке ВМ (по форме согласно приложению 5);
свидетельство о допуске водителя к перевозке ВМ (по форме согласно приложению 6);
соответствующую(ие) аварийную(ые) карточку(и) и информационную таблицу (по формам согласно приложениям 7 и 8).
В путевом листе, выданном водителю, должен указываться маршрут перевозки и условный номер ВМ (номер по списку ООН). В верхнем левом углу путевого листа красным цветом выполняется отметка "Опасный груз".
7.5. При перевозке ВМ водителю запрещается отклоняться от установленных маршрута, мест стоянок и превышать установленную скорость движения.
7.6. В случае вынужденной остановки водитель, кроме обозначения согласно Правилам дорожного движения места остановки, на расстоянии 100 м спереди и сзади от транспортного средства должен установить знаки "Въезд запрещен", а также принять меры к его эвакуации за пределы дороги. При невозможности съезда с дороги разрешается останавливать транспортное средство на обочине, но не ближе 200 м от населенных пунктов.
7.7. При поломке автомобиля и невозможности устранения технической неисправности своими силами водитель должен принять меры для сообщения о месте вынужденной стоянки в органы госавтоинспекции и вызова технической помощи с автотранспортного предприятия или предприятия-отправителя (получателя).
7.8. В случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) водитель должен действовать в соответствии с Правилами дорожного движения. Кроме того, он обязан:
при необходимости, принять меры для вызова пожарной охраны и скорой медицинской помощи;
осуществить необходимые меры, указанные в соответствующей аварийной карточке;
обозначить место ДТП согласно п. 7.6 настоящих Правил;
по возможности, не допускать посторонних лиц к месту ДТП;
при прибытии на место ДТП представителей органов внутренних дел и здравоохранения проинформировать их об опасности и принятых мерах, предъявить транспортные документы на перевозимый груз.
7.9. Во время движения по маршруту перевозки водитель обязан осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства, а сопровождающее лицо - за креплением груза в кузове и сохранностью маркировки и пломб и выполнять обязанности, предусмотренные п. 8.5 настоящих Правил.
7.10. При управлении транспортным средством с ВМ водителю запрещается:
резко начинать движение и тормозить;
буксировать неисправные автомобили;
двигаться с выключенными сцеплением, коробкой передач и двигателем;
курить, а также допускать применение открытого огня ближе 100 м от ВМ;
отлучаться (при отсутствии сопровождающего лица) от транспортного средства без крайней необходимости (перечень таких ситуаций должен быть определен на предприятии и доведен до всех водителей под роспись).
7.11. Запрещается присутствие на транспортном средстве с ВМ грузов, не предусмотренных документацией, а также посторонних лиц, не связанных с перевозкой ВМ.
Во время перевозки ВМ нахождение людей и ВМ в одном отсеке кузова автомобиля не допускается. В исключительных случаях, по согласованию с местными органами госгортехнадзора и внутренних дел, в открытом кузове могут находиться лица, сопровождающие груз, для которых оборудуются безопасные и удобные для сидения места.
8. Охрана и сопровождение транспортных средств с ВМ
8.1. При перевозке ВМ должны быть назначены сопровождающие лица: ответственный за транспортировку груза представитель предприятия - лицо, имеющее право руководства взрывными работами или их производства, либо заведующий складом ВМ (раздатчик), а также охрана, вооруженная огнестрельным оружием.
Сопровождающие лица обязаны иметь документы, удостоверяющие право на участие в перевозках ВМ по данному маршруту; их фамилия, имя, отчество и должность (профессия) указываются в путевом листе.
8.2. Транспортные средства с ВМ на всем пути следования, при стоянках и погрузочно-разгрузочных работах должны находиться под непрерывной вооруженной охраной и наблюдением сопровождающих лиц.
8.3. При перевозке ВМ на одном транспортном средстве ответственное за транспортировку лицо может одновременно выполнять и функции охраны. В случае перевозки ВМ на двух и более транспортных средствах охрана выделяется в обязательном порядке. При этом ответственное за перевозку лицо должно находиться на переднем автомобиле, а лицо охраны - на последнем. Первый и последний автомобили должны иметь между собой надежную радиосвязь.
При перевозке ВМ колонной водители автомобилей, на которых не находятся сопровождающее груз лицо или охрана, обязаны расписаться за принятие ВМ к перевозке в документе произвольной формы, находящемся у ответственного лица.
8.4. Лицо, ответственное за перевозку, и охрана обязаны знать свойства и особенности груза, иметь навыки обращения с ним, в том числе при возможных аварийных ситуациях, и должны быть обеспечены установленными средствами индивидуальной защиты.
8.5. Ответственное за перевозку ВМ лицо в пути следования обязано следить за соблюдением правил и маршрута перевозки. Охрана должна обеспечить сохранность груза.
8.6. В случае дорожно-транспортного происшествия лицо, ответственное за перевозку ВМ, должно руководить действиями водителя и охраны.
8.7. При вынужденной остановке транспортного средства с ВМ (техническая неисправность, нарушение укладки груза и т. п.) сопровождающие лица обязаны действовать в соответствии с требованиями настоящих Правил.
9. Система информации об опасности
9.1. Система информации об опасности (СИО) должна содержать сведения об опасности при движении транспортного средства с ВМ и определять меры по ликвидации возможных последствий дорожно-транспортных происшествий и аварийных ситуаций.
