Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. "Характеристика текущего состояния жилищной сферы Октябрьского района"
Общая площадь жилищного фонда Октябрьского района (далее - жилищный фонд) по состоянию на 01.01.2013 года составляет 747,4 тыс. кв. м., из них муниципального жилищного фонда 338,2 тыс. кв. м., что не покрывает потребности населения в жилье.
Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов, на практике пока доступны лишь ограниченному кругу лиц со средними и высокими доходами.
Проблема обеспечения населения жильем продолжает оставаться в числе первостепенных для Октябрьского района, как и для большинства районов округа.
Существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой.
Необходимо обеспечить условия для существенного роста объемов жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения.
Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах", предусматривает на условиях софинансирования реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, в том числе молодых семей, молодых учителей, малоимущих граждан, граждан, проживающих в жилых домах, признанных непригодными для проживания (аварийными) и подлежащими сносу.
Количество непригодных для проживания жилых помещений на территории Октябрьского района составляет:
- в 2010 году - 1 895 квартир, общей площадью 116 741,10 кв. метра, из них аварийных 69 квартир, общей площадью 3 266,5 кв. м;
- в 2011 году - 2 023 квартир, общей площадью 119 236,0 кв. метра, из них аварийных 103 квартир, общей площадью 4 760,4 кв. м;
- в 2012 году - 2 306 квартир, общей площадью 134 558,6 кв. метра, из них аварийных 131 квартир, общей площадью 6 152,1 кв. м.
Количество семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма:
- в 2010 году - 982 семьи из них имеющие: внеочередное право - 71 семья; первоочередное право - 125 семей;
- в 2011 году - 928 семей, из них имеющие: внеочередное право - 52 семьи; первоочередное право -100 семей;
- в 2012 году - 907 семей из них имеющие: внеочередное право - 56 семей; первоочередное право - 82 семьи.
Указанное выше, свидетельствует о необходимости внедрения новых подходов в сфере жилищного строительства. Требуется проведение комплекса мероприятий по развитию строительного комплекса Октябрьского района и расширение его потенциальных возможностей.
При этом массовое жилищное строительство, комплексное освоение и развитие территорий невозможны без наличия достаточного количества земельных участков. Для формирования земельных участков, как конечного результата, необходима разработка системы последовательных и взаимносогласованных документов градостроительного регулирования, обеспечивающих устойчивое развитие территорий, в составе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории.
Реализацией планов по развитию жилищного строительства в районе станет освоение территорий, формирование перечня территорий занимаемых аварийным, фенольным либо ветхим жилищным фондом.
Также существует проблема в вопросе строительства жилых домов на территории района - это привлечение строительных организаций, готовых качественно и в сроки выполнить строительные работы. Данная проблема обусловлена сложной транспортной схемой сообщения с поселениями на территории района (в большинство поселений района добраться возможно только водным или воздушным транспортом, по временным автодорогам в зимний период).
На протяжении последних трех лет усилия муниципального образования Октябрьский район были сконцентрированы в основном по решению проблем обеспечения жильем очередников и граждан, проживающих в аварийных и непригодных домах в рамках целевой программы "Содействие развитию жилищного строительства на территории Октябрьского района на 2011 -2013 годы и период до 2015 года", утвержденной постановлением администрации Октябрьского района от 12.04.2011 N 770.
За данный период были достигнуты положительные результаты.
Так, граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, были обеспечены жилыми помещениями на условиях социального найма в 2010 году - 0 семей, в 2011 году - 23 семьи (72 чел.), в 2012 году - 20 семей (66 чел.) Переселены из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, в другие благоустроенные жилые помещения в 2010 году - 59 семей (из них по договору социального найма 38 семей, по договору мены 21 семья), в 2011 году - 108 семей (из них по договору социального найма 79 семей, по договору мены 29 семей), в 2012 году - 91 семья (из них по договору социального найма 49 семей, по договору мены 42 семьи).
С 01.01.2011 года по 31.12.2013 год в районе реализовывались две целевые программы:
- целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на территории Октябрьского района в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2012 - 2015 годы", утвержденная постановлением администрации Октябрьского района от 10.02.2012 N 412;
- целевая программа "Содействие в улучшении жилищных условий молодых учителей на территории Октябрьского района на 2013 - 2015 годы", утвержденная постановлением администрации Октябрьского района от 05.06.2013 N 1949, которые соизмеримы по целям и задачам целевой программы "Улучшение жилищных условий населения Ханты - Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2010 N 368-п.
Проблема обеспечения населения жильем и доступности жилья продолжает оставаться в числе первостепенных, как для молодых семей, так и для молодых учителей.
По состоянию на 01.09.2013 на территории Октябрьского района 14 молодых семей признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках федеральной программы "Жилище". Молодых учителей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий по состоянию на 01.09.2013 нет, то есть показатель равен нулю.
Основными факторами, сдерживающими использование молодыми семьями, молодыми учителями заемных денежных средств для приобретения или строительства жилья, являются отсутствие у значительного количества молодых семей и молодых учителей необходимых собственных средств для уплаты первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту или займу, а также высокая стоимость квадратного метра и завышенная процентная ставка за использование ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства.
