Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Образование: создание собственного бренда и интеграция в глобальное образовательное пространство
В образовательной структуре Кампуса будут представлены общеобразовательные программы, программы высшего и профессионального образования. На территории Кампуса будут размещены Сургутский государственный университет (СурГУ), Сургутский государственный педагогический университет (СурГПУ), Сургутский политехнический колледж, Сургутский медицинский колледж, Сургутский колледж культуры (созданный из трех ныне действующих учреждений), школа для одаренных детей, детский сад.
Крупнейшим поставщиком образовательных программ высшего образования в Кампусе выступит СурГУ. Предлагаемый им образовательный компонент должен не только удовлетворить локальный спрос на специалистов разных профилей, но в первую очередь ответить потребностям региональной нефтегазовой промышленности в высококлассных, высококвалифицированных профессионалах, проводящих технологическую модернизацию и производящих высокую добавленную стоимость.
Уже на сегодняшний день на базе СурГУ созданы научно-образовательный центр Научно-исследовательского института системных исследований Российской академии наук и базовая кафедра ОАО "Сургутнефтегаз" "Жизненный цикл информационных систем". Политехнический институт СурГУ работает над созданием образовательных программ по следующим направлениям: интегрированный анализ промысловой информации о пласте и скважине; технологии суперкомпьютерного моделирования в нефтегазовой отрасли; инновационные методы вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов нефти. Таких программ нет ни в одном из вузов страны.
Институт естественных наук СурГУ реализует программы специалитета и бакалавриата по фундаментальной и прикладной химии (специализации нефтехимия и аналитическая химия), экологии и природопользованию. Планируется совместно с Московским государственным университетом усиление курса нефтехимии и аналитической химии, введение курса биоорганической химии и соответствующей дополнительной специализации, а также совместная с Университетом Мишкольц (Венгрия) магистерская программа "Нефтехимия", магистерская программа "Энергетические технологии" совместно со Сколковским институтом науки и технологий.
В целом подготовка на уровне бакалавриата будет вестись по широкому набору направлений, и по сфокусированному набору естественно-научного и технического профиля - в магистратуре и аспирантуре, которым будет отдано предпочтение на территории Кампуса. Кампус будет активно привлекать сотрудников промышленных компаний для получения степени магистра и кандидата технических наук.
Одним из направлений образовательной деятельности станут перспективные области, не связанные с топливно-энергетическим комплексом. Приоритетной становится тематика Крайнего Севера, включающая такие области, как медицина и экология. В округе имеется недостаток кадров первичного звена здравоохранения, а также узких специалистов в области оказания высокотехнологической медицинской помощи. Планируется постепенный переход в медицинском образовании от подготовки врача общей практики к подготовке врача в сфере предиктивной и персонализированной медицины. Становятся весьма актуальными вопросы развития медицины, сохраняющей качество жизни. Учитывая современные тренды развития медико-биологических знаний и инновационных технологий в этих областях, необходимо внедрение клеточных технологий в медицине, моделирование in silico (биоинформатика), фармбиотехнологии, конвергенция технологий (био-нано-инфо). Поэтому наряду с увеличением бюджетных мест по уже имеющимся программам подготовки предусматривается расширение перечня специальностей, требующих подготовки врачей, обладающих глубокими междисциплинарными знаниями. Решить эти проблемы позволит открытие подготовки по медицинской биохимии, медицинской биофизике и медицинской кибернетике.
Кроме того, будет возможна подготовка по новым образовательным программам, в частности, в области промышленной электроники, лазерных медицинских и аддитивных технологий, расчетных технологий инженерного анализа сложных технических систем, подготовка инженеров машиностроительного профиля.
Программы подготовки будут составлены и реализованы в кооперации с лидирующими промышленными компаниями и ведущими технологическими вузами мира в областях, связанных с нефтью и газом. Международная кооперация важна для создания собственного бренда, который будет формироваться через создание совместных программ с более известными брендами (например, Heriot-Watt University (Великобрритания, г. Эдинбург) и Сколковским Институтом Науки и Технологии). Обучение предполагает активное участие студентов в решении практических задач региональной промышленности, профессиональные стажировки.
СурГПУ, являясь региональным профильным университетом, будет развиваться в Кампусе как центр педагогического и социально-гуманитарного образования региона, на базе которого будут сосредоточены педагогическое и социально-гуманитарное профессиональное образование и научные исследования в этих областях.
