Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния реализации государственной политики в культуре, архивном деле и туризме автономного округа
Реализация государственной программы осуществляется в значимых сферах социально-экономического развития автономного округа: культура, архивное дело и туризм.
1.1. Культура и архивное дело.
Автономный округ обладает культурным потенциалом, способным оказать особое влияние на развитие библиотечного, музейного и архивного дел, сохранения и использования объектов культурного наследия, художественного образования, кинематографии, профессионального искусства, художественно-творческой деятельности и народных художественных промыслов и ремесел.
Максимальная доступность к культурным ценностям и информации, развитие единого культурного пространства в автономном округе являются основными показателями повышения качества жизни населения автономного округа.
Определение параметров потребности в трудовых ресурсах, необходимых для реализации мероприятий государственных программ - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности реализации кадровой политики. Выявление потребности в трудовых ресурсах включает в себя не только общесистемные мероприятия, но и отраслевое направление работы.
В связи с комплексностью задачи необходим этапный подход к проведению работ по определению параметров потребности в трудовых ресурсах, который формализуется в виде последовательного развития, уточнения и конкретизации мероприятий, с формированием ее обновленной "версии" 1 раз в три года.
Основными параметрами потребности в трудовых ресурсах, необходимых для реализации мероприятий государственных программ определены формальный и содержательный подходы.
Формальный подход строится на основе системы базовых принципов, определяющих основные параметры государственной программы: бюджетные ассигнования, выделенные на реализацию программных мероприятий; количество запланированных мероприятий, планируемых к реализации на плановый период в сравнении с текущим годом.
Мониторинг данных по формальному подходу позволяет сделать следующие выводы:
Общий объем государственной программы в проекте бюджета на 2015 - 2017 годы не претерпел значительных изменений, сокращение в 2015 году составило 0,02% к уровню 2014 года, в 2016 году 0,46% к уровню 2015 года. В 2017 году планируется увеличение расходов по государственной программе на 4,2% к уровню 2016 года.
Приоритетом бюджетной политики на три года остается финансовая поддержка масштабных проектов и акций, направленных на развитие основных направлений отрасли, предоставление субсидий муниципальным образований автономного округа на восстановление и укрепление имущественного комплекса.
К приоритетным направлениям отнесены мероприятия, которые будут способствовать модернизации отрасли и ее структурной перестройке, преимущественно за счет повышения производительности и качества предоставляемых услуг в сфере культуры.
В плановом периоде планируется проведение оптимизации сети государственных учреждений культуры, кинематографии, профессиональных образовательных организаций, подведомственных Депкультуры Югры, исходя из утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р минимальных социальных нормативов и норм и ликвидации неэффективных подразделений, мало востребованных гражданами услуг, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии.
Реализация инвестиционных проектов и мероприятий государственной программы на плановый период 2015 - 2017 годов не потребует создания новых рабочих мест, следовательно, потребность в трудовых ресурсах будет снижаться.
Содержательный подход строится на основе статистических данных о наличии в отрасли кадровых ресурсов; о динамике уменьшения численности работников учреждений культуры в соответствии со значениями показателями отраслевой Дорожной карты.
Мониторинг данных по содержательному подходу позволяет сделать следующие выводы:
По состоянию на 1 января 2014 года среднесписочная численность работников учреждений культуры составляет 10 546 человек, из них 7 566 человек - работники учреждений культуры, 2 980 человек - работники образовательных учреждений сферы культуры.
По данным ведомственной статистики движение кадрового состава отрасли за 9 месяцев 2014 года изменилось следующим образом - среднесписочная численность работников учреждений культуры уменьшилась на 499 человек и составляет 10 047 человек, из них 7122 человек - работники учреждений культуры (-444 человека), 2925 человек - работники образовательных учреждений сферы культуры (-55 человека).
Динамика на уменьшение численности работников учреждений культуры в период до 2018 года направлена на повышение эффективности управления кадровым потенциалом отрасли и улучшения качества услуг в сфере культуры.
По данным сведений, представленных Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по состоянию на 1 октября 2014 года в автономном округе в учреждениях культуры имеется в наличии 71 вакантное место отраслевой направленности.
Средний возраст работников культуры автономного округа составляет 48 лет. В плановый период реализации государственной программы возраст отраслевых квалифицированных сотрудников учреждений культуры достигнет предела пенсионного возраста.
Образовательными организациями среднего и высшего профессионального образования в сфере культуре в прогнозный период будет обеспечен выпуск молодых квалифицированных специалистов в объеме, достаточном для покрытия потребности в кадрах.
В целях эффективного управления кадровым составом отрасли предусматривающего сохранение и привлечение в отрасль высокопрофессиональных кадров предполагает обязательное проведение аттестационных (конкурсных) процедур и направление специалистов на профессиональную подготовку, и получение дополнительного профессионального образования.
Для реализации мероприятий государственной программы в прогнозный период не потребуется дополнительных трудовых ресурсов, в т.ч. инженерно-технических кадров.
Прирост среднемесячной начисленной заработной платы по отрасли культуры за 2012 год по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 18,4%, в том числе 21,4% - у работников учреждений культуры, 19,9% - у работников образовательных учреждений.
Соотношение средней заработной платы работников отрасли культуры к средней заработной плате работников по автономному округу в 2012 году составило 59,4%, в том числе 54,6% - у работников учреждений культуры, 77,3% - у работников образовательных учреждений.
Объем платных услуг, оказываемых учреждениями культуры за 2012 год, по отношению к прошлому отчетному периоду увеличился на 44,9%. Всего в 2012 году получено от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности 668467,4 тысяч рублей (2011 год - 461322,5 тыс. руб.). Из них по типам учреждений: клубные - увеличение на 23,3%, с 241457,8 тысяч рублей в 2011 г. до 297731,5 тысяч рублей в 2012 г.; музейные - увеличение на 51%, с 11394 тысяч рублей в 2011 г. до 17210,3 тысяч рублей в 2012 г.; библиотечные - увеличение на 9,1% с 6273,5 тысяч рублей в 2011 г. до 6846 тысяч рублей в 2012 г.; образовательные - увеличение на 23,2%, с 83332,4 тысяч рублей в 2011 г. до 102707,1 тысяч рублей в 2012 г.
