Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 8 декабря 2016 г. N 489-п раздел I настоящего приложения изложен в новой редакции
Раздел I. Краткая характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
1. Социально-экономическое положение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Программа является проектом переселения и будет реализована в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ) в соответствии с действующим законодательством.
Автономный округ входит в состав Уральского федерального округа (далее также - УрФО) и располагается в центральной части Западной Сибири.
Площадь территории Югры составляет 534,8 тыс. кв. км.
Численность постоянного населения на 1 января 2016 года, по информации Федеральной службы государственной статистики, составила 1626,8 тыс. чел. Это самый крупный по численности населения регион, территория которого приравнена к районам Крайнего Севера.
Автономный округ характеризуется высокой степенью урбанизации. Доля городского населения на начало 2016 года составила 92,2 %.
В состав округа входят 105 муниципальных образований, в том числе 9 муниципальных районов, 13 городских округов, 26 городских и 57 сельских поселений.
Автономный округ располагает крупными запасами полезных ископаемых и является основным нефтегазоносным районом Российской Федерации (5% мировых запасов нефти).
Специфика экономики округа - моноотраслевая с сырьевой направленностью.
Среди наиболее развивающихся отраслей экономики: добыча полезных ископаемых, энергетика, химическое производство, строительство.
По основным видам промышленной продукции доля Югры в общем объеме производства Российской Федерации по итогам 2015 года составила:
нефть - 45,6 %;
газ - 5,0 %.
Ресурсы автономного округа обеспечивают энергетическую безопасность страны, создают необходимую базу для дальнейшего развития хозяйственного комплекса, лежат в основе ее экспортного потенциала.
По разведанным и подтвержденным запасам углеводородного сырья, возможностям добычи, состоянию производственной инфраструктуры и рентабельности освоения автономный округ остается на ближайшие десятилетия основной стратегической ресурсной базой углеводородного сырья России.
По итогам 2015 года добыча нефти на месторождениях автономного округа составила 243,1 млн. тонн нефти.
Объем добычи газа природного и попутного 31,8 млрд. куб. м.
Югра не является по своим климатическим особенностям территорией благоприятного земледелия, численность сельского населения - 7,8 % от всего населения региона.
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий за счет всех источников финансирования в Югре за 2015 год - 810,7 млрд. рублей, или 106,5 % к соответствующему периоду 2014 года.
По источникам финансирования основную долю занимают собственные средства предприятий - 84,1 %, привлеченные средства - 15,9 %. Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций - 3,4 %.
В 2015 году введено 968,0 тыс. кв. м общей площади квартир, в результате обеспеченность жилыми помещениями в среднем на 1 жителя в Югре увеличилась на 0,5 кв. м до 20,4 кв. м.
Наиболее полная информация об истории, климатических условиях, общественно-политической жизни, экономическом развитии автономного округа представлена на едином официальном сайте государственных органов автономного округа: http://www.admhmao.ru.
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Среднегодовая численность населения автономного округа за 2015 год - 1619,4 тыс. человек, что составляет чуть более 1 % от общей численности населения Российской Федерации.
Численность постоянного населения Югры на 1 января 2016 года составила 1626,8 тыс. человек, увеличившись на 0,9 %, или на 14,7 тыс. человек по отношению к численности населения на 1 января 2015 года.
Устойчивость демографического развития автономного округа обеспечивается молодой возрастной структурой населения, средний возраст населения автономного округа составляет для обоих полов 34,4 года, что на 5,2 года моложе, чем средний возраст россиян (39,6 лет).
По естественному приросту на тысячу человек населения Югра занимает шестую позицию в рейтинге субъектов Российской Федерации.
Естественный прирост населения за 2015 год составил 16527 человек (2014 год - 17365 человек).
По информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по автономному округу, за январь-декабрь 2015 года число прибывших в Югру составило 82199 человек, выбыло 84048 человек, наблюдается миграционная убыль в объеме "-1849" человек (январь-декабрь 2014 года - миграционная убыль "-2537" человек).
Миграционное сальдо сформировалось посредством миграционной убыли в пределах России в объеме "-9128" человек и миграционного прироста за счет международной миграции в количестве 7279 человек.
Основные мотивы, влияющие на причины смены места жительства в пределах России, - это причины личного, семейного характера: приобретение/наследование жилья, вступление в брак; перемена места работы; переезд в связи с учебой; возвращение к прежнему месту жительства. Граждане, приезжающие из разных регионов России для трудоустройства, имеют цель - отработать сравнительно короткий промежуток времени и вернуться на прежнее место жительство.
