Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Характеристика основных мероприятий программы
В рамках государственной программы предусматривается реализация программных мероприятий.
3.1. Выполнение задачи 1 "Обеспечение развития минерально-сырьевой базы автономного округа, получение геологической информации"
3.1.1. Геологоразведочные работы.
Полезные ископаемые Приполярного Урала.
На территории Приполярного Урала Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сконцентрированы значительные ресурсы полезных ископаемых, таких как - угли бурые, угли каменные, уран, торий, железные руды, хром, марганец, диоксид титана, диоксид циркония, ванадий, медь, цинк, свинец, алюминий, никель, молибден, вольфрам, висмут, золото, серебро, платина, палладий, лантан, иттрий, ниобий, тантал, кадмий, цеолитсодержащие породы.
Геологическое изучение является начальным этапом формирования горнорудного кластера, создаваемого в целях диверсификации экономики автономного округа.
Планируемый кластер - это комплекс производств и сфер деятельности, ядром которых является горнорудный минерально-сырьевой комплекс.
Основная цель создания горнорудного кластера - расширение многоукладности экономики автономного округа за счет освоения новых территорий и расширения направлений деятельности производственной сферы.
Формирование кластера предусматривает несколько этапов: подготовка и освоение минеральных ресурсов, инфраструктурное и социальное обустройство территории.
Реализация проекта позволит связать ресурсную базу Приполярного и Полярного Урала со старо-промышленными районами Урала. Разработка залежей полезных ископаемых на Приполярном и Полярном Урале обеспечит более доступным сырьём предприятия промышленного Урала.
Выделяются три основные территории создания горнорудных узлов:
Усть-Маньинский горнорудный узел;
Зауральский горнорудный узел;
Саранпаульский горнорудный узел;
Усть-Маньинский горнорудный узел.
Площадь Усть-Маньинского горнорудного узла отличается разнообразием рудных и нерудных полезных ископаемых. Здесь известны месторождения ископаемых углей, проявления бокситов, меди, цинка, свинца, золота, железа, марганца и др. Наибольшее число поисковых работ в районе было направлено на россыпное золото, медь, уголь. Кроме того проводились работы на железные руды, бокситы. марганец и др. полезные ископаемые. Оценка территории на стройматериалы была проведена преимущественно при геолого-съемочных работах. Кроме бентонитовых глин район высоко перспективен на сырье для производства цемента, огнеупоров (каолин), кирпича и железобетонных конструкций. Из рудных полезных ископаемых повышенного внимания заслуживает марганцовая минерализация, прослеживающаяся с промышленного Урала.
Геологоразведочные работы на различные полезные ископаемые (кроме россыпного золота) были проведены в 70-80-е годы прошлого века. Результаты работ требуют переосмысления и анализа, а проявления полезных ископаемых доизучения современными аналитическими методами. С целью обоснования реального ресурсного потенциала Усть-Маньинского горнорудного узла планируется тематические исследования с полевым обследованием проявлений полезных ископаемых.
Зауральский горнорудный узел.
В Зауральском горнорудном узле имеются месторождения и проявления полезных ископаемых, освоение которых позволит производить широкий круг строительных материалов. Строительство современных предприятий по производству строительных материалов позволит создать в автономном округе новые долговременные рабочие места, диверсифицирует виды промышленных производств и создаст более устойчивую и мощную основу экономического благосостояния постоянно проживающего в округе населения.
Саранпаульский горнорудный узел.
Общая стратегия развития Российской Федерации, направленная на введение новых производственных мощностей, предусматривает освоение нетрадиционных полезных ископаемых, среди которых важное значение принадлежит нерудному сырью. С учетом растущего интереса к расширению ассортимента строительных материалов, проблемам энергосбережения и развития предприятий, ориентированных на местное сырье, все более актуальным становиться необходимость создания и развития в автономном округе минерально-сырьевой базы габбро-базальтовых пород. Они служат исходным материалом для получения тепло- и звукоизоляционных материалов в виде минеральной ваты и минеральных волокон и как каменное литье. Продукция из пород габбро-базальтовой группы идет на кислотостойкие трубы и желоба, на электроизоляторы, на фильтры для очистки газовых и воздушных сред, на легкие, долговечные и безвредные утеплители.
Из всего разнообразия пород основного состава, широко распространенных в горной части Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, наибольший интерес, как сырье для минеральных волокон, вызывают палеозойские магматические образования. Исходя из современного состояния геологической изученности, существующей инфраструктуры и планов организации тех или иных транспортно-логистических центров, первоочередным объектом геологоразведочных работ представляется участок погружения домезозойского фундамента под осадочный чехол Западно-Сибирской плиты в районе с. Саранпауль.
В 20 км северо-западнее с. Саранпауль в междуречье Польи и Маньи вдоль автодороги с твердым покрытием залегают породы основного состава шемурской свиты верхнее-ордовикского-нижне-силурийского возраста и тагилокытлымского габброноритового комплекса нижнее-силурийского возраста. Ширина полосы развития этих пород порядка 12-13 км. В ее пределах вполне возможно обнаружение пород, отвечающих требованиям промышленности к сырью для производства минеральных волокон. Поисково-оценочные работы на габбро-базальтовое сырье являются первым этапом инвестиционного проекта.
Для развития минерально-сырьевой базы, с целью локализации перспективных объектов государственной программой на 2017 - 2020 годы предусмотрено проведение геологоразведочных работ по направлениям:
1. Геолого-техническое картирование месторождений опок, диамитов и диамитовых глин с целью определения возможности их использования в различных отраслях промышленности.