В целях обеспечения стимулирования повышения качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры, усиления зависимости качества услуг от оплаты труда и введения новых механизмов оплаты труда работников культуры в течение 2010 - 2011 годов проведен переход на отраслевую систему оплаты труда, формирование государственных (муниципальных) заданий на оказание услуг.
Государственная программа составлена с учетом результатов, проводимых в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре социологических исследований в сфере культуры.
По результатам социологического исследования "Оценка населением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры качества предоставления услуг в сфере культуры и искусства", проведенного ООО "Центр довузовского образования" выявлено, что в автономном округе существует развития сеть учреждений культуры с высокой степенью охвата населения, при этом 55% респондентов считают влияние культуры на жизнь их населенных пунктов очень большим или просто значимым. 62% респондентов ожидают в ближайшем будущем положительной динамики в развитии учреждений культуры в автономном округе. Высокие оценки получила информационная открытость деятельности культурных учреждений - 30% респондентов считают уровень информационной открытости высоким. Большой неудовлетворенный спрос выявлен на услуги театров: 39% считают, что театров недостаточно, а 46% считают театры труднодоступными или недоступными.
1.1.1. Обеспечение доступа к культурным ценностям и информации.
Общедоступные библиотеки являются востребованным социальным институтом, услугами которых пользуются 27 % жителей автономного округа (или 422,3 тыс. читателей). Аналогичный показатель для Уральского федерального округа (далее также - УрФО) составляет 34,2 %, для Российской Федерации (далее также - Россия) - 37 %. Низкий уровень значения показателя в автономном округе относительно уровня в УрФО и России объясняется недостаточным уровнем обеспеченности библиотечной сетью. Количество общедоступных библиотек на 10,0 тыс. человек населения в автономном округе составляет 1,6 единиц (УрФО - 2,7, Россия - 3), доля общедоступных библиотек автономного округа, здания которых находятся в неудовлетворительном состоянии, составляет 14,7 %, в УрФО - 9,8 %, в России - 7,6 %.
Начиная с 2011 года в автономном округе системно решаются вопросы модернизации материально-технической базы библиотек. В автономном округе функционирует 8 сельских модельных библиотек и 13 модернизированных детских библиотек, внестационарное обслуживание жителей сельских поселений Кондинского и Нижневартовского районов осуществляют 2 библиобуса.
Основная задача библиотек - предоставление равного доступа к информационным ресурсам. Решению задачи способствует развитие информатизации общедоступных библиотек. Показатели информатизации библиотечной отрасли автономного округа значительно опережают аналогичные характеристики в библиотеках УрФО и России. Доля общедоступных библиотек, оснащенных персональными компьютерами, составляет 98,5 %, для сравнения: уровень России - 47 %, УрФО - 50 %. На 1 библиотеку в автономном округе приходится в среднем 10 единиц компьютерной техники (Россия - 1,8 единиц, УрФО - 2,4 единицы). Доля общедоступных библиотек, имеющих доступ к сети Интернет, - 92 % (в России - 27,5 %, в УрФО - 28 %). Объем электронных библиотечных каталогов к общему объему фондов составляет 59 %. На базе общедоступных библиотек создано 167 центров и пунктов общественного доступа.
Отличительными особенностями библиотечной отрасли автономного округа являются инновационный характер их развития, высокий уровень информатизации, внедрение в практику работы международных стандартов в области менеджмента качества и результатов научно-исследовательской деятельности.
Музеи автономного округа в общественной жизни автономного округа занимают особое место, являясь одним из самых доступных и демократичных видов учреждений культуры, совмещая в себе многообразные функции: научного и просветительского центра, образовательного учреждения, центра организации досуга и места проведения различного рода общественных мероприятий.
Значения показателей, характеризующих обеспеченность и состояние материально-технической базы музеев в автономном округе, значительно выше в сравнении со средними показателями по УрФО и России. Количество музеев в автономном округе на 10 тыс. человек населения составляет 0,23 единицы, в УрФО - 0,18 единиц, в России - 0,17 единиц. Доля строений музеев, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в автономном округе 25,4 %, в УрФО - 37,5 %, в России - 41,9 %.
Текущий объём музейного фонда автономного округа составляет 590,0 тыс. единиц. Показатель экспонирования основного фонда составляет 12 %. Низкий процент экспонирования связан с дефицитом экспозиционных и фондовых площадей. Для размещения музеев используется 71 строение, общей площадью 46 079,43 тыс. м2, из которых для экспонирования музейных фондов отведено немногим более 39 % от площади всех помещений, площадь под хранение музейных фондов составляет 6 % от площади все помещений.
Особенностью автономного округа является размещение части экспозиций музеев в этнографических строениях малых форм, расположенных под открытым небом, большая часть которых пришла в ветхое состояние и не приспособлена для экспонирования музейных предметов.
Музейная модернизация непосредственно связана с трансформацией и формированием новой роли музея в обществе и культуре. Музеи становятся центрами образования, коммуникации, культурной информации и творческих инноваций, они превращаются в гибкую структуру, способную приспосабливаться к постоянно меняющимся проблемам и потребностям.
Информационные технологии плотно интегрируются с экспозиционно-выставочной работой. Музеи испытывают потребность в сенсорных киосках, проекторах и других средствах предоставления информации о фондах в электронном виде в соответствии с мировыми тенденциями развития IT-технологий.
По итогам 2012 года модернизация IT-инфраструктуры (компьютерного парка) проведена в 77 % музеев автономного округа, что позволило достичь высоких показателей в оснащении музеев автономного округа компьютерной техникой и подключения к сети Интернет. Доля музеев, оснащенных персональными компьютерами, составляет 100 % (в УрФО - 90,2 %, в России - 87,5 %). Доля музеев, имеющих доступ к сети Интернет - 86,1 % (в УрФО - 61,2 %, в России - 59,7 %). В 31 % музеев функционируют центры общественного доступа к социально-значимой информации.
