Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 17 апреля 2015 г. N 111-п в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
Раздел 1. Характеристика текущего состояния лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Сегодня в лесном хозяйстве накопились системные проблемы, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут развиться. Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает перспективы лесного комплекса в экономике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Проблемы носят комплексный характер, поэтому их решение требует скоординированного взаимодействия на основе единых целевых установок и вытекающих из них задач.
Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий единой государственной программы развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса (от воспроизводства лесов до глубокой их переработки), а также подъема его на более высокий организационный, технологический и технический уровень, обеспечения непрерывного, многоцелевого и неистощительного использования лесов на основе современных научных разработок и инновационных достижений в сфере лесных технологий.
В процессе реализации мер по развитию материально-технической базы лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса имеется возможность привлечения внебюджетных средств, в том числе при исполнении обязательств по охране, защите и воспроизводству лесов и реализации инвестиционных проектов.
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сектора экономики, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Лесное хозяйство
Лес является одним из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.
Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации обусловливает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижение уровня воздействия на них неблагоприятных факторов (прежде всего лесных пожаров), достижение требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижение объемов нелегального оборота древесины.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (далее также - автономный округ) входит в пятёрку субъектов Российской Федерации, наиболее обеспеченных лесосырьевыми ресурсами. Общая площадь земель, на которых располагаются леса - 50 429,9 тыс. га, или 4,3 % от общей площади лесов Российской Федерации, в том числе земли, покрытые лесной растительностью - 28 894,3 тыс. га, или 3,6 % от земель, покрытых лесной растительностью Российской Федерации. Лесистость территории автономного округа - 54 %.
Леса на территории автономного округа относятся к таёжной лесорастительной зоне и включают три лесных района: Западно-Сибирский северо-таежный равнинный, Западно-Сибирский средне-таежный равнинный и Северо-Уральский таежный. По целевому назначению леса распределены на защитные леса (5,6 %) и эксплуатационные леса (94,4 %).
В составе земель лесного фонда преобладают лесные земли - 57,1 % от площади земель лесного фонда. Нелесные земли составляют 42,9 % лесного фонда, основная часть которых представлена болотами.
Запас древесины в автономном округе достигает 3,15 млрд. м3, в том числе по хвойным породам - 2,5 млрд. м3 (79,2 %), спелых и перестойных насаждений - 2,1 млрд. м3,или 4,8 % от запаса спелых и перестойных насаждений Российской Федерации. Общий средний прирост древесины превышает 30,0 млн. м3 в год. Запас на одном гектаре - 129 м3.
Расчетная лесосека (с 1 января 2013 года) в автономном округе составляет 39,6 млн. м3, или 5,9 % от расчетной лесосеки Российской Федерации, в том числе по хвойному хозяйству - 20,3 млн. м3. За последние 5 лет использование расчётной лесосеки составляло в среднем 7,6 % с объёмом заготовки 2,2 млн. м3. Спрос на древесные ресурсы в автономном округе определяется, в основном, уровнем развития и финансовой стабильностью организаций лесоперерабатывающей промышленности
Недревесные ресурсы леса в автономном округе имеют большой потенциал их вовлечения в хозяйственный оборот. Расширенное воспроизводство и рациональное использование кедровых лесов позволит в перспективе увеличить заготовку кедрового ореха.
Вклад лесного хозяйства в социально-экономическое развитие
автономного округа
За последние 5 лет доходы от использования лесов в бюджет Российской Федерации и бюджет автономного округа увеличились на 102,1 %. Это, прежде всего, связано с увеличением количества заключённых на долгосрочный период договоров аренды лесных участков в соответствии со статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации. Однако темпы роста лесных доходов в автономном округе имеют тенденцию к снижению. Доходы от использования лесов в бюджет Российской Федерации и бюджет автономного округа в 2012 году составили 1 270 925,4 тыс. рублей, что на 21 % больше, чем в 2011 году (1 050 682,0 тыс. рублей).
Бюджетная доходность лесного хозяйства автономного округа за последние 5 лет (за исключением чрезвычайных затрат на тушение аномальных лесных пожаров в 2012 году) составляет в среднем более 200 % по отношению к затратам на мероприятия по ведению лесного хозяйства и порядка 92 % по отношению к общим расходам на лесное хозяйство. Обеспечение положительной бюджетной доходности лесного хозяйства сдерживается низкими ставками платы за использование лесных ресурсов.