9.2. СИО должна включать:
аварийную карточку (по форме согласно приложению 7);
информационную таблицу (образец таблицы приведен в приложении 8).
9.3. Аварийная карточка заполняется грузоотправителем (грузополучателем) по единой форме для грузов каждого подкласса; она в обязательном порядке прилагается к перевозочным документам и находится на транспортном средстве.
9.4. Информационные таблицы изготовляются грузоотправителем (грузополучателем) и предоставляются водителю для установки на транспортное средство. При необходимости таблицы СИО могут изготовляться грузоперевозчиками.
9.5. Информационные таблицы устанавливаются только на транспортные средства, загруженные ВМ.
9.6. Габаритные размеры информационных таблиц СИО должны соответствовать образцу (приложение 8).
При изготовлении и окраске таблиц необходимо соблюдать следующие требования:
фон левой части таблицы должен быть белым с оранжевым фоном размещенного на ней знака опасности;
фон граф (участков) таблицы с указанием кода экстренных мер (КЭМ) и условного номера (или N ООН) - оранжевый;
символ, слово "взрывается" и номер подкласса ВМ на знаке опасности следует выполнять черным цветом;
окантовка таблицы, разделительные линии граф (участков), КЭМ, условный номер (N ООН) должны выполняться черным цветом;
цифры и буквы КЭМ, условного номера (N ООН) должны иметь толщину 15 мм, на знаке опасности - не менее 3 мм;
надписи и окантовку знаков опасности следует выполнять черным цветом, окантовка знака наносится на расстоянии 5 мм от кромок линии, имеющей толщину не менее 5 мм;
толщина окантовки рамки и разделительных линий таблицы должна составлять 15 мм;
при написании буквенно-цифрового кода экстренных мер сначала указываются цифры, а затем буквы.
Цифрами обозначается КЭМ при пожаре, буквой - КЭМ по защите людей, находящихся в пределах опасной зоны.
Код экстренных мер, распространяющийся на перевозку ВМ:
1 - "Воду не применять! Применять сухие огнетушащие средства!";
2 - "Применять водяные струи!";
4 - "Применять пену или составы на основе хладонов!";
Э - "Необходима эвакуация людей!".
9.7. В случае ДТП или возникновения аварийной ситуации при перевозке ВМ мероприятия по ликвидации последствий должны осуществляться согласно указаниям аварийной карточки и КЭМ по информационной таблице.
9.8. Информационные таблицы СИО необходимо располагать на транспортном средстве спереди и сзади перпендикулярно его продольной оси.
Спереди таблицу следует устанавливать на правой стороне бампера. Она не должна выступать за габаритные размеры бампера в правую сторону и вниз, а также не должна перекрывать номерной знак транспортного средства.
Сзади таблицу необходимо устанавливать на стенке кузова в пределах ее габаритов, не перекрывая номерной знак и внешние световые приборы.
Для крепления информационных таблиц на транспортном средстве последнее должно быть оборудовано специальными устройствами, обеспечивающими надежную фиксацию таблиц.
9.9. В случае совместной перевозки различных ВМ на одном транспортном средстве на нем должна быть установлена таблица СИО, характеризующая наиболее опасный вид взрывчатых материалов.
10. Ответственность за нарушение правил безопасности при перевозке взрывчатых материалов автомобильным транспортом
10.1. Обязанности и ответственность должностных лиц и персонала в части соблюдения Правил безопасности при перевозке ВМ автомобильным транспортом должны определяться в Положении о руководстве взрывными работами на предприятии, в должностных инструкциях инженерно-технических работников и инструкциях по охране труда рабочих. Все указанные лица несут в установленном законодательством порядке ответственность за нарушение настоящих Правил и разработанных в соответствии с ними документов.
10.2. Выдача должностными лицами указаний или распоряжений, вынуждающих подчиненных нарушать требования настоящих Правил, самовольное возобновление перевозки ВМ, запрещенной контролирующими органами, а также непринятие мер по устранению нарушений, которые допускаются в их присутствии, являются грубейшим нарушением установленного порядка транспортирования ВМ.
11. Перечень руководящих документов
1. Инструкция по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. МВД СССР, 1985.
2. Правила дорожного движения. М., НИП 2Р, 1993.
3. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Издание ООН, Нью-Йорк, 1990.
4. Правила международной перевозки опасных грузов по дорогам (ADR). М., 1994.
5. Рекомендации по перевозке опасных грузов. Издание ООН, Нью-Йорк, 1990.
6. Единые правила безопасности при взрывных работах. М., НПО ОБТ, 1992.
7. ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка".
8. ГОСТ 14192-77 "Маркировка грузов".
9. ГОСТ 14839.20-77 "Вещества взрывчатые промышленные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение".
_____________________________
* Кроме предприятий Госкомоборонпрома России.
** Полная грузоподъемность специально оборудованного автомобиля определяется как разность между полной грузоподъемностью серийного автомобиля и массой дополнительного оборудования, установленного на автомобиль.
*** Специальный автомобиль - автомобиль, предназначенный для перевозки ВМ; специализированный автомобиль - автомобиль, оборудованный для перевозки ВМ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила безопасности при перевозке взрывчатых материалов автомобильным транспортом ПБ-13-78-94 (утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 8 ноября 1994 г. N 57)
Текст ПБ официально опубликован не был
Специальные требования по обеспечению безопасности при транспортировании промышленных ВМ, разработанные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 августа 2006 г. N 760 настоящие Правила признаны утратившими силу