Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 6 июля 2012 г. N 245-п
Концепция
развития театрального дела в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
на период до 2020 года
I. Общие положения
Концепция развития театрального дела в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р и определяющей основные направления развития театрального дела в Российской Федерации.
В Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, сформулированы цели и задачи на долгосрочную перспективу, определены основные направления развития театрального дела в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ), а также механизмы и ожидаемые результаты её реализации.
В настоящей Концепции применяются термины и определения, установленные в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года.
II. Цель и задачи Концепции
Профессиональное театральное искусство в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре имеет 17-ти летнюю историю.
Целью Концепции является - обеспечение динамичного развития театрального дела в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре как в традиционных для России формах, так и с использованием инновационных подходов и мирового опыта в этой сфере.
Задачи развития театрального дела:
создание условий для реализации творческого потенциала театров;
создание современной материально-технической базы театральных организаций;
повышение качества жизни работников театров;
создание условий для развития гастрольной деятельности театров;
популяризация среди населения автономного округа достижений в сфере театрального искусства;
Пути решения поставленных задач:
реконструкция и реставрация зданий, помещений, модернизация оборудования театров автономного округа строительство (приобретение) отдельных зданий или единого многофункционального театрально-концертного комплекса;
увеличение к 2020 году общего количества спектаклей, показанных театрами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на гастролях, не менее чем в 2 раза в сравнении с показателями 2011 года;
поэтапный рост заработной платы к 2020 году сотрудников государственных и муниципальных театров до уровня не ниже средней заработной платы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
кадровое обеспечение театральной деятельности, соответствующее современным требованиям;
совершенствование региональной нормативно-правовой базы;
III. Доступность театрального искусства для населения
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
В Югре действуют 7 профессиональных театров - это выше минимального социального норматива (таблица 1), 5 государственных и 2 муниципальных:
бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский музыкально-драматический театр";
автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Театр кукол "Барабашка" (г. Нижневартовск);
бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Няганский детский музыкально-драматический театр";
бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Театр обско-угорских народов - Солнце" (г. Ханты-Мансийск);
бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Театр кукол" (г. Ханты-Мансийск);
муниципальное учреждение "Городской драматический театр" (г. Нижневартовск);
муниципальное учреждение "Театр кукол "Волшебная флейта" (г. Нефтеюганск).
Количество профессиональных театров в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре по состоянию на 1 июня 2012 года
Таблица 1
Вид театра |
Кол-во, всего |
Из общего количества театров (гр. 2) |
Минимальный социальный норматив |
Отклонение (гр. 2 -гр. 7) |
|||
федеральных |
субъекта федерации |
муниципальных |
частных |
||||
Театры драмы |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
Театры юного зрителя |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
- 1 |
Театры кукол |
3 |
0 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
Музыкально-драматические театры |
3 |
0 |
3 |
0 |
0 |
1 |
2 |
Прочие театры |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
-1 |
Итого |
7 |
0 |
5 |
2 |
0 |
5 |
2 |
Следует учитывать, что в автономном округе нет театра юного зрителя, а "Театр Кукол г. Ханты-Мансийск" не имеет собственного здания. При этом в репертуар государственных и муниципальных театров включаются спектакли для детей и молодёжи, музыкальные спектакли, а также на площадках концертных организаций автономного округа осуществляются гастрольные проекты театров оперы и музыкальных театров иных регионов.
В среднесрочной перспективе в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре не планируется создание новых государственных, муниципальных театров.
Помимо минимального количества театров в целом по субъекту Российской Федерации, социальные нормативы и нормы предусматривают обеспеченность населения местами в зрительных залах театров в городах с населением более 100 тысяч человек (таблицы 2 - 5).
В трех таких городах автономного округа работает четыре из семи профессиональных театров, три театра расположены в городах с численностью населения менее 100 тыс. человек - города Ханты-Мансийск, Нягань.