Несмотря на огромный ресурсный потенциал опал-кристобалитовых пород (ОКП), в регионе остается нерешенной проблема их дальнейшего геологического изучения и освоения. В настоящее время все месторождения сырья находятся в нераспределенном фонде недр. Перспективы их освоения связаны с расширением сферы использования ОКП - от строительных материалов, производство которых связано с минимальной переработкой исходного сырья, до получения высокотехнологических сверхчистых кремниевых концентратов.
Актуальность освоения и восполнения минерально-сырьевой базы кремнистого сырья определяется многоцелевым характером использования опал-кристобалитовых пород, потребностью Ханты-Мансийского промышленного комплекса в сырье для производства большой номенклатуры прогрессивных строительных, теплоизоляционных и других материалов, ввозимых из других регионов страны, наличием крупной ресурсной базы и возможность разработки залежей ОКП карьерным способом.
Наиболее важными направлениями использования опал-кристобалитовых пород для развития промышленного комплекса ХМАО - Югры представляются:
а) производство строительных материалов: термолитового гравия, сухих строительных смесей и легковестного кирпича;
б) производство жидкого стекла и всего набора термовспученных и композиционных материалов для строительства зданий и сооружений;
в) использование опалитов в нефтегазовой промышленности: приготовления облегченных тампонажных растворов, сорбентов для очистки нефтяных и др. загрязнений, адсорбентов для просушки газов, получения проппантов для использования в технологиях гидроразрыва пластовых систем.
Для определения возможности использования сырья по инновационным технологиям необходимо провести геолого-техническое картирование месторождений, оценить ресурсную базу ОКП по технологическим типам, разработать технологические регламенты.
2. Тематические исследования по выявлению карбонатных пород для получения строительных материалов в районах с развитой инфраструктурой в целях обеспечения автономного округа местным сырьем для производства цемента.
В строительном комплексе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры используется исключительно привозной цемент, так как потенциальные источники сырья расположены на Приполярном Урале. Вместе с тем, в Зауралье, в районах с развитой инфраструктурой на поверхность выходят платформенные образования, которые могут содержать горизонты карбонатных пород. Данные карбонатные породы могут использоваться для получения строительных материалов, в том числе для цемента, строительных растворов, керамического кирпича, получения минеральной ваты. Для выяснения возможности использования нового сырья необходимо провести литологический анализ состава геологических подразделений, выделить потенциально продуктивные карбонатные горизонты, изучить их свойства и оценить ресурсный потенциал этого сырья.
Ожидаемые результаты мероприятия направлены на решение таких приоритетов социально-экономического развития автономного округа, как развитие горнопромышленного комплекса за счет эффективного и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов, создание потенциала для будущего их вовлечения в освоение, повышение уровня и качества жизни населения.
3.1.2. Работы на скважинах, пробуренных в период действия территориальной программы геологического изучения недр за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
1. Обследование скважин, пробуренных по территориальной программе геологического изучения недр за счет средств бюджета автономного округа
Для предотвращения аварийных ситуаций на скважинах, пробуренных в период действия территориальной программы геологического изучения недр за счет средств бюджета автономного округа, выполняется комплекс работ по профилактике и контролю за их техническим состоянием.
2. Проведение ремонтно-изоляционных, ликвидационных и восстановительных работ на скважинах, пробуренных по территориальной программе геологического изучения недр за счет средств бюджета автономного округа.
При выявлении аварийных ситуаций на скважинах, а также для обеспечения сохранности месторождений, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды в зоне влияния законсервированных и ликвидированных объектов проводится комплекс ремонтно-изоляционных, ликвидационных и восстановительных работ на скважинах, являющихся опасными техногенными объектами.
3.1.3. Организация и проведение конкурса, направленного на повышение престижа профессий в нефтегазодобывающей отрасли Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, установка памятных знаков на мемориале.
1. Проведение окружного ежегодного конкурса "Чёрное золото Югры".
Проведение ежегодного конкурса "Черное золото Югры" осуществляется в целях стимулирования профессионализма, повышения в общественном мнении престижа рабочих профессий и социального статуса работников нефтегазодобывающего комплекса, привлечения молодежи в производственную сферу, стимулирования внедрения современных технологических процессов развития нефтегазового комплекса в условиях соблюдения требований экологии и защиты среды обитания коренных малочисленных народов Севера на территории автономного округа.
2. Установка памятных знаков на мемориале "Звёзды Югры".
Установка памятных знаков на мемориале "Звезды Югры" осуществляется в целях признания заслуг и увековечения памяти о выдающихся деятелях автономного округа.
3.2. Выполнение задачи 2 "Повышение эффективности использования ресурсов недр на территории автономного округа"
3.2.1. Научно-аналитическое и информационное обеспечение процессов для подготовки и принятия решений органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В целях своевременного и полного обеспечения органов государственной власти автономного округа необходимой и достоверной информацией планируется выполнение многопланового комплекса исследований по следующим основным направлениям:
1. Мониторинг ресурсной базы нефти и газа, оценка ресурсов углеводородов (далее - УВ), уточнение региональных моделей геологического строения нефтегазоносных комплексов, в том числе:
расчет и анализ структуры ресурсной базы УВ территории автономного округа;
оценка структуры ресурсной базы УВ нераспределенного и распределенного фонда недр;
расчет качественной структуры ресурсной базы (по размерам залежей, величине начальных дебитов, принадлежности залежей к ловушкам различных типов, по глубинам залегания залежей);
оценка начальных суммарных и прогнозных ресурсов УВ объектов на территории автономного округа;
анализ перспектив развития минерально-сырьевой базы автономного округа с целью формирования перечней перспективных объектов для включения в Программу лицензирования;
оценка и мониторинг перспективных ресурсов.
