Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. "Краткая характеристика текущего состояния сферы культуры, государственной охраны объектов культурного наследия, архивного дела и туризма Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Реализация государственной программы осуществляется в значимых сферах социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономного округа, Югры): культура, государственная охрана объектов культурного наследия, архивное дело, туризм.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 11 августа 2017 г. N 311-п в пункт 1.1 раздела 1 настоящего приложения внесены изменения
1.1. Культура.
Культура Югры обладает огромным потенциалом. В течение последних лет приняты меры по обеспечению финансовых, правовых и организационных условий для развития культурной среды и внедрения информационных технологий. Потребность населения Югры в культурных услугах остается стабильной на протяжении последних 3 лет, одновременно повышаются требования к качеству их предоставления.
По данным социологического исследования, проведенного по итогам 2015 года, уровень удовлетворенности жителей Югры деятельностью учреждений культуры и качеством предоставляемых услуг в сфере культуры составляет 78%.
По состоянию на 1 января 2016 года государственный и муниципальный сектор культуры Югры представлен обширной многопрофильной сетью из 463 учреждений по всем видам деятельности, в том числе 18 государственных учреждений культуры, кинематографии и образовательных организаций в сфере культуры, по отношению к которым Депкультуры Югры выступает главным распорядителем бюджетных средств, из них 5 автономных учреждений.
В собственности государственных учреждений (оперативном управлении, хозяйственном ведении, на иных правах) находится 31 здание (строение, помещение). Общая площадь зданий (помещений) составляет 75763,84 кв. м., средний физический износ составляет 20 - 25%.
Показатель доступности объектов, находящихся в собственности автономного округа, и услуг в сфере культуры для маломобильных групп населения по итогам 2015 года достиг 92%, в том числе с показателем "полностью доступны" - 13%.
Снижение энергоемкости экономики за счет внедрения инновационных технологий в государственных учреждениях остается на среднем уровне.
Оснащение организаций бюджетной сферы приборами учета и регулирования привело к значительной экономии оплаты коммунальных услуг.
За последние годы сфера культуры автономного округа значительно изменилась под воздействием различных факторов, среди которых немалую роль играют новые технологии и телекоммуникации. Сегодня на первый план выходят вопросы просвещения граждан, особенно детей и молодежи. Повышенное внимание уделяется творческому развитию и созданию на всей территории Югры культурной среды, доступных культурных благ, равных условий для творческой деятельности.
Наиболее радикальным изменениям подверглась деятельность музеев и библиотек, которые первыми освоили виртуальное пространство и технологические достижения. В плане технического оснащения показатели библиотек и музеев Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в значительной степени опережают среднероссийские характеристики, благодаря выделенной субсидии на модернизацию программно-аппаратных комплексов общедоступных библиотек, музеев Югры:
100% музеев оснащены автоматизированной учетной базой данных КАМИС и оборудованием для оцифровки музейных фондов;
100% библиотек - автоматизированными библиотечно-информационными системами;
100% музеев и библиотек подключены к сети Интернет и оснащены IT-оборудованием.
На этой технологической основе осуществляется формирование, предоставление и использование информационных электронных ресурсов и услуг библиотек, музеев.
Доля библиотечных фондов общедоступных библиотек, отраженных в электронных каталогах, составила свыше 90%.
В 2014 году начат масштабный проект по созданию Сводного электронного каталога общедоступных библиотек Югры с целью интеграции общедоступных библиотек к единому Порталу государственных и муниципальных услуг. На начало 2016 года участвуют в реализации проекта 20 учреждений, сводный каталог содержит более 300 тыс. библиографических записей.
В 2015 году была продолжена работа по созданию окружного корпоративного ресурса "Ханты-Мансийский автономный округ - Югра в периодической печати" (база данных пополнилась на 6573 библиографических записи).
Библиотеки предоставляют доступ к ресурсам и информации на 34 собственных web-сайтах (2012 год - 25 web-сайтов); все библиотеки округа имеют представительство в сети Интернет посредством портала "Библиотеки Югры".
В целях реализации Соглашения о сотрудничестве между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина" и Правительством автономного округа 4 марта 2014 года состоялось открытие точки доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки.
Изменилась к лучшему ситуация с предоставлением населению музейных предметов за счет роста объемов электронных ресурсов (электронных каталогов) и увеличения количества выставок как традиционной формы предоставления доступа к музейным собраниям.
Среднее число посещений государственных музеев автономного округа на 1000 жителей оставило 2,6 тыс. человек.
Доля музейных предметов и музейных коллекций, отраженных в электронных каталогах, составила 80,5%, доля оцифрованных музейных предметов, представленных в сети Интернет, составила 23,3%.
