Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Краткая характеристика текущего состояния сферы труда и занятости в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Ситуация на рынке труда автономного округа
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра в 2014 году вошел в число 10 субъектов Российской Федерации с низким уровнем зарегистрированной безработицы, среди субъектов Уральского федерального округа в Югре зафиксирован самый низкий уровень регистрируемой безработицы - 0,45 %. Уровень регистрируемой безработицы в Российской Федерации на 01.01.2015 - 1,2 %, в Уральском федеральном округе - 1,1%.
Самый минимальный уровень регистрируемой безработицы в Югре зафиксирован с июля по сентябрь 2014 года и составил 0,36%, самый максимальный уровень регистрируемой безработицы в Югре зафиксирован в двадцатилетний период в 1999 году - 4,8 %.
В 2014 году трудоустроено 29,0 тыс. человек или 59,4 % от общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, что на 7,6 процентных пункта больше показателя 2013 года (51,8 %).
По данным обследования населения по проблемам занятости в 4 квартале 2014 года численность экономически активного населения выросла относительно аналогичного периода прошлого года на 31,5 тыс. человек и составила 923,2 тыс. человек (4 квартал 2013 года - 891,7 тыс. чел.). В их числе 881,1 тысяч человек были заняты в экономике и 42,1 тысяч человек - безработные в соответствии с методологией Международной организации труда (далее - МОТ).
Ситуация на рынке труда автономного округа в 2015 году развивается в соответствии с процессами, происходящими в экономике автономного округа.
Сравнительная характеристика рынка труда автономного округа приведена в таблице.
Наименование показателей |
Значение показателя |
||
01.01.2014 |
01.01.2015 |
01.07.2015 |
|
Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения, человек |
4 229 |
4 000 |
4 082 |
Уровень регистрируемой безработицы, % |
0,46 |
0,45 |
0,45 |
Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, единиц |
13 439 |
14 155 |
13 754 |
Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых человек на 1 рабочее место), единиц |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
В 1 полугодии 2015 года в органы службы занятости населения Югры за содействием в трудоустройстве обратились 27101 человек, что на 33,5 % больше, чем в аналогичном периоде 2014 года (20304 человека). За этот же период при содействии органов службы занятости населения трудоустроены 13728 человек или 50,7 % от численности граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства (в 1 полугодии 2014 года - 67,4 %).
Снижение процента трудоустройства обусловлено снижением вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения (в 1,7 раза), и увеличением численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы.
На 1 июля 2015 года органы службы занятости населения автономного округа располагают сведениями о 13754 вакансиях, в сравнении с аналогичной датой прошлого года количество вакантных рабочих мест сократилось на 15134 единицы (52,4%), что привело к увеличению коэффициента напряженности (1). На 01.07.2015 его значение составило 0,5 человек на 1 вакансию (на 01.07.2014 - 0,2).
Учитывая темпы развития экономики автономного округа, один из рисков 2015 года - рост напряженности на рынке труда региона.
По данным еженедельного мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников численность работников, предполагаемых к увольнению по состоянию на 01.07.2015, составила 1815 человек, по сравнению с аналогичной датой прошлого года численность работников снизилась в 2 раза (на 02.07.2014 - 3537 человек).
Уволены 2290 человек (из 417 организаций), из них 22 человека (1% от уволенных) трудоустроены, 150 гражданам (6,6%) назначена пенсия по старости, 818 человек (35,7%) обратились в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы.
На 01.07.2015 в режимах неполной занятости находились 1076 человек в 18 организациях, в сравнении с аналогичной датой прошлого года их численность увеличилась на 62,8% или на 415 человек (на 02.07.2014 - 661 человек).
В случае дальнейшего снижения объемов работ и ухудшения экономических ожиданий высока вероятность снижения издержек на труд со стороны хозяйствующих субъектов, что будет сопровождаться высвобождением работников.
Одним из инструментов, влияющих на сдерживание напряженности на рынке труда автономного округа, стабилизацию ситуации на рынке труда муниципальных образований автономного округа является реализация мероприятий программы содействия занятости населения.
