Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Анализ состояния обучения родному языку, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - исконное место проживания коренных малочисленных народов Севера: ханты, манси, ненцев (далее также - КМНС). По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в автономном округе проживают 31,5 тысяч представителей КМНС, что составляет 2% от общей численности населения Югры. Национальный состав коренных народов Югры характеризуется преобладанием ханты (60,5%), манси составляют 34,9%, ненцы 4,6%. Более 3 тысяч человек ведут традиционный образ жизни. Почти 70% коренного населения региона проживают в сельской местности. В сфере образования от общего количества педагогических работников 2,6% составляют представители КМНС.
В системе образования автономного округа сформирована сеть образовательных организаций с этнокультурной составляющей, включающая дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования.
По данным муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, в 2014-2015 учебном году изучение хантыйского (казымский, сургутский, ваховский диалекты), мансийского, ненецкого национальных (родных) языков КМНС, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, введено в:
10 детских садах, 225 детей (Березовский, Октябрьский, Белоярский, Нижневартовский, Ханты-Мансийский районы) (2013-2014 уч. год - 9 детских садов - 246 детей);
29 школах, включая филиалы, 1612 человек (Белоярский, Березовский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Сургутский, Кондинский, Октябрьский, Ханты-Мансийский районы) (2013 - 2014 уч. год - 28 школ - 1694 человека);
5 учреждениях дополнительного образования, 294 человек (г.г. Лангепас, Ханты-Мансийск, Березовский район) (2013 - 2014 уч. год - 3 учреждения дополнительного образования детей - 67 человек).
Литературу КМНС изучают:
243 ребенка в 8 детских садах (в 2013 - 2014 уч. год - 305);
880 обучающихся в 17 общеобразовательных организациях (в 2013 - 2014 уч. год - 741).
Образовательные программы муниципальных образовательных организаций включают до 10 учебных предметов, курсов этнокультурного содержания: родной язык, родная литература, краеведение, география Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, охотоведение и рыболовство, культура народов Севера, история Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, национальные виды спорта, декоративно-прикладное искусство.
С 2013 года 5 дошкольных образовательных организаций (Березовский, Белоярский районы) реализуют проект "Языковое гнездо" с целью внедрения программы раннего изучения родного языка. В проекте принимают участие 172 дошкольника, 23 работника детских садов, владеющие хантыйским и мансийским языками.
Образовательные организации разрабатывают и внедряют модели организации учебно-воспитательного процесса, учитывающие особенности КМНС, способствующие сохранению национального самосознания и успешной социализации обучающихся.
Подготовка профессиональных кадров, владеющих родным языком, осуществляется в:
автономном учреждении среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж";
федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Югорский государственный университет".
Ежегодно среди обучающихся образовательных организаций проводятся региональные конкурсные мероприятия, направленные на формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к культурно-историческому духовному наследию обско-угорских народов, природному и культурному окружению.
С целью выявления одаренных детей, глубины знаний родного языка и литературы среди обучающихся проводится олимпиада школьников Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по родным языкам и литературе КМНС, состоящая из нескольких этапов - школьный, муниципальный и региональный.
В целях повышения престижа и статуса учителя родного языка в обществе, развития профессионального мастерства, начиная с 2008 года, ежегодно проводится конкурс "Учитель родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", победитель которого участвует в мероприятии "Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков".
Научно-методическое сопровождение развития системы этнообразования в Югре осуществляют:
бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок";
автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования".
Закрепление, углубление знаний по родному языку, литературе и культурному наследию КМНС, а также формирование отношения к национальной культуре происходит через субъекты государственной культурной политики: органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные, научные организации, организации культуры, летние этно-оздоровительных центры, организации спорта, общественные объединения и организации, иные организации, осуществляющие деятельность в области искусства, науки, образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью.
Язык является системообразующим элементом отнесения человеком себя к той или иной национальности, национальной культуре. При этом важное значение имеет информационная среда, в которой формируется личность.
Вместе с тем результаты социологических исследований, проводимых в период 2012 - 2014 годов по заказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выявили следующие проблемы преподавания родного языка, литературы и культуры КМНС:
- сокращение этнической составляющей в содержании образовательных программ, привлечения к учебно-воспитательному процессу носителей традиционной культуры КМНС;
- несоответствие учебно-методических пособий по предметам этнокультурной направленности требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Снижается использование родного языка в семье и в социальной практике, что приводит к постепенной утрате родных языков среди представителей КМНС, проживающих не только в городе, но и в сельской местности. При этом степень владения языком коррелируется с возрастом носителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.