В результате осуществления комплексной программы по созданию сводного общедоступного накопительного ресурса музеев автономного округа создан банк данных из 82,3 тыс. цифровых изображений экспонатов, что составляет 14,2 % от общего количества экспонатов основного фонда музеев автономного округа.
Ежегодно музеи автономного округа посещает 28,9 % от численности населения автономного округа, средний показатель для УрФО составляет 29,4 %, для России - 57,9 %. При этом количество выставок, проведенных 1 музеем в автономном округе - 25,3 единиц, в УрФО 23 единицы, в России - 19 единиц.
Функционирует Центр непрерывного образования в области музееведения для сотрудников государственных и муниципальных музеев автономного округа, дающий возможность ежегодного повышения квалификации не менее 10 % научных сотрудников музеев автономного округа.
Прогнозируемым видом деятельности музеев автономного округа можно назвать расширение спектра предлагаемых для туриндустрии музейных программ, усиление статуса и качества проведения традиционных праздников, реконструкцию в музейном пространстве традиционных и утраченных ремесел.
На текущий 2013 год на территории автономного округа находятся 5188 объектов культурного наследия, в том числе: 3 объекта федерального значения, 1084 объекта регионального значения, 1 объект местного (муниципального) значения, 4100 выявленных объектов культурного наследия. Состав объектов культурного наследия в зависимости от видовой принадлежности представлен следующим образом: памятники - 5 186, ансамбли - 1 и достопримечательные места - 1.
Спецификой недвижимого наследия автономного округа является значительное преобладание над памятниками архитектуры и монументального искусства археологических и этнокультурных объектов, представленных руинированными земляными и деревянными сооружениями. Археологические памятники составляют 94 %, памятные места - 3 %, исторические памятники - 2 %, архитектурные - 1 % от общего количества поставленных на учет объектов культурного наследия.
Большая часть объектов археологического наследия выявлена в результате обследования территорий, отводимых под хозяйственную деятельность, и находится в отдаленных и труднодоступных местах.
С 2011 года ведется работа по сохранению и популяризации объектов культурного наследия путем проведения ремонтно-реставрационных работ на объектах культуры и градостроительства муниципальной собственности и формированию системы достопримечательных мест, призванных обеспечивать сохранность уникальных археологических объектов в естественных историко-культурных и природных условиях. Сохранение объектов культурного наследия требует значительных инвестиций, объём которых зачастую превышает стоимость нового строительства.
Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия позволяет не только предотвратить их безвозвратную утрату и включать их в современную социокультурную среду населенных пунктов, но и ввести в научный оборот новую историческую информацию, создать условия для организации новых привлекательных туристических маршрутов.
Богатство и разнообразие объектов археологического наследия, расположенных на сравнительно небольшой территории, ландшафтное своеобразие достопримечательных мест, многочисленные научные исследования - все это создает уникальные предпосылки для формирования в автономном округе системы особо охраняемых территорий в виде историко-культурных заповедников.
Опыт реализации в автономном округе научных мероприятий в сфере историко-культурного наследия отчетливо показывает их востребованность и жизнеспособность. Научные форумы становятся площадками обмена последними открытиями в археологии и этнографии не только Севера России, но и Евразии в целом, а также направлены на формирование позитивного имиджа и повышение статуса автономного округа, как одного из центров современной археологической науки. Масштабные и значимые научные проекты играют особую роль в формировании и реализации межрегионального и международного сотрудничества Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с российскими регионами и зарубежными странами.
Специфика архивной отрасли состоит в многопрофильности применения её информационных ресурсов, призванных удовлетворять социальные, правовые, научные, культурные и иные потребности граждан, органов власти и организаций. Развитие архивного дела следует рассматривать, прежде всего, как средство пополнения информационного ресурса автономного округа - части историко-культурного наследия автономного округа.
Документы, хранящиеся в архивах автономного округа, являются неотъемлемой частью Архивного фонда Российской Федерации, что определяет особую значимость данного информационного ресурса, необходимость сохранения и развития потенциальных возможностей его применения в интересах общества и государства. Неразрывно с документами постоянного срока хранения связан информационный массив - документы по личному составу ликвидированных организаций, не относящийся к составу Архивного фонда, но призванный документально обеспечить социальную защищенность граждан как в России, так и за её пределами.
В настоящее время информационный ресурс автономного округа состоит из 2 принципиально различных типов: текущей информации и ретроспективной информации. Преимущественная часть уникального регионального ресурса ретроспективной информации сосредоточена в Государственном архиве автономного округа и 22 архивных отделах администраций городов и районов автономного округа. Документальное многообразие Архивного фонда является основой для оказания информационных услуг в целях удовлетворения потребностей граждан, органов власти и организаций.
Основополагающим в деятельности архивов автономного округа является создание оптимальных условий для обеспечения сохранности документов посредством создания условий, соответствующих общегосударственным требованиями. Отклонение от нормативных требований ведет к угрозе безвозвратной утраты комплекса информации, частичной или полной.
Состояние архивного дела в автономном округе относится к качественным показателям государственного развития в автономном округе и требует государственной поддержки в вопросах сохранения и пополнения документального наследия автономного округа, внедрения электронных форм коммуникаций для предоставления государственных услуг в сфере архивного дела, расширения доступа пользователей к информационным ресурсам архивов автономного округа.
1.1.2. Единое культурное пространство в автономном округе.
С 2001 года в автономном округе сложилась трехступенчатая система художественного образования, которая состоит из дополнительного образования и профессионального художественного образования.
По программам дополнительного образования по 10 видам искусств обучаются 19 204 человека, в региональных образовательных организациях среднего профессионального образования по 12 специальностям обучаются 574 человека, в Ханты-Мансийских филиалах федеральных государственных бюджетных образовательных организациях высшего профессионального образования по 6 специальностям (специализациям) обучаются 223 человека.