В автономном округе активно развиваются социальные и культурные аспекты лесных отношений через организацию лесного просвещения, пропаганды, движения школьных лесничеств, акций и мероприятий по очистке, восполнению, обустройству лесных массивов. В 45 школьных лесничествах автономного округа исследовательской, природоохранной и лесохозяйственной деятельностью занимаются свыше тысячи подростков. Школьные лесничества сочетают в себе трудовое воспитание, природоохранную деятельность и выбор будущей профессии. В подпрограмме "Развитие лесного хозяйства" предусматривается ряд мероприятий, направленных на дальнейшее развитие вовлеченности населения автономного округа в практические лесохозяйственные и природоохранные акции, а также адресная поддержка школьных лесничеств.
Государственное управление лесами автономного округа
В 2008 - 2012 годах осуществлялось совершенствование структуры лесоуправления в автономном округе в соответствии с изменениями в лесном законодательстве. Исполнительный орган государственной власти в области лесных отношений представлен Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Полномочия в сфере федерального государственного лесного надзора на землях лесного фонда и федерального государственного пожарного надзора в лесах исполняет Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Организуя использование лесов в пределах земель лесного фонда, Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предоставляет лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе организует и проводит лесные аукционы; выдаёт разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов; ведёт государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных в границах территории автономного округа.
Лесные отношения в области использования лесных участков в автономном округе отличаются большим количеством лесопользователей, многоотраслевой спецификой нормативной правовой документации и документооборота, высокой нагрузкой на работников лесного хозяйства по обработке информации, отражающей состояние и использование лесов.
В области лесоустройства, обеспечивающего получение достоверной и разносторонней информации о лесном фонде в целях его рационального освоения и контроля за охраной, защитой, эффективным своевременным воспроизводством лесов, необходимо сохранить достигнутые за последние годы объёмы работ и темпы повышения доли материалов лесоустройства с давностью до 10 лет (43,3 % в 2012 году).
Одной из задач Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области информатизации является активное внедрение современных информационных технологий на всех уровнях государственного управления лесами и среди широкого круга пользователей - участников лесных отношений. Переход на оказание государственных услуг в электронном виде и электронный документооборот требует обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечения доступа к высокоскоростным надёжным каналам связи и к сети Интернет, развития системы межведомственного электронного взаимодействия, расширения функционала и интеграции специализированных информационных систем Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Анализ кадрового обеспечения лесного хозяйства показывает, что при развитии лесной отрасли в автономном округе основные профессии могут быть восполнены в основном за счёт внутренних ресурсов при условии соответствующей профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
В целях сохранения кадрового потенциала лесного хозяйства необходимо повысить уровень трудовой и социальной защищённости работников лесного хозяйства.
Для повышения эффективности осуществления Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры полномочий в области лесных отношений и совершенствования взаимодействия с арендаторами лесных участков в Программе предусматриваются следующие приоритетные направления развития: повышение актуальности и качества информации о лесном фонде, обеспечение кадрового потенциала лесного хозяйства, улучшение материально-технической базы, необходимой для исполнения функций управления и организации ведения лесного хозяйства.
Профилактика и тушение лесных пожаров
Земли лесного фонда на территории автономного округа характеризуются сравнительно невысоким классом природной пожарной опасности (ППО), который составляет 4,2. Большинство пожаров за последние годы произошло по вине человека (47 %). Значительное количество пожаров (36 %) возникло в периоды длительной засухи после прохождения сухих гроз. Средняя площадь одного пожара составила 40,6 га. Среднегодовой ущерб от одного пожара за последние годы составил 1,2 млн. рублей, а среднегодовой показатель затрат на тушение лесного пожара - 371,3 тыс. рублей.
Охраняемая площадь лесов, закреплённых за бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "База авиационной и наземной охраны лесов", составляет 42,33 млн. га. В пределах территории обслуживания разработаны 14 маршрутов авиапатрулирования общей протяжённостью 8427 км.