Освоенность ресурсной базы нефти автономного округа довольно высока. Большая часть (63.6%) от оцененного начального нефтяного потенциала к настоящему времени выявлена, т.е. переведена в начальные запасы открытых месторождений, включающие: накопленную добычу; текущие запасы категории А, В, С1, запасы категории С2. Начальные запасы категорий А, В и С1 составили, соответственно, 13.5, 24.0 и 15.3% от НСР нефти автономного округа, запасы категории С2 - 10.8%. Меньшая часть начального потенциала нефти автономного округа (36.4%) еще не выявлена и оценена по следующим категориям: перспективные ресурсы категории С3 (2.4% от НСР нефти округа), прогнозные локализованные ресурсы категории Д1л (1.8%), прогнозные нелокализованные ресурсы категорий Д1 (27.7%) и Д2. (4.5%).
В период действия государственной программы планируется довести освоенность ресурсной базы нефти до 64.6%. Прирост 0.3% в год.
2. Мониторинг геологоразведочных работ и запасов углеводородного сырья.
Основная задача данного мероприятия это оценка перспектив нефтегазоносности и обоснование направлений геологоразведочных работ в пределах нераспределенного фонда недр автономного округа. Выбор направлений и успешность этих работ зависит от точности анализа полученной геолого-геофизической информации, от ее правильной интерпретации и верного использования. В оценке перспективности нефтегазоносных комплексов и выборе направлений используется вся новая информация, в т.ч. и по распределенному фонду недр.
На основе региональных и детальных геолого-геофизических исследований ведётся разработка ежегодных программ геологического изучения недр в региональном плане.
Ежегодно проводится подведение итогов геологоразведочных работ, выполненных за счет всех источников финансирования на территории автономного округа. На основании полученных данных формируются основные направления геологоразведочных работ на текущий год в разрезе всех организаций топливно-энергетического комплекса.
По итогам проведённых геологоразведочных работ проводится анализ геолого-геофизических материалов, оценивается эффективность работ, строятся геологические модели нефтегазоносных комплексов.
Геологоразведочные работы в автономном округе ведутся в основном за счет средств недропользователей. Финансирование поисковых работ из бюджета округа с 2009 года прекращено. Федеральное финансирование незначительно. В динамике поисково-разведочного бурения за 2011-2014 гг. наблюдается небольшой рост показателей по автономному округу, но в основном это происходит за счет разведочного бурения. Нельзя не сказать, что эти объемы остаются крайне низкими, они в 3.5 раза меньше объемов 2001 года.
Изученность территории перспективных земель автономного округа поисково-разведочным бурением составляет 58 м/км2.
Эффективность ГРР, рассчитанная на основании выделения прироста запасов за счет поисково-разведочного бурения, за последние три года находится на уровне
230 т/м, эффективность поискового бурения 60-70 т/м.
В последние годы наблюдается положительная динамика начальных запасов нефти по автономному округу: начальные запасы категорий АВС1С2 по автономному округу к настоящему времени на 10.5% превысили их оценку по состоянию на 1 января 1991 года и на 18.8% - их минимальную величину, которая отмечалась по состоянию на начало 1999 г. Эта внешне неплохая динамика складывается из трех компонентов:
пересчета (увеличения КИН) извлекаемой доли запасов за счет применения технологий интенсификации добычи (гидравлического разрыва пласта (ГРП), бурения боковых стволов (БС), бурения горизонтальных скважин (ГС);
перевода запасов категории С2 в промышленные категории за счет эксплуатационного и частично разведочного бурения;
выявления новых месторождений и залежей поисковым и, частично, разведочным бурением (так называемая "новая" нефть). К сожалению, доля "новой" нефти крайне невелика, её приросты в последние годы составляют около 10 миллионов тонн извлекаемых запасов в год.
Прирост запасов по сумме категорий ВС1 в 2014 году составил 255.1 млн тонн, в том числе за счет поисково-разведочного бурения - 86.5 млн тонн (34%), за счет опережающего эксплуатационного бурения - 123.5 млн тонн и за счет пересчета и утверждения запасов "старых" месторождений - 45.2 млн тонн. Приросты запасов за счет открытия новых месторождений и залежей крайне незначительны. В 2014 г. прирост по 5 открытым нефтяным месторождениям составил 7.8 млн.т.
В период действия государственной программы планируется достижение следующих показателей:
изученность территории поисково-разведочным бурением довести до 60 м/ км2;
общий прирост запасов нефти - не менее 1.5 млрд.т;
прирост запасов за счет поисково-разведочного бурения - не менее 400 млн.т;
открытие новых месторождений - не менее 25, т.е. общее число открытых в округе месторождений достигнет 500;
открытие новых залежей УВ - не менее 80 в год.
3. Мониторинг разработки нефтяных месторождений.
Мероприятие включает мониторинг разработки 56 недропользователей, по 267 месторождений, включающих более 1100 объектов разработки на 276 лицензионных участках, в пределах которых ведется добыча нефти из 72642 скважин.
Проводится ежеквартальный анализ деятельности организаций автономного округа по всем направлениям, включая анализ объемов исследований по контролю за разработкой месторождений.
Ведётся мониторинг разработки и степени выработанности запасов углеводородов на месторождениях автономного округа.
Осуществляется ежеквартальный мониторинг деятельности организаций-недропользователей по всем направлениям, включая анализ объемов исследований по контролю разработки месторождений и результатов применения методов увеличения нефтеотдачи.
Производится обоснование и составление краткосрочных среднесрочных и долгосрочных прогнозов добычи нефти, ПНГ и объемов эксплуатационного бурения в разрезе месторождений, недропользователей, административных районов и в целом по автономному округу.