Потребность отрасли культура в специалистах со средним профессиональным образованием по 24 специальностям составляет на 2014 год - 864 человека, на 2019 год - 595 человек; в специалистах с высшим профессиональным образованием по 38 специальностям составляет на 2014 год - 1355 человек, на 2019 год - 903 человека.
Данные органов статистики автономного округа по динамике рождаемости, приведенные ниже, позволяют сделать вывод о возникающей с 2013 года регрессии в сохранении достигнутого уровня в 2012 году по показателю "число учащихся детских школ искусств на 1000 детей от 7 до 15 лет включительно".
Динамика роста количества детей от 7 до 15 лет (включительно, по автономному округу) | |||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2020 |
2030 |
170 066 |
173 877 |
177 800 |
183 350 |
213 809,4 |
290 749 |
Динамика показателя "Число учащихся детских школ искусств на 1 000 детей от 7 до 15 лет включительно, человек" | |||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2020 |
2030 |
111 |
108,7 |
110,6 |
109,4 |
103,4 |
92,5 |
К 2020 году при сохранении сети муниципальных детских школ искусств автономного округа в количестве 58 показатель "Число учащихся детских школ искусств на 1000 детей от 7 до 15 лет включительно" будет составлять 103,4.
Для создания условий по сохранению показателя "число учащихся детских школ искусств на 1000 детей от 7 до 15 лет включительно" на уровне 2012 года - 111 человек, требуется строительство к 2020 году 5 муниципальных детских школ искусств средней вместимостью 325 обучающихся каждая.
Для выполнения показателя, предусмотренного в Стратегии развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 18 мая 2013 года N 185-п, к 2020 году потребуется строительство 4 муниципальных детских школ искусств.
Что в свою очередь для обеспечения государственной и муниципальной услуги по предоставлению дополнительного образования в сфере культуры и искусств потребует увеличения числа педагогических работников на 130 человек.
Научное исследование удовлетворенности качеством художественного образования учреждений культуры автономного округа выявила потребность в специалистах художественно-технических специальностей, в студенческих общежитиях. Из 5 подведомственных бюджетных учреждений среднего профессионального образования только колледж-интернат "Центр искусств для одаренных детей Севера" г. Ханты-Мансийска отвечает современным требованиям.
В трех из четырех учреждений среднего профессионального образования г.г. Югорска и Сургута отсутствуют студенческие общежития, спортивные залы, репетитории, производственные мастерские и оборудованные столовые.
В г. Сургуте назрела потребность в строительстве образовательного комплекса, позволяющего решить вопрос модернизации трех образовательных учреждений среднего профессионального образования.
С целью развития творческой активности талантливых детей и молодежи, нравственного и эстетического воспитания, совершенствования системы поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей и молодежи Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ежегодно проводит окружные конкурсы, фестивали, концерты, выставки, творческие состязания, мастер-классы.
Успешное участие учащихся в международных, всероссийских, региональных и областных конкурсах, фестивалях, выставках свидетельствует о надлежащем качестве системы художественного образования, сложившейся в автономном округе. География участия одаренных детей в конкурсах очень обширна и включает в себя города Российской Федерации, страны ближнего и дальнего зарубежья.
Департамент культуры автономного округа осуществляет ежегодную стипендиальную поддержку учащихся и студентов:
премия Губернатора автономного округа;
стипендиальное вознаграждение "Юные таланты Югры" Департамента культуры автономного округа.
Ежегодно для молодых дарований и их педагогов-наставников автономного округа проводится летняя и осенняя творческая Школа "Новые имена Югры".
В последние годы произошло качественное обновление киносети автономного округа, появились современные комфортабельные кинотеатры и сельские киноустановки. Доступность современного кинематографа для населения автономного округа приблизилась к 95 %.
На текущий 2013 год количество публичных кинозалов в автономном округе составляет 120 единиц с общим количеством посадочных мест 21786 единиц. Кинозрелищными организациями автономного округа было проведено 70 625 публичных киносеансов, в том числе 16 611 киносеансов с показом российских фильмов и 54 014 киносеансов с показом зарубежных фильмов. Кинозалы автономного округа ежегодно посещают 1 682 тыс. человек. Доля экранного времени, отданного для показа российских фильмов, за 2012 год в автономном округе составила 23,5 %, в среднем по Российской Федерации такой показатель составляет 20 %.
Количество посещений одним жителем публичного кинозала в год по России составляет 1,25, по автономному округу составляет 1,06. Ежегодно окружной государственный кинофонд автономного округа пополняется более чем на 100 фильмов, сегодня кинофонд составляет 6 352 наименования фильмов. Оборот фильмофонда составляет 10 %, в целях увеличения доступности региональной коллекции аудиовизуального наследия необходимо провести оцифровку кинофильмов с целью размещения контента в телекоммуникационных сетях, показа в модернизированных кинозалах, создания коллекций документальных фильмов в общедоступных библиотеках и общеобразовательных школах.
Международный фестиваль кинематографических дебютов "Дух огня" известен и авторитетен в международных кинематографических кругах, с 2013 года в основной конкурсной программе кинофорума стали принимать кинорежиссёры автономного округа. Многие кинопрограммы кинофестиваля, организуемые с участием югорских кинематографистов, трансформировались в самостоятельные кинопроекты и фестивали: детский фестиваль анимационного творчества "Я - ребёнок, Я - творец", кинофестиваль-акция "Киноленты, обожжённые войной", социальная киноакция "Кино для всех", кинофестивали отечественного фильма "Любить по-русски" и "Золотая лента".
Основную массу профессиональных предложений исполнительского искусства обеспечивают театры и концертные организации.
Обеспеченность театрами в автономном округе составляет 4,6 театра на 1 млн. жителей, что выше среднего показателя по Российской Федерации (4,2 театра на 1 млн. жителей) и УрФО (3,7 театра на 1 млн. жителей). Удельный вес помещений театров, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в автономном округе составляет 33,3 %, аналогичные показатели по Российской Федерации и УрФО - 31,6 % и 37 % соответственно.
