Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Краткая характеристика текущего состояния сферы социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты. Координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Основные направления деятельности Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депсоцразвития Югры) - поддержка семей с детьми, детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, граждан пожилого возраста и инвалидов, малообеспеченных граждан, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение доступности и качества социальных услуг.
Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ).
Ежегодно почти четверть населения автономного округа (370 тыс. человек) получают государственную поддержку в виде пособий, компенсаций и иных выплат, в среднем более 30 тыс. рублей в год на одного получателя, что составляет около 13 млрд. рублей из бюджета автономного округа.
В 2015 году произошли существенные изменения в системе мер социальной поддержки, действующей в автономном округе, направленные, в первую очередь, на сокращение сферы применения категориального подхода при назначении мер социальной поддержки.
Переход на применение принципов нуждаемости и адресности при предоставлении гражданам мер социальной поддержки, уточнение их состава и условий предоставления способствует формированию более эффективной, открытой и понятной системы социальной поддержки и, следовательно, эффективности бюджетных расходов.
Меры социальной поддержки семей с детьми дифференцированы в соответствии с критериями нуждаемости граждан в их получении, для назначения отдельных мер установлено условие постоянного проживания граждан на территории автономного округа не менее 10 лет ("ценз оседлости").
При этом предоставление всех действующих мер социальной поддержки сохраняется. Меры социальной поддержки малоимущим семьям оказываются без соблюдения "ценза оседлости".
В работе с малоимущими семьями приоритет отдается стимулированию граждан к активизации собственного трудового потенциала, повышению реальных доходов семей, и выход их из разряда нуждающихся в государственной помощи путем внедрения технологии социальных контрактов.
Сформированная в автономном округе система межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, система нормативных правовых актов в сфере защиты прав и законных интересов детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, а также система мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан, принявших на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, позволила достичь на 1 октября 2015 года следующих результатов (в сравнении с данными на 1 октября 2014 года):
сокращение на 3,1 % числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
сокращение на 56,4 % числа детей, состоящих на учете в банке данных о детях и воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
в семьях граждан воспитываются 98,6% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общего числа детей указанной категории, проживающих в автономном округе;
увеличение на 1,5 % доли усыновленных детей.
Организация отдыха и оздоровления в автономном округе рассматривается как одно из основных направлений социальной политики в отношении детей. Ежегодно организуется отдых и оздоровление воспитанников государственных учреждений автономного округа.
Несмотря на принимаемые меры, остается ряд нерешенных проблем:
1) необходимость преодоления межведомственных барьеров в решении вопросов, касающихся семей с детьми, индивидуальной реабилитации находящихся в социально опасном положении, выявления детей, права и законные интересы которых нарушены, и организации реабилитационной работы с ними;
2) потребность в повышении квалификации и профессионального уровня специалистов учреждений, работающих с детьми;
3) недостаточная оснащенность учреждений социальной сферы реабилитационным и специализированным оборудованием для детей-инвалидов, в том числе аутичных детей;
4) обеспечение доступности услуг семьям с детьми, проживающим в отдаленных районах автономного округа;
5) обеспечение детям равных условий и возможностей на отдых и оздоровление вне зависимости от благосостояния семьи.
Вызывает тревогу проблема социального сиротства. Только 13 % детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях, - круглые сироты, у остальных родители живы. Существующие формы семейного устройства детей-сирот требуют дальнейшего развития. Необходимо совершенствование профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, с целью предотвращения лишения родителей родительских прав, а также деятельности по восстановлению в родительских правах и возвращению ребенка в семью после ее социальной реабилитации.
Важными слагаемыми социальной политики в Югре являются возрождение и сохранение ценностей гражданско-патриотического воспитания, укрепление традиционных семейных ценностей, поддержка традиций большой многопоколенной семьи с тесными взаимосвязями между несколькими поколениями родственников, формирование духовно-нравственных ценностей, основанных на уважении к роли и значению родителей, а также к старшему поколению, продвижение ценностей ответственного родительства, семейного устройства детей-сирот.