По итогам 2015 года количество выставочных проектов по отношению к 2012 году увеличилось на 25%. Сохранение количества посещений (0,43 на 1 жителя в год) на фоне роста численности населения автономного округа говорит о сохранении музеями своих позиций в привлечении граждан к потреблению культурного продукта.
Реализация социально-культурной деятельности в автономном округе осуществляется в различных учреждениях культурно-досугового типа (дворцах и домах культуры, клубах, центрах творчества, искусства и досуга).
Клубными учреждениями в 2015 году проведено 56 872 мероприятия разных форм, что в сравнении с 2014 годом больше на 1,8%, рост зрительской аудитории составил в данном отчетном периоде 799 208 человек.
В сфере профессионального сценического искусства Югры наряду с решением главной задачи - предоставление качественных концертных и театрально-зрелищных услуг населению - ведется поиск оптимального управленческого решения по консолидации и взаимодействию организаций культуры в указанной сфере.
В 2015 году в 8 государственных и муниципальных театрах автономного округа состоялось 20 премьер по произведениям современной драматургии, 2 премьеры по произведениям русской и мировой классики, 273 показа этих премьер посетили более 29,5 тыс. зрителей.
Началась разработка централизованной системы полномасштабных театральных и концертных гастролей в автономном округе, которая предусмотрена Концепцией развития театрального дела в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 февраля 2015 года N 20-п.
Сохранение национальных видов народного творчества неразрывно связано с развитием народных художественных промыслов и традиционной культуры. Художественное творчество и ремесло представлены в Югре 26 направлениями и существуют в форме домашних ремесел.
В 2015 году в этой сфере задействовано было более 4000 человек. Всего в автономном округе работают 889 мастеров, из них 51 мастер имеет высшую квалификацию "Народный мастер России".
В образовательно-культурную деятельность вовлечено более 50 тысяч детей округа, в числе которых 19 741 ребенок занят в учреждениях дополнительного образования, 1527 детей обучаются в профессиональных образовательных организациях.
В Югре система художественного образования представлена 55 школами искусств, из них 14 находятся в сельской местности, и 3 профессиональными образовательными организациями: Сургутским профессиональным колледжем русской культуры им. А.С. Знаменского, Сургутским музыкальным колледжем, колледжем-интернатом "Центр искусств для одаренных детей Севера".
Охват дополнительным художественным образованием в автономном округе остается стабильным на протяжении 3 лет и составляет 12,76 % (по Российской Федерации - 12 %), в отдельных муниципальных образованиях этот показатель находится в пределах от 3,9% до 23%.
В 2015 году в сравнении с 2014 годом контингент обучающихся в учреждениях дополнительного образования увеличился на 125 детей.
Повышению качества образовательных услуг способствует формирование в автономном округе конкурентной среды в сфере художественного образования. Ежегодно школы искусств Югры входят в топ-лист 50 лучших детских школ искусств Российской Федерации.
Оснащение детских школ искусств современным технологическим оборудованием, музыкальными инструментами высокого качества, нотной и методической литературой на условиях софинансирования привело к повышению качества образовательных услуг.
Кинематограф Югры остается одной из динамично развивающихся, доступных, социально ориентированных и востребованных жителями отраслей культуры. В автономном округе осуществляет деятельность 143 публичных кинозала с общим количеством посадочных мест 25123. Позитивным фактором в развитии кинематографической отрасли Югры является ежегодно положительная динамика роста основных показателей:
публичных киносеансов в среднем от 10% до 13%, в том числе с показом российских фильмов до 22,8% по итогам 2014 года;
количество кинозрителей от 10% до 12,9% тыс. человек;
количество детских кинозрителей составило 3%;
кассовые сборы кинотеатров - ежегодный рост до 9%;
обеспеченность населения сельских поселений автономного округа услугами кинопоказа - 91%.
По данным государственного учета, на территории региона находится 5369 объектов культурного наследия. Специфика Югры заключается в абсолютном преобладании объектов археологического наследия в общем количестве памятников - 5251 или 98% от общего количества объектов.
Среди них 983 объекта федерального значения (объекты археологического наследия), 110 объектов регионального значения, 5 объектов местного (муниципального) значения, 4271 выявленный объект культурного наследия.
Включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и вовлечены в региональное социокультурное пространство 25% объектов культурного наследия автономного округа.
С 2011 года ведется работа по сохранению и популяризации объектов культурного наследия путем проведения ремонтно-реставрационных работ на объектах культуры и градостроительства муниципальной собственности и формированию системы достопримечательных мест, призванных обеспечивать сохранность уникальных археологических объектов в естественных историко-культурных и природных условиях.
