Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Краткая характеристика текущего состояния сферы социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты. Координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Основные направления деятельности Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депсоцразвития Югры) - поддержка семей с детьми, детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, граждан пожилого возраста и инвалидов, малообеспеченных граждан, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение доступности и качества социальных услуг.
Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ).
Ежегодно почти четверть населения автономного округа (370 тыс. человек) получают государственную поддержку в виде пособий, компенсаций и иных выплат, в среднем более 30 тыс. рублей в год на одного получателя, что составляет около 13 млрд. рублей из бюджета автономного округа.
В 2015 году произошли существенные изменения в системе мер социальной поддержки, действующей в автономном округе, направленные в первую очередь на сокращение сферы применения категориального подхода при назначении мер социальной поддержки.
Переход на применение принципов нуждаемости и адресности при предоставлении гражданам мер социальной поддержки, уточнение их состава и условий предоставления способствует формированию более эффективной, открытой и понятной системы социальной поддержки и, следовательно, эффективности бюджетных расходов.
Меры социальной поддержки семей с детьми дифференцированы в соответствии с критериями нуждаемости граждан в их получении, для назначения отдельных мер установлено условие постоянного проживания граждан на территории автономного округа не менее 10 лет ("ценз оседлости").
При этом предоставление всех действующих мер социальной поддержки сохраняется. Меры социальной поддержки малоимущим семьям оказываются без соблюдения "ценза оседлости".
В работе с малоимущими семьями приоритет отдается стимулированию граждан к активизации собственного трудового потенциала, повышению реальных доходов семей и выходу их из разряда нуждающихся в государственной помощи путем внедрения технологии социальных контрактов.
Сформированная в автономном округе система межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, система нормативных правовых актов в сфере защиты прав и законных интересов детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, а также система мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан, принявших на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, позволила достичь 1 января 2016 года следующих результатов (в сравнении с данными 1 января 2015 года):
увеличение на 2,0% числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
сокращение на 53,1% числа детей, состоящих на учете в банке данных о детях и воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
в семьях граждан воспитываются 98,9% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общего числа детей указанной категории, проживающих в автономном округе;
увеличение на 1,5% доли усыновленных детей.
Организация отдыха и оздоровления в автономном округе рассматривается как одно из основных направлений социальной политики в отношении детей. Ежегодно организуется отдых и оздоровление воспитанников государственных учреждений автономного округа.
Несмотря на принимаемые меры, остается ряд нерешенных проблем:
1) необходимость преодоления межведомственных барьеров в решении вопросов, касающихся семей с детьми, индивидуальной реабилитации находящихся в социально опасном положении, выявления детей, права и законные интересы которых нарушены, и организации реабилитационной работы с ними;
2) потребность в повышении квалификации и профессионального уровня специалистов учреждений, работающих с детьми;
3) недостаточная оснащенность учреждений социальной сферы реабилитационным и специализированным оборудованием для детей-инвалидов, в том числе аутичных детей;
4) обеспечение доступности услуг семьям с детьми, проживающим в отдаленных районах автономного округа;
5) обеспечение детям равных условий и возможностей на отдых и оздоровление вне зависимости от благосостояния семьи.
Вызывает тревогу проблема социального сиротства. Только 13% детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях, - круглые сироты, у остальных родители живы. Существующие формы семейного устройства детей-сирот требуют дальнейшего развития. Необходимо совершенствование профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, с целью предотвращения лишения родителей родительских прав, а также деятельности по восстановлению в родительских правах и возвращению ребенка в семью после ее социальной реабилитации.
Важными слагаемыми социальной политики в Югре являются возрождение и сохранение ценностей гражданско-патриотического воспитания, укрепление традиционных семейных ценностей, поддержка традиций большой многопоколенной семьи с тесными взаимосвязями между несколькими поколениями родственников, формирование духовно-нравственных ценностей, основанных на уважении к родителям, а также к старшему поколению, продвижение ценностей ответственного родительства, семейного устройства детей-сирот.
Социальная поддержка дополняется социальными услугами, которые предоставляются государственными, негосударственными учреждениями различной форм собственности и физическими лицами.