Для создания систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, осуществления мониторинга пожарной опасности на территории лесного фонда, а также обеспечения работ по тушению лесных пожаров в пожароопасный сезон 2012 года органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры приняты меры по усилению технической оснащённости, увеличению численности бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "База авиационной и наземной охраны лесов".
Для предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров по границам с населёнными пунктами необходимо проводить мероприятия по уходу за созданными объектами противопожарного обустройства (противопожарными разрывами, минерализованными полосами).
Мероприятия подпрограммы по лесному хозяйству предусматривают повышение эффективности противопожарной охраны земель лесного фонда путем обновления и расширения материально-технической базы и улучшения технического обеспечения служб охраны лесов от пожаров; ухода за противопожарными барьерами (разрывами, минерализованными полосами) вокруг населённых пунктов с целью предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров; выполнения работ по мониторингу пожарной опасности в лесах в рамках государственного задания с целью своевременного обнаружения лесных пожаров и их ликвидации в начальной стадии развития.
Лесовосстановление
Лесовосстановительные мероприятия направлены на своевременное восстановление лесов на вырубаемых площадях, гарях и сокращение площади не покрытых лесной растительностью земель.
Фонд лесовосстановления на землях лесного фонда в автономном округе составляет 233,7 тыс. га, из них 13,3 тыс. га в защитных лесах. Общий прирост фонда лесовосстановления за 5 лет составил 11,9 тыс. га. С учётом потенциальной способности тех или иных типов леса к естественному возобновлению и хозяйственной целесообразности фонд лесовосстановления путём создания лесных культур составляет 14,7 тыс. га.
Для охраны лесных культур от пожаров необходимо обеспечить увеличение объёмов противопожарных мероприятий - устройство противопожарных разрывов и минерализованных полос по границам участков лесных культур.
Для повышения продуктивности и улучшения качества лесов необходимо обеспечить уход за лесными культурами и обеспечивать их своевременное дополнение, проведение рубки ухода в молодняках, рубок ухода в соответствии с лесоводственными требованиями, положительный эффект которых связан с дополнительным ресурсом товарной древесины, желаемым породным составом насаждений, предотвращением естественной смены главных пород, сокращением оборота рубки.
Для решения задачи сохранения и преумножения кедровых лесов, а также их вовлечения в интенсивное хозяйственное освоение необходимо реализовать переход на новый уровень охраны, рационального использования, своевременного обновления и повышения продуктивности кедровых лесов автономного округа.
Защита лесов
Санитарное состояние лесов автономного округа по данным прогноза лесопатологической ситуации на 2013 год в целом удовлетворительное.
Распространение повреждений насаждений от болезней леса на всей территории автономного округа носит неравномерный, неочаговый характер локальных участков, ослабленных в местах повышенной влажности, большей частью в перестойных насаждениях.
Лесопатологическое обследование очагов вредителей леса проводится ежегодно. Прогнозы возможного повреждения молодняков и лесных культур от вредителей и болезней леса показывают их невысокую вероятность. В целях своевременного обнаружения очагов хвое-листогрызущих вредителей необходимо проведение ежегодного лесопатологического обследования. Осуществление планомерного лесопатологического мониторинга позволит своевременно предусмотреть проведение соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий.
В лесных насаждениях с нарушенной и утраченной устойчивостью одной из причин ослабления и гибели являются лесные пожары. На данных лесных участках необходимо проведение лесопатологических обследований, санитарно-оздоровительных мероприятий. Проводимый ежегодно объем лесозащитных мероприятий позволяет снизить потери древесины.
Лесное хозяйство в автономном округе в настоящее время продолжает оставаться во многом отсталой отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с использованием современных научно-технических достижений.
Для использования этого потенциала и формирования устойчивой основы развития лесного хозяйства автономного округа как отрасли экономики, базирующейся на использовании биологических ресурсов, в Программе определены задачи, основные направления развития лесного хозяйства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, кадрового, ресурсного и научно-технического обеспечения лесного хозяйства, мероприятия, включенные в подпрограмму "Развитие лесного хозяйства", показатели из результативности.
Лесопромышленный комплекс
Развитие лесопромышленного комплекса автономного округа в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года рассматривается не только как важная народнохозяйственная задача по модернизации и диверсификации экономики региона, но также и как механизм решения социальных вопросов территорий его присутствия.