Ремонтно-реставрационные работы велись на 4 памятниках архитектуры и градостроительства, находящихся в муниципальной собственности: Усадьба П.А.Кайдалова (Нижневартовский район), Дом купца Добровольского К.И (Березовский район), Свято-Троицкая церковь (Октябрьский район), Церковь Вознесения Господня (Ханты-Мансийский район). Итогом 3-х летней работы стало завершение ремонтно-реставрационной работы церкви Вознесения Господня в п. Горноправдинск.
Определение параметров потребности в трудовых ресурсах, необходимых для реализации мероприятий государственных программ, - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности реализации кадровой политики. Выявление потребности в трудовых ресурсах включает в себя не только общесистемные мероприятия, но и отраслевое направление работы.
Основными параметрами потребности в трудовых ресурсах, необходимых для реализации мероприятий государственных программ, определены формальный и содержательный подходы.
Формальный подход строится на основе системы базовых принципов, определяющих основные параметры государственной программы: бюджетные ассигнования, выделенные на реализацию программных мероприятий; количество мероприятий, планируемых к реализации в сравнении с текущим годом.
Содержательный подход строится на основе статистических данных о наличии в отрасли кадровых ресурсов; о динамике уменьшения численности работников учреждений культуры в соответствии со значениями показателей отраслевой дорожной карты.
По состоянию на 1 января 2016 года штатная численность работников отрасли культуры в автономном округе составляет 12 228,4 человек, из них 7 347,9 человек - работники учреждений культуры, 4880,5 человек - работники образовательных учреждений сферы культуры.
Динамика на уменьшение численности работников учреждений культуры в период до 2018 года направлена на повышение эффективности управления кадровым потенциалом отрасли и улучшения качества услуг в сфере культуры.
По состоянию на 1 октября 2015 года в учреждениях культуры автономного округа имеется в наличии 161 вакантное место отраслевой направленности. Средний возраст работников культуры автономного округа составляет 48 лет. В плановый период реализации государственной программы возраст отраслевых квалифицированных сотрудников учреждений культуры достигнет предела пенсионного возраста.
В целях эффективного управления кадровым составом отрасли, предусматривающего сохранение и привлечение в отрасль высокопрофессиональных работников, предполагается обязательное проведение аттестаций (конкурсов) и направление специалистов на профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Образовательными организациями среднего профессионального образования в сфере культуры в прогнозный период будет обеспечен выпуск молодых квалифицированных специалистов в объеме, достаточном для покрытия потребности в кадрах.
Сургутский музыкальный колледж реализует образовательные программы дополнительного профессионального образования по специальностям: "Инструментальное исполнительство" (фортепиано, оркестровые струнные инструменты, оркестровые духовые и ударные инструменты, оркестровые народные инструменты, камерный ансамбль и концертмейстерский класс); "Теория музыки"; "Музыкальное искусство эстрады (Эстрадное пение)"; "Хоровое дирижирование". В 2014 - 2015 учебном году обучение по программам дополнительного профессионального образования получили 116 человек.
Государственная библиотека Югры и Музей Природы и Человека проводят повышение квалификации с привлечением сторонних организаций по темам: "Биологические коллекции Югры: сбор, фиксация, хранение, введение в научный оборот", "Обеспечение сохранности, хранение и консервация фотодокументов", "Обучение сотрудников работе с автоматизированной системой TicketNet", семинары для сотрудников реставрационной мастерской Музея Природы и Человека по работе с системой КАМИС, семинары по темам: "АРМ "Каталогизатор" системы ИРБИС и формат RUSMARC в машиночитаемой каталогизации", "Современные технологии организации культурно-массовых мероприятий". В 2015 году семинары и курсы повышения квалификации посетили 108 человек.
Для реализации мероприятий государственной программы в прогнозный период не потребуется дополнительных трудовых ресурсов, в т.ч. инженерно-технических кадров.
В современном состоянии культуры Югры продолжает существовать ряд проблемных факторов, сдерживающих общее культурное развитие региона:
а) бюджетное финансирование сферы культуры стабильно держится в пределах показателя около 2,7% от консолидированного бюджета автономного округа. Эти вложения покрывают затраты на основную деятельность (включая коммунальные расходы и оплату труда);
б) предоставление услуг в сфере культуры осуществляется с учетом современных требований и возможностей использования виртуальных, дистанционных и технических средств и обеспечения доступности учреждений культуры для населения. Структура сети сформирована в соответствии с установленными полномочиями органов государственной власти и местного самоуправления.
Абзацы шестьдесят третий - шестьдесят седьмой утратили силу с 1 января 2017 г.
