Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Краткая характеристика текущего состояния социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Важным фактором устойчивого социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ, Югра), повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления.
Нарастающая глобализация мировой экономики и сохраняющаяся высокая зависимость экономического развития автономного округа от конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов повышают требования к точности и своевременности среднесрочных и долгосрочных прогнозов, ставят задачу создания систем "предупреждения", предполагающих возможность своевременной разработки и реализации мер, обеспечивающих сохранение заданной траектории социально-экономического развития.
Стратегический подход к управлению социально-экономическим развитием автономного округа в целом, а также в отдельных секторах экономики, повышает значимость разработки долгосрочного прогноза социально-экономического развития, являющегося основой для планирования деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа и определения основных параметров долгосрочных бюджетных проектировок с учетом демографических и социально-экономических тенденций развития.
В систему стратегического управления автономного округа входят действующие целеполагающие документы:
1. Стратегия социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп (далее также - Стратегия 2030), которая закрепляет систему мер государственного управления, опирается на долгосрочные приоритеты и направлена на развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения автономного округа в результате осуществления позитивных структурных изменений в экономике.
2. Прогноз социально-экономического развития автономного округа на период до 2030 года, одобренный распоряжением Правительства автономного округа от 26 июля 2013 года N 387-рп, который формирует единую платформу для разработки государственных программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного периода.
3. Государственные программы автономного округа.
4. Схемы территориального планирования и генеральные планы муниципальных образований автономного округа, которые разрабатывают муниципальные образования автономного округа на основании схемы территориального планирования автономного округа, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 24 декабря 2007 года N 349-п.
Система стратегического управления основана на оценке фактического состояния социально-экономического положения автономного округа, включающей в себя аналитическую информацию, статистические данные и результаты социологических исследований, проводимых в автономном округе.
В 2016 году экономика продолжает адаптироваться к изменениям внешнеэкономических условий, произошедшим во второй половине 2014 года. Снижение цен на нефть и ограниченный доступ к товарам, услугам, технологиям, рынкам капитала зарубежных стран стали серьезным испытанием для экономики.
Главной задачей экономической политики в обстановке повышенной неопределенности внешних условий, беспрецедентного роста волатильности на внутреннем финансовом рынке и уровня стресса в банковской системе было, во-первых, сохранение финансовой и макроэкономической стабильности и, во-вторых, смягчение негативных последствий для реального сектора экономики в течение адаптационного периода.
С целью смягчения негативных последствий для экономики автономного округа распоряжением Правительства автономного округа от 16 февраля 2015 года N 62-рп утвержден план мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в автономном округе на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов, позволивший сконцентрировать финансовые ресурсы и реализовать дополнительные меры поддержки производственного и потребительского секторов экономики, поддержать достигнутые темпы развития предпринимательской деятельности, импортозамещения, в социальной политике обеспечить исполнение публичных обязательств и расширить их перечень для компенсации дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан.
По итогам 2015 года, несмотря на замедление темпов прироста по сравнению предыдущими годами, ряд основных макроэкономических показателей демонстрирует положительную динамику развития:
увеличение объема промышленного производства на 359,6 млрд. рублей;
увеличение объема инвестиций в основной капитал на 76,8 млрд. рублей;
увеличение розничного оборота на 11,4 млрд. рублей.
Повышается роль в экономике автономного округа малого предпринимательства. За 2015 год создано 531 новое малое предприятие, из них 63,5% - молодыми людьми, при этом организовано 3 294 новых рабочих места.
С начала разработки нефтяных месторождений на территории автономного округа (с 1964 года) по состоянию на 1 января 2016 года накопленная добыча нефти - 10 968,4 млн. тонн. Доля Югры в общероссийской добыче нефти составила 45,6%.
Выходят на проектную мощность перспективные инфраструктурные и промышленные объекты: Няганская ГРЭС, Южно-Приобский газоперерабатывающий завод, тепличный комплекс "Агрофирма", ОАО "Югра-плит", введены в эксплуатацию энергоблоки Нижневартовской ГРЭС и Сургутской ГРЭС, продуктопровод "Южно-Балыкская головная насосная станция - Тобольск-Нефтехим".
Численность постоянного населения автономного округа на 1 января 2016 года, по данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), составила 1 626,8 тыс. человек (на 1 января 2015 года - 1612,1 тыс. человек).
По информации Росстата, естественный прирост населения за 2015 год - 16,6 тыс. человек (2014 год - 17,4 тыс. человек). Рождаемость в Югре превышает смертность в 2,7 раза.