Социальное обслуживание населения представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
На 1 января 2016 года система организаций, находящихся в собственности автономного округа и ведении Депсоцразвития Югры, включает 54 организации, в том числе: 28 учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 24 учреждения социального обслуживания семьи и детей, "Методический центр развития социального обслуживания", "Центр социальных выплат Югры".
Сеть учреждений, подведомственных Депсоцразвития Югры, сформирована с учетом географических особенностей, транспортной схемы, численности населения муниципальных образований автономного округа, что обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях, на дому и охватывает различные категории и группы населения.
Материально-техническая база действующих учреждений социального обслуживания населения в автономном округе не в полной мере отвечает современным требованиям, предъявляемым к объектам социальной сферы, в частности к качеству предоставляемых услуг населению, обеспечению санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности. Большинство учреждений расположены в приспособленных зданиях, построенных в 1970 - 1980 годы.
За 2012 - 2015 годы построены (реконструированы) и введены в эксплуатацию 6 объектов:
спальный корпус на 240 койко-мест психоневрологического интерната в пгт. Излучинске Нижневартовского района;
отделение - интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов комплексного центра социального обслуживания населения "Содействие" в пгт. Федоровский Сургутского района;
здание комплексного центра социального обслуживания населения "Гелиос" г. Пыть-ях на 30 койко-мест;
отделение в доме-интернате для одиноких престарелых граждан г. Нефтеюганск на 100 койко-мест;
здание стационарного отделения для несовершеннолетних "Виктория" г. Лангепас на 24 койко-места;
отделение реабилитации инвалидов по слуху на 6 койко-мест для проведения профилактических, социально-реабилитационных, оздоровительных мероприятий в бюджетном учреждении автономного округа "Комплексный центр социального обслуживания населения "Диалог" в г. Нижневартовске.
В 2015 году завершено переоборудование и переустройство зданий двух стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на 155 койко-мест:
отделение "Милосердие" психоневрологического интерната в г. Нижневартовске на 90 койко-мест;
специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов "Луч" в г. Нижневартовске на 65 койко-мест.
Планирование и определение направлений развития системы социального обслуживания населения формируется с учетом результатов ежегодных социологических исследований, проводимых в целях изучения удовлетворенности граждан в социальных услугах, отвечающих современным требованиям.
В рамках реализуемой информационной кампании по разъяснению положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ) предусмотрено проведение социологических опросов для выявления уровня информированности получателей социальных услуг о порядке и условиях предоставления социальных услуг с 1 января 2015 года и степени их удовлетворенности данной информацией.
Результаты опросов, проведенных в 2015 году, показали высокий уровень информированности граждан о введении в действие Федерального закона N 442-ФЗ и его положениях:
98% опрошенных граждан считают, что полностью или частично владеют информацией о новых положениях законодательства (в марте 2015 года таких граждан было 97%);
97% респондентов знают о новом порядке получения социальных услуг на платной и бесплатной основе (в марте 2015 года таких граждан было 96%);
способствовали совершенствованию условий предоставления социальных услуг, расширению их спектра, внедрению в работу с населением новых социальных технологий, таких как предоставление и обеспечение сертификатов на оплату услуг по уходу за одинокими тяжелобольными гражданами (с начала реализации технологии выданы 83 сертификата); приемная семья для пожилого гражданина (действуют 115 приемных семей); надомное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов посредством социальных бригад.
Реализация государственных полномочий осуществляется с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе посредством использования:
единого прикладного программного обеспечения "Автоматизированная система обработки информации" (ППО АСОИ) при реализации мер социальной поддержки;
единой автоматизированной информационной системы учреждений социального обслуживания населения (АИС УСОН) при организации социального обслуживания граждан.
Депсоцразвития Югры принимает необходимые меры по сохранению уровня социальных гарантий, совершенствованию подходов при предоставлении мер социальной поддержки, развитию новых форм и видов услуг, предоставляемых населению как учреждениями, подведомственными Депсоцразвития Югры, так и организациями всех форм собственности.
По итогам реализации мероприятий государственной программы дополнительная потребность в инженерно-технических кадрах в органах социальной защиты населения и учреждениях социального обслуживания населения, подведомственных Депсоцразвития Югры, составит 114 человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.