Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Краткая характеристика текущего состояния сферы образования и молодежной политики автономного округа
Стратегическим приоритетом в развитии системы образования и молодежной политики автономного округа является создание условий для подготовки конкурентоспособных граждан в соответствии с социально-экономическими потребностями автономного округа.
Развитие и модернизация сфер образования и молодежной политики автономного округа является необходимым условием для формирования инновационной экономики автономного округа и осуществляется на основании "Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года", утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп, и других документов государственного стратегического планирования.
Профессиональное образование традиционно является основным источником формирования квалифицированных кадров для региональной экономики. Ежегодно за счет средств бюджета автономного округа принимаются на обучение по основным программам профессионального образования всех уровней 7 тысяч жителей автономного округа. Мероприятия последних лет по модернизации системы профессионального образования автономного округа были направлены на:
оптимизацию сети профессиональных образовательных организаций (2007 год - 13 учреждений начального профессионального образования и 22 учреждения среднего профессионального образования; 2014 году - 19 профессиональных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения). В результате, практически в каждом городском округе функционирует крупная многопрофильная образовательная организация с численностью не менее 1 000 обучающихся, а в муниципальных районах - многопрофильные образовательные организации численностью от 400 до 600 обучающихся);
обеспечение условий для повышения качества подготовки обучающихся посредством сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций, ресурсных центров и многофункциональных центров прикладных квалификаций. С 2014 года действует 6 ресурсных центров и 2 многофункциональных центра прикладных квалификаций. Отраслевые ресурсные центры координируют взаимодействие профессиональных образовательных организаций и заинтересованных в подготовке кадров предприятий конкретной отрасли экономики, проводят профориентационные мероприятия и профессиональные пробы для школьников и конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций;
открытие новых специальностей и направлений подготовки соответствующих потребностям рынка труда, перспективам развития экономики и социальной сферы автономного округа. Структура распределения бюджетных мест последовательно меняется в пользу приоритетных для социально-экономического развития автономного округа специальностей: образование, здравоохранение, транспорт, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, коммунальные услуги, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство. Перечисленные отрасли составляют 84% от общей потребности региональной экономики в квалифицированных рабочих и специалистах. Результатом совершенствования системы профессионального образования с учетом потребности в рабочей силе экономики Югры стала стабилизация доли незанятых выпускников на уровне 1,0 %;
повышение престижа рабочих специальностей у выпускников школ. С2013 года в округе реализуется "Концепция развития системы профессиональной ориентации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и межведомственный план по ее реализации". Результатом реализации указанного плана мероприятий стало увеличение конкурса в профессиональные образовательные организации на программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена. До 35% выпускников девятых классов поступают в профессиональные образовательные организации автономного округа;
внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, отвечающих потребностям рынка труда. Ежегодно во всех организациях профессионального образования, подведомственных Депобразования и молодежи Югры, образовательные программы разрабатываются с участием работодателей и согласовываются ими;
совершенствование мер по трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников образовательных учреждений профессионального образования. Во всех организациях профессионального образования, подведомственных Депобразования и молодежи Югры, работают центры содействия трудоустройству выпускников, обеспечивающие мониторинг ситуации. Так в 2015 году доля нетрудоустроенных выпускников сократилась более чем в 5 раз по сравнению с 2009 годом (2009 год - год открытия центров во всех профессиональных образовательных организациях автономного округа) и стабильно держится на уровне 96 %;
переход на многоуровневую систему высшего образования, усиление роли научно-исследовательской деятельности в организациях высшего образования. С целью коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности в организациях высшего образования создано 24 малых инновационных предприятия. К концу 2015 года выполнены заказы коммерческих предприятий и физических лиц на сумму более 15,6 млн. рублей.
Государственным приоритетом в дошкольном образовании сегодня является обеспечение доступности дошкольных образовательных организаций для детей дошкольного возраста. К 1 января 2016 года 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местами в дошкольных образовательных организациях, целевое значение показателя, установленного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", достигнуто. Таким образом, начиная с 2016 года перед отраслью "Образование", в условиях благоприятной демографической ситуации стоит задача удержать достигнутые позиции и продолжить обеспечение местами в дошкольных образовательных организациях детей в возрасте до 3 лет.
К решению этой задачи по повышению охвата дошкольным образованием привлекаются субъекты малого предпринимательства, в том числе на конкурсной основе.