Югра по-прежнему входит в число субъектов-лидеров Российской Федерации с наилучшими показателями:
по коэффициенту рождаемости - 10 место с показателем 16,6 на 1000 населения (РФ - 13,3 на 1000 населения);
по коэффициенту смертности - 5 место с показателем 6,4 на 1000 населения (РФ - 13,1 на 1000 населения);
по коэффициенту естественного прироста населения - 6 место с показателем 10,2 на 1000 населения (РФ - 0,2 на 1000 населения).
Югра входит в число субъектов Российской Федерации, имеющих наименьший уровень зарегистрированной безработицы, - 0,5% от экономически активного населения, при этом в течение года создано около 4 тыс. постоянных рабочих мест.
Динамика основных показателей уровня жизни населения автономного округа характеризуется увеличением:
среднедушевого денежного дохода населения на 7,6%;
среднемесячной заработной платы работников на 2,5%;
номинального дохода пенсионера на 10,3%;
отсутствием долгов по заработной плате перед работниками организаций бюджетной сферы округа.
По информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по автономному округу, среднедушевые денежные доходы населения обеспечили 3,1 прожиточных минимума в среднем на душу населения.
В целях увеличения уровня доходов граждан, имеющих право на пенсионное обеспечение, в Югре развивается система дополнительного пенсионного обеспечения в соответствии с Законом автономного округа от 6 июля 2011 года N 64-оз "О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан".
По состоянию на 1 января 2016 года дополнительная пенсия из бюджета автономного округа назначена 214,0 тыс. человек. Охват пенсионеров дополнительным пенсионным обеспечением составил 52,4%.
Средний размер дополнительной пенсии на 1 января 2016 года составил 1 125,0 рублей, что соответствует доле в среднем размере дохода пенсионера с учетом дополнительной пенсии - 6,0%.
В результате проведенных индексаций средний размер дохода пенсионера по автономному округу на 1 января 2016 года составил 18 843,0 рубля (по Российской Федерации - 11 985,0 рублей) и в 1,7 раза превысил бюджет прожиточного минимума пенсионера (11 315,5 рублей).
В качестве основного направления развития новой пенсионной системы Российской Федерации на период до 2030 года определено усиление роли корпоративных пенсионных систем, созданных на долевых принципах финансирования за счет средств работодателей всех видов бизнеса (крупного, среднего, малого) и бюджетных средств.
Для повышения уровня социальной защищенности населения и улучшения качества жизни пенсионеров Правительство автономного округа внедряет Пенсионный стандарт Югры, направленный на достижение ориентиров:
формирования у граждан активного, мотивированного поведения в отношении своей будущей пенсии и повышения пенсионной культуры населения автономного округа;
стимулирование работодателей и граждан к формированию дополнительной (негосударственной) пенсии;
вовлечение крупных и средних предприятий в систему дополнительного пенсионного обеспечения для своих работников.
Ни в одном другом регионе России нет аналогов системы дополнительного пенсионного обеспечения, которая позволит создать условия для формирования гражданами автономного округа пенсий, соответствующих международным стандартам, обеспечить финансовую устойчивость и сбалансированность пенсионной системы автономного округа, а также повысить социальную защищенность населения автономного округа.
В результате к 2020 году большая часть жителей трудоспособного возраста будет охвачена дополнительным пенсионным обеспечением.
Формирование благоприятного инвестиционного климата является обязательным условием устойчивого развития - именно достижение указанной цели должно стать приоритетным направлением деятельности всех исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа. По итогам 2015 года автономный округ улучшил свои позиции в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, войдя в десятку лидеров.
В Югре внедрены все положения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Организована деятельность некоммерческой организации "Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - Фонд развития Югры), которая призвана дополнить существующие законодательные и институциональные меры стимулирования притока инвестиций в автономный округ. Кроме того, осуществляет деятельность бюджетное учреждение автономного округа "Региональный центр инвестиций" - организация, обеспечивающая взаимодействие с инвесторами, осуществляющая подготовку необходимых документов для оказания государственной поддержки инвестиционных проектов, информационно-консультационную поддержку инвесторов, а также комплексный информационный мониторинг социально-экономических процессов экономики автономного округа.
В соответствии со Стратегией 2030 обеспечение благоприятного инвестиционного климата планируется осуществлять посредством формирования благоприятных условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику автономного округа, расширения источников инвестирования и повышения их эффективности, развития региональной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства, а также обеспечить решение следующих задач:
повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;
выявление инфраструктурных возможностей для реализации инвестиционных проектов;
вовлечение природно-ресурсного потенциала в инвестиционный процесс;
развитие кадрового потенциала для обеспечения инвестиционных процессов.