Добыча нефти осуществляется из наиболее высокопродуктивных объектов, характеризирующийся высоким КИН (0.410), их доля в начальных разведанных запасах 22%, тогда как неразбуренные запасы категории С1 имеют КИН 0.296, а запасы категории С2 - всего 0.238. Средний КИН составляет 0.371. Степень выработанности запасов, сосредоточенных в высокопродуктивных пластах меловой системы групп БВ и БС, превысила 78 %, группы АВ - 65 % при обводненности продукции боле 80%, тогда как запасы в низкопроницаемых коллекторах ачимовской толщи выработаны всего на 30 % при обводненности продукции 46,8 %, тюменской свиты - на 15 % при обводненности продукции 47,1 %.
В период действия государственной программы согласно действующим проектным документам планируется:
обеспечить добычу нефти около 1300 млн. тонн;
пробурить более 90 млн м;
ввести около 28 тысяч эксплуатационных скважин и довести действующий эксплуатационный фонд скважин до 140 тыс. единиц;
ввести в разработку не менее 16 месторождений (общее число разрабатываемых месторождений (по госбалансу) достигнет 269);
обеспечить возможность роста коэффициента извлечения нефти за счет применения инновационных технологий разработки.
4. Мониторинг обустройства месторождений и производственной инфраструктуры.
В рамках данного мероприятия осуществляется анализ состояния производственной инфраструктуры обустройства нефтяных месторождений, ведется обзор инвестиционной и производственной деятельности строительства и эксплуатации объектов производственной инфраструктуры нефтяных организаций автономного округа.
Ведется мониторинг по состоянию использования ПНГ в разрезе лицензионных участков по недропользователям автономного округа.
Актуализируется информация по технологии сбора, подготовки и сдачи нефти и нефтяного газа по нефтяным организациям автономного округа.
Анализируется состояние загруженности объектов подготовки нефти, состояние строительства и реконструкции объектов производственной инфраструктуры по недропользователям автономного округа, по фактическим объемам инвестиций в строительство и реконструкцию объектов нефтедобычи по недропользователям в предыдущем году, планам на последующие годы.
Лицензионные участки автономного округа на значительной площади обустроены объектами производственной инфраструктуры. На территории автономного округа построено 14,2 тыс. кустов скважин, 554 объекта сбора и подготовки нефти и газа, 522 кустовые насосные станции, 96,3 тыс. км промысловых трубопроводов. За последние 2 года объем инвестиций в развитие нефтедобычи составляет около 400 млрд. рублей в год. Увеличивается степень рационального использования попутного газа; объем сжигания в 2014 г. снизился до 2,3 млрд.м3; уровень использования вырос до 93,2%. Одной из главных задач недропользования является снижение аварийности на промысловых трубопроводах. Средний срок службы трубопроводов по округу в 2014 г. составил 12,81 лет, и, если не увеличивать объемы капремонта и реконструкции, он будет возрастать, что приведет к росту аварийности.
В связи с тенденцией некоторого снижения уровня добычи можно прогнозировать в 2016 - 2020 гг объемы добычи попутного нефтяного газа на уровне 31,7-32,4 млрд.м3, объем инвестиций на строительство и реконструкцию объектов обустройства к 2020г порядка 514,7 млрд.руб.
За период действия государственной программы предполагается достижение следующих показателей:
уровень использования попутного газа - 95%;
средний срок службы промысловых трубопроводов -10 лет;
доля средств, выделяемых на капремонт и реконструкцию объектов производственной инфраструктуры - 30%;
общая протяженность промысловых трубопроводов -100 тыс.км.
5. Экономический и налоговый мониторинг.
Ведется мониторинг макроэкономических показателей системы недропользования (цены, налогов и т.д.), производятся прогнозы цен на нефть в среднесрочной перспективе, влияние кризисных процессов на экономику автономного округа.
В течение срока реализации государственной программы предполагается осуществление следующих основных видов работ:
мониторинг тарифов на транспортировку нефти различными видами транспорта с определением основных составляющих транспортного тарифа и выявлением направлений экспортной реализации нефти от нефтеперекачивающих станций автономного округа;
мониторинг экономических показателей ГРР на территории автономного округа в физическом и стоимостном выражении в разрезе добывающих организаций c выявлением тенденций и зависимостей экономических показателей ГРР и основных макроэкономических показателей системы недропользования;
оценка бюджетной и общественной эффективности освоения участков недр, передаваемых в пользование на территории автономного округа, и расчет показателей инвестиционной эффективности освоения запасов (ресурсов) углеводородного сырья.
Наиболее значимым макроэкономическим показателем, влияющим на экономику нефтяной промышленности автономного округа, является цена нефти на мировом рынке, уровень которой в течение последних лет существенно изменился в сторону понижения, так в 2013 году цена нефти на мировом рынке составляла 108,02 $/bbl, в 2014 году 94,30 $/bbl, в первом полугодии 2015 года 55,35 $/bbl. С учетом основных тенденций развития нефтегазового комплекса, как России, так и мира в среднесрочной перспективе до 2018 года значения мировых цен можно ожидать на уровне 70-90 $/bbl. С учетом возможного ухудшения геополитической обстановки в мире, а также прогнозируемого уровня добычи энергоресурсов в некоторых зарубежных странах, может произойти некоторое снижение данного показателя.
На основе прогнозируемых уровней добычи до 2020 года удельная налоговая нагрузка при добыче одной тонны нефти для организаций Югры составит оценочно около 12 000 рублей (в зависимости от значений мировой цены на нефть и курса доллара). В связи с существующей тенденцией некоторого снижения уровня добычи и текущих значений макроэкономических показателей налоговые поступления от деятельности нефтедобывающих организаций в бюджет автономного округа прогнозируются на уровне 83-87 млрд. руб.
В период действия государственной программы объем инвестиций, направляемых на проведение геологоразведочных работ на территории автономного округа, к 2020 году увеличится в 1,23 раза по сравнению с уровнем 2014 года.
