Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Обобщенная характеристика программных мероприятий
В рамках государственной программы предусматривается реализация программных мероприятий.
3.1. Геологоразведочные работы на твердые полезные ископаемые.
Для развития минерально-сырьевой базы, с целью локализации объектов перспективных на руды цветных и черных металлов в Берёзовском районе, государственной программой на 2017 - 2020 годы предусмотрено проведение геологоразведочных работ на 2 объектах по 2 направлениям:
цветные металлы (медь, полиметаллы) - 1 объект;
черные металлы (железо) - 1 объект.
Ожидаемые результаты мероприятия направлены на решение таких приоритетов социально-экономического развития автономного округа, как развитие горнопромышленного комплекса за счет эффективного и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов, создание потенциала для будущего их вовлечения в освоение, повышение уровня и качества жизни населения.
3.2. Формирование окружного кернохранилища минералов Приполярного Урала.
Коллекция формируется с целью развития научно-просветительской и информационно-справочной деятельности в сфере природопользования, популяризации знаний в различных направлениях геологических наук. В коллекцию войдут образцы горных пород и минералов Приполярного Урала, что позволит отобразить геологическое строение горной части автономного округа, месторождений и многочисленных проявлений полезных ископаемых.
3.3. Утратил силу.
См. текст пункта 3.3
3.4. Обследование скважин, находящихся в собственности автономного округа.
Для предотвращения аварийных ситуаций на скважинах, находящихся на балансе автономного округа, выполняется комплекс работ по профилактике и контролю за их техническим состоянием.
3.5. Проведение ремонтно-изоляционных работ и ликвидационных работ на скважинах, являющихся опасными техногенными объектами, находящихся в собственности автономного округа.
При выявлении аварийных ситуаций на скважинах, а также для обеспечения сохранности месторождений, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды в зоне влияния законсервированных и ликвидированных объектов проводиться комплекс ремонтно-изоляционных и ликвидационных работ на скважинах, являющихся опасными техногенными объектами.
3.6. Подготовка реализации фонда скважин, находящихся в государственной собственности.
3.7. Предоставление субсидий из бюджета автономного округа на выполнение государственных работ в рамках государственного задания.
Для исполнения функций органов государственной власти автономного округа в сфере регулирования отношений недропользования, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", для подготовки и обоснования решений, направленных на достижение баланса интересов государства, автономного округа и недропользователя необходимо информационное и аналитическое обеспечение.
Выполнение комплекса научно-исследовательских и аналитических работ в части мониторинга ресурсной базы, геологоразведочных работ, лицензирования недр, выполнения условий лицензионных соглашений и добычи обеспечит контроль за недропользованием в автономном округе, что, в свою очередь, позволит исполнительным органам государственной власти автономного округа иметь свою обоснованную позицию как при взаимодействии с нефтегазодобывающими организациями, работающими на территории автономного округа, так и с федеральными органами государственной власти Российской Федерации при решении вопросов, связанных с природно-ресурсным регулированием и развитием нефтегазового комплекса автономного округа.
Работы по данному направлению выполняются в рамках выполнения государственного задания автономным учреждением автономного округа "Научно-аналитический центр рационального недропользования им. В.И. Шпильмана".
В целях своевременного и полного обеспечения органов государственной власти автономного округа необходимой и достоверной информацией планируется выполнение многопланового комплекса исследований по следующим основным направлениям:
1. Мониторинг ресурсной базы нефти и газа, оценка ресурсов углеводородов (далее - УВ), уточнение региональных моделей геологического строения нефтегазоносных комплексов, в том числе:
расчет и анализ структуры ресурсной базы УВ территории автономного округа;
оценка структуры ресурсной базы УВ нераспределенного и распределенного фонда недр;
расчет качественной структуры ресурсной базы (по размерам залежей, величине начальных дебитов, принадлежности залежей к ловушкам различных типов, по глубинам залегания залежей);
оценка начальных суммарных и прогнозных ресурсов УВ объектов на территории автономного округа;
анализ перспектив развития минерально-сырьевой базы автономного округа с целью формирования перечней перспективных объектов для включения в Программу лицензирования;
оценка и мониторинг перспективных ресурсов.