В целях эффективной реализации инвестиционной политики необходима концентрация административных и финансовых ресурсов для достижения стратегических ориентиров инвестиционного развития в приоритетных сферах экономической деятельности, применение современных методов проектного управления.
Специфика формирования инновационной сферы в автономном округе состоит в том, что основу инновационной экономики составляет нефтегазодобывающая отрасль, в которой малое и среднее предпринимательство практически не представлено. Так, число инновационно активных малых предприятий, осуществлявших технологические инновации (без микропредприятий), в процентах к общему числу обследованных организаций в 2015 году составило 3,5% (в 2014 году - 1,8%). В этих условиях актуальной становится задача стимулирования малых и средних предприятий автономного округа к созданию инновационных технологий, поддержка новых компаний на стадии становления инновационного бизнеса.
Решить указанную задачу можно путем консолидации усилий всех участников инновационного процесса. Формой реализации указанной задачи является создание в автономном округе Технополиса Югры, целью которого является укрепление взаимодействия научно-исследовательского и промышленного секторов, обеспечения коммерциализации результатов научных исследований.
В 2016 году был создан первый в автономном округе Центр молодежного инновационного творчества (далее также - ЦМИТ), деятельность которого направлена на внедрение новых технологий обучения младших школьников нестандартному техническому мышлению в проектной деятельности, а также на активизацию школьников старших классов при решении современных творческих задач. Деятельность ЦМИТ основана на принципах открытости и доступности, вне зависимости от места жительства и материального положения обучающихся.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" поставлена задача по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности. Результатом должно стать улучшение позиций Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120 места в 2011 году до 50 в 2015 году и до 20 в 2018 году. Эта задача не может быть реализована без существенного увеличения роли малого и среднего предпринимательства в экономике как Российской Федерации, так и автономного округа.
Мероприятия, осуществляемые Правительством автономного округа по формированию благоприятных условий для развития бизнеса, носят системный характер, поскольку направлены на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на всех стадиях становления и развития: от создания компании, формирования проекта до реализации продукции на рынке.
В автономном округе в сфере малого и среднего предпринимательства действуют 23,6 тыс. малых и средних предприятий и 50,8 тыс. индивидуальных предпринимателей. В малом и среднем предпринимательстве заняты 118,7 тыс. человек, что составляет 19,3% экономически активного занятого населения. Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства составил 396,2 млрд. рублей. Оборот продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, за 2015 год увеличился по отношению к 2014 году на 1,6% и составил 492,0 млрд. рублей.
Развитие малого и среднего предпринимательства в автономном округе, как и в России, приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Формируя средний класс собственников, создается основа устойчивости, новые рабочие места, увеличивается налогооблагаемая база, что, в конечном итоге, ведет к повышению качества жизни населения.
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства г. Москвы (АНО "НИСИПП") в своем ежегодном отчете "Динамика развития малого предпринимательства в регионах России" осуществляет независимую оценку уровня развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации.
По итогам исследования АНО "НИСИПП" за 2015 год по количеству малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек автономный округ с 2013 года занимает 3 место среди регионов Уральского федерального округа (далее - УрФО).
Общий объем оборота малых предприятий (без средних) по итогам 2015 года составил 228,4 млрд. рублей (4 место среди регионов УрФО).
На протяжении ряда лет в автономном округе отмечена положительная динамика основных показателей, по которым выполняется оценка уровня развития малого предпринимательства, что подтверждает эффективность проводимой государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.
Развитие социального предпринимательства в автономном округе является одним из значимых направлений развития малого и среднего предпринимательства, поскольку позволяет решить целый комплекс задач, среди которых повышение самозанятости населения, качества услуг, решение острых социальных проблем. Внедрение инноваций в социальную сферу является одним из приоритетов развития автономного округа, в том числе для повышения эффективности использования средств бюджета автономного округа, формирования и реализации социально ориентированных инновационных проектов.
Для выполнения указанного направления Правительством автономного округа было принято решение о создании Центра инноваций социальной сферы в составе Фонда поддержки предпринимательства Югры (далее - ЦИСС).
Деятельность ЦИСС направлена на усовершенствование имеющихся видов поддержки социального предпринимательства и создание системы мер, направленных на решение социальных проблем путем открытия бизнеса. Результатом реализации мероприятий является оказание поддержки 5 841 потенциальному и действующему субъекту социального предпринимательства и социально ориентированной некоммерческой организации. Услуги ЦИСС доступны в каж
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.