Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 26 декабря 2014 г. N 527-п в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
Раздел 1. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Важным фактором успешного социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ), повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления.
Нарастающая глобализация мировой экономики и сохраняющаяся высокая зависимость экономического развития автономного округа от конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов повышают требования к точности и своевременности среднесрочных и долгосрочных прогнозов, ставят задачу создания систем "предупреждения", предполагающих возможность своевременной разработки и реализации мер, обеспечивающих сохранение заданной траектории социально-экономического развития.
Стратегический подход к управлению социально-экономическим развитием автономного округа в целом, а также в отдельных секторах экономики, повышает значимость разработки долгосрочного прогноза социально-экономического развития, являющегося основой для планирования деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа и определения основных параметров долгосрочных бюджетных проектировок с учетом демографических и социально-экономических тенденций развития.
Важным шагом на пути формирования системы государственного стратегического управления является регламентация процессов государственного управления.
В систему стратегического управления автономного округа входят действующие целеполагающие документы:
1. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп (далее также - Стратегия 2030), которая закрепляет систему мер государственного управления, опирается на долгосрочные приоритеты и направлена на развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения автономного округа в результате осуществления позитивных структурных изменений в экономике.
2. На основании схемы территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 24 декабря 2007 года N 349-п, муниципальными образованиями автономного округа разрабатываются схемы территориального планирования и генеральные планы муниципальных образований автономного округа.
3. Государственные программы автономного округа.
Система стратегического управления основана на оценке фактического состояния социально-экономического положения автономного округа, включающей в себя аналитическую информацию, статистические данные и результаты социологических исследований, проводимых в автономном округе.
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в автономном округе в 2012 году, характеризовалась сохранением позитивных тенденций в социальной сфере и отраслях реального сектора экономики.
По предварительной оценке объем валового регионального продукта увеличился на 0,68 %. По итогам года прирост инвестиций в сопоставимых ценах - 5,2 %. Увеличены объемы производства сельского хозяйства на 6,2 %, строительства жилья на 34,9 %. Увеличился оборот розничной торговли на 8,8 %.
В 2012 году объем промышленного производства составил 2,8 трлн. рублей, индекс промышленного производства - 98 % к уровню 2011 года. Снижение индекса промышленного производства связано со снижением индекса в "добыче полезных ископаемых", которая в структуре промышленного производства занимает более 90 %. При этом в 2012 году на территории автономного округа добыто нефти 259,9 млн. тонн, что на 1,2 % ниже уровня 2011 года, что связанно с объективными изменениями в структуре извлекаемых запасов месторождений, с недостатком ресурсных мощностей из-за постепенного истощения старых месторождений, замедления темпа ввода в эксплуатацию новых месторождений. Тем не менее, темпы снижения объемов добычи нефти замедлились с 7 млн. тонн в 2009 году до 3 млн. тонн в 2012 году. В среднесрочном периоде ежегодный тренд на снижение сохранится в объеме всего 1,0 %.
Реальный сектор экономики по итогам 2012 года достиг результатов: в лесопромышленном комплексе увеличилось производство новых видов продукции: древесных плит на 14,7 %; плит МДФ на 58 %, малоэтажных деревянных домов на 13,2 %, дверных блоков на 41,6 %, в агропромышленном комплексе с 2010 года наблюдается прирост продукции по всем направлениям.
Повышается роль в экономике автономного округа малого предпринимательства, за 2012 год:
на 2 % увеличилось количество субъектов малого и среднего предпринимательства, 64 % созданных малых предприятий организованы молодыми людьми;
на 8,1 % увеличился оборот субъектов малого и среднего предпринимательства, составив 369,1 млрд. рублей;
на 1 % увеличилось количество работающих, малым бизнесом создано 5857 новых рабочих мест.
По итогам года достигнут высокий уровень жилищного строительства. Впервые с 1989 года введено более 1 миллиона кв. м жилья.
Положительным результатам способствовала инвестиционная политика, проводимая в автономном округе. В 2012 году в автономный округ инвестировано 669,9 млрд. рублей.
Рынок труда продемонстрировал положительные тенденции:
снижение уровня регистрируемой безработицы до 0,6 % от экономически активного населения (в Российской Федерации - 1,4 %) - это самый низкий уровень за всю историю автономного округа;
создание временных и постоянных рабочих мест 28,5 тыс. единиц, в том числе 5,9 тыс. субъектами малого бизнеса.