Освоенность ресурсной базы нефти автономного округа довольно высока. Большая часть (62.4%) от оцененного начального нефтяного потенциала к настоящему времени выявлена, т.е. переведена в начальные запасы открытых месторождений, включающие: накопленную добычу; текущие запасы категории А, В, С1, запасы категории С2. Начальные запасы категорий А, В и С1 составили, соответственно, 13.3, 22.7 и 15.3% от НСР нефти автономного округа, запасы категории С2 - 11.1%. Меньшая часть начального потенциала нефти автономного округа (37.6%) еще не выявлена и оценена по следующим категориям: перспективные ресурсы категории С3 (2.6% от НСР нефти округа), прогнозные локализованные ресурсы категории Д1л (1.7%), прогнозные нелокализованные ресурсы категорий Д1 (28.9%) и Д2. (4.4%).
В период действия государственной программы планируется довести освоенность ресурсной базы нефти до 64.6%. Прирост 0.3% в год.
2. Мониторинг геологоразведочных работ и запасов углеводородного сырья.
Основная задача данного мероприятия это оценка перспектив нефтегазоносности и обоснование направлений геологоразведочных работ в пределах нераспределенного фонда недр автономного округа. Выбор направлений и успешность этих работ зависит от точности анализа полученной геолого-геофизической информации, от ее правильной интерпретации и верного использования. В оценке перспективности нефтегазоносных комплексов и выборе направлений используется вся новая информация, в т.ч. и по распределенному фонду недр.
На основе региональных и детальных геолого-геофизических исследований ведётся разработка ежегодных программ геологического изучения недр.
Ежегодно проводится подведение итогов геологоразведочных работ, выполненных за счет всех источников финансирования на территории автономного округа. На основании полученных данных формируются основные направления геологоразведочных работ на текущий год в разрезе всех организаций топливно-энергетического комплекса.
По итогам проведённых геологоразведочных работ проводится анализ геолого-геофизических материалов, оценивается эффективность работ, строятся геологические модели залежей, подсчитываются запасы углеводородов, составляются ежегодные территориальные балансы запасов по нефти, газу, конденсату, компонентам и сере.
Геологоразведочные работы в автономном округе ведутся в основном за счет средств недропользователей. Финансирование поисковых работ из бюджета округа с 2009 года прекращено. Федеральное финансирование незначительно. В динамике поисково-разведочного бурения за 2009-2012 гг. наблюдается небольшой рост показателей по автономному округу, но в основном это происходит за счет разведочного бурения. Нельзя не сказать, что эти объемы остаются крайне низкими, они в 3.5 раза меньше объемов 2001 года.
Изученность территории перспективных земель автономного округа поисково-разведочным бурением составляет 58 м/км2.
Эффективность ГРР, рассчитанная на основании выделения прироста запасов за счет поисково-разведочного бурения, за последние три года находится на уровне 230 т/м, эффективность поискового бурения 60-70 т/м.
В последние годы наблюдается положительная динамика начальных запасов нефти по автономному округу: начальные запасы категорий АВС1С2 по автономному округу к настоящему времени на 8.5% превысили их оценку по состоянию на 1 января 1991 года и на 16% - их минимальную величину, которая отмечалась по состоянию на начало 1999 г. Эта внешне неплохая динамика складывается из трех компонентов:
пересчета (увеличения КИН) извлекаемой доли запасов за счет применения технологий интенсификации добычи (гидравлического разрыва пласта (ГРП), бурения боковых стволов (БС), бурения горизонтальных скважин (ГС);
перевода запасов категории С2 в промышленные категории за счет эксплуатационного и частично разведочного бурения;
выявления новых месторождений и залежей поисковым и, частично, разведочным бурением (так называемая "новая" нефть). К сожалению, доля "новой" нефти крайне невелика, её приросты в последние годы составляют около 10 миллионов тонн извлекаемых запасов в год.
Прирост запасов по сумме категорий ВС1 в 2012 году составил 322.7 млн тонн, в том числе за счет поисково-разведочного бурения - 69.1 млн тонн (21%), за счет опережающего эксплуатационного бурения - 138.5 млн тонн и за счет пересчета и утверждения запасов "старых" месторождений - 115,1 млн тонн. Приросты запасов за счет открытия новых месторождений и залежей крайне незначительны. В 2012 г. прирост по 6 открытым месторождениям составил 10 млн.т.
На территории автономного округа на 1 января 2013 года открыто 471 месторождение, из них: нефтяных - 410, в сумме газонефтяных и нефтегазовых - 16, нефтегазоконденсатных - 23, газоконденсатных - 3 и газовых - 19. Месторождения округа в основном многопластовые. Общее количество выявленных залежей УВ в автономном округе - 5482, из них 5192 - нефтяные, 62 - нефтегазовые или газонефтяные, 94 - нефтегазоконденсатные, 44 - газоконденсатные и 90 - газовые. Ежегодно открывается от 2 до 8 месторождений.