Отмечаемый в последние годы недостаточный экономический рост в лесопромышленном комплексе автономного округа, связан с углублением внутриотраслевых проблем. Вследствие чего серьезно обострены социально-экономические проблемы развития территорий его присутствия. Низкие темпы развития и финансовая неустойчивость отрасли обусловлены целым рядом факторов. С одной стороны это исторически сложившиеся структурные диспропорции, связанные с недостаточным уровнем развития высокотехнологичных производств по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесного сырья, а также территориальные особенности, связанные с удаленностью производства от экспортных рынков. С другой стороны факторы и особенности развития внутрироссийского рынка, сложившийся диспаритет цен на услуги "естественных" монополий и продукцию промышленности, ограниченный доступ товаропроизводителей к рынкам финансовых (особенно долгосрочных), материально-технических и информационных ресурсов, слабое развитие страхования рисков, дефицит квалифицированных кадров.
Структурный базис отрасли представлен крупными лесодобывающими и лесоперерабатывающими организациями с государственным участием в лице Правительства автономного округа в своем акционерном капитале. В общеотраслевом объеме отгрузки продукции собственного производства удельных вес таких организаций составляет почти 80 %. Эта особенность отраслевой структуры регионального лесопромышленного комплекса определяет модель управления его развитием на основе использования механизма государственно-частного партнерства и адресности мер государственной поддержки. В данной ситуации государственная поддержка, в первую очередь, связана с повышением эффективности работы таких организаций и направлена на обеспечение их рентабельности и прибыльности. Кроме того, она должна быть ориентирована на формирование благоприятных социальных, общеэкономических и инфраструктурных условий для функционирования и развития лесоперерабатывающей отрасли в целом, а также активизации участия муниципалитетов в развитии промышленных производств, малого и среднего предпринимательства в лесной и лесоперерабатывающей промышленности.
Лесопромышленный комплекс, являясь многоотраслевым, позволяет реализовать целый ряд экономических, социальных и экологических функций. Важнейшими среди них являются обеспечение занятости, наполняемость бюджета, насыщение потребительского рынка, а также создание рынков продукции глубокой переработки и новых цепочек добавленной стоимости. Современный уровень развития технологий лесопромышленного производства, сложившаяся внутриотраслевая и территориальная структура отрасли выдвигают на первый план задачу мобилизации внутренних ресурсов регионов на основе повышения эффективности использования существующего экономического потенциала.
Автономный округ входит в число лидеров среди субъектов Российской Федерации, наиболее обеспеченных лесосырьевыми ресурсами. По состоянию на 1 января 2013 года в автономном округе заключено и действует 156 договоров аренды лесных участков с допустимым объемом заготовки древесины 3967,5 тыс. куб. м. в год.
За 2012 год организациями-лесозаготовителями фактически заготовлено 2 090,1 тыс. куб. м древесины или 8,3 % от расчетной лесосеки, в том числе арендаторами - 1 681,5 тыс. куб. м. Таким образом, в целом по автономному округу имеется значительный резерв по освоению лесосырьевых ресурсов и развитию лесодобывающих и лесоперерабатывающих производств. Расчёты показывают, что для загрузки существующих производственных мощностей необходимо заготавливать около 5 млн. куб. м древесины ежегодно.
Лесопромышленную деятельность в автономном округе в 2012 году осуществляли более 130 организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако в общем объеме отгрузки промышленной продукции автономного округа доля лесопромышленного комплекса составляет всего 0,2 %. Тем не менее, отрасль обеспечивает занятость для 4 861 работников (по состоянию на 1 января 2013 года), организации лесопромышленного комплекса работают почти в каждом муниципальном образовании автономного округа. В основном это малые организации, общее количество которых постоянно меняется.
В число крупных и средних входят 10 организаций. В составе отрасли успешно функционируют производственные комплексы, специализирующиеся на выпуске лесопромышленной продукции высокого передела, среди которых две плитных организации - открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Югра-Плит" (г. Советский) и общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Завод МДФ" (п. Мортка) и организации по производству деревянных домов заводского изготовления: закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) "Строймонтаж" (г. Советский), ООО "Приоритет" (г. Белоярский), ООО "Сургутмебель" (п. Барсово, Сургутский р-н), Ханты-Мансийский домостроительный завод (г. Ханты-Мансийск).