По итогам 2012 года международное агентство Standard&Poor's в марте 2013 года подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг эмитента автономного округа "ВВВ" и рейтинг по национальной шкале на уровне "ruAAA". Прогноз изменения рейтингов - "Стабильный".
По анализу ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации, проведенному Министерством регионального развития Российской Федерации, по итогам января-декабря 2012 года автономный округ по сводному индексу социально-экономического развития занял 2 место среди субъектов Российской Федерации (2011 год - 3 место в рейтинге субъектов Российской Федерации).
По итогам 2012 года автономный округ сохранил свои лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации:
I место:
по добыче нефти;
по производству электроэнергии.
II место:
по объёму промышленного производства;
по добыче газа;
по поступлению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
III место - по объёму инвестиций в основной капитал.
Позитивные изменения в экономическом развитии определили успехи в социальной сфере.
Среднедушевые денежные доходы населения в 2012 году обеспечили 3,9 бюджета прожиточного минимума в номинале 36,3 тыс. рублей. Реальные располагаемые денежные доходы населения впервые превысили докризисный уровень, составив 102,8 % (Россия - 104,6 %).
В номинальном выражении среднедушевые денежные доходы населения автономного округа на протяжении ряда лет остаются одними из самых высоких в Российской Федерации (за 2012 год - 6 место по Российской Федерации после Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, г. Москвы, Чукотского автономного округа, Магаданской области).
По итогам года средняя заработная плата составила 50,8 тыс. рублей, что в реальном исчислении 108,1 % (Россия - 108,4 %).
В целях увеличения уровня доходов граждан, имеющих право на пенсионное обеспечение, трудовые пенсии были проиндексированы дважды: 1 февраля - на 7 % и 1 апреля - на 3,4 %. Социальные пенсии 1 апреля 2012 года были увеличены на 14,1 %, размеры ежемесячных денежных выплат - на 6,5 %. В результате доход пенсионера автономного округа обеспечивает 1,8 бюджета прожиточного минимума. Средний размер дополнительной пенсии из бюджета региона на 1 января 2013 года составил 1077 рублей (1 января 2012 года - 1010,9 рублей).
Стимулирование дополнительного пенсионного обеспечения для работников организаций всех форм собственности является одним из приоритетных направлений развития системы пенсионного обеспечения в автономном округе.
В результате к 2020 году большая часть жителей трудоспособного возраста будет охвачена дополнительным пенсионным обеспечением.
Значительное усиление роли корпоративных пенсионных систем, созданных на долевых принципах финансирования за счет средств работодателей всех видов бизнеса (крупного, среднего, малого), а также бюджета, определено в качестве важнейшего направления развития новой пенсионной системы Российской Федерации на период до 2030 г.
Для повышения уровня социальной защищенности населения и улучшения качества жизни пенсионеров Правительством автономного округа внедряется Пенсионный стандарт Югры, направленный на достижение следующих ориентиров:
формирования у граждан активного, мотивированного поведения в отношении своей будущей пенсии и повышение пенсионной культуры населения автономного округа;
стимулирование работодателей и граждан к формированию дополнительной (негосударственной) пенсии;
вовлечение крупных и средних предприятий в систему дополнительного пенсионного обеспечения для своих работников.
В настоящее время ни в одном другом регионе России нет аналогов созданной в автономном округе системы дополнительного пенсионного обеспечения.
Реализация столь масштабного проекта выявила необходимость переосмысления и анализа проблем, с которыми столкнулись субъекты и участники указанной системы.
Необходимо оценить размеры финансовых обязательств и соответствующих рисков, возникающих у Правительства автономного округа при реализации подпрограммы дополнительного пенсионного обеспечения.
В оптимизации нуждаются процессы, непосредственно связанные с ростом затрат бюджета автономного округа на финансирование дополнительного пенсионного обеспечения.
В качестве наиболее действенной меры для этого необходимо разработать предложения по дальнейшему государственному стимулированию формирования добровольных пенсионных накоплений граждан и работодателей.
Требуется также оценить существующие методы и приемы управления, применяемые при реализации дополнительного пенсионного обеспечения, и разработать предложения по их совершенствованию.
Решение указанных вопросов позволит создать условия для формирования гражданами автономного округа пенсий, соответствующих международным стандартам, обеспечить финансовую устойчивость и сбалансированность пенсионной системы автономного округа, а также повысить социальную защищенность населения автономного округа.
