Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Обобщенная характеристика программных мероприятий
Достижение цели и решение задач государственной программы обеспечивается реализацией мероприятий, направленных на формирование стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств муниципальных образований автономного округа. Необходимым является не только обеспечение устойчивого и сбалансированного исполнения бюджетов муниципальных образований автономного округа, включающего в себя механизмы стимулирования развития налогового потенциала, но и комплексное совершенствование всей системы межбюджетных отношений, создание условий для эффективного управления муниципальными финансами, в том числе через механизмы финансового стимулирования.
Подпрограмма I "Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы автономного округа"
Решение задачи 1 "Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы автономного округа" осуществляется посредством реализации следующих основных мероприятий.
1. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений.
Основное мероприятие направлено на обеспечение равных возможностей доступа граждан к муниципальным услугам, предоставляемым за счет средств бюджетов муниципальных образований автономного округа, что является одной из основных задач государственной политики.
Инструментом реализации указанного мероприятия являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений, в том числе их расчет и распределение.
Расчет и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений осуществляется с учетом требований бюджетного законодательства, в соответствии с едиными формализованными методиками, утвержденными законом о межбюджетных отношениях.
Расчет указанных дотаций осуществляется на основе официальной статистической информации и иной информации, представляемой исполнительными органами государственной власти автономного округа, согласованной с органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по результатам сверки исходных данных, ежегодно проводимой Депфином Югры.
Важной особенностью механизма выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселения являются принятые меры, направленные на повышение уровня бюджетной обеспеченности и создание условий для обеспечения устойчивого исполнения бюджетов местных бюджетов:
определение общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений формализованным путем с применением индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития автономного округа на очередной финансовый год и плановый период;
распределение в бюджете автономного округа на 3 года объема дотаций по муниципальным районам и городским округам.
Своевременное перечисление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам муниципальных районов и городских округов в течение финансового года позволяет обеспечить сбалансированное и устойчивое исполнение местных бюджетов, недопущение возникновения кассовых разрывов и возможность финансирования социально-значимых и приоритетных расходных обязательств.
2. Повышение эффективности предоставления и использования субсидий.
Субсидии являются одной из форм государственной поддержки в решении вопросов развития экономики муниципального образования автономного округа и его социальной сферы, формирования "бюджета развития", способствующей сокращению существующей межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии. В 2012 году бюджетам муниципальных образований автономного округа было перечислено субсидий на сумму 21 456,9 млн. рублей, с удельным весом в общем объеме межбюджетных трансфертов 31,6 %.
Субсидии бюджетам муниципальных образований предоставляются в соответствии с государственными программами согласно отраслевой направленности и администрируются исполнительными органами государственной власти автономного округа, курирующими соответствующую отрасль.
В связи с этим решение задач и устранение проблем в части повышения эффективности предоставления и использования субсидий во многом зависит от действий исполнительных органов государственной власти автономного округа, администрирующих указанные субсидии из бюджета автономного округа.
3. Предоставление субсидии бюджету городского округа город Ханты-Мансийск на осуществление функций административного центра автономного округа.
В целях качественного исполнения городом Ханты-Мансийском функций столицы автономного округа необходимо провести своевременное согласование совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти автономного округа проекта муниципальной программы городского округа, обеспечить своевременное заключение соглашения между Депфином Югры и администрацией городского округа, перечисление средств субсидии на реализацию указанной муниципальной программы и осуществление контроля за использованием средств бюджета автономного округа.
Предоставление субсидии бюджету городского округа город Ханты-Мансийск на осуществление функций административного центра автономного округа осуществляется в соответствии с порядком, приведенным в разделе 4 государственной программы.
Подпрограмма II "Поддержание устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований автономного округа"
Решение задачи 2 "Обеспечение сбалансированности местных бюджетов" осуществляется посредством реализации следующих основных мероприятий.
1. Поддержка мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Указанное мероприятие направлено на обеспечение сбалансированности бюджетов тех муниципальных образований автономного округа, у которых в процессе исполнения их бюджетов возник недостаток доходов на финансовое обеспечение необходимых расходных обязательств, а также на покрытие непредвиденных ситуаций, затрагивающих основные сферы жизнедеятельности населения муниципального образования автономного округа, для решения которых необходимы дополнительные средства, не предусмотренные в местном бюджете на основании отдельных поручений Губернатора автономного округа.
Абзац двадцать третий утратил силу.
В рамках мероприятия учтены расходы бюджета автономного округа, предусматривающие частичную компенсацию дополнительных расходов, связанных с повышением оплаты труда работников бюджетной сферы, в целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", а также расходы на выплаты муниципальным служащим, выполнявшим в 2013 году отдельные государственные полномочия автономного округа в сфере охраны здоровья граждан, связанных с расторжением до 31 декабря 2013 года трудовых договоров, а также на оплату работ по составлению годовой бухгалтерской и бюджетной отчетности за 2013 год по разделу "Здравоохранение".