Ежегодно театрами автономного округа осуществляется постановка 50 новых спектаклей, показывается более 1500 спектаклей, каждый спектакль собирает 115 зрителей (по России - 220 зрителей, по УрФО - 216). Удельный вес посетителей театральных мероприятий от численности населения автономного округа составляет 13,1 % (по России - 22,8 %, по УрФО - 20,9 %).
Обеспеченность концертными организациями в автономном округе составляет 2,6 единицы на 1 млн. жителей, что выше среднего показателя по России (2,2 концертные организации на 1 млн. жителей) и УрФО (1,5 единицы на 1 млн. жителей). Удельный вес помещений концертных организаций, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в автономном округе составляет 0 %, аналогичные показатели по России и УрФО - 21,8 % и 19,4 % соответственно.
Каждый концерт собирает 171 зрителя (по России - 262 зрителя, по УрФО - 240). Удельный вес посетителей концертных мероприятий от численности населения автономного округа составляет 8,7 % (по России - 13,1 %, по УрФО - 13,2 %).
Число деятелей профессионального искусства, ежегодно принимающих участие во всероссийских и международных художественных фестивалях, стажировках и иных мероприятиях, составляет свыше 250 человек.
Концертными организациями автономного округа ежегодно проводится до 800 мероприятий для 146 тысяч жителей автономного округа.
В последние годы большой интерес общества обращен к истокам традиционной народной культуры и любительскому искусству как фактору сохранения единого культурного пространства в многонациональном автономном округе. Учреждения культурно-досугового типа удовлетворяют широкий диапазон запросов и нужд населения в сфере культуры, способствуют полноценной реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. Востребованность населением автономного округа услугами культурно-досуговых учреждений высока, среднее количество в 1 клубном формировании в автономном округе составляет 18 человек (УрФО - 15, Россия - 14), учитывая высокий показатель среднего числа клубных формирований на 1 учреждение - 20 единиц (УрФО - 8, Россия - 9).
Среднее число культурно-массовых мероприятий для детей на 1 учреждение по России составляет 60 единиц, автономный округ по данному показателю в первой пятерке регионов России и занимает 3 место.
Основными центрами художественно-творческой деятельности являются дома культуры и клубные учреждения, на базе которых функционирует 2 286 клубных формирований с числом участников - 35 793 человека.
Одним из основных направлений деятельности клубных учреждений является укрепление межнациональных отношений, сохранение и развитие культуры, традиций и обрядов разных народов, населяющих автономный округ. В учреждениях культурно-досугового типа работает 79 фольклорных коллективов, в которых занимаются 864 участника. Кроме этого, в автономном округе осуществляет деятельность 7 центров и отделов национальных культур в тесном сотрудничестве с 75 национальными общественными организациями и культурными автономиями округа.
В сфере народных художественных промыслов и ремесел автономного округа задействовано более 2000 человек. В целом для автономного округа характерно преобладание индивидуальных ремесленников, а также концентрация мастеров в творческих мастерских муниципальных и государственных учреждений - центрах ремесел, центрах национальных культур. В автономном округе ведется планомерная работа по восстановлению художественных промыслов и ремесел, традиционно бытовавших на территории автономного округа, по введению в оборот и популяризации утраченной материальной культуры коренных малочисленных народов севера.
Коммерческий (независимый) сектор культурного комплекса автономного округа является конкурирующим инновационным ресурсом и творческим резервом государственного и муниципального сектора. Число независимых организаций культуры в автономном округе невелико. Структура учреждений и организаций коммерческого (независимого) сектора культурного комплекса автономного округа качественно отстает от уровня развития аналогичного сектора в европейских странах.
Серьезным препятствием на пути разработки государственной или муниципальной политики по отношению к независимому сектору в отрасли является отсутствие статистических данных о деятельности независимых организаций культуры в автономном округе. Необходима отраслевая система оценки состояния коммерческого (независимого) сектора культурного комплекса автономного округа. Такая оценка не только позволит отслеживать эффективность работы конкурентной среды, но и определить причины, препятствующие развитию конкуренции в предоставлении населению и гостям автономного округа культурных услуг и благ.
Созданные в отрасли элементы государственной поддержки данного сектора в виде грантовой поддержки не запустили в должной степени модернизационные процессы и пока не привели к необходимым структурным изменениям культурного комплекса автономного округа.
В результате на сегодняшний момент ключевой проблемой является в целом низкий спрос на альтернативные культурные услуги, которые могут и должны оказывать негосударственные (муниципальные) учреждения и организации.
Необходимо ускорение процесса интеграции коммерческого (независимого) сектора в единый культурный комплекс автономного округа, повышение активности и эффективности работы учреждений и организаций коммерческого (независимого) сектора. Деятельность учреждений и организаций независимого (частного) сектора должна быть направлена на разработку и реализацию инновационных проектов и акций, создание новых видов деятельности и экспериментальных структур.
1.1.3. Проблемы культуры и архивного дела.
Несмотря на внимание органов государственной власти автономного округа к регулированию сферы услуг учреждений культуры на территории автономного округа, в обществе отсутствуют представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики, и продолжает существовать ряд факторов, сдерживающих общее культурное развитие автономного округа.
1.1.3.1. Предоставление услуг в отрасли культуры осуществляется в условиях недостаточной инфраструктурной обеспеченности. Так, уровень обеспеченности населения автономного округа учреждениями культуры различных видов отстает от многих региональных центров России (социальные нормативы и нормы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р):
обеспеченность населения автономного округа библиотеками регионального уровня составляет 25 % к нормативу;
обеспеченность библиотеками муниципального уровня составляет 60 % к нормативу;
в 34 населенных пунктах округа (с числом населения до 500 человек и расстоянием до административного центра более 5 км) население не получает библиотечных услуг ни стационарно, ни внестационарно, хотя в соответствии с нормативом должны быть созданы филиалы библиотек;
обеспеченность учреждениями музейного типа составляет 25 % к нормативу;
обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа составляет 55 % к нормативу;
не охвачено кинообслуживанием население городских округов: г. Покачи (численность - 17,1 тыс. человек) и г. Радужный (численность - 47,7 тыс. человек);
отсутствуют здания у 7 государственных учреждений, в том числе: Международный центр моды, Творческое объединение "Культура", Духовой оркестр Югры, Театр кукол; Театр обско-угорских народов "Солнце", Этнографический музей под открытым небом "Торум Маа", Ансамбль песни и танца;
отсутствуют общежития для студентов в 3 государственных учреждениях образования в сфере культуры, в том числе: колледж русской культуры им. А.С. Знаменского, Сургутский художественно-промышленный колледж, Югорский художественный техникум.
