Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 31 октября 2014 г. N 408-п в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
Раздел 1. Характеристика текущего состояния охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Преобладающую роль в экономике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) занимает нефтегазодобывающий комплекс, являющийся одним из основных загрязнителей окружающей среды. Наравне с производственным фактором загрязнения природы обозначился и другой фактор, а именно - негативное воздействие на окружающую среду объектов жилищно-коммунального комплекса. Указанные воздействия приводят к загрязнению водных объектов автономного округа, несанкционированному размещению отходов производства и потребления, обусловленному недостаточными мощностями объектов размещения отходов, несоответствием их обустройства требованиям природоохранного законодательства, низкой экологической культурой населения.
Вышеуказанные факторы оказывают существенную негативную нагрузку на окружающую среду, являются постоянной угрозой причинения вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения.
Государственная программа реализуется в соответствии с направлениями государственной политики, с учетом результатов социологических исследований и общественных обсуждений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности автономного округа.
Атмосферный воздух
Состояние воздушного бассейна - один из основных факторов, определяющих экологическую ситуацию в населённых пунктах автономного округа. Качество атмосферного воздуха влияет на состояние здоровья населения и является ведущим фактором развития заболеваний, в первую очередь, детей, людей пожилого возраста, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями. В автономном округе основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются организации нефтегазодобывающей промышленности, энергетики, автотранспорт, котельные и коммунальное хозяйство.
По данным государственной статистической отчетности 2-ТП (воздух) за период 2008-2012 годов наблюдается тенденция увеличения объемов выбросов от стационарных источников. Так, с 2008 года годовой объем выбросов увеличился с 2 294,23 тыс. т. до 2 429,49 тыс. т. в 2012 году.
Основную массу валового выброса загрязняющих веществ от стационарных источников составили выбросы организаций нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности (70-82 %) за счёт сжигания нефтяного попутного газа. В целом по автономному округу за 2012 год объем извлеченных ресурсов попутного нефтяного газа (ПНГ) составил 35,9 млрд. м3 (включая газ, сожженный на факелах). Объем добычи (использования) составил 31,9 млрд. м3, процент использования попутного нефтяного газа - 88,9. Сожжено на факелах попутного нефтяного газа - 11,1 % или 3 907 млн. м3, что на 1 300 млн. м3 меньше, чем за соответствующий период. Интенсивное негативное воздействие на окружающую среду оказывают выбросы продуктов сгорания НПГ - оксиды азота, серы, углерода, углеводороды (метан, этан, пропан, бутан и т.п.). Происходит загрязнение почвы, растительности, водоёмов, увеличивается потребление кислорода и тепловое излучение, усиливается парниковый эффект.
За последние 5 лет наблюдается тенденция роста выбросов от автотранспорта. На территории автономного округа, по состоянию на 1 января 2013 года, зарегистрировано более 674 тыс. ед. автотранспорта. Автомобильный транспорт, с одной стороны, потребляет из атмосферы кислород, а с другой - выбрасывает в атмосферу отработанный газ, углеводороды, оказывает воздействие на все составляющие биосферы: атмосферу, водные и земельные ресурсы, литосферу и человека. Наиболее остро стоит проблема загрязнения воздушного бассейна вредными выбросами с отработавшими газами автомобильных двигателей, основу которых составляют оксид углерода (СО), углеводороды (СН), оксиды азота (NO), твердые частицы (ТЧ), соединения свинца (Pb) и серы (SO2), альдегиды, а также канцерогенные вещества.
Источником загрязнения атмосферного воздуха в населённых пунктах автономного округа также являются котельные, по состоянию на 1 января 2013 года производственный потенциал автономного округа составляет 497 котельных, их которых газифицировано 78,5 %. Потребляя немалое количество топлива и воздуха, котельная установка выбрасывает в атмосферу через дымовую трубу продукты сгорания, содержащие окись углерода СО, сернистый ангидрид SО2, окислы азота NО и др.
Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории населенных пунктов автономного округа ведутся силами федерального государственного бюджетного учреждения "Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на 7 постах в 6 населённых пунктах по 8 загрязняющим веществам и в рамках ведения локального экологического мониторинга в границах 279 (на 1 июля 2013 года) лицензионных участков недр.
Загрязнение атмосферного воздуха в 2012 году в городах автономного округа в основном характеризуется повышенными значениями концентраций формальдегида и фенола.
Учитывая результаты наблюдений в 2012 году, загрязнение атмосферного воздуха в г. Ханты-Мансийске определяется как повышенное, в пгт. Березово, г.г. Нефтеюганске, Нижневартовске, Радужный и Сургуте - как высокое, а в г. Белоярский - как очень высокое.
По сравнению с предыдущим годом качество атмосферы улучшилось в г.г. Радужный и Ханты-Мансийск, осталось на прежнем уровне в пгт. Березово, ухудшилось в г.г. Белоярский, Нижневартовск, Нефтеюганск и Сургут.
Водные ресурсы
Автономный округ один из самых водообеспеченных регионов. Состояние водохозяйственного комплекса имеет определяющее значение для устойчивого экономического развития автономного круга и повышения качества проживающего в нём населения. Водные ресурсы служат основным источником водоснабжения и являются основой успешного развития многих отраслей промышленного и сельского производства.
Активная разработка нефтяных месторождений и сопутствующее этому процессу строительство мостовых переходов, трубопроводов и прочих коммуникаций оказывает интенсивное воздействие на береговую линию водных объектов, приводит к разрушению берегов, деформации дна, поступлению наносов и, как следствие, - снижению качества воды, водопропускной способности рек, сокращению биологического разнообразия рек.
Большой ущерб населению и народному хозяйству автономного округа наносит разрушение берегов в результате русловых процессов и волновой переработки. Процессы берегоразрушения формируют устойчивую опасность смыва и разрушения жилых и общественных зданий в более чем 40 населенных пунктах, ведут к потере значительных объемов площадей земельных угодий, загрязнению и заилению прибрежной защитной полосы водных объектов.
В автономном округе подтапливается более 80 населенных пунктов. Ежегодный ущерб в зависимости от интенсивности половодья составляет 200-500 млн. рублей.
В рамках реализации целевой программы автономного округа "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года" в 2011 году выполнена комплексная оценка состояния защиты 98 населенных пунктов автономного округа, подверженных негативному воздействию вод. Общая потребность в строительстве сооружений инженерной защиты населенных пунктов от затопления, подтопления и разрушения берегов, по результатам обследования, на начало 2012 года составляет 61 сооружение.
Наиболее опасными процессами, влияющими на качество поверхностных вод автономного округа, являются нефтяное и солевое загрязнение, а также сброс сточных вод ненормативного качества. На территории автономного округа качество поверхностных вод изменяется от "загрязненная" до "очень грязная". Проблема очистки сточных вод путём реконструкции, расширения, модернизации, строительства объектов водоотведения осуществляется в рамках государственной программы автономного округа "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы".
Земельные ресурсы
Земельный фонд автономного округа на 1 января 2013 года составляет 53 480,1 тыс. га. Большая часть территории автономного округа - 91,0 % или 48 662,6 тыс. га занята землями лесного фонда. Остальные категории земель составляют: земли сельскохозяйственного назначения - 1,1 %; земли населённых пунктов - 0,9 %; земли промышленности - 0,3 %; земли особо охраняемых территорий - 1,6 %; земли водного фонда - 0,9 %; земли запаса - 4,1%. Площадь нарушенных земель на 1 января 2013 года составила 55,7 тыс. га.