Сегодня в автономном округе реализован механизм, позволяющий всем предпринимателям, получившим лицензию на ведение образовательной деятельности, получать бюджетное финансирование на реализацию программ дошкольного образования.
Кроме того, по состоянию на 1 января 2016 года:
услуги по присмотру и уходу в частных организациях и у индивидуальных предпринимателей, не имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности, получают 2 250 детей в возрасте от 0 до 7 лет, это составляет 2,1 % от общей численности детей, посещающих дошкольные образовательные организации;
услугу по дошкольному образованию в группах кратковременного пребывания получают 1 341 ребенок (1,3 % от общей численности детей, посещающих дошкольные образовательные организации);
функционируют 4 "Билдинг-сада" на 246 мест; всего в перечень объектов капитального строительства на 2016 - 2020 годы включено строительство за счет внебюджетных источников (средства инвесторов) 13 "Билдинг-садов" общей мощностью на 1057 мест.
В 2015 году в целях решения проблемы дефицита мест для детей дошкольного возраста дополнительно открыто 89 мест при общеобразовательных организациях, 2 125 мест - за счет оптимизации функционирующих дошкольных образовательных организаций.
В настоящее время назрела необходимость в реализации проектов, носящих стратегический долгосрочный характер, в том числе на условиях концессионных соглашений и (или) соглашений о муниципально-частном партнерстве. Партнерство органов власти и бизнеса способно содействовать решению многих социальных задач, являясь результатом развития традиционных механизмов взаимодействия в целях разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры.
При этом муниципально-частное партнерство рассматривается не только как инвестиционный механизм, но и как эффективная модель управления, которая, с одной стороны, позволяет сократить и оптимизировать расходы бюджета, с другой - повысить качество исполнения проекта и предоставления впоследствии на его базе общественных услуг.
В целях реализации федеральных законов от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты образования планируется создавать в соответствии с концессионными соглашениями и (или) соглашениями о муниципально-частном партнерстве.
Во исполнение плана поэтапного внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в 83 % дошкольных образовательных организаций локальные акты и предметно-пространственная среда приведены в соответствие с современными требованиями, 100 % (106 773) детей обучаются по программам дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
В сфере общего образования проведена масштабная модернизация, оптимизация сети организаций (по состоянию на 1 января 2016 года действуют 301 муниципальная, 22 государственных, 5 частных общеобразовательных организаций), оснащение их оборудованием, приведение материально-технической базы и инфраструктуры в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами, благодаря чему достигнуты следующие результаты:
100 % учащихся 1 - 6 классов перешли на обучение по федеральным государственным образовательным стандартами, обеспечены соответствующими учебниками, обновлены библиотечные фонды;
возможность выхода в сеть Интернет с компьютеров, расположенных в библиотеках, имеют 87,4% учащихся;
доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), порядка 90%;
все кабинеты начальных классов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обеспечены мультимедийным комплектом оборудования;
100% педагогов 1-6 классов, прошли повышение квалификации для преподавания по новым федеральным государственным образовательным стандартам.
Очень важно, чтобы в каждой общеобразовательной организации были обеспечены современные бытовые условия, в связи, с чем ежегодно проводятся мероприятия по обеспечению комплексной безопасности школьных зданий.
Особое внимание уделяется образовательным организациям, расположенным в сельской местности. Сохранение сельских школ, как социокультурных комплексов - принципиальная позиция Правительства автономного округа. С этой целью в Югре приняты отдельные нормативы финансирования для малокомплектных школ.
Каждый ребенок, проживающий в сельской местности более 2 км от школы, обеспечен транспортным подвозом.
87,3% школ обеспечены средствами пожарной и антитеррористической безопасности, в том числе средствами пожарной безопасности 100,0% и антитеррористической безопасности 72,7 % школ.
До 86,5% увеличилась доля общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям.
80 школ округа участвуют в реализации федеральных проектов: "Создание современных моделей социализации детей" - 3 общеобразовательных организации; "Распространение моделей государственно-общественного управления образованием" - 11 образовательных организаций; "Создание универсальной безбарьерной среды" - 66 общеобразовательных организаций.
С 2014 года с целью повышения уровня физико-математического и естественно-научного образования на базе Югорского физико-математического лицея-интерната действует ресурсный центр развития математического образования.