Обеспеченность населения местами в зрительных залах профессиональных театров по городу Сургуту
Таблица 2
Вид театра |
Название театра |
Кол-во мест в зрительных залах театров |
Зрительских мест на каждые 5 тыс. жителей г. Сургута |
Минимальный социальный норматив |
Отклонение (гр. 4 - гр. 5) |
Театры драмы |
|
0 |
9 |
4 |
5 |
Театры кукол |
|
0 |
|||
Музыкально-драматические театры |
"Сургутский музыкально-драматический театр" |
592 |
|||
Всего |
592 |
Обеспеченность населения местами в зрительных залах профессиональных театров по городу Нижневартовску
Таблица 3
Вид театра |
Название театра |
Кол-во мест в зрительных залах театров |
Зрительских мест на каждые 5 тыс. жителей г. Нижневартовск |
Минимальный социальный норматив |
Отклонение (гр. 4 - гр. 5) |
Театры драмы |
"Нижневартовский городской драматический театр" |
190 |
11 |
4 |
7 |
Театры кукол |
Театр Кукол "Барабашка" |
333 |
|||
Музыкально-драматические театры |
|
|
|||
Всего |
523 |
Обеспеченность населения местами в зрительных залах профессиональных театров по городу Нефтеюганску
Таблица 4
Вид театра |
Название театра |
Кол-во мест в зрительных залах театров |
Зрительских мест на каждые 5 тыс. жителей г. Нефтеюганск |
Минимальный социальный норматив |
Отклонение (гр. 4 - гр. 5) |
Театры драмы |
|
0 |
4 |
4 |
0 |
Театры кукол |
|
0 |
|||
Театр кукол "Волшебная флейта" |
125 |
||||
Музыкально-драматические театры |
|
0 |
|||
Всего |
125 |
Обеспеченность населения местами в зрительных залах профессиональных театров в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Таблица 5
Вид театра |
Название театра |
Кол-во мест в зрительных залах театров |
Зрительских мест на каждые 5 тыс. жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Минимальный социальный норматив |
Отклонение (гр. 4 - гр. 5) |
Театры драмы |
"Нижневартовский городской драматический театр" |
190 |
6 |
4 |
2 |
Театры кукол |
"Театр Кукол г. Ханты-Мансийск" |
0 |
|||
"Театр Кукол "Барабашка" |
333 |
||||
"Театр кукол "Волшебная флейта" |
125 |
||||
Музыкально-драматические театры |
"Сургутский музыкально - драматический театр" |
592 |
|||
"Няганский детский музыкально-драматический театр" |
296 |
||||
"Театр обско-угорских народов "Солнце" |
282 |
||||
Всего |
1818 |
Ежегодные данные статистического наблюдения за деятельностью профессиональных театров автономного округа подтверждают высокий уровень востребованности у населения услуг, предоставляемых театрами (таблица 6).
Таблица 6
Вид театра |
Название театра |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||
число мероприятий |
число зрителей (тыс. чел.) |
число мероприятий |
число зрителей (тыс. чел.) |
число мероприятий |
число зрителей (тыс. чел.) |
||
Театры драмы |
"Нижневартовский городской драматический театр" |
187 |
22,8 |
199 |
23,3 |
209 |
24,5 |
Театры кукол |
"Театр Кукол г. Ханты-Мансийск" |
62 |
4,9 |
70 |
5,6 |
101 |
6,3 |
"Театр Кукол "Барабашка" |
294 |
47,3 |
311 |
49,4 |
306 |
50,8 |
|
"Театр кукол "Волшебная флейта" |
360 |
16,4 |
371 |
17,1 |
396 |
18,7 |
|
Музыкально-драматические театры |
"Сургутский музыкально-драматический театр" |
157 |
33,7 |
161 |
34,2 |
160 |
31,3 |
"Няганский детский музыкально-драматический театр" |
130 |
16,5 |
135 |
17,0 |
149 |
17,7 |
|
"Театр обско-угорских народов "Солнце" |
110 |
19,5 |
147 |
19,5 |
141 |
18,0 |
|
Всего |
1300 |
161,1 |
1394 |
166,1 |
1462 |
167,3 |
Любительские театральные коллективы
Важно учитывать, что в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре при культурно-досуговых учреждениях работает 213 любительских театральных объединений (около 3000 участников). Развиты любительские студенческие, школьные театры и студии. В автономном округе регулярно проводятся фестивали любительских театров.