В автономном округе программы содействия занятости населения начали разрабатываться и реализовываться с 1995 года.
В соответствии с меняющимися условиями и ситуацией на рынке труда устанавливались цели, задачи программ, определялись их мероприятия.
Организация временных работ для категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и организация общественных работ позволяют практически круглый год создавать условия для временной занятости в муниципальных образованиях автономного округа для отдельных категорий граждан, не имеющих определенного уровня профессиональной подготовки.
В целях стимулирования работодателей организовывать временные рабочие места Правительством автономного округа предусмотрена компенсация расходов работодателя по оплате труда работников с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на компенсируемый фонд оплаты труда.
Такая мера государственной поддержки работодателей, организующих временные рабочие места для трудоустройства незанятых и безработных граждан, является отличительной особенностью нашего региона.
Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет способствует организации детского досуга, получению подростками первоначальных трудовых навыков, а также профилактике безнадзорности и правонарушений в среде подростков.
Еще одна проблема - трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Наличие опыта работы по специальности является в настоящее время практически обязательным требованием работодателей к претендентам на рабочие места. Его отсутствие зачастую затрудняет трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
В органы службы занятости населения автономного округа ежегодно за содействием в поиске работы обращаются порядка 1,5 тысяч выпускников, среди которых риск быть нетрудоустроенными ежегодно имеют порядка 10 - 11 % или 170 - 200 человек. Стимулирование работодателя к созданию рабочего места для выпускника является взаимовыгодным сотрудничеством выпускника (получение необходимого для профессиональной деятельности опыта) и работодателя (возможность получить специалиста с минимальным количеством затрат).
В целях повышения качества жизни людей с ограниченными физическими возможностями в Югре реализуется комплекс мер, направленный на повышение занятости инвалидов, который предусматривает создание оборудованных (оснащенных) рабочих мест для инвалидов, проведение специализированных ярмарок вакансий, организацию временного трудоустройства, самозанятости инвалидов.
В 2014 году обратились в центры занятости населения 2030 инвалидов, признаны безработными 1183 человека. По сравнению с 2013 годом отмечается увеличение (+ 44 человека) численности инвалидов, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в службу занятости населения (2013 год - 1986 человек).
В 2014 году при содействии органов службы занятости населения трудоустроены 940 инвалидов.
Уровень трудоустройства инвалидов при содействии органов службы занятости населения в 2014 году составил 46,4 %.
Программой предоставлена возможность трудоустройства одиноким и многодетных родителям, родителям, воспитывающим детей-инвалидов, родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, посредством участия в мероприятиях, направленных на содействие трудоустройству данной категории граждан как на временные, так и на постоянные рабочие места.
Благодаря увеличению охвата безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, услугами профессионального обучения и дополнительного профессионального образования за последние 3 года доля безработных граждан, не имеющих профессионального образования, сохраняется на одном уровне и составляет 43,4 %. Вместе с тем доля безработных граждан, состоящих на учете, без профессионального образования значительна, особенно в сельской местности и районах автономного округа.
Немаловажной проблемой является трудоустройство лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и лиц, осужденных к исполнению наказания в виде лишения свободы. За время отбывания наказания осужденные утрачивают социально полезные связи, не готовы решать проблемы в изменившемся обществе.
Обозначенные проблемы и направления для их решения являются частью мероприятий, включенных в Программу.
__________________
(1) Отношение численности незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, к количеству заявленных свободных рабочих мест.
Характеристика текущего состояния условий и охраны труда, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз развития
Неблагоприятные условия труда являются причиной высокого уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Ежегодно в автономном округе получают травмы на производстве более 500 человек, регистрируется более 130 случаев профессиональных заболеваний, более 100 человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья и профзаболевания.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре имеют следующую динамику:
Наименование показателя |
Годы |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (по данным Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре) |
50 |
47 |
67 |
42 |
32 |
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (по данным Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) |
981 |
902 |
836 |
775 |
729 |
Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего (по данным Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) |
70,3 |
82,1 |
74,2 |
83,9 |
81,9 |
Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (по данным Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) |
185 |
211 |
221 |
253 |
199 |
Анализ факторов и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре показывает, что основной причиной их возникновения является неудовлетворительная организация производства работ.
