Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Краткая характеристика текущего состояния минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одной из ключевых задач государства, решение которой позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития автономного округа, сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности нынешних и будущих поколений.
Основными этапами организации недропользования является изучение имеющихся на территории автономного округа ресурсов, осуществление мониторинга, оценки и прогноза возможных изменений их состояния, упорядочение и анализ собранной информации с целью планирования освоения и подготовка инфраструктуры к ведению добычи, переработки и реализации товарной продукции. Реализация государственной программы будет осуществляться применительно к сферам изучения, подготовки и добычи (использования) минерально-сырьевых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей населения и экономики автономного округа.
Краткая характеристика текущего состояния минерально-сырьевой базы автономного округа представлена в том числе на основании актуальных аналитических данных, полученных в результате социологических исследований.
Развитие и модернизация нефтегазового и нефтегазоперерабатывающего комплексов автономного округа, включая материально-техническую базу, осуществляется с привлечением инвестиций хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории автономного округа.
Минерально-сырьевая база автономного округа обеспечивает развитие экономики и переход на новый технологический уклад.
В развитии минерально-сырьевого комплекса отмечаются следующие основные тенденции:
истощение ресурсной базы;
сокращение количества новых крупных и уникальных месторождений;
повышение роли новых территорий в связи с истощением ресурсной базы в традиционных районах добычи углеводородов;
перемещение районов ведения геологоразведочных работ (далее - ГРР) в удаленные местности со слабо развитой инфраструктурой, что приводит к повышению стоимости поисков, оценки и разведки месторождений полезных ископаемых;
увеличение доли трудноизвлекаемых запасов;
отсутствие действенных экономических механизмов вовлечения ресурсов и запасов месторождений твердых полезных ископаемых в условиях неразвитой транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.
В свою очередь, потребность в трудовых ресурсах, необходимых для реализации государственной программы, а также в финансировании подготовки инженерно-технических кадров за счет бюджетных средств автономного округа для реализации программных мероприятий отсутствует.
Реализация государственной программы будет осуществляться за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и иных внебюджетных источников.
Глава I. Углеводородное сырье
Существенная доля углеводородного потенциала недр автономного округа связана с нефтью: начальные суммарные ресурсы (НСР) углеводородов автономного округа по видам нефтегазового сырья распределены следующим образом: нефть - 80.5 %, свободный газ - 11.4 %; растворенный газ - 7.4 %, конденсат - 0.7 %.
На территории автономного округа на 1 января 2015 года открыто 476 месторождений, из них: нефтяных - 414, газонефтяных - 16, нефтегазоконденсатных - 23, газоконденсатных - 5 и газовых - 18.
Согласно официальной статистике по состоянию на 1 января 2015 года на территории автономного округа действует 479 лицензий на право пользования недрами, из них:
91 лицензия - на геологическое изучение с целью поисков и оценки углеводородного сырья;
84 лицензии - на геологическое изучение, поиск, разведку и добычу;
303 лицензии - на добычу нефти и газа;
1 лицензия - на эксплуатацию подземного хранилища газа.
Общая площадь распределенного фонда недр составляет 206.7 тыс. кв. км.
По состоянию на 1 января 2015 года на территории автономного округа геологическое изучение недр с целью поиска и оценки, разведки и добычи месторождений углеводородного сырья осуществляли 97 предприятий-недропользователей. Вертикально интегрированным организациям принадлежит 84% действующих долгосрочных лицензий. Независимые недропользователи владеют 62 лицензиями, дающими право пользования участками недр с целью разведки и добычи углеводородного сырья, и 63 лицензиями на геологическое изучение недр.
Добыча нефти в автономном округе началась в 1964 году и уже в 1978 году доля округа в нефтедобыче России достигла 50%, в 1985 году был достигнут максимальный объем добычи - 361 млн.т. (67% от добычи Российской Федерации).
С 2008 года уровень годовой добычи нефти в автономном округе снижается и в 2014 году он составил 250 млн.т. - 48 % от добычи Российской Федерации.
Истощение ресурсной базы - процесс естественный. Во всех нефтегазоносных регионах открываются и вовлекаются в разработку в первую очередь крупнейшие объекты, с течением времени масштабы открытий уменьшаются.