Стратегией 2030 в качестве основного "драйвера" инновационного развития региональной экономики указана активная инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов, которые в свою очередь будут являться основой для достижения долгосрочной конкурентоспособности автономного округа в национальном и мировом масштабе. Формирование благоприятного инвестиционного климата является обязательным условием устойчивого развития автономного округа - именно достижение указанной цели должно стать приоритетными направлениями деятельности всех исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа.
В области обеспечения благоприятного инвестиционного климата Стратегия 2030 направлена на повышение инвестиционной привлекательности автономного округа, формирование благоприятных условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику автономного округа, расширение источников инвестирования и повышения их эффективности, развитие региональной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить задачи:
повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;
выявление инфраструктурных возможностей для реализации инвестиционных проектов;
вовлечение природно-ресурсного потенциала в инвестиционный процесс;
развитие кадрового потенциала для обеспечения инвестиционных процессов.
Успешная реализация поставленных задач тесно связана с развитием инвестиционной деятельности предприятий всех видов экономической деятельности. Однако в целях эффективной реализации инвестиционной политики необходима концентрация административных и финансовых ресурсов для достижения стратегических ориентиров инвестиционного развития в приоритетных сферах экономической деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" (далее - Указ N 596) поставлены задачи в области улучшения условий ведения предпринимательской деятельности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года N 570-р определен перечень показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года), а также установлена методика определения их целевых значений. В целях реализации Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, обеспечения упрощения, удешевления и ускорения действующих в автономном округе процедур по ведению бизнеса, Советом при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросам развития инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре поручено обеспечить реализацию мероприятий государственных программ автономного округа, направленных на достижение показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов субъекта Российской Федерации) по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности..
Роль инноваций в социально-экономическом развитии становится определяющим фактором устойчивого развития автономного округа. Особое значение в создании условий для перехода к формированию общества и экономики, основанных на знаниях, имеет региональная инновационная система.
Специфика формирования инновационной сферы в автономном округе состоит в том, что основу инновационной экономики составляет нефтегазодобывающая отрасль, в рамках которой малое и среднее предпринимательство практически не представлено. Так, среди малых и средних предприятий автономного округа доля инновационных компаний в 2011 году составляла лишь 0,02 %. В этих условиях актуальной становится задача стимулирования малых и средних предприятий автономного округа к созданию инновационных технологий, поддержка новых компаний на стадии становления инновационного бизнеса.
Решить указанную задачу можно путем консолидации усилий всех участников инновационного процесса. Формой реализации указанной задачи является создание в автономном округе условий для формирования Технополиса Югры.
Длительное время на федеральном уровне отсутствовали нормы, регулирующие инновационную деятельность, пока в 2012 году указанные нормы не были включены в Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон N 127-ФЗ). Термины и понятия, касающиеся инновационной сферы, в государственной программе используются в значении, применяемом в Законе N 127-ФЗ.
В соответствии с положениями Закона N 127-ФЗ Технополис Югры, как разновидность инновационной инфраструктуры, - это совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.
Под инновационным проектом понимается комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов.
Технополис Югры объединяет научную и предпринимательскую деятельность, организует сотрудничество между академической наукой, предпринимателями, органами государственной власти. Технополис Югры формируется с целью укрепления взаимодействия научно-исследовательского и промышленного секторов, обеспечения коммерциализации результатов научных исследований.
Приоритетными направлениями деятельности Технополиса Югры являются:
развитие инновационной среды путем стимулирования создания новых технологий, научных разработок и формируемых для их реализации малых и средних инновационных компаний;
координация деятельности всех участников инновационного процесса с целью объединения усилий в различных отраслях экономики автономного округа;
внесение предложений по мерам государственной поддержки инновационной деятельности;
оказание поддержки всем участникам инновационного процесса.
В настоящее время Технополис Югры в значительной степени уже сформирован:
автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Технопарк высоких технологий" осуществляет комплекс мероприятий по поддержке малых и средних инновационных компаний на всех стадиях развития инновационного бизнеса;
вузы и научно-исследовательские институты автономного округа, в которых сосредоточен значительный научно-исследовательский потенциал, осуществляют научные (фундаментальные и прикладные) исследования, которые являются основой формирования малого и среднего инновационного бизнеса;
специализированные структуры - Центр прототипирования, Региональный центр инжиниринга оказывают услуги начинающим малым и средним инновационным компаниям;
Центр кластерного развития формирует отраслевые кластеры: "Газоперерабатывающий", "Лесопромышленный" и другие;
Фонд поддержки предпринимательства Югры, Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оказывают поддержку юридическим лицам, в том числе инновационным компаниям на стадии расширения бизнеса.