В период действия государственной программы планируется достижение следующих показателей:
изученность территории поисково-разведочным бурением довести до 60 м/ км2;
общий прирост запасов нефти - не менее 2.1 млрд.т;
прирост запасов за счет поисково-разведочного бурения - не менее 400 млн.т;
открытие новых месторождений - не менее 28, т.е. общее число открытых в округе месторождений достигнет 499;
открытие новых залежей УВ - не менее 100 в год.
3. Мониторинг разработки нефтяных месторождений.
Мероприятие включает мониторинг разработки по 241 месторождению, включающему 987 объектов разработки на 262 лицензионных участках по 54 недропользователям, в пределах которых ведется добыча нефти.
Проводится ежеквартальный анализ деятельности организаций автономного округа по всем направлениям, включая анализ объемов исследований по контролю за разработкой месторождений.
Ведётся мониторинг разработки и степени выработанности запасов углеводородов на месторождениях автономного округа.
Осуществляется ежеквартальный мониторинг деятельности организаций-недропользователей по всем направлениям, включая анализ объемов исследований по контролю разработки месторождений и результатов применения методов увеличения нефтеотдачи.
Производится обоснование и составление краткосрочных среднесрочных и долгосрочных прогнозов добычи нефти, ПНГ и объемов эксплуатационного бурения в разрезе месторождений, недропользователей и в целом по автономному округу.
Добыча нефти осуществляется из наиболее высокопродуктивных объектов, характеризирующихся высоким КИН (0.408), их доля в начальных разведанных запасах 22%, тогда как неразбуренные запасы категории С1 имеют КИН 0.28, а запасы категории С2 - всего 0.21. Средний КИН составляет 0.376. Степень выработанности запасов, сосредоточенных в высокопродуктивных пластах групп БВ и БС, превысила 75 %, группы АВ - 62%, тогда как запасы в низкопроницаемых коллекторах ачимовской толщи выработаны всего на 22%, тюменской свиты - на 11%.
В период действия государственной программы планируется:
обеспечить добычу нефти не менее 1680 млн. тонн;
ввести в разработку не менее 21 месторождений (общее число разрабатываемых месторождений (по госбалансу) достигнет 259);
обеспечить рост КИН на 0.016 (до 0.392).
4. Мониторинг обустройства месторождений и производственной инфраструктуры.
В рамках данного мероприятия осуществляется анализ состояния производственной инфраструктуры обустройства нефтяных месторождений, ведется обзор инвестиционной и производственной деятельности строительства и эксплуатации объектов производственной инфраструктуры нефтяных организаций автономного округа.
Ведется мониторинг по состоянию использования ПНГ в разрезе лицензионных участков по недропользователям автономного округа.
Актуализируется технология сбора, подготовки и сдачи нефти и нефтяного газа по нефтяным организациям автономного округа.
Анализируется состояние загруженности объектов подготовки нефти, состояние строительства и реконструкции объектов производственной инфраструктуры по недропользователям автономного округа, по фактическим объемам инвестиций в строительство и реконструкцию объектов нефтедобычи по недропользователям в предыдущем году, планам на последующие годы.
Лицензионные участки автономного округа на значительной площади обустроены объектами производственной инфраструктуры. На территории автономного округа построено 13.5 тыс. кустов скважин, 931 объект сбора и подготовки нефти, 545 кустовых насосных станций, 90 тыс. км промысловых трубопроводов, 5 организаций по переработке нефти и газа. За последние 2 года объем инвестиций в развитие нефтедобычи составляет 380-390 млрд. рублей в год. Увеличивается степень рационального использования попутного газа; объем сжигания в 2012 г снизился до 3.9 млрд.м3; уровень использования вырос до 89.1%. Одной из главных задач недропользования является снижение аварийности на промысловых трубопроводах. Средний срок службы трубопроводов по округу в 2012 г. составил 12.36 лет, и, если не увеличивать объемы капремонта и реконструкции, он будет возрастать, что приведет к росту аварийности.
За период действия государственной программы предполагается достижение следующих показателей:
уровень использования попутного газа - 95%;
средний срок службы промысловых трубопроводов -10 лет;
доля средств, выделяемых на капремонт и реконструкцию объектов производственной инфраструктуры - 30%;
общая протяженность промысловых трубопроводов -100 тыс.км.
5. Экономика ГРР и нефтяной промышленности
Ведется мониторинг макроэкономических показателей системы недропользования (цены, налогов и т.д.), производятся прогнозы цен на нефть в среднесрочной перспективе, влияние кризисных процессов на экономику автономного округа.
