Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности, развитие конкуренции и негосударственного сектора экономики
2.1. Развитие материально-технической базы в отрасли
Строительство объектов, в том числе создаваемых на условиях государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства, концессионных соглашений, Государственной программой не предусмотрено.
В структуре Департамента труда и занятости населения автономного округа функционируют 18 казенных учреждений автономного округа (далее - центры занятости населения), которые занимают 27 единиц административных зданий и помещений.
Развитие отрасли на ближайшую перспективу связано с приведением помещений, занимаемых учреждениями, в которых осуществляется предоставление государственных услуг в области содействия занятости (далее - государственные услуги), в соответствии с требованиями доступности для всех категорий граждан.
Во исполнение Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации в отношении устранения барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений проведены мероприятия по выявлению объектов, не соответствующих установленным рекомендациям и требованиям.
В этих целях будет осуществляться приобретение, монтаж и установка специального оборудования, технических приспособлений (визуальных, акустических, тактильных и иных), предметов, а также оборудования климат-контроля для создания благоприятных климатических условий работы, приобретение специальных аудиопрограмм для слабовидящих и слепых людей, специального программного обеспечения, позволяющего увеличивать шрифт или картинки на экране компьютера, для слабослышащих граждан приобретение специального оборудования, усиливающего звук, и другое вспомогательное оснащение.
Целью проводимых мероприятий является обеспечение доступности в 2017 году всех мест оказания государственных услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения.
Для достижения поставленной цели в полной мере необходимо приобретение помещений для 4 центров занятости населения (Покачевского, Югорского, Октябрьского, Березовского центров занятости населения), которые размещаются в зданиях, где капитальный ремонт нецелесообразен ввиду использования данных зданий несколькими собственниками и арендаторами.
Развитие отрасли также неразрывно связано с информатизацией органов службы занятости населения и перевода государственных услуг в электронный вид. Для реализации положений указов Президента Российской Федерации в части увеличения количества граждан, направляющих заявления о предоставлении государственных услуг в электронном виде, запланирована модернизация информационного портала органов службы занятости населения автономного округа.
Кроме того, в местах оказания государственных услуг гражданам будет предоставлена возможность регистрации на портале государственных услуг Российской Федерации.
Следующим и одним из главных этапов развития отрасли является паспортизация информационных систем, обеспечивающих предоставление государственных услуг гражданам, приведению их защищенности от несанкционированных вмешательств, обеспечения защиты данных.
Развитие отрасли также связано с обеспечением энергосбережения и повышением энергетической эффективности зданий и помещений, в которых располагаются центры занятости населения. Для достижения нормативного снижения потребления энергетических ресурсов поставлена задача по внедрению систем всепогодного регулирования подачи тепловой энергии.
2.2. Формирование благоприятной деловой среды
Мероприятия государственной программы способствуют созданию благоприятных условий для деловой среды, обеспечение доступа негосударственного сектора в сферу регулирования по следующим направлениям:
предоставление информационных, консультационных и образовательных услуг при организации безработным гражданином предпринимательской деятельности;
оказание государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - субсидия на открытие собственного дела), а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
предоставление единовременной финансовой помощи на создание дополнительных рабочих мест (далее - субсидия на создание дополнительных рабочих мест) для трудоустройства безработных граждан.
Данные меры способствуют обеспечению защиты от безработицы граждан, признанных в установленном порядке безработными, смягчению социальной напряженности на рынке труда, снижению уровня безработицы.
Порядок, размер и условия предоставления вышеуказанных мер государственной поддержки определены приложениями 2, 3, 10 к Государственной программе.
Значительная доля начинающих предпринимателей из числа бывших безработных открывает собственное дело в сферах оптовой и розничной торговли, ремонте автотранспортных средств, бытовых изделий (24%), предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг (14%), сельскохозяйственном производстве (13%), обрабатывающем производстве (12,8%), операциях с недвижимым имуществом, предоставлении услуг (12,2%).
Весьма актуальной проблемой на сегодняшний день является развитие малого предпринимательства в социальной сфере на уровне региона, так как это один из способов решения проблемы безработицы.
Социальное предпринимательство - деятельность субъектов малого предпринимательства, направленная на решение социальных проблем, в том числе связанных с:
обеспечением занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников детских домов, лиц, освобожденных в течение 2 лет из мест принудительного заключения;
оказание услуг образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведением занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях и др.