В ходе реализации концепций математического и дополнительного образования в округе реализуется инновационный проект интеракториум "Марс-Тефо: Экспедиция в будущее" - интерактивный модуль, посвященный исследованию Марса. На его базе, в интерьерах космической станции, с эффектом полного погружения, проводятся образовательные мероприятия для детей и молодежи автономного округа в возрасте от 7 до 25 лет.
Для обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей - "инклюзивное образование" - в автономном округе разработана нормативная правовая база, направленная на создание необходимых условий для получения качественного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В 20% общеобразовательных организаций создана универсальная безбарьерная среда для организации инклюзивного образования.
В муниципальных общеобразовательных организациях созданы специальные (коррекционные) классы, реализующие в качестве основного вида деятельности адаптированные основные общеобразовательные программы, в которых на 1 января 2016 года обучаются 1443 ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Специальное образование в автономном округе представлено 17 казенными общеобразовательными организациями и 1 казенным учреждением санаторного типа, реализующими адаптированные образовательные программы для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, 8 из них имеют интернаты, позволяющие обеспечить стационарное проживание детей. 100% детей имеют возможность обучаться с использованием дистанционных технологий.
На 1 января 2016 года образовательные потребности учащихся по дополнительным образовательным программам реализуются в 57 муниципальной и 18 негосударственных организациях дополнительного образования детей. Приказом Депобразования и молодежи Югры от 6 марта 2014 года N 229 утверждена Концепция дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Разработаны методические рекомендации и положения о проведении интенсивных школ для детей, кадровых школ для педагогов, создании тьюторского и менеджерского центров.
В целях развития научно-технического направления в дополнительном образовании заключено соглашение о сотрудничестве между Правительством автономного округа и автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", в соответствии с которым планируется реализация инициативы "Новая модель системы дополнительного образования детей".
Во исполнение положений Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" решаются задачи по обеспечению достижения целевых показателей уровня заработной платы отдельных категорий работников образовательных организаций, при этом достижение целевых показателей взаимосвязано с повышением качества образовательных услуг (переход на "эффективный контракт").
Действующей в автономном округе системой оплаты труда уже предусмотрена дифференциация заработной платы педагогических работников в зависимости от показателей качества (критериев оценки) деятельности работника. С 1 января 2013 года в автономном округе проиндексирован фонд оплаты труда работников образовательных организаций на 5,5%. В 2014 году была повышена заработная плата научных сотрудников. В 2015 году повышена заработная плата педагогических работников, реализующих программу дошкольного образования, и педагогических работников организаций дополнительного образования детей. Правительством автономного округа принято решение о ежегодном обеспечении достижения целевых показателей уровня заработной платы при условии неснижения достигнутого уровня номинально начисленной заработной платы. Реализуются мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.
Реализация государственной молодежной политики в автономном округе является одной из важнейших составляющих социально-экономической политики, предусматривающих формирование необходимых условий для конструктивного взаимодействия молодежи (целевая группа населения в возрасте от 14 до 30 лет) с институтами гражданского общества. Благодаря реализации мероприятий государственной программы создана основа для достижения долгосрочных целей по воспитанию у молодых людей автономного округа потребности в активном и здоровом образе жизни, укреплении здоровья, развитии гражданской позиции, трудовой и социальной активности.
Представители автономного округа ежегодно становятся победителями и призерами различных всероссийских и региональных конкурсов ("Молодой предприниматель России", "Точка Роста", "Моя страна - Моя Россия", "Лидер XXI века", "Ученик года", "Студенческая весна"). Ведется системная работа по кадровой подготовке и сопровождению талантливой молодежи Югры (реализуется кадровый образовательный проект "Учеба Для Актива Региона"), увеличивается количество молодежи, вовлеченной в проекты патриотической направленности (с 34% в 2013 году до 37,7% в 2015 году), растет количество общественных детских и молодежных организаций (с 882 в 2013 году до 1213 в 2015 году) и количество молодежи от 14 до 30 лет, вовлеченной в их деятельность (с 17,8% в 2013 году до 18% в 2015 году).
В целях определения единых подходов в вопросах гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи Югры принята Концепция гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (распоряжение Правительства автономного округа от 29 декабря 2014 года N 747-рп), в соответствии с которой, работа по развитию системы гражданско-патриотического воспитания организуется по следующим направлениям: культурно-историческое, гражданское, экологическое, репродуктивное, духовно-нравственное, спортивно-патриотическое, добровольческое, поликультурное, рационализаторское.