Наиболее крупным является ОАО "Югорский лесопромышленный холдинг", включающий в себя все вышеперечисленные технологии и полный производственный цикл от освоения и восстановления лесов до выпуска высокотехнологичной продукции, в том числе ориентированной на конечного потребителя. В его структуру входят:
ООО "ЮграТранСервис" - объем ежегодной заготовки и вывозки лесопродукции 600 тыс. куб. м. в год;
ОАО "ЛВЛ Югра" (г. Нягань) - завод по выпуску шпонированного бруса ЛВЛ производственной мощностью 39 тыс. куб. метров бруса в год и каркасно/панельных конструкций применяемых в малоэтажных формах застройки - 20 тыс. кв. м в год;
ООО "Лесопильные заводы Югры" - предприятие, объединяющее четыре лесозавода с общей производственной мощностью 180 тыс. куб. м продукции в год.
ООО "ЛВЛ-СтройПроект" - предприятие самостоятельно осуществляющее застройку на территории автономного округа по каркасно/панельным технологиям с применением товаров и материалов, производимых на предприятиях, входящих в состав ОАО "Югорский лесопромышленный холдинг".
Основная часть производственных мощностей отраслевого комплекса сосредоточена в западной части автономного округа в Советском, Кондинском и Октябрьском районах. В целом ряде населенных пунктов эти организации являются социально значимыми и градообразующими. От их деятельности зависит решение не только экономических, но и социальных, экологических проблем территорий, небольших и удаленных населенных пунктов. В этой связи, учитывая социально-экономическую значимость отрасли для развития территорий автономного округа решение вопросов, связанных с обеспечением ее эффективной работы, крайне актуально. В то же время, приходится заметить, что лесопромышленный комплекс автономного округа на современном этапе своего развития испытывает определенные трудности экономического, технологического и организационного плана.
Сложившиеся проблемы в деятельности лесопромышленного комплекса автономного округа обусловлены целым рядом причин объективного и субъективного характера, основные среди которых:
недостаточное территориальное планирование, хаотичное размещение лесопромышленных производств на территории автономного округа, чрезмерная концентрация лесоперерабатывающих мощностей преимущественно в Советском районе;
отсутствие кооперации между организациями в решении вопросов технологической унификации оборудования и, как следствие, комплексного сервисного обслуживания;
недостаточное внимание к развитию производств и внедрению технологий использования мягколиственной древесины и отходов деревообработки;
переход организаций на сортиментные технологии и приобретение лесозаготовительных комплексов, в итоге не оправдавших эксплуатационных ожиданий при значительном истощении доступной лесосырьевой базы;
структурная и тарифная политика ОАО "Российские железные дороги", фактически изолировавшая лесоперерабатывающие организации автономного округа от межрегиональных российских и зарубежных рынков;
отсутствие в регионе практики анализа тенденций, предпосылок и перспектив развития целевых рынков; недостаточная маркетинговая политика организаций по выходу на внутренний российский рынок, рынки стран СНГ и стран Центральной и Юго-Восточной Азии;
выбытие квалифицированной рабочей силы в другие отрасли экономики, в том числе ввиду неконкурентного уровня оплаты труда;
отсутствие комплексной системы подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации кадров для работы в отрасли.
Подпрограмма по развитию лесопромышленного комплекса определяет цели, задачи и основные направления развития лесопромышленного сектора экономики автономного округа, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, а также показатели их результативности.
Кроме этого, целью настоящей подпрограммы является системное решение вышеуказанных проблем и обеспечение комплексного развития отрасли на основе повышения экономической эффективности работы лесопромышленных организаций за счет развития лесосырьевой базы, оказания государственной поддержки лесообрабатывающим производствам высокой степени переработки и развития целевых рынков сбыта лесопромышленной продукции.
