Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Краткая характеристика текущего состояния социально-экономического развития коренных малочисленных народов
На сегодняшний день Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (далее - автономный округ) является одним из ведущих субъектов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития коренных малочисленных народов, а также по уровню нормативного правового регулирования в области развития коренных малочисленных народов.
Основные гарантии прав коренных малочисленных народов закреплены в Уставе (Основном законе) автономного округа. В целях поддержки их жизнедеятельности в автономном округе принято более 50 нормативных правовых актов, в том числе: более 10 "именных" законов коренных малочисленных народов, Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов, План мероприятий по её реализации. По инициативе Губернатора автономного округа традиционный праздник коренных малочисленных народов "Вороний день" (2 суббота апреля) законодательно определен праздником автономного округа.
В бюджете автономного округа ежегодно предусматриваются финансовые средства на поддержку коренных малочисленных народов в соответствии с действующими программами, привлекаются дополнительные средства из федерального бюджета. Осуществляется поддержка учреждений культуры, системы дополнительного образования, а также физических лиц, занимающихся развитием традиционных промыслов, популяризирующих декоративно-прикладное искусство коренных малочисленных народов.
Объем финансовых средств в сфере поддержки коренных малочисленных народов формируется и за счет привлечения внебюджетных источников, направляемых на проведение социально значимых мероприятий в соответствии с заключенными соглашениями о сотрудничестве между исполнительными органами власти автономного округа и хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории автономного округа.
Созданы бюджетные учреждения автономного округа: "Этнографический музей под открытым небом "Торум Маа", "Театр обско-угорских народов - "Солнце". Осуществляется выпуск газет на хантыйском и мансийском языках, которые поступают в библиотеки небольших национальных поселков, учебных заведений, отправляются на стойбища. На государственном телеканале "Россия-1" во врезках автономного округа выходят информационные программы на национальных языках, а также культурно-просветительские передачи, рассказывающие о быте, традициях и культуре коренных малочисленных народов. На телеканале "Югра" выходят в эфир телевизионные уроки хантыйского и мансийского языка для детей; обрядам и ритуалам коренных малочисленных народов посвящена программа "Магия древних".
В автономном округе учреждены общественные организации коренных малочисленных народов: "Спасение Югры", "Союз оленеводов", "Союз мастеров традиционных народных промыслов коренных малочисленных народов "Сорни Еш", "Молодежная организация обско-угорских народов", "Союз общин коренных малочисленных народов", "Совет старейшин коренных малочисленных народов".
Обеспечено представительство интересов коренных малочисленных народов в органах государственной власти автономного округа (Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера Думы автономного округа).
Правительство автономного округа при заключении соглашений с крупными ресурсными организациями учитывает вопросы развития и поддержки коренных малочисленных народов.
Развиваются межрегиональные и международные отношения по социально-культурному сотрудничеству коренных малочисленных народов: проводятся различного уровня конференции, форумы, совещания, конкурсы и фестивали, в 2008 году на территории округа прошел V Всемирный Конгресс финно-угорских народов.
Основной показатель, характеризующий социальное положение коренных малочисленных народов, заключается в положительной динамике демографических процессов.
Общая численность коренного населения, проживающего на территории автономного округа, увеличилась за последние годы с 30 268 человек (2006 год) до 33807 человек (оценка 2014 года).
Положительный естественный прирост коренных малочисленных народов вырос с +12,1 человека на 1000 населения в 2006 году до +28,0 человека на 1000 населения в 2014 году (оценка).. Это говорит о стойкой положительной тенденции демографических показателей и свидетельствует о правильно выбранной политике в отношении коренных малочисленных народов на территории автономного округа.
Среди новых направлений деятельности Правительства автономного округа ставка делается на вовлечение коренных малочисленных народов в создание и развитие рекреационной деятельности, модернизацию видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. В настоящее время необходимо осуществлять более активное вовлечение традиционных форм хозяйствования коренных малочисленных народов в экономику автономного округа, не нарушая при этом самобытности коренных малочисленных народов.
Основными результатами реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов в автономном округе на протяжении последних 2 десятилетий являются:
создание комплексной правовой базы, гарантирующей их права;
рост их численности, снижение уровня младенческой смертности;
снижение уровня безработицы;
повышение заинтересованности в ведении традиционного образа жизни и видов традиционной хозяйственной деятельности;
рост количества их общин.
К задачам, которые предстоит решать в среднесрочной перспективе, следует отнести:
создание условий для устойчивого функционирования традиционных отраслей хозяйствования, поддержку традиционного образа жизни и природопользования;
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения коренных малочисленных народов с хозяйствующими субъектами, ведущими свою деятельность в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности;
обеспечение повышения качества жизни, улучшения здоровья, создания системы жизнеобеспечения и социально-бытовых условий, способствующих удовлетворению жизненно важных потребностей коренных малочисленных народов;
создание условий для сохранения наследия, развития и популяризации языков, культуры, фольклора, ремесел и искусств коренных малочисленных народов.
Разработка государственной программы, внесение в нее изменений осуществляется с учетом результатов социологических исследований, проводимых в автономном округе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.