Приоритетным направлением подготовки СурГПУ должно стать направление "Образование и педагогика" в части подготовки бакалавров и магистров по педагогическому образованию, психолого-педагогическому образованию, специальному (дефектологическому) образованию и профессиональному обучению (по отраслям). Учитывая, что СурГПУ единственный региональный педагогический вуз, он должен аккумулировать подготовку педагогических кадров для региона в целом. Университет будет обеспечивать высшее педагогическое образование, концептуальным принципом организации и содержания которого станет тесная связь и внедрение результатов научных исследований в практику профессионального образования.
На территории Кампуса будет расположен образовательный комплекс "Сад - Школа" как экспериментальная площадка СурГПУ по разработке новых форм и методов обучения, базовая площадка "Института инновационной деятельности в образовании" Российской академии образования и стажировочная площадка для студентов СурГПУ и педагогов всего автономного округа по освоению новых образовательных технологий. Приоритетная задача - формирование интеллектуального потенциала социально-экономического развития региона. Основные направления научно-исследовательской деятельности: раннее развитие детей, работа с одаренными детьми, формирование метапредметных умений, формирование гражданской позиции, ранняя профилизация, индивидуальные образовательные программы, преемственность на всех ступенях образования, инклюзивное образование, здоровьесбережение.
На базе комплекса "Сад - Школа" будут созданы центры развития детей, подростков, родителей, учителей. Использование информационных (сетевых) технологий позволит расширить эти объединения и привлечь к участию в совместных проектах другие образовательные организации автономного округа, России. Кадровый, средовой, педагогический потенциалы Кампуса позволят построить и реализовать действенные модели профориентационной работы с детьми и подростками.
Оба вуза (СурГУ и СурГПУ) являются независимыми, что позволит сохранить разнообразие корпоративной культуры университетов и поддержать сложившиеся успешные управленческие, экономические и педагогические практики. Цель обоих вузов - повысить качество образования, устранив дублирование в направлениях подготовки и максимально усилив взаимную выгоду через участие в совместных проектах и программах. Каждый университет останется институционально независим, но академически и социально будет связан с партнерами в Кампусе. Такая схема позволит также реализовать принципы Болонского процесса на базе Кампуса: взаимозачисление учебных кредитов, реализация различных видов совместных программ, академическая мобильность и программы "разделенного" обучения, когда один университет отвечает за один набор дисциплин, к примеру, гуманитарный или педагогический, а другой - за естественно-научный.
Колледжи - политехнический, медицинский и колледж культуры - будут выполнять в Кампусе каждый свою миссию: осуществлять подготовку специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих в соответствии с потребностями отраслей экономики и социальной сферы; гибко реагировать на социально-экономические изменения, предоставлять широкие возможности для различных категорий населения в приобретении необходимых профессиональных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.
Уникальное расположение в одном Кампусе организаций высшего и профессионального образования усиливает возможности реализации принципа непрерывности. Так, намечена реализация образовательных программ прикладного бакалавриата по техническим направлениям совместно с политехническим институтом СурГУ и политехническим колледжем.
Другими особенностями образования в Кампусе, вытекающими из идеи сотрудничества, являются:
Общая материальная база - библиотека, информационно-компьютерная база, лаборатории, центр институциональных исследований, спортивно-оздоровительный комплекс, центр искусств. Несомненно, что управление общей материальной базой может вызвать определенные административные сложности, но практика такого рода в мире существует и позволяет организациям экономить значительные средства.
Совместные исследовательские группы - объединение усилий вузов по проведению этнографических, исторических, социальных и экологических исследований и исследований в области образования. Данные (совместные) направления необходимы как усиливающие (а не заменяющие) научно-технические, поскольку сфокусированность лишь на научно-технических областях в конечном итоге ограничивает инновационные возможности университетов. Способность синтезировать различные точки зрения, чтобы получить одну "большую картину" необходима и в технических областях, а общественные и гуманитарные науки играют важную роль, часто предлагая творческий взгляд на критически важные точки.
На первом этапе в Кампусе сформируется несколько передовых образовательных программ, интегрированных в международную и российскую повестку развития науки и образования и тесно связанных с промышленностью и работодателями. Успешный опыт реализации таких образцовых программ в дальнейшем будет тиражирован на остальные программы, реализуемые в Кампусе.
За счёт широкого внедрения технологий онлайн и сетевых образовательных программ Кампус будет интегрирован в глобальное образовательное пространство, предоставляя студентам и сотрудникам возможности полного включения в глобальные процессы обмена знаниями. Кампус обеспечит качественными образовательными сервисами отдалённые малонаселённые районы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.