Реализация государственной программ лицензирования участков недр, содержащих запасы и ресурсы углеводородного сырья на территории автономного округа, позволит к 2020 году с учетом увеличения действующего фонда скважин дополнительно создать около 19 тысяч рабочих мест.
Эффективность вложения средств в ГРР за счет всех источников финансирования для бюджета автономного округа прогнозируется на уровне 2,54 руб/руб к 2020 году. Общественная эффективность к 2020 году может составить 101,73 руб/руб.
6. Лицензирование недр.
Мониторинг состояния лицензирования на территории автономного округа, анализ динамики приобретения новых участков, анализ деятельности недропользователей на участках распределенного фонда недр, анализ реализации программ лицензирования.
Подготовка проекта предложений Правительства автономного округа по формированию перечня участков недр ежегодных программ лицензирования на территории округа в количестве не менее 50-60 участков, в том числе на геологическое изучение с целью воспроизводства минерально-сырьевой базы не менее 30-40 участков недр. Предложения формируются на основе проводимого мониторинга состояния лицензирования и стратегии развития минерально-сырьевой базы автономного округа.
Разработка основных условий пользования недрами на участках недр, предлагаемых к передаче в долгосрочное и краткосрочное пользование, подготовка предложений по утверждению основных условий пользования недрами Правительством автономного округа.
Проведение мероприятий по привлечению инвесторов к приобретению новых участков недр на территории автономного округа (презентации, издательская деятельность, выступления на конференциях).
Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области лицензирования недр.
Совершенствование системы мониторинга выполнения условий лицензионных соглашений в части геологоразведочных работ и предоставления проектной документации, подготовка аналитических записок для Правительства автономного округа и органов управления фондом недр по выполнению недропользователями условий лицензионных соглашений Участие в межведомственных комиссиях по рассмотрению вопросов выполнения недропользователями своих лицензионных обязательств.
7. Вовлечение в оборот трудноизвлекаемых запасов отложений баженовской свиты автономного округа.
Трудноизвлекаемые запасы верхнеюрских продуктивных отложений баженовской свиты рассматриваются в качестве неиспользуемого потенциала прироста ресурсной базы и восполнения уровней добычи нефти по автономному округу.
Породы баженовской свиты представляют собой уникальный природный резервуар, в пределах которого встречаются интервалы, насыщенные нефтью. По официальной оценке геологические начальные суммарные ресурсы нефти баженовско-абалакского нефтегазоносного комплекса (НГК) оцениваются по меньшей мере в 11 млрд.т, извлекаемые - в 3.1 млрд.т. Обладая значительным потенциалом, баженовско-абалакский нефтегазовый комплекс (НГК) характеризуется целым рядом факторов, снижающих его привлекательность для разработки при использовании традиционных технологий. Свыше 80% извлекаемой нефти комплекса отнесены не к запасам, а к ресурсам, т.е. даже установление их точного географического местонахождения требует дополнительных геологоразведочных работ и разработки новых методик подсчёта запасов нефти.
На официальном балансе ВГФ числится немногим более 500 млн. тонн извлекаемых запасов нефти в залежах баженовско-абалакского нефтегазоносного комплекса (НГК). В настоящее время на территории автономного округа переданы в пользование 59 лицензионных участков (с долгосрочными лицензиями), в разрезе которых находятся залежи баженовско-абалакского НГК. Ввод в активную промышленную разработку трудноизвлекаемых запасов сложнопостроенных залежей баженовских отложений, относящихся к категории трудноизвлекаемых, является одной из важнейших отраслевых задач.
Основной проблемой освоения трудноизвлекаемых запасов нефти является необходимость привлечения дополнительных финансовых, материальных, энергетических и других затрат, а также недостаточное научное сопровождение. В перспективе освоение запасов баженовской свиты, действительно, выглядит привлекательно. Хотя бы потому, что в регионе есть необходимая инфраструктура, что позволяет рассчитывать на меньшие затраты и меньший ущерб для окружающей природной среды.
Создание технологии разработки баженовских отложений коренным образом может решить проблему сырьевого обеспечения добычи нефти в Западной Сибири. Однако, проблема эта весьма сложная, трудоемкая и не может быть решена отдельными даже крупными организациями без участия Государства и объединения усилий всех заинтересованных в ее успешном решении.
Существующие сегодня методики выделения коллекторов в разрезе баженовского горизонта и определения подсчётных параметров рассматривались Экспертно-техническим советом (ЭТС) ФБУ "ГКЗ", однако на сегодняшний день утверждённые ЭТС рекомендации по определению геометрии и параметров резервуаров продуктивных отложений и оценки запасов углеводородов отсутствуют.
Выполняемые в рамках государственной программы работы по обоснованию перспектив нефтегазоносности битуминозных отложений баженовского горизонта автономного округа предусматривают разработку "Методики выделения коллекторов, определения подсчётных параметров и оценки запасов залежей нефти", её тестовую опробацию в различных геолого-геофизических условиях с оценкой достоверности определяемых подсчётных параметров, а также "Методических рекомендаций по оценке ресурсов и запасов нефти в отложениях баженовской свиты".
Разработка методик предусматривает анализ и систематизацию результатов выполненных геолого-геофизических исследований баженовской свиты, отчётов по обоснованию подсчётных параметров и подсчёту запасов нефти отложений баженовской свиты, результаты литолого-минералогических, петрографических, петрофизических и геохимических исследования керна баженовской свиты, полученных из старого фонда скважин.
Анализ результатов исследований кернового материала позволит определить компонентный состав отложений свиты и выполнить дифференциацию пород на различные литологические типы (литотипы), оценить их литолого-минералогические свойства.