Кроме того, поддержка молодых учителей при решении жилищной проблемы позволит закрепить кадры в сфере образования, что является качественным показателем уровня образования детей. Все это повлияет на формирование экономически активного слоя населения.
В муниципальном образовании Октябрьский район, как и в ряде других муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, очень остро стоит проблема ликвидации приспособленных для проживания строений.
В соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации, приспособленные для проживания строения не являются жилыми помещениями. Ликвидация таких строений не представляется возможной в рамках действующих жилищных программ на территории муниципального образования Октябрьский район. В связи с этим, требуется создание дополнительных механизмов для ликвидации приспособленных для проживания строений на территории муниципального образования Октябрьский район.
Так, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.07.2012 N 233-п "О порядке предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на софинансирование адресных программ муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (городских округов и муниципальных районов) по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений" были установлены критерии для муниципальных образований на получение субсидии из окружного бюджета для переселения граждан из приспособленных для проживания строений.
На сегодняшний день, на территории муниципального образования Октябрьский район расположено 10 мест сосредоточения приспособленных для проживания строений, на территориях которых находится 95 приспособленных для проживания строения, в которых проживают 210 человек.
В данных местах сосредоточения приспособленных для проживания строений наблюдается неудовлетворительный уровень коммунально-бытовых условий проживания граждан, отсутствует система водоотведения (канализация), что может привести к неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке.
Место сосредоточения приспособленных для проживания строений находится на значительном удалении от жилой застройки, а также объектов социальной инфраструктуры населенных пунктов (школы, детские сады, больницы и т.п.). В связи с чем, возникают проблемы с обеспечением его жителей общественным транспортом, а также предоставлением социальных услуг.
Для решения вопроса ликвидации приспособленных для проживания строений на территории муниципального образования Октябрьский район постановлением администрации Октябрьского района от 27.06.2013 N 2287 была утверждена целевая программа "Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, расположенных в месте их сосредоточения в муниципальном образовании Октябрьский район на 2013 - 2015 годы".
В рамках данной целевой программы администрация Октябрьского района в 2012 году было заявлено на ликвидацию 8 приспособленных для проживания строений, а именно на одно строение, расположенное в с. Перегребное - вагон - городок с. Перегребное и 7 строений, расположенные в пгт. Приобье по адресам: БПТОиКО и станция Приобье пгт. Приобье.
Двум участникам в рамках данной целевой программы в конце 2013 года были перечислены субсидии на приобретение жилых помещений, но снос приспособленных для проживания строений не осуществился. В течение месяца после приобретения жилых помещений участники обязаны освободить и передать по акту приспособленные для проживания строения, но с 01.01.2014 года вступила в силу новая государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах", где порядком 9 данной государственной программы определены правила и условия распределения субсидий бюджетам муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) автономного округа на софинансирование программ муниципальных образований автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений, обследованных и включенных органами местного самоуправления в реестр таких строений на 1 января 2012 года, включая строения, право собственности на которые признаны гражданами в судебном порядке в период с 1 января 1995 года до 1 марта 2005 года.
Часть населенных пунктов муниципального образования Октябрьский район расположены вдоль реки Обь. Жилые дома, расположенные в близи реки Обь подвергаются в весенне-паводковый период подтоплению.
Существенный ущерб населенным пунктам наносят периодические затопления прибрежной территории при прохождении паводков. Затапливаются жилой фонд, объекты инфраструктуры в результате чего создаются чрезвычайные ситуации, несущие угрозу экологической обстановке территории, жизни и здоровью людей.
В такой ситуации возможно возникновение вторичных поражающих факторов: пожаров (обрывы и короткие замыкания электрических кабелей и проводов), обрушения зданий, сооружений (под воздействием водного потока и вследствие размыва основания), заболевания населения и сельскохозяйственных животных (в результате загрязнения питьевой воды и продуктов питания) и т.д.
В действующем жилищном законодательстве Российской Федерации не предусмотрено предоставление жилых помещений гражданам, проживающим в зоне подтопления и (или) в зоне береговой линии, подверженной абразии, соответственно расселение не представляется возможной в рамках действующих жилищных программ на территории муниципального образования Октябрьский район, в связи с чем, требуется создание дополнительных механизмов по переселению граждан, проживающих в зоне подтопления и (или) в зоне береговой линии, подверженной абразии в весенне-паводковый период на территории муниципального образования Октябрьский район.
На сегодняшний день на территории муниципального образования Октябрьский район расположена одна зона подтопления в весенне-паводковый период и две зоны подверженной абразии. Зона подтопления находится в д. Чемаши, ул. Сайдашева, на территории которой находится 7 жилых домов, в которых проживают 11 семей (21 человек). Зонами береговой линии, подверженными абразии являются пгт. Октябрьское, ул. Фрунзе д. 4а и пгт. Приобье ул. Береговая д. 8, д. 27 в которых наблюдается наибольшее количество факторов неблагоприятных и опасных условий проживания граждан.
Для решения проблемы в части обеспечения населения жильем в Октябрьском районе необходимо принятие Программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Октябрьского района в 2014-2020 годах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.