Основным источником загрязнения почв и земель в автономном округе являются разливы загрязняющих веществ при авариях на трубопроводном транспорте. В 2012 году произошло 3 209 аварий, что на 11 % (392 аварии) меньше по сравнению с 2011 годом. По сведениям нефтегазодобывающих организаций на территории автономного округа на 1 января 2013 года числятся нерекультивированными 5 138 га нефтезагрязненных земель, что на 0,6 % (29 га) больше по сравнению с 2011 годом. Увеличение площади нефтезагрязненных земель связано с проведением инвентаризации нефтезагрязненных земель на части лицензионных участков недр общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (открытого акционерного общества "НК "Роснефть").
Наибольшая площадь вновь образованных нефтезагрязненных земель в 2012 году приходится на долю общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (открытого акционерного общества "НК "Роснефть") - 143 га.
В целях восстановления нарушенного состояния земель автономного округа в рамках государственной программы предусмотрена рекультивация нефтезагрязнённых земель организациями-природопользователями в рамках долгосрочных программ, включение указанных мероприятий в соглашения о сотрудничестве между Правительством автономного округа и крупными нефтяными организациями, ведение реестра нефтезагрязнённых земель.
Особо охраняемые природные территории и сохранение биологического разнообразия
Развитие нефтедобывающей, лесоперерабатывающей и других отраслей промышленности на территории автономного округа, увеличение воздействия антропогенного фактора на окружающую среду непосредственно связаны с увеличением негативного воздействия на типичные и уникальные природные комплексы и экосистемы, что приводит:
к уменьшению видового разнообразия аборигенных (местных) видов животных и растений (в Красную книгу автономного округа в 2003 году внесен 71 вид редких животных и птиц и 156 видов растений и грибов);
сокращению численности ценных промысловых животных (численность отдельных видов промысловых животных за последние годы снизилась более чем в 3 раза);
уменьшению продуктивности дикоросов, сокращению площади девственных лесов (объемы изъятия земель лесного фонда с 2000 года, в том числе в лесах 1 группы (защитных лесах), возросли в 3 - 4 раза) и другим негативным факторам.
Наиболее эффективной формой для поддержания экологического баланса и природоохранной деятельности на территории автономного округа являются особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ), которые предназначены для сохранения типичных и уникальных природных комплексов и ландшафтов, биологического разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия, а также для сохранения благоприятной окружающей среды и необходимых условий для жизнедеятельности населения.
По состоянию на 1 января 2013 года в автономном округе насчитывается 24 ООПТ, в том числе 5 - федерального значения, 13 - регионального значения; 6 - местного значения.
Совокупная площадь ООПТ в автономном округе составляет 2 756 441,67 га (5,2% площади автономного округа).
Площади действующих ООПТ недостаточно для обеспечения экологической стабильности на территории автономного округа, особенно в районах интенсивного промышленного развития. Ни одна из ООПТ регионального значения в отдельности не имеет достаточной площади для сохранения жизнеспособных популяций крупных животных, что приводит к неустойчивости этих популяций и особенно лесного северного оленя.
Анализ состояния природы при высоком уровне вложения инвестиций в разработку природно-ресурсного потенциала показывает, что в перспективе развития автономного округа и для повышения экологической безопасности автономного округа, улучшения качества жизни населения необходимо принять меры по развитию сети ООПТ и увеличению их доли в природно-ресурсном комплексе автономного округа от 5,2 до 5,6 %.
Отходы производства и потребления
В последние годы автономный округ уделяет пристальное внимание проблеме обращения с отходами, которая приводит не только к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, но и способствует нарастанию социальной напряжённости.
Автономный округ характеризует низкая обеспеченность населенных пунктов санкционированными объектами размещения отходов. Лишь 36 % от общего количества населенных пунктов автономного округа обеспечено полигонами. По состоянию на 1 января 2013 года зарегистрировано 110 объектов размещения отходов (общая площадь - 619,4 га), в том числе 65 полигонов для размещения промышленных и твердых бытовых отходов - (454,4 га); 45 санкционированных свалок - (165 га).