Автономный округ - регион России, активно осваивавшийся и заселявшийся во второй половине XX века, поэтому большинство его жителей являются мигрантами в первом или втором поколении. По данным Всероссийской переписи населения (ВПН) 2010 года, только 31 % жителей округа являются его уроженцами, это один из самых низких по стране показателей. К возрасту 20 лет уже более половины жителей округа имели хотя бы однократный опыт миграции, к возрасту 40 лет - 95 % (включая переселения в пределах автономного округа).
Среди внешних и внутренних факторов, влияющих на миграционную ситуацию в Югре, можно отметить:
окончание основных строительных работ на площадках, реализуемых в Югре крупнейших инвестиционных проектов "Строительство Няганьской ГРЭС" и "Строительство второго блока Нижневартовской ГРЭС", на строительстве которых в большинстве своем были задействованы мигранты из соседних с Югрой регионов;
реализацию мер по переселению граждан в регионы с более благоприятным климатом;
усиление ответственности за нарушение миграционного законодательства;
оптимизацию квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу;
изменение с 2012 года порядка учета долгосрочной миграции и, как следствие, в число выбывших попадают мигранты, срок пребывания которых закончился независимо от их посещения миграционных органов.
Развитие территориально-отраслевых кластеров и реализация инвестиционных проектов в долгосрочной перспективе приведет к увеличению потребности в трудовых ресурсах.
Частично потребность будет компенсирована привлечением квалифицированных трудовых мигрантов из других регионов России, в связи с чем прогнозируется миграционный прирост населения в автономный округ.
Согласно прогнозу социально-экономического развития автономного округа на среднесрочный период в автономном округе ожидается миграционный прирост населения, при этом его значения в абсолютном выражении зафиксируются на уровне 0,7 - 1,0 тыс. человек в год.
С целью привлечения молодого населения из других регионов страны, прежде всего - уроженцев автономного округа, выезжающих для получения профессионального образования в крупнейшие вузовские центры страны, создаются высокопроизводительные рабочие места, позволяющие в полной мере реализовать профессиональные компетенции.
В целом в Югре сохранены положительные тенденции демографического развития.
На развитие ситуации в сфере занятости населения оказывали влияние процессы, происходящие в экономике. В целом ситуация на рынке труда автономного округа в 2015 году оставалась относительно стабильной и контролируемой, несмотря на рост некоторых показателей.
Показатели экономической активности населения по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости (Росстат) в 2015 году были сопоставимы с показателями 2014 года: численность экономически активного населения составила 917,5 тыс. человек, что на 1,1 тыс. человек больше, чем в 2014 году (916,4 тыс. чел.), из них 877,0 тыс. человек - занятые, 40,5 тыс. человек - безработные (2014 год - 874,3 тыс. чел. и 42,1 тыс. чел. соответственно), уровень безработицы по МОТ составил 4,4% (2014 г. - 4,6%).
Основные показатели регистрируемого рынка труда имели тенденции к увеличению. Зарегистрированная численность безработных составила на 1 января 2016 года 4975 человек, уровень зарегистрированной безработицы - 0,54% от экономически активного населения. По сравнению с аналогичной датой предыдущего года число безработных выросло на 24,4%, уровень регистрируемой безработицы увеличился на 0,09 процентных пункта (на 01.01.2015 - 4000 безработных граждан, уровень - 0,45%).
Численность граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в трудоустройстве, увеличилась на 20,2% и составила 51222 человека (2014 год - 42603 чел.). Признано безработными 13368 человек, что на 14,1% больше показателя предыдущего года (в 2014 году - 11720 человек).
В течение 2015 года в органы службы занятости населения автономного округа было заявлено 64579 свободных рабочих мест (вакантных должностей), это в 1,6 раза меньше, чем было заявлено в 2014 году (100354 ед.).
По видам экономической деятельности наибольшая потребность в работниках была заявлена:
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 11,4 тыс. ед., или 17,6% от общего количества заявленных вакансий;
добыча полезных ископаемых - 7,7 тыс. ед., или 11,9 %;
строительство - 7,1 ед., или 11,0 %;
образование - 6,7 тыс. ед., или 10,4 %;
здравоохранение и предоставление социальных услуг - 5,9 тыс. ед., или 9,1 %.