В течение срока реализации государственной программы предполагается осуществление следующих основных видов работ:
мониторинг тарифов на транспортировку нефти различными видами транспорта с определением основных составляющих транспортного тарифа и выявлением направлений экспортной реализации нефти от нефтеперекачивающих станций автономного округа;
мониторинг экономических показателей ГРР на территории автономного округа в физическом и стоимостном выражении в разрезе добывающих организаций c выявлением тенденций и зависимостей экономических показателей ГРР и основных макроэкономических показателей системы недропользования;
оценка бюджетной и общественной эффективности освоения участков недр, передаваемых в пользование на территории автономного округа, и расчет показателей инвестиционной эффективности освоения запасов (ресурсов) углеводородного сырья.
Наиболее значимым макроэкономическим показателем, влияющим на экономику нефтяной промышленности автономного округа, является цена нефти на мировом рынке, уровень которой в течение последних нескольких лет составлял 95 - 108 $/bbl. С учетом основных тенденций развития нефтегазового комплекса как России, так и мира в среднесрочной перспективе до 2020 года значения мировых цен можно ожидать на уровне 100-120 $/bbl. С учетом возможных кризисных явлений, а также прогнозируемого роста добычи энергоресурсов в некоторых зарубежных странах, может произойти некоторое снижение данного показателя.
На основе прогнозируемых уровней добычи до 2020 года удельная налоговая нагрузка при добыче одной тонны нефти для организаций Югры составит оценочно около 14 000 рублей (в среднем в 2013 году налоговая нагрузка составляет 11 800 руб/т). В связи с существующей тенденцией некоторого снижения уровня добычи при одновременном росте цены на нефть можно ожидать стабильных поступлений налогов в бюджет автономного округа на уровне 70 - 75 млрд. руб. от нефтедобывающих организаций.
В период действия государственной программы объем инвестиций, направляемых на проведение геологоразведочных работ на территории автономного округа, к 2020 году увеличится в 1,68 раза по сравнению с уровнем 2013 года.
Реализация государственной программ лицензирования участков недр, содержащих запасы и ресурсы углеводородного сырья на территории автономного округа, позволит к 2020 году с учетом увеличения действующего фонда скважин дополнительно создать около 31 тысячи рабочих мест.
Эффективность вложения средств в ГРР за счет всех источников финансирования для бюджета автономного округа прогнозируется на уровне 2,07 руб/руб к 2020 году. Общественная эффективность к 2020 году может составить 117,08 руб/руб.
6. Лицензирование недр.
Мониторинг состояния лицензирования на территории автономного округа, анализ динамики приобретения новых участков, анализ деятельности недропользователей на участках распределенного фонда недр, анализ реализации программ лицензирования.
Подготовка проекта предложений Правительства автономного округа по формированию перечня участков недр ежегодных программ лицензирования на территории округа в количестве не менее 50-60 участков, в том числе на геологическое изучение с целью воспроизводства минерально-сырьевой базы не менее 30-40 участков недр. Предложения формируются на основе проводимого мониторинга состояния лицензирования и стратегии развития минерально-сырьевой базы автономного округа.
Разработка основных условий пользования недрами на участках недр, предлагаемых к передаче в долгосрочное и краткосрочное пользование, подготовка предложений по утверждению основных условий пользования недрами Правительством автономного округа.
Проведение мероприятий по привлечению инвесторов к приобретению новых участков недр на территории автономного округа (презентации, издательская деятельность, выступления на конференциях).
Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области лицензирования недр.
Совершенствование системы мониторинга выполнения условий лицензионных соглашений в части геологоразведочных работ и предоставления проектной документации, подготовка аналитических записок для Правительства автономного округа и органов управления фондом недр по выполнению недропользователями условий лицензионных соглашений Участие в межведомственных комиссиях по рассмотрению вопросов выполнения недропользователями своих лицензионных обязательств.
7. Обоснование перспектив нефтегазоносности битуминозных отложений баженовской свиты автономного округа.
Трудноизвлекаемые запасы верхнеюрских продуктивных отложений баженовской свиты рассматриваются в качестве неиспользуемого потенциала прироста ресурсной базы и восполнения уровней добычи нефти по автономному округу.