Дальнейшее развитие Технополиса Югры связано с созданием в муниципальных образованиях автономного округа частных индустриальных парков, которые станут своеобразными точками роста малого и среднего инновационного бизнеса, а также технологических площадок (испытательных полигонов), которые позволят инновационным компаниям апробировать созданные технологии.
Для координации деятельности участников инновационного процесса создается некоммерческое партнерство "Технополис Югры" с участием всех предприятий и организаций, заинтересованных в развитии инновационной среды автономного округа. Указанная форма позволит гибко реагировать на изменения ситуации в инновационной сфере автономного округа, учитывать интересы всех участников инновационного процесса автономного округа. Некоммерческое партнерство "Технополис Югры" (далее - НП "Технополис Югры") будет осуществлять свою деятельность на "общественных началах", выделение средств из бюджета автономного округа не предполагается.
Основной целью деятельности НП "Технополис Югры" является создание условий для эффективного взаимодействия всех участников инновационного процесса автономного округа: предприятий, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
Указанная цель будет достигаться НП "Технополис Югры" путем решения следующих задач:
мониторинг состояния инновационного, научного и производственного потенциала автономного округа;
разработка и участие в реализации проектов государственных программ автономного округа с привлечением всех участников инновационного процесса автономного округа;
разработка и реализация совместных проектов участников инновационного процесса автономного округа;
содействие участникам инновационного процесса автономного округа в совершенствовании компетенций путем организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, предоставления консультационных услуг участникам инновационного процесса автономного округа;
оказание содействия участникам инновационного процесса автономного округа в получении государственной поддержки;
оказание содействия участникам инновационного процесса автономного округа в выводе на рынок новых продуктов (услуг);
организация конференций, семинаров в сфере интересов участников инновационного процесса автономного округа.
В основу повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций в автономном округе, включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров.
Условием успеха реализации мероприятий по оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг является целенаправленное формирование новых механизмов работы органов власти автономного округа. Новые механизмы работы должны быть созданы органами власти автономного округа в соответствии с текущей деятельностью. Решение этой проблемы требует хорошо скоординированной работы различных исполнительных органов государственной власти автономного округа и значительных ресурсов. Именно поэтому программно-целевой метод является наиболее целесообразным способом решения поставленных задач.
В целях повышения доступности и качества государственных (муниципальных) услуг, снижения административных барьеров, повышения эффективности государственного управления реализуются мероприятия по:
совершенствованию нормативной правовой базы в сферах предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций по контролю (надзору);
оптимизации государственных и муниципальных услуг по всем сферам общественных отношений;
совершенствованию разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных отраслях;
повышению результативности деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 29 января 2011 года N 23-п "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" закончена разработка и утверждение административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг и муниципальных услуг. На сегодняшний день их 1209 единиц, из них более 80 % - муниципальные услуги - 970 регламентов и 239 государственных услуг.
В автономном округе развернута региональная инфраструктура электронного Правительства и обеспечена возможность получения в электронной форме с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (86.gosuslugi.ru, далее - Единый портал) 58 первоочередных государственных и муниципальных услуг (в сферах: здравоохранение; социальная защита населения; содействие занятости населения; запись актов гражданского состояния; культура; образование и наука, жилищно-коммунальное хозяйство, имущественно-земельные отношения, строительство и регулирование предпринимательской деятельности).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее - Указ N 601) доля жителей автономного округа, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг (далее также - МФЦ), к 2015 году должна составлять не менее 90 %.
В целях исполнения Указа N 601 в автономном округе проведен комплекс мероприятий:
1) распоряжением Правительства автономного округа от 1 декабря 2012 года N 718-рп утвержден план мероприятий по организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и схема размещения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, их филиалов и отделений (офисов) привлекаемых организаций на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - схема размещения);
2) Комиссией по проведению административной реформы в автономном округе одобрен сводный перечень типовых муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг;
3) актуализирован перечень государственных услуг, предоставление которых организуется в МФЦ исполнительными органами государственной власти автономного округа (распоряжение Правительства автономного округа от 29 декабря 2012 года N 790-рп "О внесении изменений в приложение к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 июня 2012 года N 347-рп "О перечне государственных услуг, предоставление которых организуется в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры");
4) назначены ответственные за качество предоставления государственных и муниципальных услуг как на уровне автономного округа, так и на уровне исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа.