Площадной анализ позволит выполнить латеральную типизацию разрезов баженовской свиты, дифференцированное картирование зон развития отложений горизонта различного литолого-минералогического состава. По результатам экспертизы будет выполнено опробование методик выделения коллекторов, определения подсчётных параметров по данным ГИС, латерального прогноза продуктивности, геометризации залежей, подсчёта геологических и извлекаемых запасов нефти продуктивных отложений баженовской свиты.
На сегодняшний день из отложений баженовской свиты в автономном округе ежегодно добывается более 700 тыс. тонн/год нефти. Для баженовской свиты предусмотрена нулевая ставка НДПИ сроком на 15 лет. По прогнозам, добыча нефти к 2020 году при введении указанных налоговых льгот, может увеличиться до 5 млн.т в год, что позволит стабилизировать добычу в округе.
8. Ведение окружного территориального фонда геологической информации.
Постановлением Правительства автономного округа от 15 февраля 2013 года N 44-п создан фонд геологической и иной информации о недрах автономного округа (далее - Фонд) со следующими задачами:
сбор, хранение и систематизация геологической и иной информации о недрах, представляемой пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах независимо от источника финансирования ее получения;
составление и ведение территориального баланса запасов полезных ископаемых и территориального кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых автономного округа, учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
За 2014 год банк данных, на основе которого формируется Фонд, был пополнен информацией в объеме около 89 Гб. По основным направлениям хранения информации за год поступили материалы:
научно-исследовательские работы (отчеты по тематическим, научно-исследовательским и опытно-методическим работам, гидрогеологическим и инженерно-геологическим исследованиям, эколого-геологическим исследованиям, геохимическим исследованиям) - 8 отчетов, дозагрузка дополнительных материалов по 1 отчету, общим объемом около 5,43 Гб;
твердые полезные ископаемые (отчеты по геологическим исследованиям твердых полезных ископаемых) - выполнена загрузка 398 отчетов, и дозагрузка информации по 44 отчетам, общим объемом около 54 Гб;
материалы исследования скважин (дело скважины, материалы ликвидации и консервации по скважине, ГИС, исследования по скважине, петрофизические исследования скважин) - 71 единица по 61 скважине и пополнение дополнительными материалами в количестве 131 единицы по 119 скважинам, общим объемом около 11,32 Гб;
материалы лицензионных соглашений (лицензионные дела на участки углеводородных ископаемых, участки на общераспространенные полезные ископаемые) - в количестве 58 соглашений (по 58 участкам), дозагрузка дополнений и других дополнительных материалов к 162 соглашениям, с актуализацией параметров действия лицензионных соглашений, общим объемом около 5 Гб.
В 2016 - 2020 годах в рамках функционирования территориального фонда геологической информации планируется ежегодно пополнять Фонд объёмом информации около 60 Гб по разделам:
научно-исследовательские работы (отчеты по тематическим, научно-исследовательским и опытно-методическим работам, гидрогеологическим и инженерно-геологическим исследованиям, эколого-геологическим исследованиям, геохимическим исследованиям) - около 5 Гб;
твердые полезные ископаемые (отчеты по геологическим исследованиям твердых полезных ископаемых) - объемом около 35 Гб;
материалы исследования скважин (дело скважины, материалы ликвидации и консервации по скважине, ГИС, исследования по скважине, проект строительства скважины, петрофизические исследования скважин) - около 10 Гб;
материалы лицензионных соглашений (лицензионные дела на участки углеводородных ископаемых, участки на общераспространенные полезные ископаемые) - общим объемом около 10 Гб.
Для информационного обеспечения органов власти, департаментов, управлений и других структур, работающих в сфере недропользования, планируется подготовка информационных отчетов о наличии информации, а также осуществление регистрации заявок, поиск и выдача информации по запросам пользователей (внутри подразделений) ~ 1000 заявок в год.
9. Обеспечение деятельности окружного кернохранилища.
Общий объем керна, собранного в окружном кернохранилище, составляет более 206 000 м керна, из них задокументировано и уложено на хранение на стеллажи 155 000 м. С целью выполнения лабораторных исследований проводится описание и отбор образцов керна.
10. Мониторинг недропользования ОПИ.
В рамках данных работ обеспечивается информационно-аналитическое сопровождение предоставления государственных услуг по лицензированию участков недр, выполнению экспертизы запасов, согласованию проектной документации и нормативов потерь при добыче общераспространенных полезных ископаемых.
С целью учета минерально-сырьевой базы ОПИ автономного округа составляются баланс запасов и кадастр месторождений и проявлений ОПИ. Проводится анализ выполнения недропользователями лицензионных условий, проектных документов, требований законодательства о недрах.
11. Мониторинг состояния минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых.
Для подготовки и освоения минерально-сырьевой базы экономически неразвитых территорий Северного и Приполярного Урала необходимо продолжение работ на известных проявлениях твердых полезных ископаемых и ввод в геологоразведочный процесс новых площадей. В связи с неудовлетворительной степенью геологической изученности, практически на всей площади горной и предгорной частей Урала автономного округа требуется проведение подготовительных "предпоисковых" работ с целью ранжирования территории по степени перспективности на твердые полезные ископаемые и выделения первоочередных объектов геологоразведочных работ.
Одним из важных инструментов этого процесса является постоянная систематизация и анализ результатов всех геологических исследований с оценкой их качества и составлением карт изученности территории. Конечным и наиболее эффективным отображением этого анализа является обновление карт геологического содержания, формирование направлений дальнейших геологоразведочных работ.
В последние годы в ходе геологического доизучения региональных геохимических и поисковых работ накоплен значительный объем геологической информации, уточнено геологическое строение отдельных площадей, а в ряде случаев поменялись представления об их металлогении. Результаты этих работ должны быть отражены на региональных геологических и металлогенических картах Уральской части автономного округа.