В этой связи, основное внимание в рамках подпрограммы по развитию лесопромышленного комплекса направлено на развитие производств, ориентированных на внедрение наиболее экономичных и востребованных технологий, среди которых:
энергосберегающие технологии в деревообработке;
производство древесных плит (ДСП, МДФ, OSB), в т.ч. ламинированных;
производство фанеры из древесины лиственных и хвойных пород;
производство комплектов деревянных домов, в т.ч. для индивидуального строительства;
развитие биоэкономики на основе использования древесного топлива;
производство мебельного щита, столярной продукции, цементно-фибролитовых плит и прочих плитных материалов;
производство термомодифицированной древесины, древесных пластиков и других современных материалов.
В лесопромышленном комплексе сохраняются низкие темпы развития и финансовая неустойчивость отрасли, обусловленные целым рядом факторов.
В период 2000 - 2010 годов Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проведена большая организационная работа по объединению и финансовому оздоровлению организаций лесного комплекса. В отрасли наблюдалась высокая инвестиционная активность. Ускоренными темпами шло техническое перевооружение организаций на основе внедрения современных технологий лесозаготовки и лесопереработки. За счет региональных инвестиционных программ в развитие и модернизацию лесодобывающих и лесоперерабатывающих организаций автономного округа было вложено 11 961,20 млн. рублей, что позволило провести модернизацию лесопиления и переход на сортиментную заготовку машинными комплексами на крупных и средних организациях.
Начиная с 2007 года, объем инвестиций в развитие организаций лесного комплекса стал постепенно снижаться. В связи со снижением инвестиционной активности, стала проявляться тенденция к снижению эффективности лесопромышленного производства. С целью решения возникших в инвестиционной сфере проблем Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годы реализовывалась целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по развитию лесопромышленного комплекса.
В период реализации целевой программы не удалось полностью решить проблему активизации инвестиционной деятельности в лесопромышленном комплексе автономного округа. В этой связи настоящая подпрограмма является логическим следствием и продолжением предыдущей программы и направлена на дальнейшее развитие достигнутых результатов и ускорение процессов модернизации и технического перевооружения организаций лесопромышленного комплекса автономного округа.
При разработке подпрограммы по развитию лесопромышленного комплекса учтены предложения лесопромышленных организаций и муниципальных образований автономного округа.
В этой связи именно этими обстоятельствами определяется состав мероприятий, входящих в подпрограмму II "Развитие лесопромышленного комплекса".
При разработке государственной программы учтены результаты социологических исследований в сфере развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, проведенные образовательными организациями высшего образования.
Характеристика текущего состояния
систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и газоснабжения
Подведомственные Департаменту природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры учреждения размещены на территории 50 населенных пунктов автономного округа. Все помещения и сооружения оснащены приборами учета энергетических ресурсов при условии наличия проведенных сетей и коммуникаций за исключением приборов учета тепловой энергии.
Общая площадь помещений, занимаемых и используемых Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и подведомственными учреждениями, составляет 26 732,51 м2, которая используются для предоставления услуг Департаментом, а также размещения работников и транспортных средств в подведомственных учреждениях.
В период действия Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и подведомственные учреждения обеспечили снижение в сопоставимых условиях объёма потребленных ими воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, не менее чем на 15% от объёма фактически потребленных ими в 2009 году каждого из указанных ресурсов.
К началу 2015 года экономия энергетических ресурсов, определенная Федеральным законом N 261-ФЗ, по отношению к 2009 году достигнута.
Плановый размер экономии энергетических ресурсов, определенный учреждениям на срок реализации настоящей Программы, составляет не менее 0,5% в год в связи с достижением определенного минимального уровня потребления энергетических ресурсов в расчете от имеющегося потенциала в области энергосбережения с учётом уже реализованных ранее мероприятий.
При анализе энергетических паспортов и энергетических обследований зданий и сооружений было определено, что потенциал по энергосбережению за период с 2014 до 2020 годов составляет:
электрической энергии до 2,5 - 3%
воды до 2,5 - 3%.
Соответственно это приводит к:
росту "финансовой нагрузки" на бюджет автономного округа;
ухудшению экологической ситуации в автономном округе.
Реализация подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" должна обеспечить снижение потребления энергетических ресурсов и воды за счет принятия управленческих решений по эффективному использованию имеющихся помещений и реализации мероприятий и соответственно перехода на более экономное и рациональное расходование энергетических ресурсов при полном удовлетворении потребностей в количестве и качестве энергетических ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.