Породы баженовской свиты представляют собой уникальный природный резервуар, в пределах которого встречаются интервалы, насыщенные нефтью. По авторской оценке геологические ресурсы нефти баженовско-абалакского комплекса оцениваются по меньшей мере в 11 млрд.т. Обладая значительным потенциалом, баженовско-абалакский нефтегазовый комплекс (НГК) характеризуется целым рядом факторов, снижающих его привлекательность для разработки при использовании традиционных технологий. Свыше 80% извлекаемой нефти комплекса отнесены не к запасам, а к ресурсам, т.е. даже установление их точного географического местонахождения требует дополнительных геолого-разведочных работ и разработки новых методик подсчёта запасов нефти.
На официальный баланс ВГФ по баженовской свите числится 3.1 млрд. тонн, запасы оценены на уровне 460-520 млн. тонн. В настоящее время на территории автономного округа переданы в пользование 67 лицензионных участков, в разрезе которых находится комплекс баженовской свиты. Введение в активную промышленную разработку трудноизвлекаемых запасов сложнопостроенных залежей баженовских отложений, относящихся к категории трудноизвлекаемых, является одной из важнейших отраслевых задач.
Основной проблемой освоения трудноизвлекаемых запасов нефти является необходимость привлечение дополнительных финансовых, материальных, энергетических и других затрат, а также недостаточное научное сопровождение. В перспективе освоение запасов баженовской свиты, действительно, выглядит привлекательно. Хотя бы потому, что в регионе есть необходимая инфраструктура, что позволяет рассчитывать на меньшие затраты и меньший ущерб для окружающей природной среды.
Создание технологии разработки баженовских отложений коренным образом может решить проблему сырьевого обеспечения добычи нефти в Западной Сибири. Однако, проблема эта весьма сложная, трудоемкая и не может быть решена отдельными даже крупными организациями без участия Государства и объединения усилий всех заинтересованных в ее успешном решении.
Существующие сегодня методики выделения коллекторов в разрезе баженовского горизонта скважин и определения подсчётных параметров не рассматривались экспертно-техническим советом ФБУ "ГКЗ" в виду отсутствия рекомендаций по определению геометрии резервуаров продуктивных отложений и оценки запасов углеводородов.
Выполняемые в рамках государственной программы работы по обоснованию перспектив нефтегазоносности битуминозных отложений баженовского горизонта автономного округа предусматривают разработку "Методики выделения продуктивных интервалов в баженовской свите и определения подсчётных параметров коллекторов по данным ГИС", "Методики геометризации залежей и оценки запасов углеводородов продуктивных отложений баженовской свиты", а также "Методики технико-экономического обоснования коэффициентов извлечения нефти для подсчёта извлекаемых запасов нефти из отложений баженовской свиты при существующих технологиях" с представлением в установленном порядке на рассмотрение экспертно-технического совета (далее - ЭТС) ФБУ "ГКЗ".
Разработка методик предусматривает сбор, анализ и систематизацию результатов геологоразведочных работ на отложения баженовской свиты, анализ существующих и применяемых методик выделения коллекторов и оценки запасов углеводородов. Для обоснования фильтрационно-емкостной модели коллекторов и разработки петрофизического обеспечения интерпретации данных ГИС предусматривается проведение литолого-минералогических и геохимических исследований кернового материала, а также определения акустических, плотностных и радиоактивных характеристик пород. Анализ результатов исследований кернового материала позволит выполнить дифференциацию пород, слагающих отложения свиты, на различные литологические типы (литотипы) пород и определить их свойства. Площадной анализ позволит выполнить латеральную типизацию разрезов баженовской свиты, дифференцированное картирование зон развития отложений горизонта различного литологического состава. По результатам экспертизы ЭТС ФБУ "ГКЗ" будет выполнено опробование методик выделения коллекторов, определения подсчётных параметров по данным ГИС, латерального прогноза продуктивности, геометризации залежей, подсчёта геологических и извлекаемых запасов нефти продуктивных отложений баженовской свиты.
На сегодняшний день из отложений баженовской свиты в автономном округе ежегодно добывается более 500 тыс. тонн/год (2010-630, 2011-523, 2012 - 500 млн.т) нефти. Для баженовской свиты предусмотрена нулевая ставка НДПИ сроком на 15 лет. По прогнозам, этот показатель к 2020 году при введении указанных налоговых льгот, добыча может увеличится до 20-30 млн.т в год, что позволит стабилизировать добычу.
8. Ведение окружного территориального фонда геологической информации.