В соответствии со Схемой размещения в срок до 2015 года должно функционировать 21 МФЦ, 5 филиалов МФЦ и 32 окна привлекаемых организаций. При этом количество окон должно составлять 379 единиц.
На 1 января 2013 года в автономном округе создано 15 МФЦ в городах Когалым, Мегион, Нижневартовск, Нягань, Пыть-Ях, Сургут, Урай, Югорск, Ханты-Мансийск, Лянтор, Березовском, Белоярском, Нефтеюганском, Советском и Сургутском районах, из них функционирует 5: в городах Урай, Ханты-Мансийск, Пыть-Ях, Мегион, Нефтеюганском районе.
До конца 2013 года планируется:
создать еще 4 МФЦ: в городах Лангепас, Радужный, в Кондинском, Октябрьском районах;
создать 1 филиал МФЦ в пгт. Белый Яр Сургутского района.
К концу 2013 года на территории автономного округа будет функционировать 19 МФЦ.
До конца 2014 года планируется:
создать 2 МФЦ в городе Покачи и в городском поселении Излучинск Нижневартовского района;
создать 3 филиала МФЦ: в городском поселении Федоровский, а также в сельских поселениях Нижнесортымский, Солнечный Сургутского района.
До конца 2015 года - 1 филиал МФЦ в городском поселении Пойковский Нефтеюганского района.
Потребительский рынок является индикатором происходящих в автономном округе социальных и экономических перемен, так как на долю потребительских расходов приходится около 70,7 % всех денежных расходов населения автономного округа.
Несмотря на то, что потребительский рынок автономного округа динамично развивается, остается еще ряд проблем, требующих решения.
Так, объемы реализации, ассортимент и качество товаров, стабильность их поставок в розничную торговую сеть напрямую зависят от состояния оптового звена. Оптовое звено продовольственных товаров в автономном округе представлено только 6 крупными предприятиями, которые размещены в городах Сургут, Нижневартовск, Нягань, что недостаточно, учитывая потребность предприятий розничной торговли. Поставки в розничную торговлю автономного округа осуществляются через оптовые склады других регионов Российской Федерации (города Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Москва). Недостаточное развитие оптовой торговли в автономном округе и зависимость от оптового звена других регионов отражается на качестве прогнозирования запасов товаров первой необходимости, стабильности ассортимента и, как следствие, вызывает колебания розничных цен.
Основные проблемы потребительского рынка автономного округа:
нехватка специализированных помещений торговой площадью более 50 м.2;
территориальные диспропорции в размещении предприятий торговли;
проблема обеспечения населения автономного округа, особенно той его части, которая проживает в труднодоступных и малонаселенных пунктах со сложной схемой товародвижения, основными социально значимыми продовольственными товарами первой необходимости по доступным ценам;
низкая обеспеченность населения торговыми объектами, высокая арендная плата торговых площадей - полноценное развитие конкуренции и потребительского рынка в такой ситуации ведет к большим рискам;
низкое качество имеющейся материально-технической базы торговой деятельности. Ряд зданий и сооружений не соответствуют нормам санитарного законодательства (планировка помещений приводит к пересечению встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей; недостаточный набор помещений).
Сегодня обеспеченность населения площадью торговых объектов в автономном округе составляет 823,6 м2 на 1000 жителей. При этом отмечается большая дифференциация уровня фактической обеспеченности населения в муниципальных образованиях автономного округа, в некоторых из них он не достигает минимального значения.
Недостаток стационарных торговых объектов обуславливает наличие некапитальной мелкой розницы (палатки, павильоны, киоски), где не обеспечивается необходимое качество предоставления услуг. Эта проблема может быть решена путем создания условий для появления стационарных, крупных, в том числе сетевых торговых объектов.
Особая роль в развитии конкуренции и потребительского рынка отводится ярмаркам, которые должны находиться в шаговой доступности для населения.
Необходимо создавать возможности для развития удаленной торговли, у которой требования к торговым площадям менее жесткие. При этом для ее развития, особенно для торговли свежим продовольствием, требуются системы оптовых рынков (терминалов).