В результате геологоразведочных работ, проведенных в горной части автономного округа, были оценены авторские прогнозные ресурсы многих видов твердых полезных ископаемых. В настоящее время только малая их часть (10-15 %) утверждена Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Это обстоятельство не позволяет обосновать постановку ГРР за счет средств федерального бюджета. Поэтому, необходимо провести инвентаризацию ресурсной базы и подготовить материалы к проведению апробации прогнозных ресурсов в курирующих научных центрах.
12. Изучение трудноизвлекаемых запасов нефти Западной Сибири.
Стабилизации добычи нефти в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре можно добиться, в том числе, за счет ввода в разработку объектов с трудноизвлекаемыми запасами (ТрИЗ) нефти.
В ХМАО - Югре запасы нефти по категориям АВС1+С2, отнесенные к категории ТрИЗ, составляют более 8 млрд. т.
Для ввода в разработку таких объектов требуется не только проведение большого объема исследований, уникальная аппаратура и применение современных технологий, но и введение со стороны государства ряда мер, направленных на поддержку и стимулирование освоения трудноизвлекаемых запасов нефти.
В соответствии с современными представлениями трудноизвлекаемые запасы нефти содержатся в залежах или частях залежей, отличающихся сравнительно неблагоприятными для извлечения углеводородов геологическими условиями залегания нефти и (или) аномальными физическими её свойствами. В пластах с трудноизвлекаемыми запасами наблюдается чрезвычайно сложный механизм вытеснения нефти, связанный с одновременным влиянием множества факторов, таких, как капиллярные явления, вязкостные силы, фазовые переходы в сочетании со слоистой неоднородностью. Разработка таких объектов сказывается на технико-экономических показателях из-за необходимости применения нетрадиционных технологий и специального несерийного оборудования.
Причины трудноизвлекаемости запасов нефти можно разделить на две составляющие: естественные и техногенные, в соответствии с которыми при определении принадлежности залежей к группе ТрИЗ используются геологические, технологические и экономические критерии. По данным Государственного баланса запасов в достаточной степени достоверно судить о доле и характеристике ТрИЗ можно, используя только геологические критерии их определения.
По экономической эффективности разработки к трудноизвлекаемым относятся запасы нефти, полное проектное извлечение которых экономически обосновано до налогообложения, но экономически нецелесообразно (по принятым основным экономическим критериям) при применении полных ставок существующей системы налогообложения, так как ввод в разработку таких запасов требует от недропользователей привлечения значительных капитальных и эксплуатационных затрат. Однако на экономическую эффективность могут влиять и факторы, не зависящиеся от качества запасов, то есть содержания трудноизвлекаемых запасов. На степень экономической эффективности освоения месторождения оказывают влияние следующие основные факторы:
отсутствие технологий освоения. Развитие новых эффективных технологий освоения запасов связано с высокими технологическими и финансовыми рисками;
необходимость внедрения уже имеющихся дорогостоящих технологий добычи. Применение инновационных технологий ведет к значительному повышению эксплуатационных затрат при добыче нефти, что ведет к отрицательным показателям экономической эффективности;
макроэкономические условия. При изменении цены на нефть на мировом рынке, курсов валют и налоговой политики государства запасы могут перейти в другую группу экономической эффективности;
обустроенность района работ. Освоение запасов в нефтегазоносных районах, где слабо развиты инфраструктурные коммуникации, приводит к значительному удорожанию капитальных вложений на промысловое обустройство объектов разработки. Неравномерное распределение энергоресурсов по нефтегазоносным районам автономного округа приводит к их дефициту, а впоследствии к удорожанию удельных текущих затрат на добычу нефти;
крупность месторождения. Степень экономической эффективности освоения месторождений возрастает с увеличением крупности месторождений и наоборот, чем мельче месторождение, тем больше в нем количество непромышленных запасов.
Для полномасштабного вовлечения в промышленный оборот трудноизвлекаемых запасов необходимо определить следующие направления государственной политики:
технологическое, определяющее внедрение новых технологий, позволяющих эффективно разрабатывать трудноизвлекаемые запасы;
научно-конструкторское - необходимо как господдержка научных исследований, направленных на детальное изучение геологического строения и закономерностей нефтегазоносности отложений, содержащих ТрИЗ;
экономическое - для многих ТрИЗ технологии уже разработаны: это и горизонтальное бурение, и множественный гидроразрыв пласта, но при существующей налоговой системе, даже в условиях высоких цен на нефть, они не рентабельны.
13. Импортозамещение в нефтегазовом комплексе.
Мероприятие предусматривает развитие научного полигона с целью поиска и апробации инновационных технологий добычи нефти из трудноизвлекаемых запасов, в том числе с привлечением в приоритетном порядке отечественных нефтесервисных компаний обладающих собственными разработками. Создание полигона позволит сформировать и опробовать модель ускоренного изучения и освоения трудноизвлекаемых запасов на научной, образовательной и производственной базе организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
14. Мониторинг ситуации о деятельности предприятий нефтегазосервиса на территории автономного округа
Мероприятие предусматривает подготовку анализа существующей ситуации в округе о деятельности предприятий нефтегазосервиса.
14. Обеспечение деятельности Департамента по недропользованию автономного округа.
Мероприятие направлено на осуществление, возложенных на Департамент по недропользованию автономного округа полномочий в соответствии с положением о Депнедра Югры.
3.3. Выполнение задачи 3 "Привлечение инвестиций в развитие и использование минерально-сырьевой базы автономного округа"
3.3.1. Привлечение инвестиций с целью развития минерально-сырьевой базы.
Предоставление субсидий на компенсацию затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам в целях реализации инвестиционных проектов по освоению ресурсов торфа.Мероприятие направлено на создание благоприятных инвестиционных условий для частного бизнеса, работающего в этой области.