Постановлением Правительства автономного округа от 15 февраля 2013 года N 44-п создан фонд геологической и иной информации о недрах автономного округа (далее - Фонд) со следующими задачами:
сбор, хранение и систематизация геологической и иной информации о недрах, представляемой пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах независимо от источника финансирования ее получения;
составление и ведение территориального баланса запасов полезных ископаемых и территориального кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых автономного округа, учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
За 2012 год банк данных, на основе которого формируется Фонд, был пополнен информацией в объеме около 59 Гб. По основным направлениям хранения информации за год поступили материалы:
научно-исследовательские работы (отчеты по тематическим, научно-исследовательским и опытно-методическим работам, гидрогеологическим и инженерно-геологическим исследованиям, эколого-геологическим исследованиям, геохимическим исследованиям) - 149 отчетов, дозагрузка дополнительных материалов по 2 отчетам, общим объемом около 15 Гб;
твердые полезные ископаемые (отчеты по геологическим исследованиям твердых полезных ископаемых) - выполнена загрузка в 148 отчетов, и дозагрузка информации по 3 отчетам, общим объемом около 18 Гб.;
материалы исследования скважин (дело скважины, материалы ликвидации и консервации по скважине, ГИС, исследования по скважине, проект строительства скважины, петрофизические исследования скважин) - 799 единиц по 253 скважинам и пополнение дополнительными материалами в количестве 670 единиц по 569 скважинам, общим объемом около 13 Гб.;
материалы лицензионных соглашений (лицензионные дела на участки углеводородных ископаемых, участки на общераспространенные полезные ископаемые) - в количестве 115 соглашений (по 115 участкам), дозагрузка дополнений и других дополнительных материалов к 310 соглашениям, с актуализацией параметров действия лицензионных соглашений, общим объемом около 13 Гб.
В 2014-2020 годах в рамках функционирования территориального фонда геологической информации планируется ежегодно пополнять Фонд объёмом информации около 60 Гб по разделам:
научно-исследовательские работы (отчеты по тематическим, научно-исследовательским и опытно-методическим работам, гидрогеологическим и инженерно-геологическим исследованиям, эколого-геологическим исследованиям, геохимическим исследованиям) - около 12 Гб.;
твердые полезные ископаемые (отчеты по геологическим исследованиям твердых полезных ископаемых) - объемом около 20 Гб.;
материалы исследования скважин (дело скважины, материалы ликвидации и консервации по скважине, ГИС, исследования по скважине, проект строительства скважины, петрофизические исследования скважин) - около 13 Гб.;
материалы лицензионных соглашений (лицензионные дела на участки углеводородных ископаемых, участки на общераспространенные полезные ископаемые) - общим объемом около 15 Гб.
Для информационного обеспечения органов власти, департаментов, управлений и других структур, работающих в сфере недропользования, планируется подготовка информационных отчетов о наличии информации, а также осуществляется обработка заявок, поиск и выдача информации по запросам пользователей (внутри подразделений) ~ 400 заявок в год.
9. Обеспечение деятельности окружного кернохранилища.
Общий объем керна, собранного в окружном кернохранилище, составляет более 185 000 м керна, из них задокументировано и уложено на хранение на стеллажи 102 202 м. С целью выполнения лабораторных исследований проводится описание и отбор образцов керна.
Планируется ввести в действие установку по исследованию керна (в том числе, баженовского) в пластовых условиях.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 27 марта 2015 г. N 81-п в подпункт 10 пункта 3.7 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения
10. Мониторинг недропользования ОПИ.
В рамках данных работ обеспечивается информационно-аналитическое сопровождение предоставления государственных услуг по лицензированию участков недр, выполнению экспертизы запасов, согласованию нормативов потерь при добыче общераспространенных полезных ископаемых.
С целью учета минерально-сырьевой базы ОПИ автономного округа составляются баланс запасов и кадастр месторождений и проявлений ОПИ. Проводится анализ выполнения недропользователями лицензионных условий, проектных документов, требований законодательства о недрах. Ведется подготовка объектов ОПИ к аукционам - проверка расположения, составление пакетов документов, мониторинг цен на различные виды общераспространенных полезных ископаемых.
Подготовка технико-экономического соображения по развитию торфяной отрасли на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
11. Мониторинг состояния минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых.
Для подготовки и освоения минерально-сырьевой базы экономически неразвитых территорий Северного, Приполярного и Полярного Урала необходимо продолжение работ на известных проявлениях твердых полезных ископаемых и ввод в геологоразведочный процесс новых площадей. В связи с неудовлетворительной степенью геологической изученности, практически на всей площади горной и предгорной частей Урала автономного округа требуется проведение подготовительных "предпоисковых" работ с целью ранжирования территории по степени перспективности на твердые полезные ископаемые и выделения первоочередных объектов геологоразведочных работ.