Государственная поддержка любительских театров способствует реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни, формированию культурной среды малых городов и сел, улучшению качества жизни населения. Любительское театральное искусство, не заменяя профессиональное, имеет важное значение для воспитания квалифицированного и заинтересованного театрального зрителя, ранней профессиональной ориентации молодежи, развития традиций русской сцены и новаторского поиска театральных студий, зачастую возглавляемых профессиональными актерами и режиссерами. Велико и влияние профессионального искусства на любительский театр.
Именно такое влияние мотивирует любительские театры к профессиональному росту, к поиску новых подходов в режиссуре, к расширению репертуара.
Состояние и использование материальной базы государственных
и муниципальных театров Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, иных площадок
для сценического показа
Материально-техническая база государственных и муниципальных театров автономного округа по состоянию на 01.06.2012 года характеризуется отсутствием собственных площадей у Ханты-Мансийского "Театра кукол", который создан в 2008 году.
Процент износа сценического, светового и звукового оборудования театров составляет 70%.
Сургутский музыкально-драматический театр располагается в здании, которое не было специально спроектировано для размещения в нем учреждения данного типа, а было приспособлено под театр после длительного периода эксплуатации.
Здание "Няганского музыкально-драматического театра" также не было специально спроектировано для размещения в нем учреждения данного типа, на сегодняшний день реконструируется.
В непростой ситуации находится уникальный "Театр обско-угорских народов "Солнце". Театр базируется в здании Дома дружбы народов, расположенного на центральной площади Ханты-Мансийска. В этом здании расположены государственные органы исполнительной власти и государственные учреждения.
В регионе активно используются для показа спектаклей площадки иных учреждений культуры. Музыкально-драматические, оперные и балетные спектакли приглашенных коллективов, как и постановки таких спектаклей концертными организациями (в т.ч. с участием приглашенных исполнителей и творческих коллективов), проводятся в залах учреждений культуры автономного округа.
Выездные спектакли профессиональных театров в малых городах и сельских поселениях автономного округа проводятся на площадках муниципальных культурно-досуговых, образовательных и дошкольных учреждений, центров социальной защиты, которые сегодня не отвечают современным требованиям к сценическому показу по техническому оснащению и уровню зрительского комфорта.
Создание в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре базы данных, содержащей технические характеристики всех сценических площадок, как театральных, так и нетеатральных, будет способствовать оптимальному планированию театрами своей гастрольной деятельности.
Театральное предложение
В 2011 году театрами автономного округа при осуществлении гастрольной деятельности было показано 119 спектаклей (99 государственными театрами) из них 97 спектаклей для детской аудитории (87 государственными театрами), которые посетили более 16,0 тыс. человек, из них дети - 10,1 тыс. человек (13,6 тыс. человек посетили гастрольные спектакли государственных театров, из них дети - 8,7 тыс. человек).
Доступ населения к услугам в сфере театрального искусства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре затруднен тем, что все профессиональные театры расположены в 5 крупных городах автономного округа Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске, Ханты-Мансийске, Нягани, расстояние до которых от иных населенных пунктов составляет более 500 километров, что, учитывая климатические условия региона, существенно затрудняет посещение жителями автономного округа театральных показов.
Значительные расстояния, отсутствие оборудованных площадок для выступления, постоянное повышение тарифов на транспортные и гостиничные услуги сдерживают увеличение количества гастрольных спектаклей, как по округу, так и по городам России.
Признавая, что гастрольная деятельность театров автономного округа в последние годы заметно оживилась, следует отметить, вместе с тем, крайне низкий показатель количества гастролей за пределами региона.
Высокие тарифы на транспортные и гостиничные услуги являются основной причиной, сдерживающей проведение "больших гастролей" государственных театров за пределами автономного округа.
В объективно сложившейся ситуации особенно важна государственная поддержка гастрольной деятельности (в том числе обеспечение участия театров в федеральных проектах и программах), а также укрепление материально-технической базы муниципальных культурно-досуговых учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на площадках которых осуществляется показ выездных спектаклей профессиональных театров.
Реализация функции показа спектаклей для удаленных населенных пунктов автономного округа возможна благодаря созданию специального "передвижного" театра. Им мог бы стать специальный теплоход, перевозящий сборно-разборную крытую сценическую площадку со зрительным залом, декорации, костюмы и непосредственно творческий коллектив театра, либо специальная баржа - своего рода "плавучий театр", уже оснащенная сценической площадкой и зрительным залом, на которой могли бы идти спектакли.