Основной формой взаимодействия органов службы занятости населения с предпринимателями социального блока, открывшими собственное дело с использованием программных средств, является стимулирование предпринимателей в виде предоставления субсидий на создание ими дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
В 2014 - 2015 годах органами службы занятости населения было предоставлена субсидия на открытие собственного дела в сфере социального предпринимательства 74 гражданам (7,3% от общей численности - 1009), в том числе 68 индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица и 6 юридическим лицам по сферам деятельности:
16 граждан - в сфере образования;
10 граждан - в сфере здравоохранения;
47 граждан - в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности, спорта, проведения занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях.
Мероприятиями Государственной программы по содействию временному трудоустройству граждан для работодателей из числа юридических лиц, физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве главы крестьянско-фермерского хозяйства, индивидуальных предпринимателей, с которыми гражданин вступает в трудовые отношения, предусмотрена мера поддержки в виде компенсации расходов по оплате труда граждан, трудоустроенных на организованные рабочие места, размер которой установлен в разрезе мероприятий и категорий участников Государственной программы.
Государственная финансовая поддержка предпринимателей позволяет средства экономии, сложившиеся по выплате заработной платы, направить на развитие и модернизацию бизнеса.
Несмотря на все принимаемые меры в автономном округе по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса сохраняются административные, финансовые, информационные и другие барьеры.
В целях устранения административных барьеров осуществляется процедура оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, включающая анализ его воздействия с точки зрения затрат, выгод и риска, на предмет влияния на развитие предпринимательской деятельности и конкурентную среду.
Совершенствование механизма предоставления мер государственной поддержки, предусмотренных Государственной программой, является результатом анализа эффективности ее реализации.
Системная реализация мероприятий Государственной программы, включающих меры по финансовой, информационно-консультационной видам поддержки, способствует созданию благоприятного предпринимательского климата, что, несомненно, влечет за собой повышение общего уровня доходов населения, пополнение бюджетов всех уровней.
Мероприятием Государственной программы по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников, находящихся под угрозой увольнения, и организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и (или) модернизацию производства, субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлена возможность обучения своих работников новым профессиям (специальностям), необходимым для развития производства, что является эффективным стимулированием ротации трудовых ресурсов.
Предоставление субсидии негосударственным организациям (коммерческим и некоммерческим) на оказание государственных услуг в области содействия занятости населения Государственной программой не предусмотрено.
Во исполнение Плана мероприятий ("дорожная карта") по поддержке доступа негосударственных организаций (коммерческих, некоммерческих) к предоставлению услуг в социальной сфере в автономном округе на 2016-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства автономного округа от 22 июля 2016 года N 394-рп, по вопросу внедрения эффективных практик деятельности негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, в области содействия занятости инвалидов и других категорий граждан, в Государственную программу включено мероприятие по организации опроса инвалидов с целью изучения потребности в трудоустройстве, профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании.
Юридическим лицам, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям, Государственной программой предоставлена возможность получения финансовой поддержки в виде грантов по итогам конкурса проектов, направленных на создание условий для активного участия людей пожилого возраста в экономической жизни автономного округа (далее - Конкурс).
Конкурс включен в программу во исполнение пункта 7 Дорожной карты "Развитие человеческого потенциала" Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп.
Проведение Конкурса осуществляется один раз в три года.
Положение о проведении Конкурса, требования к участникам размещаются на официальном сайте Департамента труда и занятости населения автономного округа http://www.deptrud.admhmao.ru не позднее 30 календарных дней до его начала.
Порядок предоставления грантов в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов из бюджета автономного округа по итогам Конкурса определен приложением 13 к Государственной программе.
Негосударственным организациям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям, предоставлена возможность участия в мероприятиях Государственной программы, направленных на организацию временного трудоустройства граждан.
Мероприятия временного трудоустройства предусматривают предоставление работодателям, организующим временное трудоустройство граждан, компенсации расходов по оплате труда работников в размере от 1,4 до 15,9 тыс. рублей с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на компенсируемый фонд оплаты труда в зависимости от категории участников и мероприятия.
