Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Краткая характеристика текущего состояния
государственной гражданской службы и муниципальной службы, профессионального уровня кадрового состава органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Департамент государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депгосслужбы Югры) осуществляет полномочия по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы и кадровой политики, муниципальной службы, организации дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих автономного округа, участия в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, противодействия коррупции.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ) сложилась определенная система и накоплен опыт государственного и муниципального управления, позволяющие создать условия для оптимального организационно-правового обеспечения государственной гражданской службы и муниципальной службы автономного округа. Предыдущие программы реформирования и развития государственной службы автономного округа позволили осуществить комплекс мероприятий, направленных на создание и совершенствование правовых, организационных, финансовых основ государственной гражданской службы и муниципальной службы и системы управления в целом, формирование высокопрофессионального кадрового состава государственной гражданской службы.
Однако развитие федерального законодательства в области государственной гражданской службы и муниципальной службы диктует необходимость постоянного совершенствования нормативной правовой базы автономного округа в части, касающейся внесения изменений в действующие нормативные правовые акты и принятия новых нормативных правовых актов.
Наряду с реализацией мероприятий по созданию и совершенствованию законодательства автономного округа о государственной гражданской и муниципальной службе важным результатом развития явилось применение органами власти механизмов и процедур, связанных с прохождением государственной гражданской службы и муниципальной службы.
В связи с введением новых подходов к формированию профессионального кадрового состава на государственной и муниципальной службе, а также в бюджетных организациях повысилась заинтересованность граждан участвовать в процедуре отбора для включения в резерв управленческих кадров. По состоянию на январь 2014 года в Сводный резерв управленческих кадров включены 535 человек. Обучение по программам профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки ежеквартально проходят около 30 % резервистов. Активное и систематическое обучение резерва управленческих кадров, способствует повышению эффективности его использования. Так, в 2013 году из резерва управленческих кадров были назначены 70 человек, что превышает показатели 2011 - 2012 годов на 32%. Происходящие в современном обществе процессы требуют совершенствования подходов к обучению и подготовке руководителей. Для этого необходимо расширять перечень тематик обучения будущих управленцев, требуется организация их подготовки по принципиально новым направлениям и методам обучения, в том числе с использованием интернет-технологий, направленным на развитие управленческих компетенций. Сама процедура отбора кандидатов в резерв должна быть доступна для всех желающих независимо от места жительства, в связи с чем требуется модернизация существующих программных продуктов с возможностями доступа к федеральным сервисам.
Общая численность лиц, включенных в кадровые резервы органов государственной власти автономного округа, составляет 2235 человек. В 2013 году из кадровых резервов государственных органов и кадрового резерва автономного округа было произведено 308 назначений на вакантные должности гражданской службы.
Для повышения эффективности использования кадрового резерва на государственной гражданской службе необходимо развивать систему работы с ним, включая наставничество и практику исполнения обязанностей по должностям гражданской службы, для замещения которых граждане состоят в кадровом резерве.
В настоящее время одной из проблем формирования кадрового резерва органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований является недостаточная привлекательность государственной гражданской службы и муниципальной службы, нехватка квалифицированных кадров нового поколения. Это подтверждается результатами социологического исследования о степени удовлетворенности трудом, социально-психологическим климатом и престижем профессии среди государственных гражданских служащих автономного округа. Представляется целесообразной подготовка и реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение престижа государственной гражданской службы и муниципальной службы. Необходимо создать достаточные механизмы развития мотивации государственных гражданских и муниципальных служащих к добросовестной и эффективной работе.
Особого внимания требует вопрос распространения и совершенствования процедуры конкурсного отбора при поступлении на муниципальную службу, поскольку в условиях отсутствия в федеральном законодательстве данной нормы в качестве обязательной органы местного самоуправления муниципальных образований ограничивают число конкурсов, проводимых при приеме на вакантные должности, что снижает уровень открытости решений при назначении на должности муниципальной службы. В течение 2013 года по результатам конкурсов в органах местного самоуправления муниципальных образований замещено 86 должностей муниципальной службы, что составляет 12,2 % от общего количества замещенных вакантных должностей.
В автономном округе создана система организации профессионального обучения государственных гражданских служащих, включающая профессиональную переподготовку, курсы повышения квалификации, внедрение новых технологий обучения государственных
гражданских служащих. Ежегодно утверждается государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации государственных гражданских служащих. Размещение государственного заказа в образовательных учреждениях профессионального образования осуществляется на конкурсной основе, что позволяет обеспечить конкуренцию учебных программ дополнительного профессионального образования и экономию средств бюджета автономного округа. Результаты социологических исследований Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп, диктуют потребность в обучении гражданских и муниципальных служащих с учетом актуальных направлений деятельности органов власти, в том числе по вопросам реализации инвестиционных проектов.
В соответствии с требованиями законодательства органами государственной власти автономного округа ежегодно оказывается содействие в организации обучения муниципальных служащих. Так, в 2014 году потребность в дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих на 21,3. % была обеспечена за счет программы развития муниципальной службы. В 2014 году органы местного самоуправления муниципальных образований активизировали работу в данном направлении. Тем не менее, необходимость участия органов государственной власти автономного округа в организации процесса повышения квалификации муниципальных служащих сохраняется.
В 2012-2014 годах осуществлен комплекс мер по нормативно-правовому обеспечению антикоррупционной деятельности, совершенствованию государственного управления и установлению антикоррупционных механизмов, информационному обеспечению антикоррупционной деятельности и взаимодействию с институтами гражданского общества, кадровому и образовательному обеспечению.
Итоги ежегодного социологического исследования "О состоянии и эффективности противодействия коррупции на территории автономного округа" (далее - социологическое исследование), проведенного в 2012-2013 годах, подтвердили результативность данных мер. Доля респондентов, указавших, что коррупция осложняет их жизнь, составила 10,5%. Зафиксирован устойчивый рост доли населения, негативно относящего к такому коррупционному проявлению как взятка. Отмечена позитивная динамика показателя информированности населения об антикоррупционной деятельности, проводимой окружными властями и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (плюс 11,9% к показателям 2012 года). Итоги социологического исследования за 2013-2014 год показывают, что 14,6 % населения отметили снижение уровня коррупции. По мнению респондентов, в 2014 году снижение произошло именно в государственном секторе российского общества (на 3,3%).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года N 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы" значительное внимание необходимо уделить распространению антикоррупционных стандартов в государственных учреждениях, государственных унитарных предприятиях, хозяйственных обществах, товариществах, фондах, автономных некоммерческих организациях, единственным учредителем (участником) которых является автономный округ, а также повышению эффективности мер по противодействию коррупции, реализуемых органами местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.