Площадка такого "плавучего театра" должна быть технически оснащена таким образом, чтобы у театра была возможность показывать спектакли на высоком качественном уровне в любом населенном пункте округа.
Особым направлением современного театрального процесса является развитие театра для детей. С учетом отсутствия в регионе театра юного зрителя, особенно важно создавать и показывать спектакли для детей и подростков в действующих театрах, проводить политику приобщения детей к театральному искусству. Для детей и подростков театр - это мощнейший инструмент социализации личности, становления художественного вкуса, механизм воспитания эстетически развитой, творческой личности.
Постановки "Театра кукол" и детские спектакли драматических театров в автономном округе - это первые спектакли, с которыми знакомится юный зритель. От первого знакомства детей с удивительным миром театрального искусства зависит, станет он в будущем постоянным театральным зрителем или нет.
Развитие театрального искусства в регионе требует расширения круга детей, приобщенных к театру. Сегодня эту задачу в регионе систематически решают все профессиональные театры (через постановки музыкальных и музыкально-драматических спектаклей, в т.ч. сказок). Большинство постановок ориентированы, главным образом, на дошкольный и младший школьный возраст либо на старшеклассников. Дети в возрасте от 10 до 14 лет получают весьма ограниченное театральное предложение. Исключение в этом списке составляет репертуар "Няганского детского музыкально-драматического театра", который регулярно представляет новые постановки для детей, но его местоположение значительно ограничивает возможность посещения его спектаклей детьми из других городов автономного округа. Учитывая сложившуюся ограниченность в предоставлении театральных услуг для детского населения (по причинам местоположения профессиональных театров), необходима целенаправленная поддержка экспериментальных и малых форм детского театра, ориентированных на небольшое количество зрителей и возможность показа спектаклей непосредственно на площадках образовательных учреждений, в отдалённых населённых пунктах, не имеющих технически оснащённых сцен. Также очевидна необходимость разработки и реализации проектов совместно с учреждениями образования по созданию воспитательных программ средствами театра, создание на базе "Няганского детского музыкально-драматического театра" школы-студии для детей.
Посещаемость театра тесно связана с увеличением количества и улучшением качества театральных предложений, развитием зрительской культуры и повышением общественного интереса к сценическому искусству.
Активная роль зрителя в развитии театра определяет необходимость новых форм пропаганды театрального искусства. Изучение отечественного и зарубежного опыта, поиск и поддержка наиболее эффективных инновационных технологий формирования зрительской аудитории должны занять весомое место в деятельности государственных и муниципальных органов управления культурой. Для реализации гастрольных проектов в пределах округа необходимо создание биржи предложений, аккумулирующей весь спектр предлагаемого театрального продукта.
Решение поставленной задачи обеспечивается заключением соглашений (договоров) о сотрудничестве между театром и принимающей стороной (муниципальными образованиями). Договорная основа способствует повышению мотивации заинтересованных сторон к плодотворному сотрудничеству и позволит минимизировать финансовые риски театров. Гарантом исполнения обязательств по заключаемым соглашениям (договорам) возможно определить Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Следовательно, соглашения (договоры) целесообразно заключать с участием трёх сторон с распределением между ними прав и обязанностей.
Активизация гастрольной деятельности также требует инвентаризации и направленной модернизации имеющихся в регионе сценических площадок.
Экономическая доступность услуг, предоставляемых театрами
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре театрами применяется гибкая ценовая политика с учетом платежеспособности населения. Во всех театрах осуществляется значительное количество бесплатных мероприятий. Доступность театрального искусства должна обеспечиваться мероприятиями, направленными на создание условий для посещения театров следующими категориями населения:
жителями городской и сельской местности;
гражданами с различным уровнем доходов;
гражданами с ограниченными возможностями.