Одним из важных инструментов этого процесса является постоянная систематизация и анализ результатов всех геологических исследований с оценкой их качества и составлением карт изученности территории. Конечным и наиболее эффективным отображением этого анализа является обновление карт геологического содержания, формирование направлений дальнейших геологоразведочных работ.
В последние годы в ходе геологического доизучения региональных геохимических и поисковых работ накоплен значительный объем геологической информации, уточнено геологическое строение отдельных площадей, а в ряде случаев поменялись представления об их металлогении. Результаты этих работ должны быть отражены на региональных геологических и металлогенических картах Уральской части автономного округа.
В результате геологоразведочных работ, проведенных в горной части автономного округа, были оценены авторские прогнозные ресурсы многих видов твердых полезных ископаемых. В настоящее время только малая их часть (10-15 %) утверждена Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Это обстоятельство не позволяет обосновать постановку ГРР за счет средств федерального бюджета. Поэтому, необходимо провести инвентаризацию ресурсной базы и подготовить материалы к проведению апробации прогнозных ресурсов в курирующих научных центрах.
12. Гидрогеологические исследования с целью оценки современного состояния и перспективного использования подземных вод для питьевого водоснабжения населения автономного округа.
Решение вопроса о водоснабжении населенных пунктов автономного округа является стратегическим с точки зрения обеспечения их нормального функционирования и жизнедеятельности населения. Основным источником централизованного и автономного хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов автономного округа являются пресные подземные воды (далее - ППВ). Пресные подземные воды относятся к стратегическим видам полезных ископаемых, в случаях чрезвычайных ситуаций являются единственным источником питьевого водоснабжения. В связи с этим программой предусматриваются специализированные гидрогеологические исследования.
Учитывая несоответствие качества добываемых ППВ нормам ПДК для питьевых целей, только на 60% водозаборов производится специальная водоподготовка, эффективность которой недостаточно высока и не всегда обеспечивает нормативные содержания, в первую очередь железа и кремния, в очищенной питьевой воде. Системы обеззараживания воды также работают недостаточно эффективно.
С учетом вышесказанного будет продолжен комплекс научно-исследовательских работ по месторождениям и водозаборам пресных подземных вод на территории автономного округа.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 29 мая 2014 г. N 197-п пункт 3.7 раздела 3 настоящего приложения дополнен подпунктом 13
13. Технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов по освоению Чуэльского, Восточно-Тугровского и Северо-Казымского месторождений.
В соответствии с Программой научно-технического сотрудничества ОАО "Газпром" и Правительства автономного округа на 2012-2015 годы включена работа по технико-экономическому обоснованию инвестиционных проектов по освоению Чуэльского, Восточно-Тугровского и Северо-Казымского месторождений.
В рамках данной работы будет выполнена оценка экономической эффективности инвестиционных проектов по освоению месторождений по консолидированному денежному потоку по всем бизнес-процессам цепочки "от пласта до потребителя.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 27 марта 2015 г. N 81-п пункт 3.7 раздела 3 настоящего приложения дополнен подпунктом 14
14. Проведение в период с 8 по 11 сентября 2015 года в г. Ханты-Мансийске Форума Глобального партнерства Всемирного банка по сокращению объемов сжигания попутного нефтяного газа (далее - Форум).
Тема Форума: "Расширение деятельности по сокращению факельного сжигания и эффективной утилизации попутного нефтяного газа".
Форум позволит обобщить накопленный в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре опыт, даст возможность представить мировой общественности достижения автономного округа в сфере сокращения факельного сжигания попутного нефтяного газа, а также ознакомить российских коллег с лучшими мировыми практиками в области эффективной утилизации попутного газа.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 27 марта 2015 г. N 81-п пункт 3.7 раздела 3 настоящего приложения дополнен подпунктом 15
15. Импортозамещение в нефтегазовом комплексе предусматривает развитие научного полигона с целью поиска и апробации инновационных технологий добычи нефти из трудно извлекаемых запасов, в том числе с привлечением в приоритетном порядке отечественных нефтесервисных компаний, обладающих собственными разработками. Создание полигона позволит сформировать и опробовать модель ускоренного изучения и освоения трудно извлекаемых запасов на научной, образовательной и производственной базе организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
3.8. Проведение ежегодного конкурса "Черное золото Югры" осуществляется в целях стимулирования профессионализма, повышения в общественном мнении престижа рабочих профессий и социального статуса работников нефтегазодобывающего комплекса, привлечения молодежи в производственную сферу, стимулирования внедрения современных технологических процессов развития нефтегазового комплекса в условиях соблюдения требований экологии и защиты среды обитания коренных малочисленных народов Севера на территории автономного округа.