2.3. Реализация инвестиционных проектов
Для удовлетворения инвестиционных потребностей автономного округа в различных сегментах региональной экономики и социальной сферы чрезвычайно важно не только продолжать аккумулировать внутренний инвестиционный потенциал, но и прилагать усилия к расширению масштабов привлечения инвесторов, перспективы прихода которых в значительной степени определяются состоянием инвестиционного климата в регионе, а также зависят от уровня обеспечения в автономном округе общественного порядка, безопасности, межнационального согласия, гражданского единства, достаточности мер, направленных на профилактику экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ, на достижение которых направлена Государственная программа.
Вместе с тем, Государственная программа не содержит инвестиционных проектов, реализуемых, в том числе на принципах проектного управления.
Основным мероприятием 3.2 "Содействие обеспечению работодателей трудовыми ресурсами" подпрограммы "Повышение мобильности трудовых ресурсов в автономном округе" предусмотрено проведение комплекса мероприятий, направленных на привлечение трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации, а также повышение эффективности использования имеющихся трудовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов (далее - комплекс мероприятий).
Более подробная информация о комплексе мероприятий указана в подразделе "Подпрограмма III "Повышение мобильности трудовых ресурсов в автономном округе"" раздела 4 "Характеристика основных мероприятий Государственной программы".
Подпрограммой "Повышение мобильности трудовых ресурсов в автономном округе"" предусмотрено определение потребности в трудовых ресурсах, необходимых при вводе объектов инвестиционных проектов, и формирование перечня инвестиционных проектов для включения в подпрограмму с целью подготовки кадрового потенциала для их реализации из числа граждан автономного округа либо за счет привлечения квалифицированных специалистов из других субъектов Российской Федерации.
Перечень инвестиционных проектов, по которым существует потребность в трудовых ресурсах после ввода в эксплуатацию объекта инвестиционного проекта, формирует и включает в Государственную программу путем внесения изменений в установленном порядке ответственный исполнитель Государственной программы.
2.4. Развитие конкуренции в автономном округе
Развитие конкуренции в автономном округе оказывает благоприятное воздействие на макроэкономические показатели социально-экономического развития автономного округа в целом, на достижение которых направлена реализация государственной программы.
Отдельные мероприятия Государственной программы, способствующие развитию конкурентной среды, включены в План мероприятий "дорожную карту" по содействию развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - План по развитию конкуренции), утвержденный распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 июля 2015 года N 387-рп:
мероприятия, направленные на мобильность трудовых ресурсов, способствующую повышению эффективности труда;
мероприятия по содействию самозанятости отдельных категорий граждан и развитию гибких форм занятости и надомного труда.
Мероприятия, направленные на мобильность трудовых ресурсов, способствующую повышению эффективности труда, включают в себя:
проведение научных исследований по выявлению потребностей экономики в трудовых ресурсах;
мониторинг рабочих мест, создаваемых в связи с вводом новых производственных мощностей, модернизацией и реструктуризацией производств, внедрением современных технологий, расширением производства и трудоустройством граждан на указанные рабочие места;
предоставление мер государственной поддержки гражданам, переселяющимся в связи с участием в реализации инвестиционного проекта.
Мероприятия по содействию самозанятости отдельных категорий граждан включают в себя предоставление государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации. Оказание рассматриваемой государственной услуги осуществляется казенными учреждениями автономного округа - центрами занятости населения на бесплатной основе в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги от 25 июля 2012 года N 12-нп.
Кроме того, развитию конкуренции при предоставлении услуг в области содействия занятости населения способствует расширенный перечень участников мероприятий Государственной программы: юридических лиц из числа организаций разных организационно-правовых форм собственности, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, глав крестьянско-фермерских хозяйств.
Реализация отдельных мероприятий Государственной программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Развитие конкуренции связано с публичностью планов размещения заказов на ближайший отчетный период (год) и формированием бюджета путем установления планов закупок и их публикации в единой информационной системе.
План закупок Департамента труда и занятости населения автономного округа на очередной календарный год утверждается на заседаниях Общественного Совета (далее - Совет), созданного при Департаменте труда и занятости населения автономного округа.
Информация о рассматриваемых общественным Советом вопросах размещается на официальном сайте Департамента труда и занятости населения автономного округа http://www.deptrud.admhmao.ru в разделе "Координационные и совещательные органы".
В целях выявления в нормативных правовых актах, утверждающих и изменяющих Государственную программу, положений, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, ответственный исполнитель Государственной программы осуществляет предварительную оценку регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, оценку фактического воздействия принятых ранее нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.