в) Значительное число зданий учреждений культуры находятся в ветхом состоянии и нуждаются в ремонте, а их техническое оснащение требует существенного обновления с учетом современных требований. Износ основных материальных активов по различным оценкам превышает 50 - 90%:
износ от 70% до 90% имеет парк музыкальных инструментов детских школ искусств;
22% объектов учреждений культуры капитальный ремонт проводился более 10 лет назад;
лишь 5% общей площади музеев (в 2010 г. - 7%, 2009 г. - 7,5%) отведено под хранение фондов, дефицит площадей под фондохранилища ведет к ухудшению условий содержания историко-культурного наследия и, как следствие, к его постепенной физической утрате и увеличению расходов на реставрацию;
г) сохранение единого культурного пространства Югры - одна из стратегических задач развития сферы культуры.
В настоящее время назрела необходимость в реализации проектов, носящих стратегический долгосрочный характер, в том числе на условиях концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве. Партнерство органов государственной власти, органов местного самоуправления и бизнеса способно содействовать решению многих социальных задач, являясь результатом развития традиционных механизмов взаимодействия в целях разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры.
При этом государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство рассматривается не только как инвестиционный механизм, но и как эффективная модель управления, которая, с одной стороны, позволяет сократить и оптимизировать расходы бюджета, с другой - повысить качество исполнения проектов и предоставления впоследствии на их базе общественных услуг.
В соответствии с федеральными законами от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты культуры планируется создавать на основании концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве.
Необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства округа обусловлена неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей и ряда факторов экономического характера. Конечно, качество и спектр предоставляемых в городах и поселках автономного округа культурных услуг существенно отличаются по определению. Но спектр культурных услуг, предоставляемых в городах округа, также существенно отличается друг от друга, наблюдаются диспропорции в размещении объектов культуры автономного округа.
Одна из наиболее острых проблем - концерты классической музыки профессиональных коллективов. Несмотря на большое количество культурных мероприятий, проводимых в округе, концерты профессиональных коллективов классической музыки для большинства населения автономного округа, кроме жителей городов Сургута и Ханты-Мансийска, являются практически недоступными.
Решение обозначенных проблем требует обеспечения межведомственного, межуровневого взаимодействия в реализации государственной культурной политики, увеличения участия внебюджетного сектора в реализации государственной политики, внедрению механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры, в том числе привлечение инвесторов к работам по реконструкции объектов историко-культурного наследия Югры, создание централизованной системы полномасштабных театральных и концертных гастролей на территории автономного округа.
1.2. Государственная охрана объектов культурного наследия.
С 2010 по 2014 годы в результате проведенных историко-культурных исследований на территории Югры выявлено и поставлено на государственную охрану - 834 объекта культурного наследия. Более 200 ежегодно.
Основной стратегической задачей Госкультохраны Югры является формирование эффективной системы охраны каждого объекта культурного наследия, обеспеченной нормативными и организационно-распорядительными документами.
Установление границ территорий объектов культурного наследия является важнейшим звеном в обеспечении их государственной охраны и предотвращения уничтожения в процессе осуществления масштабной хозяйственной деятельности в Югре. Работа по установлению границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия в автономном округе активно ведется с 2010 года. Выбранный вектор работы и его актуальность были подтверждены Поручением Президента Российской Федерации от 24 августа 2012 года N Пр-2217, обратившим особое внимание именно на установление границ территорий памятников истории и культуры. По состоянию на сентябрь 2015 года нормативными правовыми актами Госкультохраны Югры границы территорий установлены для 831 объекта культурного наследия.
Начиная с 2012 года в автономном округе ведется активная работа по формированию системы достопримечательных мест, как базы для создания на их территориях историко-культурных заповедников. Достопримечательные места позволят наиболее рационально обеспечить сохранность уникальных археологических объектов и наследия коренных малочисленных народов Севера в естественных историко-культурных и природных условиях. Создание системы достопримечательных мест как эффективного инструмента сохранения культурного наследия является сегодня важнейшей общественной задачей. Для Югры эта деятельность актуализируется активным по темпам и масштабным по территории промышленным освоением.
В настоящее время в автономном округе постановлениями Правительства автономного округа в единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации включены 6 достопримечательных мест - 5 регионального значения и 1 местного (муниципального) значения. В их составе 506 объектов археологического наследия и 15 памятников истории (культовые места коренных малочисленных народов Севера). На все достопримечательные места нормативными правовыми приказами Госкультохраны Югры утверждены границы и режим использования территорий.
В целях выявления, предупреждения, пресечения и профилактики правонарушений в сфере охраны объектов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.