Доступность театрального искусства для различных групп населения укрепляет единство российского театрального пространства. Единая театральная политика должна обеспечиваться:
сближением позиций органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в вопросах нормативного регулирования театральной деятельности;
созданием условий для развития сети театров;
включением в государственное (муниципальное) задание осуществления мер, направленных на расширение театральной зрительской аудитории;
согласованным экономическим регулированием гастрольной деятельности российских театров с поддержкой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
содействием развитию культурного потенциала региона;
улучшением информационного обеспечения отраслевого управления в театральном деле (повышение уровня достоверности статистического учета, деятельности информационных служб).
Увеличение театрального предложения для детей и подростков требует экономического стимулирования учредителями театров всех уровней постановки и проката таких спектаклей при осуществлении финансирования государственных (муниципальных) заданий в иных формах и по следующим направлениям:
изучение и распространение положительного отечественного и зарубежного опыта в области театра для детей и подростков;
постановка в театрах спектаклей детского и подросткового репертуара;
дополнительное стимулирование артистов, режиссеров, художников - создателей спектаклей для детей и подростков;
разработка и реализация проектов совместно с учреждениями образования по созданию воспитательных программ средствами театра;
включение в обязательную программу общеобразовательных школ и гуманитарных специальностей вузов посещение учащимися спектаклей;
разработка схемы доставки детей в театры в учебные дни и закрепление ее на муниципальном уровне с предприятиями, осуществляющими подвоз детей в школы.
IV. Развитие театра как вида искусства
Репертуар
Развитие сценического искусства требует актуального, художественно полноценного современного драматического или музыкально-драматического текста. Как отмечается в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, российские театры недостаточно активно включают современные произведения в свой репертуар, что связано с объективными особенностями формирования современной драматургии.
Острая нехватка спектаклей для подростков - не только культурная, но и важная социальная проблема российского театрального искусства. Оставляя в этом сложном переходном возрасте подростков фактически без театрального предложения, театр рискует остаться в будущем без театрального зрителя, а общество - лишиться духовно развитых людей.
Поддержка создания новых спектаклей, в том числе произведений классической и современной драматургии, должна включать в себя:
экономическое стимулирование учредителями театров всех уровней подготовки новых спектаклей, в том числе с учетом художественной миссии театра, при осуществлении финансирования государственных (муниципальных) заданий и в иных формах;
обеспечение эффективного взаимодействия творческого процесса и театральной критики;
изучение репертуара иных театров Российской Федерации, баз данных и электронных библиотек драматургии, использование возможностей электронных технологий для обмена и распространения информации по вопросам репертуара театров;
взаимодействие с Союзом театральных деятелей России, участие в грантовых конкурсах на создание спектаклей и поддержку молодых драматургов, режиссёров. Постановка спектакля молодым, начинающим режиссером на площадке определенного театра - всегда большой риск для театра. Однако молодые режиссеры должны иметь возможность реализовывать свои творческие замыслы. Поэтому, финансирование постановок молодых режиссеров (не менее одной постановки в творческий сезон) должно полностью осуществляться из средств бюджета автономного округа.
Профессиональные театры автономного округа инициируют предложение по кандидатуре режиссера и постановке, которая будет им реализована в данном театре. Театры самостоятельно проводят конкурсный отбор предлагаемых работ и кандидатур молодых режиссеров. Осуществление финансирования отобранных постановок планируется обеспечивать в соответствии с целевыми программами в сфере культуры, реализуемыми в автономном округе.
Театральные фестивали
Театральное движение стимулирует творческую инициативу, обеспечивает обмен опытом и профессиональный рост актерского состава. В Югре на протяжении последнего десятилетия успешно реализуется театральный фестиваль профессионального искусства "Белое пространство", который проводится в округе с периодичностью один раз в два года. В фестивале принимают участие профессиональные театры автономного округа, зрители знакомятся с новыми постановками и творческими достижениями театральных коллективов. Фестиваль способствует общению артистов и работников театров. Развитие фестивального движения и выход на новый качественный уровень возможно через приглашение на фестиваль "Белое пространство" коллективов театров из других регионов России. География участников фестиваля может быть расширена путем приглашения театральных коллективов из регионов, входящих в состав Уральского федерального округа, Сибири, Дальнего Востока.
Коллективы профессиональных театров автономного округа активно участвуют в театральных фестивалях, проводимых за пределами региона. Количественные показатели выезда театральных коллективов для участия в фестивалях различного уровня планируется сохранить до 2015 года и обеспечить в дальнейшем положительную динамику роста показателя в период 2015 - 2020 годах.