В целях выявления муниципальных образований, нуждающихся в финансовой поддержке из бюджета автономного округа, для сбалансированности бюджетов систематически осуществляется мониторинг хода исполнения бюджетов муниципальных образований автономного округа по их основным параметрам, по выплате заработной платы работникам муниципальных бюджетных учреждений, стабильности осуществления иных социально значимых и приоритетных расходов.
Распределение дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований автономного округа осуществляется на основании распоряжений Правительства автономного округа, исходя из оценки исполнения бюджетов, на основе критериев, от которых зависит обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований автономного округа в определенных условиях, а также на основании поручений Губернатора автономного округа.
2. Предоставление дополнительной финансовой помощи в виде бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований автономного округа.
Наряду с безвозмездными и безвозвратными видами финансовой помощи из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа предоставляются также бюджетные кредиты для:
частичного покрытия дефицитов местных бюджетов;
покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов;
осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
досрочного завоза продукции (товаров) в связи с ограниченными сроками доставки в районы автономного округа.
В условиях восстановления экономики после экономического кризиса и экономического роста, при улучшении ситуации на рынке заимствований в соответствии с реализацией настоящего мероприятия наблюдается последовательное сокращение поддержки местных бюджетов за счет бюджетных кредитов из бюджета автономного округа и переход к преимущественному использованию рыночных механизмов покрытия дефицитов местных бюджетов. Объем предоставляемых бюджетных кредитов в очередном финансовом году должен быть увязан с предполагаемым объемом возвращаемых бюджетных кредитов.
Вместе с тем бюджетное кредитование - основной вид оказания государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров), необходимой для обеспечения жизнедеятельности населения, муниципальным образованиям автономного округа, отнесенным к территориям с ограниченными сроками завоза грузов.
Бюджетное кредитование остается важным инструментом обеспечения текущей сбалансированности местных бюджетов, особенно при неблагоприятных общеэкономических явлениях. Поэтому, в случае затруднений с привлечением рыночных источников покрытия дефицитов местных бюджетов муниципальных образований, объемы бюджетного кредитования могут временно увеличиваться.
В соответствии с настоящим мероприятием Депфином Югры осуществляется анализ муниципального долга муниципальных образований автономного округа.
С учетом результатов анализа данных об уровне текущего муниципального долга и изменения его структуры дается оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах автономного округа.
3. Планирование бюджетных ассигнований на компенсацию фактических расходов муниципальных образований автономного округа по доставке продукции (товаров), расходов на водный фрахт (с учетом выгрузки) и по доставке товаров автомобильным транспортом на территории компактного проживания коренных малочисленных народов Севера автономного округа, территории традиционного природопользования, стойбища.
В соответствии с законом автономного округа от 22 февраля 2006 года N 18-оз "О государственной финансовой поддержке досрочного завоза продукции (товаров) в районы и населенные пункты на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с ограниченными сроками завоза грузов" и в порядке, установленном постановлением Правительства автономного округа от 25 ноября 2008 года N 240-п "Об утверждении порядка возмещения транспортных расходов по доставке товаров и перечня товаров, поставляемых децентрализованным способом, для возмещения расходов по доставке товаров на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с ограниченными сроками завоза грузов" осуществляется возмещение расходов муниципальных образований автономного округа, связанных с компенсацией транспортных расходов по доставке продукции (товаров), необходимой для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований автономного округа с ограниченными сроками завоза грузов.
4. Предоставление субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов на развитие общественной инфраструктуры и реализацию приоритетных направлений развития муниципальных образований автономного округа.
В целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований автономного округа, связанных с развитием общественной инфраструктуры и реализацией приоритетных направлений развития муниципальных образований автономного округа, оказывается финансовая поддержка в виде субсидии на строительство, реконструкцию, модернизацию, ремонт объектов социальной, инженерной и жилищно-коммунальной инфраструктуры и благоустройства, приобретение жилья.
Предоставление субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов на развитие общественной инфраструктуры и реализацию приоритетных направлений развития муниципальных образований автономного округа осуществляется в соответствии с порядком, приведенным в разделе 4 государственной программы.
5. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований автономного округа на содействие местному самоуправлению в развитии исторических и иных местных традиций.
В целях содействия местному самоуправлению в развитии исторических и иных местных традиций муниципальным образованиям автономного округа оказывается финансовая поддержка в виде субсидий на подготовку и проведение мероприятий к юбилейным датам населенных пунктов, административно-территориальных единиц, муниципальных образований автономного округа. Юбилейными датами населенных пунктов, административно-территориальных единиц, муниципальных образований автономного округа являются: 20 лет с даты их основания (образования) и далее каждые 10 лет.
Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований автономного округа на содействие местному самоуправлению в развитии исторических и иных местных традиций осуществляется в соответствии с порядком, приведенным в разделе 4 государственной программы.
6. Предоставление в 2015 году субсидий бюджетам городских округов и муниципальных районов автономного округа на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования детей, в целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" осуществляется в соответствии с порядком, приведенным в разделе 4 государственной программы.
Подпрограмма III "Содействие повышению качества управления муниципальными финансами"
Решение задачи 3 "Повышение эффективности управления муниципальными финансами" осуществляется посредством реализации следующих мероприятий.
1. Предоставление муниципальным районам и городским округам автономного округа грантов (дотаций) на поощрение за достижение наиболее высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях автономного округа.
Для создания стимулов к улучшению качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях автономного округа на базе повышения эффективности использования бюджетных средств и внедрения передовых технологий управления бюджетным процессом сформирована система оценки качества такого управления в муниципальных образованиях автономного округа. Показатели оценки содержат индикаторы использования в бюджетном процессе передовых инструментов и процедур, открытости бюджетного процесса, качества управления муниципальным долгом, соблюдения норм бюджетного законодательства и т.п.
Результаты проводимой оценки качества по соответствующим направлениям суммируются в сводную бальную оценку качества, с учетом удельного веса направления, по каждому муниципальному образованию автономного округа.
Муниципальное образование автономного округа, у которого выявлено несоответствие значений индикаторов соблюдения требований бюджетного законодательства нормативным значениям, не может являться получателем гранта из бюджета автономного округа, независимо от его сводной оценки качества.
Далее осуществляется рейтинг муниципальных образований в зависимости от количества набранных баллов. Ранжирование осуществляется отдельно по муниципальным районам и городским округам автономного округа, по которым рассчитывается средняя оценка качества, которая является основой для определения гранта конкретному муниципальному образованию автономного округа.
Если сводная оценка качества по муниципальному образованию автономного округа сложилась выше средней оценки качества, то он является получателем гранта.
Результаты оценки качества организации бюджетного процесса размещаются на Едином официальном сайте государственных органов автономного округа.
Оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях автономного округа является мощным финансовым инструментом мотивации органов местного самоуправления к повышению эффективности управления муниципальными финансами. В соответствии с указанной оценкой отдельное внимание уделено показателям, характеризующим степень внедрения инноваций в государственное управление, например, открытость и прозрачность для общества информации о бюджетах муниципальных образований автономного округа и их исполнение, наличие профильных интернет-сайтов.
В течение срока реализации государственной программы предполагается расширение сферы охвата оценки и актуализация перечня применяемых индикаторов по мере совершенствования процедур финансового менеджмента.
2. Предоставление муниципальным районам и городским округам автономного округа грантов (дотаций) на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления.
В целях поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа утвержден перечень показателей результативности, используемых для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа.
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа осуществляется в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
По результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа Депэкономики Югры осуществляется распределение грантов по 5 муниципальным образованиям автономного округа, достигшим наилучших значений комплексного интегрального показателя, скорректированного по результатам экспертного анализа. Пять муниципальных образований автономного округа составляют первые 3 городских округа и первые 2 муниципальных района в сформированной рейтинговой таблице.
Гранты предоставляются в виде дотации за достижение наилучших значений уровня и динамики эффективности комплексного социально-экономического развития муниципальных образований автономного округа.
3. Использование мер ограничительного и стимулирующего характера, направленных на повышение качества управления региональными и муниципальными финансами.
Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит ряд норм ограничительного характера, направленных на обеспечение приемлемого качества управления муниципальными финансами. Так, статьи 92.1, 107, 111 устанавливают предельные величины дефицита, муниципального долга и расходов на обслуживание муниципального долга.
Статья 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает различные условия осуществления бюджетного процесса для отдельных групп муниципальных образований в зависимости от доли дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в собственных доходах бюджетов муниципальных образований.
В частности, все группы муниципальных образований автономного округа не имеют права превышать установленные нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Все эти требования должны в обязательном порядке соблюдаться муниципальными образованиями автономного округа, для этого Депфином Югры осуществляется мониторинг соблюдения муниципальными образованиями автономного округа требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
4. Оказание на постоянной основе консультационной и иной помощи муниципальным образованиям автономного округа и разработку методических рекомендаций.
Тематика данной поддержки широко варьируется в зависимости от потребности в разъяснении применения отдельных положений бюджетного законодательства Российской Федерации и автономного округа и новых методов повышения эффективности управления муниципальными финансами.
Мероприятия государственной программы приведены в таблице 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.