Развитое оптовое звено - это основа для построения разноформатной торговли и здоровой конкурентной среды. Система оптовых терминалов инфраструктурно поддерживает развитие конкурентной среды для производителей и розницы всех форматов:
сетевые распределительные центры ориентированы на работу с крупными сетевыми операторами. Используют удобное для крупных сетевых операторов оборудование и приемы обслуживания грузов (крупные единообразные партии товара соответствующим образом упакованы и т.п.), электронную обработку данных, максимально приближенную к нуждам автоматизации сетевых структур. Следовательно, сетевая розница получит максимально удобную для нее логистику, бесперебойные поставки и другие необходимые для работы сетей преимущества. Современные специализированные распределительные центры - одна из основ для полноценного развития сетевой розничной торговли;
система оптовых терминалов - обслуживание несетевых форм торговли: широкий сбыт скоропортящихся товаров; обеспечение дополнительного контроля качества продуктов на "входе" и "выходе" - реальный фитосанитарный контроль; предоставление дополнительных услуг: банковских, упаковки и маркировки, маркетинговых; система электронного учета товаров и цен в дальнейшем послужат основой для мониторинга.
Решение вопросов развития оптового звена возможно путем создания условий для реализации крупных инвестиционных проектов в торгово-логистической сфере с ориентацией на оказание услуг оптовой торговли.
В результате все производители вне зависимости от размера поставляемых партий товара получат возможность максимально короткого пути сбыта своей продукции. Все торговые организации и частные предприниматели вне зависимости от формата торговли будут иметь доступ к одинаково качественной продукции в максимально широком ассортименте.
Требует решения задача повышения качества и безопасности потребительских товаров и услуг, борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией. Наиболее остро это решение требуется в сфере реализации товаров на рынках и в мелкорозничной сети, где реализуется основное количество подобной продукции. Создание условий для реализации крупных инвестиционных проектов в торгово-логистической сфере решает и эту задачу. Также ее решению способствует контрольная деятельность Роспотребнадзора, координационных и совещательных органов автономного округа, созданных в сфере потребительского рынка.
Для полноценного развития здоровой конкуренции на территории автономного округа необходимо наличие максимального количества форматов розничной торговли, в том числе семейных магазинов, создание им равных условий для работы.
В целях развития конкуренции на товарных рынках, развития современных форм организации торговли в автономном округе:
приняты нормативные правовые акты, формализующие и описывающие процедуру организации торговли;
ежеквартально, по заявлениям субъектов предпринимательства, обновляется, пополняется торговый реестр, актуализированный реестр размещается на сайте Депэкономики Югры в разделе "Потребительский рынок";
на сайте Депэкономики Югры в разделе "Потребительский рынок" постоянно актуализируется реестр розничных рынков;
утвержденные в 29 муниципальных образованиях автономного округа схемы размещения нестационарных торговых объектов, разработанные с учетом необходимости достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и обеспечения потребности в товарах путем восполнения недостатка стационарных торговых объектов, опубликованы и поддерживаются в актуальном состоянии на официальном сайте Депэкономики Югры в разделе "Потребительский рынок";
кроме того, в целях изучения ценовой ситуации на потребительском рынке, принятия мер, направленных на обеспечение и поддержание стабильной ситуации, проводится мониторинг уровня цен и тарифов в городских округах и муниципальных районах, в том числе осуществляется еженедельное наблюдение за ценами по 24 наименованиям социально значимых продовольственных товаров в 22 муниципальных образованиях автономного округа;
на постоянной основе осуществляется актуализация реестра предприятий, реализующих нефтепродукты через сеть автозаправочных станций;
в целях содействия развитию субъектов предпринимательства и современных форм организации торговли в регионе, защиты потребителей от действий предпринимателей, ведущих незаконную или опасную для человека деятельность, Депэкономики Югры осуществляет лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, государственное регулирование отношений в области организации и проведении региональных лотерей, а также на постоянной основе, по утвержденным графикам, осуществляет лицензионный контроль лицензиатов и соискателей лицензий.
Указом N 596 поставлена задача по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности. Результатом должно стать улучшение позиций Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-го места в 2011 году до 50-го в 2015 году и до 20-го в 2018 году. Эта задача не может быть реализована без существенного увеличения роли малого и среднего предпринимательства в экономике как Российской Федерации, так и автономного округа.