К другим причинам относятся: нарушение технологического процесса, нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины труда, неприменение работником средств индивидуальной защиты, нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортного средства, недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда и другие.
Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах.
Анализ проведения аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда в 2010 - 2014 годах характеризуется показателями, приведенными в таблице.
Динамика показателей оценки условий труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Наименование показателя |
Годы |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда (по данным Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре) |
36181 |
25306 |
34399 |
101386 |
5604 |
Удельный вес рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест (по данным Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре) |
66,7 |
57,1 |
57,5 |
63,0 |
46,7 |
Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (по данным территориальных органов Росстата) |
112144 |
111720 |
114081 |
116628 |
147735 |
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников |
28,6 |
29,4 |
29,8 |
30,2 |
38,6 |
Суммарно за последние 5 лет аттестацию рабочих мест и специальную оценку условий труда провели 3700 организаций на 202876 рабочих местах, на которых заняты 360032 работающих, что составляет 46,7 % от общего количества занятых в автономном округе по полному кругу предприятий.
Анализ удельной численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, позволяет сделать следующие выводы. Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм, увеличился с 28,6% (112144 чел.) в 2010 году до 38,6 % (147735 человек) в 2014 году от общего числа работающих в организациях, отчитавшихся по форме 1-Т "Условия труда работников".
Фактические расходы на компенсации и средства индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в 2014 году составили 1608 млн. рублей.
В результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований трудового законодательства в сфере охраны труда установлено, что наибольшее количество составляют нарушения, связанные с эксплуатацией оборудования с нарушением требований безопасности, применением труда работников без надлежащих средств защиты, неудовлетворительной организацией по ведению работ повышенной опасности и эксплуатации технологического оборудования, недостатками в содержании производственной территории, помещений, рабочих мест.
В рамках реализации полномочий по государственному управлению охраной труда проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области охраны труда.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре приняты следующие нормативные правовые акты:
закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 февраля 1998 года N 2-оз "Об охране труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2011 года N 57-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда";
постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 февраля 2004 года N 20-п "Об образовании Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";
постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2014 года N 204-п "О Концепции улучшения условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2030 года".
Прогноз состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, условий труда, выполненный на основе анализа тенденций по вышеуказанным показателям с учетом прогноза занятости в видах экономической деятельности в среднесрочной перспективе (на основе прогноза трудовых ресурсов) позволяет ожидать незначительные изменения по показателям производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, вместе с тем прогнозируется значительное снижение количества занятых во вредных условиях труда в связи с изменениями законодательства, регулирующего процедуру проведения специальной оценки условий труда.
Одна из серьезных проблем в том, что действующая в настоящее время система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Анализ влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников в организациях практически не проводится; фиксируются лишь последствия, приведшие к несчастным случаям, а не причины их возникновения.
Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев. Приоритетность компенсационных мер по возмещению вреда пострадавшим на производстве в ущерб превентивным мерам является причиной ситуации, когда обеспечение профилактических и защитных мероприятий по охране труда производится по остаточному принципу.
Отсутствие механизмов правовой защиты здоровья работников на производстве и эффективных методов контроля и надзора привело не только к усилению тенденции сокрытия информации о неблагоприятных условиях труда и риске повреждений их здоровья, но и к допуску работников к профессиональной деятельности без учета, а порой и вопреки медицинским показаниям. Так, ежегодно в автономном округе более 100 человек погибают на производстве по причине общего заболевания, напрямую не связанного с производственной деятельностью.