Снижение годовой добычи имеет место, несмотря на значительные усилия нефтяных организаций по наращиванию объемов производства. С 2002 года по 2013 год объемы эксплуатационного бурения выросли по автономному округу с 5,4 млн. м. до 14.0 млн. м и только в 2014 году снизились до 12,5 млн.м. Действующий эксплуатационный фонд скважин увеличился с 67,9 тыс. скважин до 103,7 тыс. скважин в 2014 году.
До 2005 года рост объемов эксплуатационного бурения сопровождался ростом дебитов новых скважин (с 23 т/сут в 2000 году до 47,5 т/сут в 2005 году). Этот рост обеспечивался освоением и массовым применением организациями таких технологий, как гидроразрыв пласта, бурение горизонтальных скважин и боковых стволов. После 2005 года эффективность применения этих технологий стала снижаться, дебит нефти новых скважин составил в 2014 году 28,02 т/сут.
В 2014 году нефтяными организациями на территории автономного округа добыто 33,7 млрд. м3 попутного нефтяного газа.
Из-за общего снижения добычи попутного нефтяного газа в целом по автономному округу объем полезного использования газа уменьшился на 1466,5 млн. м3 (на 4,5 %). Объем сжигания газа в факелах в 2014 году также сократился на 770,5 млн. м3 (на 25,1 %). 74 % всего объема газа направлено на переработку на газоперерабатывающие комплексы на территории автономного округа. Объем газа, направленный на газоперерабатывающие комплексы в 2014 году снизился незначительно - на 190,9 млн. м3 или на 0,8%.
С общим сокращением объема использования попутного нефтяного газа (далее - ПНГ) при уменьшении ресурсов добытого газа уровень полезного использования нефтяного газа в 2014 году вырос на 1,7 % и достиг 93,2 %. Тем не менее, остаются проблемные участки с довольно значительными объемами сжигания газа, где год от года возрастают объемы добычи попутного газа.
Общая протяженность сети промысловой трубопроводной системы автономного округа составляет более 96 тыс. км. Кроме того, по территории округа проходят магистральные газопроводы и нефтепроводы, длина которых составляет около 16 тысяч километров.
Промысловые трубопроводы обеспечивают сбор и транспортировку нефти, газа и обслуживают систему ППД.
В настоящее время в перерабатывающем секторе задействованы 6 нефтеперерабатывающих предприятий, 9 газоперерабатывающих предприятий и Сургутский завод стабилизации газового конденсата.
Глава II. Минерально-сырьевая база твердых полезных ископаемых
Автономный округ является составной частью экономически высокоразвитого Уральского федерального округа, энергетическая и металлургическая отрасли которого испытывают на сегодняшний день существенные трудности с обеспечением определенными видами полезных ископаемых в связи с истощением собственной минерально-сырьевой базы.
В настоящее время в промышленно развитые районы Урала ежегодно завозится более 60 миллионов тонн различных видов минерального сырья, среди которых преобладают угли (61%) и руды черных металлов (39%).
Обеспеченность организаций промышленного Урала местным сырьем по отдельным видам полезных ископаемых колеблется от 17% (энергетические угли) до 50% (медный концентрат).
Отсутствуют коксующиеся угли, легкообогатимые руды хрома, марганца, редких элементов и ряда других полезных ископаемых.
Существующий в промышленном секторе Урала дефицит сырья компенсируется поставками из отдаленных районов Российской Федерации, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, несмотря на то, что практически непосредственно примыкающей к индустриальному Уралу, восточный склон Приполярного Урала автономного округа, обладает существенным ресурсным потенциалом твердых полезных ископаемых, сосредоточенных в пределах его территории.
При этом в структуре ресурсного потенциала значительно доминируют прогнозные ресурсы низких категорий, в сравнении с которыми разведанные запасы составляют крайне малую долю. В настоящее время запасы промышленных категорий имеются только по месторождениям кварца, россыпного и рудного золота, бурых углей, строительного камня, цеолитсодержащих пород.
Поэтому весьма актуальными являются задачи значительного увеличения объемов региональных и особенно поисковых и оценочных работ на ведущие и остродефицитные, стратегические твердые полезные ископаемые на Приполярном и Северном Урале, также в приуральской части автономного округа. В случае открытия здесь новых месторождений, возможна их рентабельная отработка на доступных глубинах, создание надежной сырьевой базы для добычи различных видов минерального сырья. Соответственно это оживит развитие горнодобывающих производств для обеспечения сырьем черной и цветной металлургии промышленных районов Северного и Среднего Урала, давно испытывающих дефицит многих видов сырья.