Бюджетное финансирование сферы культуры в автономном округе стабильно держится в пределах показателя до 3 % от консолидированного бюджета автономного округа. Эти вложения покрывают затраты на основную деятельность (включая коммунальные расходы и оплату труда) и лишь в ограниченной степени предполагают вложения в развитие сферы культуры (включая строительство, реконструкцию и материально-техническое оснащение учреждений культуры).
1.1.3.2. Крайне неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-техническая оснащенность (низкое фондовооружение и устаревшее оборудование) большинства учреждений культуры, находящихся в ведении муниципальных образований автономного округа. Значительное число зданий учреждений культуры находятся в аварийном состоянии и нуждаются в ремонте, а их техническое оснащение требует существенного обновления с учетом современных требований к технике и технологиям. Износ основных материальных активов по различным оценкам превышает 50 - 90 %:
износ свыше 90 % имеют 9,5 % объектов учреждений культуры;
износ от 70 % до 90 % имеет парк музыкальных инструментов детских школ искусств, потребность в обновлении парка музыкальных инструментов составляет 1137 единиц, из которых только потребность в фортепиано составляет 580 единиц;
потребность в учебно-методических материалах детских школ искусств составляет 1127 единиц, из которых 920 единиц или 82 % составляют пособия по музыкальной литературе;
в 19,4 % объектах учреждений культуры капитальный ремонт проводился более 10 лет назад;
в аварийном состоянии находится 37 % зданий детских школ искусств автономного округа и требуют проведения капитального ремонта;
лишь 6 % общей площади музеев (в 2010 г. - 7 %, 2009 г. - 7,5 %) отведено под хранение фондов, дефицит площадей под фондохранилища ведёт к ухудшению условий содержания историко-культурного наследия и, как следствие, к его постепенной физической утрате и увеличению расходов на реставрацию.
1.1.3.3. Отсутствие условий для развития единого культурного и информационного пространства. Плотность библиотечной отрасли характеризует обеспеченность населения общедоступными библиотеками. Этот показатель в автономном округе в 2 раза ниже среднероссийского уровня (количество населения на 1 общедоступную библиотеку в Российской Федерации составляет 3,1 тыс. человек, в округе - 6,3 тыс. человек). Региональный уровень библиотечной отрасли представлен одной универсальной общедоступной библиотекой - Государственной библиотекой Югры, что не соответствует установленной норме (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р региональному уровню административного деления Российской Федерации соответствует 4 библиотеки). Аналогичная ситуация сложилась и на муниципальном уровне (вместо 27 центральных библиотек муниципальных образований руководство библиотечным обслуживанием осуществляют 14 центральных библиотек).
1.1.3.4. Низкий уровень обеспеченности жителей библиотечной книгой. По показателям книгообеспеченности пользователя и жителя автономный округ занимает одну из последних позиций среди других регионов Российской Федерации (79 место среди субъектов России по книгообеспеченности пользователя по данным Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской Федерации за 2010 год). Тенденции, проявляющиеся в децентрализации библиотечных систем и сокращении числа центральных библиотек, приводят к дезинтеграции структуры, как следствие, информационному неравенству территорий; сокращению доступности библиотечных ресурсов для жителей сельских поселений. Диспропорции заключаются в уровне материально-технического обеспечения библиотек и состояния их документных ресурсов. Существенной характеристикой информационных ресурсов городских округов является высокий уровень информатизации при низкой книгообеспеченности (низкая книгообеспеченность населения зафиксирована в городах Сургут, Нижневартовск и Нефтеюганск), в сельских поселениях - обратные характеристики.
1.1.3.5. Наличие нарушений требований антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности объектов культуры на региональном и муниципальном уровнях.
1.1.3.6. Ухудшение ассортимента и качества предоставляемых культурно-досуговых услуг соседствует с устаревшими применяемыми технологиями и формами работы. Острая нехватка репертуара для детей и молодежи - не только культурная, но и важная социальная проблема.
1.1.3.7. Отсутствие кадрового резерва в сфере культуры. В системе учреждений наблюдаются тенденции "старения" и снижения квалификации кадров, рост несоответствия их профессиональных знаний и умений требованиям сегодняшнего дня, острая нехватка менеджеров, умеющих разрабатывать и успешно реализовывать стратегии, концепции учреждений, находить общий язык с меценатами, потребителями услуг, персоналом, поставщиками ресурсов и другими заинтересованными сторонами. Отрасль испытывает острый дефицит в кадрах, которые владеют иностранными языками, обладают профессиональными знаниями и навыками привлечения в учреждения культуры денежных средств и иных ресурсов.
1.1.3.8. Раздробленность документальной базы по истории автономного округа. В результате административно-территориального деления Западной Сибири значительные документальные комплексы по истории автономного округа отложились во многих федеральных государственных архивах и государственных архивах субъектов Российской Федерации, что не позволяет исследователям, занимающимся историей автономного округа, в полном объеме оперативно получать необходимую информацию. Исследователи вынуждены обращаться в архивы, находящиеся за пределами автономного округа, что требует значительных затрат времени и финансов пользователей ретроспективной информации.
1.1.3.9. Отсутствие возможности создания полноценного фонда пользования на особо ценные и наиболее востребованные документы Архивного фонда автономного округа. Проблема вызвана ограниченными возможностями архивов, в первую очередь финансовыми, в создании фонда пользования на особо ценные и наиболее востребованные документы, поступившие в государственный и муниципальные архивы. Отсутствие фонда пользования на особо ценные и наиболее востребованные документы может привести к невосполнимой утрате ценной информации по истории развития автономного округа. Современные информационные технологии позволяют изготавливать копии высокого качества и в короткие сроки. Однако приобретение оборудования для создания качественного фонда пользования и проведения реставрации архивных документов требует значительных финансовых затрат.