Эксплуатация объектов размещения отходов осуществляется с нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства. Около 70 % санкционированных объектов размещения отходов не соответствуют природоохранным и санитарным требованиям.
Абзац четвертый утратил силу.
См. текст абзаца четвертого подраздела "Отходы производства и потребления"
Недостаточно мощностей объектов обезвреживания ртутьсодержащих и других отходов 1 и 2 класса опасности, что порождает практику их захоронения на свалках и полигонах твердых бытовых отходов, которые не предназначены для этих целей.
В автономном округе отсутствует раздельный сбор отходов и недостаточно мощностей объектов переработки отходов различных категорий, являющихся вторичным сырьем. На объектах размещения отходов производится захоронение несортированных отходов, что ведёт к безвозвратной потере полезной продукции - вторичного сырья.
Фиксируется большой объем накопленных отходов бурения (1 515 шламовых амбаров - на 1 января 2013 года) при недостаточных темпах их рекультивации (порядка 300 шт. в год) и недостаточных мощностях объектов обезвреживания и переработки отходов бурения.
Накопление отходов на санкционированных и несанкционированных местах размещения несёт значительный экологический, экономический и социальный ущерб. Захороненные твёрдые и пищевые отходы содержат значительное количество (до 100 наименований) токсичных соединений. В бытовых отходах населения содержатся различные красители, краски, лаки, ртуть, растворители, свинец и его соли, лекарства, пластмассы, синтетические материалы, полихлорбифенилы, металлические банки и др. Все эти загрязнители попадают на места размещения отходов в результате отсутствия сортировки отходов и входного контроля на полигонах. К тому же на полигоны попадают и отходы, которые могут быть возвращены в рецикл и после соответствующей обработки использоваться в качестве вторичных материальных ресурсов. По мере складирования отходов накапливаются потенциально опасные загрязняющие вещества, миграция которых продолжается длительное время и после закрытия полигона, так как разложение отходов и вынос веществ из тела полигона не прекращается до устойчивого равновесия с окружающей средой.
Химическое воздействие возможно за счёт выделения вредных веществ с эмиссиями фильтрата газовых выбросов и при разносе твёрдых отходов. При растекании фильтрата происходит загрязнение почв, растительности, подземных вод. Выделение газа в процессе разложения отходов и дыма при горении вызывает загрязнение атмосферного воздуха.
Биогенное действие выражается в привлечении и размножении птиц, насекомых, млекопитающих.
Не менее опасным может оказаться и вторичное загрязнение природных компонентов вследствие разложения органических составляющих тех или иных отходов, в результате чего могут образовываться высокотоксичные соединения.
Формирование экологической культуры
Решение экологических проблем должно осуществляться не только техническими средствами, но и путем переориентации мировоззрения населения по отношению к окружающей среде. Экологическое воспитание и образование становятся одними из основ формирования образа жизни человека, ориентированного на обеспечение устойчивого развития региона.
Улучшение окружающей среды невозможно без активной экологической позиции всех слоев населения, руководителей организаций автономного округа. Поэтому на территории автономного округа активно внедряются различные формы поддержки гражданских инициатив.
В автономном округе с целью формирования экологической культуры населения уже в течение 10 лет реализуется проект "Международная экологическая акция "Спасти и сохранить" (далее - Акция). Активными участниками эколого-просветительской деятельности, проходящей в рамках Акции, выступают дети, подростки и молодежь - около 200 тыс. чел., что составляет 52,6 % от общего количества участников.
На постоянной основе ведётся информирование населения автономного округа через Экологический портал Югры www.ecougra.ru, журналы и газеты, эколого-просветительскую телепередачу "Эковзгляд" (выходит в эфир на канале "Россия 24"). Ежегодно издаётся доклад об экологической ситуации в автономном округе.
Тем не менее, уровень экологической культуры населения автономного округа остаётся низким, что влечёт за собой ухудшение состояния окружающей среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.