Дальнейшее развитие геологоразведочных работ и горнодобывающих отраслей промышленности этого региона тесно связано с планами строительства автомобильных и железной дорог, которые позволили бы обеспечить встречные потоки доставки грузов на территорию автономного округа и вывоз минерального сырья на соседние территории.
Всего на территории автономного округа разведано 36 месторождений твердых полезных ископаемых (металлы и неметаллы). В государственном балансе учтены 33 месторождения - 7 месторождений кварца, 2 - цеолитов, 1 - яшм, 17 - золота (в том числе - 14 россыпных, 3 - коренных) и 6 - углей бурых.
Для подготовки и освоения минерально-сырьевой базы экономически неразвитых территорий Северного, Приполярного и Полярного Урала необходимо продолжение работ на известных проявлениях твердых полезных ископаемых и ввод в геологоразведочный процесс новых площадей. В связи с неудовлетворительной степенью геологической изученности, практически на всей площади горной и предгорной частей Урала автономного округа, требуется проведение подготовительных "предпоисковых" работ с целью ранжирования территории по степени перспективности на твердые полезные ископаемые и выделения первоочередных объектов геологоразведочных работ.
Одним из важных инструментов этого процесса является постоянная систематизация и анализ результатов всех геологических исследований с оценкой их качества и составлением карт изученности территории. Конечным и наиболее эффективным отображением этого анализа является обновление карт геологического содержания, формирование направлений дальнейших геологоразведочных работ.
В последние годы в ходе геологического изучения, региональных геохимических и поисковых работ накоплен значительный объем геологической информации, уточнено геологическое строение отдельных площадей, а в ряде случаев поменялись представления об их металлогении. Результаты этих работ должны быть отражены на региональных геологических и металлогенических картах Уральской части автономного округа.
Также одним из приоритетных направлений развития ресурсной базы Полярного Урала является создание условий для привлечения в проект создания горно-промышленного кластера в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры внебюджетных источников инвестирования. В связи с чем, в рамках Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации, Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и ООО "Югорская Промышленная Корпорация", в период с 2016 по 2030 гг., будет реализован проект "Привлечение зарубежных инвесторов в проект создания горно-промышленного кластера в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Реализация проекта позволит создать комплексную ресурсную базу Полярного Урала и начать промышленную разработку полезных ископаемых для обеспечения сырьём предприятий Российской Федерации.
Глава III. Общераспространенные полезные ископаемые
Автономный округ обладает значительными ресурсами многих видов общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ), в том числе строительного песка, песчано-гравийного материала, глины, строительного камня и др. Перечень ОПИ автономного округа утвержден совместным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Правительства автономного округа от 22 сентября 2005 года N 66-р/496-рп.
ОПИ относятся к тем видам полезных ископаемых, которые постоянно востребованы и экономически рентабельны при эксплуатации. Основная часть месторождений ОПИ в автономном округе была выявлена и разведана в 1970-1990 годах. Часть этих месторождений отработана или дорабатывается, часть недоступна для освоения по экономическим либо экологическим причинам.
По состоянию на 1 января 2015 года территориальным балансом по автономному округу учтены 1568 месторождений ОПИ, в том числе:
1041 месторождение песков для планировочных работ,
53 месторождения песков строительных,
43 месторождения песчано-гравийных смесей,
6 месторождений строительного камня,
55 месторождений глинистых пород,
55 месторождений глин кирпичных,
4 месторождения опок,
1 месторождение диатомитов,
8 месторождений диатомовых глин,
284 месторождения торфа,
18 месторождений сапропелей.
Ежегодно в автономном округе добывается более 50 млн. м3 песка, более 800 тыс. м3 торфа.
Большая часть добываемых ОПИ на территории автономного округа используется в строительной промышленности (песок для планировочных работ, песок строительный, песчано-гравийные смеси, строительный камень, суглинки, глины). Основные направления - отсыпка площадок под строительство объектов обустройства нефтегазовых месторождений, дорожное строительство, планировка площадок зданий и сооружений, производство строительных материалов.
Добываемый торф используется для рекультивации нарушенных земель, благоустройства территорий населенных пунктов и нефтяных месторождений. Основное положение в структуре запасов ОПИ по автономному округу занимают пески планировочные и строительные. Их общая доля составляет 55,3 %. На долю торфа приходится 29,7 %, доля остальных полезных ископаемых в сумме составляет 15,0 %.