1.1.3.10. Слабое использование информационно-технологических коммуникаций в практике работы государственного и муниципальных архивов автономного округа. Для обеспечения равного и свободного доступа всех категорий пользователей к архивным документам как к составной части государственных информационных ресурсов автономного округа необходимо наличие качественного научно-справочного аппарата (путеводителей, каталогов, указателей и др.) к документам архивов. При возрастающем объеме информации в целях сокращения времени поиска архивной информации необходимо внедрение информационных технологий, в т.ч. создание научно-справочного аппарата в электронной форме, т.е. баз и банков данных, информационного ресурса из электронных образов архивных документов. Для создания информационного ресурса и функционирования электронного научно-справочного аппарата необходимо соответствующее техническое оснащение архивов.
1.1.4. Основные направления по развитию культуры и архивного дела:
1. Качественное изменение подходов к оказанию культурных услуг и выполнению работ в культуре и архивном деле, а также к развитию инфраструктуры, повышению профессионального уровня работников, укреплению кадрового потенциала.
2. Преодоление значительного отставания учреждений культуры и архивного дела округа в использовании современных информационных технологий, а также в развитии отраслевой информационной инфраструктуры, в первую очередь обеспечивающей новые возможности использования фондов музеев и библиотек в интерактивных форматах, сохранение и включение в общественный оборот уникального нематериального культурного наследия автономного округа.
3. Повышение эффективности управления культурой и архивным делом на всех уровнях управления, объединение усилий государственного (муниципального) и независимого (частного) секторов культурного комплекса для предоставления качественного культурного продукта жителям и гостям автономного округа.
4. Усиление социальной направленности культурной политики в автономном округе, обеспечение государственной поддержки учреждений и организаций культуры и искусства, а также творческих деятелей.
5. Доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы автономном округе.
6. Стимулирование культурного разнообразия через создание условий для развития профессионального искусства, самодеятельного художественного творчества, народных художественных промыслов и ремесел, традиционной народной культуры и национальных культур народов, проживающих на территории автономного округа.
7. Создание благоприятных условий для вовлеченности детей, молодежи, лиц пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями в активную социокультурную деятельность.
8. Внедрение инновационных форм электронного досуга населения и повышение престижа чтения, и его продвижение в местном сообществе.
9. Модернизация имущественного комплекса, в том числе устранение нарушений требований антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности объектов культуры на региональном и муниципальном уровнях, укрепление материально-технической базы учреждений культуры и образовательных организаций в культуре.
10. Реализация комплекса мер и мероприятий по увеличению объёмов внебюджетных ресурсов, привлекаемых в культуру.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 7 августа 2015 г. N 254-п пункт 1.1 раздела 1 настоящего приложения дополнен подпунктом 1.1.5
1.1.5. Характеристика текущего состояния дел по энергосбережению и повышению энергетической эффективности учреждений культуры.
Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности учреждений культуры" (далее в настоящем пункте - подпрограмма) разработана с целью максимально эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и повышения энергетической эффективности государственных учреждений культуры, кинематографии, образовательных организаций в сфере культуры (далее - государственные учреждения) и качества жизни населения автономного округа.
Главной задачей всех участников процесса энергоснабжения и энергопотребления является комплексное использование всех рычагов управления для перехода на энергоэффективный путь развития. Энергетическая эффективность выражается в сокращении потребления энергетических ресурсов на выполнение одного и того же объема работ: освещения, обогрева, производства культурных услуг для населения и гостей автономного округа. Для потребителей энергетическая эффективность означает меньшие финансовые затраты на коммунальные услуги.
При разработке настоящей подпрограммы учитывался положительный опыт и недостатки реализации всеми государственными учреждениями программ энергосбережения в период 2010 - 2014 годов.
По состоянию на 1 января 2015 года в ведомственной принадлежности Департамента культуры автономного округа находится 21 государственное учреждение, по отношению к которым Департамент культуры автономного округа выступает главным распорядителем бюджетных средств, в том числе:
8 автономных учреждений культуры автономного округа;
10 бюджетных учреждений культуры автономного округа;
3 образовательных организации среднего профессионального образования сфере культуры, из которых 1 образовательная организация - с круглосуточным пребыванием детей.
18 государственных учреждений культуры (в том числе 3 образовательных организации) имеют в оперативном управлении объекты недвижимого имущества.
Штатная численность работников 18 государственных учреждений культуры автономного округа по состоянию на 31.12.2014 составляет 1953,5 единиц, в том числе:
работников государственных учреждений культуры - 1050,7 единиц;
работников образовательных организаций - 902,8 единицы.
В собственности (оперативном управлении, хозяйственном ведении, на иных правах) находится 31 здание (строение, помещение), общей площадью 75 763,84 кв. м. Средний физический износ всех находящихся в собственности зданий составляет 20 - 25%.
Во всех 18 государственных учреждениях в 2012 - 2014 годах установлены приборы учета используемых энергетических ресурсов, из них:
электрическая энергия - 52 прибора учета;
тепловая энергия - 22 прибора учета;
холодная вода - 29 приборов учета;
горячая вода - 15 приборов учета.
Снижение энергоемкости экономики за счет внедрения инновационных технологий в государственных учреждениях по состоянию на 1 января 2015 года остается на среднем уровне. В 70% государственных учреждений помещения не оборудованы датчиками движения, датчиками присутствия, а также сопутствующим оборудованием, необходимым для автоматического регулирования освещения в помещениях.
Датчиками освещенности оборудовано уличное освещение в 60% государственных учреждений. Ежегодно потенциал энергосбережения в государственных учреждениях по электрической энергии в среднем оценивается от 0,5% до 3,0%.
Теплоснабжение 18 государственных учреждений осуществляется энергоснабжающими организациями в рамках государственных контрактов. Расчет с поставщиком энергии ведется по приборам учета энергии, оплата потребленной энергии осуществляется по установленным тарифам.