В торфяных болотах автономного округа, благодаря благоприятным условиям торфонакопления, аккумулировано более 45 млрд. тонн торфа, что составляет четверть российских и 10 % мировых запасов. В основном, добываемый торф используется для рекультивации земель, нарушенных при добыче и транспортировке нефти, обустройстве нефтяных месторождений - 90 % и для благоустройства и озеленения населенных пунктов (10 %). Несмотря на то, что торф представляет интерес для многих отраслей народного хозяйства, в настоящее время на территории автономного округа уровни добычи торфа незначительны, так как организация эффективного производства по получению продукции на торфяной основе традиционными методами полевой сушки невозможна, в связи с неблагоприятными климатическими условиями нашей территории, а также отсутствием высокопроизводительных и малозатратных технологий по осушке торфа на месте и его последующей переработке.
Основу торфяной промышленности автономного округа как современной отрасли его экономики должны составить организации, созданные на прогрессивной технологической основе, в том числе организации, круглогодично добывающие торф с последующей искусственной сушкой и выпускающие различную конкурентоспособную продукцию его комплексной переработки в объёмах, обусловленных рыночным спросом не только в регионе, но и за его пределами.
3.3.2. Реализация проекта "Создание индустриального парка "Приразломный".
Индустриальный парк представляет собой масштабный региональный проект по привлечению инвестиций, передовых научных и производственных технологий для инновационного развития газоперерабатывающего сектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обеспечивающий полный цикл производственных процессов от подготовки попутного нефтяного газа и нестабильного газового конденсата до применения передовых технологий производства первичных продуктов газопереработки и газохимии, а также продуктов последующих переделов с высокой добавленной стоимостью.
Проект направлен на создание площадки, подготовленной для размещения объектов инновационной сферы, газоперерабатывающей промышленности, логистики и сопутствующего сервиса и создания условий для разворачивания на базе индустриального парка конкурентоспособных промышленных производств и сервиса.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 19 августа 2016 г. N 315-п в подпункт 3.3.3 пункта 3.3 раздела III настоящего приложения внесены изменения
3.3.3. Внедрение новых технологий на научном полигоне "Баженовский"
Научный полигон "Баженовский" создается с целью поиска и апробации инновационных технологий добычи нефти баженовских отложений.
Создание полигона позволит сформировать и опробовать модель ускоренного изучения и освоения трудноизвлекаемых запасов на научной, образовательной и производственной базе организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и в дальнейшем перенести ее на другие регионы страны.
Создаваемый научный полигон "Баженовский" в административном отношении находится на территории Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в 166 км к юго-востоку от города Белоярский и в 190 км к северу от города Ханты-Мансийск.
Планируемые мероприятия по реализации проекта.
Выделяется 2 основных этапа по проекту научного полигона "Баженовский":
геологическое изучение и создание геологической модели. Срок - 2016 - 2018 гг.
внедрение технологий разработки и освоения залежей в отложениях баженовской свиты - с 2018 года.
Мероприятия на полигоне "Баженовский" предлагается проводить за счет средств окружного, федерального бюджета и частных инвестиций.
Технико-экономический и социальный эффект научного полигона "Баженовский":
разработка, испытание и внедрение новых технологий освоения залежей плотных пород и добычи баженовской нефти;
рост инвестиций в освоение баженовской свиты, рост уровня добычи из отложений баженовской и абалакской свит до 25 млн. т. нефти в год к 2030 году при условии достижения годовых объемов эксплуатационного бурения 3-4 млн.метров;
создание дополнительных 30 тыс. рабочих мест к 2030 году;
ожидаемые суммарные налоговые поступления с учетом дополнительной добычи во все уровни бюджета Российской Федерации к 2030 г. составит порядка 4 трлн.руб.
Перечень программных мероприятий представлен в таблице 2.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 19 августа 2016 г. N 315-п пункт 3.3 раздела III настоящего приложения дополнен подпунктом 3.3.4
3.3.4. Реализация проекта "Комплекс переработки фракции 3400С-КК установки моторных топлив Сургутского ЗСК".
Настоящий проект направлен на увеличение глубины переработки газового конденсата. Комплекс предназначен для переработки тяжелой высокопарафинистой фракции газового конденсата 3400С-КК установки моторного топлива Сургутского ЗСК в товарные продукты:
дизельное топливо Евро-5 зимнее и арктическое;
низкосернистое судовое топливо;
бензиновая фракция -сырье для нефтегазопереработки.
Сроки реализации указанного проекта:
инвестиционная фаза 2016 - 2020 годы, предполагаемый срок строительства Комплекса -4 года;
эксплуатационная фаза - 2021 год.
Планируемые к применению технологии позволят добиться производства высококачественного топлива для обеспечения нужд региона и сбыта внешним потребителям.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 19 августа 2016 г. N 315-п пункт 3.3 раздела III настоящего приложения дополнен подпунктом 3.3.5
3.3.5. Реализация проекта "Научно-образовательный-технологический полигон "Назымский" на базе Средне-Назымского месторождения"
Указанный проект направлен на повышение эффективности разработки залежей баженовской свиты с помощью технологии термогазового воздействия (далее - ТГВ).
Основные задачи такого проекта:
создание опытного (опытных) участка) по реализации технологии ТГВ;
повышение качества геолого-гидродинамического моделирования термогазовых процессов;
уточнение геологической модели залежей баженовской свиты;
совершенствование программного комплекса для расчёта параметров технологии ТГВ;
уточнение параметров процесса ТГВ в лабораторных условиях;
повышение эффективности реализации ТГВ в промысловых условиях.
В соответствии с проектом планируется бурение скважин, проведение проектных и строительно-монтажных работ, комплекса научно-исследовательских работ.
Ожидаемый результат от реализации проекта - повышение нефтеотдачи залежей баженовской свиты с 3-5 до 30-40%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.