Структура запасов распределенного фонда недр представлена большей частью песками для планировочных работ. Вместе со строительными песками их доля составляет 95,3 %. Доля прочих полезных ископаемых незначительна (глинистые породы - 2,1 %, строительный камень - 1,5 %, торф - 0,5 %, песчано-гравийные смеси - 0,4 %, глины кирпичные - 0,2 %).
Развитие строительного комплекса в ближайшее годы может привести к дефициту ОПИ. Реальный дефицит кирпича, строительных песков, гравийно-песчаных материалов и щебня ощущается уже сегодня.
В настоящее время актуален вопрос по созданию сырьевой базы в притрассовых зонах строительства дорог. В связи с реализацией проектов по строительству автомобильных дорог возрастает спрос на строительные камни, песчано-гравийные смеси (инертные наполнители в бетоны, асфальтобетоны), составляющие дорожную одежду и основания для дорог. Создание сырьевой базы в притрассовых зонах автомобильных дорог позволит сэкономить транспортные расходы на доставку сырья и обеспечить кратчайшие сроки при их строительстве.
Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп, в автономном округе прогнозируется суммарное потребление основных материалов, необходимых для строительства:
щебня и гравия - около 400 млн. м3,
камня бутового - более 6,1 млн. м3,
строительного песка - около 340 млн. м3,
извести - более 1,5 млн. т.
Разведанные в автономном округе месторождения строительных и планировочных песков способны обеспечить строительную отрасль в этом виде сырья, как на среднесрочный, так и на долгосрочный период. Потребность же в щебне и гравии из природного камня и песчано-гравийных смесей превышает возможности разведанных месторождений этих видов сырья на 55 - 60 млн. м3. Поэтому необходимо проведение геологоразведочных работ на эти виды ОПИ.
Глава IV. Работа по формированию условий для повышения конкуренции и развития рынка нефтегазосервисных услуг
В автономном округе оказанием нефтегазосервисных услуг занимаются порядка 350 организаций, в которых трудятся около 100 тысяч человек.
В настоящее время нефтегазосервис сформировался в самостоятельный сектор экономики страны и является одним из крупнейших потребителей продукции ряда отраслей, выполняет важную роль в модернизации нефтяной и других секторов промышленности.
Отечественный нефтегазосервис, войдя в рыночные отношения, испытывает трудности из-за масштабного вхождения на российский нефтегазосервисный рынок крупных иностранных компаний, имеющих значительные финансовые и технологические преимущества, а также поддержку со стороны своих государств.
Требуются качественно новые подходы в управлении нефтегазосервисом со стороны органов законодательной и исполнительной власти страны и, прежде всего, необходимо скоординировать действия соответствующих министерств и ведомств по развитию российского нефтегазового сервиса, обеспечению его современными технологиями и нефтегазосервисным оборудованием.
В целях подготовки анализа существующей ситуации о деятельности предприятий нефтегазосервиса в автономном округе необходимо проведение мониторинга.
Глава V. Пресные подземные воды
В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (ФЗ от 29.12.2014 N 459-ФЗ) автономный округ исполняет полномочия в части участков недр местного значения, содержащих подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 м3/сутки.
Пресные подземные воды относятся к востребованным полезным ископаемым, используемым населением автономного округа для хозяйственно-питьевого и бытового назначения. Также предприятиями, осуществляющими производственную деятельность на территории автономного округа для технического и производственного водоснабжения.
По состоянию на 01.01.2015 года на участки недр местного значения, содержащие подземные воды, выдано 479 лицензий.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за период с 01.01.2015 года по 01.10.2015 право пользования участками недр местного значения для целей поисков и оценки подземных вод предоставлено 32 предприятиям на основании 87 лицензий, в том числе переоформлено 26 лицензий и выдана 61 лицензия.
Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.01.2015 N 3-рп Департамент по недропользованию автономного округа определен ответственным за реализацию ряда полномочий переданных в рамках Соглашения между Федеральным агентством по недропользованию и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о передаче Правительству Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществления отдельных полномочий в сфере недропользования от 25.11.2015 года:
оформление и выдача лицензий, внесение изменений и дополнений, переоформление лицензий на пользование недрами для целей поисков, оценки и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
принятие решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
принятие решений о прекращении права пользования недрами в связи с истечением срока действия лицензий.
По состоянию на 01.01.2015 года на участки недр федерального значения, содержащие подземные воды, объем добычи, которых составляет более 500 м3/сут выдано 224 лицензий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.