Суммарная протяженность тепловых сетей составляет 20150 п. м., требует замены 758 п. м. в 4 государственных учреждениях.
Существенные потери энергоресурсов в государственных учреждениях происходят по следующим причинам:
отсутствие в учреждениях энергосберегающих технологий, оборудования и материалов высокого класса энергетической эффективности;
отсутствие тепловой защиты ограждающих конструкций зданий в ряде государственных учреждений;
неэффективная загрузка мощностей и повышенный износ энергетического оборудования.
В период с 2010 по 2014 год проведены энергетические обследования всех учреждений культуры, по результатам которых разработаны и утверждены программы в области энергосбережения.
В соответствии с реализацией данных программ было установлено и заменено 118 приборов учета используемых энергетических ресурсов, проведена частичная замена инженерных сетей тепло-водоснабжения, заменено 90% ламп накаливания на светодиодные и газоразрядные лампы, проведена замена задвижек, вентилей, кранов, клапанов обратных, установлены приборы контроля: расходомеры термометры, манометры, термоманометры, автоматические регуляторы, проведен ремонт окон ПВХ, дверей ПВХ.
Оснащение организаций бюджетной сферы приборами учета и регулирования привело к позитивным результатам. Установка приборов учета в учреждениях дала значительную экономию, следствием чего явилась потребность в устойчивом получении экономического эффекта от уточнения объемов потребляемых ресурсов с помощью приборов учета, значительно снизилась оплата за коммунальные услуги.
1.2. Туризм.
Богатый историко-культурный, этнографический, туристско-рекреационный потенциал автономного округа определяет роль туристской отрасли в экономике автономного округа в качестве одного из экономических кластеров. Успешное развитие туристской отрасли окажет стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности как услуги КСР, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, а также выступит катализатором социально-экономического развития муниципальных образований автономного округа.
Наличие указанных ресурсов в автономном округе создает предпосылки для развития делового (конгрессно-выставочный, индивидуальный, инсентив-туры), культурно-познавательного, этнографического (включая событийную составляющую), экологического, спортивного, водного, активного (горнолыжный, пешеходный, горный), лечебно-оздоровительного, сельского и автотуризма.
По состоянию на начало 2013 года на территории автономного округа действуют 146 туристских предприятий: 14 туроператоров состоят в федеральном реестре туроператоров, имеют финансовую гарантию, из них: 9 туроператоров специализируются по внутреннему туризму, 4 туроператора по международному и внутреннему туризму, 1 туроператор по международному туризму, 132 туристских агентства. Количество коллективных средств размещения в автономном округе 157 единиц (из них 138 гостиниц, 22 общежития для приезжих, 13 пансионатов гостиничного типа и другие аналогичные средства размещения с суммарной единовременной вместимостью 8,8 тыс. человек). В сфере туризма осуществляют свою деятельность 26,0 тыс. человек. Жителям и гостям автономного округа предлагается 286 туристских программ (в том числе экскурсионные маршруты и туры), из которых 37 - экологической и этнографической направленности, 6 круизных (речных) маршрутов.
Негосударственное регулирование в сфере туризма осуществляют Некоммерческое партнерство "Союз турпредприятий Югры" (17 турпредприятий), Молодежная общественная организация "Федерация спортивного туризма Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и "Ассоциация экскурсоводов Югры" (154 члена), объединяющие субъектов предпринимательской деятельности автономного округа в области туристского бизнеса, гидов-переводчиков, экскурсоводов, инструкторов.
Существуют факторы, благоприятствующие развитию туризма в автономном округе:
1. Наличие туристской инфраструктуры и туристского потенциала.
2. Рост доходов населения автономного округа и, как следствие, увеличение внутрирегионального спроса на услуги баз отдыха, санаторно-курортного обслуживания, что во многом связано с ростом благосостояния населения.
3. Рост интереса иностранных туристов к экзотическим территориям, к которым, в известной степени, может быть причислен и автономный округ.
Указанные предпосылки позволяют рассматривать автономный округ как туристский регион, имеющий определенную перспективу на региональном, внутреннем российском рынке и международном туристском рынке.
1.2.1. Основные проблемы в туризме.
В настоящее время основной проблемой в развитии туризма в автономном округе является удержание и повышение конкурентоспособности туристского комплекса автономного округа в условиях возросшей межрегиональной конкуренции за перераспределение туристских потоков. Решение обозначенной проблемы требует внедрения в систему государственного регулирования туристской деятельности новых подходов и методик, более эффективно консолидирующих деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма и сервиса. Задачей на будущий (плановый) период ставится возвращение устойчивых поступательных темпов развития отрасли. Туризм как агрегированная отрасль экономического развития представляет собой социально ориентированный инновационный комплекс направлений, обеспечивающий в режиме экологической безопасности пополнение национальных, региональных и местных бюджетов, рост занятости и самозанятости населения, создание условий для восстановления работоспособности, поддержания и укрепления здоровья людей.
Проблемами развития туризма в автономном округе являются:
1. Недостаток информации о туристских возможностях автономного округа у российских и иностранных участников туристского рынка (туроператоров, турагентов, потенциальных инвесторов, туристов).
2. Невысокое качество, малая оригинальность, неширокий ассортимент и отсутствие комплексности внутрирегиональных туристских продуктов, предлагаемых туристскими фирмами.
3. Недостаток инвестиций, направленных на поддержание и развитие туризма, его инфраструктуры, на продвижение туристских возможностей.
4. Недостаточно развитая транспортная инфраструктура автономного округа, не позволяющая в полной мере использовать в туристских целях памятники культурно-исторического наследия, а также уникальные природные объекты.
1.2.2. Основные направления по развитию туризма.
1. Определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности.
2. Содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития.
3. Формирование представления об автономном округе как регионе благоприятном для туризм.
4. Поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма является одним из приоритетов при осуществлении перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития автономного округа.
Создание условий для развития туризма рассматривается как важный вклад в формирование здорового образа жизни населения и приобщения к истории автономного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.