3.9. Установка памятных знаков на мемориале "Звезды Югры" осуществляется в целях признания заслуг и увековечения памяти о выдающихся деятелях автономного округа.
3.10. Предоставление субсидий на компенсацию затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам в целях реализации инвестиционных проектов по освоению ресурсов торфа.
Мероприятие направлено на создание благоприятных инвестиционных условий для частного бизнеса, работающего в этой области.
В торфяных болотах автономного округа, благодаря благоприятным условиям торфонакопления, аккумулировано более 45 млрд. тонн торфа, что составляет четверть российских и 10% мировых запасов.
В основном, добываемый торф используется для рекультивации земель, нарушенных при добыче и транспортировке нефти, обустройстве нефтяных месторождений - 90% и для благоустройства и озеленения населенных пунктов (10%).
Несмотря на то, что торф представляет интерес для многих отраслей народного хозяйства, в настоящее время на территории автономного округа уровни добычи торфа незначительны, так как организация эффективного производства по получению продукции на торфяной основе традиционными методами полевой сушки невозможна, в связи с неблагоприятными климатическими условиями нашей территории, а также отсутствием высокопроизводительных и малозатратных технологий по осушке торфа на месте и его последующей переработке.
Основу торфяной промышленности автономного округа как современной отрасли его экономики должны составить организации, созданные на прогрессивной технологической основе, в том числе организации, круглогодично добывающие торф с последующей искусственной сушкой и выпускающие различную конкурентоспособную продукцию его комплексной переработки в объёмах, обусловленных рыночным спросом не только в регионе, но и за его пределами.
3.11. Обеспечение деятельности Департамента по недропользованию автономного округа.
Мероприятие направлено на осуществление, возложенных на Департамент по недропользованию автономного округа полномочий в соответствии с положением о нем.
В рамках данного мероприятия будет проводиться работа по формированию условий для повышения конкуренции и развития рынка нефтегазосервисных услуг.
В автономном округе оказанием нефтегазосервисных услуг занимаются порядка 350 организаций, в которых трудятся около 100 тысяч человек.
В настоящее время нефтегазосервис сформировался в самостоятельный сектор экономики страны и является одним из крупнейших потребителей продукции ряда отраслей, выполняет важную роль в модернизации нефтяной и других секторов промышленности.
Отечественный нефтегазосервис, войдя в рыночные отношения, испытывает трудности из-за масштабного вхождения на российский нефтегазосервисный рынок крупных иностранных компаний, имеющих значительные финансовые и технологические преимущества, а также поддержку со стороны своих государств.
Требуются качественно новые подходы в управлении нефтегазосервисом со стороны органов законодательной и исполнительной власти страны и, прежде всего, необходимо скоординировать действия соответствующих министерств и ведомств по развитию российского нефтегазового сервиса, обеспечению его современными технологиями и нефтегазосервисным оборудованием.
Перечень программных мероприятий представлен в таблице 2.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 29 мая 2014 г. N 197-п раздел 3 настоящего приложения дополнен пунктом 3.12
3.12. Предоставление платных консультационных услуг по содействию сокращения объемов сжигания попутного нефтяного газа и развитию газоперерабатывающего кластера в автономном округе (далее - Кластер).
Мероприятие направлено на создание в автономном округе газоперерабатывающего кластера и предусматривает подписание соглашения с Международным Банком Реконструкции и Развития по содействию сокращения объемов сжигания попутного нефтяного газа и развитию газоперерабатывающего кластера в автономном округе.
Кластер предусматривает выбор площадки для апробации новых технологий в газопереработке, что позволит выявить наиболее коммерчески эффективные научные разработки и в последующем способствовать их реальному коммерческому внедрению.
Также Кластер позволит задействовать стимулирующие меры государственной поддержки для участников как федерального, так и регионального уровня, что в дальнейшем будет способствовать увеличению уровня использования попутного нефтяного газа в автономном округе с максимальной экономической и экологической эффективностью.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 27 марта 2015 г. N 81-п раздел 3 настоящего приложения дополнен пунктом 3.13
3.13. Строительство Южно-Приобского газоперерабатывающего завода на базе объектов Южно-Приобской компрессорной станции.
Данный проект - это реализация мер по развитию газоперерабатывающего кластера, направленных на повышение уровня использования и переработки попутного нефтяного газа, а также решение задач по сокращению загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках. Благодаря вводу объекта объем переработки попутного нефтяного газа в автономном округе увеличится на 900 млн.м3. Объект планируется к запуску в I квартале 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.