Мероприятия, осуществляемые Правительством автономного округа по формированию благоприятных условий для развития бизнеса, носят системный характер, поскольку направлены на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее также - Субъекты) на всех стадиях становления и развития: от создания компании, формирования проекта до реализации продукции на рынке.
В автономном округе в сфере малого и среднего предпринимательства действуют 23,4 тыс. малых и средних предприятий и 50,4 тыс. индивидуальных предпринимателей. В малом и среднем предпринимательстве заняты 123 тыс. человек, что составляет 14 % экономически активного населения. Таким образом, каждый седьмой работающий в автономном округе трудится в секторе малого и среднего предпринимательства. Вклад субъектов в валовый региональный продукт составляет 412,3 млрд. рублей.
Развитие малого и среднего предпринимательства в автономном округе, как и в России, приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Формируя средний класс собственников, создается основа устойчивости, создаются новые рабочие места, увеличивается налогооблагаемая база, что, в конечном итоге, ведет к повышению качества жизни населения.
За период реализации программы развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе на 2011 - 2013 годы количество малых и средних предприятий увеличилось по сравнению с их количеством на начало ее реализации в 2 раза, составив 25 945 предприятий. Это свидетельствует о том, что малое и среднее предпринимательство становится все более привлекательным для экономически активного населения, находящегося в поиске путей реализации своих бизнес-идей и повышения жизненного уровня.
Абзац сто двадцать третий утратил силу.
См. текст абзаца сто двадцать третьего раздела 1
Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства г. Москвы (АНО "НИСИПП") в своем ежегодном отчете "Динамика развития малого предпринимательства в регионах России" проводится независимая оценка уровня развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации.
По итогам исследования АНО "НИСИПП" за 2012 год по количеству малых предприятий в расчете на 100 тысяч человек автономный округ занимает 13 место среди регионов Российской Федерации и 3 место среди регионов Уральского федерального округа (далее - УрФО) (в 2011 году 43 и 3 место соответственно).
Общий объем оборота малых предприятий (без средних) по итогам 2012 года составил 299 380,8 млн. рублей, что на 10,1 % выше аналогичного показателя 2011 года. В связи с чем, автономный округ занял 28 место среди регионов Российской Федерации и 4 место - среди регионов УрФО (в 2011 году 13 и 2 место соответственно).
По итогам 2012 года в автономном округе отмечена положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Показатель в сравнении с аналогичным показателем предыдущего года увеличился на 6,5 % и составил 1857,9 млн. рублей. В результате автономный округ занял 69 место среди регионов Российской Федерации и 6 место - среди регионов УрФО (в 2011 году 66 и 6 место соответственно).
В автономном округе на протяжении ряда лет, в том числе в 2012 году, отмечена положительная динамика всех показателей, по которым производится оценка уровня развития малого предпринимательства, что подтверждает эффективность проводимой государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.
Ряд проблем, стоящих перед автономным округом, связан с существенной зависимостью экономики от мировых цен на нефть, так как на долю добычи полезных ископаемых приходится 91 % промышленного производства.
Также отмечается наличие проблем, связанных с недостаточным развитием наукоемкого и инновационного малого бизнеса в ключевых отраслях окружной экономики. Современный малый бизнес в автономном округе активно проявляется в строительстве, торговле, операциях с недвижимостью, в оказании услуг и только отчасти в промышленности. В нефтедобыче, глубокой лесопереработке, производственных услугах для нефтегазовых, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих компаний и агросервисе его присутствие незначительно.
Субъекты, зарегистрированные на территории автономного округа, оказывающие интеллектуальные услуги для предприятий базового сектора экономики автономного округа, а именно: проектные работы, консалтинговые услуги, обеспечивающие автоматизацию бизнес-процессов - мало вовлечены во внешнеэкономическую деятельность.
По мере поэтапной реализации подпрограммы VII государственной программы будут формироваться предпосылки для роста активности субъектов.
В результате реализации мероприятий государственной программы оборот продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, увеличится в 1,8 раза и составит 664,0 млрд. рублей в 2020 году в сравнении с 369,1 млрд. рублей в 2012 году.
Эффективное использование имеющихся возможностей обеспечит качественное развитие предпринимательства, признание его одним из основных инструментов внедрения и распространения новых технологий, что будет способствовать обеспечению оптимальной структуры, гибкости, устойчивости экономической системы в целом, роста доходов и качества жизни населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.