Игнорирование работодателями требований охраны труда во многом связано с декларативным характером большинства норм трудового права. Так, законодательством Российской Федерации установлены права работников на безопасные условия труда и обязанность работодателя их обеспечивать, а также предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда. Вместе с тем административный ресурс контроля и надзора за исполнением указанных норм трудового права практически исчерпан: численность государственных инспекторов по охране труда позволяет обеспечить проведение плановых профилактических мероприятий по предупреждению страховых случаев в расчете на организацию не чаще чем 1 раз в 32 года. При этом, даже несмотря на это, в результате проверок выявляется порядка 28 тыс. правонарушений в сфере охраны труда в организациях автономного округа. Средний размер штрафа, налагаемого на работодателей за нарушения законодательства об охране труда, составляет 4 - 5 тыс. руб., что не является стимулом для совершенствования работы в этой сфере.
На федеральном уровне разрушена отраслевая система управления охраной труда, то есть система, при которой за каждым отраслевым министерством были закреплены полномочия по управлению охраной труда в соответствующей отрасли.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не до конца урегулированным остался вопрос исполнения полномочий в области охраны труда, предусмотренных отраслевым законодательством, органами местного самоуправления муниципальных образований.
Между тем эффективно управлять вопросами улучшения условий и охраны труда возможно лишь при условии создания единой системы управления на основе взаимодействия.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2011 года N 57-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда" предусмотрено включение органов местного самоуправления в системную работу по улучшению условий и охраны труда.
Неудовлетворительное состояние и опасные тенденции развития "человеческой составляющей" в системе производительных сил Российской Федерации стали проблемами национальной безопасности, так как представляют серьезную угрозу самостоятельности страны. Здоровье работающего населения непосредственно связано с условиями труда, а также с эффективностью функционирования социально-трудовых отношений и социальных институтов, в первую очередь систем здравоохранения в сфере труда и социального страхования.
Более того, до тех пор, пока ситуация в этой области не изменится, нельзя говорить всерьез не только о решении наших демографических и гуманитарных проблем, но и о дальнейших возможностях экономического роста и увеличении валового внутреннего продукта.
Программно-целевой метод наиболее эффективен в осуществлении государственной политики в области охраны труда, увеличения продолжительности жизни и улучшения здоровья работающего населения, проживающего в автономном округе.
Реализация мероприятий подпрограммы II "Улучшение условий и охраны труда в автономном округе" направлена на достижение основных показателей обеспечения качества жизни населения автономного округа, а именно: на сохранение народонаселения и здоровья самой активной, репродуктивной части общества и, как следствие, увеличение показателей продолжительности жизни, увеличение валового регионального продукта на душу населения, снижение доли государственных расходов на социальную деятельность, снижение количества инвалидов.
Характеристика состояния трудовых ресурсов автономного округа
По итогам 2014 года численность экономически активного населения автономного округа составила 916,0 тыс. человек или 56,8 % от общей численности населения (на 01.01.2015 - 1612,1 тыс. человек), из них 874,0 тыс. человек или 95,4 % от экономически активного населения были заняты в экономике.
Среднесписочная численность работников (по полному кругу организаций) в 2014 году - 770,7 тыс. человек. Преобладающая часть занятого населения (669,8 тыс. человек) сосредоточена на крупных и средних предприятиях и организациях.
В автономном округе преобладают специалисты, имеющие высшее профессиональное образование, доля которых в общей численности занятого населения составляет 36,0 %.
Структура занятости населения по уровню образования в 2014 году
|
Всего, % |
В том числе имеют образование |
|||||
высшее профессиональное, % |
среднее профессиональное, % |
начальное профессиональное, % |
среднее (полное) общее, % |
основное общее, % |
не имеют основного общего, % |
||
Российская Федерация |
100 |
32,2 |
25,8 |
19,0 |
19,2 |
3,5 |
0,2 |
Уральский федеральный округ |
100 |
31,1 |
28,2 |
19,7 |
17,3 |
3,5 |
0,2 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
100 |
36,0 |
25,0 |
14,0 |
22,9 |
2,2 |
- |
На протяжении нескольких лет на рынке труда автономного округа сохраняется профессионально-квалификационный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы.
В структуре заявленной потребности (по данным анализа спроса и предложения рабочей силы за 2014 год) 42,9 % составляют вакансии по квалифицированным рабочим разного уровня квалификации и превышают число претендентов на них в 18,9 раза.