V. Финансовая поддержка театрального искусства
Исходя из объективности опережающего роста расходов некоммерческих театров по сравнению с их собственными доходами, существование репертуарного театра всегда находится в зависимости от государственного финансирования.
В целях государственной поддержки профессионального и любительского театрального искусства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре ежегодно проводится окружной конкурс творческих проектов в сфере культуры и художественного образования. Победители конкурса, в т.ч. профессиональные театры, культурно-досуговые учреждения, получают средства из окружного бюджета на реализацию творческих проектов (в т.ч. постановку и показ спектаклей, фестивали).
Театр принадлежит к тем сферам общественной жизни, где определить реальные "результаты работы", не подменяя их утилитарными и сиюминутными выгодами, сложно. Подготовку новых постановок или предпринимаемые театром меры, направленные на повышение творческого уровня актерского состава, нельзя однозначно связывать лишь с количественно-качественными характеристиками предоставляемых культурных услуг.
Принципы государственного финансирования должны учитывать особенность творческого процесса, в котором в равной степени важны как художественный поиск, нахождение новых путей и форм развития искусства, так и приобщение к искусству непосредственных потребителей. В повседневной деятельности театров эти аспекты существуют в неразрывном единстве, они равно значимы для государства и должны быть им поддержаны.
Указанные обстоятельства необходимо учитывать при формировании государственного (муниципального) задания государственным или муниципальным театрам, которое должно содержать 2 части - подготовку новых постановок (работа по созданию спектаклей) и предложение театральной услуги населению (услуга по показу спектаклей). Последнее предусматривает, в свою очередь, формирование и развитие спроса населения на театральное искусство. Подобный подход наиболее полно отражает право граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, что закреплено в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 44).
Другим фактором, требующим особого внимания, является необходимость индивидуального подхода при разработке государственного (муниципального) задания для конкретных театров. Это является чрезвычайно важным обстоятельством для сохранения художественных особенностей каждого творческого коллектива.
В предстоящем 10-летии в области государственного (муниципального) финансирования окружных и муниципальных театров необходимо:
обеспечить реализацию мер, направленных на сохранение творческого потенциала и улучшение материального комплекса театров;
утвердить нормативы затрат на содержание имущества и нормативы затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам театрами согласно методическим рекомендациям Министерства культуры Российской Федерации по определению указанных нормативов для региональных и муниципальных театров;
предусматривать в окружных и муниципальных целевых программах мероприятия, направленные на реставрацию, реконструкцию (модернизацию) имеющихся зданий театров;
сохранить и развить адресную систему поддержки творческих инициатив и проектов в сфере театрального искусства (в т.ч. через проведение окружных и муниципальных конкурсов, соискание субсидий на реализацию социально значимых проектов);
VI. Кадровое обеспечение деятельности театров, подготовка кадров
и повышение квалификации работников театров
Подготовку творческих кадров для театров осуществляют 8 государственных театральных ВУЗов страны. В Москве располагаются 4 из них, 4 в гг. Санкт-Петербурге, Ярославле, Екатеринбурге и Новосибирске. Особенность образования в области театрального искусства, как и в других видах искусства, определяется тем, что оно базируется не только на научных знаниях, как в большинстве других сфер, а на непосредственной передаче опыта, умений от учителя к ученику и не только на интеллектуальном, но и на чувственном, духовном уровне.
Кроме артистического и художественно-творческого состава театры нуждаются в работниках ряда специфических исполнительских профессий - художниках - декораторах, бутафорах, гримерах. Подобных специалистов готовит ограниченный круг средних специальных учебных заведений (в гг. Москве, Казани и Уфе).
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре по объективным причинам практически отсутствует рынок театральных профессий.
Привлечение в театры автономного округа талантливых, перспективных специалистов, владеющих профессией, возможно путем реализации следующего комплекса мер:
организация прохождения практики студентами театральных ВУЗов и училищ в театрах автономного округа;
целевая подготовка театральных специалистов в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
привлечение в театры автономного округа специалистов высокой квалификации из других субъектов Российской Федерации;
создание жилого фонда (с условиями найма служебного жилого помещения на неопределенный срок) с расчетом обеспечения потребности по тем специалистам, подготовка которых ведется за пределами округа и требует их приглашения, а также с учетом компенсации части расходов по использованию жилого фонда;
формирование кадрового резерва административно-управленческого персонала.