Социальная поддержка дополняется социальными услугами, которые предоставляются государственными, негосударственными учреждениями различной форм собственности и физическими лицами.
Социальное обслуживание населения представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
На 1 октября 2015 года система учреждений, находящихся в собственности автономного округа и ведении Депсоцразвития Югры, включает 55 учреждений, в том числе: 29 учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 24 учреждения социального обслуживания семьи и детей, "Методический центр развития социального обслуживания", "Центр социальных выплат Югры".
Сеть учреждений, подведомственных Депсоцразвития Югры, сформирована с учетом географических особенностей, транспортной схемы, численности населения муниципальных образований автономного округа, что обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях, на дому и охватывает различные категории и группы населения.
Планирование и определение направлений развития системы социального обслуживания населения формируется с учётом результатов ежегодных социологических исследований, проводимых в целях изучения удовлетворенности граждан в социальных услугах, отвечающих современным требованиям.
В рамках реализуемой информационной кампании по разъяснению положений Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ) предусмотрено проведение социологических опросов для выявления уровня информированности получателей социальных услуг о порядке и условиях предоставления социальных услуг с 1 января 2015 года и степени их удовлетворенности данной информацией.
Результаты опросов, проведённых в 2015 году, показали высокий уровень информированности граждан о введении в действие Федерального закона N 442-ФЗ и его положениях:
98 % опрошенных граждан считают, что полностью или частично владеют информацией о новых положениях законодательства (в марте 2015 года таких граждан было 97%);
97 % респондентов знают о новом порядке получения социальных услуг на платной и бесплатной основе (в марте 2015 года таких граждан было 96 %).;
способствовали совершенствованию условий предоставления социальных услуг, расширению их спектра, внедрению в работу с населением новых социальных технологий, таких как предоставление и обеспечение сертификатов на оплату услуг по уходу за одинокими тяжелобольными гражданами (с начала реализации технологии выданы 83 сертификата); приемная семья для пожилого гражданина (действуют 115 приемных семей); надомное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов посредством социальных бригад.
В целях развития рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги, снижения нагрузки на бюджет автономного округа, разработан механизм привлечения социально ориентированного бизнеса в сферу предоставления социальных услуг.
Порядком, утверждённым постановлением Правительства автономного округа от 22.08.2014 N 305-п, установлены условия предоставления сертификатов на оплату услуг по постоянному постороннему уходу за одинокими гражданами пожилого возраста и инвалидами частично или полностью утратившими способность к самообслуживанию и (или) передвижению и нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении в пансионатах "Резиденция для пожилых".
Первый Пансионат "Резиденция для пожилых" открыт в г. Югорске. Предпринимателю передано на условиях аренды отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов на 11 койкомест комплексного центра социального обслуживания населения.
В IV квартале 2015 года планируется заключить аналогичные договоры с поставщиками услуг в г. Мегионе.
Реализуются мероприятия по частичной передаче услуг по социальному обслуживанию на дому, услуг службы "Социальное такси" негосударственным организациям.
Утверждены Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в автономном округе (постановление Правительства автономного округа от 29.05.2015 N 154-п), Положение о порядке и условиях предоставления социальных услуг службой "Социальное такси" (постановление Правительства автономного округа от 14.08.2015 N 261-п).
Заключены договоры с предпринимателями на оказание социальных услуг на дому в г. Нижневартовске, на оказание транспортных услуг по перевозке получателей социальных услуг (служба "Социальное такси") в гг. Сургуте, Нефтеюганске и Сургутском районе.
Созданы условия для повышения эффективности расходов на предоставление услуг учреждениями социального обслуживания с использованием механизма нормативно-подушевого финансирования: утверждены подушевые нормативы финансирования социальных услуг; утверждены тарифы на социальные услуги; утверждена методика расчета нормативных затрат, расчета подушевых нормативов финансирования социальных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.