По сравнению с 2014 годом в отраслевой структуре заявленных вакансий снизились доли вакансий в 5 видах экономической деятельности, наибольшее снижение произошло в строительстве (на 16,5 процентных пункта), оптовой и розничной торговле (на 1,6 процентных пункта), финансовой деятельности (на 0,7 процентных пункта). Увеличились доли вакансий в 9 видах экономической деятельности, наибольший рост произошел в операциях с недвижимым имуществом (на 4,1 процентных пункта), здравоохранении (на 3,2 процентных пункта), государственном управлении (на 3,1 процентный пункт), образовании (на 3,0 процентных пункта).
В структуре вакансий по укрупненным группам Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) в 2015 году наибольшую долю занимали вакансии для неквалифицированных рабочих - 40,6 %, по профессиональным группам наибольшая потребность отмечалась по профессиям: квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий (14,2 %), операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин (14,4 %), специалисты высшего уровня квалификации (10,5 %), работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства (8,3 %). Наименьшим спросом у работодателей пользовались квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства, рыболовства (0,6 %), служащие, занятые подготовкой информации (2,2).
Сохраняется дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, который выражается в территориальном и профессионально-квалификационном несоответствии. Дисбаланс приводит к тому, что ряд вакансий остается незаполненным, а безработные граждане продолжают состоять в органах службы занятости населения.
Территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы выражается в нехватке рабочих мест в одних территориях и переизбытке в других. Профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы выражается в несоответствии профессионально-квалификационных характеристик претендентов требованиям работодателей с одной стороны и неудовлетворенности самих претендентов условиям и оплаты труда, предлагаемым работодателями, с другой стороны.
В автономном округе приняты меры по стимулированию инвестиционной активности, действуют механизмы государственной поддержки инвестиционной деятельности.
В автономном округе реализуются утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации приоритетные инвестиционные проекты в Уральском федеральном округе.
Но существующий территориальный профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда автономного округа не может обеспечить квалифицированными специалистами большинство инвестиционных проектов после ввода в эксплуатацию объектов.
Несмотря на все принимаемые в автономном округе меры по выравниванию спроса и предложения рабочей силы, проблема привлечения дополнительных трудовых ресурсов в автономный округ в настоящее время особенно актуальна.
В соответствии с Национальным рейтингом состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее - Национальный рейтинг) за 2015 год значение показателя "Удовлетворенность предпринимателей доступностью трудовых ресурсов необходимой квалификации" по автономному округу составило 3,27 %, что соответствует одному из самых низких показателей - 3,26 %, относящемуся к группе D (показатель группы В - 4.2).
Программой предусмотрены мероприятия, направленные на привлечение квалифицированных специалистов из числа соотечественников, проживающих за рубежом, а также постоянно или временно проживающих на законном основании в автономном округе, либо прибывших в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке, признанных беженцами на территории Российской Федерации или получивших временное убежище на территории Российской Федерации, что также позволит повысить значение показателя "Удовлетворенность предпринимателей доступностью трудовых ресурсов необходимой квалификации".
Реализация мероприятий по содействию трудоустройству участникам Государственной программы позволит заполнить длительно существующие в автономном округе вакансии по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) и содействовать обеспечению потребности в квалифицированных кадрах в Югре.
3. Проблемы, с которыми могут столкнуться участники Государственной программы при переезде в Ханты-Мансийский автономный округ - Югру
1. Несмотря на положительную динамику рассматриваемых показателей и отсутствие проблем, связанных с демографической ситуацией, занятостью, существует ряд проблем, с которыми могут столкнуться соотечественники, изъявившие желание добровольно переселиться в Югру.
При переезде участники Государственной программы могут столкнуться с проблемой отсутствия в отдельных муниципальных образованиях автономного округа благоустроенного жилья либо высокой арендой платы за съемное жилье.
Средняя стоимость в месяц найма жилья у частных лиц однокомнатной квартиры в муниципальных образованиях автономного округа - от 10000 до 25000 рублей.
Для решения жилищной проблемы в Югре ведется жилищное строительство, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на приобретение или строительство жилых помещений предоставляются безвозмездные субсидии и компенсации ставок по кредитам, выделяются земельные участки. Установленные нормативными правовыми актами меры государственной поддержки являются финансовой поддержкой государства и предполагают участие средств самих граждан в обеспечении жильем.