В целях обеспечения права коренных малочисленных народов Севера в автономном округе на изучение родного языка, литературы и культуры с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей, создание условий для активного использования родных языков в социальной практике принята Концепция по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, и план мероприятий ("дорожная карта") по ее реализации (распоряжение Правительства автономного округа от 7 августа 2015 года N 451-рп).
Тем не менее, в сфере образования и молодежной политики автономного округа существуют следующие проблемы:
В профессиональном образовании:
отставание уровня профессиональных компетенций выпускников от уровня современных требований в производственной сфере (лесозаготовка и деревообработка, строительство дорог, водный транспорт), профессиональных, международных стандартов;
отсутствие у части инженерно-педагогических работников реального производственного опыта и знания современных технологий и производств, а у научно-педагогических работников - отсутствие кооперации с ведущими российскими и международными научно-образовательными центрами;
отставание в развитии материально-технической и производственной базы образовательных организаций от уровня оснащенности современных производств;
дальнейшее повышение престижа профессионального образования с целью привлечения лучших выпускников школ в колледжи и вузы автономного округа;
в высшем образовании у населения по-прежнему приоритетными остаются специальности гуманитарного направления, а также "Экономика" и "Управление", что не соответствует современным и опережающим потребностям рынка труда. Необходима дальнейшая переориентация выпускников школ на специальности и направления подготовки инженерного кластера, педагогического и медицинского образования, востребованных экономикой региона;
демографический рост вкупе с ростом привлекательности профессионального и высшего образования в округе потребует строительства новых учебных зданий, общежитий, создание инфраструктуры, обеспечивающей доступность профессионального образования независимо от места проживания обучающихся.
В дошкольном образовании:
существующая сеть дошкольных образовательных организаций не полностью удовлетворяет потребности населения, приоритетным становится обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет;
при условии высокого демографического роста не удается в полном объеме обеспечить потребность населения услугами дошкольного образования только за счет строительства новых объектов, в связи с чем, необходимо продолжить развитие негосударственного сектора, сети "Билдинг - садов", расширять альтернативные формы дошкольного образования;
введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования требует:
конструирования и апробации нового развивающего образовательного пространства;
повышения профессиональной компетентности педагогических работников;
разработки и внедрения новых образовательных программ, учитывающих запросы и интересы всех участников образовательного процесса;
создания региональной системы оценки качества дошкольного образования.
В общем образовании:
инфраструктура общего образования не в полной мере соответствует современным требованиям. Несмотря на меры, принимаемые Правительством автономного округа по строительству, реконструкции, ремонту объектов сферы образования, 10,1% всех общеобразовательных организаций требуют капитального ремонта, а 24,3% учащихся обучаются во вторую смену. Решение данной проблемы возможно только с привлечением внебюджетных источников;
не во всех зданиях образовательных организаций создана безбарьерная среда;
в Югре сегодня педагоги получают достойную оплату за свой труд, так средняя зарплата учителей превысила среднюю по экономике региона. Однако оплата труда должна непосредственно зависеть от качества и эффективности деятельности работников в соответствии с современными стандартами профессиональной деятельности педагогов;
необходимо осуществить детальный анализ причин, низких результатов итоговой аттестации по математике выпускников 9 - 11 классов, оценить уровень овладения педагогами предметным содержанием. На основании полученных результатов должна выстроиться система повышения квалификации - индивидуальная, для каждого учителя, с различными формами поддержки;
дальнейшего развития требует региональная система оценки качества образования.
В дополнительном образовании:
тенденции развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ;
недостаточно развиты направления технического творчества, робототехники, моделирования;
инфраструктура современного дополнительного образования детей отстает от современных требований. Система дополнительного образования детей испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях;
несмотря на меры, принятые Правительством автономного округа, по повышению заработной платы, профессия педагога дополнительного образования по-прежнему остается не привлекательной;
абзац семьдесят второй утратил силу.
См. текст абзаца семьдесят второго раздела I
В молодежной политике:
Молодежь автономного округа недостаточно вовлечена в социальную практику и информирована о потенциальных возможностях саморазвития;
слабо развивается культура ответственного гражданского поведения;
у значительной части молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления.
На решение обозначенных проблем направлены основные мероприятия государственной программы, отраженные в таблице 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.