VII. Негосударственный сектор в театральном деле.
Развитие государственно-частного партнерства
В числе состоявшихся и имеющих свою историю театральных институтов активный участник театрального процесса - Союз театральных деятелей Российской Федерации, реализующий на основе собственной хозяйственной деятельности и различных, в первую очередь налоговых, льгот целый ряд значимых художественных инициатив, а также социальных программ в отношении творческих работников театра.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра на сегодняшний день не имеет собственного отделения Союза театральных деятелей России. Необходимо открытие окружного отделения Союза театральных деятелей России.
Для развития негосударственного сектора в театральном деле автономного округа необходимо развивать формы партнерства государства и частного сектора в сфере поддержки театрального искусства. Предпринимать меры направленные на развитие механизмов стимулирования благотворительной деятельности и меценатства.
Необходимы совместные усилия органов государственной власти, общественных организаций, выдающихся и уважаемых деятелей культуры и искусства, общественных и политических деятелей по формированию в социуме положительного мотивационного поля благотворительной деятельности.
VIII. Субъекты и порядок реализации Концепции
Субъектами реализации Концепции являются:
театры всех видов собственности, организационно-правовых форм и типов, иные учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
исполнительные органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
государственные образовательные учреждения, реализующие образовательные услуги на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
общественные объединения и другие творческие союзы, профсоюзы, объединения участников создания театральных спектаклей (артисты, режиссеры, дирижеры, драматурги, продюсеры и театральные художники), театрально-критические и зрительские объединения, сообщества любителей театра и др.
Положения Концепции развития театрального дела автономного округа должны учитываться в планах и программах развития профессиональных и любительских театров автономного округа, планах работы окружных и муниципальных учреждений, проектов государственных и муниципальных заданий театрам.
Реализация указанных программ и планов осуществляется исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, окружными государственными и муниципальными театрами в сотрудничестве с общественными объединениями, иными организациями отрасли культуры, образования, молодежной сферы, бизнес-сообщества.
Мероприятия, направленные на решение задач, поставленных Концепцией, осуществляются путем:
повышения эффективности использования финансовых средств, выделяемых из бюджетов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации государственным и муниципальным театрам;
повышения доходов театров, полученных от основной и иной предусмотренной их уставами деятельности, а также бизнес-партнерства, спонсорства, меценатства и др.;
выделения субсидий бюджетным учреждениям (театрам) на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, а также субсидий на иные цели;
бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства театров - государственных (муниципальных) учреждений;
субсидий, предоставляемых из бюджетов разных уровней театрам - некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, общественным организациям на осуществление проектов в сфере театрального искусства;
финансовых средств федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;
финансовых средств спонсоров и меценатов.
IX. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Результаты реализации данной Концепции характеризуются следующими прогнозными показателями:
увеличение общего количества спектаклей, показанных театрами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на гастролях, в сравнении с 2011 годом не менее чем в 2 раза, при этом спектакли детского и подросткового репертуара должны составлять не менее 20 процентов общего количества показанных гастрольных спектаклей;
увеличение количества постановок детских спектаклей и спектаклей для подростков, подготовленных по заданию и (или) заказу учредителей;
строительство (приобретение) к 2017 году отдельных зданий, либо единого многофункционального комплекса для Ханты-Мансийского театра кукол, Театра обско-угорских народов Солнце. (В здании также могут быть размещены коллективы Международного центра моды и Духового оркестра Югры);
реконструкция и реставрация к 2014 году зданий, помещений, модернизация оборудования Няганского детского музыкально-драматического театра и Сургутского музыкально-драматического театра;
строительство (приобретение) к 2020 году для всех государственных и муниципальных театров служебной жилой площади (общежитий-гостиниц) для проживания приглашаемых на работу артистов, режиссеров, балетмейстеров, художников и других специалистов на период действия контрактов;
ежегодный рост заработной платы сотрудников государственных и муниципальных театров в соответствии с изменениями в действующем законодательстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.