2. Участники Государственной программы, переселяющиеся в сельскую местность автономного округа, могут столкнуться с проблемой отсутствия съемного жилья и работы либо отсутствия работы при наличии возможности снимать жилье.
Кроме того, недостаточная плотность сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения не всегда позволяет жителям Югры проживать в сельской местности, а работать в близлежащих населенных пунктах.
Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства автономного округа.
Не обеспечены связью по дорогам с твердым покрытием с опорной транспортной сетью 109 населенных пунктов округа с численностью 92,1 тыс. человек (5,8 % от общей численности населения). При этом рельефные особенности, климатические условия, удаленность от федеральных трасс, отсутствие проживающего населения в нескольких населенных пунктах являются причинами экономической нецелесообразности строительства автомобильных магистралей в 30 населенных пунктах с населением 3,6 тыс. человек.
В условиях необходимости диверсификации экономики автономного округа проблема развития транспортной инфраструктуры остается приоритетной.
4. Оценка готовности автономного округа к приему участников Государственной программы и членов их семей
Оценка готовности автономного округа к приему соотечественников приведена в приложении 4 к Программе.
Рынок труда
Трудоустройство участников Государственной программы планируется на имеющиеся в региональном банке вакансии с учетом профессии (специальности) участника Государственной программы.
Возможности трудоустройства соотечественников, решивших переехать на постоянное место жительства в автономный округ, распределяются по нескольким направлениям трудоустройства:
на имеющиеся вакансии;
занятие предпринимательской деятельностью;
занятие агропромышленным производством.
Трудоустройство участников Государственной программы возможно у отдельных работодателей с предоставлением жилья по факту наличия таких вакансий на момент их обращения.
Наиболее полная информация об имеющихся вакансиях в автономном округе для трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей представлена на:
информационном портале Роструда "Работа в России" http://www.trudvsem.ru, где классифицируются по регионам, профессиям, размеру заработной платы, дополнительным условиям, включая возможность переезда;
информационном портале Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: http://job.dznhmao.ru, раздел "Ищу работу", подраздел "Поиск вакансий";
информационном портале Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: http://www.deptrud.admhmao.ru (раздел "Для граждан", подраздел "Банк вакансий ХМАО - Югры в разрезе центров занятости населения").
Возможности занятия предпринимательской деятельностью соотечественниками, переселяющимися в автономный округ, определяются Гражданским кодексом Российской Федерации.
В целях создания условий, направленных на развитие малого и среднего бизнеса в автономном округе, продолжает реализовываться Закон автономного округа от 27 декабря 2007 года N 213-оз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", мероприятия подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы автономного округа "Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы".
По-видимому, предыдущем абзаце вместо реквизитов Закона автономного округа "от 27 декабря 2007 года N 213-оз" следует читать "от 29 декабря 2007 г. N 213-оз"
Кроме того, одним из направлений реализации государственной программы автономного округа "Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы" является содействие развитию предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
В автономном округе создана инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, представленная филиалами и представительствами Фонда поддержки предпринимательства Югры, Торгово-промышленной палаты, ООО Окружного Бизнес-Инкубатора, автономного учреждения автономного округа "Технопарк высоких технологий", некоммерческих организаций "Фонд микрофинансирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", "Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Кроме того, на базе Фонда поддержки предпринимательства Югры действует Гарантийный фонд. Организации инфраструктуры поддержки предпринимательства осуществляют деятельность в 21 муниципальном образовании автономного округа и работают по принципу 1 окна.
На базе окружного Фонда поддержки предпринимательства работает Центр инноваций социальной сферы Югры, который предоставляет юридическую и консультативную помощь бизнесменам, решившим оказывать социальные услуги.
В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в Югре действует Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей автономного округа.
Жилищное обустройство
Временное жилищное обустройство на этапе приема и адаптации переселенцев возможно путем самостоятельного поиска найма жилья участником Государственной программы.
Участнику Государственной программы осуществляется компенсация расходов по найму жилья по фактическим расходам, но не более 10,0 тыс. рублей на семью, на период до приобретения им собственного жилого помещения, но не более 6 месяцев с момента его прибытия в муниципальное образование автономного округа, подтвержденное проездными документами либо получения свидетельства участника Государственной программы (для соотечественников, временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации либо прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанных беженцами на территории Российской Федерации или получивших временное убежище
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.