В общей численности безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, лишь 19,5 % составляют квалифицированные рабочие.
В 2014 году от работодателей в окружной банк вакансий было заявлено 100354 вакантных рабочих места, относительно аналогичного показателя прошлого года (91885 единиц) их число выросло на 8469 единиц (9,2 %).
Из числа вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения в 2014 году, 53,2 % - это вакансии постоянного характера, 42,6 % - временного характера, 4,1 % - сезонного характера, 0,2 % - по совместительству.
Потребность работодателей в рабочих разного уровня квалификации составила основную часть заявочного спроса, доля рабочих профессий в общем банке вакансий - 80,6 %.
В настоящее время в составе безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, преобладают граждане, не имеющие профессионального образования, - 43,4 %; 9,4 % составляют граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, 8,5% - граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие).
Профессионально-квалификационный состав численности безработных граждан и вакантных рабочих мест на 1 июня 2015 года
|
Численность безработных, чел. |
Количество вакансий, ед. |
Удельный вес безработных, в % |
Удельный вес вакансий, в % |
Всего из них: |
4469 |
14608 |
100,0 |
100,0 |
Руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий |
383 |
596 |
8,6 |
4,1 |
Специалисты высшего уровня квалификации |
722 |
2152 |
16,2 |
14,7 |
Специалисты среднего уровня квалификации |
318 |
1170 |
7,1 |
8,0 |
Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием |
184 |
156 |
4,1 |
1,1 |
Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности |
444 |
1651 |
9,9 |
11,3 |
Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства |
27 |
100 |
0,6 |
0,7 |
Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр |
407 |
3106 |
9,1 |
21,3 |
Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и слесари-сборщики |
536 |
1969 |
12,0 |
13,5 |
Неквалифицированные рабочие |
1171 |
3708 |
26,2 |
25,4 |
В структуре безработных граждан практически каждый третий безработный гражданин является неквалифицированным рабочим (26,2 % от всех безработных), а в структуре вакансий преобладает спрос на квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий (21,3 % от всех вакансий), специалистов высшего уровня квалификации (14,7 %), операторов, аппаратчиков, машинистов установок и машин и слесарей-сборщиков (13,5 %).
В 2014/2015 учебном году обучались 10 740 человек (2013/2014 учебному году - 8 825 человек).
В 2015 году выпуск профессиональных образовательных организаций составил 3 441 человек (2014 год - 4 237 человек), выпуск образовательных организаций высшего образования составил 2734 человека (2014 год - 2 162 человека).
Подготовка в вузах автономного округа осуществляется по 77 направлениям подготовки высшего образования. Наиболее востребованные направления: электроэнергетика; электроника, радиотехника и системы связи; техника и технологии строительства; клиническая медицина; архитектура; образование и педагогические науки.
С целью подготовки высококвалифицированных кадров, владеющих инновационными технологиями, для основных стратегических отраслей экономики региона (нефтегазовой, строительной, транспортной, энергетической и социальной сферы) в вузах Югры открыта подготовка по магистерским программам по 22 направлениям.
Несмотря на все принимаемые меры в Югре анализ профессионально-квалификационного состава выпускников и банка заявленных вакансий подтверждает дефицит в автономном округе квалифицированных специалистов:
инженеров, экономистов, учителей, юристов с высшим профессиональным образованием;
бухгалтеров, электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, воспитателей дошкольных учреждений, медицинских сестер, фельдшеров, музыкальных работников, продавцов продовольственных и непродовольственных товаров, кассиров, операторов по добыче нефти и газа, операторов по исследованию скважин, операторов электронно-вычислительных машин, слесарей по ремонту автомобилей, слесарей-ремонтников, электросварщиков, электрогазосварщиков ручной сварки, машинистов бульдозера, машинистов компрессорных установок, парикмахеров, официантов-барменов, мастеров сухого строительства, делопроизводителей со средним профессиональным образованием.
По ряду профессий заявлено вакансий больше, чем подготовлено выпускников и состоит на учете в центре занятости населения безработных граждан, в связи с чем за счет имеющихся трудовых ре
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.